Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Оценка 4.8
Семинары
docx
администрации
Взрослым
02.05.2019
В данном докладе рассматриваются проблемы стран которые входят в АТР, а так же вопросы развития.
Политическая и экономическая многоцентричность АТР помогает России расширять взаимодействие с государствами региона. Несмотря на растущую экономическую взаимозависимость крупнейших стран АТР, политические отношения между ними порой обостряются до состояния прямого конфликта. В такой обстановке практически у каждого государства региона — Китая, Индии, Японии, Республики Корея — возникает «спрос» на содействие со стороны России в урегулировании двусторонних проблем с соседними странами. Не вступая в межазиатские конфликты, Россия должна проводить в АТР собственную политику неприсоединения, которая оставляла бы за ней свободу действий в продвижении своих национальных интересов.
Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР.docx
Тема: Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР
Политическая и экономическая многоцентричность АТР помогает
России расширять взаимодействие с государствами региона. Несмотря на
растущую экономическую взаимозависимость крупнейших стран АТР,
политические отношения между ними порой обостряются до состояния
прямого конфликта. В такой обстановке практически у каждого государства
региона — Китая, Индии, Японии, Республики Корея — возникает «спрос» на
содействие со стороны России в урегулировании двусторонних проблем с
соседними странами. Не вступая в межазиатские конфликты, Россия должна
проводить в АТР собственную политику неприсоединения, которая оставляла
бы за ней свободу действий в продвижении своих национальных интересов.
Интеграции России в АТР препятствует немало вызовов как внешнего,
так и внутреннего характера. Один из них состоит в том, что партнеры России
на Тихоокеанском побережье — как сопредельные Китай, Япония и Корея,
так и географически более удаленные страны АСЕАН — связаны единой
азиатской цивилизацией и исторически воспринимают Россию как
внедрившуюся в Азию европейскую державу. Они готовы считаться с Россией,
когда у той есть силы и средства защитить свои интересы. В связи с этим
Россие нельзя оставлять вне поля зрения рост военного потенциала и
модернизацию вооруженных сил региональных партнеров.
К 2020 г. Китай будет располагать армией, сильнейшей в Азии не только
в количественном, но и в качественном отношении, а присоединив в недалекой
перспективе Тайвань, сможет опереться также и на его достаточно мощный
военный и экономический потенциал. Япония восстановила Министерство
обороны, обсуждает вопрос об использовании своих вооруженных сил за
пределами страны, строит собственную систему ПРО и попрежнему
рассматривает Россию как наиболее вероятного военного противника. США
наращивают военное взаимодействие с Японией и Южной Кореей, создают систему ПРО на Аляске и держат внушительные вооруженные силы вблизи
российских берегов. Укрепляет свой военный потенциал и сама Южная
Корея. Некоторые недавно приобретенные ею единицы боевой техники
подходят не столько для противодействия северокорейской угрозе, сколько
для обеспечения военных интересов уже объединенной Кореи, политическая и
национальная ориентация которой может создать свои угрозы для России.
Нельзя исключать и демографической экспансии на российский
Дальний Восток с территории сопредельных государств через создание в
приграничных районах России национальнокультурных автономий.
При дальнейшем сокращении численности славянского населения
региона это вполне может произойти уже в обозримом будущем. Еще одна
проблема — распространение среди коренных малочисленных народов
Дальнего Востока настроений их причастности к «великой общности
азиатских культур», которые могут использовать в своих целях эмиссары из
соседних государств.
Военносиловой ответ на эти вызовы при текущем раскладе сил в АТР
бесперспективен. Россия сможет действенно обеспечить свою безопасность на
лишь заинтересовав соседние страны
дальневосточных рубежах,
преимуществами долговременного и широкомасштабного экономического
партнерства. Первостепенная задача в этой связи — экономический и
социальный подъем Забайкалья и Дальнего Востока. На этом направлении уже
Начали функционировать территории
есть определенные заделы.
опережающего социальноэкономического развития (ТОР), представляющие
инвесторам беспрецедентные для России льготы. Заработали Фонд развития
Дальнего Востока, агентства по развитию человеческого капитала, поддержке
инвестиций и экспорта; приняты основной блок законов и современная
программа развития региона. Россия активно модернизирует морские и
воздушные порты на Дальнем Востоке, развивает трансконтинентальные
железнодорожные маршруты, строит новые газо и нефтепроводы. Москва настроена на реализацию двусторонних и многосторонних инфраструктурных
проектов, в числе которых энергетическое «суперкольцо», объединяющее
Россию, Китай, Японию и Республику Корея, транспортный переход между
Сахалином и Хоккайдо.
Особая задача на этом направлении — повысить продуктивность
отношений с Китаем. Россия предлагает Китаю, как и Китай России, тесное
стратегическое взаимодействие. Вместе с тем у российскокитайской дружбы
есть свои ограничения. Китай не хочет ухудшать деловые отношения с
Соединенными Штатами, а Россия старается не попасть в зависимость от
экономически более сильного партнера. Кроме того, интересы и стратегия
двух стран применительно к сопредельным государствам не всегда совпадают.
Таким образом, в приоритете находится укрепление связей с Китаем, но не
создание с ним военного альянса.
Доля стран Азии в российском товарообороте в 2016 г. выросла на 1% и
составила 37,4%. Ведущими российскими торговыми партнерами (порядка
70% объема торговли) попрежнему являются Китай, Япония, Республика
Корея и Индия.
Внешнеторговый оборот России со странами АТР (включая Индию) в
2016 г. составил 150 млрд. долларов США и уменьшился по сравнению с 2015
г. на 5,2%, в том числе, экспорт составил 73,2 млрд. долларов США
(снижение на 15,8%), импорт 76,8 млрд. долларов США (увеличение на
4,9%).
Отрицательное сальдо России в торговле со странами АТР в 2016 г.
составило 2,7 млрд. долларов США. При этом доля стран АТР в объеме
экспорта России за год выросла на 1%.
Имеющийся большой потенциал сотрудничества со странами АТР
может быть реализован в интересах ускорения экономического развития
России, особенно регионов Сибири и Дальнего Востока, увеличения и
диверсификации отечественного экспорта, привлечения в экономику Российской Федерации инвестиций, технологий и ноухау. Вместе с тем
повышение роли АТР в системе внешнеэкономических связей России
сопряжено с возникновением рисков, которые необходимо учитывать при
разработке и реализации внешнеэкономической политики Российской
Федерации на данном направлении:
дальнейшее усиление роли Китая в системе внешнеэкономических
связей России с АТР, что деформирует конфигурацию многостороннего
сотрудничества с АТР и усиливает китайский вектор в развитии
экономических связей регионов Сибири и Дальнего Востока;
повышение самообеспеченности развивающихся экономик АТР по
многим позициям российского несырьевого экспорта по мере их
модернизации;
заметное усиление конкуренции на рынках АТР практически по всему
торгуемому ассортименту, в том числе в связи с развитием интеграционных
процессов и проводимой большинством стран региона политикой
конкурентной либерализации.
С учетом быстрого роста потребностей стран АТР в энергоресурсах
ожидается дальнейшее расширение российского экспорта в указанные
государства. В товарной структуре российского экспорта важную роль играют
органические
продукция химической промышленности (удобрения,
химикаты), древесина и целлюлознобумажная продукция, металлы (стальная
заготовка, алюминий необработанный, медь).
Российские экспортеры до 2020 г. могут увеличить объемы несырьевого
экспорта в следующие страны: Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия, Таиланд,
Сингапур, Тайвань, Малайзия. С учетом имеющегося потенциала расширения
несырьевого экспорта в эти страны (черные металлы, продукция
нефтепереработки и нефтехимии, вооружение и военная техника,
высокотехнологичная гражданская продукция, оборудование и материалы для АЭС, авиатехника, удобрения и каучук, целлюлознобумажная продукция,
пшеница) данный показатель к 2020 г. может вырасти до 30%.
Китай продолжает оставаться первым торговым партнером России. В
2016 г. стабилизировался двусторонний товарооборот. По итогам первых пяти
месяцев 2017 г. товарооборот увеличился на 37%, превысив 31 млрд.
долларов США. По итогам 2016 г. на 20% также выросли объемы торговли
услугами между Россией и Китаем, которые достигли 4 млрд. долларов США.
Наблюдаются позитивные изменения в структуре двусторонней торговли.
Увеличивается доля машиннотехнической и сельскохозяйственной
продукции в российском экспорте, растут поставки высокотехнологичных
инновационных товаров.
Основными драйверами роста двусторонней торговли в ближайшей
перспективе могут стать инвестиции, научнотехническое и инновационное
информационно
сотрудничество,
промышленная
кооперация,
транспортная
телекоммуникационные технологии,
инфраструктура, сельское хозяйство, кооперация по линии малых и средних
сфера услуг,
предприятий.
Индия стратегический партнер России в Южной Азии. Российско
индийский товарооборот в 2016 г. составил 7,7 млрд. долларов США.
Существенным препятствием на пути увеличения товарооборота между двумя
странами является наличие в Индии огромного количества ограничительных
торговых мер. В настоящее время Индия лидер по числу введенных
защитных мер на внутреннем рынке в отношении российской продукции (18
различных ограничительных мер). Минэкономразвития России в настоящее
время работает над созданием механизма регулярных консультаций,
направленного на устранение существующих препятствий в торговле с
Индией.
Япония второй (после Китая) крупнейший внешнеторговый партнер
России в Азии. В интересах развития российской промышленности и ее модернизации представляет интерес импорт из Японии продукции
промышленного назначения и получение доступа к японским технологиям в
различных отраслях машиностроения, нефтеперерабатывающей и химической
промышленности. Интересам промышленного развития России отвечает
привлечение прямых японских инвестиций в реальный сектор экономики с
целью создания совместных предприятий на территории Российской
Федерации и локализации производств.
Реализацию имеющихся и подготовку новых перспективных проектов
сдерживает сохранение правительством Японии регуляторных ограничений в
остающиеся
рамках санкционной политики Запада.
В частности,
ужесточенными с 2014 г. процедуры экспортного контроля в отношении
товаров и технологий, предназначенных к поставке в Россию, и отказ
японских коммерческих банков от участия в кредитах JBIC российским
предприятиям продолжают наносить ущерб поставкам в Россию
комплектного и другого технологического оборудования, необходимого для
модернизации российской промышленности.
Вьетнам ключевой партнер России в ЮгоВосточной Азии.
Сотрудничество России и Вьетнама в торговоэкономической сфере
характеризуется наличием значительного числа крупных двусторонних
проектов. Вступило в силу Соглашение о свободной торговле между
Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом, открыв новые
возможности для экспорта российских товаров. Соглашением, помимо
условий либерализации взаимной торговли товарами, предусмотрены также
дополнительные обязательства, принятые российской и вьетнамской
сторонами в отношении торговли услугами и учреждения компаний,
осуществляемых российскими и вьетнамскими лицами.
В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение стоимостных
объемов двусторонней торговли России с Лаосом, Камбоджей и Мьянмой.
Наиболее стремительный рост товарооборота прогнозируется с Мьянмой. В частности, российский экспорт может увеличиваться на 30% ежегодно в
перспективе до 2020 г. в основном за счет поставок машиннотехнической
продукции.
Рынки стран Латинской Америки попрежнему перспективны для
российского несырьевого экспорта, доля которого в 2016 г. в поставках в
данный регион составила около 83%. Реализуемые в латиноамериканских
государствах программы по модернизации экономики создают благоприятные
предпосылки для увеличения экспорта российского оборудования. При этом
ситуация на мировом рынке нефти оказывает существенное влияние на
бюджетные поступления и, как следствие, на платежеспособность ряда стран
Латинской Америки, в частности Венесуэлы и Эквадора, что создает риски
для инвестиционных и экспортных проектов.
В 2017 г. с Латинской Америкой прогнозируется рост товарооборота
(на 20%) благодаря увеличению как российского экспорта (на 30% до 6,9
млрд. долларов США), так и импорта (на 12% до 7,9 млрд. долларов США). В
период 2018 2020 гг. ожидается умеренный рост объемов торговли в
среднем на 8 10% в год.
настоящее
В
время
ближневосточное
направление
внешнеэкономической деятельности имеет для России потенциально большое
значение. Арабские страны выступают как потребители отечественной
промышленной, продовольственной продукции, технологий и сырья и
являются источником инвестиций в российскую экономику. По итогам 2016 г.
товарооборот с арабскими странами увеличился суммарно на 6%, составив
14,6 млрд. долларов США.
В связи с продолжающимся кризисом (рост внешнего долга, инфляция,
экономический спад, высокий спрос на продовольствие, нехватка внутреннего
производства продуктов питания) и интенсивным ростом численности
населения страны Ближнего Востока (включая Турцию) нуждаются в импорте продуктов питания, технологиях по очистке воды, а также расширении,
модернизации и восстановлении инфраструктуры.
По данным статистики ФТС России в 2016 г. товарооборот России со
странами Ближнего Востока достиг 33 млрд. долларов США. В январе мае
2017 г. этот показатель в сравнении с аналогичным периодом 2016 г.
увеличился на 27%. Около 40% прироста пришлось на экспорт российской
пшеницы в арабские страны и Турцию. Кроме того, в результате активной
работы Россельхознадзора по согласованию с арабскими партнерами (ОАЭ,
Египет, Катар, Кувейт) ветеринарных сертификатов на российскую
продукцию животного происхождения в 2016 г. начались поставки мясной
халяльной продукции из России в страны Персидского Залива и Северной
Африки.
Вместе с тем, основным фактором роста торговли с Большим Ближнем
Востоком в ближайшие годы станет послевоенное восстановление Сирии,
Ливии и Йемена, а также увеличение поставок газа в Турцию, Египет и другие
страны.
Страны Африки к югу от Сахары (далее АЮС) являются одной из
наиболее перспективных территорий в мире, которые характеризуются
высокими темпами роста экономики, обеспеченностью природными
ресурсами (по экспертным оценкам, 30 40% мировых запасов) и рабочей
силой, а также потенциалом потребительского спроса (по имеющимся
оценкам, к 2050 г. число жителей этого региона превысит 2 млрд. человек).
Структура российского импорта из региона АЮС остается достаточно
стабильной на протяжении всего последнего десятилетия. Основу импорта
составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье их
доля по итогам 2016 г. составила 71,5%, доля минеральных продуктов 14%,
машин, оборудования, транспортных средств 5,8%, химической продукции
3,4%. Структура российского экспорта в регион претерпела за последние
локомотивом роста выступили
10 лет серьезные изменения:
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, поставки которых
в страны АЮС увеличились в 4,6 раза. Доля указанной товарной группы в
структуре товарооборота по итогам 2016 г. составила 34,6% (789,5 млн.
долларов США от общего объема товарооборота) против 26,8% (171,2 млн.
долларов США) в 2007 г. При этом доля машин, оборудования, транспортных
средств составила 23,9%, минеральных продуктов 11%, химической
продукции и каучука 10,5%.
По итогам 2016 г. в число основных торговых партнеров России среди
стран Африки к югу от Сахары вошли следующие государства: ЮАР, Ангола,
Нигерия, Котд'Ивуар, Кения, Гана, Эфиопия.
Несмотря на отмеченные позитивные тенденции, которые подтверждают
наличие серьезного потенциала наращивания сотрудничества, объемы
торговли России со странами АЮС незначительны и составляют менее 1% от
общего товарооборота России со всеми странами мира.
По итогам 2016 г. внешнеторговый оборот между Россией и странами
АЮС составил 3,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2015 г.
на 6,6%, в том числе, экспорт достиг 2,2 млрд. долларов США (увеличение на
13,1%), импорт 1,3 млрд. долларов США (уменьшение на 4,6%).
Положительное сальдо России в торговле со странами Африки к югу от
Сахары в 2016 г. составило 984,4 млн. долларов США.
Среди стран региона ключевым партнером России традиционно
является ЮАР (20% всего объема товарооборота России со странами АЮС по
итогам 2016 г.).
Ожидается, что основной акцент в развитии сотрудничества со
странами АЮС будет делаться на реализации проектов в странах с наиболее
стабильной экономической и политической ситуацией, таких как Ангола,
Нигерия, Уганда и ЮАР. Возможность наращивания российского экспорта, в том числе
несырьевого, в страны региона во многом будет определяться способностью
отечественной продукции успешно конкурировать на африканском рынке с
товарами, произведенными в странах Европы и Китае, как по качеству, так и
по условиям финансового сопровождения поставок.
В 2018 г. удалось заметно нарастить взаимодействие со странами
АзиатскоТихоокеанского региона, куда сместился центр глобального
экономического роста.
Углубление всеобъемлющего партнерства и стратегического
взаимодействия с Китаем оставалось одним из важных факторов социально
экономического развития двух стран. Внешнеполитическая координация с
Пекином, в том числе в ООН, БРИКС, ШОС, оказывала стабилизирующее
воздействие на мировую политику. Объем двустороннего товарооборота
впервые превысил 100 млрд долларов. В сфере энергетики начались
регулярные поставки в КНР с завода «Ямал СПГ», подписан пакет
межправительственных и межкорпоративных документов о сооружении
дополнительных энергоблоков на Тяньваньской АЭС и на новой АЭС
«Сюйдапу», завершен основной объем работ по прокладке газопровода «Сила
Сибири» из России в КНР. На высокий уровень готовности вышли совместные
проекты в авиастроительной и космических областях.
В контексте особо привилегированного стратегического партнерства
с Индией расширена договорноправовая база сотрудничества в военно
энергетической,
технической,
сельскохозяйственной, транспортной и культурной областях. Отражением
торговоэкономической,
космической,
настроя на дальнейшее укрепление отношений стала совместная декларация
«РоссияИндия: надежное партнерство в меняющемся мире», принятая по
итогам двустороннего саммита (НьюДели, октябрь).
После двенадцатилетнего перерыва проведен неофициальный саммит в
формате РоссияИндияКитай (БуэносАйрес, декабрь) подтверждена нацеленность трех стран на укрепление многосторонних основ миропорядка,
формирование архитектуры равной и неделимой безопасности в АТР.
Отношения с Японией ознаменовались интенсификацией контактов по
широкому спектру вопросов. Динамику этому процессу задали переговоры в
ходе официального визита в Россию Премьерминистра Японии в мае, а также
двусторонних встреч на высшем уровне в сентябре, ноябре и декабре «на
полях» различных международных мероприятий. На ноябрьском саммите в
Сингапуре достигнута договоренность об ускорении переговоров по проблеме
заключения мирного договора на основе Совместной советскояпонской
декларации 1956 г.
На Корейском полуострове ситуация развивалась в русле разработанной
Россией совместно с Китаем «дорожной карты» урегулирования,
предусматривающей решение ядерной и других проблем на основе уважения
законных интересов всех государств СевероВосточной Азии. Оживился
политический диалог России с Республикой Корея и КНДР, возобновилось
обсуждение крупных инфраструктурных проектов в трехстороннем формате.
Последовательно укреплялось разноплановое взаимодействие с другими
Индонезию, Лаос,
включая Вьетнам,
странами
АТР,
Малайзию, Сингапур,Таиланд, Филиппины.
В рамках ШОС приняты отвечающие российским интересам решения,
призванные повысить уровень взаимодействия странчленов, в том числе через
продвижение процессов региональной экономической интеграции и
сотрудничество в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и
наркотрафиком. С целью содействия мирному процессу в Исламской
Республике Афганистан проведена вторая встреча Московского формата
консультаций по Афганистану, в которой приняли участие представители
политического офиса Движения талибов в Дохе. Главным итогом саммита
РоссияАСЕАН (Сингапур, ноябрь) стало закрепление стратегического
характера диалогового партнерства с Ассоциацией как одного из ключевых инструментов обеспечения региональной стабильности, формирования
устойчивой архитектуры безопасности и развития в АТР.
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Доклад на тему "Внешнее экономическое сотрудничество России с АТР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.