Доклад по теме " Технология деятельностного подхода в корреционной работе".
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
08.12.2017
Данный доклад учителя представляет приемы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, диагнозом F 71. учитель делится собственным опытом работы, позволяющий коллегам использовать педагогические методы и формы работы в дальнейшей продуктивной деятельности и добиваться значительных результатов данной категорией детей.
Технология деятельностного метода.docx
В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных
школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
перед учителями ставится задача формирования знаний в соответствии с
новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные
предметы, т.е. компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой
обстановке на качественно высоком уровне.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно-
деятельностный метод в обучении и воспитании.
Так что же такое «Технология деятельностного метода»? Это разработанная
последовательность деятельностных шагов. Их девять, о них можно
познакомиться в приложении к моему докладу.
Но мне хочется остановиться на том, как организуется процесс воспитания в
нашей школе и в моем классе, и как достигаются желаемые цели и
результаты.
Учащиеся нашей школы в различных видах деятельности работают в
соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге,
осознают ценность своего участия в решении разных учебных и
воспитательных задач. Данная технология требует от обучающихся умения
высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических
рассуждений.
Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных
технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т.е. заимствуют друг у
друга технологические приемы.
В организации воспитательной работы с обучающимися мною была выбрана
технология системно – деятельностного метода (подхода), так как мне
хотелось, чтобы мои ученики работали самостоятельно, могли
контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать
знания в посильной им работе воспитательного характера.
Деятельностный метод можно осуществлять через моделирование и анализ
жизненных ситуаций, использование активных и интерактивных методик,
участие в проектной деятельности, вовлечение обучающихся в игровую,
оценочно- дискуссионную, рефлексивную деятельность.
В педагогической копилке любого классного руководителя имеются самые
разнообразные формы, которые позволяют эффективно осуществлять
воспитательную работу с обучающимися на основе деятельностного метода и
реализовать ключевые задачи воспитания.
Одним из примеров такой формы работы в нашей школе является
сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и
реабилитационными центрами и проведение классных часов и внеклассных
мероприятий.
Совместно с реабилитационными центрами традиционно проводятся: «День
именинника», «Мисс Осень», «День инвалида», «Новый год», «Восьмое
марта», «Масленица», «Веселые старты» и др. Целью данных мероприятий
является привитие коммуникативных навыков, сочувствия, толерантности. На
мероприятиях обучающиеся не только общаются друг с другом, но и
обмениваются подарками. Я хочу остановиться на вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-
дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Рефлексия - это осмысление человеком собственных действий, размышление
о своем внутреннем состоянии, самопознание. Под рефлексией обычно
понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Впрочем, сегодня
рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на
эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на процесс и содержание
воспитания. В переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад».
Также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии,
самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как
самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия в творчестве (на классном часе) - это определение можно
рассматривать с двух сторон, как рефлексию на занятиях творческого цикла,
так и рефлексию как объект творчества. Конечно, предметы эстетической
направленности – это широкое поле огромных возможностей. Здесь
рефлексия выступает не только как инструмент оценки, но и как орудие
развития творческого мышления, воображения.
Так, например, во время проведения мероприятия «Юные хозяева
Земли»обучающиесямоего класса познакомились с тем, что человек сам
является хозяином природы и от того как мы к ней относимся, зависит
будущее нашей Земли. Была показана презентация, посмотрев которую,
обучающиеся задавали вопросы, на некоторые из которых сами-же и
отвечали. Всё это проходило в дружеской, тёплой атмосфере. В конце
мероприятия было дано задание обучающимся нарисовать дома рисунки по
теме – «Берегите природу». Итогом внеклассного мероприятия стала выставка
детских работ.
Сегодня на первое место встаёт вопрос гуманизации воспитательного
процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является
сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и
саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать
следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и
практическая личность. Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать
основные принципы, идеи гуманистического воспитания, в том числе и
деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей
жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна
интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность:
здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
Главный стимул любой деятельности, организуемой классным руководителем
- ее результативность.
Системно – деятельностный метод в воспитании – это проектная
деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела и
самоуправление.
Проектная деятельность - это возможность раскрытия творческого
потенциала обучающихся, это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно
формирования определенных личностных качеств. Повышается активность
учащихся в самостоятельном получении знаний. В ходе реализации школьного проекта «Толерантность – это доброта»,
разработанного с целью воспитания толерантности , был проведен классный
час, на тему «Я такой же, как все», где был показан фильм о Нике Вуйчиче. Из
фильма ребята поняли, что инвалиды такие же люди, как мы с вами. Они
живут полноценной жизнью, участвуют в параолимпийских играх, создают
семьи, рожают детей и радуются жизни.
Большое внимание отводится и патриотическому воспитанию. На классных
часах, посвященных блокадному Ленинграду, Сталинградской битве, 23
февраля и Дню Победы, также используются технологии деятельностного
метода. Это позволяет обучающимся лучше воспринимать материал, помнить
о тех, кто спас страну от фашизма ценой своей жизни и подарил нам
счастливое будущее.
Большую помощь в воспитании школьников оказывает участие в
общешкольных мероприятиях - коллективных творческих делах. Их
подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени, а
участие в них делает детей более раскованными в общении. Многие
раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и
другие. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются
нравственные представления и понятия.
Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный
светлой радостью, ежегодно в школе проводятся различные внеклассные
мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических,
патриотических качеств, на развитие творческих способностей: День Знаний,
День именинников, Новый год, день Матери, Мы за здоровый образ жизни,
День Победы, Международный день 8 марта и другие.
Подготовка к этим мероприятиям становится педагогически необходимым
школьным делом, в котором принимают участие и дети, и родители. И таким
образом, праздники являются своего рода кульминационными моментами
школьной жизни, которых все очень ждут и радуются их наступлению.
В коллективных творческих делах участвуют все ученики, все учителя,
многие родители, даже выпускники прошлых лет. Каждому предоставляется
возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. В
процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, старшие
помогают младшим, младшие учатся у старшеклассников.
Преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет
классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это
очень важно для формирования общественного мнения, коллективной
самооценки, роста группового и личного самосознания. Отсутствие
официального соревнования, баллов, мест снимает напряжение конкуренции.
Процесс самосравнения, лишенный отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и
становится механизмом совершенствования коллектива. В результате такого
подхода эти коллективные творческие дела становятся для всех желанными,
понятными, личностно значимыми.
Анализируя результаты воспитательной работы в нашей школе за последние
годы, коллектив пришел к выводу, что применение технологии системно-
деятельностного метода, ориентируется на личность обучающегося,
способствует созданию условий для формирования у учащихся с
ограниченными возможностями здоровья готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему воспитательных
ценностей.
В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа – дело
очень непростое, а формирование у детей с ограниченными возможностями
здоровья умений определять цели, выбирать их средства достижения,
отслеживать результаты кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же,
если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он
всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. И
конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание – процесс
бесконечный. И всё-таки хочется верить, что наша работа будет с успехом
продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а
позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше
будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.
Доклад по теме " Технология деятельностного подхода в корреционной работе".
Доклад по теме " Технология деятельностного подхода в корреционной работе".
Доклад по теме " Технология деятельностного подхода в корреционной работе".
Доклад по теме " Технология деятельностного подхода в корреционной работе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.