Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"
Оценка 4.6

Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
МХК +1
Взрослым
27.10.2018
Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"
Исследованием своеобразия традиционной тамбовской вышивки занималась искусствовед И.П. Работнова. Качественное отличие тамбовских образцов было подмечено еще в конце ХIХ века. Старинные мотивы орнамента, выполненные черным или цветным шелком в сочетании с серебряной или золотой ниткой, сразу привлекли к себе внимание суровостью колорита и тонкостью техники. Искусствоведы полагают, что корни старинной тамбовской вышивки относятся к Рязанскому региону.
доклад вышивка.docx
ТАМБОВСКАЯ ВЫШИВКА Цель: Изучение особенностей старинной  тамбовской вышивки, нахождение возможности  использования  традиций при создании  современных предметов декоративно­прикладного  искусства. Задачи: • Изучить теоретический материал  (литературные источники);  • Узнать, какие особенности отличают вышивку тамбовского края от других  регионов;  • Познакомиться с работой клуба «Тамбовская вышивка»  Качественное отличие тамбовских образцов было подмечено еще в конце ХIХ века.  Старинные мотивы орнамента, выполненные черным или цветным шелком в сочетании с  серебряной или золотой ниткой, сразу привлекли к себе внимание суровостью колорита и  тонкостью техники. Тогда же исследования, посвященные тамбовской вышивке, были  опубликованы. Одно из первых исследований принадлежало княжне С. Шаховской. Тамбовская вышивка представляла собой действительно уникальное явление в  структуре художественной вышивки юга России. И если в поздних образцах, относящихся  к рубежу ХIХ – ХХ веков, достаточно легко можно было обнаружить сходство с  аналогичными вышивками юга России, то более ранние образцы тамбовского рукоделия  очень самобытны. Старинные тамбовские вышивки, относящиеся к концу ХVIII – началу  ХIХ веков, очень сдержанны и благородны по колориту, в котором преобладает черный  цвет. Искусствоведы полагают, что корни старинной тамбовской вышивки относятся к  Рязанскому региону, облик орнаментов свидетельствует об их домонгольском  происхождении. В 1904 году обширная коллекция таких вышивок была собрана В.П. Шнейдером в  северных и восточных уездах Тамбовской губернии. Обычно шелками вышивали головные  уборы – лопасти и очелья так называемых "сорок", при этом использовались швы крест и  роспись. В подобной манере вышивались также древние образцы девичьего и женского  головного убора – полотенца. На девичьих полотенцах, которые носили название "связка",  вышивка располагалась на концах в виде квадратов или прямоугольников. Женские же  головные полотенца были шире, и орнамент на них вышивался тонкой полосой по краям.  Богато украшалась вышивкой подвенечная одежда – свадебные платки. Тамбовские узоры выполнялись в технике шва "двусторонний крест" – очень  малохарактерной для русской вышивки в целом. Двусторонний крест представляет собой  два пересеченных диагональных стежка, замкнутых в квадрат стежками, соединяющими их  концы. Старинные Тамбовские  вышивки все без  исключения имеют  ограничивающие их полосы. Широкие вышивки  сопровождаются  дополнительным краевым  узором, узкие – только   чёрной или розовой каймой. Все они как бы вставлены в  раму. Одна из наиболее характерных особенностей вышивок Тамбовщины – центрическое  построение композиции, вписанной в квадрат. В этом тамбовский орнамент и по колориту,  и по форме очень близок коптским (Древний Египет) тканям V – VII веков. Однако  орнамент большинства тамбовских вышивок, выполненных черным шелком с серебром,  более спокоен и уравновешен, чем узоры коптских тканей. Тамбовские изделия отличает  классически строгая и безукоризненно отточенная форма узоров, ясная и логичная  орнаментальная основа. Сочетание диагонального креста и квадрата лежит в основе  большинства орнаментальных фигур. Вышивку отличает соразмерность мельчайших частей и целого, ковровые вышивки  построены на игре квадратных форм, взятых в разных масштабах, или на сочетании  вписанных в квадрат по диагонали фигур более сложных очертаний. Иногда в качестве  основного орнамента выступает рисунок, выполненный черным шелком, а фоном служит  затканная металлической ниткой внеорнаментальная часть. Иногда на черном фоне  вышивается орнамент красно­коричневым шелком. Тамбовскую вышивку по технике исполнения можно  разбить на три группы –  Шацкую,  Кирсановскую и  Моршанскую. Шацкая группа Вышивка Шацкой группы характеризуется сдержанной расцветкой, очень чётким,  строгим  выявлением фигур, в  основе которых лежит символ  солнца. Он передан фигурами   ромбического и квадратного  типов.  Разнообразны варианты  орнаментов, построенных из  этих форм.  Черные ковровые вышивки двусторонним крестом, бытовавшие почти исключительно в  селах б. Шацкого уезда, имеют, очевидно, наиболее давнее происхождение Кирсановская группа Еще одну группу вышивок составляют многоцветные вышивки Кирсановского уезда,  счетная гладь которых имеет местную особенность: узоры строятся из крошечных  прямоугольников, которые у искусствоведов получили название "гладь кирпичиком".  Ведущим в этих вышивках является красный цвет, получаемый при крашении шелка­сырца  корнем марены, очень нежный и нерезкий. Марена дает самые различные оттенки красного: коричневатые, терракотовые, винно­красные, розовато­песочные. Эти оттенки в  кирсановских вышивках сочетаются со светло­охристыми и кремовыми, зеленоватыми и  голубыми и объединены неизменным черным контуром. Моршанская группа Еще одна группа тамбовских вышивок, в которых контуры орнамента намечены черным  швом "роспись", а пространство внутри фигур зашито гладью цветным шелком.  Излюбленный мотив здесь – «репей кудрявый» –   ромбик с попарно отходящими от его  углов спиральками. Весь узор прихотливо украшался мелкими, нарядными, как бы  кружевными графическими фигурками. Причем выполнялись орнаменты, скорее всего, по  рисунку, а не по счету нитей. Моршанская группа выполняется двумя  швами: контур – росписью, заполнение – гладью.  Этот приём  позволяет создавать узоры,  разнообразные по мотивам,  расцветкам и по  общему виду. Наиболее многочисленны узоры  лёгкие, воздушные, из мелких форм с  сильно  просвечивающим белым  фоном, украшенным добавочными  мелкими фигурками. Клуб "Тамбовская вышивка"  И в наши дни  традиции старинной вышивки живы благодаря мастерицам клуба  «Тамбовская вышивка» под руководством Елены Дубровской. Это единственный в Тамбове любительский клуб, специализирующийся на всех видах  вышивки, в том числе вышивке уникальным тамбовским крестом. Здесь регулярно  проводятся мастер­классы, акции и мероприятия в музеях и других культурных  учреждениях. Мастерицы «Тамбовской вышивки» принимают активное участие в выставках и ярмарках,  проводимых как на территории Тамбовской области, так и за ее пределами.

Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"

Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"

Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"

Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"

Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"

Доклад по исследовательской работе "Тамбовская вышивка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2018