Доклад. Технология продуктивного чтения.
Оценка 4.6

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
чтение
3 кл
02.03.2018
Доклад. Технология продуктивного чтения.
В Образовательной системе «Школа России» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Технология продуктивног чтения.docx
Технология продуктивного чтения  в начальной школе. Технология продуктивного чтения  в начальной школе. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание,   но   и   находить   нужную   информацию,   осмысливать   ее   и  интерпретировать. Школьная   практика   подтверждает,   что   в   досуге   сегодняшнего   подростка   чтение художественной   литературы   занимает   невысокую   позицию,   интерес   к   литературе   у подростков заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс,   опирающийся   на   жизненный   опыт  и   духовную   сферу   читателя,   на   работу  его воображения и памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать». От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт   прочную   основу   для   выполнения   детьми   творческих   работ,   развивающих   их мышление, воображение, речь. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения   знаний   в   современном   обществе,   а   понимание   текста   –   это   познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В Образовательной системе «Школа России» существует единая для всех уроков технология   формирования   типа   правильной   читательской   деятельности   (технология продуктивного чтения),  (слайд) которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно   понимать   собеседника   (автора),   умение   осознанно   читать   вслух   и   про   себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста. Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников   к   чтению   в   целом,   но   и   обучить   их   вдумчивому,   аналитическому   чтению. Справиться   с   этой   задачей   поможет   использование   педагогами   в   работе   приемов продуктивного чтения. Этапы организации работы обучающихся с художественным текстом Этап 1. Работа с текстом до чтения. Цель  –  развитие  такого  важнейшего  читательского  умения,  как антиципация,  то  есть  умения  предполагать,  предвосхищать  содержание текста.  Перед  чтением  любого  произведения  применяю  приѐм «прогнозирования»,  ученикам  предлагаю  ориентировочные  действия (рассмотри  заглавие,  иллюстрации,  обрати  внимание  на  жанр,  структуру произведения).  Дети   читают  фамилию  автора,  заглавие  произведения, рассматривают  иллюстрацию,  которая  предшествует  тексту,  затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. На основании увлекательной  поисковой  работы,  в  процессе  которой  пополняются литературоведческие  знания  учащихся,  а  также  совершенствуется  их внимание,  память,  мышление,  речь,  школьники  сами  формулируют  тему урока.  Учитывая  тему  и  используя  опорные фразы,  школьники  определяют цель  урока «Прочитаем  текст, проведем  диалог  с  автором,  проверим  наши предположения». Таким     образом,     технология     продуктивного     чтения     позволяет     организовать исследовательскую  работу  детей  так,  что  они  сами «додумываются»  до  решения  ключевой  проблемы  урока  и  сами  могут объяснить, как действовать в новых условиях. Этап 2. Работа с текстом во время чтения. Цель  –  понимание текста и создание его читательской интерпретации. 1.   Первичное   чтение   текста.   Самостоятельное   чтение   (дома   или   в   классе),   чтение­ слушание,   комбинированное   чтение   (на   выбор   учителя)   с   учетом   особенностей   текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста,   например:   с   помощью   беседы,   фиксации   первичных   впечатлений,   письменных ответов на вопросы и т. д. 2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего текста или его отдельных   фрагментов.   Постановка   вопросов   к   тексту   и   к   автору.   Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к каждой его смысловой части. 3.   Беседа   по   содержанию   текста.   Обобщение   прочитанного.   Выявление   совпадений предположений   обучающихся   о   содержании   литературного   произведения   с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Основная задача учителя на данном этапе  –  помочь ребѐнку  увидеть в тексте  автора  (его отношение  к  героям,  к  ситуации,   решить  проблему «писатель  и  действительность»),  а это  возможно  лишь  в  ходе  повторного (аналитического,  изучающего,  «медленного») чтения.  Поэтому  особо хотелось бы остановиться на анализе текста.  При анализе текста необходимо   использовать     разные     приѐмы,     которые     определяются     художественной задачей   текста,   его   жанровой   спецификой.   Хочу   обратить   особое   внимание   на     два основных     приема     анализа     текста     технологии     продуктивного     чтения,   которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к автору»–это диалог с автором через текст и комментированное чтение. Диалог  с  автором  –  это  естественная  беседа  с  автором  через  текст. Чтобы  диалог был  содержательным  и  полноценным,  читателю  необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и  скрытые  авторские  вопросы,  задавать свои     вопросы,     обдумывать   предположения     о     дальнейшем     содержании     текста, проверять,  совпадают  ли они  с  замыслом  автора.   Способность,  читая,  вести  диалог  с автором     через   текст     редко     когда     возникает     самостоятельно     –     у     большинства учащихся  ее необходимо  формировать  в  процессе  совместного  чтения  текста  учителя с детьми.   Это   может   происходить   и   во   время   первичного   чтения,   и   во   время перечитывания   –   все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий: (cid:216)   научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; включать творческое воображение учащихся; (cid:216)   научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения; (cid:216)   помочь  учащимся  самостоятельно  вести  диалог  с  автором  по  ходу первичного чтения. Задача   учителя   –   научить   детей   задавать   вопросы   автору   по   ходу   чтения.   Это вопросы,  ответы  на которые они могут узнать  в процессе чтения, например:  "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие   вопросы   предполагают   появление   ответов­предположений   и самопроверку по ходу дальнейшего чтения. Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для   того   чтобы   показать,   каким   мог   бы   быть   наш   "диалог   с   автором",   обеспечить "погружение" в текст. Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно   прервать   в   любой   момент.   Ни   в   коем   случае   нельзя   прерывать   чтение   ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно. Этап 3. Работа с текстом после чтения. Цель  –  корректировка  читательской  интерпретации  авторским смыслом.  Результатом   коллективного  обсуждения  прочитанного  должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3.   Работа   с   заглавием,   иллюстрациями.   Обсуждение   смысла   заглавия,   иллюстраций   к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника­иллюстратора с видением обучающихся. По  иллюстрации  используются следующие вопросы: Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли видение автора с вашим? 4.   Творческие   задания   для   учащихся.   Задания   должны   быть   направлены   на   выявление эмоционального   отношения   детей   к   литературному   произведению,   осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и т. д. Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка 1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе) 2.« Проиллюстрируй…» 3.« Сочини…» 4.« Придумай…» 5.Структурная модель текста. На уроке  нужно  отводить время  и  на  самостоятельное  чтение: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное  условие:  читать  не  спеша!  Такое  чтение  помогает  ребѐнку увидеть,  что  ещѐ  непонятно  (тогда  он  задаѐт  вопрос  классу  или  учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми. Методические приемы организации продуктивного чтения Отсроченная отгадка В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Задай вопрос С чего начинается осмысление учеником учебного материала? ­ Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п. Составь задание Данный   приём   очень   эффективен   при   самостоятельной   работе   с   учебником.   Ученики “приподнимаются”   над   учебным   материалом,   выполняют   “роль   учителя”,   конструируя учебные задачи. Кубик Блума На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись» Учитель  (или  ученик)  бросает  кубик.  Необходимо  сформулировать  вопрос  к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Аналитик Более   сложной   может   стать   работа   учеников   не   с   текстом   учебника,     другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески. Драмогерменевтика Важно   как   можно   быстрее   усвоить   значение   незнакомых   слов,   и   не   только   уяснить,   а применить   в   нестандартных   ситуациях.   Приём   «драмогерменевтика»   я   назвала   бы   ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже. Пометки на полях Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления. Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи   ученику   готового   знания.   Теперь   учитель   организовывает   исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром,   наблюдателем   и   вдумчивым   наставником,   помогающим   каждому   ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль   учителя   всё   более   сводится   к   «режиссированию»   этой   активной,   познавательной деятельности   учащихся.   Творчески   раскрепощённые   и   эмоционально   настроенные   дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Как  видим,  технология  продуктивного  чтения  резко  отличается  от традиционной     технологии     передачи     ученику     готового     знания.     У     учащихся формируется ряд УУД. До чтения.  Во время чтения.  После чтения. Итак,  правильно  сформированные  навыки  чтения  –  мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не     только     растит     читателя,     но     имеет     и     развивающий     эффект.     Формируется познавательный     интерес,     развивается     речь,     улучшается     запоминание   материала, активизируется   воображение,   появляется   внимание   к   слову, умение   сопоставлять факты   и   делать   умозаключения.                 Технология продуктивного   чтения   позволяет выработать     правильный     тип     читательской   деятельности,   что   поможет   думающему ребенку стать думающим читателем. Заключение. 1.  Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя  не  только  знания  технологии   продуктивного  чтения,  но  и большой любви самого учителя к литературе и чтению. 2.  В  начальной  школе  необходимо  заложить  основы  формирования грамотного  читателя,  у  которого  есть  стойкая  привычка  к  чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать. 3.  Технология  продуктивного  чтения  –  это природосообразная Образовательная технология,  опирающаяся  на  законы читательской деятельности  и  обеспечивающая  с  помощью  конкретныхприѐмов чтения  полноценное  восприятие  и  понимание  текста  читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. 4.  Процесс работы с произведением  –  это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. 5.  Данная  технология  способствует  повышению  эффективности образовательного  процесса  и  достижению  высоких  результатов обучения и воспитания и может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира и т.д. 6.  Технология  продуктивного  чтения  резко  отличается  от  традиционной технологии  передачи  ученику  готового  знания.  У  учащихся формируется ряд УУД. 7.  Данная  технология  направлена  на  формирование  познавательных универсальных  учебных  действий,  коммуникативных   универсальных учебных  действий, обеспечивая  умение  истолковывать  прочитанное  и формулировать  свою  позицию,  адекватно  понимать  собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. 8.  Правильно  сформированные  навыки  чтения  –  мощный  инструмент дальнейшего  саморазвития  личности.  Подобная  работа  с  текстом  не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный  интерес,  развивается  речь,  улучшается  запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение  сопоставлять  факты  и  делать  умозаключения.  Технология продуктивного  чтения  позволяет  выработать  правильный  тип читательской  деятельности,  что  поможет  думающему  ребѐнку  стать думающим читателем. 9.  Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя  не  только  знания  технологии  продуктивного  чтения,  но  и большой  любви  самого  учителя  к  литературе  и  чтению.  Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания. 10.  Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает  педагогу  в  решении  задач  ФГОС,  поскольку  обеспечивает формирование  таких  сторон  читательского  развития,  как эмоциональная  отзывчивость  (активность  читательских  чувств  и точное  улавливание  авторских  чувств,  сопереживание  ситуации, героям  произведения,  автору);  активность  и  объективность читательского  воображения,  воссоздающего  и  творческого; постижение  содержания  произведения  на  уровне  репродуктивном (пересказ),  аналитическом  (вопросык   тексту,  размышления  над прочитанным,  мотивировка  событий,  поступков  героев), синтезирующем  (концепция  произведения  в  целом);  осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.

Доклад. Технология продуктивного чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018