проект по развитию слухового восприятия.

  • Научно-исследовательская работа
  • pptx
  • 06.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект к экзамену (дом, лес, деревня).pptx

Сюжетная игра-адаптация для детей после кохлеарной имплантации на начальном этапе реабилитации

Составитель: учитель-дефектолог ГКОУ РО РОЦОНУ
Васильева Светлана Александровна

Ростов-на-Дону, 2021 г.

Содержание:

1. Паспорт проекта.
2. Введение
3. Описание проекта
5. Конечный продукт
6. Финансирование
7. Выводы
8. Библиография
9. Приложение

Вид

Идея

Проблема

Цель

Результат

Продукт

Тема

Сюжетная игра-адаптация для детей после кохлеарной имплантации на начальном этапе реабилитации

Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.

Дети после поздней КИ сложнее адаптируются к новым особенностям слуха, что приводит к трудностям в восприятии, дифференциации, а также - к головным болям

Разработка игры-адаптации «Где? Откуда? Чей? Кто? А у кого и чего какой звук? (ГОЧКА)», основанной на специальной пространственно-звуковой развивающей среде.

Стимулирование и побуждение по отношению к слуховой деятельности посредством использования сетевая аудиосистемы Axis в сюжетной игре «ГОЧК».

Сюжетная игра-адаптация на основе специально подготовленной среды.

Игра-адаптация к звукам различного генеза окажет положительное влияние на слухоречевое развитие на начальном этапе реабилитации после КИ.

Паспорт проекта

Риски по SWOT-анализу

 

Риск

Последствия наступления риска

Мероприятия по предупреждению наступления риска

Действия в случае наступления риска

Временные риски

Увеличение сроков выполнения проекта

Учет контрольных точек

Продление сроков/изменение структуры игры

Организационные риски

Нарушение плана реализации проекта

Составление удобного (гибкого) графика

Перенос дистанционных встреч на другие даты

Риски реализации

Отсутствие развития

Дополнение и усовершенствование состава игры

Увеличение тематических площадок, изменение наполняемости

Этапы реализации проекта в виде диаграммы Ганта

Месяц

ноябрь

декабрь

Дни

1-15

15-30

1-15

15-24

Изучение специальной литературы по проблеме

 

 

Анализ информации

 

Отбор блоков для игры
 

Подбор игровых заданий

Формирование игры-адаптации
 

Редактирование методов

Подготовка отчётной презентации

Внутренние ресурсы и внешние факторы

Внутренние ресурсы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

- Ясное представление будущей работы
- Заинтересованность
- Желание работать
- Желание развивать собственные навыки

- Познание
- Реализация способностей
- Улучшение собственных навыков по поиску и генерированию информации

Слабые стороны

Угрозы

 
- Не успеем синтезировать весь материал
- Не сможем найти необходимую информацию
- Организационные проблемы

 
- Непредвиденные обстоятельства
Недоступность материала
Отсутствие финансирования

Введение

Основной задачей реабилитации детей с кохлеарной имплантацией является развитие умения слушать, слышать и различать звуки. Развитие слуховой функции - перевод ребёнка на путь естественного (нормального) развития за счёт воссоздания условий для повторного «проживания» на другой сенсорной основе ранее прожитых в условиях глухоты этапов онтогенеза, начиная с первого года жизни. Это позволяет запустить естественное развитие слухового восприятия, как у слышащего ребёнка первого года жизни.
Однако не во всех случаях операция проводится до годовалого возраста. В иных ситуациях ребёнок начинает слышать в более поздние периоды, что пагубнее сказывается на послеоперационную адаптацию и восприятие различных звуковых сигналов.

Для глухих детей, не владеющими до КИ фразовой речью (пользующихся в коммуникации отдельными фразами, словами, звукоподражаниями, голосовыми реакциями, естественными жестами), имеющих ограниченный и недостаточно продуктивный опыт использования слуховых аппаратов или не имевших его, – формирование коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на основе изменившихся слуховых возможностей;
• для маленьких глухих имплантированных детей – обеспечение естественного процесса формирования коммуникации и речи.
Первоначальный этап реабилитации имеет значительную продолжительность. Но реализация коррекционного процесса осуществляется по мере возрастного формирования.
• для оглохших – 1 - 3 месяца,
• для глухих, владеющих до КИ фразовой речью – 3-6 месяцев,
• для маленьких глухих детей, имплантированных до 1,5 лет – 9-12 мес.,
• для глухих дошкольников с низким уровнем речевого развития до КИ –12-15 месяцев.
Наиболее сенситивным периодом является дошкольный и младший школьный возраст, что будет являться основой для формирования успешной и социально адаптированной личности, как полноценного члена общества.

Актуальность

Таким образом, наша игра-адаптация воссоздаёт процесс слухового онтогенеза, компенсируя тот период индивидуального развития, когда это должно было происходить у детей с сохранным слухом. С помощью специально организованной пространственно-звуковой развивающей среды в игре «Где? Откуда? Чей? Кто? ? А у кого и чего какой звук? » мы воссоздаём поэтапное развитие и адаптацию на основе трёх направлений:
-Звуко-слуховое восприятие, слуховое сосредоточение
-Дифференциация неречевых и речевых звучаний.
-Место локализации звука в пространстве;

Описание проекта

Для проведения сюжетной игры-адаптации мы берём за основу кабинет, адаптивно-развивающее пространство, предпочтительно в реабилитационном центре, которое назовём «Место». Это место разделено на 4 локации (на начальном этапе проекта), каждая локация – это обособленная шторами тематическая среда, оборудованная сетевой аудиосистемой. Тематическая среда наполнена предметами и изображениями, последние из которых, подключены к аудиосистеме. Каждый предмет и рисунок имеет своё звучание, которое контролирует программист, сурдопедагог и др. узкие специалисты коррекционно-образовательного учреждения.

План-схема

Конечный продукт

Игра-адаптация «ГОЧКА» основана на средовом подходе.
Цель игры: развитие слухового восприятия, адаптация к окружающим звукам.
Задачи:
Сформировать сосредоточение на конкретном звуке;
Научить определять нахождение звука в пространстве;
Развить соотнесение звук-предмет;
Научить вычленять нужное звучание из звуков окружающей среды;
Сформировать дифференцированное восприятие звучаний.

«ГОЧКА»

Описание игры

На данном этапе разработки игры 2 локации из которых вторая предполагает наличие 3 блоков:





В любой тематической среде происходит следующее: звучит определённый звук. Задача ребёнка определить: ГДЕ звучит? В зависимости от личных особенностей ребёнка, его способностей в ориентировки в собственном теле и окружающем пространстве, ОТКУДА исходит звук? место локализации (из шкафа, из-под дивана, с дерева), КТО и ЧТО звучит? А у кого и чего какой звук? (Отсюда название игры).

Описание игры

В доме

На улице

В деревне

В лесу

Материал

- будильник, телефон, кастрюля, деревянная ложка, ложка из стали, звук текущей воды, свистящий чайник, звук дверного звонка, поворота дверного ключа, крупа в банке, кашель, чихание, смех, храп.

машина скорой помощи с сиреной, пожарная машина с сиреной, машина со звуком работающего мотора, звук проезжающей машины, салют, гроза, ветер, шум листы..

- петух, курица, корова, индюк, лошадь, свинья, утка, коза, ворона, голубь, кукушка, сова, кошка, собака, трактор, цыплята, утята, котята, щенята, камыш, поросята, фырканье ежа, жужжание мухи , гудение комара, скрип калитки.

Шум ветера, волк, кукушка, сова, , медведь, треск веток, шелест листьев

Среда

Макет комнаты-кухни. В кухне есть печь На столе светильник, предметы посуды, на стуле кукла которая воспроизводит звуки смеха, плача, чихания, кашля, и т.д.

Макет улицы. Пешеходный переход, дорога, светофор. На светофоре загорается зеленый свет.

Макет деревенского двора с животными.

Макет лесной опушки, кусты и деревья, изображения диких животных: медведь, волк, кукушка, сова.

Что это?
-Это кухня в нашем доме.
Что ты видишь на кухне?
- Шкафы, кран, миксер, печь.
-Давай приготовим обед. Что на печке?
-Кастрюля и чайник.
Ты слы́шишь что-нибу́дь?
-Да.
Что это свистит?
-Чайник.
Верно, когда чайник закипел, он начинает свистеть.



-Ты слышишь?
-да.
-Откуда идет звук?
-Слева.
-Что ты слышишь?
-Вода течет из крана.


-Что ты слышишь?
шум
-Откуда идет звук?
Звук идет…
-Да, это миксер взбивает тесто. Приготовим вкусный пирог.


-Что ты слышишь?
я слышу…
-Откуда идет звук?
Звук идет…

-Что ты видишь? Я вижу… -Что она делает? Она… Ты слышишь? -Откуда идет звук? -Звук идет… -Что ты видишь? Я вижу… -Что он делает? Спит. Ты слышишь? -Откуда идет звук? -Звук идет…

-Что ты видишь? Детей -Что они делают? Этот малыш радуется, смеется. Этот малыш плачет. Ты слышишь что-то? -Откуда идет звук? -Звук идет…


-Что ты слышишь?
я слышу…
-Откуда идет звук?
Звук идет…


Како́е вре́мя го́да?
-это зима́.
Что ты ви́дишь?
-Зи́мний лес.
Тебе́ нра́вится зимой в лесу?
-Да, зимо́й в лесу́ о́чень краси́во.


Что ты ви́дишь на экра́не?
-Идёт снег.
Ты слы́шишь что-нибу́дь?
-Да.
Что ты слы́шишь?
-Я слы́шу как ду́ет ве́тер.
Подними́ ру́ки вверх, скажи́ и покажи,́ как ду́ет ве́тер?


-Ш___ш____ш____ш__ ш.
Когда́ ду́ет си́льный ве́тер, идёт снег, всё кружи́тся, как одни́м сло́вом называ́ется?
-Вью́га.

Каки́х живо́тных живу́щих в лесу́ ты зна́ешь?
-Лось, медве́дь, волк, лиса́.


Каки́х птиц живу́щих в лесу́ ты зна́ешь?
-Куку́шка, дя́тел, сова́.


Как поёт куку́шка?
-Ку-ку, ку-ку.
Что ты слы́шишь?
-я слы́шу ку-ку, ку-ку.
Отку́да идёт звук?
-звук идёт…

Кто э́то?
-Сова́.
Что она́ де́лает?
-сиди́т на ве́тке и
смо́трит вокру́г.
Что ты слы́шишь?
-у-угу-гу-у
-у-угу-гу-у.
Отќуда идёт звук?
-звук идёт….


Кто это?
э́то волк.
Что де́лает волк?
-стои́т, смо́трит.
Что ты слы́шишь?
-я слы́шу вой во́лка.
Как во́ет волк?
-у-у-у-у-у-у-у.
Отку́да идёт звук?
-звук идёт…

Кто это?
-э́то медве́дь.
Что он де́лает?
- Он рычи́т.
Как он рычи́т?
-р-р-р-р-р-р
Отку́да идёт звук?
-звук идёт…

Финансирование

Наименование

Кол-во

Цена, шт

1.

Сетевая аудиосистема Axis, Миниатюрный сетевой громкоговоритель AXIS C1410 Network Mini Speaker

~40

28 943 руб.

2.

Сетевая аудиосистема Axis, программное обеспечение AXIS Audio Player

1

-

3.

Сетевая аудиосистема Axis, , Сетевой усилитель звука AXIS C8210 Network Audio Amplifier

38 623 руб.

4.

Полиграфия (объекты среды)

~60

~550 руб.

5.

Фанера (1525*1525)

~30

~350 руб.

6.

Предметы среды

~40

~100

7.

Шторы для зонирования (1.45*1.80)

~8

 2 260 руб.

8.

Услуги дизайнера

-

~350 0руб.

9.

Услуги столяра

-по договоренности

Итог: ~1 265 361 руб.

Заключение

Таким образом , разработанная нами виртуальная игра с использованием динамических упражнений оказывает стимулирующее и коррекционно-развивающее влияние на восстановление и активизацию высшей нервной деятельности ребенка с КИ.
Каждый из выше представленных блоков слухового развития нацелен на слуховое погружение ребенка в определенную слуховую среду, помогающую детям адаптироваться в социальной среде, не только привыкнуть к кохлеарному импланту, но и развить полноценное слуховое восприятие.

Список литературы


Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / Г.Н. Пенин и др. - М.: Каро, 2019. - 496 c.
Карякина, И. Врожденные пороки развития уха [Текст] / И. Карякина // Врач№ 1. - С. 72-74.
Королева, И. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. - М.: Каро, 2019. - 240 c.
Кукушкина И.О., Гончарова Е.Л. «ЗП-реабилитация» детей с КИ.Основные положения и отличия от «слухо-речевой реабилитации // Альманах института коррекционной педагогики. 2017. №30. [Электронный ресурс]. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/
Техническое оснащение Axis . URL: https://www.axis.com/ru-ru/industries-and-applications#
 Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. - М.: Владос, 2019. - 980 c.
 Сунцова, А. С. Если у ребенка нарушен слух... / А.С. Сунцова. - М.: Детство-Пресс2017. - 64 c.
 Яхнина, Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: моногр. / Е.З. Яхнина. - М.: Владос2018. - 272 c.

Ссылки на картинки:
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0&stype=image&lr=39&source=wiz
https://yandex.ru/images/search?pos=14&img_url=https%3A%2F%2Fst3.depositphotos.com%2F9876904%2F12856%2Fv%2F950%2Fdepositphotos_128564388-stock-illustration-girl-in-blue-dress-sneezing.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%87%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&lr=39&rpt=simage&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&lr=39&p=12&pos=379&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcs6.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2017%2F08%2F07%2F1%2Fog_og_1502059093269487184.jpg

Ссылки на звуки:
https://zvukipro.com/predmet/128-zvuki-chaynika.html
https://zvukipro.com/predmet/140-zvuki-vody-iz-krana.html


Посмотрите также