«Логопедический массаж, как средство эффективной коррекции речевых нарушений»
Долгосрочный проект
|
||||
|
Актуальность
Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 80 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.)
По последним данным Академии педагогических и социальных наук прослеживается нездоровая тенденция в развитии детей, которой характерен замедленный темп физического и интеллектуального развития детей, поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
В концепции дошкольного образования сегодня предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков». Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью. Мы знаем, какие трудности возникают при наличии речевой патологии. Это различные комплексы неполноценности, ограничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.).
Развитие речи, как и физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка, связано с периодами биологического созревания мозга, развитием сознания и мышления. Поэтому в структуре коррекцонно-логопедического воздействия имеет место сенсомоторное развитие, развитие высших психических функций, мероприятия, способствующие общесоматическому состоянию детей. Успешная коррекционно-логопедическая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.
В связи с этим зарождается идея разработки педагогической технологии, направленной на более эффективную коррекцию произносительной стороны речи и на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Выявление проблемы
Сравнительно недавно в логопункты зачислялись исключительно дети с диагнозом ФД, ФФНР, ФНР. В настоящее время, в связи с ростом количества детей с речевыми нарушениями, в логопункты зачисляются дети, имеющие тяжёлые речевые нарушения. Так, в частности, на логопункт нашего детского сада в текущем 2014-2015 учебном году на коррекционное обучение зачислены дети со следующими диагнозами:
· задержка речевого развития - 1 человек;
· задержка речевого развития, моторная алалия – 1 человек;
· общее недоразвитие речи 2 уровня – 1 человек;
· общее недоразвитие речи 2 уровня, осложнённое дизартрией – 4 человека;
· общее недоразвитие речи 3 уровня – 4 человека;
· общее недоразвитие речи 3 уровня, осложнённое дизартрией – 5 человек;
· фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложнённое дизартрией – 5 человек;
· фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 1 человек;
· функциональная дислалия – 7 человек;
· функциональная дислалия, осложненная дизартрией –1 человек;
Кроме этого, число детей, посещающих логопункт, значительно превышает норму (32 ребенка при норме 20-25), что ведет к снижению процента выпуска детей с чистой речью.
Поэтому, для достижения высокого коррекционного воздействия, к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) нужно было применить инновационные технологии.
Комплексная оздоровительно-коррекционная работа, применяемая на логопунктах, включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Но известно, что наиболее эффективным средством является логопедический массаж. Если основные оздоровительно-коррекционные направления логопеды включают в свою работу, то логопедический массаж остается за ее рамками. Причин несколько:
· в настоящее время недостаточно изучены механизмы применения логопедического массажа для улучшения качества звукопроизношения детей-логопатов;
· применение логопедического массажа требует специального обучения и соответствующего сертификата.
Тщательно проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо включить логопедический массаж как инновационную технологию коррекции речевых нарушений у детей в комплекс оздоровительно-коррекционной работы. Чтобы доказать эффективность применения логопедического массажа, мной был разработан проект «Логопедический массаж как метод эффективной коррекции речевых нарушений». Проект направлен на выработку и применение эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия при тяжёлых нарушениях звукопроизношения у детей-логопатов через логопедический массаж.Материал с сайта www.logoped.ru
Новизна материала: Проект направлен на повышение коррекционного воздействия по устранению речевых нарушений детей с использованием инновационных технологий.
Цель: Использование логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи:
1. Изучить методики и практическое применение логопедического массажа при
работе с детьми дошкольного возраста; (прохождение курсовой переподготовки,
курсы)
2. Обследовать детей среднего возраста с целью формирования экспериментальной
группы.
3. Разработать и апробировать комплексы логопедического массажа в коррекционной
работе с детьми-дошкольниками.
4. Взаимодействовать с родителями и педагогами в вопросах коррекции речевых
нарушений дошкольников с использованием логопедического массажа, повышение их
компетентности.
5.Выявить эффективность использования логопедического массажа через проведение
промежуточной и итоговой диагностик.
6. Приобрести необходимое оборудование и средства для проведения логопедического массажа.
Участники проекта:
Учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, их родители, педагоги.
Ожидаемые результаты:
1. Приобретение необходимых знаний и практики в применении логопедического массажа.
2. Обобщение и систематизация педагогического опыта по проведению логопедического массажа.
3. Положительная динамика коррекции речевых нарушений у детей экспериментальной группы с помощью логопедического массажа.
4. Включение родителей и педагогов в коррекционно-развивающий процесс, повышение их компетентности по устранению речевых недостатков детей.
5. Обновление материально-технической базы логопедического кабинета.
6. Разработка комплекса логопедического массажа для использования в коррекционной работе.
Эффективность данных результатов
Для детей |
Для родителей |
Для учителя-логопеда |
Для ДОУ |
положительная
динамика речевого развития; |
положительная
оценка деятельности ДОУ; |
положительный
психологический климат между логопедом, детьми и родителями; |
благоприятные
условия для профессионального роста педагогов; |
Возможные риски:
· трудности взаимодействия с родителями, не осознающими речевые нарушения детей;
· индивидуальные противопоказания детей для проведения логопедического массажа.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная коррекционная работа позволит ускорить коррекцию речевых нарушений.
Кроме этого, коррекционная работа, включающая в себя логопедический массаж, сможет сократить значительный рост числа соматически ослабленных детей и числа детей с речевыми проблемами речи и недоразвитием психических процессов, таких как внимание, память, мышление, логика, воображение.
У детей – логопатов, получающих логопедический массаж, наблюдается:
• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
Основное содержание проекта
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
1. Разработка перспективного плана по реализации проекта;
2. Изучение методик применения логопедического массажа при работе с детьми дошкольного возраста;
3. Обследование детей среднего возраста с целью формирования экспериментальной группы;
4. Анкетирование родителей.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
1. Разработка и апробирование комплексов логопедического массажа в коррекционной работе с детьми-дошкольниками.
2. Взаимодействие с родителями и педагогами в вопросах коррекции речевых нарушений дошкольников с использованием логопедического массажа, повышение их компетентности.
3. Приобретение необходимого оборудования и средств для проведения логопедического массажа.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
Ресурсы и условия реализации проекта:
временные (долгосрочный проект, требует время для подготовки и проведения);
информационные (знание и владение ИКТ, создание презентаций, видеороликов, умение использовать технику – экран, проектор и т. д.);
кадровые (учитель-логопед, владеющий, техникой логопедического массажа, помощь воспитателей групп);
материально-технические (наличие оргтехники, приобретение стерилизующих средств, стерилизатора для инструментов, средств для самомассажа).
Описание проекта:
стратегия и механизм достижения поставленной цели
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
1. Разработка перспективного плана по реализации проекта;
2. Изучение методик применения логопедического массажа при работе с детьми дошкольного возраста;
3. Обследование детей среднего возраста с целью формирования экспериментальной группы.
1.1. Начальный этап работы заключался в составлении перспективного плана по реализации проекта.
Перспективный план реализации проекта с детьми
Этап/ Срок выполнения |
Формы и |
Содержание работы |
Результат |
Ответственный |
1.Подготови-тельный Сентябрь
Сентябрь, январь, апрель |
Составление перспективного плана работы |
Цель: Использование логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи. |
Перспективный план |
Логопед
|
Диагностика детей средней группы |
Цель диагностики – определение уровня артикуляции и состояние звукопроизношения. Составление индивидуальных речевых карт с данными о нарушениях в звукопроизношении, артикуляции и отметками о наличии гипотонуса/гипертонуса |
Речевые карты |
Логопед
|
|
2.Основной Октябрь - март
1/ 4 раза в неделю
Ежедневно
В течение года
Апрель |
Проведение массажа согласно плану-графику |
В течение года детям экспериментальной группы проводится комплексный массаж курсами по 10-15 сеансов с перерывом от 2 недель до месяца. |
Журнал проведения массажа. |
Логопед |
Фронтальные и подгрупповые логопедические занятия с использованием самомассажа. |
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом. Главная цель - Ускорить процесс коррекции речевых нарушений через стимуляцию кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также – нормализации мышечного тонуса данных мышц. |
Журнал проведения занятий с использова-нием самомассажа. |
Логопед |
|
Индивидуальные коррекционные занятия с использованием комплексного массажа |
Индивидуальные занятия включают комплексный массаж, включающий несколько видов массажа. 1) ручной (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа; автор Новикова Е.В. 2) массаж с применением специальных приспособлений или "зондовый" массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка и т. п.); автор Дьякова Е. А., Новикова Е.В. 3) элементы самомассажа. |
Журнал проведения занятий с использованием массажа |
Логопед |
|
Совместные мероприятия для детей и родителей |
В течение года, в рамках проекта для детей и родителей проводятся совместные мастер-классы, консультации, практикумы, дни открытых дверей, открытые занятия. |
Протокол проведения отзывы детей и родителей. |
Логопед |
|
Итоговая диагностика |
Проверка эффективности использования логопедического массажа в коррекционной работе |
Отчет по реализации проекта |
Логопед |
|
3.Заключи-тельный
Май |
Речевые праздники и развлечения |
Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях. |
Протокол проведения отзывы детей и родителей. |
Логопед Воспита-тели Муз. рук |
Перспективный план реализации проекта с педагогами
Этап/ Срок выполнения |
Формы и |
Содержание работы |
Результат |
Ответственный |
1.Подготовительный Сентябрь-октябрь |
Выступление на педсовете ДОУ |
Знакомство педагогов, администрации ДОУ с планом реализации проекта. Привлечение администрации к финансированию проекта (приобретение расходных материалов) |
Стратегия реализации проекта |
Логопед
|
2.Основной Ноябрь-март
8-9 апреля
|
Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого дыхания, как один из методов использования здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»
Мастер-класс класс для педагогов дошкольного образования, проведенный в рамках научно-практической конференции «ФГОС дошкольного образования управленческий и содержательный аспекты» «Использование приемов самомассажа с помощью нетрадиционных средств в коррекции речевых нарушений дошкольников»
|
Цель мастер-класса - распространение педагогического опыта по развитию речевого дыхания, как одного из методов использования здоровьесберегающих технологий в логопедической практике, через практическое взаимодействие учителя – логопеда и педагогов.
В ходе мастер-класса участники: · смогут расширить представление о значении правильного речевого дыхания; · познакомятся с традиционными и нетрадиционными приемами развития правильного речевого дыхания; · научатся некоторым приемам развития правильного речевого дыхания через игровой практикум; · изготовят дидактическое пособие для дыхания «Кит». · Мастер-класс адресован педагогам дошкольного образования. В мастер-классе представлен опыт работы по применению самомассажа в логопедической практике с целью ускорения процесса коррекции речевых нарушений у детей. Цель: Трансляция
личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного
образования по применению приемов самомассажа с использованием
нетрадиционных средств в коррекционной работе. 1. Познакомить педагогов с приемами самомассажа с использованием нетрадиционных средств. 2. Создать условия для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по использованию приёмов самомассажа для оптимизации речевого развития детей дошкольного возраста. 3. Создать комплекс самомассажа с использованием нетрадиционных средств для дальнейшего использования в педагогической деятельности в процессе инновационной работы |
Сертификат участника региональных педагогических чтений «Здоровьесберегающие технологии»
Сертификат участника научно-практической конференции «ФГОС дошкольного образования управленческий и содержательный аспекты»
|
Логопед
Логопед
|
3.Заключи-тельный 16 апреля |
Выступление на РМО учителей логопедов с опытом работы по реализации долгосрочного проекта «Логопедический массаж, как метод эффективной коррекции речевых нарушений» |
Цель – распространение педагогического опыта по применению логопедического массажа в коррекционной работе. Учителям-логопедам был представлен план реализации проекта, результаты работы над проектом. |
Рекомендовано представить опыт работы на районный МЭС и разместить материал в банке данных ЦППРК |
Логопед |
4. В течение года
|
Консультации с педагогами ДОУ |
Организация совместной деятельности: «уч.-логопед - воспитатель» |
Протокол консультаций |
Логопед, воспитате-ли |
В течение года |
Работа со специалистами: неврологом, ЛОРом |
Направление детей на консультацию к врачам-специалистам |
Организация лечения |
Логопед |
Перспективный план реализации проекта с родителями
Этап/ Срок выполнения |
Формы и |
Содержание работы |
Результат |
Ответственный |
1.Подготови-тельный этап Сентябрь |
1.Анкетирование родителей
|
Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития |
Анкета для родителей |
Логопед |
2.Основной Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
|
Круглый стол «Почему ребенок говорит неправильно». |
Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений. Знакомство с данными начальной диагностики.
|
Протокол «круглого стола», отзывы родителей |
Логопед |
Практикум «Упражнения для развития мышц речевого аппарата» |
Цель: Познакомить родителей с приемами массажа. Родителям представлен обзор методик по проведению логопедического массажа. Также совместно с родителями проведен комплекс логопедического массажа. Даны рекомендации по выполнению массажных упражнений дома. |
Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей. |
Логопед |
|
Семинар-практикум |
Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению массажа с помощью су-джокмассажеров. |
Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей |
Логопед |
|
Мастер-класс «Нетрадиционные приемы для автоматизации звуков» |
ЦЕЛЬ: создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции. Задачи: - расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-родитель-логопед; - обобщить знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук; -познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков; - упражнять в применении приемов автоматизации звуков; - научить изготовлять звуковую дорожку, опираясь на схему «Алгоритм работы». |
Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей |
Логопед |
|
Родительская консультация «Состояние звукопроизношения в середине года» |
Цель: знакомство с результатами промежуточной диагностики |
Протокол проведения консультации |
Логопед |
|
Практикум
для детей и родителей |
Цель: Знакомство с приемами использования средств для проведения самомассажа (Дьякова Е.А.). Родители совместно с детьми знакомятся с нетрадиционными средствами для самомассажа (ложки, щетки, расчески и т.д.) и учатся их использовать в проведении домашнего массажа/самомассажа ребенку |
Протокол проведения практикума отзывы родителей |
Логопед |
|
Мастер-класс «Изготовление тренажера для дыхания» |
Цель: Научить изготовлять тренажер для дыхания. Задачи: - расширить представление о значении правильного речевого дыхания; - познакомить с традиционными и нетрадиционными приемами развития правильного речевого дыхания; - научить участников мастер–класса некоторым приемам развития правильного речевого дыхания через игровой практикум; - показать этапы работы по изготовлению дидактического пособия для дыхания «Кит». |
Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей |
Логопед |
|
Родительская гостиная «Родителям о своих детях» |
Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях и в детском саду с помощью логопедического массажа. |
Протокол проведения, отзывы родителей |
Логопед |
|
3.Заключительный
Май
Май |
Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями |
Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей. |
Стенд для родителей |
Логопед |
Праздник красивой и правильной речи |
Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях. |
Протокол проведения праздника, отзывы родителей |
Логопед, воспитатели, муз. руководитель |
|
Ежемесячно |
Индивидуальные консультации |
Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам |
Журнал регистрации консультаций для родителей |
Логопед |
Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» |
Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей |
Стенд для родителей |
Логопед |
1.2. Изучение методик применения логопедического массажа при работе с детьми дошкольного возраста;
В настоящее время существует много книг, статей, подробно знакомящих с логопедическим массажем, с его методикой и основными видами воздействия на органы артикуляции. Однако я придерживаюсь мнения, что логопедический массаж – это специфическая логопедическая техника и применять ее могут и должны только специалисты, прошедшие обучение и имеющие сертификат в данной области, так как мы всегда должны помнить об одной из основных «заповедей» профессии педагога: «Не навреди! » Поэтому я прошла обучение в учебном центре «Логопед плюс» у автора методики зондового массажа артикуляционного аппарата, логопеда высшей категории, Академика РАЕН, академика Международной Академии авторов научных изобретений и открытий, Доктора педагогических наук - Новиковой Е.В. и получила соответствующий сертификат.
Далее я изучила методики и приемы логопедического массажа [И. И. Панченко, 1979; Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985; Е. Е. Шевцова, 1993; Е. П. Не-дорезова, 1995; И. В. Блыскина, В. А. Ковшиков, 1995; О.Г.Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; и др.].
Логопедический массаж бывает нескольких видов:
Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов — зондов.
1.3. Обследование детей среднего возраста с целью формирования экспериментальной группы;
Следующий шаг перед применением логопедического массажа обязательное комплексное обследование имеющегося у ребенка нарушения. От этого напрямую зависит, какие приемы необходимо будет применять в дальнейшем.
Логопедическое обследование детей с дизартрическими (речедвигательными) расстройствами.
В
ходе логопедического обследования детей с речедвигательными нарушениями
используют следующие методы:
— изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ
анамнестических данных);
— наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации);
— беседа с родителями и ребенком;
— визуальный и тактильный контроль (ощупывание) в покое и в процессе речи;
— обследование звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций.
Диагностика и коррекция мышечных нарушений.
С
целью диагностирования мышечных нарушений был проведен тест, включающий в себя
следующие задания:
1. Есть ли носогубная складка?
2. Может ли ребенок быстро менять положение губ в улыбке на трубочку (4-6 раз)?
3. Если высунуть язычок строго вперед, как жало, и попросить ребенка удержать
его в этом положении 10—15 секунд, то что будет с языком: изменится ли его
тонус, появятся ли непроизвольные движения или нет?
4. Если при этом попросить смотреть на карандаш и отвести его от носа вправо, а
потом влево — несколько раз, то не будет ли язык двигаться вслед?
По результатам обследования дети средней группы были разделены на две подгруппы. В первую экспериментальную подгруппу вошли дети с тяжелыми речевыми нарушениями, отягощенными дизартрией, во вторую контрольную подгруппу вошли дети, также имеющие речевые нарушения, без дизартрии.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
||||
№ |
Ф.И. |
Речевой диагноз |
Ф.И. |
Речевой диагноз |
||
1. |
Эльвин А.
|
ОНР (3 ур.), дизартрия |
Арина П. |
ФФНР |
||
2. |
Милана Ш.
|
ОНР (3 ур.), дизартрия |
Ярослав М. |
ФФНР |
||
3. |
Дмитрий Ш.
|
ОНР (3 ур.), дизартрия |
Олег П. |
ОНР (3 ур.) |
||
4. |
Валерий О.
|
ОНР (3 ур.), дизартрия |
Николай П. |
ФФНР |
||
5. |
Владислав Н.
|
ОНР (3 ур.), дизартрия |
Матвей С. |
ФФНР |
||
6. |
Анна П.
|
ОНР (3 ур.), дизартрия |
Катя Р. |
ОНР (3ур.) |
||
7. |
Вика К.
|
ОНР (2 ур.), дизартрия |
Кирилл Е. |
ФФНР |
||
8. |
Глеб Б.
|
ОНР (3 ур.), дизартрия |
Сева Ф. |
ФФНР |
||
9. |
Дарина Р.
|
ОНР (2 ур.), дизартрия |
Никита К. |
ФФНР |
||
10. |
Елена Е.
|
ОНР (3 ур.), дизартрия |
Альбина Ф. |
ФФНР |
||
2 этап — основной (практический)
Задачи:
1. Разработка и апробирование комплексов логопедического массажа в коррекционной работе с детьми-дошкольниками.
2. Взаимодействие с родителями и педагогами в вопросах коррекции речевых нарушений дошкольников с использованием логопедического массажа, повышение их компетентности.
3. Приобретение необходимого оборудования и средств для проведения логопедического массажа.
2.1. Разработка и апробирование комплексов логопедического массажа в коррекционной работе с детьми-дошкольниками.
Основные задачи комплексного массажа:
1.
Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях —
уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной
мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий).
2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была
недостаточная сократительная способность (или включение в процесс
артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих).
3.Стимуляция проприоцептивных ощущений.
4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений
органов артикуляции.
5.Уменьшение гиперсаливации.
6.Укрепление глоточного рефлекса.
7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого
развития при задержке формирования речи).
Противопоказания к проведению логопедического массажа
Рекомендованный специалистом логопедический массаж при дизартрии или других речевых нарушениях, к сожалению, может иметь ряд противопоказаний, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:
· инфекционные или соматические заболевания;
· конъюнктивит;
· воспалительные процессы;
· высыпания на коже;
· герпес;
· увеличение лимфатических узлов;
· повышенное внутричерепное давление;
· стоматит или гингивит.
Именно поэтому перед началом проведения лечебного массажа необходимо заключение не только невропатолога, но и педиатра.
Изученные методики проведения массажа и его виды позволили разработать комплекс логопедического массажа, включающий в себя:
1) ручной (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа; автор Блыскина И. В..
2) массаж с применением специальных приспособлений или "зондовый" массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка и т. п.); автор Дьякова Е. А., Новикова Е.В.
3) элементы самомассажа.
На основе полученных теоретических и практических знаний, проведенного обследования мною был разработан план-график по проведению комплексного массажа детям экспериментальной группы:
№ |
ФИО ребенка, Речевой диагноз |
Вид массажа/ количество сеансов |
Тонус |
Перерыв |
|||
ручной |
зондовый |
самомассаж |
гипертонус |
гипотоус |
|||
1. |
Эльвин А. ОНР (3ур.), дизартрия |
10 |
10 |
10 |
|
+ |
2-3 недели |
2. |
Милана Ш. ОНР (3ур.), дизартрия |
10 |
10 |
10 |
|
+ |
4-6 недель |
3. |
Дмитрий Ш. ОНР (3ур.), дизартрия |
10 |
10 |
10 |
+ |
|
2-3 недели |
4. |
Валерий О. ОНР (3ур.), дизартрия |
10 |
10 |
10 |
|
+ |
2-3 недели |
5. |
Владислав Н. ОНР (3ур.), дизартрия |
10 |
10 |
10 |
+ |
|
2-3 недели |
6. |
Анна П. ОНР (3ур.), дизартрия |
10 |
10 |
10 |
|
+ |
2-3 недели |
7. |
Вика К. ОНР (2ур.), дизартрия |
10 |
10 |
10 |
+ |
|
2-3 недели |
8. |
Глеб Б. ОНР (3ур.), дизартрия |
10 |
10 |
10 |
|
+ |
4-6 недели |
9. |
Дарина Р. ОНР (2ур.), дизартрия |
10 |
10 |
10 |
|
+ |
2-3 недели |
10. |
Елена Е. ОНР (3ур.), дизартрия |
10 |
10 |
10 |
|
+ |
4-6 недели |
Необходимо заметить, что массажные мероприятия проводятся индивидуально в теплом проветриваемом помещении, курс состоит из 10-20 процедур. Нагрузка увеличивается постепенно от 2 до 10 минут. При необходимости циклы повторяются с перерывом от двух недель до двух месяцев. Для большего эффекта, достижения комфортного сотрудничества с ребёнком включаю приятную психотерапевтическую музыку (плеск волн, шум леса, пение птиц). Очень часто массаж сопровождаю прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребёнка от возможных неприятных ощущений.
(Приложение 1 (представлены индивидуальные, фронтальные занятия, комплексы массажа))
2.2. Взаимодействие с родителями и педагогами в вопросах коррекции речевых нарушений дошкольников с использованием логопедического массажа, повышение их компетентности.
Коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит
от совместных усилий ребенка, родителей, учителя-логопеда, воспитателей,
специалистов. Поэтому я тесно сотрудничаю с родителями и педагогами.
Работу
с родителями начинаю с анкетирования. Получив реальную картину,
на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи
и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей
в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения
с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться
в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные
особенности.
Систематически провожу просветительскую работу: консультации, мастер-классы, оформляю
логопедические уголки на данную тематику, рекомендую специализированную
литературу.
Родители охотно откликаются на мои предложения, прислушиваются к моему мнению и выполняют несложные массажные упражнения в домашних условиях. (приложение 2 (представлены мастер-классы, практикумы, совместные занятия))
Своим опытом по данной тематике я активно делюсь с коллегами: посещаю районные методические объединения логопедов, участвую в конференциях и семинарах, участвую в различных конкурсах, проводимых, как внутри учреждения, так и на региональном уровне. Ежемесячно провожу консультации для педагогов ДОУ. (приложение 3 (представлен мастер-класс, опыт работы))
2.3. Приобретение необходимого оборудования и средств для проведения логопедического массажа.
Проведение логопедического массажа требует соответствующего материально-технического оснащения кабинета. Для пополнения материально-технической базы я обращаюсь не только к администрации ДОУ, но и привлекаю спонсоров. Так, например, в этом году с помощью организации АвтоДорМост мною был приобретен стерилизатор инструментов. Конечно, для более качественной работы, хотелось бы оснастить кабинет массажным столом, который заложен в бюджет проекта и расходными материалами.
Бюджет проекта
Наименование |
Требуется |
В наличии |
Необходимо приобрести: |
Логопедические зонды |
10 шт. |
10 шт. |
- |
Этиловый спирт |
1л. |
1л. |
- |
Контейнер для хранения зондов |
3 шт. |
1 шт. |
2 шт. |
Вата |
5 пачек |
1 пачка |
4 пачки |
Ватные палочки |
5 пачек |
1 пачка |
4 пачки |
Стерилизатор |
1шт. |
1шт. |
- |
Су –Джок наборы |
10 шт. |
1 шт. |
9 шт. |
Каштан-массажеры |
20 шт. |
2 шт. |
18 шт. |
Резиновые массажные мячи |
10 шт. |
4 шт. |
6 шт. |
Массажная кушетка |
1 шт. |
0 |
1 шт. |
Логопедический электромассажер Z-Vibe |
1 шт. |
0 |
1 шт. |
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
3.1 Эффективность коррекционной работы с детьми.
При анализе
сравнительных диаграмм обследования детей на начальном, промежуточном и
итоговом этапах можно увидеть положительную динамику коррекционной работы.
Таким образом, итоговый этап экспериментальной работы показал высокий уровень сформированности артикуляционной и мимической моторики, состояние тонуса мышц непроизвольной и произвольной артикуляционной моторики (двигательной функции и артикуляционного аппарата, динамической организации движений артикуляционного аппарата), состояние звукопроизношения.
Апробация представленной методики доказывает свою эффективность, что отражается на результатах, показанных детьми экспериментальной группы.
3.2.Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
Реализации проекта по работе с родителями показала следующие результаты:
Успешно решается одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
Большинство родителей перестали отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
Проведенная работа повысила осведомленность родителей в вопросах логопедического массажа и самомассажа.
Практические совместные занятия с родителями позволили решить проблему организации взаимодействия логопед-ребенок-родитель.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволил значительно повысить эффективность совместной работы. Возникло понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей
Перспектива дальнейшего развития
Можно прогнозировать, что при использовании логопедического массажа в дальнейшей работе повысится эффективность коррекции звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста.
В ближайшей перспективе данный опыт работы будет представлен на МЭС и внесен в районный банк данных.
Вывод:
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.
Литература:
АрхиповаЕ.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М.: АСТ. Астрель, 2008
Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный. – М., 1998.
Блыскина И. В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. — СПб.: Сатис, 1995.
Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М., 2001.
Дьякова Е. А. Логопедический массаж. — М.: Академия, 2003.
Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.
Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985.
Мещерякова Н.П., Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – Волгоград: Учитель., 2009
Дьякова Е. А. Логопедический массаж. — М.: Академия, 2003.
Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.
Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985.
Мещерякова Н.П., Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – Волгоград: Учитель., 2009
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.