Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
МХК +1
Взрослым
27.10.2018
Исследованием своеобразия традиционной тамбовской вышивки занималась искусствовед И.П. Работнова. Качественное отличие тамбовских образцов было подмечено еще в конце ХIХ века. Старинные мотивы орнамента, выполненные черным или цветным шелком в сочетании с серебряной или золотой ниткой, сразу привлекли к себе внимание суровостью колорита и тонкостью техники.
Искусствоведы полагают, что корни старинной тамбовской вышивки относятся к Рязанскому региону.
доклад вышивка.docx
ТАМБОВСКАЯ ВЫШИВКА
Цель: Изучение особенностей старинной тамбовской вышивки, нахождение возможности
использования традиций при создании современных предметов декоративноприкладного
искусства.
Задачи:
• Изучить теоретический материал (литературные источники);
• Узнать, какие особенности отличают вышивку тамбовского края от других
регионов;
• Познакомиться с работой клуба «Тамбовская вышивка»
Качественное отличие тамбовских образцов было подмечено еще в конце ХIХ века.
Старинные мотивы орнамента, выполненные черным или цветным шелком в сочетании с
серебряной или золотой ниткой, сразу привлекли к себе внимание суровостью колорита и
тонкостью техники. Тогда же исследования, посвященные тамбовской вышивке, были
опубликованы. Одно из первых исследований принадлежало княжне С. Шаховской.
Тамбовская вышивка представляла собой действительно уникальное явление в
структуре художественной вышивки юга России. И если в поздних образцах, относящихся
к рубежу ХIХ – ХХ веков, достаточно легко можно было обнаружить сходство с
аналогичными вышивками юга России, то более ранние образцы тамбовского рукоделия
очень самобытны. Старинные тамбовские вышивки, относящиеся к концу ХVIII – началу
ХIХ веков, очень сдержанны и благородны по колориту, в котором преобладает черный
цвет.
Искусствоведы полагают, что корни старинной тамбовской вышивки относятся к
Рязанскому региону, облик орнаментов свидетельствует об их домонгольском
происхождении.
В 1904 году обширная коллекция таких вышивок была собрана В.П. Шнейдером в
северных и восточных уездах Тамбовской губернии. Обычно шелками вышивали головные
уборы – лопасти и очелья так называемых "сорок", при этом использовались швы крест и
роспись. В подобной манере вышивались также древние образцы девичьего и женского
головного убора – полотенца. На девичьих полотенцах, которые носили название "связка",
вышивка располагалась на концах в виде квадратов или прямоугольников. Женские же
головные полотенца были шире, и орнамент на них вышивался тонкой полосой по краям.
Богато украшалась вышивкой подвенечная одежда – свадебные платки.
Тамбовские узоры выполнялись в технике шва "двусторонний крест" – очень
малохарактерной для русской вышивки в целом. Двусторонний крест представляет собой
два пересеченных диагональных стежка, замкнутых в квадрат стежками, соединяющими их
концы. Старинные Тамбовские вышивки все без исключения имеют ограничивающие их полосы.
Широкие вышивки сопровождаются дополнительным краевым узором, узкие – только
чёрной или розовой каймой.
Все они как бы вставлены в раму.
Одна из наиболее характерных особенностей вышивок Тамбовщины – центрическое
построение композиции, вписанной в квадрат. В этом тамбовский орнамент и по колориту,
и по форме очень близок коптским (Древний Египет) тканям V – VII веков. Однако
орнамент большинства тамбовских вышивок, выполненных черным шелком с серебром,
более спокоен и уравновешен, чем узоры коптских тканей. Тамбовские изделия отличает
классически строгая и безукоризненно отточенная форма узоров, ясная и логичная
орнаментальная основа. Сочетание диагонального креста и квадрата лежит в основе
большинства орнаментальных фигур.
Вышивку отличает соразмерность мельчайших частей и целого, ковровые вышивки
построены на игре квадратных форм, взятых в разных масштабах, или на сочетании
вписанных в квадрат по диагонали фигур более сложных очертаний. Иногда в качестве
основного орнамента выступает рисунок, выполненный черным шелком, а фоном служит
затканная металлической ниткой внеорнаментальная часть. Иногда на черном фоне
вышивается орнамент краснокоричневым шелком.
Тамбовскую вышивку по технике исполнения можно разбить на три группы – Шацкую,
Кирсановскую и Моршанскую.
Шацкая группа
Вышивка Шацкой группы характеризуется сдержанной расцветкой, очень чётким, строгим
выявлением фигур, в основе которых лежит символ солнца. Он передан фигурами
ромбического и квадратного типов.
Разнообразны варианты орнаментов, построенных из этих форм.
Черные ковровые вышивки двусторонним крестом, бытовавшие почти исключительно в
селах б. Шацкого уезда, имеют, очевидно, наиболее давнее происхождение
Кирсановская группа
Еще одну группу вышивок составляют многоцветные вышивки Кирсановского уезда,
счетная гладь которых имеет местную особенность: узоры строятся из крошечных
прямоугольников, которые у искусствоведов получили название "гладь кирпичиком".
Ведущим в этих вышивках является красный цвет, получаемый при крашении шелкасырца
корнем марены, очень нежный и нерезкий. Марена дает самые различные оттенки красного:
коричневатые, терракотовые, виннокрасные, розоватопесочные. Эти оттенки в
кирсановских вышивках сочетаются со светлоохристыми и кремовыми, зеленоватыми и
голубыми и объединены неизменным черным контуром. Моршанская группа
Еще одна группа тамбовских вышивок, в которых контуры орнамента намечены черным
швом "роспись", а пространство внутри фигур зашито гладью цветным шелком.
Излюбленный мотив здесь – «репей кудрявый» – ромбик с попарно отходящими от его
углов спиральками. Весь узор прихотливо украшался мелкими, нарядными, как бы
кружевными графическими фигурками. Причем выполнялись орнаменты, скорее всего, по
рисунку, а не по счету нитей.
Моршанская группа выполняется двумя швами: контур – росписью, заполнение – гладью.
Этот приём позволяет создавать узоры, разнообразные по мотивам, расцветкам и по
общему виду.
Наиболее многочисленны узоры лёгкие, воздушные, из мелких форм с сильно
просвечивающим белым фоном, украшенным добавочными мелкими фигурками.
Клуб "Тамбовская вышивка"
И в наши дни традиции старинной вышивки живы благодаря мастерицам клуба
«Тамбовская вышивка» под руководством Елены Дубровской.
Это единственный в Тамбове любительский клуб, специализирующийся на всех видах
вышивки, в том числе вышивке уникальным тамбовским крестом. Здесь регулярно
проводятся мастерклассы, акции и мероприятия в музеях и других культурных
учреждениях.
Мастерицы «Тамбовской вышивки» принимают активное участие в выставках и ярмарках,
проводимых как на территории Тамбовской области, так и за ее пределами.
Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"
Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"
Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.