Доклад "Некоторые приёмы орфографической грамотности на уроках русского языка"(5 класс)

  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования.
Иконка файла материала работа.docx
«О некоторых приёмах работы по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся». Обобщение опыта по теме: Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С   одной   стороны,   знание   родного   языка   дается   ребенку   с   детства,   он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно   держаться   на   трех   китах:   языкознании,   психологии,   методике. Главное   внимание   учителя   должно   быть   сосредоточено   на   формировании орфографической   и   пунктуационной   грамотности   учащихся   и   их   речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для   применения   правил   правописания   и   овладения   речевыми   нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы ­ одна из острейших проблем народного образования. Как   научить   учащихся   грамотно   писать,   и   умело   применять орфографические   и   пунктуационные   правила?   Эти   вопросы   постоянно возникают у учителя. Современная   методика   предлагает   достаточно   активные   методы   и   Заниматься   выработкой   орфографических   и приемы   обучения. пунктуационных навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т. д.). Начинать   нужно   с   развития   морфологических   навыков.   Школьники должны уметь различать части речи и их формы. Учеными установлено, что в формулировках   орфографических   и   пунктуационных   правил   содержится указание на принадлежность слова к определенной части речи. Для того чтобы научиться грамотно писать, надо уметь мгновенно “опознавать” и отличать части речи. В правилах употребления знаков препинания тоже содержатся указания на части речи: например, правило о постановке тире, между подлежащим и сказуемым. Чтобы воспользоваться правилом, надо уметь точно находить в предложении   подлежащее   и   сказуемое   и   знать   способы   их   выражения. Основное   условие   для   постановки   тире   –   это   три   способа   выражения подлежащего и сказуемого: именем существительным, именем числительным и неопределенной формой глагола. Начать   знакомство   с   морфологическими   понятиями   необходимо   еще при изучении темы “Слово и его лексическое значение” в разделе “Лексика”, где   наряду   с   понятием   лексическое   значение   слова,   дается   понятие “Морфологическое понятие слова”. Морфологические трудности связаны, во­ первых,   с   омонимией   частей   речи,   во­вторых,   с   семантическими (смысловыми)   критериями   разграничения   категорий.   С   этой   целью   в дополнение   к   тому,   что   рекомендовано   методическими   указаниями   к 1зап…вать сл…зать скр…пя отв…рить учебнику, проводится беседа: – Играет ли роль лексическое значение слова в его правописании? – От чего зависит правописание данных слов? пол…скать  разв…вается ум…лять ув…дать –   Хорошим   упражнением   является   следующее   –   определение морфологических признаков на противопоставлении форм слов: поет – поешь; поет – поете; поет – пел. – Чем различаются эти слова? – По какому признаку противопоставлены эти формы слов? (Лицо, число, время) – Учитывая особенности возрастного воспитания учеников,является важным введение на уроках игр. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными. Например: Игра “Третий лишний”. В каждом ряду укажите слово, “лишнее” с точки зрения орфографии.  реч..нка, девч..нка, печ..нка;  отгад..вать, завед..вать, провед..вать;  пр..зумпция, пр..зидиум, пр..ложение. – Поиграем в обгонялки? За   определенное   время   подберите   слова   с   указанными   выше словосочетаниями согласных (чк, чн, чт и т. д.) и составьте с ними примеры. За каждый правильный ответ – один балл. Подсчитайте в конце игры свои баллы. – Поиграйте с друзьями. – Разделитесь на две команды, возьмите себе по суффиксу: одна команда – чик,   другая   –   щик.   Образуйте   с   этими   суффиксами   слова,   обозначающие профессию,   род   деятельности.   Побеждает   та   команда,   которая   не   только больше составит слов, но и сформулирует правило правописания согласных перед этими суффиксами. – Чья радуга ярче? – Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений. Добавьте в   него   вопросительные   и   побудительные   предложения,   чтобы   рассказ получился ярким, “ожил” Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несет невидимка – ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них   есть   метеорологические   станции,   где   метеорологи   наблюдают   за погодой.   У   них   есть   помощники   –   флюгер,   показывающий   направление ветра,   градусник,   определяющий   температуру   воздуха,   и   влагомер, 2который   устанавливает   влажность   воздуха.   Есть   еще   барометр, измеряющий атмосферное давление. Викторина 1. Объясните,   почему   не   обособляются   деепричастия   в   следующих предложениях: 2. а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. 3. б) Швейцар решил идти не спеша. 4. в) Повертелась лиса у курятника и ушла несолоно хлебавши. 5. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: а) Приехав домой, его никто не встретил. б)   Читая   повесть,   перед   нами   встает   яркий   образ   предводителя народного восстания. 6. Составьте   предложения   с   фразеологизмами,   указав,   какие   из   них обособляются: сломя голову, спустя рукава, не разгибая спины, держа курс   на   что­либо,   не   покладая   рук,   не   долго   думая,   скрепя   сердце, положа руку на сердце. Основным условием формирования орфографических навыков является изучение   орфографических   правил. Чтобы   писать   в   соответствии   с орфографическим правилом, ученик должен:  увидеть орфограмму;  установить,   какое   орфографическое   правило   необходимо   принять   в данном случае;  решить вопрос о конкретном написании Например. Буквы  о­ё после  шипящих (в  корне, окончаниях  и суффиксах). Ход   рассуждения   при   их   применении   связан   с   такими   действиями,   как установление морфемы, постановка ударения; затем применяются правила, которые различны для корня и других морфем. Можно составить алгоритм. Далее школьник, применяя выбранное им правило к данному конкретному случаю.   Орфографическое правило только тогда сможет быть руководством к действию,   когда   все   необходимые   и   достаточные   признаки   орфограммы названы в его формулировке. Как особый вид контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся используют   разные   виды   диктантов   (зрительные,   с   комментированием, объяснительные,   выборочные   (по   орфограммам),   предупредительные, картинные, диктанты по памяти и т.д.) Например: диктант   “Проверю   себя”–   вид   обобщающего   диктанта, отличающийся   высоким   уровнем   самоконтроля   учащихся;   разрешается спрашивать   учителя,   пользоваться   словарем,   справочником   и   прочим. Вопросы   и   другие   способы   самопроверки   поощряются   (если   вопросы 3задаются   не   ради   показной   активности),   исправления   тоже.   Диктант “Проверяю   себя”   способствует   выработке   орфографической   зоркости, критического   отношения   к   собственному   тексту.   Вызывает   у   учащихся интерес.   После   написания   диктанта   учащиеся   получают   задание сгруппировать  слова по каким­то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению. Дочь, муж, горяч, дач, крепыш, могуч, силач, молодежь, врач, ткач, ковш, обруч, плащ, туч, карандаш, борщ, чуваш, хорош, ключ и т.д. Творческий диктант. Составьте предложения со следующими словосочетаниями: отец с матерью, мы с сестрой, масса народу, большинство отдыхающих, много людей, один из   многих,   поехать   в   Крым,   бежать   к   морю,   плыть   к   берегу,   лететь самолетом, ходить в походы. Словарный диктант Посетить зоопарк, веселые медвежата, интересные малыши, съехать с горки, напиться из­под крана, полез на прутья, радостно визжать, черная шубка, вкусное молоко, плескаться в бассейне, схватить добычу. 1. Найдите четыре слова с безударной гласной в корне слова, проверьте их правописание. 2. Найдите   два   слова,   в   корнях   которых   согласные   буквы   не соответствуют звукам, подчеркните эти согласные, подберите к этим словам проверочные. Для   определения   у   учащихся   уровня   относительной   орфографической грамотности   представляется   перспективным   использование тестов. В английском   языке   слово   тест   обозначает   “испытание,   проба,   эксперимент, проверка”. Из всего многообразия тестов можно выделить тесты для проверки знания определений и правил. Например, при изучении темы “Орфография и пунктуация” можно предложить следующие задания: 1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы? а) пред..стория, с..грать, без..скусный б) меж..нститутский, пред..юльский, раз..грать в) сверх..нтересный, подтожить, от..скать 2. В каком слове на месте пропуска пишется И? а) врем..чко, б) луков..ца, в) Тан..чка, г) блюд..чко 3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Обреченный судьбой на постоянную праздность(1) я (2) уходя иногда из дому(3) бродил где­нибудь до позднего вечера. а) 1, 2, 3 б) 2, 3 в) 1 г) 1, 3 и т.д. 44.   В   этом   предложении   нужно   поставить   тире   между   подлежащим   и сказуемым: А) Тигренок Васька был еще ребенок. Б) Взрослые тигры опасные хищники. В) Ежик был ручной. 5. В этом предложении обращение надо выделить запятыми: А) Скажи мне кудесник любимец богов… Б) Запевает тихо мой ямщик спросонок. В) Спой ямщик мне песню удалую! Особую проблему учащиеся видят в усвоении пунктуационных правил. В 8–9­х классах учащиеся наряду с известными правилами должны усвоить большое количество новых. Например,   в   8­м   классе   расширяется   представление   учащихся   о способах   выражения   главных   членов   предложения;   дается   понятие   о лексическом и грамматическом значениях сказуемого и на основе различения способов   выражения   этих   значений–   классификация   видов   сказуемых; продолжается работа над правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым. Главными мотивами изучения данной темы, наряду с формированием грамматических   и   пунктуационных   умений,   предполагается   выдвинуть развитие   языкового   чутья   учащихся,   совершенствование   умений воспринимать   в   готовом   тексте   оттенки   значений,   передаваемые   разными способами выражения главных членов. На   1­м   уроке   повторяется   понятие   грамматической   основы предложения,   акцентируется   внимание   на   синтаксическом   характере подлежащего   и   сказуемого   как   главных   членов   предложения, рассматриваются основные способы выражения подлежащего. На 2­м уроке в центре внимания– грамматические значения сказуемого. На   3­м   уроке   дается   ключ   к   различению   типов   сказуемого:   они различаются   в   зависимости   от   способа   выражения   лексического   и грамматического значений сказуемого. На   4­м   уроке   большую   часть   времени   и   внимания   придется   уделить обобщению   правил   постановки   тире   между   подлежащим   и   сказуемым. Наиболее характерны и частотны три случая: сущ. в им. п. – сущ. в им. п. инф.– инф. сущ. в им. п. – инф; инф. – сущ. в им. п. 5­й урок отводится проверочной работе. Например: перепишите, ставя, где нужно, тире. Тамань   самый   скверный   городишко   из   всех   приморских   городов   России. Полог единственное спасение от вечерних  и ночных нападений комаров. Малайские   жилища   просто   сквозные   клетки   из   бамбуковых   тростей, 5прикрытые сухими кокосовыми листьями. Все богачи скряги. Поэзия та же добыча радия и т.д. Правильно   организовать   работу   над   пунктуационным   правилом можно   при   условии,   если   учитель   будет   знать,   чем   отличается   одно правило от другого и что их объединяет. Единого   метода   или   приема   работы   над   правилом   нет.   Необходимо учитывать,  в  какой  мере   рассматриваемое   правило   является   для  учеников новым, насколько оно знакомо им. Если   пунктуационное   правило   ученику   известно,   то   работу   надо начинать с повторения. Но если правило ученикам незнакомо, то работа над   ним   обычно   проходит   три   этапа:   подготовительный,   объяснение пунктуационного правила, применение правила. Цель   подготовительного   этапа   –   создание   синтаксической   базы   для осознания   пунктуационного   правила.   Так,   например,   с   двоеточием   после обобщающего   слова   перед   однородными   членами   учащиеся   5­го   класса знакомятся   впервые.   Осознать   употребление   двоеточия   ученик   может   при условии,   если   он   будет   знать,   что   обобщающее   слово   по   отношению   к однородным   членам   имеет   более   общее   значение,   узнавать   в   тексте обобщающие   слова   и   видеть   место   обобщающего   слова   по   отношению   к однородным членам. Объяснение   правила   начинается   с   анализа   примера. Обобщающее слово   заключается   в   прямоугольник,   однородные   члены   подчеркиваются условными обозначениями. Вот так выглядит пример: Дети, старики, женщины – [все] Полезно   показать,   что   обобщающее   слово   и   однородные   члены   являются одним и тем же членом предложения.   смешалось в живом потоке.   После того как дети научаться видеть знаки на правило, объяснять их   постановку,   можно   переходить   к   новому   виду   упражнений   – расстановке пропущенных знаков. Например: перепишите, ставя нужные знаки препинания. Начинать нужно с примеров, в которых пропущены только изучаемые в данный момент знаки препинания. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. И все это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства. Две девушки доярка   Маша   и   трактористка   Настя   вели   беседу.   Бричка   бежит,   а Егорушка видит все одно и то же небо, равнину холмы.  Затем   даются   предложения,   требующие   применения   правил, изученных ранее. – Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:   , и   . (Знаки препинания не проставлены.) Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. Вдруг 6вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. Кое­где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы. 7