Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"
Оценка 5

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Оценка 5
Документация
docx
администрации
Взрослым
03.04.2017
Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"
Представленная тема не нова, но актуальна. Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных сигналов.
моя работа на педчтения.docx
РОЛЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н.И. Люльчак учитель начальных классов Лозовской средней школы Акмолинская область, Жаксынский район, с.Лозовое «Упрощать сложное ­ во всех отраслях знания самый существенный результат». Г.Бокль Представленная тема не нова, но актуальна. Как известно, современная  школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в  качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность  программ и учебников теоретическим материалом, и все мы испытываем  катастрофическую нехватку времени на  уроках. Давно испытанные технологии  продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас  просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных сигналов.  Изначально же понятие «опорные сигналы» связывают с именем народного учителя СССР – Виктора Федоровича Шаталова, который разработал систему  обучения с использованием опорных сигналов – взаимосвязанных ключевых  слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. ПоВ.Ф.  Шаталову материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так  учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только ее фрагмент. Успех  усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем  многократного вариативного повторения. Этому служат его слова: «Сколько раз надо повторить материал, прежде чем ребенок сможет его понять,  воспроизвести? Столько, сколько нужно, и в разных вариантах». С чем я  полностью согласна и приняла за основу своего уже принципа – «повторенье­  мать учения».  Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включенности в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы ­ как оживить урок, поддержать  интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас. Использование  опорных схем на уроках – считаю необходимым  и  важным  моментом  в своей  работе. Поэтому я обратилась к данной теме. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика ­ это  умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические  цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации  образовании.   Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и  грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность  самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках.  Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к  снижению качества знаний.  Как помочь детям? Как облегчить восприятие  теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию,  осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать,  сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?                Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти проблемы,  помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся,  нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному  усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся  активизировать их деятельность, сформировать умение использовать  теоретические сведения в практике . Это актуально и потому, что по программе ГОСО  ученик должен  научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию,  представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.             Целью своей работы вижу создание условий, способствующих  повышению качества обучения младших школьников.             Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах  активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление,  способствует глубокому и последовательному усвоению материала.           Задачи •  Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно,  мотивация к предмету.  •  Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее  усвоенной.  •  Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.  •  Повышение интереса к изучаемому материалу.  В своей педагогической деятельности на протяжении нескольких лет  использую элементы методики В.Ф. Шаталова. К выводам, что данная методика  наиболее  эффективна, привели наблюдения за учащимися. Почему дети учатся  хорошо в начальных классах? Я считаю, что  успеваемость зависит от того,  насколько ребенок осознает необходимость учебы.  Присоединяюсь к  высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в  ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не  висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во­вторых, учителю  нужно очень четко все объяснять».      Мне в этом помогают опорные схемы.  Что такое опорная схема (ОС)?   Опорные схемы ­ это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения.   Всего   основных   функций   опорных   схем   шесть:   обобщение   и систематизация,   адаптация,   ограничения,   снятие   социального   барьера, оптимизация   самостоятельной   деятельности.   Схема   –   опора   ­     опора   мысли ученика,   опора   его   практической   деятельности,   связующее   звено   между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники   строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя   беспомощным.   Исчезла   скованность,   страх   перед   ответом,   нагрузка   на память.   Ученики   избавлены   от   механического   зазубривания   правил   и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме­ опоре, выполняя практическое задание.            Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.  Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе  является принцип наглядности В соответствии с этим,  основным методом преподавания в начальных  классах  стал и остается метод использования опорных схем,  алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для  составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах.  Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех  структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим,  овладеть языковой компетенцией.         Опорные  схемы для учащихся всех возрастов являются элементами  увлекательной  игры.  Но  игры,  которая  учит  и  продвигает в  познании  и  развитии.  Ускоренное  изучение  теоретического  материала по  всем  учебным  предметам  дает значительную экономию  учебного  времени, снимает с  повестки дня  проблемы  перегрузки и  низкой успеваемости  учащихся.  Опорные  схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в  условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и  доступности обучения Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы: 1. Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов.  2. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки,  объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью  опорных сигналов развивает системность мышления, разделять общее и главное,  выделять причинно­ следственные связи.  3. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов  опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов. 4. Автономность. Каждый из четырех­пяти блоков должен быть  самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного  сигнала. 5. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки  ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых  графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для  этого изображения должны напоминать широко распространённые образы. 6. Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти  на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на  бумаге, не высокохудожественной манере.  7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт  подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в цвета. Что такое опорный конспект? Большинство современных школьников­  визуалы  и следовательно развитие зрительной памяти доминирует. Создавая на  уроке вместе с учащимися опорный конспект, мы задействуем все виды памяти,  что оптимально для детей. Опорный конспект помогает «освежить» новый  материал при выполнении домашнего задания, быстро осуществить повторение  изученного на уроке, является подсказкой для родителей , которые желают  помочь ребенку.      Конспект должен служить подсказкой при решении практических заданий по  данной теме. Ученики пользуются опорными конспектами на уроке, во время  самостоятельной работы, при выполнении домашней работы. Учебный материал  таким образом многократно повторяется , что способствует его прочному  запоминанию. Применение схем­опор на уроках математики. На уроках часто используются всевозможные плакаты, схемы и справочные  таблицы. Они предъявляются учащимся по­разному. Одни выдаются в готовом  виде (плакаты), другие оформляются постепенно, на нескольких уроках, по  мере изучения определенного раздела теории. Иногда учащиеся самостоятельно  составляют таблицы при выполнении домашнего задания. И наконец, таблица  может быть создана на одном уроке как конспект изложенного учителем нового  материала. Вот, например, простейшая опорная схема, использованная на уроке  математики в 1 классе по теме «Задача». (Приложение 1). Она применяется при  самых первых уроках в  работе с задачей.              Цель схемы­ таблицы – помочь запомнить при первом объяснении  элементов задачи. Ученики рассуждают, выделяя условие, вопрос, решение и  ответ задачи. Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких  лишних слов, нет напряжения, исчезает скованность даже у слабых учеников.   Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске.  Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни  решение».  Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких  лишних слов, нет напряжения. С каждым уроком растёт оперативность в работе  со схемой. Невозможно обучение  задач без опорных схем по теме во 2­3 классах  «Скорость, время, расстояние», для запоминания величин (единиц длины и  других), при изучении периметра  фигур, площади фигур. Каждый ученик ведет в течение года тетрадь с опорными конспектами, хорошо в ней ориентируется, быстро находит материал по заданной теме.  Стремлюсь сделать каждый опорный конспект максимально понятным даже « слабому»  ученику.  Применение схем­опор на уроках русского языка. Опорные схемы  использую и на уроках русского языка. Так, на уроке обучения  грамоте  вместе с ребятами составили схему звуко­ буквенного анализа слова.  (Приложение 2)  На уроках письма при записи предложений с  комментированием опираемся на схему. (Приложение 3.)                   Изучая тему «Буква И, и. Звук [и]. Обозначение мягкости согласных  звуков на письме буквой  и », пользовались схемами, на которых ясно видна  разница между твердыми и мягкими согласными в слогах­ слияниях. ( Приложение 4, 5). При изучении темы «Состав слова», работаем по схемам, которые нужно  правильно подобрать к определенным словам (Приложение 6).  Мною была разработана брошюра «Сборник правил по русскому языку в  таблицах, схемах­опорах» для учащихся 3 класса.  Тема «Приставки»  для  учащихся  начальных классов является   непростой. Используя схемы­опоры, учащиеся наглядно изучают данную  тему (приложение 7) Также при проведении приема на уроке – Письмо по памяти,  стихотворение кодируется в знаки, а дети должны по данным знакам  воспроизвести текст. (Приложение 8) Применение схем­опор на уроках литературного чтения. Учителя начальных классов и преподаватели русского и литературы знают, как  тяжело нашим детям овладеть умением ролевого чтения, которое является  частью навыка выразительного чтения. Дети путают роли, не могут понять, в  какой момент следует читать слова автора, отвлекаются и теряют свой текст.  Для успешного овладения выразительным чтением можно использовать метод  опорных сигналов, средством которого служит цвет. Так, например я, работая  над развитием у учащихся ролевого чтения, предварительно напечатала  изучаемый текст на карточках, в которых слова различных героев были  выделены разным цветом. После чтения текста учителем дети несколько раз  прочитали свои слова на карточке и лишь потом перешли к тексту учебника.  Этот приём, где определённая роль ассоциировалась с цветом, позволил  учащимся лучше ориентироваться в тексте и помог прочитать только те слова,  которые им предназначались. На уроках чтения я применяю опорные сигналы в виде схематичных  рисунков. Особенно успешно этот приём действует тогда, когда дети готовят  пересказ текста или заучивают стихотворения наизусть. Не ко всем  стихотворениям можно нарисовать схематические рисунки, но иногда это  удаётся очень хорошо. Например, ученикам было предоставлено простое  стихотворение: Хвост ­ колечком,  Ножки ­ спички. Оттопырил вниз губу,  Весь пушистый, золотистый,  С белой звёздочкой во лбу. Совместно с детьми была составлена схема по стихотворению. Но перед тем как схематично зарисовать содержание стихотворения, была проведена работа над  текстом. Ведь очень важно, перед тем, как закодировать информацию в виде  схематичных рисунков, понять, что учащиеся осознали содержание  стихотворения. Только после того, как информация школьниками стала им  доступна, определённый значок становится для учащихся опорным сигналом.  Такой рисунок помогает восстановить на следующем уроке содержание  стихотворения и запоминается на всю жизнь. (Приложение 9) Кроме этого приёма, для заучивания коротких стихотворений можно  использовать начальные буквы слова. Например, предложим выучить детям две  строчки стихотворения Шибаева " Буква заблудилась":Неизвестно, как  случилось, только буква заблудилась. Применяя технологию опорных сигналов, кодируем стихотворение.  Первая буква слова поможет восстановить в памяти слово целиком, свяжет его с остальными словами. Получаем опорный сигнал, в котором единицей  кодирования является буква. Н, к с, Т б з. Также для последовательности при пересказе используются чертежи,  схемы, которые дети могут выполнить как в сотрудничестве с учителем, так и  самостоятельно.(Приложение 10) Применение схем­опор на уроках познания мира. Для уроков познания мира из этой технологии можно использовать один из её  элементов­ систему опорных сигналов в виде ЛОС(листа опорных сигналов)  (Приложение 11,12,13).      ЛОС представляет собой схему­ рисунок, где с помощью условных знаков,  слов, символов, а иногда и отдельных предложений передаётся главное  содержание изучаемого материала. Эти знаки служат опорными сигналами при  рассказе, помогают стройно и логично изложить материал, не забывая главного.        ЛОС даёт шанс ученику хорошо отвечать, помогает в развитии речи,  увеличивая разговорную речь ученика до 8­10минут в день, т.к. использование  ЛОС обеспечивает многократное повторение материала разными способами  всем детям, ликвидирует ощущение комплекса неполноценности, формирует  новые отношения детей в классе, превращает индивидуальный процесс обучения в коллективный при тесном сотрудничестве детей друг с другом и учителем. Использовать ЛОС можно  при объяснении нового материала, при  закреплении материала , при подготовке домашнего задания, при опросе  домашнего задания.           При объяснении нового материала ЛОС в виде схемы на доске (мелом, а  можно использовать графопроектор) выполняется учителем по ходу объяснения или открывается после объяснения (та же схема, но приготовленная заранее и  закрытая до поры).             Вместо традиционного закрепления (фронтальной беседы) учитель  повторно­ сжато(2­3минуты) излагает материал по опорной схеме ЛОС ,  обращая внимание на важнейшие моменты(в схеме они могут быть выделены  другим цветом). В это время у детей активно работает зрительная память и идёт запоминание по ассоциации.             После рассказа учителя по ЛОС дети зарисовывают его в тетрадях, что  служит также закреплению, где работают зрительная и моторная память.              Дома учащийся, прочитав материал по учебнику, пересказывает его по  ЛОС. Кроме того, ученик должен уметь зарисовать ЛОС по памяти, для чего он  и проводит соответствующую тренировку дома.               Опрос домашнего задания на уроке с использованием ЛОС можно  проводить по­разному:  ­ устный ответ у доски 1 ученика, а затем все приступают к письменному  воспроизводству ЛОС на листочках по памяти; ­ «тихий» ответ у доски 1 ученика, остальные по памяти воспроизводят ЛОС на  листках, ­ «тихий» ответ у доски 1 ученика, остальные работают в парах, где сильный  ученик       выступает в роли учителя, слабый ученик рассказывает по ЛОС  домашнее задание.                 Я активно использую ЛОС на уроках окружающего мира и получаю  хорошие результаты : у них развита речь, они умеют последовательно  пересказывать текст. Таким   образом,   использование   опорных   схем   позволяет     учащимся   не зазубривать формулировки, а усвоить их в работе на уроке. А используются они столько,   сколько   нужно   до   полного   усвоения   материала.   Всё   новое   должно уложиться   в   сознании   ребёнка   постепенно,   для   этого   мало   суток­   таково свойство обыкновенной человеческой памяти. Значит, отказавшись от традиции, мы приобретаем уважение к ученику.     Сейчас мне трудно представить как  без опорных   схем можно вести уроки в начальной школе.  Мне они помогают доступно объяснять материал. На уроках дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, загодя зная, что они   им   под   силу.     Один   из   приемов   сглаживания   неприятностей   ­   это взаимопомощь, без которой обучение в классе практически теряет смысл. Для того ученики и посажены вместе, чтобы помогать друг другу на этом сложном этапе в их жизни, ведь они вместе преодолевают его. Лучше, если помощь будет полезна не только тому, кому помогают, но еще и тому, кто взялся оказывать эту   помощь.   Ведь   важно   не   потерять   время,   вернее,   даже   использовать   его рационально. Эти уроки дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников.      Использование данной методики при изучении предметов в начальной школе, несомненно, даёт определённые результаты.  Во­первых, можно значительно увеличивать объём изучаемого на уроке  материала, формировать навык самостоятельной работы, исследовательские и  проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания и  умения по предмету.  Во­вторых, использование данной технологии способствует повышению  творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.  По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного  разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемый материал.  В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся чёткий,  единый темп работы, заданный самими учениками: каждый становится  организатором труда одноклассников. У ребят повышает интерес к учению.   Повышается качество обучения: так в 3 классе на конец 1 четверти % качества  знаний по математиике составлял 71%, на конец 3 четверти он составляет 86%,  такие же результаты наблюдаются и по литературному чтению. Список литературы 1.Методическая система работы В.Ф.Шаталова.  Интернет­ресурсы. 2.http://nsportal.ru/ 3. http://www.twirpx.com/file/892075/ 4.http://www.fedyushkina.com/ 5.С.Ю.Антюхова   Использование   опорных   схем   при   обучении   математике   в начальной школе. Начальная школа, 2005, №5 6. Интернет ресурсы: http://yandex.ru/yandsearch 7.Интернет­ресурсы:http://nsportal.ru/nachalnaya­    sh   kola

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"

Доклад "Роль и эффективность использования технологии опорных сигналов на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017