Доклад ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Оценка 4.9
Научные работы
doc
математика
11 кл
14.09.2019
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Идея проблемного обучения, зародившаяся в России в 70-е годы 20-го века, берет свое начало в древности. Крячко В.Б, считает предвестником [1], и даже, на взгляд автора, полноправным представителем проблемного обучения Сократа, широко применявшего эвристический метод обучения в виде бесед. Платон в педагогической деятельности, в научных трудах также использовал метод диалога, считая, что обучение и радость познания могут быть неразделимы [1].
Изучением методики проблемного обучения занимались российские педагоги М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.
доклаад.doc
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ
ЗАДАЧ
Введение
Идея проблемного обучения, зародившаяся в России в 70е годы 20го века, берет
свое начало в древности. Крячко В.Б, считает предвестником [1], и даже, на взгляд
автора, полноправным представителем проблемного обучения Сократа, широко
применявшего эвристический метод обучения в виде бесед. Платон в
педагогической деятельности, в научных трудах также использовал метод диалога,
считая, что обучение и радость познания могут быть неразделимы [1].
Изучением методики проблемного обучения занимались российские педагоги М.И.
Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что процесс
самостоятельного поиска решения проблемы и следующее за ним открытие
сопровождаются положительными эмоциями и чувствами, что, в свою очередь,
повышает способность учащихся к самообучению, самообразованию, стимулирует
развитие высокого уровня личностного роста.
Проблема исследования: каковы особенности проблемных ситуаций в технологии
проблемного обучения?
Цель: выявить особенности проблемных ситуаций в технологии проблемного
обучения.
Задачи:
1) раскрыть сущность понятия «проблемное обучение»;
2) выявить типы и правила создания проблемных ситуаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения и
библиографического списка.
Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение рассматривают и как принцип обучения, и как новый тип
учебного процесса, и как метод обучения.
М.И. Махмутов [2] объясняет проблемное обучение как «тип развивающего
обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая
деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов
построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс
взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование
познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и
мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных
понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных
ситуаций» [2, с. 248].
2 Главная цель проблемного обучения – «сформировать особый стиль умственной
деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся [4, с.
260].
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения
кардинально изменяются характер и структура познавательной деятельности
учащегося, что ведет к развитию и формированию творческой личности, владеющей
умениями и навыками самостоятельно выявлять и формулировать проблемный
вопрос и находить решение проблемы [2, с.28].
Важным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная
ситуация. Педагог создает проблемную ситуацию преднамеренно, ориентирует
учащихся на ее решение, обеспечивает поиск решения. Учащийся ставится в
положение субъекта своего обучения, и как результат, у него «образуются» новые
знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления
проблемным обучением в том, что создание проблемной ситуации – процесс
индивидуальный, поэтому педагог затрачивает больше времени и мастерства на
подготовку и индивидуальный подход к учащимся [2, с.93].
В проблемном обучении педагог «подводит» учащихся к умению самим видеть
практические пути и средства решения проблемы, представляет самые разные
взгляды на исследуемый вопрос, показывает образцы научного решения данного
вопроса [3, с. 108].
Помогают поиску решения проблемы задания, направленные на рассмотрение
явлений с разных позиций, проведение сравнений, обобщений, задания на умение
формулировать выводы из ситуаций, сопоставлять факты и самим формулировать
конкретные вопросы [3, с. 113].
Таким образом, педагог ориентирует учащихся на самостоятельную поисковую,
исследовательскую деятельность.
Проблемные ситуации: типы и правила создания
Проблемное обучение обусловлено наличием проблемной ситуации. Именно
проблемная ситуация является предпосылкой для познания.
М.И. Махмутов объясняет проблемную ситуацию как интеллектуальное
затруднение, возникающее в случае, когда учащийся не знает, как «дать
объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации», не знает «способа
решения поставленной задачи», не может объяснить возникшее явление, процесс
действительности и достичь цели известным ему способом, что побуждает человека
искать новый способ объяснения или способ действия. [3, с. 94].
Проблемной ситуацией можно назвать ту ситуацию, где учащийся не может
объяснить для себя появляющиеся противоречия, не может дать ответов на
возникающие вопросы, потому как ему недостаточно имеющихся знаний и умений, а
также информации, исходящей из проблемной ситуации. Отсюда возникает
3 активность мыслительной деятельности учащегося с целью выявить и решить
предложенную или возникшую проблему [3, с.93].
Для того чтобы проблемная ситуация действительно была обучающей, она должна
находится в зоне ближайшего развития. Каковы бы ни были трудности поиска и
решения, объективно проблемная ситуация должна быть посильна для ее
разрешения учащимся.
М.М. Махмутов выделяет четыре типа проблемных ситуаций:
1. Недостаточность прежних знаний и умений учащихся для объяснения нового
факта, для решения новой задачи.
2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания, умения, навыки в
принципиально новых практических условиях.
3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и
практической неосуществимостью выбранного способа.
4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения
учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического
обоснования [2, с. 94].
Педагог может использовать в проблемном обучении следующие десять известных
способов создания проблемных ситуаций, которые могут быть положены в основу
вариативной программы проблемного обучения.
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего
несоответствия между ними.
2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных
задач, а также проблемных ситуаций, возникающих в процессе их обычной
жизнедеятельности, на практике.
3. Поиск новых путей практического применения учащимися изучаемого явления,
факта и уже усвоенных знаний, навыков или умений.
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности,
порождающих противоречия между бытовыми представлениями и научными
понятиями о них.
5. Выдвижение предположений и гипотез, формулировка выводов и их проверка на
практике.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению
фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе
имеющихся знаний, что показывает недостаточность таковых для объяснения всех
особенностей обобщаемых фактов.
4 8. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке
научных проблем.
9. Выявление межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных
проблемных ситуаций.
10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов [2, с. 97].
Е.Л. Мельникова, ученица А.М. Матюшкина, раскрывает значимость технологии
проблемного обучения. На конференции «Технология проблемного диалога как
средство реализации ФГОС в условиях непрерывности на всех уровнях общего
образования» Е.Л. Мельникова доказала, что проблемный диалог – это
существующая объективная реальность, а знание технологии проблемного обучения
помогает учителю работать не интуитивно, а сознательно, что значительно
повышает уровень и качество обучения.
Заключение
При решении первой задачи была раскрыта сущность проблемного обучения как
педагогической технологии.
Она заключается в изменении структуры
познавательной деятельности учащегося, ведущей к формированию творческой
личности, умеющей самостоятельно выявлять и формулировать проблемный вопрос
– главный признак проблемного обучения – и самостоятельно находить решение
проблемы.
При решении второй задачи выявлены особенности проблемных ситуаций и их типы,
определены правила создания проблемных ситуаций в процессе проблемного
обучения.
Таким образом, все задачи данного исследования решены, цель работы достигнута:
особенности проблемных ситуаций в технологии проблемного обучения выявлены.
Библиографический список
1. Крячко В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач //
Учителям о ТРИЗ. 1999. № 3. URL:http://www.triz.natm.ru/articles/krch00.htm (дата
обращения: 03.02.2019).
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные теории (вопросы). М.:
Педагогика, 1975. 368 с.
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей.
М.: Просвещение, 1977. 240 с.
4. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Просвещение, 1975. 260 с.
5. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог или дидактика открытия знаний.
URL:http://pdomel.ru (дата обращения: 10.02.2019).
5
Доклад ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Доклад ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Доклад ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Доклад ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.