Доклад "Учусь сама, учу других"
Оценка 4.7

Доклад "Учусь сама, учу других"

Оценка 4.7
Лекции
doc
воспитательная работа
2 кл
05.07.2017
Доклад "Учусь сама, учу других"
В своём докладе я делилась опытом работы по проектной деятельности в начальных классах. Составила для себя блок-схему, которая на практике мне позволит рационально организовать свою педагогическую проектную деятельность. Рассказала какими способами и приёмами, пользовалась при осуществлении проектной и исследовательской деятельности.Так как я вела школу одного учителя, то поделилась опытом работы по проектной и исследовательской работе в начальных классах.Привела примеры, какие проекты и исследования проводила во 2 классе.
Учусь сама.doc
Учусь сама, учу других                                     «Факт – основа, фундамент; фантазия – строительный материал;  гипотеза – строительный план; истина – здание. Фантазия и научное суждение образуют истину, фантазия и  вкус – красоту»                                                                                     Я. Вант­Гофф                   Наступила   пора   радикальных   изменений   образовательной   политики   в стране, решительной модернизации учебного процесса. Не вызывает сомнений, что ведущая роль в этой работе должна быть доверена учителю. На повестке дня   целый   ряд   актуальных   задач:   модернизация   методической   системы обучения, разработка технологий проектирования различных педагогических объектов, от которых зависит модернизация учебного процесса.   Так   как   я   постоянно   стремлюсь   повышать   уровень   своего   профессионализма,   я   учусь   проектировать   собственную   методическую систему   обучения   учебным   предметам.   На   мой   взгляд,   средством продвижения новых идей  и утверждения нового знания может стать особого рода теоретическая деятельность построения новых знакомых моделей, она позволит снять парадоксы, пока ещё характерные для нынешнего состояния знания   и   мышления,   а   к   тому   времени   уже   докажет   свою   эффективность построенная   модель   исследуемого   объекта.   Такую   деятельность   принято называть проектированием.           В   конце   ХХ   века   проектность   стала   определяющей   стилевой   чертой современного   мышления,   одним   из   важнейших   типологических   признаков современной   культуры   практически   во   всех   её   практических   аспектах, связанных с творческой деятельностью человека. Проектностью пронизаны, наука, искусство, психология, образование человека: в его отношении к миру, к   социальной   и   предметной   среде,   в   формах   потребления   и   творчества неизменно   присутствует   проектное   переживание   мира.   Педагогическое проектирование   можно   рассматривать   в   двух   ракурсах:   научном   и практическом. Профессиональная деятельность учителя представляется как моделирование   всего   процесса   обучения,   так   и   составление   плана   урока. Проект   –   это   индивидуальное   представление   учителя   о   его   собственной будущей деятельности.      Если мы рассматриваем педагогическое проектирование как деятельность, то ей, безусловно, присущи определённая динамика, смена этапов, стадий. Детальная   разработка   последовательности   действий   учителя   по проектированию педагогического объекта отражена в книге В.С. Безруковой «Проективная   педагогика»,   где   объектами   проектирования   становятся педагогическая   система,   педагогические   процессы   и   педагогические ситуации.      Познакомившись с предложенной палитрой  исследовательских подходов к проблеме моделирования проектировочной деятельности учителя, я смогла выбрать   для   себя   оптимальный,   что   и   обогатит   мою   образовательную практику   идеями   системности,   целостности,   что,   безусловно,   поможет достичь гарантированных результатов в деле развития, обучения и воспитания детей.    Для   себя   я   разработала   следующую   логику   проектирования педагогического объекта: 1.Инициирующий.  Анализ,   диагностика     и   оценка   текущего   состояния   объекта проектирования.  Анализ научных исследований, теоретическое обоснование заданной проблемы. Результат:  обоснование   необходимости   проектирования,   создание наилучших условий. 2.Основополагающий.  Уяснение целей проектирования.  Прогнозирование вариантов и вероятности достижения цели.  Концептуализация проектного педагогического замысла.  Оформление целостной программы проектирования.  Планирование. Результат: создание проекта педагогического объекта, эксплицированного в особом документе (концепция, модель, программа, план). 3.Прагматический.  Определение путей реализации проекта.  Апробация проекта. Результат:  констатация (не) перехода образовательной системы в новое качество. 4.Заключительный.  Самооценка   полученного   проекта   и   качественных   результатов   его экспериментальной апробации.  Критическая рефлексия возникших трудностей, перепроектировка, коррекция, оптимизация проекта. Результат: создание улучшенного проекта на будущее.       Я, думаю, что эта блок­схема  на практике мне позволит рационально организовать свою педагогическую проектную деятельность.           Важнейшей   педагогической   проблемой   сегодня   стало   внедрение   в образовательный процесс средств и методик, помогающим детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности учащихся становится не   только   результативность   в   изучении   школьных   предметов,   сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы,   истории,   самого   себя.   Большие   возможности   в   этом   плане открывает   проектная   деятельность,   направленная   на   духовное   и профессиональное   становление   личности   ребёнка   через   активные   способы действий. Проектность – определяющая черта современного мышления. Эпиграфом   данной   технологии   вполне   может   служить   китайская пословица  «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».  Это очень созвучно с принципами современной прогрессивной школы:   стимулировать   интересы   учащихся   через   творческие   задачи, требующие   работы   воображения,   учащиеся   должны   применять   и интегрировать информацию, а не просто заучивать её.          Сказанное и определило постановку  проблемы исследования, которая состоит в необходимости создания условий, дающих учащимся  возможность заниматься проектной и исследовательской  деятельностью.           Проблема   предопределила   выбор  темы   исследования  «Творческие проекты и исследования как форма организации деятельности учащихся»              Объектом исследования  является проектирование и исследование как форма деятельности учащихся.      Предмет исследования.  Структура работы над ученическим  проектом.  адаптировать   методику   проектной   и   исследовательской   деятельности   учащихся   в   урочной   и   внеурочной деятельности.      Из цели вытекают задачи исследования:   исследовательской  деятельности.       2.Разработать ученические проекты.      3.Организация деятельности учащихся над проектом.      4.Отслеживание результатов деятельности учащихся над проектом (анализ результатов деятельности учащихся). Гипотеза   исследования:  Посредством   включения   учащихся   в   проектную деятельность сформировать у них навыки исследования.   1.Изучить   методическую   литературу   по   технологии   проектной     и  Цель   исследования:                      Проектные методы образования становятся всё более популярными и обретают   второе   дыхание.   Достаточно   трудно   определить   их   «возраст», поскольку элементы проектного мышления были заложены уже в «майевтике» Сократа, но если даже считать точкой отсчёта проектных методов вторую половину Х1Х века, то им – более ста лет. И до сих пор они не потеряли своего инновационного характера.          Это вызвано  тем, что проект  – это открытая и динамическая форма организации   и   учебной   деятельности   учащегося,   и   педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения. Эти возможности не может в полной мере обеспечить традиционный урок, как бы мы его ни называли (урок­дискуссия, урок­путешествие, урок­олимпиада и т.д.)        Урок в любой, даже самой активной и театрализованной форме, всегда остаётся регламентирующей рамкой обучения.   Проект  устроен   иначе.   В   нём   основное   содержание   деятельности   определяется учащимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не   только   мотивированно   усваивать   самостоятельно   отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности и предметного содержания.          Сравнение этих двух принципиально противоположных форм позволяет сделать предварительный вывод:  Система   «уроков»   позволяет     держать   ученика   под   контролёром,   а система «проектов» даёт ученику большую степень свободы. Систему «уроков» поэтому организовать проще.  Система «уроков» позволяет  дать некоторую гарантию того, что все дети   усвоят   некий   общий   объём   отобранной   информации.   Система «проектов»   такой   гарантии   не   даёт,   но   взамен   позволяет   ученику: 1)проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения; 2)выработать и отстаивать  собственную позицию, развивая   критическое   мышление;   3)самостоятельно   выработать собственную   систему   взглядов.   «Проектное»   образование   поэтому организовать труднее (и для ученика, и для педагога).           Возможно,   именно   по   этим   причинам   в   школах   так   долго   держится классно­урочная система. Однако в системе организации, где привычной стала проектная   деятельность,   дети   обучаются   легче,   у   них   появляется заинтересованность в результатах своего обучения.          В современной педагогике   проектное обучение используется не вместо предметного   систематического   обучения,   а   наряду   с   ним,   как   компонент образовательных систем.            Могут   ли   учащиеся   начальных   классов   успешно   и   результативно заниматься проектной и исследовательской деятельностью? Три года назад я не   могла   дать   положительный   ответ,   а   сейчас   знаю   –   могут,   если целенаправленно   заниматься   с   детьми.     И   это   доказывают   успешные выступления моих ребят на школьных научно – практических конференциях, которые   проводятся     в   конце   учебного   года.   Учитывая   психологические особенности детей  младшего школьного возраста, я отметила следующее: как известно, возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдалённые задачи, предлагать далёкие   перспективы, требовать охватить непременно несколько направлений деятельности и т.д.  В связи с этим  значимость метода проектов видится мне в том, что маленький конкретный проект младшего школьника может выступать частью большого группового проекта, из которого складывается общая картина.          Конечно, в специализированных школах, гимназиях и других подобных заведениях таким видом деятельности занимаются давно и довольно успешно. Но как применить всё это в условиях обычной средней школы, в какой форме: на уроках, кружковой деятельности, на дополнительных занятиях или как­то по­другому?           Кроме   этого,   не   все   учащиеся   начальных   классов   готовы   сразу   же заниматься   таким   видом   творчества.   Детям   нужен   творческий   знающий человек, который научил бы их любить то, что любит сам. Он должен иметь определённую степень свободы в своей работе и нестандартное мышление. Ведь существовали же традиции проведения уроков наблюдения в природе! Такая работа не называлась проектной или исследовательской деятельностью. Из года в год вожу ребят на экскурсии, рассказываю им об окружающем мире в   естественных   условиях.   Дети   собирают   образцы   растений,   делают зарисовки, пишут сочинения и рассказы по впечатлениям экскурсии. Почему же мы говорим о проектной и исследовательской деятельности, как о чём­то новом, неизвестном и боимся подступиться к ней, сделать что­то не так, как требуется?   Ведь   всё   это   –   естественный   процесс   познания.   Маленький ребёнок с момента рождения уже начинает изучать мир. Значит, детство – самое подходящее время, чтобы начинать готовить  исследователя.            Так   как     два   года   работа   в   этом   направлении   велась   в   режиме эксперимента,   почти   на   «ощупь»,   я   решила   изучить   как   можно   больше литературы   по   проектной     и   исследовательской   деятельности,  а   также   по смежным вопросам (по развивающему обучению, ТРИЗ, развитию творческого мышления, логике, эвристике и т.п.).           В   первом   и   во   втором   классах   мои   ребята,   работая   над   проектом, использовали   карточку­подсказку   «Мой   проект»,   взятой   из   книги   И.В. Цветковой «Экология для начальной школы. Игры и проекты». Мой проект  Что я хочу сделать? (Чему научиться, кому помочь, каким стать?)  Как будет называться мой проект? Что будет главным его результатом?  Эмблема моего проекта. Мой маршрут движения к поставленной цели  Старт (Я выбрал тему и цель проекта).  К   кому   я   буду   обращаться   за   советом?   На   чью   помощь   я   могу рассчитывать?  Мне надо прочитать книги, чтобы найти материал для проекта.  В каких ещё источниках я могу найти материал?  Я рисую предметы, делаю фотографии, провожу опыты, анкеты среди ребят класса, которые мне пригодятся при выполнении проекта.  Что   ещё   можно   сделать,   чтобы   подготовиться   к   выполнению задуманного как можно лучше? Основная часть проекта – финишная прямая Чтобы достичь цели, вероятно, придётся сделать несколько самых важных дел –   шагов.   Я   буду   записывать   шаг   за   шагом,   что   я   буду   делать,   как   буду выполнять проект.                              Подведём итоги!  Выполнил ли я то, что задумал?  Получилось   ли   сделать   то,   что   я   записал   как   главный   результат проекта?  Всё ли получилось так, как я задумывал?  Что было сделано хорошо, а что плохо?  Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?  Кто мог сказать мне спасибо за это проект?  Попрошу взрослых оценить мою работу: что сказала мама, учительница, мои друзья.  В чём я с ним согласен, а в чём нет. Какие ещё проекты я мог бы сделать?       Ученик, работая над проектом, проходит стадии:  планирования;  анализа;  синтеза;  активной деятельности. При организации работы учащихся по методу проектов возможно не только индивидуальная   самостоятельная   работа   учащихся,   но   и   групповая.   Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных   качествах,   рассмотрение   различных   точек   зрения   на   одну проблему.   Выступление   перед   аудиторией   вынуждает   структурировать излагаемую   информацию,   чтобы   донести   её   до   слушателей.   Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата.           Проблемы   создаются   по   самым   разным   областям   человеческой деятельности,   благодаря   чему   учащиеся   знакомятся   с   «взрослыми» проблемами,   приобретают   навыки   решения   актуальных   вопросов современности, связанных  с экологией экономикой, безопасностью человека и   природы.   Через   приобретаемый   опыт   происходит   знакомство   с производством,   миром   профессий.   Так   в   2004­2005   учебном   году   ребята работали   над   групповыми   проектами   «Где   и   как   работают   люди».   Ребята самостоятельно   выбрали   профессии:   продавец,   медсестра,   пожарный   и менеджер. Конечно, можно было оформить все эти групповые проекты в один большой,   это   было   бы   прекрасно.   В   результате   появился   бы   уникальный проект, нечто новое. (Групповой проект прилагается).        Хороший результат даёт индивидуальная работа с учеником. Эту работу может вести как учитель, так и родители. Те проекты, где оказывали помощь родители,  результат   оказывался   намного   лучше,  чем  у   тех  ребят,  которые работали самостоятельно (проекты прилагаются).           В   последнее   время   говорится   о   «проектном   обучении»,   «проектной деятельности   школьников»   как   о   чём­то   принципиально   новом   и   нашей традиционной   российской   школе   не   свойственном.   При   этом   множество специалистов   выражают   с   этим   категорическое   несогласие,   и   оно   вполне обосновано. Так, например, утверждают они, разве нельзя назвать проектами и проектированием   всем   известные,   применявшие   много   десятилетий   в советской   школе   виды   детской   деятельности,   такие,   как:   подготовка школьного   спектакля,   пионерского   сбора   выпуск   стенгазеты   или   военно­ спортивной игры? Ответ ясен: безусловно, идея стенгазеты – это проект, а процесс её создания – это и проектирование, и воплощение проекта. Значит, в нашем классе создавались классные проекты. Это – проект «Каша – пища наша». Каждый ребёнок готовил свой маленький проект, а в итоге продуктом этой   проектной   деятельности   стал   замечательный   праздник   и   создание сборника   рецептур   «Наши   каши».   Праздник   «Разговор   при   свечах», посвящённый   60­летию   Победы   –   это   ведь   тоже   проект,   состоящий   из маленьких   проектов   детей   об   участии   родных   и   близких   в   этой   войне. Конечный продукт – книга памяти и сам праздник. Принципиальная новизна того, что предлагается в наше время в качестве альтернативы традиционной, советской, образовательной практике, более выражена   в   других   терминах   и   понятиях   –   это,   прежде   всего, «исследовательское   поведение»,   «исследовательское   обучение»   и «исследовательские   методы   обучения».   Как   я   поняла,   проектную   и исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально­творческой деятельности. Для успешного осуществления данной   деятельности     субъекту   требуются   специфическое   личностное образование   –   исследовательские   способности.   Под   «способами   и приёмами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приёмы,   необходимые   при   осуществлении   исследовательской деятельности, такие, как:  умение видеть проблемы;  умение вырабатывать гипотезы;  умение наблюдать;  умение проводить эксперименты;  умение давать определения понятиям и другие.           Таким   образом,   исследование   и   проектирование   имеют   высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в   процессе   обучения.   Оценивая   возможности   исследования   и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и   проектные   методы,   и   методы   исследовательского   обучения,   а, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы.          Исследовательский подход занимает значительное место в методике изучения окружающего мира. Он представляет собой способ организации процесса   познания,   который   обеспечивает   поисковую   деятельность учащихся в открытии фактических знаний и взаимосвязей между ними. Его реализация предполагает использование таких методов, как наблюдения, опыты, самонаблюдения и т.д. И если в 1­3 классах в курсе «Окружающий мир»   (программа   «Школа     2100»)   большое   внимание   уделяется наблюдениям и опытам, то в учебном материале первой части 4­го класса, в котором рассматривается строение и функционирование тела человека, возрастает   роль   самонаблюдения.   В   целом   самонаблюдение   можно рассматривать   как   действенный   способ   реализации   исследовательского подхода   при   изучении   материала   об   организме   человека.   Организация самонаблюдения позволяет учащимся   исследовать мир не со стороны, а как бы изнутри, осознавая при этом самих себя частью этого мира.      В 2005­2006 учебном году я составила этапы работы над проектом, как для учителя, так и для учащихся. Этапы работы учащихся над проектом (для учителя)                                                    (для учащихся) 1. Получает информацию о  1. Введение   в   проектную проектной деятельности  (требования, план выполнения  проектной работы) деятельность (требования, рекомендации, выполнения проекта). план   2. Определение и утверждение тематики проектов. 2. Выбирает тему проекта и      утверждает её.      3. Составляет график работы над      проектом. 5. Выполняет проект,  Промежуточные консультации.   3. Подбор анализ литературных источников и других материалов. и   4. Анализ и контроль процесса   проекта и   выполнения   (групповые индивидуальные консультации). 6. Контроль над оформлением       6. Оформляет проект. проекта. 7. Организация   и   защита       7. Защищает проект. проектов. 8. Подведение итогов.       8. Обсуждает результаты работы. Итак, тема выбрана, работа закипела: консультации, поиск информации, разработка, завершение, оформление – а дальше? Здесь­то и встаёт вопрос об   оценке   проекта.   Для   меня   представляет   особую   важность   проблема оценивания   результатов   проектирования.   Оценивание   –   это   имитация профессиональной экспертизы. В то же время  мы хорошо понимаем, что оценивание   результатов   творческой   деятельности   всегда   драматично   и противоречиво. Поэтому над этим мне ещё стоит подумать.           Для   определения   знаний   современных   детей   о   науке   и   способах научного познания мною была проведено анкетирование среди учащихся моего   класса.   При   перечислении   изучаемых   наук   дети   называют   все учебные предметы, а в списке любимых   оказались математика, история, окружающий мир.      В основном дети отмечают, что «учёные – это умные наблюдательные, опытные люди, которые увлекаются наукой, изучают наш мир, и что­то исследуют». Некоторые считают, что «учёные – это люди, которые за всем наблюдают, делают открытия и доказывают правду». Ученики не могли назвать учёных, которые живут и работают с ними в одном городе.          Результаты анкетирования показали, что 71% детей в моём классе хотели бы связать свою жизнь с наукой: «Хочу быть учёным потому, что это увлекательная профессия. Мне нравится исследовать мир», «Я хочу быть учёным потому, что  учёные ­ это люди, которые много делают для человечества». Однако дети понимают и то, что занятия наукой связаны не только со славой и успехом: «Нет, потому что я думаю, что не справлюсь», «   Нет,   у   них   скучная   жизнь».   Ребята   мечтают:   «открыть   новую неисследованную   планету», «любое    открытие,  лишь   бы   его   не  сделали раньше меня», «открыть формулу успеха в учёбе», «открыть живность на другой планете».       Включение элементов научно­исследовательской работы при изучении предметов   в   начальной   школе   активизирует   познавательный   интерес учащихся,   способствует   повышению   их   интеллектуального   уровня   и творческого   потенциала.   Для   того   чтобы   научить   ребёнка   искать   и находить, ему необходимо вначале объяснить, что такое наука, как люди делают научные открытия, как рождается истина.        Я верю, что любовь и огромное желание заниматься интеллектуальным творчеством, как у меня, так и у моих учащихся останется на всю жизнь. Став взрослыми, наши ученики принесут большую пользу науке и самим себе.   Это   поможет   им   самореализоваться   в   нашем   непростом   мире,   а самореализация должна стать целью и смыслом жизни человека ХХ1 века. К этому необходимо стремиться каждому человеку.           Моей   главной   педагогической   идеей   была   и   будет   мысль:   уча,  не останавливаться   на    уровне   детского  понимания,  а  поднимать   детей   на уровень   мышления   взрослого.   Сотрудничество   учеников   и   учителя   на позициях творческой и исследовательской деятельности – лучшая форма реализации этой идеи.     А   главное,   скромные,   на   вид   угловатые,   тихие,   иногда малоразговорчивые   дети,   увлечённые   творчеством,   раскрываются   «как бутоны навстречу солнцу», обретают уверенность в своих силах и идут вперёд  без страха быть непонятыми, с открытой душой и внимательными глазами. Это и есть основная цель занятий проектной и исследовательской деятельностью. Новый этап моей работы над этим проектом требует решить следующие проблемы:  разработать тематику проектов для учащихся начальных классов; создать программу  «Формирование умений и навыков проектной  и   исследовательской   деятельности»   для   учащихся   начальной школы.  (Учебная   программа   для   тех,   кто   обучается   в  системе дополнительного образования).                                        Анкета Ученика (цы) _____класса _________________________________________ 1. Какие   науки   ты   изучаешь?   (Подчеркни   ту,   которая   тебе   нравится больше). 2. Кто такой учёный? ____________________________________________ _____________________________________________________________ 3. Каких   учёных   ты   знаешь   (по   книгам,   по   фильмам,   по   рассказам)? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 4. Какими качествами должен обладать учёный? Подчеркни и продолжи. Быть пожилым, любознательным, красивым, терпеливым,  порядочным, честным,   добрым… _____________________________________________________________   исследователем?   Почему? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ______________________________________________________ 5. Хочешь   ли   ты   быть   учёным,   наблюдательным,   храбрым,   умным, 6. Какое открытие ты мечтаешь сделать?____________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                                        Анкета Ученика (цы) _____класса _________________________________________ 7. Какие   науки   ты   изучаешь?   (Подчеркни   ту,   которая   тебе   нравится больше). 8. Кто такой учёный? ____________________________________________ _____________________________________________________________ 9. Каких   учёных   ты   знаешь   (по   книгам,   по   фильмам,   по   рассказам)? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 10.Какими качествами должен обладать учёный? Подчеркни и продолжи. Быть пожилым, любознательным, красивым, терпеливым,  порядочным, честным,   добрым… _____________________________________________________________ ____________________________________________________   наблюдательным,   храбрым,   умным, 11.Хочешь   ли   ты   быть   учёным,   исследователем?   Почему? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ______________________________________________________ 12.Какое открытие ты мечтаешь сделать?____________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"

Доклад "Учусь сама, учу других"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2017