Доклад по теме "Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе"
Оценка 4.7
Семинары
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
18.02.2018
Деятельностный подход положен в основу Федерального государственного стандарта, цель которого научить ребёнка способам деятельности, приобрести опыт самостоятельного решения проблем. Основная особенность деятельностного подхода заключается в деятельности обучающихся. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Сущность деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Выступление.docx
Выступление «Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе»
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это
ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той
жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать
обучающемуся как можно большой багаж знаний, сколько обеспечить его
общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным
умением, как умение учиться.
По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
«Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на
становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое “деятельностный подход”
в образовании!», говорил Алексей Алексеевич Леонтьев, известный российский психолог,
филолог, педагог.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в деятельности
обучающихся. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской
деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную
формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания
приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по
сути.
Сегодня мы готовы представить наш опыт работы по реализации деятельностного
подхода в образовательном процессе НОО.
Обратимся к теории.
Любая образовательная система имеет свои корни, свой психологопедагогический
фундамент, свою научную школу. Деятельностный подход ориентируется на отественную
советскороссийскую психологопедагогическую науку и уходит корнями в культурно
историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семёновича Выготского. Его
ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин, Пётр
Яковлевич Гальперин, Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие
известные учёные, методисты в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой
строится современная школа.
Прошло 50 лет с тех пор, как авторы развивающей системы Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
В.В. Репкин не просто выдвинули принципы деятельностного подхода в начальном звене школы, но
и запустили его механизм в обычные школы, в практику учителей. Деятельностный подход положен в основу Федерального государственного
стандарта, цель которого научить ребёнка способам деятельности, приобрести опыт
самостоятельного решения проблем.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями,
чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свёрнутой
формуле: «Деятельностьличность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне
деятельности нет личности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как
субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи,
отвечать за результаты.
Субъект:
ставит цели
решает задачи
отвечает за результаты
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих
детское действие.
Понятие деятельностного подхода
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно
познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными
«приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Сущность деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который
можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я
запоминаю, я делаю – я усваиваю». Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на
флейте можно только, играя самому. Точно также способности учащихся формируются
лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебнопознавательную деятельность.
Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её
мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.
Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и
предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее
приемам.
«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным
преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».
Что значит «деятельность?»
целеустремлённая система;
есть обратная связь; всегда имеет генетически развивающийся план анализа.
Понятие деятельностного подхода указывает на то, что результат, может быть
достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Задача школы – не дать объём
знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий.
Что имеют ввиду, когда говорим «учебная деятельность?».
Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания
личности. Познание встраивается в этот процесс. Чему должен научиться ребёнок? Мы все
помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны.
Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но притча гласит: не надо давать рыбу,
надо научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает
научить учиться, научить «Ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными
учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается
знание.
В заключении хочу сказать, что обучающийся изменяет себя сам. Это означает, что
младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознаёт
важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их
решения, анализирует совю деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и
неудач. Деятельностных подход направлен на развитие личности, на формирование
гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры,
которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Доклад по теме "Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе"
Доклад по теме "Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе"
Доклад по теме "Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.