МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»
Доклад на тему:
«Инновационные технологии в начальной школе.
Проектная деятельность в начальной школе.»
Доклад составила : Коваленко Оксана Петровна
учитель начальных классов,первая квалификационная категория
2017 год
Доклад на тему:
«Инновационные технологии в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
1.Вступление.
Я очень долго работала над темой: «Инновационные технологии в в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе».
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.
По данной теме я нашла очень много материала.
« Проектная деятельность» стала одной из самых модных тем в современной педагогике. Сложность была в том ,как отделить то, что мне действительно необходимо для работы с учащимися, а что можно оставить на будущее.
Цели:
- понять, что такое проектная деятельность;
- для чего нужна проектная деятельность в начальной школе;
- как осуществить на практике проектную деятельность
Задачи:
- приобрести знания из разных источников о методе проекта;
Реализация работы :
- выступления с презентацией своего доклада;
- анализ мониторинга освоения уч-ся коммуникативных навыков при работе над проектами;
- разработка методического материала по проектной деятельности в помощь коллегам.
Таким образом , если проследить все этапы работы , то можно сделать вывод, что мы сами создаём проект своей методической работы.
Что же такое проект?
Метод проектов (в пер. с греч. - путь исследования) - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
* в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
*образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
*индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
*комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
*глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий учителя и учащихся.
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, , оформление результатов, разработка самого проекта, общественная презентация, рефлексия.
Стадии
*Деятельность учителя *Деятельность учащихся
1. Разработка проектного задания
1.1. Выбор темы проекта
*Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
*Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.
*Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.
*Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
*Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.
*Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.
1.2. Выделение подтем в проекта
*Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
*Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.
*Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
*Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).
1.3. Формирование творческих групп
*Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
*Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: *формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы
*Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
*Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий.
*Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности
*Учитель принимает участие в обсуждении
*Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка проекта
*Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
*Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление результатов
*Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
*Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
4. Презентация
*Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).
*Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия
*Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки
*Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия
Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы.
Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные
(2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.
В школе должны быть разные учебные проекты. Мне кажется, что можно было бы один проект в каждом классе сделать комплексным. В школе в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2-3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно быть достаточно много.
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
В основе проектной деятельности заложены:
· развитие познавательных умений и навыков учащихся;
· умение ориентироваться в информационном пространстве;
· умение самостоятельно конструировать свои знания;
· умение интегрировать знания из различных областей наук;
· умение критически мыслить.
Проектная деятельность предполагает:
· наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
· практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
· самостоятельную деятельность ученика;
· структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
· использование поисковых (исследовательских) методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотетических предположений, их решение. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.