Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
Оценка 4.7

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
3 кл
06.02.2019
Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный – системно-деятельностный подход.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.docx
СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОСОБЕННОСТИ В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ПОДХОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО Подготовила: учитель начальных классов МОУ «Школа №4 города Докучаевска» Беломеря Инна Григорьевна «Великая цель образования  это не знания, а действия»                            Гербер Спенсер В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а Образование в последние годы претерпевает множество изменений. Значительно  расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется  методологическая основа педагогики.   также современные средства получения информации: компьютеры, интернет,  интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на  практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный – системно­ деятельностный подход.  Термин «системно­деятельностный подход» был введен в 1985 г. как особого рода понятие. До этого момента существовали две оппозици внутри отечественной  психологической науки: системный подход, который разрабатывался в исследованиях  классиков (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей) и  деятельностный подход. Его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б.  Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие. Системно­деятельностный подход является  попыткой объединения этих подходов.  Системно­деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик  является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно  самоопределение учащегося в процессе обучения.  Главная цель системно­деятельностного подхода в обучении состоит в том,  чтобы пробудить у ребёнка интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у  него навыки самообразования. Системно­деятельностного подход определяет требования к современному уроку: 1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные,  достижимые, понятные, диагностируемые цели. Дети должны знать, какие конкретно  знания и умения следует освоить в процессе урока. Также они должны быть ознакомлены с  планом достижения поставленных задач. 2. Мотивация. Учитель должен вызвать интерес (как самый действенный мотив) как к  процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. 3. Практическая значимость знаний и умений. Учитель должен продемонстрировать  возможность применения получаемых знаний и умений в практической деятельности  школьников. 4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым обучающимся. На уроке  должны быть качественно отработаны знания, определенные образовательным стандартом. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю, вся остальная информация может  носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок. 5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков. 6. Построение каждого этапа урока по схеме: "задача – деятельность обучающихся по  выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения". Использование  разнообразных приемов организации учебной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом его  этапе. Выполнение любой учебной задачи должно контролироваться учителем с целью  обеспечения усвоения запланированного объема материала каждым обучающимся и  преодоления возникших трудностей. 8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с  различными источниками информации. 9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать  нормы работы в коллективе. 10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и  формирования ответственности за результаты своей деятельности. 11. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая  формированию положительной учебной мотивации. 12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности. 13. Минимализация и вариативность домашнего задания. Задание на дом должно  охватывать только содержание знаний, определенных образовательным стандартом.  Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений. 14. Создание психологически комфортной атмосферы на уроке. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной  жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить  перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих  действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать, что  педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и  педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и  взаимопонимания. В основе Государственного образовательного стандарта лежит  системно­деятельностный подход. Он ставит перед учителями задачи: ­ развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного  информационного сообщества; ­ развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать  информацию по учебным вопросам; ­ индивидуальный подход к ученикам; ­ развитие коммуникативных навыков у учащихся; ­  ориентирование на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.  Системно­деятельностный подход помогает эффективно реализовывать эти  задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в  такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий,  направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач,  помогает развивать способности детей к самообразованию.  Системно­деятельностный подход будет эффективен лишь при условии применения  определенных принципов:  ­деятельности;  ­ системности;  ­ минимакса;  ­ психологического комфорта;  ­ творчества.  Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка,  необходимые для успешного обучения и развития. Принцип деятельности Системно­деятельностный подход в образовании основан  именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке  такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами  добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса.  Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее  на практике. Таким образом ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы  своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.   ученикам целостную, системную информацию о мире. В результате реализации такого  принципа, у учеников формируется целостная картина.  Принцип системности Смысл его заключается в том, что преподаватель дает  Принцип минимакса  Для реализации принципа минимакса учебное заведение  должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить  усвоение материала на минимальном уровне. Принцип психологического комфорта Важно наличие психологического  комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках  доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда  ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать  информацию. Принцип творчества  Большое значение имеет соблюдение преподавателем  принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к  обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой  деятельности. Чтобы системно­деятельностный метод работал эффективно, в педагогике  разработаны различные технологии: ­ проблемно­диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и  поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и  они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.  ­ технология оценивания формирует у учащихся  самоконтроль, способность оценивать  свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате  применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.  ­ технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное,  извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате  ознакомления с новой информацией.  Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: ­  способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию; ­ формировать свое мнение на основе полученной информации; ­ самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки.  Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они  помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса. Применение системно – деятельностного подхода эффективно только в случае  правильной реализации его принципов на практике. Учитель должен составить план урока и провести его в соответствии с основными принципами системно­деятельностного  подхода к обучению. Урок должен состоять из нескольких этапов.  1 этап ­  учитель формулирует содержание и развивающую цель урока. Он должен четко  обозначить, чему именно научится школьник на том или ином уроке и как он это сделает, а также объяснить, какую деятельность должен осуществлять ученик для получения и  усвоения новых знаний.  2 этап – мотивационный. Преподаватель активно применяет методы и приемы,  направленные на активизацию познавательной деятельности учеников, создает условия  для самостоятельной познавательной деятельности детей, способствует созданию  обстановки сотрудничества на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося  индивидуально.  3 этап ­  учитель подбирает содержание учебного материала, соответствующее теме и  развивающей цели урока. Совместно с учениками проектирует способ, схему и алгоритм  решения задачи, поставленной на уроке.  4 этап ­  педагог организует познавательную деятельность и сотрудничество между  детьми, а также индивидуальную работу каждого ученика. На этапе отбора методов  обучения преподаватель применяет новейшие методы обучения и показывает ученикам,  как нужно добывать информацию из книг, интернета и других источников. Также учит их  систематизировать полученную информацию: составлять схемы, таблицы, графики и  диаграммы. Педагог должен применять новейшие интерактивные методы обучения и  нетрадиционные формы уроков.  5 этап – рефлексия. В это время учитель совместно с учениками подводит итоги урока,  анализирует их деятельность в процессе занятия и учит самостоятельно оценивать  результаты своей работы по заранее подготовленным критериям. В зависимости от итогов  деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.  Чтобы реализация системно­деятельностного подхода была полноценной,  необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным  изучением. Если на уроках перед обучающимися  будут ставиться практические задачи из  реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и  интересным. Соответственно программа будет усваиваться активнее. Также ученики  лучше поймут взаимосвязь между различными научными дисциплинами.  Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором  закладывается основа личности ребенка. В этот период формируются его  коммуникативные способности, способности к получению информации из различных  источников, а также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному  процессу. Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая  следующие психологические особенности младших школьников:  ­ дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;  ­ у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки; ­  дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.  Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен  творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в  образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между  учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками.  Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они  пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто  нуждаются в подсказках учителя. Если педагог будет учитывать психологические  особенности детей, системно­деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для  дальнейшего обучения.  Дети усваивают школьную программу с различной степенью интенсивности.  Некоторые более склонны к предметам гуманитарного профиля. Другим легче даются  точные дисциплины. Сгладить эти различия помогает системно­деятельностный подход.  Точные науки будут более понятны детям­гуманитариям, если они будут сами находить  нужный материал, систематизировать его, обсуждать проблемные вопросы во время  учебных дискуссий. Именно при использовании активных методов осуществляется  интеграция различных областей знаний. Также системно­деятельностный подход и его  методы помогут освоить гуманитарные предметы тем ученикам, которые имеют  математический склад ума и предпочитают точные науки. Таким образом, новые методы и  технологии позволяют каждому школьнику осваивать тот обязательный минимум знаний,  который предусмотрен ГОС НОО.  Результаты применения  системно­деятельностного подхода можно разделить  на 3 группы:   личностные;   метапредметные;  предметные  К личностным результатам относится проявление учениками способности к  самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний,  сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.  К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий:  способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с  одноклассниками и педагогами в процессе обучения.  Предметными результатами является получение базовых знаний по основным  предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике.  Таким образом, системно­деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития  ребенка,  помогает решить важную образовательную задачу современности –  развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В  результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и  приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни. Также в  процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.  Системно­деятельностный подход создает основу для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов  деятельности. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации.  Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку  важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его  развитию.  Именно поэтому системно­деятельностный подход – основа современного  образования. Учитывая все вышесказанное, можно выделить два ключевых понятия в  современном образовании ­ это «личность» и «деятельность».  Поэтому образование нового дня всегда должно  носить системно­деятельностный  характер, потому что в наше время нужны люди, умеющие нестандартно мыслить, принимать решения в сложных ситуациях, нести ответственность за собственные поступки. В связи с этим задача образования не просто передать знания от учителя к ученику, а научить  детей развиваться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Системно­ деятельностный подход в обучении возможен только при создании условий личностно­ ориентированного обучения. Таким образом современный урок  должен быть системно­деятельностным,  способствовать не только формированию коммуникативной компетенции, но и развитию  личности, при этом иметь конкретные личностные, метапредметные и предметные  результаты, указанные в требованиях к результатам НОО.

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

Доклад "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019