Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»
Оценка 4.8

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
чтение
1 кл—4 кл
23.03.2019
Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»
Литературное чтение - является такой дисциплиной, в процессе обучения которой, осуществляется формирование многих компетенций. В своей работе я описываю те приемы и средства на уроках литературного чтения, которые благополучно влияют на развитие данных компетенций. Также представлены небольшие кусочки из уроков.
Формированиекоммуникативных компетенций на уроках лит.чтения.doc
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический  университет им. К.Д.Ушинского» Доклад на тему  «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения» Поликарпова Е.В. Ярославль 2018 год 1 В психолого­педагогической теории и практике существуют различные  подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность».      Понятия «компетентность» и «компетенция» трактуются  неоднозначно.  В трудах педагогов (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, В.В.Трунаев) уровень  компетентности рассматривается как система знаний в противовес понятию  профессионального уровня, понимаемого как степень сформированное  умений и навыков.  Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной  ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает понятие  «компетенция», которое происходит от латинского слова competere и  обозначает квалификацию и пригодность в какой­то должности.  Литературное чтение ­ является такой дисциплиной, в процессе обучения  которой, осуществляется формирование многих компетенций.  Ковалева  Галина Сергеевна определила, какими умениями должны обладать учащиеся  начальной школы по окончании курса литературного чтения: Информационная компетентность:  умение искать нужную информацию,  уметь работать с этой информацией,  уметь работать с различными источниками информации (книги,  журналы, интернет ресурсы, учитель и т.д.),  ориентироваться в книге по названию, оглавлению,  отличить сборник произведений от авторской книги,  самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом и так далее. Читательская компетентность:  осознанно воспринимать содержание различных видов текстов,   оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание  выявлять их специфику, небольшого объема,  читать со скоростью и понимать прочитанное,  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,  осознавать сущность поведения героев,    использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов и  самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев, так далее. Коммуникативная компетентность:  уметь вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,   участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или  соблюдая правила речевого этикета, прослушанного произведения, 2  уметь выступать перед знакомой аудиторией,  доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный  опыт и так далее. Компетенции младших школьников В настоящее время педагоги и родители всерьез озабочены проблемой  детского чтения. Учителя задаются вопросом, как учить чтению, чтобы дети  полюбили книгу, так как книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на  всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. "Нет наслаждения  книгой,  ­  говорил   С.  Соловейчик,  ­  нет   чтения,  нет читателя.   Безучастное   перелистывание   страниц,   холодное   наблюдение   за происходящим в книге ­ это не чтение. Любование искусством писателя и поэта,   смакование   слова   и   сочетаний   слов,   восторг   по   поводу   удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, ­ вот чтение". Не   может   не   тревожить   уровень   речевой   грамотности,   коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают   потом   человека   всю   жизнь.   Сегодняшний   мир   ­   другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Главная цель курса литературного чтения сегодня ­ формирование  читательской компетенции. Если мы посмотрим на список «общеучебных умений, навыков и способов познавательной   деятельности»,   предлагаемых   Стандартом,   мы   увидим,   что половина из них связана с коммуникацией.  адекватно   воспринимать   устную   речь   и   быть   способным   передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;  владеть   монологической   и   диалогической   речью,  соблюдая   принятые этические нормы общения;  владеть   навыками   осознанного,   беглого   чтения   текстов   различных стилей и жанров, проводить их информационно­смысловой анализ;  составлять план, тезисы, конспект. Коммуникативная компетентность формируется в процессе обучения. В связи с   этим   реализация   компетентного   подхода   зависит   от   образовательной ситуации, в которой живет и развивается ребенок.  3 Ведущая педагогическая идея состоит в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения через все виды речевой деятельности. Коммуникативная   компетентность   не   возникает   на   пустом   месте,   она формируется.   Основу   её   формирования   составляет   опыт   человеческого общения.   Основными   источниками   приобретения   коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых   народной   культурой;   опыт   межличностного   общения;   опыт восприятия искусства. Коммуникативный   блок   входит   в   состав   основных   видов   универсальных учебных   действий.   Коммуникативная   компетентность   имеет   несколько аспектов или составляющих:  коммуникативная способность;   коммуникативное знание;   коммуникативные умения.  Коммуникативная   способность  ­   природная   одарённость   человека   в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой. Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных  умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении. Одним из важнейших умений современной личности, на мой взгляд, являются коммуникативные компетенции. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно   взаимодействовать   с   другими   людьми   при   различных   видах деятельности.   Коммуникативная  компетенция  ­  это   способность   человека   решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.       Реализация   коммуникативной   цели   обучения   предполагает,   что речевая   деятельность     формируется   во   всех   ее   видах:   чтении,   говорении, письме, аудировании.  Изучение   работ   В.И.Капинос,   Н.Н.Сергеевой,   М.С.Соловейчик, Н.А.Пленкина   позволило   мне   выделить   общие   коммуникативные     умения, ведущие к выработке соответствующих навыков Общие коммуникативные умения Умение адекватно                Умение раскрывать тему                Умение  собирать и    воспринимать                       и основную мысль текста               систематизировать  устную и письменную                                                                   материал на отдельную речь                                                                                                  тему 4 Умение пересказывать подробно, выборочно сжато исходный текст. Умение создавать тексты разных типов и стилей речи Умение совершенствовать и редактировать                             написанное Основополагающими принципами данного опыта работы являются: ­учет индивидуальных особенностей данного возраста; ­системность; ­поэтапность; ­научность. Новизна  предусматривает использование на уроках литературного чтения упражнений   по   формированию   коммуникативных   умений   через:   обучение содержанию   предмета,   развитие   прикладных   исследовательских   умений, развитие   социально­коммуникативных   умений,   личностно   ориентированный аспект   учебной   коммуникации.   Способствовать   этому   может   продуманная концепция развития школьной коммуникации. I.   Формирование  умения   адекватно   воспринимать   устную   и письменную речь начинается, прежде всего, с аудирования. Психологи и лингвисты определили важные приемы работы по развитию умения   слушать,   воспринимать   речь:   запись   фактов,   составление   плана   и тезисов, конспектирование, кодирование информации и др. Важность данных приемов в том, что работа слуховых анализаторов подкрепляется моторным звеном:   слушающий   проговаривает   про   себя   важнейшую   информацию   или фиксирует ее на письме. Так на уроке литературного чтения я использую  методический прием « Корзина   понятий,   имен»  (   На   доске   портрет   писателя,   условный   значок корзины с вопросом.) ­Какие   ассоциации   возникают,   когда   вы   смотрите   на   портрет   этого человека? ( Слова выписываются на доску.) Предположительно это может быть такая схема: Л.Н.Толстой.                                                      писатель разножанровый 5 рассказы         басни     сказки Приведем   логические   цепочки,   это   поможет   нам   рассказать   о   человеке, который изображен на портрете. Эти слова позволяют младшим школьникам сосредоточить внимание на  основном, эффективнее слушать и понимать небольшую лекцию учителя,  подсказывают приемы работы при аудировании.                                  На   уроке   литературного   чтения,   когда   дети   знакомятся   с   былиной,   я выписываю на доску, а дети в тетрадь имена собственные: Добрыня Никитич       Князь Владимир                                                              Киев­град                                                              Илья Муромец Устно   комментирую   их.   В   результате   учащиеся   значительно   легче воспринимают   текст   учебника,   который   для   них   достаточно   сложен   (и поэтому разбирается в классе с учителем), дольше удерживают внимание. Адекватно воспринимать устную и письменную речь помогает  объяснение значения незнакомых слов. На уроке литературного чтения, читая  былину (текст, которой сложен как для чтения, так и для осмысления), дети     находят и помечают непонятные для них древнерусские слова II.  Умение   раскрывать   тему   и   основную   мысль   текста  начинают формировать и развивать еще учителя начальной школы. С понятием темы и основной мысли текста учащиеся знакомятся на уроках  литературного чтения и на протяжении всех лет обучения в школе  совершенствуют свои  знания и умения. Предлагаю   учащимся   следующее   задание:  «Определите   тему   текста. Понаблюдайте, из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени. Выделите микротемы, озаглавьте части текста, запишите план». На   своих   уроках   по   данному   вопросу   я   использую   еще   и   такие упражнения,   как   «Составление   диафильма».   Текст   делится   на   части   и распределяется   между   детьми.   Ученик   читает   свой   отрывок,   выполняет   к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. Еще один вид работы это подбор   пословиц   и   поговорок,   раскрывающих   тему   текста,   а   так   же составление планов и викторин к прочитанным произведениям. Знание  терминов «тема» и «основная мысль» текста, умение их определять  развивается и совершенствуется в процессе  работы над заголовком текста. III. Развитию умения собирать и систематизировать материалы к устному и письменному высказыванию на определенную тему  6 Возможно   использование   и   следующих   заданий:   составление характеристики   персонажа,     письменные   ответы   на   вопросы,   подбор   (или анализ) пословиц, поговорок,  загадок  к прочитанным произведениям.   IV.  Умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст формируется в начальной школе. С точки зрения психологии речи изложение текста представляет собой сочетание   двух   типов   речевой   деятельности   –   восприятия   чужого высказывания и его воспроизведения.  В моем классе учащиеся знакомятся со сжатыми пересказами, которые отражают сюжет произведения, его основную мысль, тему. Пересказы русской народной сказки «Репка». Сюжет сказки. Посадил дед репку. Выросла репка большая­пребольшая. Захотел дед вытянуть репку, да не смог. И стали ему помогать бабка, внучка, Жучка, кошка. И тогда когда позвали мышку, они все вместе вытянули репку.  Основная мысль сказки. В сказке говорится о том, что только все вместе: дедка, бабка, внучка, Жучка,   кошка,   мышка   –   смогли   вытянуть   большую­пребольшую   репку, которую посадил дед.  Тема сказки. Эта сказка о репке, о том, как она была вытянута.           Школьники   3­4   классов   любят   подобную   работу   и   с   удовольствием пересказывают   по   аналогии   сюжеты   сказок   Г.Х.   Андерсена   «Снежная королева», К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» и др. Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов.   Диалог,   живое   общение,   тренинги,   языковая   коммуникация являются   тем   фундаментом,   на   котором   будут   расти   и   развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь». Тренировка   в   общении   в   ходе   учебного   занятия   даёт   ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор. Для   создания   эмоционально   –   благоприятной   ситуации   на   уроке необходимо использовать: игровые приёмы; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения: 1 «.Рассказ от первого лица» рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля;    7     повествование   от   имени   предмета:   «История   из   жизни горошинки». 2. «Комплимент» сказать комплимент литературному герою.  3. «Сказка в заданном ключе» введение   в   название   сказки   нового   объекта,   например   «Лиса, журавль и мудрая сова», сочинить новую сказку. 4. «Изменение сказочной развязки» придумать другое окончание сказки, рассказа. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок   имеет   возможность   говорить   с   заинтересованным   собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности,   свободы   и   взаимопонимания,   сотворчества   равных   и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между   детьми   доброжелательных   отношений,   а   групповая   поддержка вызывает   чувство   защищённости,   и   даже   самые   робкие   и   тревожные   дети преодолевают страх.  Помогают   в   формировании   диалогового   общения   друг   с   другом следующие упражнения: 1. 2. 3. Ролевое чтение. Ролевые диалоги. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения). Придумать разговор героев произведения по телефону. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.). 4. 5. Развивать   у   учащихся   интерес   к   чтению,   стимулировать   свободное говорение   учащихся,   стремление   к   творческому   осмыслению   прочитанной литературы, воспитывать  уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание   своими   умениями   помогает   проведение   «Недели   литературного чтения». Ребята  рассказывают  о  прочитанных  книгах, инсценируют   сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН. Такова  моя система  работы  по развитию коммуникативных компетенций с опорой на идеи современных ученых, методистов.   Литература: 1.Адольф   В.,   Степанова   И.   Проектирование   образовательного   процесса   на основе компетентнотного подхода//Высшее образование в России. – 2008. ­ № 3. – С. 158 ­161. 8 2.Асмолов   А.Г.   «Как   проектировать   универсальные   учебные   действия   в начальной школе» // М.; «Просвещение» – 2008. 3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата  образования//Высшее образование сегодня. ­ 2003.­ № 5. 4.Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном  образовании // Школьные технологии. – 2007. ­ №6. – С. 77 – 82. 5.Каландарова Н.Н. « Уроки речевого творчества»  //М; «ВАКО»­2009 6.Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. трудов/ под  ред. А.В. Хуторского. – М.: «ИНЭК», 2007. – 327 с. 7.Никитина М.И. «Чтение и развитие речи» // С­П; «КАРО»­2008 8.Соловейчик С.Л. «Учение с увлечением» Издание второе, – М.: «Детская  литература» ­ 1979. 9.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно­ ориентированного образования // Народное образование. – 2003. ­ №2. – С.58­ 64. 9

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Доклад на тему «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2019