«Вариативная модель реализации углубленного и
профильного обучения»
Заместитель директора по УВР
МАОУ гимназии № 83 города Тюмени
Шнейдер Ирина Николаевна
планирование
Проектирование,
собственно
деятельности это процесс личностный, который не выносит
принуждения и формального отношения, не может
осуществляться без желания и интереса. В связи с этим
среди задач развивающегося ученика существенную роль
играет целенаправленная и научнообоснованная работа по
выработке у него собственных жизненных стратегий,
направленных на благополучие, успех и самореализацию.
выживать,
Быстро меняющаяся действительность требует от
выпускников школы не только определённого уровня знаний,
но и наличия определённого интереса к познанию, навыков
самостоятельного альтернативного мышления, умений
быстро адаптироваться,
используя свой
творческий потенциал. Данная идея находит своё развитие и
уточнение в “Концепции профильного обучения на старшей
ступени общего образования”, где указано, что профильное
обучение средство дифференциации и индивидуализации
обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в
содержании и организации образовательного процесса более
полно учитывать интересы, склонности и способности
учащихся,
условия для обучения
старшеклассников в соответствии с их профессиональными
интересами и намерениями в отношении продолжения
образования.
Профильное обучение направлено на
реализацию личностноориентированного учебного процесса.
При этом существенно расширяются возможности
выстраивания учеником индивидуальной образовательной
создавать траектории. Главный показатель, свидетельствующий о
реализации целей профильного обучения, готовность
учащихся к продолжению образования по избранному
направлению и зрелость в выборе способа его получения
после школы.
сл. 2
Организация предпрофильной подготовки и
профильного обучения в гимназии осуществляется на
основе нормативных документов Министерства
образования и науки Российской Федерации.
Приказa МО РФ № 1312 от 9.03.04. “Об утверждении
Федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений РФ,
реализующих программы общего образования”.
Письма МО РФ от 04.03.2010 №03412 “О
методических рекомендациях по реализации
элективных курсов”.
Письма МО РФ от 04.03.2010 г. № 03412 “О
методических рекомендациях по вопросам организации
профильного обучения”.
Концепция долгосрочного социальноэкономического
развития до 2020 года. Раздел III «Образование» (Утв.
Распоряжением правительства РФ от 17.11. 2008 г. №
1662р).
Постановление Правительства Тюменской области «Об
утверждении Положения об определении случаев и
порядка организации индивидуального отбора при
приеме либо о переводе в государственные и
муниципальные образовательные организации и для получения основного общего и среднего общего
образования с углубленным изучением отдельных
учебных предметов или для профильного обучения» №
163П от 16.04.2014 г.
муниципальная программа “Профессиональная ориентация
воспитанников и учащихся”;
рекомендации школьному психологу по организации
предпрофильной подготовки девятиклассников;
комплект методических материалов по проведению
анкетирования учащихся 89ых классов и их родителей с
целью изучения социального заказа на организацию
профильного обучения в школе III ступени.
и нормативных документов гимназического уровня:
o Решения методического совета школы об
организации предпрофильной и профильной
подготовки.
o Положения о профильных классах.
o Положения об элективных курсах в профильном
обучении.
В настоящее время идет разработка положения об
индивидуальном учебной плане учащегося.
C 2014 года наша гимназия перешла на профильное обучение
в старшей школе. Статус опорного образовательного
учреждения по направлению “Организация предпрофильной
подготовки” позволил нам активно работать над созданием
собственной модели организации предпрофильного и
профильного обучения. в
нашей
Стратегическая цель создания модели профильного
обучения
гимназии: проектирование
профессиональной ориентации и самоопределения
учащихся.
Тактические цели:
∙ обеспечение доступности для учащихся получения
полноценного образования (в соответствии с их
индивидуальными склонностями и потребностями);
∙
профессиональным образованием;
∙ создание условий для успешной социализации выпускников
с учетом реальных потребностей рынка труда.
Задачи:
установление преемственности между общим и
удовлетворить
выпускников;
образовательные
потребности
способствовать установлению равного доступа к
качественному образованию разным категориям
обучающихся в соответствии с их склонностями и
потребностями;
обеспечить углубленное изучение предметов,
способствующих успешной социальной адаптации
учащихся;
создать условия для дифференциации содержания
обучения;
создать блок дополнительного образования как одного
из элементов непрерывного обучения; расширить возможности социализации учащихся,
обеспечив преемственность между общим и
профессиональным образованием;
более эффективно готовить выпускников школы к
освоению программ высшего и среднего
профессионального образования.
основные функции модели:
Функция обеспечения права на доступное качественное
образование;
ориентирующая – задает ориентиры развития системы
предпрофильной подготовки и профильного обучения в
общеобразовательном учреждении;
прогностическая – позволяет определить целевые
определяющие основные подходы к
установки,
организации предпрофильной
подготовки и
профильного обучения и спроектировать качественно
новые результаты, риски и методы их коррекции;
критериальнооценочная – определяет содержательные
критерии для оценивания качества результатов
предоставляемых
услуг
общеобразовательным учреждением в соответствии с
целями и задачами предпрофильной подготовки и
профильного обучения
образовательных
проектировочная
– определяет направления
проектирования предпрофильной подготовки и
профильного обучения учетом специфики конкретного
образовательного учреждения; интегративная: обеспечивает интеграцию основного и
дополнительного образования с воспитательной
системой
учреждения,
системных и внесистемных видов образования;
общеобразовательного
критериальнооценочная – определяет содержательные
критерии для оценивания качества результатов
предоставляемых
услуг
общеобразовательным учреждением в соответствии с
целями и задачами предпрофильной подготовки и
профильного обучения
образовательных
проектировочная
– определяет направления
проектирования предпрофильной подготовки и
профильного обучения учетом специфики конкретного
образовательного учреждения;
интегративная: обеспечивает интеграцию основного и
дополнительного образования с воспитательной
системой
учреждения,
системных и внесистемных видов образования;
общеобразовательного
сл.6. Схема участников сл.7 этапы реализации
Организуя профильное обучение мы основывались, во
первых, на данные по изучению социального заказа анкетирование родителей и учащихся по выявлению
интересов и способностей детей показало, что
89% родителей хотят, чтобы их дети поступили в ВУЗы, а
для этого необходима хорошая подготовка в гимназии, в том
числе профильное обучение.
Вовторых Мониторинг выбора профилей обучения
показал,
Исходя из этих данных, гимназия ввела предпрофильную
подготовку
сл. 8
Сл. 9 с
Информационнопрофориентационная работа
учениками 89 классов
Основными формами этой работы являются следующие:
1. Выпуск информационных карт об открывающихся
профилях в предстоящем учебном году и распространение
их среди учащихся и родителей.
2. Проведение в начале года школьной ярмаркипрезентации
факультативных, элективных курсов, кружков.
3. Размещение информации о профилях обучения на сайте
гимназии.
4. Цикл классных часов “Твой образовательный маршрут”,
“Калейдоскоп профессий”, “Склонности и возможности в
выборе будущей профессии”, на которых рассказывается о
различных сторонах той или иной профессии,
представляется профессиональный мир в конкретно
наглядной форме, а также показывается связь между
профессиями и профилями обучения.
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и
конкретный образ основных типов профессий, что поможет
в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный
выбор.
5. Проведение психологических профориентационных игр
“Кадровый вопрос”, “Робинзонада”, школьного конкурса
сочинений для учащихся 911 классов “Как я себе
представляю будущую профессию”.
6. Информирование учащихся и родителей о профессиях,
востребованных в настоящее время на рынке труда через
встречи с представителями учебных заведений высшего,
среднего и начального профессионального образования
города,
7. Работа сменного стенда “Выбирая профиль, выбираем
профессию”, “Куда пойти учиться?”, на которых помещены
извлечения из положения о профильных классах, подробная
информация об учебных заведениях, всё о правилах
проведения ЕГЭ и ГИА.
8. Ведение курса по выбору “Профориентация». ” для 8
классах.
9. Диагностические процедуры по изучению интересов и
склонностей 89классников. В гимназии апробирован ряд
анкет для школьников и их родителей с целью изучения
запросов на образование на разных этапах обучения
(методики представит Локотаева С.А.)
10.
Другой важной составляющей организации
предпрофильной подготовки является формирование
портфеля достижений школьников, одной из форм
индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее
актуальной в условиях перехода к профильному обучению.
На сегодняшний момент нами разработаны Положения о
портфолио обучающихся, портфели достижений для 4
и
9х
которые
классов.
учащихся
В начальной школе портфолио представляет собой
коллекцию наиболее значимых для учащихся работ и
результатов,
демонстрируют его усилия,
продвижения и достижения в различных предметах. Эти
данные, при умелом их использовании учителями, помогут
пятиклассникам преодолеть адаптационный период, а
учителям определить их дальнейший образовательный
маршрут.
Портфолио учащихся 9х классов являются результатом
многолетнего сбора информации об обучающемся и
своеобразным пропуском в профильные классы (10е).
Информационная поддержка родителей в нашей гимназии
осуществляется в двух направлениях: на уровне классных
и общешкольных родительских собраний:
КлассКлассные родительские
Общешкольные
родительские собрания
Профильное обучение и
ЕГЭ
собрания
“Профессиональное
самоопределение”
“Выбирая профессию...” “Современное состояние на
рынке труда и выбор
профессии”. (911 классы)
Организация
предпрофильной
подготовки и профильного
обучения в новом учебном
году. (811 классы)
“Роль родителей в
профессиональном
самоопределении
учащихся
“Адаптация учащихся к
новым
условиям
обучения”
8
10
9, 10,
11
9, 10,
11 большое
Кроме того, для родителей и учащихся ежегодно в мае
проводится День открытых дверей по набору в профильные
классы.
Профильное обучение функционирует как открытая
система: материал для родителей, заинтересованной
общественности, обучающихся представлен и на сайте
гимназии, где выложены все материалы о профильном
обучении в школе.
Попрежнему
внимание
уделяется информационной поддержке педагогов,
работающих в профильных классах.
1. Обновлена информационная база для осуществления
профильного обучения: учебная и методическая литература
(учебники профильного уровня по обществоведению,
экономике, праву, математике, физике; учебные программы
профильного уровня; методические пособия; разработки
уроков), приобретены сборники программ элективных
курсов, курсов по выбору,
2. Введены семинарыпрактикумы по теме “Содержание
компонента образовательного учреждения в профильных
классах (элективные курсы, проектная и исследовательская
деятельность учащихся)”, Ежегодно в школе проводятся
психологические тренинги “Навыки самопрезентации”,
“Профессиональное выгорание”; “Приемы расположения к
себе”.
3. Творчески работающие учителя принимают участие в
семинарах города и области, постоянно совершенствуют
своё педагогическое мастерство
4. Все педагоги гимназии , работающие в профильных
классах, используют современные технологии воспитания и во Всероссийских
конкурсах,
обучения. Использование информационных технологий в
преподавании предметов .
Работа в предпрофильных и профильных классах вывела
педагогов гимназии на более высокий уровень преподавания
и совершенствования педагогического мастерства.
Результатом стали авторские программы предпрофильных и
профильных курсов.
С введением предпрофильного и профильного обучения
увеличилось количество обучающихся, как принимающих
участие, так и победивших в различных конкурсах,
проектах, научнопрактических конференциях, марафонах.
Год от года растет число учащихся, принимающих участие в
заочных и
Международных,
дистанционных олимпиадах,
чемпионатах,
конференциях.
В 20102011 учебном году 189 человек приняли участие в
Международной лингвистической интеллектуальной игре
“Русский медвежонок языкознание для всех”,
Всероссийской интеллектуальной игре “Кенгуру”, 14
человек в Международной игре “Золотое руно”, в
Международном конкурсе по английскому языку
“Британский бульдог”.
О том, что в школе сложилась система предпрофильной и
профильной подготовки учащихся, свидетельствует наличие
победителей и призёров городских предметных олимпиад по
математике,
литературе,
обществознанию. Ежегодно учащиеся направляются на
областные предметные олимпиады.
Выбор предметов на итоговой аттестации выпускниками 11
х классов соответствует профилю их обучения в классах
третьей ступени, а также соответствует мотивации выбора:
русскому языку,
праву, предмет необходим для продолжения образования, важен
для будущей профессии.
Анализируя сведения о трудоустройстве выпускников,
прослеживается стабильность числа поступающих в ВУЗы.
В гимназии наметилась положительная динамика
поступления в вузы. Почти 50% выпускников выбирают вуз
или другое учебное заведение в соответствии со своим
профилем.
Сл.10
Сл.11 Сл.12
Мне бы хотелось Более детально представить психолого
педагогическое сопровождение и систему диагностики,
поэтому передаю слово зам. дир. По УВР Локотаевой С.А. После перерыва
Сл.13
Нами была разработана структура организации профильного
обучения, составлен учебный план, разработаны программы
элективных курсов и курсов по выбору, программы
дополнительного образования, подобраны кадры для работы
в профильных классах,
заключены договора о
сотрудничестве различными учреждениями и организациями
города.
В гимназии имеется необходимая учебноматериальная база:
учащиеся занимаются в оборудованных классах, к их
образовательным запросам библиотечноинформационный
центр, оснащенный медиатекой и выходом в интернет. В
гимназии функционируют три компьютерных класса, один из
которых мобильный. В 38 учебных кабинетах имеются компьютеры с выходом в интернет, в 6 — интерактивные
доски, в 25 мультимедийные проекторы.
Кадровый потенциал педагогов, работающих в профильных
классах, достаточно высок. В старших классах работают 22
учителя, из них все с высшим образованием, 15 человек
имеют высшую категорию, 7 человек – первую категорию.
Среди них 4 педагога заслуженные учителя РФ, отличники
народного просвещения
осуществляться
сл. 14
Сл.15. Сл.16
Сл.17 Обращаю ваше внимание на учебный план
среднего общего образования гимназии на 20162017
уч.год Профильные предметы
Сл. 18.
внутришкольная модель профильного обучения:
КлассПрофили
обучения
Филологический Русский язык,
язык(английский),
иностранный
язык(немецкий/французский)
Физика, химия, алгебра и начала
анализа, геометрия,
Обществознание, право, экономика,
география
Физико
химический
Социально
экономический
иностранный
второй
10
11
Сл. 19 с
соответствии
Формирование учебных планов профильных классов было
осуществлено в
алгоритмом,
рекомендованным в Пояснительной записке к федеральному
базисному учебному плану и примерным учебным планам
для общеобразовательных учреждений РФ (среднее (полное)
общее образование).
Вариативная часть учебного плана представлена
четырьмя видами элективных курсов. (Приложение 1)
Особенности учебного плана классов.
Учебный план предусматривает две ступени образования:
Предпрофильная подготовка 59 классы.
Профильная подготовка – 1011 классы.
Содержание образования в гимназии включает основное и
дополнительное
на
интеллектуальное и физическое развитие учащихся.
Сл.20
направленное
образование, Сл.21
Сл. 22 Сл.23
Сл. 24 Таким образом, модель профильного обучения, которая
сложилась в нашей гимназии , создает условия для
приоритетного освоения старшеклассниками тех учебных
дисциплин, которые в наибольшей степени соответствуют их
индивидуальным интересам и потребностям,
а
следовательно, способствует выстраиванию жизненной
стратегии развивающейся личности.
В качестве домашнего задания предлагаем вам разработать
подобную модель для своего ОУ, либо воспользоваться
разработанной нами.
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Презентация "Вариативная модель реализации углубленного и профильного обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.