Доклад
Роль ИКТ в повышении качества знаний
Одним из главных направлений повышения качества образования является использование информационных технологий. Исходя из того, что «информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.
Роль ИКТ в повышении качества знаний.docx
Доклад
Роль ИКТ в повышении качества знаний.
Третьякова С.И.
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОУ СКШИ г.Нерюнгри
Основной задачей образовательной политики на современном этапе является
достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество образования
— востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для
достижения конкретной цели и повышения качества жизни.
Одним из главных направлений повышения качества образования является
использование информационных технологий. Исходя из того, что «информационно
коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и
производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения,
обработки и распространения информации», главным в практической деятельности
учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.
Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не
только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства
детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая
новые информационные технологии. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет
заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей,
обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
1. Выступление с опорой на мультимедиа презентацию
2. Работа с ресурсами Интернет
3. Использование готовых обучающих программ
4. Компьютерное тестирование
5. Работа на интерактивной доске
Третьякова Светлана Ивановна Выступление с опорой на мультимедиа презентацию
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и
более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение
процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов это
основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать
учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что
позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Применение презентаций возможно на любом этапе урока.
Презентации позволяют учителю:
наглядно представлять материал;
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
повышать познавательную активность обучающихся.
Применение учащимися Интернета дает следующие преимущества:
Сейчас в школе все чаще и чаще используются ресурсы Интернета: это и всевозможные
дистанционные конкурсы, конференции, олимпиады. Дети учатся искать информацию,
анализировать ее, использовать в своих целях. Дети умеют пользоваться Интернетом,
что радует, но всетаки необходимо направлять их работу, давать конкретные задания.
(Цмыкало Илья – презентация к уроку)
Тестирование
– это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в
жизнь современной школы. Сегодня учителя могут сами разрабатывать и создавать
компьютерные варианты различных тестов, тренажеров и использовать их на своих
уроках.(программа создания тестов «Миллионер»)
Интерактивное оборудование, такое как интерактивная доска, создает
устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать
учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью
интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно
вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия.
Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко
вовлекать их в учебный процесс. За счет большой наглядности, использование
интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения,
повышает мотивацию. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять
Третьякова Светлана Ивановна комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и
добавлять цвета.
Во время работы на интерактивной доске улучшается концентрация внимания
учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается
успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного
образования.
Преимущества работы с интерактивной доской для преподавателей:
Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх
любых приложений
Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые
записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил
и упрощая проверку усвоенного материала
Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать
их
Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует
профессиональный рост
Преимущества для учащихся:
Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе,
развития личных и социальных навыков;
Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более
ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Таким образом, использование ИКТ на уроке позволяет: активизировать
познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации
обучения при личностноориентированном подходе; повысить объем выполняемой
работы на занятии; улучшить контроль знаний; сформировать навыки
исследовательской деятельности; обеспечить доступ к справочным материалам,
электронным библиотекам и другим информационным ресурсам. Следовательно,
использование информационных методов в образовательном процессе позволяет
учащимся не только более глубоко изучать школьные предметы, но и является
необходимым элементом формирования знаний, умений и навыков.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен
основной общий недостаток – нарушение познавательной деятельности. Эмоционально–
волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и
Третьякова Светлана Ивановна интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций,
слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего.
Внедрение ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, прежде всего, даѐт
возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и
усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Благодаря использованию ИКТ у школьников наблюдается концентрация внимания;
включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала.
Таким образом, системное и периодичное использование компьютерных технологий
в специальной (коррекционной) школе VIII вида на разных этапах занятия позволяет
создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания,
организации и проведения уроков, внеклассных занятий, а также способствует росту
профессионализма и самообразованию учителей.
Пока же мы говорим о том, что информационная компетентность преподавателя
является основой повышения качества образования и заключается в преодолении
следующих «барьеров» в освоении современных информационных технологий
преподавателями:
1. Незнание возможностей современных ИКТ — зачастую преподаватели даже не знают
о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи
современных программных продуктов и интернетсервисов.
2. Отсутствие навыков эффективного использования инструментов ИКТ — нехватка
времени на самостоятельное освоение продуктов, сложность изучения некоторых
программ, отсутствие удобного справочного материала при возникновение трудностей
(или неумение эффективно использовать справочные программы) — все это мешает
отрабатывать навыки работы с программными продуктами. К тому же очень часто
возникает ситуация когда, натолкнувшись на ряд трудностей и не получив результата,
преподаватель решает не тратить время на изучение нового, кажущегося сложным,
программного продукта.
3. Отсутствие методики применения ИКТ в учебном процессе — знания о
возможностях современных ИКТ и умения работать с ними все равно недостаточно для
эффективного применения ИКТ в учебном процессе. Для этого нужны методические
материалы: по разработке мультимедийных материалов, по использованию ИКТ на
семинарских занятиях, по разработке УМК и т.д.
Третьякова Светлана Ивановна В основном, ИКТ в нашей школе используют для получения распечатанных
материалов или в качестве презентаций, да и то на открытые уроки.
Систематическое использование средств ИКТ в сочетании с методами активного
обучения составляет малый процент.
Преодоление всех барьеров позволит учителям существенно повысить собственную
эффективность, улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать
собственный педагогический потенциал.
Третьякова Светлана Ивановна
Доклад "Роль ИКТ в повышении качества знаний"
Доклад "Роль ИКТ в повышении качества знаний"
Доклад "Роль ИКТ в повышении качества знаний"
Доклад "Роль ИКТ в повышении качества знаний"
Доклад "Роль ИКТ в повышении качества знаний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.