Доклад на заседании кафедры словесности "Нравственное воспитание учащихся на уроках русской словесности."
Оценка 4.6
Документация
docx
русская литература +1
Взрослым
18.04.2018
Доклад на тему "Нравственное воспитание на уроках русской словесности учащихся среднего звена". В нем затронуты важные проблемы, затрагиваемые на уроках изучения русской словесности. Зерном доклада стали творческие работы учащихся. Темы серии уроков по изучению Легенд и мифов Ветхого и Нового заветов не оставили учащихся равнодушными и вызвали в них бурю эмоций. А заключительное задание в виде творческой работы стало своеобразным откликом нынешнего поколения на поучения предков и нашли свое отражение в виде современных притч. Работа по развитию речи учащихся служит отправной точкой для развития одаренности. Именно на таких уроках выявляются задатки одаренности и служат стимулом для педагога по работе с "исключительными" детьми.
Нравственное воспитание.docx
Нравственное воспитание учащихся среднего звена
на уроках русской словесности.
Минапова Рамиля Рафаиловна, учитель русского языка и литературы
ЮжноКазахстанская область, Махтааральский район, город Жетысай
КГУ «Школа – гимназия №1 имени М. Горького»
Уроки русской словесности – это мир открытий человеческой души, души не
только литературных персонажей, но и самих учащихся. А иной раз замечаешь, что
сам открываешь в себе неизведанный ранее, но такой знакомый мир. И в этом
помогают наши маленькие гении. К. Д. Ушинский писал: «Вот наше назначение.
Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям
плодовитым для детей наших… Пробудим требования, укажем разумную цель,
откроем средства, расшевелим энергию, дела появятся сами».
Программный материал предмета русской словесности в 6 классе включает в себя
изучение мифологии разных народов, начиная с Древней Греции. Мы знакомим
учащихся с прекраснейшим миром античных времен, олимпийскими богами,
легендами, которые объясняли появление абсолютно всего. Античный мир дышит
таинственностью и пленяет героическим прошлым. Но более всего этого трогают
строчки из поэмы Гесиода «Труды и дни»: «…Скорбно с широкодорожной земли на
Олимп многоглавый, крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело, к
вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных, Совесть и Стыд. Лишь одни
жесточайшие, тяжкие беды людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет».
Вы только вчитайтесь в них. Какой суровый приговор! И это не только о событиях
VII века до нашей эры. Это проклятие тяжелым клеймом легло на многие поколения
людей. Приглядитесь в нашу жестокую реальность. Страшно за наших детей, за их
будущее. Необходимо ежедневно, ежечасно нести добро, да так, чтобы оно
перебороло все ненавистные перегибы в поведении людей и обесценивании
нравственных ценностей. Это и есть задача уроков словесности, направленность
уроков о человеческих отношениях. В этом отношении уроки по изучению Библии
лучше всего отражают суть и ценность человеческой жизни и цель нашего
существования на Земле.
Знакомясь с легендами и мифами Нового Завета, учащиеся узнают об истории
жизни и учении Иисуса Христа. Иисус говорил с народом притчами. В притчах, в
отличие от басен, нет прямого наставления. Каждый извлекает мораль сам. «Жанр
притчи, рассказываю на уроке, возник в далекой древности на Востоке, где люди
любили выражать свои мысли загадками». Заповеди и притчи Христа содержат тот
нравственный потенциал, который всегда остается современным. Проходят века, но
человек вновь и вновь пытается понять, что такое прощение, милосердие,
сострадание. Признаюсь, была удивлена тому, что в советский период ученики после
прочтения Притчи о блудном сыне не были так милосердны, как ученики первых лет
после перестройки. Они требовали наказания для младшего сына, так бездумно промотавшего свою долю наследства, отданную отцом. Но проходят годы, и замечаю,
что «оттепель» была недолгой. Чтото снова и безвозвратно уходит, чтото
человеческое, сострадательное. Поэтому целью наших сегодняшних уроков должно
стать воспитание милосердия, которому, увы, так мало места в нашей такой
стремительной жизни, полностью подчиненной законам обогащения. В Евангелии
притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их
помощью он учит людей. Притчи предназначены для того, чтобы вернуть людям
особые зрение и слух – духовные. Необходимо это и сейчас – вернуть их человеку.
Объясняю детям, что притча – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая
притча может чтото дать, чемуто научить, в ней заложена какаято определенная
правда, какойто определенный нравственный урок, маленький или большой закон
Мира, в котором мы живем.
После изучения этого раздела ученики получили задание – придумать свою притчу.
И вот что у них получилось. Пишет Абаева Аяжан ученица 6 «Б» класса: «Шел по
городу один человек. Вокруг были все незнакомые люди. Вдруг совершенно
неожиданно на него напали грабители. Стали они его беспощадно избивать.
Когда он упал, они стали снимать и отбирать его вещи. Он лежал беспомощно в
пыли, звал на помощь. Но никто из прохожих даже не обернулся. На его крики о
помощи прибежала стая бродячих собак. Они накинулись на грабителей, стали
их кусать и рвать их одежду. Грабители бросились наутек. На громкий лай собак
стали собираться люди. Одна пожилая женщина помогла бедняге подняться,
привела его к себе домой, зашила одежду и дала денег на дорогу домой. Спустя
несколько дней к ней в дом постучался прилично одетый и, судя по всему,
обеспеченный человек – во дворе стоял дорогой автомобиль. Женщина узнала в
нем того беднягу, ограбленного и избитого. Им оказался бизнесмен, который
приехал в этот город по делам. Человек от души поблагодарил эту женщину и
попросил показать, где обитают бродячие собаки. Он хочет отблагодарить их и
открыть для них приют. Так собаки еще раз доказали свою верность людям.
Поэтому давайте любить и уважать наших меньших братьев – собак!»
Чувствуете эхо притчи о добром самаритянине? Но что же стало с людьми, если
помощь оказывают пожилые люди и собаки? Неужели у молодых и грамотных,
сильных и успешных нет сердца?! Что же стало с нами? Почему нынче вместо того,
чтобы прийти на помощь, люди снимают на камеру тонущего человека, горящую
машину?
А вот что написал Ажибек Нургельды: «Жилбыл один мальчик. Был он очень
тихим и скромным. Хорошо учился и прекрасно рисовал. Но был он всегда почему
то грустным. Когда ребята во дворе играли в футбол, он не играл с ними.
Просто проходил мимо, улыбался и быстро скрывался в подъезде своего дома.
Однажды, когда игра была в полном разгаре, мальчик проходил мимо с хлебом, и
в него попал мяч. Мальчик отбил мяч, и тот полетел прямо в ворота. Ребята
стали звать его поиграть. Но мальчик не мог – у него были дела. Один из
играющих рассказал, что у этого мальчика умерла мама, и с тех пор он стал
нелюдимым. Ребята сами пошли к нему домой, помогли ему с домашними
делами и сказали, что у него ведь есть отец. А они могут стать ему друзьями. С тех пор мальчик больше не грустил. Как важно, что у тебя есть друзья! » Какая
прекрасная история, не правда ли? Нам действительно подчас не хватает дружеского
участия. Мы так заняты своими делами, что не замечаем, что происходит с
ближними. А дети – это индикатор того, что происходит в обществе. Взрослые в
погоне за достатком перестали заботиться о собственных детях, доверяя их
воспитание нянькам и гувернанткам. О каких же родственных связях может вообще
идти речь? Следующую историю, совсем не такую безоблачную и добрую, сочинила
Кабылбек Адемау: «В одной семье жила девочка по имени Наташа. Мать девочку
не любила. Она заставляла ее работать: убираться в доме, мыть посуду,
готовить еду. Часто избивала за плохие отметки в школе. А сама встречалась с
подругами, ходила в салон красоты и на вечеринки подруг. Отец был очень занят
на работе, приходил домой поздно, уезжал по делам в другой город. Ему некогда
было заниматься семьей – надо было зарабатывать. Однажды отец вернулся с
командировки раньше обычного. Войдя в дом, он услышал крики. Это мать ругала
свою дочь. Дочка была на кухне и нарезала овощи для салата. Мать отчитывала
Наташу за замечание в дневнике и жалобу учителей на родительском собрании.
Когда мать замахнулась на дочь мокрым полотенцем, чтобы ударить, дочка не
выдержала и замахнулась ножом. Мать выхватила нож и в сердцах ударила
свою дочь. Подбежавший отец не успел предотвратить беду – все произошло
очень быстро. Никто и опомниться не успел. Наташа умерла от нанесенной раны
и потери крови. Отец так и не смог простить свою жену и ушел от нее. Так
близкие люди бывают иногда хуже чужих». Очень страшная история. Как она
могла возникнуть в голове 11 летней девочки? Не мы ли, взрослые, виноваты в том,
что происходит сплошь и рядом на телевидении и в жизни? Когда мы могли потерять
ту тонкую грань, которая держала человечество на плаву нравственности? Почему
вокруг столько жестокости? Отчего программы новостей состоят из криминальных
сводок? Задумаемся же, какую роль играют в нашей жизни родители? Чему они
стремятся научить детей? Почему отношения детей и родителей часто складываются
непросто?
Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви,
честности, хотят, чтобы их дети стали настоящими людьми, получили образование,
продолжали род и т.д. Но отношения детей и родителей часто складываются
непросто изза разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов и тому
подобное. Дети стремятся поскорее стать взрослыми и не слушают советов
родителей, хотят делать все посвоему, как им кажется, лучше, чем полагают
старшие. Отсюда и идут ссоры и споры. А в конечном итоге чаще всего правы
оказываются родители. Только чтобы понять их правоту, дети должны пройти
нелегким путем ошибок.
Так чему же учат притчи? Притчи учат не только вере и послушанию. Раскаянию и
прощению. Они учат доброму отношению ко всему живому, бережному отношению к
окружающему миру одушевленному и неодушевленному. Главное надо разбудить в
душе ребенка ту заветную струну, которая сыграет мелодию человеческой души,
мелодию милосердия, понимания, сострадания. А еще научит детей самостоятельно
взглянуть на этот сложный мир, найти свой путь и выстроить братские отношения между людьми. В заключение хотелось бы привести еще одну притчу, которую тоже
сочинила шестиклассница Нургазиева Гульжан. Эта притча о главном – о смысле
нашей жизни. Она тоже, как и предыдущие работы учащихся, в чемто является
далеким отзвуком евангельских притч, получивших новое звучание. Вот послушайте:
Пуговица.
Жилбыл человек по имени Том. Он был беден, а поэтому несчастен так он
думал о себе и своей жизни. Работал в пекарне, где ему платили копейки.
Расстраивала его не только маленькая зарплата, но и плохие условия. Он мечтал
и верил в то, что когданибудь он внезапно разбогатеет. Думаете, он ничего не
делал? Как бы не так! Где только он не работал: и в цирке пробовал
выступать, и в столовой поработал. Но ничего из этого не вышло: в цирке он был
канатоходцем, но упал и сломал ногу. А в столовой, хромая, нечаянно облил
шефа кипятком, когда варил кофе. И вот стал он работать пекарем. Больше
нигде не требовались рабочие, да и нога не позволяла. Но все равно Том верил,
что удача когданибудь улыбнется ему. Главное – верить.
Однажды Том сидел дома, у него был выходной. И решил он сделать ремонт.
Купил все, что было для этого нужно. Для начала он сорвал со стены обои,
решил подвинуть шкаф, но вдруг увидел на стене какуюто надпись. Он подошел
поближе и еле разобрал буквы: «Все, что было мое – теперь твое!» Усмехнулся
Том и стал чистить стену. Убрал столетнюю грязь и увидел синий кирпич.
Кирпич отличался от других. Парень попытался вытащить его – это оказалась
шкатулка. Том с нетерпением открыл шкатулку, ожидая увидеть сокровища или
чтото в этом роде, но на дне шкатулки лежала пуговица такого же синего
цвета. Том расстроился, думая о том, что ктото смеется над ним. Повертел –
повертел в руках пуговицу и собирался ее уже выкинуть. Но пуговица сверкнула
ярким блеском туда, где на противоположной стене был нарисован крест. Том с
последней надеждой подошел к этому месту и стал отбивать кирпичи. В стене
был спрятан клад. Радости Тома не было предела. Наконецто. Вот оно. То
самое, ради чего стоило жить.
Том разбогател. Дни его проходили в веселье, кутежах среди сомнительных
приятелей… Но все когданибудь заканчивается, и деньги тоже закончились. Но
Том не унывал, ведь пуговица была при нем. Вернулся он однажды домой (а он
давно не заглядывал в свою каморку) и стал светить пуговицей. Но пуговица была
тусклой и не сверкала, как бы он ее ни вертел. На обратной стороне он увидел
надпись: «Все кончается» и понял, что это конец.
Том не хотел верить, что так быстро испарилась мечта всей его жизни. Он
даже не успел насладиться этой новой, богатой и веселой жизнью. От гнева он
крушил все, что было под рукой. В ярости он разрушил свой и так маленький
домик. Сидя на развалинах, он горько сожалел о том, что не смог потратить
клад с умом, что не нашлось человека, который бы ему подсказал.
Погоревав, юноша пошел в пекарню – ведь у него все еще была работа. Он стал
вдвое больше работать, собирать копейку за копейкой, ценить то, что имел, и
набрал достаточно денег, чтобы заново поднять домик. Ему помогли соседи. Среди них оказалось много хороших и добрых людей. Он стал печь не только хлеб,
но и булочки и угощать ими окружающих. Слава о нем разнеслась далеко за
пределами города. Том полюбил свою работу, радовался общению с людьми. А
вскоре женился на доброй и трудолюбивой девушке. И понял он одно – не в
деньгах счастье, а еще понял, что счастье к человеку идет трудной дорогой, но
тем оно и дороже!»
Мне кажется, что смогла донести до учащихся и «разумную цель», и «открыла
средства», и «расшевелила энергию». Не должны наши (педагогов) усилия про
пасть даром, не отозваться добром в душе наших подопечных.
Доклад на заседании кафедры словесности "Нравственное воспитание учащихся на уроках русской словесности."
Доклад на заседании кафедры словесности "Нравственное воспитание учащихся на уроках русской словесности."
Доклад на заседании кафедры словесности "Нравственное воспитание учащихся на уроках русской словесности."
Доклад на заседании кафедры словесности "Нравственное воспитание учащихся на уроках русской словесности."
Доклад на заседании кафедры словесности "Нравственное воспитание учащихся на уроках русской словесности."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.