Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования.
«О некоторых приёмах работы по формированию орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся».
Обобщение опыта по теме:
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов.
С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он
овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это
сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку
должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.
Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании
орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом
развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой
для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Уровень грамотности учащихся средней школы одна из острейших проблем
народного образования.
Как научить учащихся грамотно писать, и умело применять
орфографические и пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно
возникают у учителя.
Современная методика предлагает достаточно активные методы и
Заниматься выработкой орфографических и
приемы обучения.
пунктуационных навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов
языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех этапах
обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т. д.).
Начинать нужно с развития морфологических навыков. Школьники
должны уметь различать части речи и их формы. Учеными установлено, что в
формулировках орфографических и пунктуационных правил содержится
указание на принадлежность слова к определенной части речи. Для того чтобы
научиться грамотно писать, надо уметь мгновенно “опознавать” и отличать
части речи.
В правилах употребления знаков препинания тоже содержатся указания
на части речи: например, правило о постановке тире, между подлежащим и
сказуемым. Чтобы воспользоваться правилом, надо уметь точно находить в
предложении подлежащее и сказуемое и знать способы их выражения.
Основное условие для постановки тире – это три способа выражения
подлежащего и сказуемого: именем существительным, именем числительным
и неопределенной формой глагола.
Начать знакомство с морфологическими понятиями необходимо еще
при изучении темы “Слово и его лексическое значение” в разделе “Лексика”,
где наряду с понятием лексическое значение слова, дается понятие
“Морфологическое понятие слова”. Морфологические трудности связаны, во
первых, с омонимией частей речи, вовторых, с семантическими
(смысловыми) критериями разграничения категорий. С этой целью в
дополнение к тому, что рекомендовано методическими указаниями к
1зап…вать
сл…зать
скр…пя
отв…рить
учебнику, проводится беседа:
– Играет ли роль лексическое значение слова в его правописании?
– От чего зависит правописание данных слов?
пол…скать
разв…вается
ум…лять
ув…дать
– Хорошим упражнением является следующее – определение
морфологических признаков на противопоставлении форм слов: поет – поешь;
поет – поете; поет – пел.
– Чем различаются эти слова?
– По какому признаку противопоставлены эти формы слов? (Лицо, число,
время)
– Учитывая особенности возрастного воспитания учеников,является важным
введение на уроках игр. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки
русского языка интересными и содержательными.
Например:
Игра “Третий лишний”. В каждом ряду укажите слово, “лишнее” с точки
зрения орфографии.
реч..нка, девч..нка, печ..нка;
отгад..вать, завед..вать, провед..вать;
пр..зумпция, пр..зидиум, пр..ложение.
– Поиграем в обгонялки?
За определенное время подберите слова с указанными выше
словосочетаниями согласных (чк, чн, чт и т. д.) и составьте с ними примеры.
За каждый правильный ответ – один балл. Подсчитайте в конце игры свои
баллы.
– Поиграйте с друзьями.
– Разделитесь на две команды, возьмите себе по суффиксу: одна команда –
чик, другая – щик. Образуйте с этими суффиксами слова, обозначающие
профессию, род деятельности. Побеждает та команда, которая не только
больше составит слов, но и сформулирует правило правописания согласных
перед этими суффиксами.
– Чья радуга ярче?
– Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений. Добавьте
в него вопросительные и побудительные предложения, чтобы рассказ
получился ярким, “ожил”
Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несет
невидимка – ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у
них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за
погодой. У них есть помощники – флюгер, показывающий направление
ветра, градусник, определяющий температуру воздуха, и влагомер,
2который устанавливает влажность воздуха. Есть еще барометр,
измеряющий атмосферное давление.
Викторина
1. Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих
предложениях:
2. а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы.
3. б) Швейцар решил идти не спеша.
4. в) Повертелась лиса у курятника и ушла несолоно хлебавши.
5. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
а) Приехав домой, его никто не встретил.
б) Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя
народного восстания.
6. Составьте предложения с фразеологизмами, указав, какие из них
обособляются: сломя голову, спустя рукава, не разгибая спины, держа
курс на чтолибо, не покладая рук, не долго думая, скрепя сердце,
положа руку на сердце.
Основным условием формирования орфографических навыков является
изучение орфографических правил. Чтобы писать в соответствии с
орфографическим правилом, ученик должен:
увидеть орфограмму;
установить, какое орфографическое правило необходимо принять в
данном случае;
решить вопрос о конкретном написании
Например. Буквы оё после шипящих (в корне, окончаниях и суффиксах).
Ход рассуждения при их применении связан с такими действиями, как
установление морфемы, постановка ударения; затем применяются правила,
которые различны для корня и других морфем. Можно составить алгоритм.
Далее школьник, применяя выбранное им правило к данному конкретному
случаю.
Орфографическое правило только тогда сможет быть руководством к
действию, когда все необходимые и достаточные признаки орфограммы
названы в его формулировке.
Как особый вид контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся
используют разные виды диктантов (зрительные, с комментированием,
объяснительные, выборочные (по орфограммам), предупредительные,
картинные, диктанты по памяти и т.д.)
Например: диктант “Проверю себя”– вид обобщающего диктанта,
отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся; разрешается
спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочником и прочим.
Вопросы и другие способы самопроверки поощряются (если вопросы
3задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант
“Проверяю себя” способствует выработке орфографической зоркости,
критического отношения к собственному тексту. Вызывает у учащихся
интерес.
После написания диктанта учащиеся получают задание
сгруппировать слова по какимто общим признакам: по типам орфограмм,
видам орфограмм, их местоположению.
Дочь, муж, горяч, дач, крепыш, могуч, силач, молодежь, врач, ткач, ковш,
обруч, плащ, туч, карандаш, борщ, чуваш, хорош, ключ и т.д.
Творческий диктант.
Составьте предложения со следующими словосочетаниями: отец с матерью,
мы с сестрой, масса народу, большинство отдыхающих, много людей, один
из многих, поехать в Крым, бежать к морю, плыть к берегу, лететь
самолетом, ходить в походы.
Словарный диктант
Посетить зоопарк, веселые медвежата, интересные малыши, съехать с
горки, напиться изпод крана, полез на прутья, радостно визжать, черная
шубка, вкусное молоко, плескаться в бассейне, схватить добычу.
1. Найдите четыре слова с безударной гласной в корне слова, проверьте их
правописание.
2. Найдите два слова, в корнях которых согласные буквы не
соответствуют звукам, подчеркните эти согласные, подберите к этим
словам проверочные.
Для определения у учащихся уровня относительной орфографической
грамотности представляется перспективным использование тестов. В
английском языке слово тест обозначает “испытание, проба, эксперимент,
проверка”. Из всего многообразия тестов можно выделить тесты для проверки
знания определений и правил. Например, при изучении темы “Орфография и
пунктуация” можно предложить следующие задания:
1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
а) пред..стория, с..грать, без..скусный
б) меж..нститутский, пред..юльский, раз..грать
в) сверх..нтересный, подтожить, от..скать
2. В каком слове на месте пропуска пишется И?
а) врем..чко, б) луков..ца, в) Тан..чка, г) блюд..чко
3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Обреченный судьбой на постоянную праздность(1) я (2) уходя иногда из
дому(3) бродил гденибудь до позднего вечера.
а) 1, 2, 3
б) 2, 3
в) 1
г) 1, 3 и т.д.
44. В этом предложении нужно поставить тире между подлежащим и
сказуемым:
А) Тигренок Васька был еще ребенок.
Б) Взрослые тигры опасные хищники.
В) Ежик был ручной.
5. В этом предложении обращение надо выделить запятыми:
А) Скажи мне кудесник любимец богов…
Б) Запевает тихо мой ямщик спросонок.
В) Спой ямщик мне песню удалую!
Особую проблему учащиеся видят в усвоении пунктуационных правил.
В 8–9х классах учащиеся наряду с известными правилами должны усвоить
большое количество новых.
Например, в 8м классе расширяется представление учащихся о
способах выражения главных членов предложения; дается понятие о
лексическом и грамматическом значениях сказуемого и на основе различения
способов выражения этих значений– классификация видов сказуемых;
продолжается работа над правилами постановки тире между подлежащим и
сказуемым.
Главными мотивами изучения данной темы, наряду с формированием
грамматических и пунктуационных умений, предполагается выдвинуть
развитие языкового чутья учащихся,
совершенствование умений
воспринимать в готовом тексте оттенки значений, передаваемые разными
способами выражения главных членов.
На 1м уроке повторяется понятие грамматической основы
предложения, акцентируется внимание на синтаксическом характере
подлежащего и сказуемого как главных членов предложения,
рассматриваются основные способы выражения подлежащего.
На 2м уроке в центре внимания– грамматические значения сказуемого.
На 3м уроке дается ключ к различению типов сказуемого: они
различаются в зависимости от способа выражения лексического и
грамматического значений сказуемого.
На 4м уроке большую часть времени и внимания придется уделить
обобщению правил постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Наиболее характерны и частотны три случая:
сущ. в им. п. – сущ. в им. п.
инф.– инф.
сущ. в им. п. – инф; инф. – сущ. в им. п.
5й урок отводится проверочной работе.
Например: перепишите, ставя, где нужно, тире.
Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.
Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.
Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбуковых тростей,
5прикрытые сухими кокосовыми листьями. Все богачи скряги. Поэзия та
же добыча радия и т.д.
Правильно организовать работу над пунктуационным правилом
можно при условии, если учитель будет знать, чем отличается одно
правило от другого и что их объединяет.
Единого метода или приема работы над правилом нет. Необходимо
учитывать, в какой мере рассматриваемое правило является для учеников
новым, насколько оно знакомо им.
Если пунктуационное правило ученику известно, то работу надо
начинать с повторения. Но если правило ученикам незнакомо, то работа
над ним обычно проходит три этапа: подготовительный, объяснение
пунктуационного правила, применение правила.
Цель подготовительного этапа – создание синтаксической базы для
осознания пунктуационного правила. Так, например, с двоеточием после
обобщающего слова перед однородными членами учащиеся 5го класса
знакомятся впервые. Осознать употребление двоеточия ученик может при
условии, если он будет знать, что обобщающее слово по отношению к
однородным членам имеет более общее значение, узнавать в тексте
обобщающие слова и видеть место обобщающего слова по отношению к
однородным членам.
Объяснение правила начинается с анализа примера. Обобщающее
слово заключается в прямоугольник, однородные члены подчеркиваются
условными обозначениями. Вот так выглядит пример:
Дети, старики, женщины – [все]
Полезно показать, что обобщающее слово и однородные члены являются
одним и тем же членом предложения.
смешалось в живом потоке.
После того как дети научаться видеть знаки на правило, объяснять
их постановку, можно переходить к новому виду упражнений –
расстановке пропущенных знаков.
Например: перепишите, ставя нужные знаки препинания. Начинать нужно с
примеров, в которых пропущены только изучаемые в данный момент знаки
препинания.
Всюду вверху и внизу пели жаворонки. И все это и река и прутья верболаза
и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства. Две девушки
доярка Маша и трактористка Настя вели беседу. Бричка бежит, а
Егорушка видит все одно и то же небо, равнину холмы.
Затем даются предложения, требующие применения правил,
изученных ранее.
– Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
, и . (Знаки препинания не проставлены.)
Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. Вдруг
6вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась
страшная буря. Коегде на полянах перелетали и жалобно попискивали
птенцы.
7