Доклад на тему: Теоретические характеристики технологии развития критического мышления (ТРКМ) (методическое объединение)
Оценка 4.6

Доклад на тему: Теоретические характеристики технологии развития критического мышления (ТРКМ) (методическое объединение)

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
16.01.2017
Доклад на тему: Теоретические характеристики технологии развития критического мышления (ТРКМ) (методическое объединение)
Я работаю по УМК «Школа России»Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся. Учебный материал разделён на инвариантную и вариативную части. Такая структура организации материала даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся класса, позволяет использовать различные приемы развития критического мышления детей на разных этапах урока. Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология развития критического мышления с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов: • формировать новый стиль мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность); • развивать базовые качества личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность); • формировать культуру чтения и письма; • формировать умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; • стимулирует к самостоятельный поисковой творческой деятельности, запускает механизмы самообразования и самоорганизации. Технология так же привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Теоретические характеристики технологии развития критического мышления (ТРКМ).docx

Доклад на тему: Теоретические характеристики технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его  жизни и база для всего последующего обучения.

Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего, это умением учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Среди многих  меня очень заинтересовала «Технология  развития критического мышления»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Суть технологии критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Что же такое критическое мышление?

Данная технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Разработчики технологии КМ КуртисМередит, Чарльза Темпла и ДжинниСтилл переложили положения данных теорий на язык практики, довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Идеи технологии критического мышления заключаются в том, что дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление включает в себя естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений. Это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения. Это отправная точка для развития творческого мышления.

Критически мыслитель, значит иметь собственное мнение, делать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументировано спорить, уметь ценить чужую точку зрения.

Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Таким образом, критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений

Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

 

Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Я работаю по УМК «Школа России»Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся. Учебный материал разделён на инвариантную и вариативную части. Такая структура организации материала даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся класса, позволяет использовать различные приемы развития критического мышления детей на разных этапах урока.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология развития критического мышления с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

·         формировать новый стиль мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);

·         развивать базовые качества личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

·         формировать культуру чтения и письма;

·         формировать умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

·         стимулирует к самостоятельный поисковой творческой деятельности, запускает механизмы самообразования и самоорганизации.

Технология так же привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Структура урока в технологии критического мышления

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы (стадии или фазы) получили несколько иные названия и функции.

I стадия (фаза). Вызов.

Это вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе.

Задачи этой фазы:

·         актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

·         пробудить к ней интерес;

·         активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

·         структурировать последующий процесс изучения материала.

Что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

В процессе реализации фазы вызова ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Учитель стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме; способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников; просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия. Осмысление содержания (получение новой информации).

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Ученики читают или слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Дети ищут ответы на возникшие ранее вопросы и затруднения, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Задачи этой фазы:

·         получение новой информации;

·         ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

·         соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

·         поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

III стадия. Рефлексия. 

Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она  становится основной целью деятельности учащихся и учителя. На фазе рефлексии учащиеся осознают своё "я", свой опыт  собственных действий и действий других учащихся и учителя. Целостно  осмысливают, обобщают полученную информацию, формируют собственное отношение к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Задачи этой фазы:

·         целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

·         анализ всего процесса изучения материала;

·         выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия. Сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник оологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.

Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.


 

Доклад на тему: Теоретические характеристики технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Доклад на тему: Теоретические характеристики технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые…

Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые…

Это вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе

Это вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе

Это тщательное взвешивание, оценка и выбор

Это тщательное взвешивание, оценка и выбор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017