ДОКЛАД «СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Оценка 5
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
18.06.2019
Развивающемуся обществу нужны умные, предприимчивые, нравственные люди, готовые к сотрудничеству. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Сегодня необходима смена образовательной системы – иное содержание образования, иные подходы, отношения. Это свидетельствует о внедрении инновационных процессов в систему образования
п доклад...docx
ДОКЛАД
«СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Подготовила:
Костекова К.А.
Социальный педагог
МКОУ СОШ №4 г.Хасавюрт
Развивающемуся обществу Дагестана нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью,
динамизмом, конструктивностью, обладающими развитым чувством ответственности за
судьбу страны.
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных
процессов в образовании. Сегодня необходима смена образовательной системы – иное
содержание образования, иные подходы, отношения. Это свидетельствует о внедрении
инновационных процессов в систему образования.
Дополнительное образование детей является частью системы общего образования и
выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребенка,
направленную на раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного
образования способствует реализации знаний, умений и навыков, стимулирует
познавательную мотивацию детей. В условиях дополнительного образования дети могут
развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе,
самоопределится со своей будущей профессией.
Ведущей тенденцией становления системы дополнительного образования детей
становится включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная
деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным
компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный
исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своей
профессиональной деятельности. На смену традиционного педагога необходим педагог с
инновационным стилем мышления, педагог-исследователь, консультант. Педагог
способный к творческой и профессиональной деятельности, способный к саморазвитию и
самоопределению. Такой педагог будет положительно влиять на качество обучения и
воспитания в образовательном учреждении, создаст условия для духовного развития
ребенка, осуществлять личностно-ориентированный подход к ним.
Изначально термин «инновация» происходит от латинского «иноватио» - это
нововведение, изменения, обновления. В широком смысле означает разработку и
внедрение новшеств в различных областях деятельности человека. Педагогическая
инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное
изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества),
улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной
системы в целом. Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов
образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения
дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий,
капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития).В области педагогики
означает изменения в содержании образования и технологий, внедрение в педагогическую
деятельность передовых методов, приемов и форм обучения и воспитания.
Направления инновационной деятельности в системе дополнительного образования детей:
- совершенствование содержания образования; - изучение и внедрение в практику
современных педагогических технологий
- создание системы работы с одаренными детьми;(лагеря, мастер классы для детей,
творческие конкурсы и тд)
- совокупность методов, приемов, форм и средств обучения (дистанционные методы
работы , мастер классы)
- совершенствование всей системы управления;
- информатизация образовательного процесса. (интернет в каждом классе)
Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе
существенно отличается от традиционной:
- во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и
технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она
требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Современные
информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству
деятельности и ее продуктам.
- во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в
отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает
педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность,
креативность. А функция педагога - является умение поддержать ребенка в его
деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение в
возникающих проблемах, помочь освоить разнообразную информацию.
- в-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта
предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном
дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между
субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы
обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным
ребенком довольно слабое.
Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в
дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его
чувствительность к новому, открытость. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его
профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых
знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении
педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и как следствие
стимулирование интереса посещения занятий учащимися. Что немало важно в системе
дополнительного образования.
Виды педагогических инноваций
Административны
е инновации
- это решения,
принимаемые
руководителями
различных
уровней, которые,
в конечном счете,
способствуют
эффективному
функционировани
ю всех субъектов
образовательной
деятельности.
Внутрипредметны
е инновации
-это инновации,
реализуемые
внутри предмета,
что обусловлено
спецификой его
проведения
(освоение а
технологий,
создание
авторских
методических
разработок).
Идеологически
е инновации
- это
обновление
сознания,
веяниями
времени,
являются
первоосновой
всех остальных
инноваций, так
как без
осознания
необходимости
и важности
первоочередны
х обновлений
невозможно
приступить
непосредственн
о к
обновлению.
Общеметодически
е инновации
- это внедрение в
педагогическую
практику
нетрадиционных
педагогических
технологий,
универсальных по
своей природе,
так как их
использование
возможно в любой
предметной
области.
(разработка
творческих
заданий для
обучающихся,
исследовательска
я и проектная
деятельность и
т.д.).
- Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности педагога
дополнительного образования и означает переход на более высокую ступень организации
образовательного процесса.
Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного
образования детей возможно через использование современных педагогических
технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих
способностей. Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, приемов и способов,
обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.
Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы:
Личностно ориентированные технологии - технологии дифференциации и
индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия,
сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный
подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.
Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется
материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость,
компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на
каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме
занимательной, увлекательной игры.
Проектные технологии – предполагают включение детей в социально – и личностно-
значимую деятельность (работа над творческими проектами).
Исследовательские и практические работы - заключается в получении учебной
информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими
документами, артефактами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью. (
археологические раскопки и зарисовки найденного материала)
Информационно-коммуникативные технологии - компьютерные программы, интернет.
Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-
прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным
выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и интернет помогают участвовать в
дистанционных конкурсах, конференциях
Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в
том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в
малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии,
приглашение специалиста: представителя Союза музыкантов, Союза Художников,
мастеров ДПИ), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными
пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных
и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений»,
«мозговой штурм»).
Учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью
педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы).
Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором
один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме
диалога. Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем
обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе,
практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
Профильное обучение - способствует ориентации на сферу будущей профессиональной
деятельности.
Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный
электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать
познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в
информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы,
учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и
практических задач.
Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает
определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач,
способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и
организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень
личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать
качество собственной работы.
Формы продуктов инновационной деятельности педагога:
-составление сравнительно-сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса;
- учебные пособия;
- методические разработки;
- интернет выставки и экскурсии;
- модели;
- мультимедийные продукты;
- художественные и творческие работы;
- участие в конференциях;
- работа ВЭБ-сайтов педагогов.
Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в
деятельности учреждения – основной механизм оптимизации, развития системы
дополнительного образования детей.
Следовательно, возникает необходимость в создании новых образовательных программ,
разработки нового методического обеспечения в системе дополнительного образования.
Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для
детей с разными способностями, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-
воспитательного процесса в зависимости от уровня его подготовки.
Подводя итог, можно сделать вывод, инновационные технологии в системе
дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности
педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и
самообразование личности.
Список использованной литературы:
1. Борытко Н.М. Педагогические технологии/ Н. М. Борытко // Гуманитарная
педагогика. Выпуск 2 - Волгоградский государственный институт повышения
квалификации и переподготовки работников образования – 2006. – 59 с. - ISBN 978-
5-7087-0019-Х. 2. Ксензова, Г.Ю. перспективные школьные технологии: Учебно-
методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
– 224с. 3. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое
пособие / В. Питюков. – М.: “Гном-Пресс”, Московское городское педагогическое
общество, 1999. – 192 с. 4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов
и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю.
Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: «Академия», 2002. — 272 с. —
ISBN 5-7695-0811-6. Использованные материалы Интернет-ресурсов:
1. http://www.spoken-english.ru/2012/06/05/pedagogicheskie-texnologii
2. https://ru.wikipedia.org/Педагогические_технологии
3. http://www.uhlib.ru/pedagogika/pedagogika/p6.php
4. http://educational_technology.academic.ru/9/Педагогическая_технология
5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/18.php
ДОКЛАД «СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
ДОКЛАД «СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
ДОКЛАД «СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
ДОКЛАД «СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
ДОКЛАД «СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
ДОКЛАД «СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.