Формирование эмоциональной лексики на занятиях с логопедом
Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и мимика, жесты, интонация.
Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает
иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл,
противоположный тому, который они выражают.
Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств
оформления высказывания как совокупность просодиче-
ских компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в
соответствии со смыслом передаваемого сообщения. В любом высказывании или его
части (предложении) можно выделить следующие компоненты: мелодику ,
интенсивность, темп , ритм , паузу,тембр.
Все эти компоненты - звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение
содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.
Особое значение речь взрослого (педагога) приобретает в процессе
обучения детей родному языку, поскольку дошкольник усваивает язык практически,
по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру
говорить. В этом смысле речь взрослого для ребенка - образец принятого
употребления языковых средств.
Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего
рассказа. Не чтец-декламатор, а заинтересованный очевидец - вот качество
рассказчика, которое импонирует маленьким слушателям. Когда взрослый говорит
увлеченно, дети слушают сказку, затаив дыхание. Они должны видеть лицо
рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять историю, составить мнение
о ее персонажах и, может быть, в дальнейшем использовать как образец для
подражания.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети
владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно
пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он
непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.
Нередко приходится отмечать, что эмоциональность,
выразительность речи, живость эмоций очень часто проявляются у дошкольников в
игре и в свободном общении (радость, восторг, обида, огорчение, гнев) и
угасают, теряются в вынужденной ситуации (например, педагог говорит: «Расскажи
сказку выразительно, красиво, передавая характер и настроение героев»). То же
случается при составлении рассказов, связных высказываний или при построении
ответов в ходе беседы со взрослым, когда ребенок замыкается (речь его
становится тихой, монотонной, маломодулированной).
Больше возможностей в этом отношении имеют пересказы. Это связано с тем, что
дети получают образец речи взрослого и подражают его мимике, интонации.
Бывает так, что проявление эмоций, очень живо и выразительно
дающееся младшим дошкольникам (в случае подражания взрослому: «Вот как
рассердился Михайло Иванович!»; «Вот как плачет Аленушка!»), в меньшей мере или
вообще не выполняется детьми более старшего возраста. Зависит это от
индивидуальных психических особенностей ребенка. Наиболее же часто так
происходит с детьми, осознающими и очень болезненно переживающими свой дефект,
стремящимися его скрыть, завуалировать тихой, монотонной, невыразительной
речью.
В каждой группе есть дети с эмоциональной, яркой речью, которые самостоятельно
используют основные средства выразительности, экспериментируют, пробуют
варианты для достижения лучшего результата, часто помогают своим товарищам
произнести ту или иную реплику, показать ситуацию.
В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее
раскрывают свои когнитивные и творческие возможности .
Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми
действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети вначале
будут только зрителями. Речь логопеда на этом этапе служит им образцом для
подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на
контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них
развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.
Кроме театрализованных игр развитию выразительности речи могут
способствовать и другие их виды: подвижные, словесные, дидактические, а также
игровые упражнения, которые могут использоваться как самостоятельно, так и
включаться в какие-либо занятия.
Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность, следует сначала
научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное
состояние при помощи мимики.
Игровые упражнения на развитие мимики
Мимический кубик; Зеркало
Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически
представленное на выпавшей грани кубика.
«Какой овощ/фрукт едят дети?»
Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например:
«Вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко)».
Один ребенок показывает, а остальные угадывают. Например: «Вова ест яблоко, а
какое?»
Кто это сказал?
По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди
предложенных картинок.
«Облака»
Прослушав стихотворение, дети находят облачко с соответствующим
мимическим выражением.
Ребенок рисует мимическое выражение на облаке после прослушивания.
Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.
Задавая вопросы типа: «Я веселый? Я грустный?», ребенок узнает свою
маску и затем повторяет фразу (отвечает на вопрос, рассказывает стихотворение)
с соответствующей интонацией. Упражнения на внешнее проявление эмоций и
интонирование фраз можно проводить и в свободное время. Можно восхититься новым
платьем Ани, огорчиться из-за отсутствия Марины, обрадоваться появлению Иры
после болезни. На прогулке рассмотреть снежинку и удивиться ее необычной форме,
а потом расстроиться, что она растаяла.
Словом, именно от систематичной и кропотливой работы педагога-логопеда,
требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладеют ли дети яркой,
эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.
Особенности формирования эмоциональной лексики с ОВЗ
Автор: Мажанова Надежда Вячеславовна
Организация: МБДОУ «ЦРР-детский сад №56 «Сказка»
Населенный пункт: Ульяновская область, г.Димитровград
Эмоции и чувства играют важную роль в жизни всех детей. Они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка с ОВЗ эта задача становится еще более трудной. Дети не всегда понимают свои даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные чувства, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в плане нарушений речи (ОВЗ с ОНР), сталкиваются с ещё большими трудностями. Они часто не могут найти подходящие слова для высказывания. Отсюда такие дошкольники редко являются инициаторами начала общения. Как правило, мало разговаривают со сверстниками и взрослыми или вообще не сопровождают игровые ситуации речевыми комментариями и высказываниями.
Все это говорит о проблемах социализации детей с ОВЗ и со слаборазвитым эмоциональным интеллектом. Без своевременного воздействия со стороны взрослого у таких детей могут закрепиться формы поведения, характерные для социально неуверенных детей: замкнутости, зависимости от поведения и выбора других детей в установлении контакта.
Таким образом, только благодаря достаточному речевому развитию эмоции ребёнка с нарушенной речью становятся осознанными и помогают ему адаптироваться в современном обществе.
Для формирования эмоциональной лексики у детей с ОВЗ я использую различные игровые методы и приемы.
Одним из методов является использование визуальных пособий. Для детей с ОВЗ визуальная поддержка эмоций играет важную роль, так как помогает им лучше понимать и выражать свои чувства (радость, грусть, злость и т.д.). Дошкольники могут осваивать такую лексику, с опорой на демонстрационный материал: предметные картинки, фотографии, пиктограммы. Применение графических изображений лиц для обозначения эмоциональных состояний, способствует более эффективной ориентации детей в распознавании того или иного вида лицевой экспрессии, а также развитию внимания и памяти. В работе с детьми используются игры с карточками с изображением людей, животных и предметов, выражающих различные эмоциональные состояния. Дети с огромным удовольствием составляют графические изображения лиц с помощью заранее подготовленных деталей (овал лица, брови, глаза, нос, губы). (рис.1)
(рис.1)
Очень хорошо помогают детям с недоразвитием речи разобраться с оттенками эмоционального настроения полоски с изменением насыщенности цвета или трёхтональные полоски бумаги. Детям предлагается посмотреть на пиктограмму и определить, какое эмоциональное состояние она выражает. Затем внимание детей обращается на постепенное насыщение цвета на полоске бумаги и объясняется, что таким же образом может происходить изменение эмоционального состояния (например, радостный – еще радостнее – самый радостный; грустный – еще грустнее – самый грустный и т.д.).
Игры, связанные с выражением эмоций, позволяют дошкольникам с ОВЗ лучше освоить новую лексику. Например, игра "Угадай эмоцию", где ребенку предлагается посмотреть на лицо человека или животного и угадать, какая эмоция у него возникает. Такие игры развивают эмпатию и помогают детям лучше понимать и выражать эмоции.(рис.2)
(рис.2)
Игра «Кубик настроения» также помогает различать эмоциональные состояния. Она проводится таким образом: педагог бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние (радость, грусть, испуг, злость, удивление). Ребёнок изображает соответствующую эмоцию, а затем проговаривает её. По аналогии проводятся игры «Лото настроений», «Коврик настроения», «Рисуем настроение» и др. (рис.3)
(рис.3)
Помогая ребенку с речевыми проблемами разобраться в своём состоянии, в своих эмоциях, предлагаю образец речевого высказывания:
Мне приятно - мне неприятно...
Мне нравится - мне не нравится...
Мне хочется - мне не хочется...
Я рассержен (а).
Я обижен (а).
Я доволен (льна).
Я расстроился (лась).
«Мне не нравится, когда без разрешения ты
берешь мою машинку...»; «Мне не понравилось, что меня назвали...»
Помогают расширить эмоциональный словарь, конечно же, стихи, особенно те строчки, где характеризуются какой- либо персонаж, его настроение, внутреннее состояние. Дети запоминают их мгновенно и часто очень к месту используют.
Кто ничего не изучает,
тот вечно хнычет и скучает.
И слон возвратился в родные места,
счастливый от хобота и до хвоста. (Д. Сьюз)
Детская поэзия полна лукавства, юмора и озорства, она не поучает назидательно, а внушает радостно, это воспитание с любовью и любовью:
Я достал в шкафу варенье,
я к любимым всей душой!
На, поешь для подкрепленья,
будешь толстый и большой. (Ж. Давитьянц)
Поэтому, очень полезно использовать потешки, прибаутки, стихи, песенки, народный фольклор, сказки, рассказы, некоторые мультфильмы, рассматривание картинок из книг и
иллюстраций с разными настроениями. А Григорий Остер – непревзойденный мастер этого жанра.
Еще один компонент эмоционального словаря - комплименты. Существуют фольклорные «комплименты»: потешки, прибаутки для самых-самых маленьких и детей постарше в виде утвердительного мнения - и все на «языке чувств»:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий.
Мне очень нравится жираф:
Высокий рост и добрый нрав. (В. Маяковский)
Еще одним методом формирования эмоциональной лексики у детей с ОВЗ является использование мультипликационных фильмов и мультфильмов. Зрительные образы, интересные сюжеты и яркие персонажи помогают детям лучше воспринять и запомнить эмоции. После просмотра фильма можно обсудить с детьми, какой персонаж испытывал какие эмоции и почему, а также попросить их рассказать о своих собственных чувствах.
Для успешного решения задач по коррекции и развитию детей с ОВЗ важно понимать, что одним из значимых направлений в такой работе, является работа по развитию эмоциональной сферы ребенка, нарушения в которой зачастую являются причиной негативного поведения и развития ребенка. Таким образом, работа с эмоциональной сферой ребенка поможет скорректировать или избежать многих негативных проявлений в развитии, помогая ребенку быть успешным в процессе социализации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.