Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"
Оценка 4.6

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
психологическая работа +2
Взрослым
04.03.2018
Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"
Стрессовые ситуации встречаются часто в современном мире. Задача педагога-психолога сделать психологическое консультирование детей эффективным и результативным. В докладе рассмотрены основные представления о психологической травме и практических подходов к работе с травматическими переживаниями и их последствиями. Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события - актуальная тема для доклада.
консультирование.doc
Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события    Распространение в современной жизни стрессовых ситуаций и психических травм   делает   актуальной   рассмотрение   основных   представлений   о психологической   травме   и   практических   подходов   к   работе   с травматическими переживаниями и их последствиями.        Универсальную концепцию стресса сформулировал всемирно известный канадский физиолог Ганс Селье, что оказало большое влияние на различные направления науки о человеке: психологию, медицину, социологию, и другие области   знаний.   Проблема   изучения   механизмов   эмоционально   стресса, который является расплатой за прогресс и цивилизацию; разработка методов преодоления стрессовых ситуаций особенно актуальны сегодня. Как и много тысяч   лет   назад,   наш   организм   отвечает   на   сложные   жизненные   ситуации мгновенной ответной реакцией нервной системы с вовлечением психической сферы. В   настоящий   период   отмечаются   большей   частью   неблагоприятные перемены   в   картине   психического   здоровья   населения.   Происходит значительный рост числа нервно­психических заболеваний, прежде всего тех, что   являются   наиболее   характерной   реакцией   на   психический   стресс. Например, посттравматическое стрессовое расстройство. [2] Как   известно,   состояние   психического   здоровья   детей   обеспечивает   их   соматическое   и   влияет   на   физическое, социальную   адаптацию, репродуктивное здоровье. Распространённость основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые десять лет возрастает на 10­ 15%. Нервно­психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства. Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «человек­среда»   играет   психическая   адаптация.   При   возникновении стрессовой   ситуации   необходимы   активные   действия   по   устранению 1 источника   стресса   с  целью   наименьших   психических   и   физических   потерь   устранение организма:   уменьшение   силы   воздействия   стрессора, повторяемости стрессовой ситуации.  [5] Психологическая   травма   возможна,   если   произошедшее   событие осознаваемо, то есть человек знает, что с ним произошло и из­за чего у него ухудшилось   психологическое   состояние;   пережитое   разрушает   привычный образ жизни. Под   травматическим   опытом   в   данном   случае   понимается   результат пребывания   в   любых   физически   и   психологически   травмирующих   аварии, обстоятельствах:   стихийные   бедствия,   война,   пожары, террористические акты (дети, оказавшиеся в заложниках), насилие (в семье, в образовательных   учреждениях,   на   улице),   тяжелые   заболевания   (дети, пережившие клиническую смерть; дети, перенесшие серьезные травмы; дети­ инвалиды и т.д.), смерть кого­то из родителей.[1] Согласно   современным   воззрениям,   стресс   становится   травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере   по   аналогии   с   физическими   нарушениями.   В   этом   случае,   согласно существующим  концепциям, нарушается структура «самости»,  когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами   научения,   система   памяти,   эмоциональные   пути   научения.   В качестве   стрессора   в   таких   случаях   выступают   травматические   события­ экстремальные   кризисные   ситуации,   обладающие   мощным   негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого   разнообразны.   Факт   переживания   травматического   стресса   для некоторых   людей   становится   причиной   появления   у   них   в   будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). 2 Посттравматическое   стрессовое   расстройство   (ПТСР)   —   это непсихотичная   отсроченная   реакция   на   травматический   стресс,   способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. [2] Первоначально   в   ходе   биологической   эволюции   сформировались   две основные реакции на стресс­борьба и бегство.  Кроме реакции «борьба­бегство», существует,  и другой вид поведенческой реакции — замирание или можно сказать оцепенение. Это защитный процесс эмоционального отстранения.  Имеются и другие стратегии борьбы с пережитой травмой. Одна из них — это попытка избавить от неё других.     Наличие   травматических   переживаний   у   детей   выявляется   педагогами, психологами посредством следующих диагностических методов:   ­ наблюдение; ­ индивидуальные беседы с ребёнком и его родителями; ­проведение   интервью,   заполнение   карты   с   показателями симптомокомплекса ПТСР; ­ применение психодиагностических методик. Для   того,   чтобы   определить,   было   или   нет   травматическое   событие, существует специальная технология расспроса, которая выявляет наличие или отсутствие   симптомов   ПТСР.   Типичные   симптомы   включают   в   себя   чувство   отчуждения, навязчивые   переживания, эмоциональный   уход   в   себя   и   потерю   интереса   к   жизни.   Отмечаются   ночные   кошмары, гиперчувствительность, нервность, агрессивность, бессонница, неспособность сфокусировать своё внимание на длительный период времени. Психологическим   консультированием   называется   особая   область практической   психологии,   связанная   с  оказанием   со   стороны   специалиста­ психолога непосредственной психологической помощи людям, нуждающимся в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на 3 основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.  [1]   Однако   определение   наличия   посттравматического   стресса   у   детей чрезвычайно сложно, так как дети далеко не всегда могут вербализовать свои чувства,   связанные   с   травмой,   особенно   если   травматизация   произошла   в раннем возрасте. Выявление травматического опыта может быть осложнено также проявлениями диссоциации или внушенным ребенку чувством вины или стыда (особенно это характерно для ситуаций насилия). Поэтому отдельной актуальной проблемой в диагностике посттравматического стресса является разработка таких методик диагностики, которые позволили бы выявлять его даже при отрицании ребенком самого факта травмы. [4] Из­за   несамостоятельности   ребёнка   в   детскую   терапию   всегда   вовлечён кто­либо из взрослых. Важность роли взрослого зависит от возраста ребёнка и чувства   ответственности   за   ребёнка.   Близкий   взрослый,   обычно   мать, предоставляет   консультанту   предварительную   информацию   о   ребёнке   и оказывает   содействие   в   планировании   терапии.   Взаимодействие   с   матерью даёт   консультанту   возможность   оценить   её   роль   в   проблемах   ребёнка,   её собственные эмоциональные нарушения и получить некоторые представления об отношениях в семье.  Так как ребёнок менее устойчив к внешнему воздействию и стрессам и не может   контролировать   обстановку,   которая   его   окружает,   консультант, оказывая ему прямую помощь, берёт на себя большую ответственность. При терапии эмоционально неустойчивого ребёнка первым шагом должно стать изменении   обстановки:   чем   более   комфортно   ребёнку,   тем   эффективнее процесс в целом. При организации процесса консультирования необходимо учитывать зону и содержание   конфликта.   Исходя   из   теории   Э.Эриксона,   главное   в возникновении  того или иного внутреннего  конфликта  — это особенности переживания ребёнком стадии созревания своего «Я»: доверия­недоверия к самостоятельности   —   нерешительности, окружающему   миру,   4 предприимчивости­чувства вины, умелости — неполноценности. Но, помимо особенностей   переживания   стадий   созревания,   безусловно   необходимо учитывать   и   актуальную   жизненную   ситуацию   ребёнка   (например,   развод родителей) как возможный фактор инициирования внутреннего конфликта. Н.В.   Тарабриной   для   диагностики   посттравматического   стрессового расстройства у детей были разработаны две взаимодополняющие методики: «Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей»   и   «Родительская   анкета   для   оценки   травматических   переживаний детей». В психодиагностике посттравматических состояний используются и другие методики: ­   тесты,   направленные   на   определение   уровней   личностной   и   ситуативной тревожности; ­тесты, направленные на выявление изменений в эмоционально­аффективной сфере ребёнка; ­   проективные   рисуночные   тесты   для   личностной   диагностики   ребёнка. Основная задача проективных рисунков состоит в получении дополнительной информации о состоянии ребёнка и выявлении трудно реализуемых проблем, переживаний. [3]  Как   показывает   практика,   когда   травмированные   люди   позволяют   себе фантазировать,   у   них   появляется   сильная   тревога,   что   «барьеры», охраняющие   их   от   воспоминаний   о   травме,   могут   быть   разрушены.   Такие пациенты   организуют   свою   жизнь   так,   чтобы   не   чувствовать   и   не рассматривать   различные   возможности   оптимального   реагирования   в эмоционально   заряженных   ситуациях.   Работая   с   детьми   и   подростками, необходимо помнить, что речь идет о формирующейся личности, и учитывать, что   невозможность   свободно   распоряжаться   фантазией   и   когнитивными ресурсами   становится   непреодолимой   преградой   для   дальнейшего личностного   развития   ребенка.   Пребывание   в   состоянии   постоянной сверхбдительности,   напряжения   и   страха   нарушает   способность   к 5 концентрации   внимания,   что   порождает   серьезные   трудности   в   обучении, усвоении любой новой информации, освоении любых новых навыков и, что   ведет   к   утрате   ранее   приобретенных   умений. еще   печальнее, Еще   одним   аспектом,   заставляющим   поднимать   вопрос   о   своевременности выявления   стрессового   расстройства   и   оказания   компетентной   помощи, является компульсивное повторное переживание травматических событий – сложный   поведенческий   стереотип,   часто   наблюдающийся   у   людей, перенесших психическую травму. Он проявляется неосознанным стремлением к участию в ситуациях,  сходных с предыдущим травматическим событием в целом или каким­то его аспектом. К психологическим травмам детей нужно быть очень внимательными. Ведь от того, как они переживут травмирующее их событие, будет зависеть то, как сильно это повлияет на их ещё неокрепшую психику и как они в дальнейшем смогут справляться с подобными ситуациями. Влияние   психологической   травмы   может   быть   незаметно непрофессиональному   взгляду.   Поэтому   помощь   опытного   психолога­ консультанта послужит толчком для положительной динамики преодоления травм,  а  поле   того,  как   завершатся   все   этапы   психологической   обработки существующих   переживаний,   риск   возникновения   посттравматического синдрома будет сведён к минимуму. 6 Список литературы и интернет­ресурсы 1.   Бадьина   Н.П.   Психологическая   помощь   ребёнку,   пережившему психическую травму: Методические рекомендации для педагогов­психологов ОУ.­Курган, 2005 2.   Благотворительный   фонд   «Ветеран»  [электронный   ресурс]   //   https: bfveteran/reabilitaciya/ptsr 3.  Малкина­Пых   И.Г.   Возрастные   кризисы.   Справочник   практического психолога. Эксмо г. Москва 2004  4. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса.­ Спб: Питер, 2001 5. Шемякина О.О. Анализ причин стресса и методы его профилактики» // Психология и право. 2012 №2 7

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"

Доклад на тему: "Психологическое консультирование российских детей и подростков, переживших травматические события"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018