Учебное занятие №8 8 класс
Тема: долбление древесины.
Практическая деятельность: долбление проушин и гнезд.
Цели: овладение учащимися знаниями и умениями по выполнению долбления проушин и гнезд. Создание условий для расширения представлений учащихся о видах и способах обработки материалов, воспитания аккуратности, точности, терпеливости, глазомера, добросовестности.
Прогнозируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- инструменты для долбления древесины,
- правила и приемы выполнения долбления,
- правила охраны труда при долблении.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять долбление долотом,
- выполнять обработку проушин и гнезд стамеской.
Оборудование и средства обучения: стамеска, долото, киянка, подкладная доска, струбцины, заготовки для пробного долбления, заготовки деталей с запиленными шипами и проушинами на прошлом уроке.
Ход урока:
I. Этап организации занятия
Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания через загадывание загадок: Каждый школьник должен знать, как инструмент сей применять, в руке его сжимают и им же “гнёзда” получают.
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Вопросы учителя:
- какой вид деятельности вы выполняли на прошлом занятии?
- для чего используются шиповые соединения?
- какие еще виды соединения деталей вы знаете?
- какие из названных видов соединения деталей наиболее прочные и эстетичные?
- какие части заготовки для образования шипа и проушины следует удалить после их запиливания? (удалить помеченные крестиком части)
- как это можно выполнить? (долбить)
- какими инструментами это выполняется? (долото, стамеска)
- какому виду деятельности будет посвящен сегодняшний урок, что мы будем изучать и выполнять?
Учитель вместе с учащимися формулирует тему и содержание практических заданий и определяет учебные цели и задачи.
III. Этап изучения нового материала
Последовательность изложения учебного материала.
1. Сущность долбления древесины как технологической операции.
2. Инструменты для долбления и обработки проушин и гнезд древесины: долото, стамеска и их устройство.
3. Последовательность долбления древесины. Проушины и гнезда.
4. Подрезание (подгонка) шипов и проушин напильником.
5. Зачистка (подгонка) шипов и проушин напильником.
6. Контроль качества выполняемых работ.
7. Правила охраны труда при работе с долотом и стамеской:
- надёжно закрепляйте заготовку на верстаке при долблении;
- долбление производите только исправными и хорошо заточенными инструментами;
- ударяйте киянкой точно вдоль оси долота;
- переносите долото и стамеску только лезвием вниз;
- подрезайте шипы и проушины стамеской только на верстаке в закреплённом положении;
- двигайте стамеску лезвием от себя;
- по окончании работы кладите долото и стамеску лезвием от себя. Следите, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака.
IV. Этап первичной проверки изученного материала
Задание №1
Ответить на вопросы теста, выбрав один вариант ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Для долбления проушины и гнезда лучше использовать…
а) стамеску б) долото в) напильник
2. Для подрезания шипов, гнезд, проушин лучше использовать…
а) стамеску б) долото в) напильник
3. Металлическое кольцо на ручке имеется у …
а) стамески б) долота в) ножа-косяка
4. У какого инструмента угол заточки рабочей части составляет 350?
а) стамески б) долота в) ножа-косяка
5. У какого инструмента угол заточки рабочей части составляет 20-250?
а) стамески б) долота в) ножа-косяка
6. Для нанесения ударов по долоту лучше использовать…
а) слесарный молоток б) столярный молоток в) киянку
7. Фаска долота при долблении проушины направлена …
а) в сторону дна проушины б) в сторону от дна в) в любую сторону
8. Долбление гнезда производится…
а) с одной стороны заготовки б) с двух сторон заготовки
в) либо с одной, либо с двух сторон
9. Движение стамески при подрезании следуют выполнять, направляя ее лезвие… а) в любую сторону б) к себе в) от себя
10. Шип должен входить в гнездо и проушину…
а) свободно б) при сильных ударах киянкой
в) при несильном ударе или легком нажатии рукой
Правильные ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, 6 – в, 7 – а, 8 – б, 9 – в, 10 – в.
Проверить правильность выполненного задания, разъяснить правильные ответы на вопросы. Результат (количество баллов) занести в рабочую тетрадь.
V. Этап выполнения практических заданий
1. Учитель поясняет последовательность выполнения операции долбления и правил безопасной работы и выдает специально подготовленные учащимися на предыдущем уроке заготовки с размеченным гнездом и пропиленной проушиной.
2. Учащиеся выполняют пробное долбление, учитель контролирует действия учащихся.
Задание №2.
1. Учитель выдает заготовки с проушинами и размеченными гнездами.
2. Пояснение критериев и норм оценки.
3. Долбление проушин и гнезд.
Примечание: необходимо иметь запас заготовок для повторного и тренировочного долбления.
4. Коррекция учителем действий учащихся и оказание им помощи.
5. Уборка учебных мест.
VI. Этап оценки выполненных заданий
Учащиеся выполняют самооценку и взаимооценку объема и качества выполненных работ согласно критериям и нормам оценки:
- точное расположение контура долбления с линией разметки – 2 балла, при наличии отклонений – 1 балл;
- отсутствие сколов на поверхности заготовки с двух ее сторон – 2 балла, при наличии сколов с одной стороны – 1 балл;
- отсутствие на лицевой стороне заготовке вмятин и следов долота и стамески – 2 балла, при наличии следов – 1 балл;
- не превышение размеров проушины и гнезда по отношению к заданным размерам – 2 балла, при незначительном превышении – 1 балл, при значительном – 0 баллов;
- соблюдение технологии выполнения долбления и правил охраны труда – 2 балла, при несущественных нарушениях – 1 балл, при значительных и повторяющихся – 0 баллов.
Максимальная сумма баллов за выполнение одного элемента – 10 баллов.
При оценке проушины и гнезда раздельно – 20 баллов.
VII. Этап подведения итогов урока
Учащиеся складывают баллы, полученные за первое и второе задания и определяют итоговою отметку на занятии путем деления полученной суммы при выполнении элемента – на 2, при выполнении двух элементов – на 3.
Учащиеся называют свои отметки, учитель делает количественную и качественную оценку выполненных работ, отмечает типичные недостатки при выполнении заданий, рекомендует пути повышения знаний и умений учащихся (дополнительные, поддерживающие занятия и др.).
VIII. Этап рефлексии
Учитель организует контроль и делает выводы о том, какие и у кого проблемы возникли при выполнении заданий. С каким настроением учащиеся покидают занятие и кому нужна практическая и психологическая помощь.
IX. Этап завершения занятия
Записать тему занятия в дневниках. Выставить отметки в классный журнал и в дневники учащихся. Рекомендации и пожелания учащимся. Учитель при необходимости назначает стимулирующие или поддерживающие занятия.
Долбление древесины.
Задание №1
Ответить на вопросы теста, выбрав один вариант ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Для долбления проушины и гнезда лучше использовать…
а) стамеску б) долото в) напильник
2. Для подрезания шипов, гнезд, проушин лучше использовать…
а) стамеску б) долото в) напильник
3. Металлическое кольцо на ручке имеется у …
а) стамески б) долота в) ножа-косяка
4. У какого инструмента угол заточки рабочей части составляет 350?
а) стамески б) долота в) ножа-косяка
5. У какого инструмента угол заточки рабочей части составляет 20-250?
а) стамески б) долота в) ножа-косяка
6. Для нанесения ударов по долоту лучше использовать…
а) слесарный молоток б) столярный молоток в) киянку
7. Фаска долота при долблении проушины направлена …
а) в сторону дна проушины б) в сторону от дна в) в любую сторону
8. Долбление гнезда производится…
а) с одной стороны заготовки б) с двух сторон заготовки
в) либо с одной, либо с двух сторон
9. Движение стамески при подрезании следуют выполнять, направляя ее лезвие… а) в любую сторону б) к себе в) от себя
10. Шип должен входить в гнездо и проушину…
а) свободно б) при сильных ударах киянкой
в) при несильном ударе или легком нажатии рукой
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.