Доклад на заседании кафедры словесности "Нравственное воспитание учащихся на уроках русской словесности."

  • Документация
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад на тему "Нравственное воспитание на уроках русской словесности учащихся среднего звена". В нем затронуты важные проблемы, затрагиваемые на уроках изучения русской словесности. Зерном доклада стали творческие работы учащихся. Темы серии уроков по изучению Легенд и мифов Ветхого и Нового заветов не оставили учащихся равнодушными и вызвали в них бурю эмоций. А заключительное задание в виде творческой работы стало своеобразным откликом нынешнего поколения на поучения предков и нашли свое отражение в виде современных притч. Работа по развитию речи учащихся служит отправной точкой для развития одаренности. Именно на таких уроках выявляются задатки одаренности и служат стимулом для педагога по работе с "исключительными" детьми.
Иконка файла материала Нравственное воспитание.docx
Нравственное воспитание учащихся среднего звена на уроках русской словесности. Минапова Рамиля Рафаиловна, учитель русского языка и литературы Южно­Казахстанская область, Махтааральский район, город Жетысай КГУ «Школа – гимназия №1 имени М. Горького»      Уроки русской словесности – это мир открытий человеческой души, души не только литературных персонажей, но и самих учащихся. А иной раз замечаешь, что сам   открываешь   в   себе   неизведанный   ранее,   но   такой   знакомый   мир.   И   в   этом помогают   наши   маленькие   гении.   К.   Д.   Ушинский   писал:   «Вот   наше   назначение. Будем   действовать   для   потомства.   Как   отцы,   отдадим   себя   трудам   и   стараниям плодовитым   для   детей   наших…   Пробудим   требования,   укажем   разумную   цель, откроем средства, расшевелим энергию, ­ дела появятся сами».      Программный материал  предмета русской словесности в 6 классе включает в себя изучение   мифологии   разных   народов,   начиная   с   Древней   Греции.   Мы   знакомим учащихся   с   прекраснейшим   миром   античных   времен,   олимпийскими   богами, легендами, которые объясняли появление абсолютно всего. Античный мир дышит таинственностью и пленяет героическим прошлым. Но более всего этого трогают строчки из поэмы Гесиода «Труды и дни»: «…Скорбно с широкодорожной земли на Олимп   многоглавый,   крепко   плащом   белоснежным   закутав   прекрасное   тело,   к вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных, Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет».     Вы только вчитайтесь в них. Какой суровый приговор! И это не только о событиях VII века до нашей эры. Это проклятие тяжелым клеймом легло на многие поколения людей. Приглядитесь в нашу жестокую реальность. Страшно за наших детей, за их будущее.   Необходимо   ежедневно,   ежечасно   нести   добро,   да   так,   чтобы   оно перебороло   все   ненавистные   перегибы   в   поведении   людей   и   обесценивании нравственных     ценностей.  Это   и   есть   задача   уроков  словесности,  направленность уроков о человеческих отношениях. В этом отношении уроки по изучению Библии лучше   всего   отражают   суть   и   ценность   человеческой   жизни   и   цель   нашего существования на Земле.        Знакомясь с легендами и мифами Нового Завета, учащиеся узнают об истории жизни и учении Иисуса Христа. Иисус говорил с народом притчами. В притчах, в отличие от басен, нет прямого наставления. Каждый извлекает мораль сам. «Жанр притчи, ­ рассказываю на уроке, ­ возник в далекой древности на Востоке, где люди любили выражать свои мысли загадками». Заповеди и притчи Христа содержат тот нравственный потенциал, который всегда остается современным. Проходят века, но человек   вновь   и   вновь   пытается   понять,   что   такое   прощение,   милосердие, сострадание. Признаюсь, была удивлена тому, что в советский период ученики после прочтения Притчи о блудном сыне не были так милосердны, как ученики первых лет после   перестройки.   Они   требовали   наказания   для   младшего   сына,   так   бездумнопромотавшего свою долю наследства, отданную отцом. Но проходят годы, и замечаю, что   «оттепель»   была   недолгой.   Что­то   снова   и   безвозвратно   уходит,   что­то человеческое, сострадательное. Поэтому целью наших сегодняшних уроков должно стать   воспитание  милосердия,  которому,   увы,   так   мало   места   в   нашей   такой стремительной   жизни,   полностью   подчиненной   законам   обогащения.   В   Евангелии притчи   являются   своеобразными   иллюстрациями   к   учению   Иисуса   Христа,   с   их помощью   он   учит   людей.  Притчи   предназначены   для   того,  чтобы   вернуть   людям особые зрение и слух – духовные. Необходимо это и сейчас – вернуть их человеку.    Объясняю детям, что притча – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что­то дать, чему­то научить, в ней заложена какая­то определенная правда, какой­то определенный нравственный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.     После изучения этого раздела ученики получили задание – придумать свою притчу. И вот что у них получилось. Пишет Абаева Аяжан ученица 6 «Б» класса: «Шел по городу   один   человек.   Вокруг   были   все   незнакомые   люди.   Вдруг   совершенно неожиданно   на   него   напали   грабители.   Стали   они   его   беспощадно   избивать. Когда он упал, они стали снимать и отбирать его вещи. Он лежал беспомощно в пыли, звал на помощь. Но никто из прохожих даже не обернулся. На его крики о помощи прибежала стая бродячих собак. Они накинулись  на грабителей, стали их кусать и рвать их одежду. Грабители бросились наутек. На громкий лай собак стали собираться люди. Одна пожилая женщина помогла бедняге   подняться, привела его к себе домой, зашила одежду и дала денег на дорогу домой. Спустя несколько   дней   к   ней   в   дом   постучался   прилично   одетый   и,   судя   по   всему, обеспеченный человек – во дворе стоял дорогой автомобиль. Женщина узнала в нем   того   беднягу,   ограбленного   и   избитого.   Им  оказался   бизнесмен,   который приехал в этот город по делам. Человек от души поблагодарил эту женщину и попросил показать, где обитают бродячие собаки. Он  хочет отблагодарить их и открыть для них приют. Так собаки еще раз доказали свою верность людям. Поэтому давайте любить и уважать наших меньших братьев – собак!»      Чувствуете эхо притчи о добром самаритянине? Но что же стало с людьми, если помощь   оказывают   пожилые   люди   и   собаки?   Неужели   у   молодых   и   грамотных, сильных и успешных нет сердца?! Что же стало с нами? Почему нынче вместо того, чтобы прийти  на помощь, люди снимают  на камеру  тонущего  человека,  горящую машину?     А вот что написал Ажибек Нургельды:  «Жил­был один мальчик. Был он очень тихим и скромным. Хорошо учился и прекрасно рисовал. Но был он всегда почему­ то   грустным.   Когда   ребята   во   дворе   играли   в   футбол,   он   не   играл   с   ними. Просто проходил мимо, улыбался и быстро скрывался в подъезде своего дома. Однажды, когда игра была в полном разгаре, мальчик проходил мимо с хлебом, и в него попал мяч. Мальчик отбил мяч, и тот полетел прямо в ворота. Ребята стали   звать   его   поиграть.   Но   мальчик   не   мог   –   у   него   были   дела.   Один   из играющих рассказал, что у этого мальчика умерла мама, и с тех пор он стал нелюдимым.   Ребята   сами   пошли   к   нему   домой,   помогли   ему   с   домашними делами и сказали, что у него ведь есть отец. А они могут стать ему друзьями. Стех пор мальчик больше не грустил. Как важно, что у тебя есть друзья! »  Какая прекрасная история, не правда ли? Нам действительно подчас не хватает дружеского участия.   Мы   так   заняты   своими   делами,   что   не   замечаем,   что   происходит   с ближними. А дети – это индикатор того, что происходит в обществе. Взрослые в погоне   за   достатком   перестали   заботиться   о   собственных   детях,   доверяя   их воспитание нянькам и гувернанткам. О каких же родственных связях может вообще идти речь? Следующую историю, совсем не такую безоблачную и добрую, сочинила Кабылбек Адемау: «В одной семье жила девочка по имени Наташа. Мать девочку не   любила.   Она   заставляла   ее   работать:   убираться   в   доме,   мыть   посуду, готовить еду. Часто избивала за плохие отметки в школе. А сама встречалась с подругами, ходила в салон красоты и на вечеринки подруг. Отец был очень занят на работе, приходил домой  поздно, уезжал по делам в другой город. Ему некогда было заниматься семьей – надо было зарабатывать. Однажды отец вернулся с командировки раньше обычного. Войдя в дом, он услышал крики. Это мать ругала свою дочь. Дочка была на кухне  и нарезала овощи для салата. Мать отчитывала Наташу за замечание в дневнике и жалобу учителей на родительском собрании. Когда мать замахнулась на дочь мокрым полотенцем, чтобы ударить, дочка не выдержала и замахнулась ножом. Мать выхватила нож и в сердцах ударила свою дочь. Подбежавший отец не   успел предотвратить беду – все произошло очень быстро. Никто и опомниться не успел. Наташа умерла от нанесенной раны и потери крови. Отец так и не смог простить свою жену и ушел от нее. Так близкие люди бывают иногда хуже чужих».   Очень страшная история. Как она могла возникнуть в голове 11­ летней девочки? Не мы ли, взрослые, виноваты в том, что происходит сплошь и рядом на телевидении и в жизни? Когда мы могли потерять ту тонкую грань, которая держала человечество на плаву нравственности? Почему вокруг столько жестокости? Отчего программы новостей состоят из криминальных сводок? Задумаемся  же, какую  роль  играют  в нашей  жизни  родители? Чему  они стремятся научить детей? Почему отношения детей и родителей часто складываются непросто?        Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят,  чтобы их дети стали настоящими людьми, получили образование, продолжали   род   и   т.д.   Но   отношения   детей   и   родителей   часто   складываются непросто   из­за   разницы   взглядов   на   жизнь,   несходства   мнений,   вкусов   и   тому подобное.   Дети   стремятся   поскорее   стать   взрослыми   и   не   слушают   советов родителей,   хотят   делать   все   по­своему,   как   им   кажется,   лучше,   чем   полагают старшие.   Отсюда   и   идут   ссоры   и   споры.   А   в   конечном   итоге   чаще   всего   правы оказываются   родители.   Только   чтобы   понять   их   правоту,   дети   должны   пройти нелегким путем ошибок.     Так чему же учат притчи? Притчи учат не только вере и послушанию. Раскаянию и прощению. Они учат доброму отношению ко всему живому, бережному отношению к окружающему миру ­ одушевленному и неодушевленному. Главное надо разбудить в душе  ребенка ту  заветную струну,  которая  сыграет  мелодию  человеческой  души, мелодию милосердия, понимания, сострадания. А еще научит детей самостоятельно взглянуть на этот сложный мир, найти свой путь и выстроить братские отношениямежду людьми. В заключение хотелось бы привести еще одну притчу, которую тоже сочинила шестиклассница Нургазиева Гульжан. Эта притча о главном – о   смысле нашей жизни. Она тоже,   как и предыдущие работы учащихся, в чем­то является далеким отзвуком  евангельских притч, получивших новое звучание. Вот послушайте:       Пуговица.    Жил­был человек по имени Том. Он был беден, а поэтому несчастен ­  так он думал   о   себе   и   своей   жизни.   Работал   в   пекарне,   где   ему   платили   копейки. Расстраивала его не только маленькая зарплата, но и плохие условия. Он мечтал и верил в то, что когда­нибудь он внезапно разбогатеет. Думаете, он ничего не делал?     Как     бы     не     так!   Где   только   он   не   работал:   и   в   цирке   пробовал выступать,  и в столовой поработал. Но ничего из этого не вышло: в цирке он был канатоходцем,   но   упал  и   сломал   ногу.   А  в   столовой,   хромая,   нечаянно   облил шефа кипятком, когда варил кофе. И вот стал он работать пекарем. Больше нигде   не требовались рабочие, да и нога не позволяла. Но все равно Том верил, что удача когда­нибудь улыбнется ему. Главное – верить.    Однажды Том сидел дома, у него был выходной. И решил он сделать ремонт. Купил все, что было для этого нужно. Для начала он сорвал со стены обои, решил подвинуть шкаф, но вдруг увидел на стене какую­то надпись. Он подошел поближе и еле разобрал буквы: «Все, что было мое – теперь твое!» Усмехнулся Том   и   стал   чистить   стену.   Убрал   столетнюю   грязь   и   увидел   синий   кирпич. Кирпич отличался от других. Парень попытался вытащить его – это оказалась шкатулка. Том с нетерпением открыл шкатулку, ожидая увидеть сокровища или что­то в этом роде, но на дне шкатулки лежала пуговица такого же синего цвета. Том расстроился, думая о том, что кто­то смеется над ним. Повертел – повертел в руках пуговицу и собирался ее уже выкинуть. Но пуговица сверкнула ярким блеском туда, где на противоположной стене был нарисован крест. Том с последней надеждой подошел к этому месту и стал отбивать кирпичи. В стене был   спрятан   клад.   Радости   Тома   не   было   предела.   Наконец­то.   Вот   оно.   То самое, ради чего стоило жить.       Том разбогател. Дни его проходили в веселье, кутежах среди сомнительных приятелей… Но все когда­нибудь заканчивается, и деньги тоже закончились. Но Том не унывал, ведь пуговица была при нем.  Вернулся он однажды домой (а он давно не заглядывал в свою каморку) и стал светить пуговицей. Но пуговица была тусклой и не сверкала, как бы он ее ни вертел. На обратной стороне он увидел надпись: «Все кончается» и понял, что это ­ конец.       Том не хотел верить, что так быстро испарилась мечта всей его жизни. Он даже не успел насладиться этой новой, богатой и веселой жизнью. От гнева он крушил все, что было под рукой. В ярости он разрушил свой и так маленький домик. Сидя на развалинах, он горько сожалел о том, что не смог потратить клад с умом, что не нашлось человека, который бы ему подсказал.       Погоревав, юноша пошел в пекарню – ведь у него все еще была работа. Он стал вдвое больше работать, собирать копейку за копейкой, ценить то, что имел, и набрал достаточно денег, чтобы заново поднять домик. Ему помогли соседи.Среди них оказалось много хороших и добрых людей. Он стал печь не только хлеб, но  и   булочки   и  угощать  ими   окружающих.   Слава   о   нем  разнеслась  далеко  за пределами города. Том полюбил свою работу, радовался общению с людьми. А вскоре   женился  на   доброй   и   трудолюбивой   девушке.   И   понял   он   одно   –   не   в деньгах счастье, а еще понял, что счастье к человеку  идет трудной дорогой, но тем оно и дороже!»         Мне кажется, что смогла донести до учащихся и «разумную цель», и «открыла средства», и   «расшевелила энергию». Не должны наши   (педагогов)   усилия про­ пасть даром, не отозваться добром в душе наших подопечных.

Посмотрите также