Достоевский –художник.
Творчество Достоевского принадлежит к выдающимся , но в то же время исключительно сложным , противоречивым явлениям мировой литературы .
Гуманное сочувствие униженным и оскорбленным , острая критика буржуазной психологии и морали ,проникновенный анализ внутреннего мира человека обессмертили его имя .Романы Достоевского воплотили неодолимый протест писателя против социальной несправедливости ,его страстную веру в будущий «золотой век» человечества .
С огромной силой Достоевский показал , какую страшную опасность таят в себе идеи и теории буржуазного индивидуализма .Произведения великого русского писателя ,художественно убедительные своим тонким проникновением в психологию , сложные и запутанные настроения и переживания героев ,взывают к совести человека , потрясая и очищая его.
Как никто другой ,Достоевский чувствовал ответственность художника за будущие судьбы России ,человечества в целом .Его статьи из «Дневника писателя» проникнуты неустанными размышлениями о необходимости поисков «нормального закона», «руководящей нити» среди современного хаоса и разложения . Задача ,достойная художника шекспировских размеров . Гуманное сочувствие Достоевского « забитым существованием», поруганному достоинству «маленького» , социально униженного человека –все то , что составляло пафос творческой деятельности писателя , начиная с романа «Бедные люди «, в 60-е годы обусловило его резко критическое отношение к нравственным «нормам» старой дворянской жизни , к буржуазной Европе ,к вновь формирующейся по западному образцу и подобию русской буржуазии .
Интерес Достоевского к внутреннему миру человека ,к нравственно-философским проблемам пореформенной России во многом определил своеобразие его творческих принципов .Романы Достоевского богаты открытиями в области изображения психологии человека .Эта сторона творческого дарования писателя ощутимо проявилась уже в его ранних произведениях , составит их наиболее яркую особенность . В связи с толками читателей и критики по поводу романа «Бедные люди» Достоевский сообщал брату :»Во мне находят новую оригинальную струю ,состоящую в том ,что я действую Анализом ,а не Синтезом ,т.е. иду в глубину ,а разбирая по атомам ,отыскиваю целое». И в конце жизни ,отвечая на широко распространенное мнение о том , что он преимущественно «психолог», Достоевский снова утверждал , что его задача –идти в глубину , быть «реалистом в высшем смысле» и «при полном реализме найти человека в человеке».
Именно «через психологию отдельных людей» , подчеркивал Луначарский ,Достоевский изображает «весь социальный сдвиг своего времени».
Эти особенности творческого метода Достоевского впервые в полной мере проявились в романе « Преступление и наказание»-«психологическом отчете» об одном преступление .В романе Достоевский сумел исключительно точно воспроизвести психологию человека ,совершившего преступление и находящегося на грани духовного срыва .На это обстоятельство неоднократно обращалось внимание в специальной юридической и медицинской литературы. Реалистическое воссоздание психологии –одна из самых сильных сторон романа , постоянно привлекавшая к нему внимания критики .Так , еще в 1884 году высокую оценку психологизма Достоевского дал известный пропагандист русской литературы на Западе Мельхиор де Вогюе. Он писал ,что со времен шекспировского «Макбета» «люди науки ,посвятившие себя наблюдению под человеческой душой» , не могли прочитать более глубокого «психологического очерка преступления» ,чем роман Достоевского .
Достоевский вполне понимал ,что сама по себе психологическая интроспекция как прием художественного изображения еще не дает верного представления о человеке . Психология в произведениях великого русского писателя всегда четко обусловлена социально .Умение показать объективную обусловленность психики человека-отличительная черта творческого метода Достоевского ,начиная с романа «Бедные люди». В « Преступлении и наказание» психологический анализ также постоянно связан с изображением внешних побудительных причин . Соответствие внутреннего мира персонажа и обстоятельств его социального бытия служит показателем реализма художественного изображения , а так же правдивости авторской идейно-эмоциональности оценки.
Жизнь постоянно ставит перед Раскольниковым дилемму: или самоутверждайся , или погибни . Силой обстоятельств герой романа подведен к идее преступления и мысленно уже совершил его . «Весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса ,был уже им покончен : казуистика его выточилась , как бритва , и сам в себе он уже не находил сознательных возражений». Трагедия Раскольникова именно в этом . До поры до времени инерция привычки , традиции добропорядочности , душевного благородства , заложенные в Раскольникове с детства , еще удерживают его от последнего шага .
Вот почему «никак он не мог , например , вообразить себе , что когда –нибудь он кончит думать , встанет – и просто пойдет туда …. Даже недавнюю пробу свою он только пробовал было сделать , но далеко не взаправду , а так : « Дай-ка , дескать , пойду и опробую , что мечтать –то !»- и тот час же не выдержал , плюнул и убежал , в остервенении на самого себя». Но «мечтание» , подкрепляемое ежеминутными впечатлениями жизненной несправедливости , оказывается сильнее добрых нравственных привычек . В жизни их ничего не поддерживает , и даже благородные человеческие побуждения оборачиваются оскорблениями «положительно прекрасного» человека , издевательством над его самоотвержением . Да и само добро и самоотверженность принимают дикую , неестественную форму .
Остатки благородных нравственных убеждений Раскольникова уступают перед стечением обстоятельств , благоприятных для совершения преступления . И Достоевский сосредоточивается на изображении душевного состояния героя ,не считая нужным окутывать тайной сами обстоятельства его поступка .
В автоматизме действий Раскольникова , в заторможенности его сознания в момент убийства и после него находит выражение своеобразие его психического состояния .Автоматизм последнего шага автором тщательно фиксируется: «Последний же день , так нечаянно наступивший и все разом порешивший , подействовал на него почти совсем механически : как будто его кто –то взял за руку и потянул за собой ,неотразимо , слепо , с неестественною силой , без возражений . Точно он попал клочком одежды в колено машины , и его начало в нее втягивать».
«Не Раскольников совершает преступление, а оно само с ним совершается»- так выразился Н. Страхов свои впечатления от этих страниц романа .
Вместе с тем автоматизм сочетается с рядом необдуманных действий .Раскольников теряется ,делает важные ошибки . Но до поры до времени страх и отвращение отступают перед необходимостью действовать . Все последующее совершается Раскольниковым в состоянии какой –то «рассеянности», «задумчивости».
Этот сложный рисунок поведения героя, который в специальной юридической , медицинской , фрейдистской литературе рассматривается с чисто психологической стороны , на самом деле проявление характера Раскольникова , некоторых сложных , трагических обстоятельств его жизни . Преступление совершает не человек –схема , не «теоретик»-сверхчеловек , а человек определенного нравственного склада –не чуждым гуманности и демократических симпатий к социально униженным , но сам доведенный этим же унижением до одичания , утраты человечности , до дикой ,истеричной озлобленности . В статье « Борьба за жизнь» , анализируя сюжетную ситуацию романа, Писарев подробно объяснил , как возникает «бешеное проклятие против такой жизни», вызывающей человека на противоестественные ,ненормальные поступки .
Но Достоевский ,изображая преступление Раскольникова ,подчеркивая его бессмысленность , усложняет психологический рисунок поведения героя и вводит второе , непредумышленное убийство .Именно оно производит на Раскольникова самое тяжелое впечатление , вызывая еще более глубокий психический срыв .
«Страх охватывал его все больше и больше , особенно после этого второго , совсем неожиданного убийства .Ему хотелось поскорее убежать от сюда .И если бы в ту минуту он в состоянии был правильнее видеть и рассуждать ;если бы только мог сообразить все трудности своего положения , все отчаяние , все безобразие и всю нелепость его ,понять при этом , столько затруднений , а может быть , и злодейств , еще остается ему преодолеть и совершить , чтобы вырваться отсюда и добраться домой , то очень может быть , что он бросил бы все и тотчас пошел бы сам на себя объявить , и не от страха даже за себя , а от одного только ужаса и отвращения к тому , что он сделал»
Авторское объяснение состояния Раскольникова содержит «предварительное разъяснение» будущего поведения персонажа. Психологическая характеристика состояния преступника принимает широкий обобщающий смысл . За рассуждениями об «ужасе» и «отвращении», о возможных новых случайных и непредумышленных «злодействах» слышится гуманный голос человека , в непосредственной близости наблюдавшего долгие годы нравственные страдания несчастных отверженных , бывших воров и убийц .
Опровергая теоретические выкладки своего героя , его «право» переступить через препятствия , основанное на «арифметике» и «мере» , Достоевский обратился к самому острому оружию –анализу непосредственного создания , «живой жизни» героя . «Логика предугадает три случая , а их миллион!»-говорит Разумихин , выражая самую глубинную мысль Достоевского . Поведение Раскольникова , при всем его огромном уме и расчете , сплошь состоит из таких вот непредвиденных случаев . Вглядываясь в «натуру», в сознание своего героя , Достоевский обнаруживает алогичность его поступков ,необъяснимую смену настроений , подчеркивает таинственность и загадочность происходящего , которое воспринимает самим Раскольниковым как некоторое «предопределение судьба».
Характерно, что во время предварительного следствия опытный психолог Порфирий Петрович тоже стремится взять в расчет прежде всего «натуру» преступника : он надеется на «нетерпение» Раскольников а , на проявление «страсти» , ищет «черточку» в его поведении . Следователь называет Раскольникова «нетерпеливым».
И действительно , Раскольникова неоднократно охватывает отвращение , желание покончить все разом.
«… Ему вдруг стало самому решительно все равно до чьего бы то ни было мнения … Мрачное ощущение мучительного , бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его … Если б его приговорили даже сжечь в эту минуту , то и тогда он не шевельнулся бы…
Странная мысль пришла ему вдруг : встать сейчас , подойти к Никодиму Фомичу и рассказать ему все вчерашнее …»
Безразличие , равнодушие к своей судьбе в конце концов заставляет Раскольникова явиться с повинной .
Как же понимать это чувство отчуждения , которое Раскольников особенно остро испытывает рядом с близкими ему людьми ?
Поведение героя может быть понято как симптом нравственного самоосуждения , которое осуществляется в нем само по себе , независимо от его воли .Но это происходит , конечно , не вследствие нарушения Раскольникова «земного закона» или его нравственной потребности в наказании , как объяснил Достоевскийв письме Каткову .
Преступление – переломный момент в создании Раскольникова . Оно по –новому раскрывает его характер , способствуя обнаружению в нем новых качеств . В связи с этим и должно быть рассмотрено состояние героя после преступления .
Убийство было задумано и осуществлено Раскольниковым как акт социального возмездия , как акт гуманности , как попытка найти выход из жизненного тупика и утвердить свое «Право» необыкновенной личности .На самом деле оно обернулось для Раскольникова новым , еще более сложным духовным тупиком .
Вновь и вновь возвращается Раскольников к тем вопросам , которые привели его к катастрофе . « Кроткие , тихие , забитые … Почему они не стонут , почему не плачут …» Снова взывает Раскольников к историческому опыту , к примеру «великих авторитетов» , проливших кровь и «увенчанных» в Капитолиях .И не находит иных решений – иначе « подлец-человек... весь род , то есть человеческий». Метафизика «идеи» , приведшей его к преступлению , в еще большей мере действует на сознание героя после преступления .Социальная трагедия подготовила и обусловила трагедию сознания , более глубокую и безнадежную .
Акцентировка внимания писателя на философских проблемах , которые мучают Раскольникова ,на его отчаянных попытках решить «вековые» проклятые вопросы и на его безысходности могут породить впечатление , будто бы Достоевский изображает «трагедию человеческого духа», создания вообще, –мысль, которую неоднократно варьировала реакционная буржуазная критика , начиная с Н. Бердяева .
На самом деле Достоевский изображает социально обусловленную трагедию , трагедию сознания человека конкретной социально –исторической эпохи . Трагедия Раскольникова не была таковой для самого для самого художника .Понимание Достоевским временного характера духовного тупика, в котором очутился Раскольников , подчеркнуто и тем ,что писатель беспощадно судит своего героя , теоретика индивидуализма , безжалостно обнажая глубины его изверившейся души ,акцентируя внимание на таком психическом состоянии , которое можно назвать сомнамбулизмом . Анализ психических переживаний , противоречивых настроений Раскольникова ,осуществленный рукой великого художника-моралиста , несет в себе то оздоровляющее нравственное начало , которое убедительно противостоит всевозможным теоретическим соблазнам и рассуждениям о «праве» . Именно беспощадный , «жестокий» психологический анализ выявляет в герое ощущение напрасно пролитой крови , наглядно опровергая его « великую идею».
Убийство старухи сорвало с Раскольникова ризы «бледного» ангела», в которое он мысленно рядился , совершая свои «пробы». Преступление –саморазоблачение Раскольникова , и оно разоблачает не только перед другими , но в конце концов и перед ним самим ложность и антигуманность его позиции индивидуализма , порочность философии буржуазного самоутверждения .
Духовный крах Раскольникова воспринимает как прямое следствие болезненной ненормальности самой жизни , что находит отражение и в некоторых приемах авторского повествования . Герой Достоевского трагически одинок . Ощущение страшной разъединенности с миром постоянно преследует его .Но его внутреннее одиночество – выражении дисгармонии внешнего мира .Вот почему настроение и переживания Раскольникова находятся в таком точном соответствии с петербургской уличной жизнью , с убогим интерьером трактиров и углов , в которых обитают герои .
Эпизоды романа , несущие философскую нагрузку ,-в форме внутреннего монолога героя , полемического спора или символического сна – являются своеобразными кульминационными вершинами , проясняющими душевное состояние Раскольникова .
Монологическое «слово» героя выступает в романе в роли объективной психологической характеристике , выражающей непосредственный отклик героя на то или иное событие .Нередко это «слово» сопровождается дополнительной авторской оценкой нравственного состояния персонажа .Именно так передана реакция Раскольникова на рассказ Разумихина и Миколке , напрасно обвиненном в убийстве ростовщицы. Во время этого рассказа Раскольников «лежал молча , навзничь ,и упорно , хотя и без всякой мысли , глядел на вошедшего .Лицо его , отвернувшееся от любопытного цветка на обоях , было чрезвычайно бледно и выражало необыкновенное страдание , как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из –под пытки». Однако не это развернутое авторское оценочное описание , а последующие короткие злые реплики Раскольникова по адресу вошедшего Лужина в полной мере передают его внутренне напряженное состояние .Таким образом , раскрытие внутреннего мира Раскольникова осуществляется в романе не только с помощью непосредственной психологической интроспекции : рассказ о внешних событиях также психологизирован , пронизан мировосприятием героя .
Достоевский вошел в мировую литературу как писатель особого , трагического склада . Трагический колорит и тон , замаскированные юмором , характерны уже для его ранних произведений , в особенности «Двойника « и «Бедных людей». Крупнейшие произведения Достоевского 1860-1870 –х годов нередко даже называют «романами –трагедиями». Но не в форме произведений писателя , не в тех или иных его драматургических приемах и принципах повествования , а в особенностях социально –исторического характера .
Глубокое общественное недовольство , которое, как опасная взравчатая сила , таилось в демократических слоях русского общества и находило проявление в незатихающем революционном брожении , в героической борьбе одиночек , с одной стороны , темнота и забитость народных масс , только что начинавших втягиваться в общественную борьбу, -с другой ,- вот что определило ту объективную трагическую ситуацию , которая нашла отражение в русской реалистической литературе ,- не только в романах Достоевского , но и в поэмах и стихотворениях Некрасова , в сатирических «хрониках» и сказках Салтыкова –Щедрина .
В характере разработанных Достоевским сюжетным конфликтов , главный персонажей , столь непохожих на персонажей других русских писателей , сказалось своеобразие его мировоззрения , его понимания сущности русской жизни . Объективные трагические противоречия , порожденные социально-политическими условиями русской действительности прошлого века , нашли выражения в его романах в форме противоречий сознания героев .
Запутанные и подчас , казалось бы , ставящие в тупик психологические переживания персонажей Достоевского , их духовные и нравственные метания между «двумя безднами» обретают глубокий смысл , поставленные в связь с картинами вопиющих народных страданий, широко выписанных в романах . Преступление Раскольникова , которое сопровождается болезненными кошмарами и видениями , внутренне обусловлено безвыходным положением Мармеладовых , в чьих судьбах писатель сумел передать подлинную народную трагедию .
Ощущение личной ответственности за горе вселенское – источник «большой совести» героев Достоевского . «Грустно мне , грустно» ,- жалуется Дмитрий Карамазов , вспомнив слова шекспировского Гамлета о «бедном Йорике». Мите грустно , потому что «порядку в нем нет , высшего порядка» .О высшем порядке для человечества помышляют Достоевский и его герои: озлобленно и истерично Раскольников , с легкой грустной усмешкой Митя , философски возвышенно , но с безудержной карамазовской страстностью Иван . Именно эта подлинно гуманная социально –философская проблематика Достоевского делает его великим писателем .
Перед лицом непостижимых тайн жизни , принимающих для него неразрешимый характер , чувствуя всю тяжесть ответственности за судьбы мира , герой Достоевского «кончится в нравственных мука». От него , конкретной личности , зависит будущее всего человечества .Эту особенность романов Достоевского отметил С. Цвейг . «Это искусство ,- писал он, - нельзя сравнить ни с одним эпическим произведением ,и в решительные мгновения Достоевский действует как трагик ; «Карамазовы»-кость от кости греческой трагедии , плоть от плоти шекспировской драмы . Обнаженный стоит в них гигант –человек под трагическим небом судьбы».
При всех своих противоречиях человек Достоевского действительно «гигант». В таком понимании личности проявилась связь Достоевского с романтической традицией начала прошлого века . Однако писатель переосмыслил свое «художественное наследие», изобразив традиционного мечтателя –романтика в соответствии с его конкретно –исторической сущностью . Кризис романтического мечтательства , превращение восторженного романтика в озлобленное ,загнанное существо проходит через все творчество Достоевского, составляя пафос «Белых ночей» , «Петербургских сновидений в стихах и прозе» «Записок из подполья» « Преступление и наказание» .Герой- индивидуалист Достоевского 60-70 х годов в романтическом порыве к «сверхличному» идеалу неизменно обнаруживает свое бессилие , проклятие земной» эгоистической природы . Наиболее художественно совершенно это выражено в героях « Преступления и наказания» и « Братьев Карамазовых».
Трагедия Раскольникова может быть осмыслена как трагедия мелкобуржуазного сознания вполне определенного общественного периода . Это сознание несет в себе демократический протест , гневное бунтарство и в то же время лишено реальной положительной программы . В этих противоречиях –сущность трагических ситуаций и других романов Достоевского. В отличие от Шекспира , с которым Достоевского нередко сравнивают , Достоевский изображает трагедию идейных заблуждений , а не трагедию личной слабости , как , например, в «Гамлете», этом одном из наиболее совершенных произведений великого английского драматурга . Духовные искания Раскольникова во многом напоминают искать героев Бальзака . Но достоевский по –иному осмысливает своих героев , изображая трагедию краха иллюзий , окончательно срывая с индивидуалистического сознания его героико-романтический ореол. Сюжет « Преступление и наказание» воплотил в себе и вершинный момент самой «иллюзии»-веру Раскольникова в возможность индивидуалистического разрешения бедственных обстоятельств жизни- и ее крушение- безысходный нравственный тупик , в котором оказался герой после преступления . Сюжет «Преступление и наказания» раскрывает две самые крайние точки в духовной и нравственной жизни Раскольникова .Такая композиция сюжета характерна и для других « романов –трагедий» Достоевского , придавая им исключительную драматичность и энергичность в развитии действия .
Неисчерпаем арсенал средств художественной изобразительности Достоевского , призванных показать трагедию индивидуалистического сознания , донести до нас огромный размах жизни со всем ее непосредственным хаосам реальности . При внешней , казалось бы , предельной объективности своего многоголосого эпоса Достоевский всегда выступает как « дирижер хора» персонажей .Авторская концепция жизни находит выражение в многоплановой идейно-эмоциональной оценке поведения героев –трагической , сентиментальной , сатирической или юмористической , в сюжетной и предметной гиперболизации –двойное преступление Раскольникова , его символические сны , психологические «надрывы» и исповеди «горячего сердца» в «Братьях Карамазовых», в своеобразии урбанистического пейзажа и описания интерьеров , насыщенных философскими мотивами .
Само повествование в романах редко бывает нейтральным –оно эмоционально заразительно , как бы наэлектризовано изнутри ;самые повседневные , обыденные явления принимают под пером гениального писателя глубоко волнующее значение . Таковы клейкие весенние листочки , которые для Ивана Карамазова символизируют всю сущность жизни с ее пленительной , дурманящей красотой ; или мотив величавого спокойного солнца , чьи косые предзакатные лучи исполнены трагического смысла для Раскольникова и Версилова : или страшный « красный паучок» , который навязчиво возникает в видениях Ставрогина .
Такая экспрессия в изображении психологических переживаний человека явилась подлинным вкладом Достоевского в развитие мировой литературы , недаром мимо его творческого опыта не прошел ни один значительный писатель 21 века – начиная от Александра Блока и Леонида Андреева и кончая такими мастерами зарубежной литературы , как Франц Кафка , Дэвид Лоуренс , Альбер Камю , Томас Манн и Уильям Фолкнер .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.