Доклад на тему: "ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ!"
Оценка 4.7
Научные работы
docx
дефектология
Детсад
08.04.2019
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество неуспевающих детей по русскому языку. Наиболее распространенным нарушением является акустическая дисграфия, что в свою очередь связано с недоразвитием фонематических процессов. Для профилактики нарушений письменной речи существует единственный надёжный путь – воспитание чёткой слуховой дифференцировки неразличаемых на слух звуков.
залог успешного овладения письменной речью.docx
«ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ!»
Правильная и грамотная речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития
человека. Речевая функция считается одной из важнейших функций человека, а правильная
речь – залог успешного освоения грамоты и чтения, т.е. залог успешного обучения в школе.
Отсутствие
функционирования
фонематической системы делает невозможным правильное
полноценного
произношение звуков, не даёт возможности детям овладевать в
нужной степени словарным запасом и грамматическим строем
речи, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Фонематические процессы человека включают в
себя фонематический слух и фонематическое
восприятие, при этом первое включают простые и
сложные
фонематический
синтез
формы фонематического
анализа,
и фонематические
представления.
Фонематический слух тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и
узнавать фонемы родного языка.
Фонематическое восприятие – умственные действия по выделению и различению фонем,
по определению звукового состава слова.
Если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения,
то его недостаточно для овладения чтением и письмом. Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы
(фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Фонематический анализ
может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ это выделение
(узнавание) звука на фоне слова, выделение начального ударного гласного из слова; он
появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является
вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина,
конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа определение
их количества
последовательности звуков в слове (последовательный анализ),
(количественный анализ), места по отношению к другим звукам (после какого звука/перед
каким звуком – позиционный анализ). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь
в процессе специального обучения.
Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения звуков в целое слово.
Другими словами, фонематический синтез – это процесс, противоположный анализу.
Фонематические представления – способность
осуществлять фонематический анализ и синтез слов в
умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
Фонематическая сторона речи обеспечивается работой
речеслухового анализатора, приём слуховой информации
осуществляется в кортиевом органе, а анализ в центре Вернике,
который располагается в височном отделе доминантного
полушария головного мозга.
В онтогенезе развитие и становление
фонематических процессов происходит постепенно и по
определённым закономерностям и проходит несколько
этапов. Начало формирования фонематического слуха
начинается в 34 недели, к 2 годам ребёнок различает все
звуки родного языка, к 4 годам формируется фонематическое восприятие, а к 6 годам дети уже могут выделять заданный звук в слове,
осваивают навыки звукового анализа и синтеза. В младшем школьном возрасте при
нормальном интеллектуальном развитии завершается формирование фонематических
процессов. Дети начинают активно использовать свои навыки в таких процессах, как чтение и
письмо.
Фонетикофонематическое недоразвитие речи – это
нарушение процессов формирования произношения у детей с
различными речевыми расстройствами изза дефектов
восприятия и произношения фонем.
В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической
стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования
фонематического восприятия (звукоразличения).
Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем
на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем овладении звуковым анализом и
синтезом, что является показателем возможности обучения грамоте.
Преодоление фонетикофонематического недоразвития достигается путем
логопедической работы по развитию фонематических процессов и коррекции звуковой
стороны.
Существуют следующие этапы в развитии фонематических процессов:
1 этап. Узнавание неречевых звуков.
2 этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру
голоса.
3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап. Дифференциация слогов и фонем:
• Выделение звука из ряда звуков, контрастных по артикуляции.
• Выделение звука из ряда слогов, контрастных по артикуляции. • Выделение звука из ряда звуков, сходных по артикуляции.
• Выделение звука из ряда слогов, сходных по артикуляции.
5 этап. Развитие простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза и
представлений. Этот этап является основным, на котором развиваются тонкие акустико
артикуляторные дифференцировки и создаются устойчивые фонематические представления о
каждом звуке родного языка. В логопедической работе на этом этапе имеется определённая
последовательность:
Развитие простых форм фонематического анализа:
Выделение звука на фоне слова.
Выделение звука из слова.
Выделение звука из предложения.
Развитие сложных форм фонематического анализа:
Определение места звука в слове.
Определение последовательности звуков в слове.
Определение положения звука по отношению к другим звукам в слове.
Определение количества звуков в слове.
Развитие фонематического синтеза:
Составление слов из заданной последовательности звуков.
Составление слов из нарушенной последовательности звуков.
Развитие фонематических представлений.
Придумывание слов с заданным звуком.
Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:
этап формирования навыка правильного
произнесения изолированного звука, закрепление
слухового и кинестетического образа звука;
этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на
различном речевом материале;
этап дифференциации смешиваемых в произношении
звуков.
Нередко встречаешься с ситуацией, когда после коррекционной работы по постановке и
автоматизации проблемного звука по причине недостаточного развития фонематического
восприятия длительное время ребенок испытывает трудности при произнесении слов, в состав
которых входят смешиваемые звуки. Для достижения положительного результата предстоит выполнить специальные упражнения по дифференциации тех звуков, которые ребенок путает
произношении.
на
слух
и
в
Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает пять
этапов:
1) этап слуховой и произносительной дифференциации изолированных смешиваемых звуков;
2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах;
3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах;
4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложениях;
5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество неуспевающих детей по
русскому языку. Наиболее распространенным нарушением является акустическая дисграфия,
что в свою очередь связано с недоразвитием фонематических процессов. Для профилактики
нарушений письменной речи существует единственный надёжный путь – воспитание чёткой
слуховой дифференцировки неразличаемых на слух звуков.
Доклад на тему: "ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ!"
Доклад на тему: "ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ!"
Доклад на тему: "ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ!"
Доклад на тему: "ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ!"
Доклад на тему: "ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.