ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Идея проблемного обучения, зародившаяся в России в 70-е годы 20-го века, берет свое начало в древности. Крячко В.Б, считает предвестником [1], и даже, на взгляд автора, полноправным представителем проблемного обучения Сократа, широко применявшего эвристический метод обучения в виде бесед. Платон в педагогической деятельности, в научных трудах также использовал метод диалога, считая, что обучение и радость познания могут быть неразделимы [1].
Изучением методики проблемного обучения занимались российские педагоги М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ
ЗАДАЧ
Введение
Идея проблемного обучения, зародившаяся в России в 70е годы 20го века, берет
свое начало в древности. Крячко В.Б, считает предвестником [1], и даже, на взгляд
автора, полноправным представителем проблемного обучения Сократа, широко
применявшего эвристический метод обучения в виде бесед. Платон в
педагогической деятельности, в научных трудах также использовал метод диалога,
считая, что обучение и радость познания могут быть неразделимы [1].
Изучением методики проблемного обучения занимались российские педагоги М.И.
Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что процесс
самостоятельного поиска решения проблемы и следующее за ним открытие
сопровождаются положительными эмоциями и чувствами, что, в свою очередь,
повышает способность учащихся к самообучению, самообразованию, стимулирует
развитие высокого уровня личностного роста.
Проблема исследования: каковы особенности проблемных ситуаций в технологии
проблемного обучения?
Цель: выявить особенности проблемных ситуаций в технологии проблемного
обучения.
Задачи:
1) раскрыть сущность понятия «проблемное обучение»;
2) выявить типы и правила создания проблемных ситуаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения и
библиографического списка.
Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение рассматривают и как принцип обучения, и как новый тип
учебного процесса, и как метод обучения.
М.И. Махмутов [2] объясняет проблемное обучение как «тип развивающего
обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая
деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов
построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс
взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование
познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и
мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных
понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных
ситуаций» [2, с. 248].
2Главная цель проблемного обучения – «сформировать особый стиль умственной
деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся [4, с.
260].
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения
кардинально изменяются характер и структура познавательной деятельности
учащегося, что ведет к развитию и формированию творческой личности, владеющей
умениями и навыками самостоятельно выявлять и формулировать проблемный
вопрос и находить решение проблемы [2, с.28].
Важным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная
ситуация. Педагог создает проблемную ситуацию преднамеренно, ориентирует
учащихся на ее решение, обеспечивает поиск решения. Учащийся ставится в
положение субъекта своего обучения, и как результат, у него «образуются» новые
знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления
проблемным обучением в том, что создание проблемной ситуации – процесс
индивидуальный, поэтому педагог затрачивает больше времени и мастерства на
подготовку и индивидуальный подход к учащимся [2, с.93].
В проблемном обучении педагог «подводит» учащихся к умению самим видеть
практические пути и средства решения проблемы, представляет самые разные
взгляды на исследуемый вопрос, показывает образцы научного решения данного
вопроса [3, с. 108].
Помогают поиску решения проблемы задания, направленные на рассмотрение
явлений с разных позиций, проведение сравнений, обобщений, задания на умение
формулировать выводы из ситуаций, сопоставлять факты и самим формулировать
конкретные вопросы [3, с. 113].
Таким образом, педагог ориентирует учащихся на самостоятельную поисковую,
исследовательскую деятельность.
Проблемные ситуации: типы и правила создания
Проблемное обучение обусловлено наличием проблемной ситуации. Именно
проблемная ситуация является предпосылкой для познания.
М.И. Махмутов объясняет проблемную ситуацию как интеллектуальное
затруднение, возникающее в случае, когда учащийся не знает, как «дать
объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации», не знает «способа
решения поставленной задачи», не может объяснить возникшее явление, процесс
действительности и достичь цели известным ему способом, что побуждает человека
искать новый способ объяснения или способ действия. [3, с. 94].
Проблемной ситуацией можно назвать ту ситуацию, где учащийся не может
объяснить для себя появляющиеся противоречия, не может дать ответов на
возникающие вопросы, потому как ему недостаточно имеющихся знаний и умений, а
также информации, исходящей из проблемной ситуации. Отсюда возникает
3активность мыслительной деятельности учащегося с целью выявить и решить
предложенную или возникшую проблему [3, с.93].
Для того чтобы проблемная ситуация действительно была обучающей, она должна
находится в зоне ближайшего развития. Каковы бы ни были трудности поиска и
решения, объективно проблемная ситуация должна быть посильна для ее
разрешения учащимся.
М.М. Махмутов выделяет четыре типа проблемных ситуаций:
1. Недостаточность прежних знаний и умений учащихся для объяснения нового
факта, для решения новой задачи.
2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания, умения, навыки в
принципиально новых практических условиях.
3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и
практической неосуществимостью выбранного способа.
4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения
учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического
обоснования [2, с. 94].
Педагог может использовать в проблемном обучении следующие десять известных
способов создания проблемных ситуаций, которые могут быть положены в основу
вариативной программы проблемного обучения.
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего
несоответствия между ними.
2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных
задач, а также проблемных ситуаций, возникающих в процессе их обычной
жизнедеятельности, на практике.
3. Поиск новых путей практического применения учащимися изучаемого явления,
факта и уже усвоенных знаний, навыков или умений.
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности,
порождающих противоречия между бытовыми представлениями и научными
понятиями о них.
5. Выдвижение предположений и гипотез, формулировка выводов и их проверка на
практике.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению
фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе
имеющихся знаний, что показывает недостаточность таковых для объяснения всех
особенностей обобщаемых фактов.
48. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке
научных проблем.
9. Выявление межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных
проблемных ситуаций.
10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов [2, с. 97].
Е.Л. Мельникова, ученица А.М. Матюшкина, раскрывает значимость технологии
проблемного обучения. На конференции «Технология проблемного диалога как
средство реализации ФГОС в условиях непрерывности на всех уровнях общего
образования» Е.Л. Мельникова доказала, что проблемный диалог – это
существующая объективная реальность, а знание технологии проблемного обучения
помогает учителю работать не интуитивно, а сознательно, что значительно
повышает уровень и качество обучения.
Заключение
При решении первой задачи была раскрыта сущность проблемного обучения как
педагогической технологии.
Она заключается в изменении структуры
познавательной деятельности учащегося, ведущей к формированию творческой
личности, умеющей самостоятельно выявлять и формулировать проблемный вопрос
– главный признак проблемного обучения – и самостоятельно находить решение
проблемы.
При решении второй задачи выявлены особенности проблемных ситуаций и их типы,
определены правила создания проблемных ситуаций в процессе проблемного
обучения.
Таким образом, все задачи данного исследования решены, цель работы достигнута:
особенности проблемных ситуаций в технологии проблемного обучения выявлены.
Библиографический список
1. Крячко В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач //
Учителям о ТРИЗ. 1999. № 3. URL:http://www.triz.natm.ru/articles/krch00.htm (дата
обращения: 03.02.2019).
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные теории (вопросы). М.:
Педагогика, 1975. 368 с.
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей.
М.: Просвещение, 1977. 240 с.
4. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Просвещение, 1975. 260 с.
5. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог или дидактика открытия знаний.
URL:http://pdomel.ru (дата обращения: 10.02.2019).
5