Доклад на тему: «Причины, влияющие на здоровье учащихся»
Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология +1
Взрослым
28.01.2018
Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека. Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения. Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу врачей, учителей, родителей и поэтому очень много удаляется внимания сохранению здоровья школьников. И это не случайно, т.к. на сегодняшний день прослеживается тенденция ухудшения физического состояния детей по сравнению с их сверстниками предыдущих поколений.
Заботу о здоровье детей называют приоритетным направлением деятельности на уровне государства, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности. Поэтому сохранение здоровья в образовательном процессе можно рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность.
доклад причины влияю здор учащ.docx
Муниципальное бюджетное, общеобразовательное учреждение.
Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
ШМО УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Доклад на тему:
«Причины, влияющие на здоровье учащихся»
Учитель: Гвоздков Виктор Борисович.( столярное дело)
Ногинск.
2016 Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека.
Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения. Сегодня
здоровье детей вызывает серьезную тревогу врачей, учителей, родителей и поэтому очень
много удаляется внимания сохранению здоровья школьников. И это не случайно, т.к. на
сегодняшний день прослеживается тенденция ухудшения физического состояния детей по
сравнению с их сверстниками предыдущих поколений.
Заботу о здоровье детей называют приоритетным направлением деятельности на уровне
государства, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей
трудовой деятельности. Поэтому сохранение здоровья в образовательном процессе можно
рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность.
Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе
развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья
обучающихся: «Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую
актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в
педагогический процесс».
В Концепции модернизации Российского образования отмечено: «...необходимо провести
оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в
общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся».
В федеральном законе
«Об образовании в Российской Федерации» говорится, что
«государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и
здоровья человека...».
Статья 51 «Охрана здоровья обучающихся и воспитанников» «Образовательное
учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся,
воспитанников», а также «ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и
отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица
образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и
уставом данного образовательного учреждения».
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего
общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни,
духовнонравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных
приоритетов образовательной деятельности школы.
Рассмотрим, что же содержат Федеральные государственные образовательные стандарты в
решение проблемы сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся?
1. Это новые идеи образования, которые заключаются в том, что осуществляется переход
от успешности школы к успехам ребенка, развивающегося как личность.
2. Это обязательное наличие программы формирования здорового и безопасного образа
жизни у школьников разных ступеней обучения.
3. В документе обозначены направления деятельности учителя и школы по
формированию здорового и безопасного образа жизни школьников.
Исходя из логики новых стандартов, следует ожидать, что с их введением образование
должно стать здоровьесберегающим. При этом нужно помнить, что в течение 11 лет жизни дети проводят 70% своего времени в
школе. Выявим факторы риска, связанные с учебным процессом и их влияние на здоровье
учащихся.
«Исследования Института возрастной физиологии России позволяют ранжировать школьные
факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
1. Интенсификация учебного процесса.
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям школьников.
3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации
учебного процесса.
4. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья
учащихся.
5. Недостаточность существующей системы физического воспитания.
6. Стрессовая учебная деятельность.
7. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа
жизни.
8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
9. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
В настоящее время организация образовательного процесса перестала соответствовать
функциональным возможностям ребенка. В последние годы в школах в образовательный
процесс стали внедрять интенсивный метод обучения.
Согласно энциклопедическому определению слово «интенсивный» определяется как
Интенсификация
напряженный,
образовательного процесса означает усиление, увеличение напряженности детей.
дающий высокую результативность.
усиленный,
К интенсификации процесса обучения относится увеличение количества учебных часов или
реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема
учебного материала, что приводит к увеличению объёма домашнего задания, а также к
перегрузкам и утомлению.
И, несмотря на то, что при интенсивном обучении используются наиболее важные достижения
психологии и педагогики, чаще всего это приводит к нарушению максимально допустимой
нагрузки для учащихся. Например, в соответствии с нормативными требованиями,
первоклассникам запрещается давать домашние задания, а санитарные правила устанавливают
время необходимое для выполнения домашних заданий всем учащимся со второго по
одиннадцатый класс.
Очень часто школа нарушает эти требования и отнимает все свободное время. У школьников
нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому
хронической усталости. Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной
системы изза нехватки времени. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны
для здоровья детей.
Не менее важная причина, ведущая к снижению здоровья – это гиподинамия. Врачи
отмечают дефицит активности у детей школьного возраста. Школьники находятся без движения
почти половину суток. В школе преобладают малоподвижные занятия: в учебном плане
недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. В
результате у учащихся появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, изменение
осанки, снижение иммунитета.
Л.С. Выготский считает, что крайне необходимое условие здоровьесбережения это
творческий характер образовательного процесса. «Включение ребёнка в творческий процесс не
только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы
развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка
взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или
иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья,
как через формирование усталости, так и само по себе».
Еще один важный для здоровьесбережения аспект это вопрос рациональной организации
урока. От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние
школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать
умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное
нарушение утомления.
Всемирная организация здравоохранения все перечисленные выше факторы делит на 3
категории:
неизбежные факторы, с которыми необходимо считаться, но нет способа изменить,
корректируемые факторы, действие которых можно в некоторых случаях регулировать,
устранимые факторы – негативное действие которых, можно снизить, нейтрализовать,
исключить.
Смысл использования здоровьесберегающей технологии состоит в том, чтобы можно было
учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов и
избавляться от устранимых факторов.
Литература.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. Ред. В.В. Давыдова. М. Педагогика, 1991.
Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 1998.
Митина Е.П. «Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра». М. 2006.
Доклад на тему: «Причины, влияющие на здоровье учащихся»
Доклад на тему: «Причины, влияющие на здоровье учащихся»
Доклад на тему: «Причины, влияющие на здоровье учащихся»
Доклад на тему: «Причины, влияющие на здоровье учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.