Сюжетная игра-адаптация для детей после кохлеарной имплантации на начальном этапе реабилитации
Составитель: учитель-дефектолог ГКОУ РО РОЦОНУ
Васильева Светлана Александровна
Ростов-на-Дону, 2021 г.
Содержание:
1. Паспорт проекта.
2. Введение
3. Описание проекта
5. Конечный продукт
6. Финансирование
7. Выводы
8. Библиография
9. Приложение
Вид
Идея
Проблема
Цель
Результат
Продукт
Тема
Сюжетная игра-адаптация для детей после кохлеарной имплантации на начальном этапе реабилитации
Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.
Дети после поздней КИ сложнее адаптируются к новым особенностям слуха, что приводит к трудностям в восприятии, дифференциации, а также - к головным болям
Разработка игры-адаптации «Где? Откуда? Чей? Кто? А у кого и чего какой звук? (ГОЧКА)», основанной на специальной пространственно-звуковой развивающей среде.
Стимулирование и побуждение по отношению к слуховой деятельности посредством использования сетевая аудиосистемы Axis в сюжетной игре «ГОЧК».
Сюжетная игра-адаптация на основе специально подготовленной среды.
Игра-адаптация к звукам различного генеза окажет положительное влияние на слухоречевое развитие на начальном этапе реабилитации после КИ.
Паспорт проекта
Риски по SWOT-анализу
| Риск | Последствия наступления риска | Мероприятия по предупреждению наступления риска | Действия в случае наступления риска |
| Временные риски | Увеличение сроков выполнения проекта | Учет контрольных точек | Продление сроков/изменение структуры игры |
Организационные риски | Нарушение плана реализации проекта | Составление удобного (гибкого) графика | Перенос дистанционных встреч на другие даты | |
Риски реализации | Отсутствие развития | Дополнение и усовершенствование состава игры | Увеличение тематических площадок, изменение наполняемости |
Этапы реализации проекта в виде диаграммы Ганта
Месяц | ноябрь | декабрь | |||
Дни | 1-15 | 15-30 | 1-15 | 15-24 | |
Изучение специальной литературы по проблеме |
|
| |||
Анализ информации |
| ||||
Отбор блоков для игры | |||||
Подбор игровых заданий | |||||
Формирование игры-адаптации | |||||
Редактирование методов | |||||
Подготовка отчётной презентации |
Внутренние ресурсы и внешние факторы
Внутренние ресурсы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
- Ясное представление будущей работы | - Познание |
Слабые стороны | Угрозы |
| |
Введение
Основной задачей реабилитации детей с кохлеарной имплантацией является развитие умения слушать, слышать и различать звуки. Развитие слуховой функции - перевод ребёнка на путь естественного (нормального) развития за счёт воссоздания условий для повторного «проживания» на другой сенсорной основе ранее прожитых в условиях глухоты этапов онтогенеза, начиная с первого года жизни. Это позволяет запустить естественное развитие слухового восприятия, как у слышащего ребёнка первого года жизни.
Однако не во всех случаях операция проводится до годовалого возраста. В иных ситуациях ребёнок начинает слышать в более поздние периоды, что пагубнее сказывается на послеоперационную адаптацию и восприятие различных звуковых сигналов.
Для глухих детей, не владеющими до КИ фразовой речью (пользующихся в коммуникации отдельными фразами, словами, звукоподражаниями, голосовыми реакциями, естественными жестами), имеющих ограниченный и недостаточно продуктивный опыт использования слуховых аппаратов или не имевших его, – формирование коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на основе изменившихся слуховых возможностей;
• для маленьких глухих имплантированных детей – обеспечение естественного процесса формирования коммуникации и речи.
Первоначальный этап реабилитации имеет значительную продолжительность. Но реализация коррекционного процесса осуществляется по мере возрастного формирования.
• для оглохших – 1 - 3 месяца,
• для глухих, владеющих до КИ фразовой речью – 3-6 месяцев,
• для маленьких глухих детей, имплантированных до 1,5 лет – 9-12 мес.,
• для глухих дошкольников с низким уровнем речевого развития до КИ –12-15 месяцев.
Наиболее сенситивным периодом является дошкольный и младший школьный возраст, что будет являться основой для формирования успешной и социально адаптированной личности, как полноценного члена общества.
Актуальность
Таким образом, наша игра-адаптация воссоздаёт процесс слухового онтогенеза, компенсируя тот период индивидуального развития, когда это должно было происходить у детей с сохранным слухом. С помощью специально организованной пространственно-звуковой развивающей среды в игре «Где? Откуда? Чей? Кто? ? А у кого и чего какой звук? » мы воссоздаём поэтапное развитие и адаптацию на основе трёх направлений:
-Звуко-слуховое восприятие, слуховое сосредоточение
-Дифференциация неречевых и речевых звучаний.
-Место локализации звука в пространстве;
Описание проекта
Для проведения сюжетной игры-адаптации мы берём за основу кабинет, адаптивно-развивающее пространство, предпочтительно в реабилитационном центре, которое назовём «Место». Это место разделено на 4 локации (на начальном этапе проекта), каждая локация – это обособленная шторами тематическая среда, оборудованная сетевой аудиосистемой. Тематическая среда наполнена предметами и изображениями, последние из которых, подключены к аудиосистеме. Каждый предмет и рисунок имеет своё звучание, которое контролирует программист, сурдопедагог и др. узкие специалисты коррекционно-образовательного учреждения.
План-схема
Конечный продукт
Игра-адаптация «ГОЧКА» основана на средовом подходе.
Цель игры: развитие слухового восприятия, адаптация к окружающим звукам.
Задачи:
Сформировать сосредоточение на конкретном звуке;
Научить определять нахождение звука в пространстве;
Развить соотнесение звук-предмет;
Научить вычленять нужное звучание из звуков окружающей среды;
Сформировать дифференцированное восприятие звучаний.
«ГОЧКА»
Описание игры
На данном этапе разработки игры 2 локации из которых вторая предполагает наличие 3 блоков:
В любой тематической среде происходит следующее: звучит определённый звук. Задача ребёнка определить: ГДЕ звучит? В зависимости от личных особенностей ребёнка, его способностей в ориентировки в собственном теле и окружающем пространстве, ОТКУДА исходит звук? место локализации (из шкафа, из-под дивана, с дерева), КТО и ЧТО звучит? А у кого и чего какой звук? (Отсюда название игры).
Описание игры
В доме | На улице | В деревне | В лесу | |
Материал | - будильник, телефон, кастрюля, деревянная ложка, ложка из стали, звук текущей воды, свистящий чайник, звук дверного звонка, поворота дверного ключа, крупа в банке, кашель, чихание, смех, храп. | машина скорой помощи с сиреной, пожарная машина с сиреной, машина со звуком работающего мотора, звук проезжающей машины, салют, гроза, ветер, шум листы.. | - петух, курица, корова, индюк, лошадь, свинья, утка, коза, ворона, голубь, кукушка, сова, кошка, собака, трактор, цыплята, утята, котята, щенята, камыш, поросята, фырканье ежа, жужжание мухи , гудение комара, скрип калитки. | Шум ветера, волк, кукушка, сова, , медведь, треск веток, шелест листьев |
Среда | Макет комнаты-кухни. В кухне есть печь На столе светильник, предметы посуды, на стуле кукла которая воспроизводит звуки смеха, плача, чихания, кашля, и т.д. | Макет улицы. Пешеходный переход, дорога, светофор. На светофоре загорается зеленый свет. | Макет деревенского двора с животными. | Макет лесной опушки, кусты и деревья, изображения диких животных: медведь, волк, кукушка, сова. |
Что это?
-Это кухня в нашем доме.
Что ты видишь на кухне?
- Шкафы, кран, миксер, печь.
-Давай приготовим обед. Что на печке?
-Кастрюля и чайник.
Ты слы́шишь что-нибу́дь?
-Да.
Что это свистит?
-Чайник.
Верно, когда чайник закипел, он начинает свистеть.
-Что ты слышишь?
шум
-Откуда идет звук?
Звук идет…
-Да, это миксер взбивает тесто. Приготовим вкусный пирог.
-Что ты видишь?Я вижу…-Что она делает?Она…Ты слышишь?-Откуда идет звук?-Звук идет…-Что ты видишь?Я вижу…-Что он делает?Спит.Ты слышишь?-Откуда идет звук?-Звук идет…
-Что ты видишь?Детей-Что они делают?Этот малыш радуется, смеется.Этот малыш плачет.Ты слышишь что-то?-Откуда идет звук?-Звук идет…
Како́е вре́мя го́да?
-это зима́.
Что ты ви́дишь?
-Зи́мний лес.
Тебе́ нра́вится зимой в лесу?
-Да, зимо́й в лесу́ о́чень краси́во.
Что ты ви́дишь на экра́не?
-Идёт снег.
Ты слы́шишь что-нибу́дь?
-Да.
Что ты слы́шишь?
-Я слы́шу как ду́ет ве́тер.
Подними́ ру́ки вверх, скажи́ и покажи,́ как ду́ет ве́тер?
-Ш___ш____ш____ш__ ш.
Когда́ ду́ет си́льный ве́тер, идёт снег, всё кружи́тся, как одни́м сло́вом называ́ется?
-Вью́га.
Как поёт куку́шка?
-Ку-ку, ку-ку.
Что ты слы́шишь?
-я слы́шу ку-ку, ку-ку.
Отку́да идёт звук?
-звук идёт…
Кто э́то?
-Сова́.
Что она́ де́лает?
-сиди́т на ве́тке и
смо́трит вокру́г.
Что ты слы́шишь?
-у-угу-гу-у
-у-угу-гу-у.
Отќуда идёт звук?
-звук идёт….
Кто это?
э́то волк.
Что де́лает волк?
-стои́т, смо́трит.
Что ты слы́шишь?
-я слы́шу вой во́лка.
Как во́ет волк?
-у-у-у-у-у-у-у.
Отку́да идёт звук?
-звук идёт…
Кто это?
-э́то медве́дь.
Что он де́лает?
- Он рычи́т.
Как он рычи́т?
-р-р-р-р-р-р
Отку́да идёт звук?
-звук идёт…
Финансирование
№ | Наименование | Кол-во | Цена, шт |
1. | Сетевая аудиосистема Axis, Миниатюрный сетевой громкоговоритель AXIS C1410 Network Mini Speaker | ~40 | 28 943 руб. |
2. | Сетевая аудиосистема Axis, программное обеспечение AXIS Audio Player | 1 | - |
3. | Сетевая аудиосистема Axis, , Сетевой усилитель звука AXIS C8210 Network Audio Amplifier | 38 623 руб. | |
4. | Полиграфия (объекты среды) | ~60 | ~550 руб. |
5. | Фанера (1525*1525) | ~30 | ~350 руб. |
6. | Предметы среды | ~40 | ~100 |
7. | Шторы для зонирования (1.45*1.80) | ~8 | 2 260 руб. |
8. | Услуги дизайнера | - | ~350 0руб. |
9. | Услуги столяра | -по договоренности | |
Итог: ~1 265 361 руб. |
Заключение
Таким образом , разработанная нами виртуальная игра с использованием динамических упражнений оказывает стимулирующее и коррекционно-развивающее влияние на восстановление и активизацию высшей нервной деятельности ребенка с КИ.
Каждый из выше представленных блоков слухового развития нацелен на слуховое погружение ребенка в определенную слуховую среду, помогающую детям адаптироваться в социальной среде, не только привыкнуть к кохлеарному импланту, но и развить полноценное слуховое восприятие.
Список литературы
Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / Г.Н. Пенин и др. - М.: Каро, 2019. - 496 c.
Карякина, И. Врожденные пороки развития уха [Текст] / И. Карякина // Врач№ 1. - С. 72-74.
Королева, И. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. - М.: Каро, 2019. - 240 c.
Кукушкина И.О., Гончарова Е.Л. «ЗП-реабилитация» детей с КИ.Основные положения и отличия от «слухо-речевой реабилитации // Альманах института коррекционной педагогики. 2017. №30. [Электронный ресурс]. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/
Техническое оснащение Axis . URL: https://www.axis.com/ru-ru/industries-and-applications#
Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. - М.: Владос, 2019. - 980 c.
Сунцова, А. С. Если у ребенка нарушен слух... / А.С. Сунцова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 64 c.
Яхнина, Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: моногр. / Е.З. Яхнина. - М.: Владос, 2018. - 272 c.
Ссылки на картинки:
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0&stype=image&lr=39&source=wiz
https://yandex.ru/images/search?pos=14&img_url=https%3A%2F%2Fst3.depositphotos.com%2F9876904%2F12856%2Fv%2F950%2Fdepositphotos_128564388-stock-illustration-girl-in-blue-dress-sneezing.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%87%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&lr=39&rpt=simage&source=wiz
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&lr=39&p=12&pos=379&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcs6.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2017%2F08%2F07%2F1%2Fog_og_1502059093269487184.jpg
Ссылки на звуки:
https://zvukipro.com/predmet/128-zvuki-chaynika.html
https://zvukipro.com/predmet/140-zvuki-vody-iz-krana.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.