Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Оценка 5
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
04.03.2018
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должны пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
доклад преемственность.doc
Учитель начальных классов: Спирина Надежда Евгеньевна
Волгоградская область г. Камышин
МБОУ СCШ №7
Городской семинар для старших воспитателей детских садов
29 января 2018 год
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И ДЕТСКОГО САДА ПО
СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА.
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения
общих принципов преемственности между ступенями образования. Это
связано с возникшим многовариантным образовательным пространством
дошкольного и начального образования.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования
не должны пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы
сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно
познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении,
помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно
воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности
ребенка: развитию его компетентности (коммуникативной, физической),
самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и
самооценки, свободы и безопасности поведения.
Следовательно, основанием преемственности между детским садом и
школой являются:
развитие любознательности;
развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
формирование творческого воображения,
направленного на
интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
развитие коммуникативности ( умение общаться со взрослыми и
сверстниками).
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность
дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества
ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
2) школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою
работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует
педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять
непрерывность в развитии и обучении детей , а именно:
*координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы
организации образовательных процессов детского сада и школы;
*обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья,
эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого
ребенка.
Задачи, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее актуальными
для дошкольного и начального звена.
Задачи дошкольного звена:
1.Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
2.Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его
положительного самоощущения; создание условий для разнообразной
художественной деятельности.
3.Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности
к творческому самовыражению.
4.Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе;
включение детей в различные формы сотрудничества ( со взрослыми и
сверстниками).
5.Формирование знаний об окружающем мире,
стимулирование
коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных
видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
1.Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа
жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
2.Развитие готовности ребенка к активному взаимодействию с окружающим
миром.
3.Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в
школе и самообразованию
4.Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в
разных видах деятельности.
5.Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная
помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств,
индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего
развития или отставания.
Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным
образованием мы видим в: *создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей
эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и
воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования
(целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
*создании условий , благоприятных для адаптации к школьному
обучению,
эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого
ребенка;
*развитии ведущей деятельности каждого периода жизни;
*формировании психологической готовности к школе;
*разработке «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и
младшего
школьного возраста;
создании комплекса учебнометодической документации;
формировании структуры учебного процесса в условиях непрерывного
образования;
создании новых творческих мастерских и проектов.
Начальная школа должна создавать условия для дальнейшего развития
детей на основе сближения опыта жизни старших дошкольников и младших
школьников.
В этой связи попрежнему актуально звучит высказывание А.В.Запорожца:
«Нельзя ограничиться задачей передачи ребенку отдельных знаний и
умений, в большей степени необходимо решать задачу воспитания
способностей, которые могут дать ребенку возможность в дальнейшем
лучше
усваивать различные знания и умения и творчески их
применять».
В дошкольный период у детей развиваются образные формы познания
окружающего мира ( восприятие, нагляднообразное мышление и память,
творческое воображение), эти познавательные процессы развиваются не
вопреки, а благодаря игре. Формируя психологическую готовность к
обучению в школе.
Учителю в сотрудничестве с ребенком предстоит опереться на уровень этих
процессов, достигнутых в дошкольном возрасте, и, используя его в своей
работе, формировать у младших школьников проблемное отношение к
изучаемому материалу.
Учителя значительное место на своих уроках отводят игровым методам
обучения,
создают обстановку
сотрудничества и взаимопонимания. Они доверяют детям и опираются на их
опыт. На таких уроках можно видеть любопытные глаза учеников и их
чрезвычайно высокую познавательную активность.
проблемнотворческим
задачам, Это убеждает в необходимости создания следующих условий, могущих
обеспечить реальную преемственность:
*овладение воспитателем детского сада и учителями начальных классов
личностноориентированным взаимодействием с детьми;
*ориентация педагогической оценки на достижения ребенка с учетом его
индивидуальности;
*формирование ведущей деятельности (в дошкольном –игры, в младшем
школьном учебной) как важнейших факторов развития;
*опора учителя на игру при формировании учебной деятельности;
*сбалансированность на занятиях в ДОУ и уроках в школе репродуктивной,
исследовательской и творческой деятельности;
деятельности детей;
*использование при обучении совместных и самостоятельных видов
В психологии старших дошкольников и младших школьников много
общего, что сближает воспитательнообразовательные позиции детского
сада и младшей ступени школы. Вместе с тем каждая из этих ступеней
образования имеет свои задачи. Нельзя рассматривать детский сад только
как учреждение, готовящее детей к школе
добрых чувств, глубокого ума, здорового тела.
Цель дошкольной ступени – развитие общечеловеческих качеств,
Цель начальной школы – формирование умения учиться, создание
условий, при которых обучение становится средством самовыражения.
Каждое звено должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга, и
заботиться, прежде всего, о том, чтобы наши дети были здоровы.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть,
став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной
впечатлений» так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между
дошкольным и школьным обучением.
Известный психолог Д.Б.Эльконин, подчеркивая неразрывную связь
старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в
«одну эпоху человеческого развития, именуемую детством».
Под преемственностью между детским садом и начальной школой
подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных
задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания
единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах
развития ребенка.
Только тогда, когда в детском саду будет направлена на развитие детей,
которое бы отвечало требованиям, предъявляемым к этим же детям на следующей ступени (т.е. в первом классе), а учителя начальных классов будут
опираться и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и тот
опыт, который ими приобретен на предыдущей ступени их жизни, только
при этих условиях будет достигнута преемственность в работе детского сада
и школы.
Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного
обучения детей в школе.
Задача школы, опираясь на общее между возрастными этапами развития
ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который
закладывается в детском саду.
На протяжении ни одного десятилетия проблема преемственности между
ступенями дошкольного и начального школьного образования ищет своего
решения.
Одной из важнейших задач , требующих комплексного решения, является
создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и
школьные годы.
Эта задача и была поставлена коллективами нашей школы и д/с23 и 48, из
которых к нам поступает наибольшее количество первоклассников.
В целях наибольшего эффективного решения этой проблемы М/О
учителей начальных классов свою методическую тему сформулировало так:
«Обеспечение
преемственности в обучении на этапах «детский сад
начальная школа».
Переходу к данной теме предшествовала работа М/О над более детальным
изучением и апробацией игровых технологий, которые целесообразно
использовать на первых этапах на первых этапах обучения в начальной
школе. Игра является основным видом деятельности дошкольника, но для
первоклассников она остается весьма значимой и актуальной, поэтому и в 1м
классе она должна сопровождать учебный процесс. Речь идет прежде всего о
развивающих играх, в которых возникают условия для развития умственных и
творческих способностей учащихся. Использование игровых технологий в
первых классах способствует более легкой адаптации детей к школьному
обучению, то есть более быстрому привыканию ребенка к роли ученика.
Ежегодно в сентябре между МОУ СОШ №7 и ДОУ №23 и№48
заключается договор о сотрудничестве, целью которого является обеспечение
преемственности
между дошкольным и начальным образованием и
воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов
школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
Согласно условиям договора был составлен и утвержден руководителями
учреждений
совместный план работы, который предусматривает
деятельность по четырем направлениям
План совместной работы начальной школы и детского сада. Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и
начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный,
последовательный и перспективный характер.
Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей
дошкольного учреждения и начальной школы в целостный педагогический
процесс, строим его на единой организационной, методической основе
,работе с родителями и детьми, которые предполагают следующие виды
работ.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
1.Организация предметноразвивающей среды и жизненного пространства для
обеспечения разнообразной деятельности детей дошкольного учреждения и
начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных интересов.
2.Внедрение новых форм организации нерегламентированной деятельности
детей ( проведение занятий по интересам и способностям в секциях ,
клубах…), организация работы кружков.
3.Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу:
старшая и подготовительная группы участвуют в проведении Дня знаний;
подготовительная группа знакомится с помещением школы, экскурсии в
школьные
музеи , кабинеты начальных классов, спортивный зал, актовый зал,
библиотеку;
подготовительная группа участвует в празднике последнего звонка.
4.Осуществление единого подхода при формировании у детей гигиенических
навыков , в воспитании культуры поведения, умении вести себя со взрослыми,
сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым, аккуратным, умении
занять себя, найти дело по интересам, в соблюдении режима дня, не
допускающего физической и интеллектуальной
перегрузки и
способствующего общему развитию и оздоровлению ребенка.
5.Осуществление воспитания детей в игре. Место игры в режиме дня, подбор
и размещение игрового материала, содержание игр, умение детей играть
самостоятельно. Использовать игры в педагогическом процессе.
6. Обеспечение своевременного медицинского осмотра детей, сбор основных
медицинских данных о состоянии здоровья детей
старшей и
подготовительной групп, 1х классов, об уровне их физического развития.
7.Оказание детскому саду шефской помощи ( ремонт игрушек, пошив одежды
для кукол, инсценировка сказок учащихся , показ спектаклей школьного
театра).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Изучение и анализ программ начальной школы и детского сада,
нормативных документов по подготовке детей к школе. 2.Внедрение новых форм педагогической учебы ( совместные заседания МО,
встречи за «круглым столом», мастерские для воспитателей и учителей
начальных классов по вопросам преемственности образовательного процесса
в соответствии с планами работы МО)
3. Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка начиная со
старшей группы дошкольного учреждения, учителем, который в дальнейшем
поведет детей до 4го класса.
4. Педсовет с участием учителей 1го класса и воспитателей детского сада.
5. Взаимопосещения: это
а)Посещения уроков в 1м классе воспитателями детского сада.
б)Посещение занятий в старшей и подготовительной группах учителями
начальной школы.
Семинары обычно проводятся в начале и в конце учебного года и
включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах и занятиях в
подготовительных группах детского сада.
На занятиях в детском саду присутствуют учителя , набирающие в
следующем учебном году и ведущие в этом году первые классы; на уроках в
первых классах – бывшие воспитатели и воспитанники подготовительных
групп.
«Круглые столы» были посвящены адаптации учащихся первых классов к
обучению в школе, итогам усвоения программного материала за учебный год,
проблеме определения уровня готовности детей к обучению детей. Педагоги
школы и детского сада имели возможность обсудить насущные проблемы и
скорректировать свою дальнейшую совместную деятельность. На совместных
заседаниях МО шел полезный разговор о творческом развитии каждого
ребенка: о том , как поддержать у детей интерес к познанию, как найти
«ключик» к каждому ребенку, опираясь на его предыдущий жизненный опыт.
Каждая такая встреча давала возможность учителям и воспитателям
совершенствовать методы обучения и улучшать качество своей работы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Тематические выставки (Скоро в школу и т.д.) .
2.Консультации психолога. «Психологическая готовность к школе. Что это
такое?
3.Проведение совместных родительских собраний по вопросам подготовки
дошкольников к обучению в школе.( Какой – ты , завтрашний
первоклассник?)
4.Анкетирование родителей по вопросам подготовки детей к школе.
5.День открытых дверей в школе для родителей.
Это направление предусматривает выход учителей будущих первых классов
и школьного психолога на родительские собрания в детский сад в начале и в
конце учебного года с беседами о подготовке ребенка к школе: «Ваш ребенок – будущий первоклассник», «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей
к школе», «Психологическая готовность ребенка
к школе» и др; с
информацией о том, как готовить ребенка к школе, не навредив его здоровью,
о требованиях, которые будет предъявлять школа к будущим ученикам и их
родителям. Кроме этого, родители могут получить консультации учителей и
психолога школы в течение учебного года. Очень полезной является
совместная работа учителей и воспитателей с «трудными» семьями. Выявлять
такие семьи надо тогда, когда ребенок еще находится в детском саду, этим
оказывается большая помощь школе.
РАБОТА ДЕТЬМИ
1.Экскурсии и целевые прогулки в школу:
посещение торжественной линейки, посвященной Дню знаний,
знакомство со зданием школы, школьным двором,
знакомство с кабинетами в школе
2.Совместное спортивное мероприятие (подготовительная группа и 1й
класс), по правилам дорожного движения.
3.Экскурсии в школьные музеи., библиотеку.
4.Совместно с детьми 1 класса : изготовление кормушек для птиц, прогулки в
лес, подкармливание птиц.
5.Участие в празднике «Прощание с Азбукой», «Алло, мы ищем таланты», в
игре «Помоги Незнайке по противопожарной безопасности»
6.Неделя «Дружба с природой».
7.Проведение занятий с детьми логопедом.
8.Организация занятий с детьми , которые не посещают дошкольное
учреждение.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой
являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу,
присутствие на уроках в первых классах, а также участие в совместных
мероприятиях: спортивных соревнованиях, праздниках, конкурсах рисунков и
стихов,
организация субботней «школы для
малышей»АБВГдейка.
выставках поделок,
Важность проблемы, преемственности между Д/С и начальной школой, ни у
кого не вызывает сомнений. Действительно, от того, насколько будут
взаимодействовать два звена непрерывного образовательного процесса
(дошкольное и начальное), будет зависеть его успешность и результативность.
Программа личностного развития дошкольника, а затем и младшего
школьника как единого целостного процесса может быть реализована
тогда, когда и воспитатель, и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития каждого ребенка, а взаимосвязь содержания,
методов, форм, стилей педагогического общения, опирающаяся на
принципы гуманной педагогики, станет средством обеспечения
преемственности в обучении, воспитании и развитии детей.
Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.