Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"
Оценка 5

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Оценка 5
Научные работы
docx
русский язык +1
Взрослым
17.03.2018
Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"
В данном докладе отражены основные виды работы с текстом. Показаны виды чтения , которые отражают различные Сущность функциональной грамотности, состоящей в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, об (речевой) компетенции школьников и коммуникативной, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общенияоказаны виды чтения , которые отражают различные Сущность функциональной грамотности, состоящей в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, об (речевой) компетенции школьников и коммуникативной, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения
Доклад Калижарова З.Ж..docx
Доклад « Работа с текстом как основной способ развития навыков    функционального  грамотности учащихся»                   Подготовила: Калижарова Зухра Жолдыбаевна учитель русского языка и литературы 2017 год        « Кто постигает новое, лелея   старое,                                                             тот может быть учителем »                                             Конфуций. В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образование, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Один из  показателей успешности этого процесса является выполнение  образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. В «  Государств­ венной Программе развития образования РК на 2011­2020 г.г» в « В Национальном  Плане действий по формированию функциональной грамотности казахстанских школьников на 2012­2016 г.г» и других нормативных документов формирование  функциональной грамотности рассматривается  как условие становление  динамичной , творческой, ответственной ,конкурентоспособной личности.     Обществу необходим  человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный  к определенным, социально значимым достижениям.  Функциональная грамотность­ это определенный уровень образованности  учащихся на уровне общего среднего образование, выражающий степень овладения  учащимися  ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно  действовать в учебной деятельности и за ее пределами. Сущность функциональной  грамотности состоит  в способности личности самостоятельно осуществлять  учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и для решения  жизненных задач в   различных сферах человеческой деятельности, об (речевой)  компетенции школьников и коммуникативной, связанной с овладением всеми  видами речевой деятельности, а также с культурой устной и  письменной речи,  правилами и способами использования языка в разных сферах общения.  Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и  творческим? Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы. Мучают они и меня.  Когда сегодня говорят о катастрофическом падении интереса к книге, чтению,  думается выход из этого положения в поисках и использовании нетрадиционных  форм и методов обучения, новых технологий. Одним из путей достижения этой  цели является развитие функциональной грамотности учащихся в аспекте  функционального чтения .Чтение вообще рассматривается как технология  интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении,  средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно  интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение  всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные  люди понимают один и тот же текст по­разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта. Психологические теории чтения подчеркивают  активную роль читателя в понимании текста  Процесс чтения состоит из трех фаз.  Первая – это восприятие текста, раскрытие его содержания, своеобразная  расшифровка, когда из отдельных предложений складывается общее содержание. В  этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, анализ  сюжета, воспроизведение и пересказ. Вторая – это интерпретация текста: объяснение, сравнение и сопоставление, анализ  и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и  выводами.  Третья – это создание своего нового смысла, т.е. «присвоение» добытых новых  знаний как собственных. Чтение включает в себя выдвижение гипотез,  предположений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни,  учебе, профессиональной деятельности. В ответ на прочитанное  у читателя  возникают свои чувства, мысли, образы. Это одно из объяснений существования  различных точек зрения по многим вопросам. Те, кто останавливается на первой  фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание,  пересказывают факты и фабулу. Однако сегодня на первый план выдвигается  творческое чтение. требующее осмысления полученной в процессе чтения  информации, ее интерпретации, оценки и создания собственных смыслов.  Чтение может быть: ­ рациональным или эмоциональным (по участию психических процессов­    мышления, памяти, воображения, воли, чувств); ­ функциональным или эстетическим (по целям); ­ деловым или досуговым (по мотивам); ­ быстрым или медленным (по скорости).  Рациональное чтение используется для работы с научной, учебной,  публицистической литературой. При таком чтении опираются на мышление, память, волю; воображение и эмоции в данном случае включены в меньшей степени.  Рациональное чтение строится в соответствии с определенными алгоритмами,  причем можно выделить этапы ориентировочного (ознакомительного),  просмотрового (поискового) и аналитического (изучающего) чтения. Ориентировочное чтение позволяет сделать выводы о тексте на основе  выборочного извлечения информации, обычно такое чтение используется либо для  отбора текстов с целью последующего более углубленного чтения, либо как его  первый этап. Каждый из элементов структуры текста влияет на решение о чтении /  нечтении или характере чтения(частично / полностью): автор, название, аннотация,  оглавление, предисловие, иллюстрации(схемы, графики, рисунки)  Просмотровое чтение, или сканирование, позволяет «пробегать» текст, получая  общее представление о нем. Оно включает ориентировочное чтение, а также  знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами текста,  выделение ключевых слов и понятий. Такое чтение дает представление о стиле автора. степени трудности текста. Сканирование позволяет быстро просмотреть  текст и мысленно зафиксировать те места, в которых содержится необходимая  информация. Этому виду знакомства с текстом отводится центральная роль при  экранном и функциональном чтении.  Аналитическое чтение – это чтение, включающее все действия по выявлению,  интерпретации и созданию новых смыслов. Оно включает отбор важных  и  второстепенных фактов, ответы на вопросы и постановку вопросов, все виды  свертывания информации (аннотации, рефераты, тезисы, планы, конспекты) и  схематизацию текстов, оценку прочитанного и создание собственных смыслов,  выражение своего мнения в различных жанрах письменных работ – в эссе, рецензии,  отзыве, докладе, презентации.  Эмоциональное чтение всегда индивидуально и поэтому не может быть  алгоритмизировано. Чтение художественной литературы отличается от чтения  научных, публицистических, официальных изданий. Это творческая деятельность  читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства.  Очень важную роль играет функциональное чтение. Это чтение с целью поиска  информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного  задания. Существуют специальные требования к текстам для развития  функционального чтения, правила составления заданий, алгоритмы, которыми  можно пользоваться при подготовке к уроку. Владение навыком функционального  чтения – опора для развития когнитивного (познавательного) и творческого  мышления. При чтении ученик должен решить для себя проблему выбора  информации. Он читает текст, используя предложенные учителем активные методы  чтения, например, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления  новой информации, ищет ответы на поставленные вопросы. Таким образом,   развивается когнитивное мышление.   Что же такое критическое мышление? Критическое мышление – это  способность: 1. Создавать и исследовать альтернативы, устанавливать и проверять предпосылки. 2. Приходить к твердому мнению и находить решение проблем. 3. Принимать независимое обдуманное решение, создавать новые обдуманные  вопросы,  необычные образы, вживаться в образ, передавать свои чувства и  настроение. Данная технология направлена на развитие навыков работы с  информацией (текстом), умении анализировать и применять данную информацию,  учиться присваивать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже  имеющимися знаниями, представлениями, полученными на стадии вызова, умений  интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии. Велика и  коммуникативная роль данной технологии, которая заключается в умении вести  диалог, дискутировать на уроке, работать в  группах, парах.Я хочу поделиться  своим опытом использования некоторых приемов развития критического мышления  на уроках русского языка таких как, Сократовский семинар, который является  совместным интеллектуальным диалогом, с привлечение открытых вопросов к тексту. Сократовский семинар позволяет учащимся использовать вопросы для  совместного изучения текста. Приведу пример работы с текстом из учебника  русской речи  для  9 класса Сократовские стратегии: “ Рыбаки и рыбки” “  Синквейн” “ Метод Пресс”  “ Заседание суда Цель:    Создать   условия   для   развития   функционнальной   грамотности   используя стратегии Сократовского семинара  Задачи:      научить   соблюдать   логику   парного   и   группового   рассуждения, обобщать   сказанное   с   другими   участниками   общения   и   высказывать свое отношение, выстраивать собственное рассуждение   научить сочетать все виды чтения, извлекая необходимую информацию Компьютеры, роботы и люди        Всем   известно,   что   современный   этап   технической   революции начался   с   создания   микрокомпьютеров   и   персональных   компьютеров.   Они используются   везде:   в   лабораториях   ученых,   в   учреждениях,   в   учебных заведениях, в магазинах. Персональный компьютер нужен человеку так же, как телефон и телевизор. С помощью компьютера можно за несколько минут получить  нужную информацию, сделать сложный расчет или чертеж.             Персональные   компьютеры   изменили   труд   миллионов   людей, освободили их от нетворческой работы. Они помогают людям и на работе, и дома. Ученые считают, что создание персонального компьютера имеет такое же огромное значение, как изобретение книги.       Люди,   ежедневно   работающие   с   компьютерами,   меньше   времени проводят   в   общении   с   другими   людьми.   Не   станут   ли   они   похожими   на машины?     Социологи   исследовали   группу   программистов   и   выяснили,   что многие   из   них   –   веселые,   добрые,   увлекаются   литературой,   искусством. Именно таким людям лучше работать с техникой.    Программисты считают, что каждый компьютер имеет свой характер. Говорят,   что   машины   бывают   умные   и   глупые,   трудолюбивые   и   ленивые. Люди   никогда   не   будут   похожими   на   машины.   Наоборот,   человек   создал машину,  похожую   на   себя.  Это   робот,   который   выполняет   работу   токаря, машиниста, слесаря, сталевара, летчика,шахтера. Роботы делают автомобили, тракторы,   станки,   самолеты,   часы,   холодильники,   добывают   полезные ископаемые, исследуют Луну, Венеру, Марс и другие планеты. Но особенно они нужны там, где человеку работать трудно – в космосе, в шахте, на дне океана. Робот всегда внимателен, не делает ошибок, никогда не устает. Он может работать двадцать четыре часа в сутки. Человек не во всем может соревноваться   с   роботом.   Но   надо   всегда   помнить,   что   мозг   робота   – компьютер – создан человеком.                                                  (Из печати)          Инструкция Сократовского семинара  1. При чтении материала ищи смысл.  2.Когда вы анализируете краткое содержание, думайте, что в нем отражено и что опущено.  3.На основе анализа попытайтесь сформулировать вопросы, которые помогут вам при работе с текстом.   4.Помните,   что   цель   состоит   в   том,   чтобы   использовать   вопросы   для обсуждения   и   углубить   Ваше   понимание,   и   понимание   текста   вашими напарниками.   5.Делись своими вопросами (вопросами, разработанными с членами вашей группы) и отвечайте на вопросы, заданные другими. 6.Приглашайте   других   в   обсуждения,   подвергая   сомнению   их   мысли   по тексту.  7.Прислушивайтесь и опирайтесь на комментарии других.           Таким образом, обновление форм и методов обучения, использование  факторов новизны знаний, элементов проблемности, продуманная  организация  всей учебной деятельности способствуют развитию  познавательной активности и творческих способностей учащихся Список использованной литературы: 1.Кудревич М.А. Учебно­методическое пособие по развитию навыков устной речи.­ Минск. Русский язык,1990. 2.   Бунеев   Р.Н.   Понятие   функциональной   грамотности   //   Образовательная программа   «Школа   2100»,   Педагогика   здравого   смысла   /   Под ред.А.А.Леонтьева. 3.ВятютневМ.Н.Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка.­М., 1986. I Организационный  момент 1 Создание коллаборативной среды  2 Приветствие команды: Наша группа  «Солнышко» и другие Наш девиз: « Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде» 3 Психологический настрой : «Сороконожка» 4 Деление на группы: « Мозаика» 5  1. Стратегия : « Мозговой штурм 6 2  Составление постера по группам 1. Компьютер и социум 2. Компьютер и  производство 3. Компьютер и образование 2. Работа   с  текстом : « Компьютер, роботы и люди »  Стратегия : « Сократовский семинар»  А) Обсудите текст с членами группы и составьте 5 типов вопроса по  программе PISA. Б) Стратегия : « Рыбаки и рыбки» 3. Разминка: « Физические упражнения» 4. Стратегия : « Синквейн »   Приёмы ТРМК 5. Стратегия : « Метод Пресс » А) Задания для групп : 1. Высказывание собственной точки зрения. ( я считаю, что……) 2.Обоснование своей мысли ( …… так как …..) 3. Примеры и аргументы для поддержки своей точки зрение(…..например…..) 4. Обобщение, выводы (…..итак….) 5. Стратегия : « Заседание суда»   « Суд над компьютером» А) Деление группы на: прокурор, адвокат, судья, свидетель, обвиняемый. 5. Рефлексия А) работа  со смайликами : « Две звезды и одно пожелание » Да Нет Доводы­примеры Бланк наблюдателя Действие партнёра Отечает на комментарии других участников уважительным образом Слушает внимательно и не  перебивает Использует везуальные  контакт в общении с  коллегами. Демонстрирует пдготовку

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"

Доклад на тему "Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018