Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"
Оценка 5

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Оценка 5
Педсоветы
doc
химия +1
Взрослым
13.08.2018
Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"
В условиях реформирования школьной системы образования, то есть в условиях пе-рехода её на профильное обучение, школьникам уже в 9 классе приходится решать вопрос о выборе соответствующего профиля и, в конечном счете, о выборе будущей профессии. Поэтому проблема формирования у школьников мотивации к изучению того или иного предмета в том числе и химии в период предпрофильного обучения становится актуальной и важной задачей. Актуальной эта проблема стала и для меня. Своевременно сформированная мотивация снимает с учащихся напряжение, связан-ное с необходимостью выбора того или иного профиля, и сделает этот выбор осмысленным и оптимальным. Известно, что на формирование мотивации оказывают значительное влияние педагогические условия (профессиональные и личностные качества учителя, использование различных средств обучения, родители, социальная востребованность профессии и др.).
Повышение мотивации шмо химия.doc
В   условиях   реформирования   школьной   системы   образования,   то   есть   в   условиях перехода её на профильное обучение, школьникам уже в 9 классе приходится решать вопрос о выборе соответствующего профиля и, в конечном счете, о выборе будущей профессии. Поэтому проблема формирования у школьников мотивации к изучению того или иного предмета в том числе и химии в период предпрофильного обучения становится актуальной и важной задачей. Актуальной эта проблема стала и для меня. Своевременно сформированная мотивация снимает с учащихся напряжение, связанное с необходимостью выбора того или иного профиля, и сделает этот выбор осмысленным и оптимальным. Известно, что на формирование мотивации оказывают значительное влияние педагогические условия (профессиональные и личностные качества учителя, использование различных средств обучения, родители, социальная востребованность профессии и др.). Исходя   из   вышеперечисленного,   ещё   в   2016   ­2017   учебном   году   я   задалась   целью выявить зависимости сформированности мотивации учащихся 9­10 классов к изучению химии от педагогических условий организации педагогического процесса. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:            1. Оценить степень сформированности мотивации к изучению химии у учащихся 9­10 классов. 2. Выявить   наиболее   значимые   педагогические   условия,   определяющие   мотивацию   к изучению химии у учащихся 9­10 классов.       3. Раскрыть составляющие фактора наиболее значимых педагогических условий. Новизна   исследования   (по   крайней   мере,   для   меня)   заключалась   в   выявление особенности   влияния  педагогических  факторов  на  формирование   мотивации   учащихся     к изучению химии. Степень сформированности мотивации и педагогические условия, которые влияют на развитие   мотивации   у   школьников   при   изучении   химии,   изучались   мною,   исходя   из педагогического   исследования.   Оно   заключалось   в   анкетировании   учащихся,   анализе успеваемости учащихся по химии и в самоанализе  моей работы. Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии у учащихся  9­10 классов Любую   деятельность,   включая   учебно­познавательную,   можно   стимулировать, основываясь на потребностях человека. Мною было проведено исследование уровня сформированности мотивации к изучению химии, заключающееся в анкетировании учащихся. Учащимся   была   предложена   анкета   (приложение   1),   состоящая   из   30   вопросов, направленных   на   выявление   степени   сформированности   мотивации   к   изучению   химии   у учащихся 9­10   классов. Помимо анкетирования анализировались успеваемость школьников по химии за 2017/2018 учебный год (годовая оценка). Один из примеров ­ результаты исследования учащихся 10 классов представлены в   По   результатам   анкетирования   было   выделено   три   группы   уровня таблице. сформированности мотивации: высокий, средний и низкий. Было обнаружено, что большинство учащихся имеют средний уровень мотивации 63 %, низкий уровень мотивации имеют 33% и высокий уровень – 4 % учащихся. Результаты анкетирования были сопоставлены с годовой оценкой по химии за 2017 – 2018 учебный год. Было установлено, что учащиеся с высоким уровнем мотивации имеют годовую оценку «5», учащиеся со средним уровнем мотивации в основном оценку «4» и с низким уровнем мотивации –  «3». Оценить  степень   влияния   различных   педагогических   факторов   на   степень сформированности   мотивации  помогло   анкетирование     учащихся   по   данному   вопросу (приложение 2). Педагогическое исследование показало, что на формирование мотивации к изучению химии   на   всех   учащихся   оказали   влияние   следующие   педагогические   факторы: профессиональные и личностные качества учителя, средства обучения, родители, социальные факторы. При рассмотрении влияния педагогических факторов на формирование мотивации у учащихся каждой из трех выделенных групп выявили некоторые отличия от общей картины. Было установлено, что на формирование мотивации к изучению химии на учащихся с высоким   уровнем   мотивации  оказали   влияние   в   порядке   убывания,   следующие педагогические   факторы:   профессиональные   и   личностные   качества   учителя,   родители, средства обучения, социальные факторы. На   формирование   мотивации   к   изучению   химии   у   учащихся  со   средним  уровнем мотивации в порядке убывания оказали влияние следующие факторы: профессиональные и личностные качества учителя, средства обучения, родители, социальные факторы. И,  наконец,  на   формирование   мотивации   к   изучению   химии   у  учащихся  с низким уровнем мотивации  в порядке убывания оказали влияние в порядке убывания следующие факторы: профессиональные и личностные качества учителя, средства обучения, социальные факторы, родители. Результаты   показали,   что   на   формирование   мотивации   к   изучению   химии   особое влияние оказывают профессиональные и личностные качества учителя. В   результате   проведенного   исследования   было   выявлено,   что   достаточно   большой процент   учащихся   имеют   низкий   уровень   мотивации   и   очень   низкий   процент   учащихся   с высоким уровнем мотивации. Передо мной встал вопрос: «Как повысить уровень мотивации учащихся к изучению химии?». Для   повышения   уровня   мотивации   я   стала   чаще   использовать   на   уроках   химии дидактические игры, так как именно в играх ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно. Дидактическая игра позволит ярко реализовать все ведущие функции обучения, а также   использовать   комплекс   познавательных   задач   метапредметного   характера (интегрированные задачи), комплект карт по самотестированию индивидуальных достижений и самостоятельному повышению уровня знаний и умений. Большая роль в формировании мотивации отводится эксперименту. Так как первый этап   знакомства   с   предметом,   связанный   с   новым   для   учащихся   методом   познания   – химическим экспериментом, обеспечивает некоторое усиление любознательности.  Провожу   все   практические   и   лабораторные   работы,   предлагаемые   программой, показываю   демонстрационные   опыты   на   вводных   уроках,   не   только   с   целью   обучения, формирования   практических   навыков,   но   для   повышения   интереса   к   предмету,   создания красоты на уроке, привлекаю бывших выпускников, ныне студентов химфака РГУ им. А.Н. Косыгина для проведения уроков с экспериментами.  Использую дополнительную литературу, причем как на уроке, так и во внеурочной деятельности.  Обмениваюсь   опытом   своей   работы   с   другими   учителями.   Совместно   с   психологом намечаю пути по выявлению наклонностей, способностей учащихся. Использую на уроке такие формы работы, как групповые, парные, индивидуальные.  Формы профориентационной работы: Веду большую работу по профориентации. Считаю, что важным условием  выбора  учащимися  химической  профессии  является воздействие   личности   учителя,   увлеченного   своим   делом,   умеющего   передать   чувство гордости профессией химика. Информирую учащихся о химических профессиях в популярной форме, чтобы они могли   определить   свое   отношение   к   ним,   а   также   подготовить   доклады,   рефераты,   на соответствующую тему. Содержанием работы по профориентации является, прежде всего, переосмысление в этом направлении химического материала. Особого внимания заслуживают политехнические темы, в которые обязательно включаю информацию о химических профессиях. В течение десяти  лет участвуем в Фестивалях науки РГУ имени А.Н. Косыгина. Принимаем   с   ребятами   участие   в   НПК   Люберецкого   района   и   РГУ   с   проектными работами. Благодаря сотрудничеству с МХО имени Д.И. Менделеева побывали  в Институте физиологических растворов РАН в Черноголовке, посетили РХТУ имени Д.И. Менделеева кафедру электрохимии и стекла и ситалов. Урок   высокого   качества,   что   само   по   себе   является   косвенным   стимулом профориентации   учащихся.   На   уроке   разъясняю   сущность   химических   профессий,   не перегружая учащихся излишней информацией, не занимая дополнительного времени. Как   бы   ни   проводился   урок,   поток   информации,   терминов,   определений,   формул создает   перегрузку.   Снять   усталость,   эмоционально   настроить   учащихся   на   дальнейшее восприятие   учебного   материала   помогает   музыкальное,   художественное,   литературное оформление урока химии. В разумной мере применений стихов, музыки, репродукции картин украшает урок, положительно влияет на процесс восприятия. Функцию   профориентации   активно   выполняют   кружки,   а   также   разные   виды внеклассной работы. Широко   использую   лекции   о   химических   профессиях,   встречи   со   специалистами, вечера, диспуты, конференции, конкурсы. Повторюсь,   но   всё­таки   большую   роль   в   профориентационной   работе   играет химический эксперимент, особенно лабораторные опыты и практические занятия, решение экспериментальных   задач,   позволяющие   учащимся   проявить   творческое   отношение   к изучаемому материалу. Также   внеклассная   работа   предоставляет   большие   возможности   для   возбуждения интереса учащихся к химической науке. Методы   наглядной   агитации   также   использую   в   профориентационной   работе: использование кинофильмов, стендов, посвященных химическим профессиям. Считаю, что в развитии мотивации школьников к химии кроме учебников, внеклассной работы   и   т.д.,   большую   роль   играют   химические   олимпиады   и   конкурсы.   Ежегодно   мои учащиеся   принимают   участие   в   химических   олимпиадах   муниципального,   а   также Всероссийского уровня, показывая неплохие результаты.  Количество учащихся, выбравших экзамен по химии, из года в год хоть и не намного, но увеличивается. Вывод:  Приведенные данные подтверждают актуальность проблемы и обосновывают необходимость специальной работы по развитию внутренней мотивации учения у школьников. Приложение 1 Вопросы анкеты учащихся Дорогой друг! Ответив на вопросы этой анкеты, ты сможешь облегчить свое изучение химии   в   дальнейшем.   Отвечай   на   вопросы   только   «да»   или   «нет».   Укажи   фамилию,   имя полностью. 1. 2. 3. Я хочу связать свою жизнь с химией. При изучении химии я не испытываю никаких трудностей. Я с большим интересом решаю усложненные задачи по химии из сборника для поступающих в вузы.  Я выберу профессию, не связанную с химией. Я постоянно посещаю факультативы по химии. Я принимаю участие в муниципальных олимпиадах школы по химии. Я хочу, чтобы моя будущая профессия была связана с химией. Обычно я ленюсь делать домашние задания по химии. При выполнении домашней работы мне не понятно заданий больше половины. Я регулярно участвую в химических олимпиадах в школе. Я участвую в научных конференциях по химии в школе. Я выполняю домашнее задание по химии (устные и письменные) регулярно. Я редко хожу на факультативные занятия по химии. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Мне нравится самому «химичить» и я делаю это в школе, дома, на даче и т.д. 15. 16. 17. 18. Мне скучно на уроках химии. 19. Я участвую в краевых олимпиадах по химии и более высокого уровня. Дома у меня есть своя химическая лаборатория. Я посещаю факультативные занятия по другим предметам. Я занимаюсь научно­исследовательской  работой по химии  под руководством 20. 21. 22. 23. 24. 25. Дома у меня есть хорошая химическая библиотека. При поступлении в вуз мне нужно будет сдавать химию. Я хочу поступить в химический вуз на химический факультет  Я хочу поступить в нехимический вуз, где мне придется сдавать химию. Дома у меня есть книги по химии в основном по школьной программе. При   изучении   некоторых   тем   по   химии   я   использую   вузовские   учебники, преподавателя. 26. 27. 28. 29. 30. удовольствие. химические энциклопедии и другую специальную литературу. У меня дома есть несколько вузовских учебников по химии. Я с удовольствием читаю химическую литературу. Решение задание по химии и чтение химической литературы доставляет мне Я хочу поступить в вуз, не связанный с химией. Я выписываю издания периодической печати по химии. Вид опросного листа № вопроса 1. 2. … 30. Да + + + Нет ­ Ключ к анкете «Да» 1 (2б) 2 (1б) 5 (1б) 6 (2б) 7 (2б) 10 (2б) «Нет» 11 (2б) 12 (1б) 13б (1б) 14 (3б) 15 (2б) 16 (3б) 19 (2б) 20 (2б) 21 (1б) 22 (2б) 23 (1б) 25 (2б) 26 (1б) 27 (2б) 28 (2б) 29 (2б) 30 (2б) 4 (1б) 8 (1б) 9 (1б) 13а (1б) 17 (2б) 18 (2б) 24 (2б) Критерии оценки уровня сформированности мотивации по результатам анкетирования (Блок А) Низкая мотивация 0­14 баллов Средняя мотивация 15­29 баллов Высокая мотивация 32­48 баллов Приложение 2 Вопросы анкеты учащихся Дорогой друг! Ответив на вопросы этой анкеты, ты сможешь облегчить свое изучение химии   в   дальнейшем.   Отвечай   на   вопросы   только   «да»   или   «нет».   Укажи   фамилию,   имя полностью. 1. Интерес к химии мне привил учитель 2. Химией мне посоветовали заняться родители. 3. Меня полностью устраивает учебник химии. 4. Мне все понятно при объяснении нового материала учителем. 5. Я   считаю,   что   в   нашем   городе   можно   устроиться   работать   по   химической специальности. 6. В учебнике химии есть темы, которые я не могу разобрать самостоятельно. 7. Я не могу разобраться с учебным материалом без помощи учителя. 8. Я хотел бы в дальнейшем учиться в другом городе (вузе, техникуме, в том числе и 9. Учебник химии плохо проиллюстрирован. 10. Мы всегда можем подойти к учителю после урока за разъяснением непонятных в химическом) моментов. 11. В Перми, Пермском крае хорошо развита химическая промышленность. 12. Весь материал в учебнике химии, по которому я занимаюсь, изложен понятно. 13. Учитель (в том числе и по химии) должен быть требовательным. 14. Я считаю, что в нашем городе можно устроиться по химической специальности. 15. Мне нравится проводить лабораторные работы на уроке. 16. Оценку «5» заработать по химии очень сложно. 17. Я в семье один ребенок. 18. Учебник химии хорошо проиллюстрирован. 19. Я хожу на дополнительные занятия (в том числе на факультатив, кружки и др.) к моему учителю химии. 20. Я живу с одним из родителей. 21. Мне не нравится, как изложен материал в учебнике химии. 22. Мне нравится предмет, так как нравится учитель. 23. Мне   кажется,   что   тяжело   устроиться   на   высокооплачиваемую   работу   по специальности химии. 24. Мне нравится химия, так как показывают демонстрационные опыты. 25. Учитель по химии всегда проверит выполнение домашней работы. 26. Я   информирован,   какие   есть   вузы   в   г.   Перми   и   по   каким   специальностям   они готовят специалистов. 27. Мне   нравится,   когда   на   уроке   нам   показывают   различные   модели   строения элементов, атомов…. 28. Учитель разбирает с классом непонятные задания. 29. Родители равнодушны к моим школьным успехам. 30. Я не могу самостоятельно разобраться с новым материалом по химии. 31. Мне нравится, как учитель ведет уроки химии. 32. Мнение родителей и мое по поводу дальнейшей профессии совпадают. 33. Я могу самостоятельно разобраться с новым материалом по химии. 34. Учитель организует свою работу так, что мы работаем только на уроке. 35. Родители высказывают свой совет по поводу будущей профессии. 36. Мне интересны иллюстрации в учебнике химии. 37. Наш учитель химии не ставит оценку «2». 38. Мои   родители   имеют   химическое   образование   (высшее,   техническое, педагогическое, медицинское) (или один из родителей). 39. Мне на уроке химии нравится только смотреть различные опыты. 40. Учитель по химии очень скуп на оценки. 41. Родители не советуют заниматься мне химией. 42. Мне не нравятся лабораторные занятия на уроке химии. 43. На уроке у нас идеальная дисциплина. 44. Родители   всегда   поддерживают   мои   увлечения   по   школьным   предметам   (в частности химии) 45. Меня не устраивает учебник по химии. 46. На уроке у нас царит творческая атмосфера. 47. Мне   безразлично,   по   какой   специальности   работать,   лишь   была   бы высокооплачиваемая работа. 48. При подготовке домашнего задания я использую дополнительную литературу. Вид опросного листа № вопроса 1. 2. … 30. Да + + + Нет ­ Если ответ учащихся совпадает с номером ответа «да» или «нет», то ставится 1 балл. 12 13 15 16 17 18 19 20 «Да» «Нет» 1 2 3 4 5 7 8 10 6 9 43 44 46 47 48 22 23 24 25 26 27 28 31 32 33 35 36 38 39 41 42 11 21 29 30 34 37 40 45 Педагогические условия Профессиональные и личностные качества  учителя  Средства обучения Родители Социальные факторы Номера вопросов, соответствующие  педагогическим условиям 1,4,7,10,13,16,19,22,25,28,31,34,37,40. 3,6,12,15,18,21,24,27,30,33,36,42,43,45,46,48. 2,9,17,20,29,32,35,38,39,41,44. 5,8,11,14,23,26,47. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОМИЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО­НАУЧНОГО ЦИКЛА ШМО Методы повышения мотивации на уроках химии  в разноуровневых классах 26.03.2018 года

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"

Доклад "Повышение мотивации учащихся к изучению химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018