Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"
Оценка 4.8

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Оценка 4.8
Особые потребности +2
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
17.02.2018
Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности. Арт-терапия - это вид терапии, использующий искусство как терапевтический фактор. К арт-терапии сегодня все чаще прибегают для коррекции детской личности и отдельных психических функций, в работе с детьми и подростками с эмоциональными и поведенческими нарушениями. На счету арт - практикующих с детьми, множество случаев улучшения психического здоровья школьников, снижения уровня агрессивности, устранения фобий, налаживания эмоциональных контактов.Презентация
Доклад на собрании.docx
Слайд2. Практическая работа для родителей. Проект 4. Машинальное рисование.Всякий раз, когда вы рисуете, ваше умение видеть, как художник совершенствуется. Итак, позабавьтесь машинальным рисованием каракулей, чтобы потренировать правую половину своего мозга. В этом проекте нет иллюстраций, чтобы направить вас по правильному пути, поэтому вам придётся призвать на помощь левую и правую половину своего мозга. Данный проект разделён на три части, снабжённые соответствующими инструкциями. Слайд3. Нанесение линий. Рисуя, не забудьте нанести на бумагу прямые, ломаные и кривые линии. Линии ваших каракулей должны пересекать друг друга во многих местах, изменяя своё направление. Руководствуйтесь при этом следующими инструкциями. 1.Выберите подходящее место на листе бумаги, откуда можно 2.Нанесите мелкую точку. было бы начать машинальное рисование. Эта точка обозначает место, где вы должны начать машинальное рисование и где вам следует его закончить. 3.Выберите маркер с острым кончиком или карандаш и начните машинальное рисование, покрывая каракулями весь лист бумаги. 4.Заверните машинальное рисование, направив линию в ту точку, с которой оно было начато. Когда оба конца линии соединятся в этой точке, машинальное рисование завершится. Распознавание образов, стоящих за линиями. Сделайте перерыв на пару минут, чтобы дать своему мозгу отдохнуть от рисования. Затем сядьте удобнее в кресло, расположив перед собой машинально нарисованные каракули. Поворачивайте лист бумаги в разных направлениях, изучая каракули и следуя приведённым ниже инструкциям. Слайд4. Пронумеруйте каждую сторону листа бумаги цифрами от 1 до 4. Напишите цифры от 1 до 4 на отдельном листе бумаги, оставив рядом с каждой из них место для составления списка. Слайд 5. 1. Поверните сначала лист бумаги стороной номер 1 вниз, расслабьтесь и посмотрите на рисунок под этим углом зрения. Найдите в своих каракулях что-нибудь, напоминающее лицо или какой – то объект. Обнаружив какой - нибудь объект, занесите его в список под номером 1. Не делайте никаких пометок на самих каракулях. Слайд 6. Поверните лист бумаги следующей стороной вниз и попробуйте найти что – нибудь ещё. Продолжите этот процесс, повернув лист бумаги вниз сторонами 3 и 4. Затем начните всё сначала, чтобы обнаружить дополнительные элементы, объекты и формы. Слайд 7. Не отчаивайтесь, если поначалу вы не сможете разглядеть в своих каракулях ничего достойного внимания. Сделайте небольшой перерыв и вернитесь к рисунку, бросив на него свежий взгляд. Попробуйте закрыть глаза на несколько секунд, а затем открыть их. Кроме того, вы можете перевести взгляд вдаль, чтобы расфокусировать зрение, а затем сфокусировать его вновь на рисунке. Для того чтобы заставить работать правую половину мозга, требуется практика. Слайд 8. Обнаружив в каракулях несколько понравившихся вам объектов, возьмите цветной карандаш и закрасьте форму каждого из них. Одни объекты могут перекрывать другие, поэтому закрашивайте каждый из них разным цветом. Слайд 9.Создание рисунков из каракулей. Сколько форм и объектов вам удалось обнаружить в своих каракулях? Выберите те, что вам больше всего понравилось, и дополните их линиями и деталями, превратив их в рисунки. Слайд 10.Эти рисунки не обязательно превращать в шедевры! Просто призовите на помощь своё воображение и создайте их в качестве развлечения. Слайд 11.Результат машинального рисования в течение дня. Как бы отрицательно ваше начальство ни отнеслось к там каракулям, которые вы машинально нарисовали во время последнего совещания, машинальное рисование активизирует работу мозга и постоянно симулирует творческие способности. Напомните своему начальству об этом, когда настанет время для очерёдного распределения премий. Слайд 12. Теоретические основы арт- терапии …Я жил как Другой. Это тот, кем меня учили быть, но кем я не являюсь. П. Коэльо Кто же этот человек, который сидит внутри нас и хочет выражать себя с помощью маски того или другого персонажа? А.П. Чехов Конечно, высшие выражения творчества до сих пор  доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем возрасте. Л.С.. Выготский Слайд 13."За гранью слов" Слова. Слова во всем. В описании мира, в общении, в разговоре с самим собой. Словом можно объяснить, обвинить, оправдать, отказать, очернить, освободить, обещать, обмануть, обрадовать. Всего несколько слов. Произнося их, мы моментально представляем подходящие жизненные ситуации и эмоции в них возникающие. Язык невероятно богат и все же он часто нас ограничивает, задает жесткие рамки нашего понимания, наших переживаний. Мы часто запутываемся в различных интерпретациях слов, мы часто прячемся за словами от самих себя и собственных чувств. А в те моменты, когда мы не прячемся, когда мы впускаем в себя жизнь открыто и тотально, или когда она врывается сама, мы можем столкнуться почти с полной несостоятельностью слов. Слова не могут вместить человеческий опыт. Не могут передать глубины чувств. Мы не хотим умалять значение языка в нашей жизни, вместе с тем большая часть жизни может только приблизительно быть обозначена словами. Как передать словами запах жасмина, свежесть раннего утра, звуки скрипки? Горе, потеря, боль, обида - как это можно принять, пережить, выразить и освободиться? Что делать, если слова уже не помогают, когда то, что мы пережили, или переживаем, находится за пределами понимания, за гранью слов? В таких случаях современная наука предлагает использовать методы арт - терапии. Результат творчества может дать некие ключи к пониманию мыслей и переживаний человека, не способного или не желающего выражать это словами. Слайд.14. АРТ-ТЕРАПИЯ-ИЗЛЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ Вас никогда не тянуло в минуту душевной невзгоды схватить фломастер или карандаш и на чистом листе бумаги изобразить нечто, выражающее ваши эмоции? Не сдерживайтесь - должно стать легче! И знайте, что если это произойдет, вы прикоснулись к великой целительной силе, известной в мире как арт-терапия. На обсуждение специалистов были предложены рисунки человека, которому был вынесен приговор- шизофрения. Все они датированы:- «Самые первые - черно-белые жесткие штрихи, чье-то лицо без глаз, срубленное дерево, колючие осколки …. Чем дальше по времени, тем плавнее линии, мягче цвета. Последнее творение - завораживающее сочетание красок. Кто знает, может быть, лет эдак через сто за эти фантастические желто-синие пятна, словно высвеченные изнутри, будут биться на аукционе коллекционеры, готовые выложить кругленькие суммы…» Статистике неведомо, сколько именно людей с психическими расстройствами излечено с помощью арт-терапии. Впервые термин был употреблен английским профессором Адрианом Хиллом в 1938 году при описании занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. В качестве особого вида лечения арт-терапия начала развиваться в Великобритании после второй мировой войны, причем, в тесной связи с психотерапией. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.Корни арт - терапии уходят далеко в прошлое человечества. К позднему периоду Каменного века относят первые продукты изобразительного искусства человека. Исследования ученых позволяют полагать, что наши далекие предки естественным, хотя возможно и бессознательным образом, использовали изобразительное искусство, а так же музыку и танец, не как средства изображения внешней реальности, но как средства взаимодействия с индивидуальным и коллективным бессознательным, как сказал бы Юнг. Т.е. как язык общения с миром внешним и внутренним. В те далекие времена люди знали, как использовать целительную мощь искусства. Хорошо известно, что музыка, танец и изобразительное искусство активно использовались многими коренными народами в целительных действах и ритуалах. В племенах существовали зачастую специальные комбинации пения, танца для излечения определенных болезней. Слайд 15. Арт-терапия - это вид терапии, использующий искусство как терапевтический фактор. Арт-терапия используется как основной метод терапии, так и вспомогательный.Одним из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество - является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним конфликтом. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется в индивидуальной и семейной терапии. К арт-терапии сегодня все чаще прибегают для коррекции детской личности и отдельных психических функций, в работе с детьми и подростками с эмоциональными и поведенческими нарушениями. На счету арт - практикующих с детьми, множество случаев улучшения психического здоровья школьников, снижения уровня агрессивности, устранения фобий, налаживания эмоциональных контактов. Слайд 16. Что дает арт терапия? Так что же нового предлагает арт терапия в их использовании? Прием самораскрытия в изобразительном творчестве основывается на распознавании глубинных мыслей и чувств человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Арт-терапия основывается на том предположении, что как только человек начинает спонтанно рисовать, его внутреннее "Я"начинает отражаться в визуальных формах. Вы сами можете вспомнить, когда использовали приемы арт-терапии. Во время разговора по телефону, на скучных лекциях. Все мы изрисовали тонны бумаги разнообразными каракулямии, а иногда и целыми баталиями. Этот способ можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Таким образом, мы с Вами снимаем накопленное психическое напряжение, успокаиваемся или сосредотачиваемся. Из многообразных изменений в деятельности арт-терапевтов в последние годы следует также отметить повышение их роли в сфере образования. Речь идет, главным образом, о работе в специализированных школах, а также с детьми, посещающими общеобразовательные школы, но имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости. Используются разнообразные формы арт-терапевтической работы, как индивидуальные, так и групповые, главным образом, в виде открытых студийных или тематически-ориентированных групп. Особенностью таких форм работы является то, что они не носят "психотерапевтического" характера, как правило, не связаны с использованием психодинамического подхода. Участие в них является сугубо добровольным. Слайд 17. Основные частные принципы арт- терапевтического взаимодействия: • Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я». • Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка. • Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми. • Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования. • Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию. • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества. Слайд.18 Особенности современности накладывают свой отпечаток на психическое и эмоциональное здоровье человека, особенно подвержена негативным явлениям не сформировавшаяся детская психика. В своей работе мы всё чаще сталкиваемся с такими понятиями, как гиперактивность, агрессивность, неуравновешенность и т.д. Сложнее управлять процессом образования. Именно поэтому я стала использовать приёмы арт-терапии на занятиях, которые помогают мне настроить детей на рабочий лад, увлечь процессом творчества, помочь раскрыться и выразится. “Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка” В.А.Сухомлинский Слайд. 19 Как использую приёмы арт-терапии Занятия изобразительным искусством – это особыезанятия. И требования к ним особые – они должныстроится по законам искусства. А искусство предполагает, прежде всего, духовное общение, сотрудничество педагога и ученика. Занятия искусством немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая достигается с помощью зрительных образов, музыки, игровых ситуаций, диалогов педагога с детьми. Различные формы организации занятий по изобразительному искусству создают широкий выбор возможностей проявления творческой инициативы. Это и урок-игра, и урок-сказка, и урок-путешествие, и урок-фантазия, и урок- конкурс. Программа, по которой я работаю с детьми младшего возраста, предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы включают: объединение в конце урока работ учеников, работу в группах, работу в парах. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, решать общие задачи, понимать друг друга. Общий положительный результат создает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах, повышает самооценку детей.Созданию эмоциональной атмосферы урока способствует сказочно-игровая форма преподнесения учебного материала, которая помогает развитию воображения и фантазии ребенка. Ученикам как бы исподволь, в увлекательной форме даются нужные знания. ПРИМЕР: «Разрывание бумаги» Доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии, рас- крепощает излишне скованных детей. «Имена». * Нарисуйте образ своей детской клички. *Нарисуйте образ своего полного имени. *Нарисуйте образ своего вымышленного имени. *Используя левую руку, напишите свое имя в обратном направлении. «Друг». Изобразите: * друга в прошлом; * идеального друга; * предполагаемого будущего друга. Рисование запахов. Рисование вкусовых ощущений. Рисование различных настроений. «Рисование с помощью клубка». Эта методика применяется в работе с детьми, включая гиперактивных, психически травмированных, со сниженной самооценкой. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку.Учитель должен иметь клубок ниток или веревки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом создавать на полу или на столе определенные фигуры. Затем передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему. После того как все дети «порисовали», учитель обсуждает сними то, что получилось. Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например, кто что видит. Ответы каждого должны сопровождаться теми или иными вербаль- ными и невербальными знаками одобрения. Возможные вопросы: . Можешь ли ты здесь увидеть какие-либо буквы? . Какие фигуры ты здесь видишь? .Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры? .Какая еда здесь нарисована? .Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события? После того как ответ ребенка получит одобрение, другие быстро включаются в игру и в группе формируется атмосфера высокого взаимного доверия. Застенчивым и медлительным детям можно посоветовать походить вокруг «рисунка» или отойти от него подальше. «Придумай и дорисуй так, чтобы получились забавные зверюшки» Слайд 20.Примеры в области АРТ– ТЕРАПИИ - Творчество - это всегда создание нового на бессознательном уровне: создание не только новых приемов, техник, материалов, но и новых норм, ценностей, - рассказывает президент центра арт-терапии Олег Пищев.Арт-терапия позволяет высвободить творческий потенциал у любого человека, обрести высокие ценности, культурные нормы, социальный статус. Гармоничное равновесие состояний творчества, искусства и культуры является целью арт-терапии.Все больше людей оказываются увлечены идеей, а те, кому удается увидеть реальные результаты, остаются ее приверженцами навсегда. Вот, например, Тарас Попов - человек удивительный. Впервые я встретился с ним, когда он снял свой фильм "Опыт креста" (первоначальное название - "В стране падших ангелов"). Хотя, что значит - снял? Он никогда не имел дела с кинематографом, не был профессиональным режиссером, а работал психологом в колонии для малолеток. Просто не расставался с видеокамерой, и когда "накрутилось" почти пятьдесят часов ленты, с помощью друзей смонтировал документальный фильм. Был уволен, стращаем высокими чинами, но фильм успел "пойти в народ" и эффект имел ошеломляющий, причем на международном уровне. Сейчас Тарас возглавляет региональный отдел международной конференции общественного телевидения INPUT, отбирающий документальные фильмы по Средней Азии и Казахстану. Новая лента Попова "Игры воображения" рассказывает о лечении шизофрении с помощью арт-терапии. - В последнее время я занимаюсь реабилитацией душевнобольных. И начал снимать шизофреника Александра. Хотя бы с той целью, чтобы он посмотрел, где он выглядит нелепо, и понял, как уберечь себя, какие механизмы включить, чтобы более или менее походить на нормального человека, - рассказывает Тарас. - Опыт работы с душевнобольными у меня большой. Александр был моим соседом, постоянно страдал манией перевоплощения. Я стал его снимать, и за то время, пока мы работали, он настолько увлекся кино, что я даже взял его в соавторы фильма. И ему это очень сильно помогло. Арт-терапией в Казахстане прежде мало кто занимался. Одно время, пока мы не общались, Александр умудрился на свою мизерную пенсию нанять оператора и попытался сам снимать. К таким людям нужен особый подход. Вспомните другого шизофреника - художника Сергея Калмыкова. Он же гений! Но советским психиатрам до него никакого дела не было, и, в конце концов, художник умер от обычной пневмонии. (Все мы - немного шизики). Что есть нормальность и что - ненормальность? Где в нашей жизни бред и где - правда? Все, что обществу кажется отличающимся от стандарта, "не таким", инородным, оно готово обречь на изоляцию. А если перед нами - действительно гений? У каждого человека - неподражаемый внутренний мир, богатейшее воображение. Диагноз без надежды перечеркивает судьбу, лишает жизнь смысла. Арт-терапия - реальная сила, способная придать ей краски, помочь найти и ощутить себя. О поразительных результатах рассказывают специалисты, наблюдающие детей- инвалидов, которых арт-терапевты сумели увлечь творчеством. Многие чисто медицинские показатели у пациентов в таких группах улучшаются с каждым днем. Да, чудес не бывает, и травмированный позвоночник рисованием не восстановишь. Но во всем остальном - метаморфозы удивительные. Сон, аппетит, речь, настроение. У взрослых людей с ограниченными возможностями в оптимистичную сторону меняются жизненные установки… Сегодня чиновниками от отечественной медицины арт-терапия воспринимается как баловство отдельных экспериментаторов. Но явно пора государству присмотреться и к зарубежному опыту, и к отечественным наработкам. Энтузиасты в стране действительно есть, средств на организацию занятий, скажем, в психиатрических стационарах потребуется до смешного немного. Меж тем, по словам медиков, число психически неуравновешенных людей в последнее время растет. А лекарство необыкновенно простое - берёте кисточку и краски и рисуете свою манию величия, или агрессию, или клептоманию, или непонятное состояние души. И, глядишь, лет эдак через… Итак, арт-терапия-это развитие творческих способностей, необходимых в современном мире, это эмоциональное равновесие, преодоление страха, тревоги, возникших в связи с внутренним конфликтом. Сам процесс арт- терапии приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно – что является психологической разгрузкой. При постоянных применениях методов арт-терапии можно помочь любому человеку избавиться от комплексов, снять эмоциональное напряжение, перейти в другое психологическое состояние, да просто выплеснуть любые эмоции на бумагу, а не на человека. Почему маленькие дети более спокойны и уравновешены, особенно те, кто постоянно рисует, танцует, что-то мастерит – происходит регулярная эмоциональная разгрузка. Они развиваются и умственно быстрее, более свободны в своём поведении – это период детского сада. Потому, что задачи программ развития поставлены в первую очередь на развитие творческих способностей. Приходя в школу – начальное звено, меняются задачи –растут комплексы, страхи, появляются замкнутость, не желание учиться, интерес падает. Но детская душа знает, что хорошо и что есть лекарство от всех причин – занятия творчеством. Но зачастую Родители сами лишают их этой возможности, считая, что это не так важно, как русский или математика. Даже порой наказывая такими занятиями. Не выучил или не можешь усвоить, значит, не пойдешь, пока не будет результата. Этого нельзя делать!!! Потому и запомнить не может и усвоить, что развитие пошло по однобокому пути. Ведь развитие ребёнка идёт через ощущения, а ощущения – это пальцы, руки – это память, логика, речь, грамотность. Это развитие правого полушария. А развитость правого полушария у нас связана с работой внутренних органов: вегетативная, иммунитет, эндокринная регуляция. Постоянная эксплуатация левого полушария приводит к переутомлению и ослаблению здоровья. Недореализовывается правополушарный интеллект у большинства детей. Отсюда нервные срывы, хронические заболевания, развиваются порочные привычки. А развитие должно идти параллельно как левого, так и правого. Вот почему очень важно не занижать достоинств дополнительного образования в целом. Плохо запоминает или усваивает – как можно больше лепить, мастерить из мелких деталей, вышивать, лишь бы моторика развивалась быстрее. Нервничает, возбуждён, не усидчив – рисовать красками, что угодно, как угодно, а самое главное, когда угодно. Подскажите ребёнку или предложите вместе порисовать, просто помазать краской как ему захочется.Ребёнок выпустит это состояние через цвет. Понаблюдайте, какие он берёт цвета, как их накладывает, что изображает, но не ограничивайте, не учите. Пусть как хочет. Рисуйте вместе, вам это тоже полезно! Спокойней будете и на душе радостней. И не думайте: - «Ага, я сейчас нарисую. Художника нашли». Не надо быть художником, просто ляпайте кисточкой, руками, чем угодно. Как можете, поиграйте с красками по своему настроению. Это и есть арт – терапия – лечение цветом. А что происходит в среднем звене? А в старшем? Агрессивность, нежелание, недовольство и т. д. выросли в разы. А всё потому, что мы, взрослые, не научили, запретили, отучили детей правильно эмоционально отдыхать и развиваться, да и сами об этом давно забыли. А ведь это такой простой, доступный, а главное полезный, способ уравновешивать, развивать себя, способ быть здоровым.

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"

Доклад по теме самообразования: " Теоретические основы арт-терапии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018