Е. А. Мироненко педагог-психолог
МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинск»
Домашнее задание: необходимость или наказание?
В данной статье рассматривается вопрос о необходимости выполнения домашнего задания детьми с ОВЗ (ЗПР). Описываются особенности детей данной категории, польза от выполнения домашнего задания, даются рекомендации родителям по выполнению домашнего задания с детьми.
Ключевые слова: домашнее задание, ограниченные возможности здоровья ОВЗ, задержка психического развития ЗПР, познавательная активность, мотивация, познавательные процессы.
E. A. Mironenko
MAOU "Secondary School No 43 Chelyabinsk"
Homework: necessity or punishment? This article discusses the need for children with disabilities to do homework. The characteristics of children in this category, the benefits of doing homework are described, recommendations are given to parents on doing homework with children. Key words: homework, disabilities with disabilities, mental retardation, cognitive activity, motivation, cognitive processes.
Переход ребенка во второй класс становится для многих родителей довольно непростым временем. Все дело в подготовке домашнего задания. Сколько лет ведется спор о необходимости выполнения домашнего задания или об его отмене и до сих пор находятся как сторонники так и противники этого вопроса.
При опросе родителей выясняется, что большинство детей негативно относятся к выполнению домашнего задания и воспринимают его как наказание. То есть, ни какой положительной мотивации у ребенка нет. Более того, родители сами часто не понимают зачем нужно выполнять домашнее задание и у них также возникает негативное отношение к этому процессу.
Казалось бы, все уже давно понятно: разьяснены нормы домашнего задания для каждого возраста, преимущества выполнения, недостатки, но все же у родителей остается немало вопросов. Попробуем сделать некоторые акценты на важном и постараемся помочь превратить каждодневное испытание прочности нервной системы родителей и детей в полезную деятельность.
Для того, чтобы домашняя работа шла на благо, а не в тягость, необходимо комплексно организовать процесс его выполнения. С этой целью я провожу родительские собрания по данной теме.
Дети с ОВЗ (ЗПР) больше чем остальные дети нуждаются в выполнении домашнего задания, так как усвоение учебного материала у них осложняется наличием следующих особенностей:
1. Отставание в развитии мышления.
2. Низкая познавательная активность, стремление к избеганию интеллектуальной нагрузки.
3. Неумение планировать собственную деятельностью
4. Ослабленная память. Небольшой объем, трудности в сохранении и воспроизведении полученной информации.
5. Неумение использовать рациональные приемы запоминания.
6. С трудом формируется долговременная память.
7. Недостаточный уровень внимания. Частое отвлечение, снижение уровня концентрации.
8. Ослабленное внимание к словесной информации.
9. Различные речевые нарушения: от неправильного произношения звуков до недифференцированности словаря.
10. Низкий уровень учебной мотивации.
11. Неустойчивая самооценка.
Важно понять:
1. Ребенок на уроке усваивает менее 40% информации. Это обусловлено физиологическими особенностями ребенка (частая отвлекаемость, усталость, непроизвольность психических процессов). У детей с ОВЗ этот процент еще ниже.
2. У детей с ОВЗ не развита эмоционально-волевая сфера, то есть ребенок не может совершить волевое усилие и самостоятельно выполнить домашнее задание.
3. Ребенок с ОВЗ нуждается в многократном повторении учебных действий.
4. Темпы формирования способа действия и автоматизации действия у детей с ОВЗ значительно отличаются от детей с нормой.
5. Ребенок с ОВЗ быстро устает, у него проявляется скачкообразное снижение эмоционального фона.
6. В процессе подготовки домашнего задания ребенок может проявлять признаки вербальной и физической агрессии.
Польза выполнения домашнего задания:
1. Закрепление и повторение изученного на уроке. Если ребенок внимательно слушал учителя на уроке, то он достаточно быстро справится с домашним заданием.
2. Рост успеваемости. Дети, которые систематически выполняют
домашнее задание, лучше учатся.
3. Формирование адекватной самооценки. Ребенок понимает, что он хорошо усвоил, над чем нужно поработать.
4. Формирование и развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие процесса саморегуляции, формирование умения распределять свое время.
5. Обучение навыкам самостоятельной работы.
6. Снижение уровня тревожности. Если ребенок всегда выполняет домашнее задание, он чувствует себя на уроке более уверенным.
7. Развитие положительной учебной мотивации. Принятие позиции ученика.
8. Формирование у ребенка мотива достижения.
9. Наличие возможности у учителя оценить степень усвоения учебного материала учеником.
Для того, чтобы сделать процесс подготовки домашнего задания ребенком более продуктивным и снизить психологическую нагрузку, необходимо правильно организовать сотрудничество ребенка и родителей. Процесс выполнения домашнего задания из наказания превратится в необходимость, если будут учтены предложенные нами рекомендации.
Рекомендации родителям:
1. Следите за соблюдением ребенком режима дня. Правильное распределение режима работы и отдыха помогут ребенку в выработке необходимых волевых качеств.
2. Старайтесь выполнять домашнее задание с ребенком в одно и то же время.
3. Начинайте выполнение заданий с несложных письменных заданий, затем переходить к более объемным заданиям.
4. После выполнения каждого задания делать 5-ти минутный перерыв. Лучше, если ребенок эти минутки проведет активно: пробежится по комнате, поприседает, выполнить несложные физические упражнения. Это поможет снизить нагрузку на позвоночник.
5. Устные предметы необходимо готовить непосредственно перед предстоящим уроком (окружающий мир, чтение). Можно превратить повторение стихотворения в увлекательную игру: родитель произносит одну строчку, ребенок другую.
6. Если ребенок затрудняется в выполнении задания - не кричите, лучше определите причину затруднений ребенка.
7. Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
8. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
Поощряйте упорство и проявление характера при достижении цели. Поощрение не всегда может быть материальным. Можно предложить ребенку в качестве поощрения выбрать место проведения совместного досуга в выходные или игру, в которую он давно хотел сыграть.
9. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов. Это поможет ребенку в осмысленном выполнении домашнего задания.
10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами. Можно создать дома своеобразную доску достижений ребенка.
11. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях, логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
12. С первых дней обучения ребенка формируйте у него привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать. Приводите примеры из собственной школьной жизни.
13. Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому- либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к педагогу. Это поможет выработать совместными усилиями тактику ваших действий, и, что немаловажно, обратит внимание педагога на имеющиеся проблемы у вашего ребенка для построения индивидуальной работы с ним.
14. Если ваш ребенок задает вам вопросы, не отмахивайтесь от него. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашнего задания.
15. Выполняйте домашнее задание до 20.00.
Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Литература:
1.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Пб,. 2003.
2.Семаго Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 1999.
3.Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: Дошкольный и младший школьный возраст Изд. 1-е/ 2-е. - М., Айрис-Пресс, 2007.
4.Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.