доклад ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

  • Научные работы
  • doc
  • 14.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ Идея проблемного обучения, зародившаяся в России в 70-е годы 20-го века, берет свое начало в древности. Крячко В.Б, считает предвестником [1], и даже, на взгляд автора, полноправным представителем проблемного обучения Сократа, широко применявшего эвристический метод обучения в виде бесед. Платон в педагогической деятельности, в научных трудах также использовал метод диалога, считая, что обучение и радость познания могут быть неразделимы [1]. Изучением методики проблемного обучения занимались российские педагоги М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.
Иконка файла материала доклаад.doc
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ Введение Идея проблемного обучения, зародившаяся в России в 70­е годы 20­го века, берет свое начало в древности. Крячко В.Б, считает предвестником [1], и даже, на взгляд автора,   полноправным   представителем   проблемного   обучения   Сократа,   широко применявшего   эвристический   метод   обучения   в   виде   бесед.   Платон   в педагогической деятельности, в научных трудах также использовал метод диалога, считая, что обучение и радость познания могут быть неразделимы [1]. Изучением методики проблемного обучения занимались российские педагоги М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др. Актуальность   проблемного   обучения   заключается   в   том,   что   процесс самостоятельного   поиска   решения   проблемы   и   следующее   за   ним   открытие сопровождаются   положительными   эмоциями   и   чувствами,   что,   в   свою   очередь, повышает  способность  учащихся  к  самообучению,  самообразованию,  стимулирует развитие высокого уровня личностного роста. Проблема исследования: каковы особенности проблемных ситуаций в технологии проблемного обучения? Цель: выявить   особенности   проблемных   ситуаций   в   технологии   проблемного обучения. Задачи: 1) раскрыть сущность понятия «проблемное обучение»; 2) выявить типы и правила создания проблемных ситуаций. Структура   работы: работа   состоит   из   введения,   двух   разделов,   заключения   и библиографического списка. Сущность проблемного обучения Проблемное   обучение   рассматривают   и   как   принцип   обучения,   и   как   новый   тип учебного процесса, и как метод обучения. М.И.   Махмутов   [2]   объясняет   проблемное   обучение   как   «тип   развивающего обучения,   в   котором   сочетаются   систематическая   самостоятельная   поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена   с   учетом   целеполагания   и   принципа   проблемности;   процесс взаимодействия   преподавания   и   учения   ориентирован   на   формирование познавательной   самостоятельности   учащихся,   устойчивости   мотивов   учения   и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий   и   способов   деятельности,   детерминированного   системой   проблемных ситуаций» [2, с. 248]. 2Главная  цель проблемного  обучения  – «сформировать  особый стиль  умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся [4, с. 260]. Сущность   проблемного   обучения   сводится   к   тому,   что   в   процессе   обучения кардинально   изменяются   характер   и   структура   познавательной   деятельности учащегося, что ведет к развитию и формированию творческой личности, владеющей умениями   и   навыками   самостоятельно   выявлять   и   формулировать   проблемный вопрос и находить решение проблемы [2, с.28]. Важным   и   характерным   признаком   проблемного   обучения   является   проблемная ситуация.   Педагог   создает   проблемную   ситуацию   преднамеренно,   ориентирует учащихся   на   ее   решение,   обеспечивает   поиск   решения.   Учащийся   ставится   в положение субъекта своего обучения, и как результат, у него «образуются» новые знания,   он   овладевает   новыми   способами   действия.   Трудность   управления проблемным   обучением   в   том,   что   создание   проблемной   ситуации   –   процесс индивидуальный,  поэтому   педагог   затрачивает   больше   времени  и   мастерства   на подготовку и индивидуальный подход к учащимся [2, с.93]. В   проблемном   обучении   педагог   «подводит»   учащихся   к   умению   самим   видеть практические   пути   и   средства   решения   проблемы,   представляет   самые   разные взгляды на исследуемый вопрос, показывает  образцы научного решения данного вопроса [3, с. 108]. Помогают   поиску   решения   проблемы   задания,   направленные   на   рассмотрение явлений с разных позиций, проведение сравнений, обобщений, задания на умение формулировать выводы из ситуаций, сопоставлять факты и самим формулировать конкретные вопросы [3, с. 113]. Таким   образом,   педагог   ориентирует   учащихся   на   самостоятельную   поисковую, исследовательскую деятельность. Проблемные ситуации: типы и правила создания Проблемное   обучение   обусловлено   наличием   проблемной   ситуации.   Именно проблемная ситуация является предпосылкой для познания. М.И.   Махмутов   объясняет   проблемную   ситуацию   как   интеллектуальное затруднение,   возникающее   в   случае,   когда   учащийся   не   знает,   как   «дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации», не знает «способа решения поставленной задачи», не может объяснить возникшее явление, процесс действительности и достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. [3, с. 94]. Проблемной   ситуацией   можно   назвать   ту   ситуацию,   где   учащийся   не   может объяснить   для   себя   появляющиеся   противоречия,   не   может   дать   ответов   на возникающие вопросы, потому как ему недостаточно имеющихся знаний и умений, а также   информации,   исходящей   из   проблемной   ситуации.   Отсюда   возникает 3активность   мыслительной   деятельности   учащегося   с   целью   выявить   и   решить предложенную или возникшую проблему [3, с.93]. Для того чтобы проблемная ситуация действительно была обучающей, она должна находится в зоне ближайшего развития. Каковы бы ни были трудности поиска и решения,   объективно   проблемная   ситуация   должна   быть   посильна   для   ее разрешения учащимся. М.М. Махмутов выделяет четыре типа проблемных ситуаций: 1.   Недостаточность   прежних   знаний   и   умений   учащихся   для   объяснения   нового факта, для решения новой задачи. 2.   Необходимость   использовать   ранее   усвоенные   знания,   умения,   навыки   в принципиально новых практических условиях. 3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа. 4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного   задания   и   отсутствием   у   учащихся   знаний   для   его   теоретического обоснования [2, с. 94]. Педагог может использовать в проблемном обучении следующие десять известных способов создания проблемных ситуаций, которые могут быть положены в основу вариативной программы проблемного обучения. 1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. 2.   Использование   ситуаций,   возникающих   при   выполнении   учащимися   учебных задач,   а   также   проблемных   ситуаций,   возникающих   в   процессе   их   обычной жизнедеятельности, на практике. 3.  Поиск новых путей практического  применения учащимися изучаемого явления, факта и уже усвоенных знаний, навыков или умений. 4.   Побуждение   учащихся   к   анализу   фактов   и   явлений   действительности, порождающих   противоречия   между   бытовыми   представлениями   и   научными понятиями о них. 5. Выдвижение предположений и гипотез, формулировка выводов и их проверка на практике. 6.   Побуждение   учащихся   к   сравнению,   сопоставлению   и   противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации. 7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что показывает недостаточность таковых для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов. 48. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем. 9.   Выявление   межпредметных   связей   с   целью   расширить   диапазон   возможных проблемных ситуаций. 10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов [2, с. 97]. Е.Л.   Мельникова,   ученица   А.М.   Матюшкина,   раскрывает   значимость   технологии проблемного   обучения.   На   конференции   «Технология   проблемного   диалога   как средство   реализации   ФГОС   в   условиях   непрерывности   на   всех   уровнях   общего образования»   Е.Л.   Мельникова   доказала,   что   проблемный   диалог   –   это существующая объективная реальность, а знание технологии проблемного обучения помогает   учителю   работать   не   интуитивно,   а   сознательно,   что   значительно повышает уровень и качество обучения. Заключение При решении первой задачи была раскрыта сущность проблемного  обучения как педагогической   технологии.   Она   заключается   в   изменении   структуры познавательной   деятельности   учащегося,   ведущей   к   формированию   творческой личности, умеющей самостоятельно выявлять и формулировать проблемный вопрос – главный признак проблемного обучения – и самостоятельно находить решение проблемы. При решении второй задачи выявлены особенности проблемных ситуаций и их типы, определены   правила   создания   проблемных   ситуаций   в   процессе   проблемного обучения. Таким образом, все задачи данного исследования решены, цель работы достигнута: особенности проблемных ситуаций в технологии проблемного обучения выявлены. Библиографический список 1.   Крячко   В.Б.   Общая   педагогика   и   теория   решения   изобретательских   задач   // Учителям   о   ТРИЗ.   1999.   №   3.   URL:http://www.triz.natm.ru/articles/krch00.htm   (дата обращения: 03.02.2019). 2.   Махмутов   М.И.   Проблемное   обучение.   Основные   теории   (вопросы).   М.: Педагогика, 1975. 368 с. 3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. 240 с. 4. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Просвещение, 1975. 260 с. 5.   Мельникова   Е.Л.   Проблемный   диалог   или   дидактика   открытия   знаний. URL:http://pdo­mel.ru (дата обращения: 10.02.2019). 5