Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Оценка 5

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Оценка 5
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
04.03.2018
Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должны пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
доклад преемственность.doc
Учитель начальных классов: Спирина Надежда Евгеньевна Волгоградская область г. Камышин МБОУ СCШ №7                               Городской семинар для старших воспитателей детских садов                                                                                                              29 января 2018 год   СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ   И ДЕТСКОГО САДА ПО СОЗДАНИЮ      ЕДИНОГО   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.    Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих   принципов   преемственности   между   ступенями   образования.   Это связано   с   возникшим   многовариантным   образовательным   пространством дошкольного и начального образования.       Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не   должны   пониматься   только   как   подготовка   детей   к   обучению.   Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться   с   формами   и   методами   работы   в   дошкольном   учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.                Как   в   дошкольном   учреждении,   так   и   в   школе   образовательно­ воспитательный   процесс   должен   быть   подчинен   становлению   личности ребенка:   развитию   его   компетентности   (коммуникативной,   физической), самостоятельности,   ответственности,   произвольности,   самосознания   и самооценки, свободы и безопасности поведения.            Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:  развитие любознательности;  развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;  формирование   творческого   воображения,   направленного   на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;  развитие   коммуникативности     (   умение   общаться   со   взрослыми   и сверстниками).    Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:       1)   на   дошкольной   ступени   образования   сокращается     самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;      2) школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу   с   нуля,   а   подхватывает   достижения   дошкольника     и   организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал. Такое   понимание   преемственности   позволяет   реально   осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей , а именно:           *координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;     *обеспечивать   условия,   направленные   на   сохранение   здоровья, эмоционального   благополучия   и   на   развитие   индивидуальности   каждого ребенка.          Задачи, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.           Задачи дошкольного звена: 1.Приобщение   детей к ценностям здорового образа жизни. 2.Обеспечение   эмоционального   благополучия   ребенка,   развитие   его положительного     самоощущения;     создание   условий   для   разнообразной художественной деятельности. 3.Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению. 4.Развитие   компетентности   в   сфере   отношений   к   миру,   людям   и   себе; включение   детей   в   различные   формы   сотрудничества   (   со   взрослыми   и сверстниками). 5.Формирование   знаний   об   окружающем   мире,   стимулирование коммуникативной,   познавательной,   игровой   активности   детей   в   различных видах деятельности.     Задачи  начального школьного звена: 1.Формирование   осознанного   принятия   детьми   ценностей   здорового   образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними. 2.Развитие готовности  ребенка к активному взаимодействию с окружающим миром. 3.Формирование   желания   и   умения   учиться,   готовности   к     образованию   в школе и самообразованию 4.Развитие   инициативности,   самостоятельности,   навыков   сотрудничества   в разных видах деятельности. 5.Совершенствование   достижений   дошкольного   развития;   специальная помощь   по   развитию   несформированных   в   дошкольном   детстве   качеств, индивидуализация   процесса     обучения,   особенно   в   случаях   опережающего развития или отставания.     Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в: *создании   системы   непрерывного   обучения,   обеспечивающей эффективное       поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе         связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания,   методов, средств и форм организации);               *создании   условий   ,   благоприятных   для   адаптации   к   школьному обучению,            эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;       *развитии ведущей деятельности каждого периода жизни;       *формировании психологической  готовности к школе;        *разработке «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего          школьного возраста;  создании комплекса учебно­методической документации;    формировании структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;  создании новых творческих мастерских и проектов.        Начальная школа должна создавать условия для дальнейшего развития детей на основе сближения опыта жизни старших дошкольников и младших школьников.   В этой связи по­прежнему актуально звучит высказывание А.В.Запорожца: «Нельзя   ограничиться   задачей   передачи   ребенку   отдельных   знаний   и умений,   в   большей   степени   необходимо   решать   задачу   воспитания способностей, которые могут дать ребенку возможность в дальнейшем лучше     усваивать   различные   знания   и   умения   и   творчески   их применять».    В дошкольный   период     у детей развиваются   образные формы познания окружающего   мира   (   восприятие,   наглядно­образное   мышление   и   память, творческое   воображение),   эти   познавательные   процессы   развиваются   не вопреки,   а   благодаря   игре.   Формируя   психологическую   готовность   к обучению в школе.    Учителю  в сотрудничестве с ребенком предстоит опереться на уровень этих процессов,   достигнутых   в   дошкольном   возрасте,   и,   используя   его   в   своей работе,   формировать   у   младших   школьников   проблемное   отношение   к изучаемому материалу. Учителя   значительное   место   на   своих   уроках   отводят   игровым   методам обучения,   создают   обстановку сотрудничества  и взаимопонимания. Они доверяют детям  и опираются на их опыт.   На   таких   уроках     можно   видеть   любопытные   глаза   учеников   и   их чрезвычайно высокую познавательную активность.   проблемно­творческим   задачам, Это  убеждает в необходимости создания следующих  условий, могущих обеспечить реальную преемственность:      *овладение воспитателем детского сада и учителями начальных классов личностно­ориентированным взаимодействием  с детьми;    *ориентация педагогической  оценки на достижения ребенка с учетом его              индивидуальности;      *формирование ведущей деятельности (в дошкольном –игры, в младшем школьном    учебной) как важнейших факторов  развития;    *опора учителя на игру при формировании учебной деятельности;    *сбалансированность на занятиях  в ДОУ и уроках в школе репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности;   деятельности     детей;   *использование   при   обучении   совместных   и   самостоятельных   видов   В   психологии   старших     дошкольников   и   младших   школьников     много общего, что   сближает   воспитательно­образовательные позиции детского сада и младшей ступени школы. Вместе с тем каждая из этих ступеней образования имеет свои задачи. Нельзя рассматривать детский сад только как учреждение, готовящее детей к школе   добрых чувств, глубокого ума, здорового тела.     Цель   дошкольной   ступени  –   развитие   общечеловеческих   качеств,           Цель  начальной   школы  –  формирование   умения   учиться,   создание условий, при которых обучение становится средством самовыражения. Каждое звено должно выполнять   свои задачи, не   подменяя друг друга, и заботиться,  прежде всего, о том,  чтобы наши дети были здоровы.            «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» ­ так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.                    Известный психолог Д.Б.Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего     дошкольного   и     младшего   школьного   возраста,   объединил   их   в «одну эпоху человеческого развития, именуемую детством».                    Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач,   содержания   и   методов   обучения   и   воспитания   с   целью   создания единого   непрерывного   образовательного   процесса   на   смежных   этапах развития ребенка.           Только тогда, когда в детском саду будет направлена на развитие детей, которое   бы   отвечало   требованиям,   предъявляемым   к   этим   же   детям   на следующей ступени (т.е. в первом классе), а учителя начальных классов будут опираться  и ориентироваться  на  материал,  ранее  усвоенный  детьми,  и  тот опыт, который ими приобретен на предыдущей ступени их жизни, ­   только при этих условиях будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.        Правильно  организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения  детей в школе.          Задача школы,­ опираясь на общее между возрастными этапами развития ребенка,   сохранять,   обогащать   и   развивать   тот   потенциал,   который закладывается в детском саду.         На протяжении ни одного десятилетия проблема преемственности между ступенями   дошкольного   и   начального   школьного   образования   ищет   своего решения.        Одной из важнейших задач , требующих комплексного решения, является создание   единого   образовательного   процесса,   связывающего   дошкольные   и школьные годы.      Эта задача и была поставлена коллективами нашей школы и д/с23 и 48, из которых к нам поступает наибольшее количество первоклассников.            В целях наибольшего   эффективного  решения   этой проблемы  М/О учителей начальных классов свою методическую тему  сформулировало так: «Обеспечение     преемственности   в   обучении   на   этапах   «детский   сад­ начальная школа».      Переходу к данной теме предшествовала работа М/О над более детальным изучением   и   апробацией   игровых   технологий,   которые   целесообразно использовать     на   первых   этапах   на   первых   этапах   обучения   в   начальной школе. Игра является  основным видом деятельности  дошкольника, но для первоклассников  она остается весьма значимой и актуальной, поэтому и в 1­м классе она должна сопровождать учебный процесс. Речь идет прежде всего о развивающих играх, в  которых возникают условия для развития умственных и творческих способностей учащихся. Использование   игровых   технологий в первых   классах   способствует   более   легкой   адаптации   детей   к   школьному обучению, то есть более быстрому привыканию ребенка к роли ученика.             Ежегодно   в   сентябре   между     МОУ   СОШ   №7   и   ДОУ   №23   и№48 заключается договор о сотрудничестве, целью которого является обеспечение преемственности     между   дошкольным   и   начальным   образованием   и воспитанием   через   координацию   деятельности   педагогических   коллективов школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе. Согласно   условиям   договора   был   составлен   и   утвержден   руководителями учреждений     совместный   план   работы,   который   предусматривает деятельность по четырем направлениям    План совместной работы начальной школы и детского сада. Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного  детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.     Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей дошкольного   учреждения   и   начальной   школы   в   целостный   педагогический процесс,   строим   его   на   единой  организационной,   методической     основе ,работе с родителями  и детьми,  которые   предполагают   следующие   виды работ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА 1.Организация предметно­развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей дошкольного учреждения и начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных интересов. 2.Внедрение   новых   форм   организации   нерегламентированной   деятельности детей   (   проведение   занятий   по   интересам   и   способностям   в   секциях   , клубах…), организация  работы кружков. 3.Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу:   ­ старшая  и подготовительная группы участвуют в проведении Дня знаний;    ­ подготовительная группа знакомится с помещением школы, экскурсии в школьные          музеи   ,   кабинеты     начальных   классов,   спортивный   зал,   актовый   зал, библиотеку;   ­ подготовительная группа участвует в празднике последнего звонка. 4.Осуществление единого подхода при формировании у детей гигиенических навыков , в воспитании культуры поведения, умении вести себя со взрослыми, сверстниками,   слушать   собеседника,   быть   вежливым,   аккуратным,   умении занять   себя,   найти   дело   по   интересам,   в   соблюдении   режима   дня,   не допускающего   физической   и   интеллектуальной     перегрузки   и способствующего общему развитию и оздоровлению ребенка. 5.Осуществление воспитания детей в игре. Место игры в режиме дня, подбор и   размещение   игрового   материала,   содержание   игр,   умение   детей   играть самостоятельно. Использовать игры в педагогическом процессе. 6. Обеспечение своевременного медицинского осмотра детей, сбор основных медицинских   данных   о   состоянии   здоровья   детей     старшей   и подготовительной  групп, 1­х классов, об уровне их физического развития. 7.Оказание детскому саду шефской помощи ( ремонт игрушек, пошив одежды для     кукол,   инсценировка   сказок   учащихся   ,   показ   спектаклей   школьного театра).   МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА   1.   Изучение   и   анализ   программ   начальной   школы   и   детского   сада, нормативных документов  по подготовке детей к школе. 2.Внедрение  новых форм педагогической учебы ( совместные заседания  МО, встречи   за   «круглым   столом»,   мастерские   для   воспитателей   и   учителей начальных классов  по вопросам преемственности образовательного процесса в соответствии с планами работы МО)  3. Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка начиная со старшей группы дошкольного учреждения,  учителем, который в дальнейшем поведет детей до 4­го класса.  4. Педсовет с участием учителей 1­го класса и воспитателей детского сада.  5. Взаимопосещения: это а)Посещения  уроков в 1­м классе воспитателями  детского сада. б)Посещение   занятий   в   старшей   и   подготовительной   группах   учителями начальной школы.         Семинары  обычно   проводятся  в   начале    и в  конце  учебного года и включают в себя   взаимопосещения уроков в первых классах и занятиях в подготовительных группах детского сада.  На   занятиях   в   детском   саду   присутствуют     учителя   ,   набирающие   в следующем учебном году и ведущие в этом году первые классы; на уроках в первых   классах   –   бывшие   воспитатели   и   воспитанники   подготовительных групп.      «Круглые столы» были посвящены адаптации учащихся первых классов к обучению в школе, итогам усвоения программного материала за учебный год, проблеме определения уровня готовности детей к обучению детей. Педагоги школы и детского сада имели возможность обсудить насущные проблемы и скорректировать свою дальнейшую совместную деятельность. На совместных заседаниях   МО   шел   полезный   разговор   о   творческом   развитии   каждого ребенка:   о   том   ,   как   поддержать   у   детей   интерес   к   познанию,   как   найти «ключик» к каждому ребенку, опираясь на его предыдущий жизненный опыт. Каждая   такая   встреча   давала   возможность   учителям     и   воспитателям совершенствовать методы  обучения и улучшать качество своей работы. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ    1.  Тематические выставки (Скоро в школу и т.д.) .    2.Консультации психолога. «Психологическая готовность к школе. Что это такое?    3.Проведение совместных родительских собраний по вопросам подготовки              дошкольников     к   обучению   в   школе.(   Какой   –   ты   ,   завтрашний первоклассник?)    4.Анкетирование родителей по вопросам подготовки детей к школе.    5.День открытых дверей в школе для родителей.     Это направление предусматривает выход учителей будущих первых классов и школьного психолога на родительские собрания в детский сад в начале и в конце учебного года с беседами о подготовке ребенка к школе: «Ваш ребенок – будущий первоклассник», «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к   школе»,   «Психологическая   готовность   ребенка     к   школе»   и   др;   с информацией о том, как готовить ребенка к школе, не навредив  его здоровью, о требованиях, которые будет предъявлять школа к будущим ученикам и их родителям.  Кроме этого, родители могут получить консультации учителей и психолога   школы   в   течение   учебного   года.   Очень   полезной   является совместная работа учителей и воспитателей с «трудными» семьями. Выявлять такие семьи надо тогда, когда ребенок еще находится в детском саду, ­ этим оказывается большая помощь школе. РАБОТА ДЕТЬМИ 1.Экскурсии и целевые прогулки в школу: ­посещение торжественной линейки, посвященной Дню знаний, ­знакомство со зданием  школы, школьным двором, ­знакомство с кабинетами в школе 2.Совместное   спортивное   мероприятие   (подготовительная   группа   и   1­й класс), по правилам дорожного движения. 3.Экскурсии в школьные музеи., библиотеку. 4.Совместно с детьми 1 класса : изготовление кормушек для птиц, прогулки в лес,  подкармливание птиц. 5.Участие в празднике «Прощание с Азбукой», «Алло, мы ищем таланты», в игре «Помоги Незнайке по противопожарной безопасности» 6.Неделя «Дружба с природой». 7.Проведение занятий с детьми логопедом. 8.Организация   занятий     с   детьми   ,   которые   не   посещают   дошкольное учреждение.       Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются   экскурсии   воспитанников   подготовительных   групп   в   школу, присутствие   на   уроках   в   первых   классах,   а   также     участие   в   совместных мероприятиях: спортивных соревнованиях, праздниках, конкурсах рисунков и стихов,   организация   субботней   «школы   для малышей»АБВГдейка.   выставках   поделок, Важность проблемы,  преемственности между Д/С и начальной школой, ни у кого   не   вызывает   сомнений.     Действительно,   от   того,   насколько   будут взаимодействовать   два   звена     непрерывного     образовательного   процесса (дошкольное и начальное), будет зависеть его успешность и результативность.                                             Программа личностного развития дошкольника, а затем и младшего школьника  как  единого  целостного  процесса  может  быть  реализована тогда,   когда   и   воспитатель,   и   учитель   будут   иметь   ясную   картину основных линий развития каждого ребенка, а взаимосвязь содержания, методов,   форм,   стилей   педагогического   общения,   опирающаяся   на принципы   гуманной   педагогики,   станет   средством   обеспечения преемственности в обучении, воспитании и развитии детей.

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"

Доклад :"Преемственность между школой и детским садом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018