Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ "Психология как отрасль научного знания"
Оценка 4.6

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ "Психология как отрасль научного знания"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
16.03.2018
Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ  "Психология как отрасль научного знания"
Предмет, объект и методы психологии. Психология в переводе с греческого – учение, знание о душе («псюхе» – душа, «логос» – учение, знание). Это наука о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А.В. Петровский). Объектом психологии выступают человек не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. В таком случае психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности. Предметом изучения психологии является психика. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие психические состояния. Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы. 1. Психические процессы человека: а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь); б) эмоциональные (чувства);
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Психология как отрасль научного знания.docx
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ  Психология как отрасль научного знания Предмет, объект и методы психологии. Психология в переводе с греческого – учение, знание о душе («псюхе» – душа, «логос» – учение,  знание). Это наука о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм  общностей людей. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А.В.  Петровский). Объектом психологии выступают человек не только конкретный и отдельный человек, но  и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей и другие  высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль  психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. В таком случае психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития,  функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и  деятельности. Предметом изучения психологии является психика. В самом общем виде психика – это  внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки,  оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности  и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике,  пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях:  например, покраснении (побледнении) лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца,  артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои  действительные мысли, отношения, переживания и другие психические состояния. Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре  группы. 1. Психические процессы человека: а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь); б) эмоциональные (чувства); в) волевые. 2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды,  убеждения и др.). 3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности  личности). Психические состояния: функциональные (интеллектуально­познавательные, эмоциональные и  волевые) и общие (мобилизационные, релаксационные) Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей,  закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей  психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека. Не менее важной задачей  психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и  психологической надежности при решении профессиональных и других задач в различных  обстоятельствах жизни и деятельности. В целом психология как наука выполняет две основные функции: как фундаментальная наука она  призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и  групповой психики людей и ее отдельных феноменов; как прикладная область знаний – формулировать  рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей. Методы психологии: наблюдение – целенаправленное восприятие какого­либо педагогического  явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Различают  наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется  наблюдение, и невключенное – «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование. Беседа – самостоятельный или  дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или  разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее  намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без  записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в  педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных  вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записывают  открыто. Анкетирование – метод массовою сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы  анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу»,  анкетирование – заочным опросом. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности: письменных, графических,  творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и  т. д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом  уровне умений и навыков в той или иной области. Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная  проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.  Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный – создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда  отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент.  Он может быть длительным или кратковременным. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для  оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков  по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по  педагогике; историко­педагогических работ и документов; периодической педагогической печати;  художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы,  учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам. Место психологии в системе наук. Психология – это область гуманитарного, антропологического знания. Она тесно связана со  многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимосвязей. Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии:  например, философия, физиология высшей нервной деятельности человека. Философские науки имеют  для психологии прежде всего теоретико­методологическое значение. Они вооружают человека  пониманием наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла  человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, понимание  причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют  суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения  человека. Есть науки, в отношении которых психология выступает одной из базовых, теоретических основ.  К числу таких наук в первую очередь относятся педагогические, юридические, медицинские,  политологические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может  быть достаточно полной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том числе и психики  человека, психологии возрастных, этнических, профессиональных и других групп людей. Как видим, современная психология занимает особое место в системе научного знания. История развития психологического знания. Учение о душе (V в. до н.э. – начало XVII в. н.э.) Учение о душе складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Новые  представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для  рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и  закономерностей ее существования. Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (427­347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384­322 гг. до н.э.). Платон провел границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души –  несовершенные образы единой универсальной мировой души – обладают частью универсального  духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Это  учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического  знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем. Согласно Аристотелю, душа – форма живого органического тела, обеспечивающая его  предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение  противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Но оба учения  едины в том, что душа определяет цель активности живого тела. Аристотель говорил о трех типах души  – растительной, животной и разумной (человеческой), которые представляют три ступени жизни,  обладающие преемственностью. Человеческая душа позволяет строить умозаключения, лежащие в  основе выше памяти, произвольного, свободного выбора. Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (372­287 гг. до н.э.) дал описание 30  различных характеров, и положил начало отдельной линии в популярной психологии, представителем  которой в наше время является Дейл Карнеги. Гиппократ (ок. 460­ок. 377 до н.э.) сформулировал положение, что органом мышления и  ощущений является мозг. Он разработал учение о темпераментах и первым предложил типологию  темпераментов, основанную на особенностях телосложения. В III­V вв. н.э. в работах Плотина (205­270), Аврелия Августина (354­430) и раннехристианских  философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека,  возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания. Фрэнсис Бэкон (1561­1626) впервые отказался от умозрительных заключений о природе души и  пришел к выводу о необходимости эмпирических исследований. Бэкон отделил науку о теле от науки о  душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной,  чувствующей, телесной, общей для человека и животных. важнейшие новые составляющие о душе,  введенные Бэконом, – представление о роли общества и орудий в процессах познания. Философская теория познания (середина XVII в. – середина XIX в.) Новый период в развитии психологического знания наступил с учением Рене Декарта (1596­1650), в котором впервые был использован термин «[сознание]». Сознание рассматривалось как критерий,  разделяющий тело и душу. Критерием существования была названа [интроспекция]. Согласно критерию  интроспекции, душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно  механическим устройствам. Для объяснения собственно телесных действий у животных и человека  Декарт ввел представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического  детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что вешние воздействия посредством  перемещения животных духов по нервам приводят к напряжению определенных мышц, которое и  представляет собой действие организма. По Декарту, душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления. Основные направления психологии. Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит  различные стадии, участвует во многих сферах социальной жизни, занимается разными  видами деятельности. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие  социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные,  семейные, организованные и стихийно складывающиеся группы и другие общности людей.  В связи с этим современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую  сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Общая  психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим  отраслям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы, религии,  средств массовой информации (СМИ), искусства, возрастной, педагогической,  инженерной, военной, медицинской, юридической, политической, этнической и т.д. Введение в педагогическую деятельность Своеобразие педагогической профессии Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек—человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек—человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Гуманистическая функция педагогической профессии За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности. С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее. В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям"'. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя. Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель". В 50 — 60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский — директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встречаются учителя сверхактивные в своем стремлении "воспитывать", брать на себя право поучать, лишенные способности оценивать свои действия со стороны. Выступая субъектом образовательного процесса, учитель должен признавать право быть субъектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества. Коллективный характер педагогической деятельности Если в других профессиях группы "человек — человек" результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека — представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности — воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А.С. Макаренко. Он писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса". Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования педагогического коллектива внес В.А.Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. В.А.Сухомлинскому принадлежит мысль, которая, надо полагать, и в настоящее время еще не до конца осознана руководителями школ и органов образования: если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического. На вопрос, как же и благодаря чему создается педагогический коллектив, В.А.Сухомлинский отвечал однозначно — его творят коллективная мысль, идея, творчество. Творческая природа труда учителя Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач. Решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Общая характеристика педагогической профессии

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ  "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ  "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ  "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ  "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ  "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ  "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ  "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ "Психология как отрасль научного знания"

Доклад ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ  "Психология как отрасль научного знания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018