Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24 «Золотая рыбка»
План долгосрочного проекта для подготовительной группы
"МИР ВОКРУГ НАС"
Автор проекта:
воспитатель Умрихина Е.О.
Ессентуки, 2020 год
Данный долгосрочный
проект «Мир вокруг нас» для подготовительной группы детского сада посвящен
опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Практическое
использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем
мире через практические навыки.
В долгосрочном проекте для подготовительной группы ДОУ «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. В работе представлены этапы реализации проекта "Мир вокруг нас".
Актуальность:
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проект позволит:
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители подготовительной группы.
Цель и задачи проекта:
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Задачи проекта:
· Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
· Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
· Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
· Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
· Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
· Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
· Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
· Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
· Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
· Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
· Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сроки реализации:
с сентября по май 2020/2021 учебного года.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.
Этапы реализации проекта
1. Подбор методической литературы, интернет- ресурсов.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
5. Анкетирование родителей.
6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
7. Оформление консультативного материала для родителей.
Краткая аннотация:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
· специально-организованное обучение в форме занятий;
· совместная деятельность взрослого с детьми;
· свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы:
1. Занятия;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
· Осознание того, что хочешь узнать;
· Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
· Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
· фиксирование результатов, анализ полученных данных;
· Совместный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты:
· Повысится уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
· Появится положительная динамика по результатам диагностики.
· Усовершенствуется процесс воспитания и обучения, благодаря активному сотрудничеству воспитателя с родителями.
Долгосрочные результаты:
· Обогащение уголка экспериментирования новыми материалами, для расширения видов экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе.
· Сформируются представления о различных свойствах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.