Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"
Оценка 4.7

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
математика
5 кл—9 кл
30.03.2019
Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"
В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям его развития. Цели обучения математики для детей с ограниченными возможностями здоровья: 1. Овладение минимальными математическими знаниями и умениями, которые необходимы для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности. 2. Развитие логического мышления, пространственного воображения. 3. Формирование предметных общеучебных умений. 4. Создание условий для социальной адаптации учащихся.
Реализация принципа доступности обучения на уроках математики.docx
Одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественным образованием,  является проблема обучения детей с особыми образовательными  потребностями. Особые потребности – выражение, которое применяют в  отношении людей, чья социальная, физическая или эмоциональная  исключительность требует специального обращения или услуг, позволяющих  им развить свой потенциал. Понятно, что дети с исключительностью выше или ниже среднего нуждаются  в специальном обучении, а педагоги, осуществляющие это обучение, – в  соответствующей подготовке.  В реальной педагогической практике учителю часто приходится работать с  особенными детьми, обучающимися в условиях обычной школы. Последнее  положение актуализирует необходимость формирования готовности  будущего учителя вообще, и учителя математики, в частности, к обучению  «нестандартных» детей. Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания  основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)  у школьника. Именно эти знания позволят не только диагностировать уровень  их развития на разных этапах образовательного процесса, но и  скорректировать его траекторию, целенаправленно при этом осуществлять  развитие учащегося. В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к  особенностям его развития. Содержание учебного материала, темп обучения, требование к результатам  обучения, как правило, для детей с ограниченными возможностями здоровья  оказываются непосильными. Отсутствие у данных детей минимального запаса  математических знаний, несформированность приемов учебной деятельности,  основных операций мышления не позволяют им активно проявить себя в  учебной деятельности, а также формирует у них негативное отношение к  учебе. Поэтому традиционная программа по математике для  общеобразовательных школ была мной пересмотрена таким образом, чтобы  обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой  категории школьников. Цели обучения математики для детей с ограниченными  возможностями здоровья: 1. Овладение минимальными математическими знаниями и умениями,  которые необходимы для повседневной жизни, будущей  профессиональной деятельности. 2. Развитие логического мышления, пространственного воображения. 3. Формирование предметных общеучебных умений. 4. Создание условий для социальной адаптации учащихся. В классах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, основой  обучения является изучение особенностей личности каждого ученика,  выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации,  включение учеников в активную учебную деятельность, формирование  заинтересованности, положительного отношения к учебе. Особенности программы: 1. В основу положена адаптированная программа по математике для  общеобразовательных школ. 2. Проведена корректировка содержания программы 3. Включено систематическое повторение изученного материала перед  основными темами. 4. Увеличено время на итоговое повторение. В соответствии с вышесказанным мной была проведена корректировка  содержания курса математики для 5­9 – го классов. В курсах математики 5 – 8 – х классов я исключаю некоторые темы,  например, «Столбчатые диаграммы», «Решение квадратного уравнения  выделением квадрата двучлена», «Теорема Виета» и т. д. Конечно же, я не  требую с детей вывод формул. При изучении курса геометрии в 7­8 – х классах все основные понятия ввожу  на наглядном примере, в процессе практических измерений, через решение  задач, исключаю доказательство теорем, заучиваем лишь формулировку.  Большое внимание уделяю решению задач. На уроках геометрии при решении задач использую рисунки и чертежи – это  позволяет развить правильные геометрические представления и логическое  мышление. Также использую решение задач по готовым чертежам в  следующих темах: «Признаки равенства треугольников», «Теорема  Пифагора», «Свойства четырехугольников», «Площадь» и т.д. Использование  готовых чертежей позволяет экономить время, а значит,  дает возможность  решить большее количество задач за урок.  Изучив особенности развития детей с ограниченными возможностями  здоровья через беседы с  учениками, родителями, я составляю  индивидуальную карту развития ребенка, ставлю конкретную коррекционно­ развивающую цель. Данная цель должна четко ориентировать учителя на развитие психических процессов ребенка, на исправление и компенсацию  имеющихся недостатков специальными педагогическими приемами. Реализация коррекционно­развивающей цели предполагает включение в урок  специальных коррекционно­развивающих упражнений для совершенствования  психических функций, познавательной сферы. Готовясь к уроку, определяю направление коррекционной работы с учетом  изучаемого материала. В начале урока применяю упражнения, которые позволяют сконцентрировать  внимание учащихся после перемены. Вот несколько примеров таких  упражнений: 1. На доске записаны числа, распределить их в 2 группы по какому­ либо  признаку. 2. Сложение или умножение десятичных дробей в столбик – найти  ошибку. 3. Геометрический материал: назвать фигуры, перечислить свойства  каждой фигуры и т. д. На различных этапах урока  включаю упражнения для развития устной и  письменной речи. Систематический контроль знаний позволяет достигнуть хороших  результатов. Каждый ученик должен овладеть определенным уровнем знаний  и продемонстрировать их при выполнении проверочных работ. Обязательное  правило – это анализ работ с объяснением объективности оценок, с разбором  заданий. При объяснении нового материала понятия ввожу через образ, т.е. раздаю  карточки с чертежом, прошу произвести измерения и сделать вывод. Только  после того, как учащиеся выскажутся, даю под запись свойства, которые уже  сформулированы учащимися на простом языке, предлагаю дать определение  фигуры на чертеже. При объяснении нового материала  использую:  карточки­схемы;  опорные таблицы;  плакаты с алгоритмами. На уроке обращаю особое внимание на формирование математической речи,  на умение работать с учебником и справочной литературой. Например, в качестве домашнего задания  даю детям составить вопросник. На следующем  уроке они зачитывают свои вопросы, а остальные учащиеся отвечают. При  выполнении данного домашнего задания учащиеся еще раз повторяют  теоретический материал, учатся формулировать вопрос. Как правило, они  успешно справляются с заданием, и это придает им уверенности. Важно,  чтобы ученики через выполнение доступных заданий поверили в свои  возможности, испытали чувство успеха, что должно побудить желание  учиться. На своих уроках математики применяю приемы, позволяющие развивать  внимание, память, мышление. Например, задания с пропуском элементов или  нахождение лишнего элемента, исправление ошибок, позволяют развить  внимание школьника. Составление опорных конспектов, структурных схем,  памяток, выполнение творческих заданий помогаю улучшить память  учащихся. Решение логических задач позволяет развивать логическое  мышление ( задачи самого легкого уровня). Закрепление учебного материала можно провести используя: 1. Таблицы, карточки, содержащие подробный алгоритм решения, что  позволит детям соблюсти этапы решения, сформирует навыки  самоконтроля. 2. Карточки­опоры, дают возможность переносить способ решения задач  на новые условия. 3. Карточки устного счета, помогаю закрепить вычислительные навыки. 4. Разноуровневый  раздаточный материал для организации  индивидуальной работы. Для обобщения и систематизации пройденного материала составляю задания,  способствующие активизации учебной деятельности учащихся их уровня. Уроки  обобщения и систематизации знаний провожу в виде:  карточек;  урока­путешествия (открытый урок);  урока с использованием ИКТ. Использую разные приемы стимулирования и контроля: взаимопроверка и  самоконтроль.  Весьма щепетильно отношусь к выполнению работы над ошибками. Основная  цель: ­ проанализировать допущенные ошибки и исправить их, разобрать  непонятные темы, повторить правила, применяемые при решении заданий; ­ закрепить материал по темам, где были допущены ошибки. Во время урока необходимо создать такую  атмосферу, чтобы каждый  ребенок не стеснялся высказываться, задавать вопросы. Я, как учитель, даю  возможность на возникший вопрос дать ответ учащимся, лишь слегка  корректируя ответы и помогая наводящими вопросами. Неформальное   общение  позволяет исключить боязнь ребенка неправильно ответить или  задать вопрос, если ему что­то непонятно. Показываю, что ценю каждого ребенка, что мне важно его мнение и интересен  ответ. Необходимо хвалить индивидуальные усилия каждого ребенка и класса в целом, причем надо призывать развивать эти усилия. Критика, конечно,  тоже необходима, но на уроке все­таки должно быть больше положительного,  чем отрицательного. Уходя с урока учащийся должен понимать, что сегодня  на уроке он узнал что­то новое, научился чему­то, научил кого­то, … Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений. Следует помнить, что психические процессы развиваются у ребят только в  деятельности. Поэтому при организации учебной  работы учащихся по  предмету, я применяю деятельностный подход. В ходе изучения каждой темы я составляю диагностическую карту на каждого учащегося, что позволяет выявить пробелы и помогает в дальнейшей работе. Тесно контактирую с родителями детей с ограниченными возможностями  здоровья. Они оказывают мне всяческую поддержку и помощь.  Систематически обращаются за консультацией разного рода, интересуются  достижениями своих детей. Я со своей стороны обращаю внимание родителей  на проблемы детей, знакомлю с нормами и правилами выполнения домашнего  задания. Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный  план, для учащегося с ограниченными возможностями здоровья позволяет  обеспечить личное развитие каждого школьника.     Литература:   1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно­развивающей работе с  детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. ­  2001. ­ №3 2. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с  ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 1998. ­ №6, стр. 32 3. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике  (формирование умений самостоятельной работы): сб. статей / сост.  С. И. Демидов, Л. О. Денищева. – М., 1985.­118 с

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"

Доклад "Реализация принципа доступности обучения на уроках математики для детей с особыми образовательными потребностями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.