Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дифференцированность. Предупреждение перегрузки учащихся.
Домашнее задание в начальной школе – это эффективное средство обучения и
самообразования. Выполнение домашних заданий способствует закреплению
изученного в классе материала, развитию самостоятельности и ответственности,
стимулирует развитие индивидуальности каждого ученика, даёт ему возможность
научиться решать возникающие проблемы. Выполнение домашних заданий формирует у
младшего школьника соответствующие умения и навыки, обеспечивает ребёнку
успешность при обучении в школе и пригодятся ему в жизни.
В
традиционной школе к основным требованиям относились следующие:
- Задание должно быть понятно каждому ученику.
- Задание должно быть объяснено предварительно учителем, обязательно после
выполнения проверено. Если возникли проблемы, объяснен путь их разрешения.
- Задание может быть индивидуальным, дифференцированным или опережающим, в
зависимости от подготовленности класса и отдельных учащихся.
- Домашнее задание должно органично вытекать из материала, изученного на уроке,
ученик повторяет усвоенное из разделов программы.
А в рамках реализации ФГОС эти требования модернизировались:
- Домашнее
задание обязательно
дифференцированное.
- Оно может быть как индивидуальным, так и по выбору самого учащегося, а также
групповое или творческое.
Из личного опыта известно, что задание по выбору вызывает неподдельный интерес
ребят - четвероклассники, в силу своего возраста, стараются выполнить
даже лишнее, для них так важна
похвала учителя.
- Групповое задание может быть опережающим, когда учащиеся готовят совместный
проект. Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка.
- Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями
в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя.
(Написать отзыв о прочитанном произведении, нарисовать титульный лист своей
будущей книги).
- К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из
которых нужно найти выход, используя изученный материал, деловые игры,
сочинение лингвистических сказок, проведение соревнований, игр и конкурсов.
Внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности, при которых ученик будет успешным в любой предметной области. Следовательно, выполняя домашнее задание, ребенок столкнется с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего времени для выполнения работы.
Большое внимание в программе «Школа России», составленной в соответствии с требованиями ФГОС уделено выполнению домашнего задания.
В учебнике «Русский язык» имеются памятки, которыми удобно пользоваться при выполнении домашних заданий. Но, чтобы ребенок научился пользоваться алгоритмами необходимо вести четкую, продуманную работу на уроке и нельзя жалеть на это времени.
В настоящий момент актуален вопрос дифференциации в учебном процессе. Так и домашнее задание должно иметь дифференцированную направленность. Оно может быть: единым, групповым, творческим:
( 2 слайд)
-найти сведения о писателе,
-составить отзыв о понравившемся произведении,
-составить кроссворд по теме,
-выполнить рисунок, закладку, марку,
- составить к произведению умные вопросы ….
Дети сами выбирают, какое задание они могут выполнить и хотят. А составление отзыва – обязательно для всех. Но это задание учитель учит выполнять на уроке. Составляется подробный структурный план для написания отзыва. Учащиеся записывают его в тетради – справочники. Это способствует формированию навыков проектной деятельности, а также личностных навыков и умений. Необходимо отметить, что такие задания способствуют «сплачиванию семьи», т.к. родители часто становятся активными помощниками своим детям. Дома дети составляют свои отзывы и оформляют свою работу.
Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по
принципу «минимум-максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников,
интересующихся предметом, имеющих к нему
склонность.
Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут
вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе
работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к
образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения.
Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов
формирования их познавательной самостоятельности.
Если домашнее задание используется для предъявления нового материала, для применения полученных знаний, при написании домашних сочинений, заучивании наизусть стихов или песенных текстов – короче, во всех случаях, когда требуется участие каждого школьника, имеет смысл единое домашнее задание.
Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях. Индивидуальные домашние задания должны получать и хорошо успевающие и одаренные школьники, потому что такие задания способствуют развитию их способностей, углублению их знаний. Особые задания должны ставить перед учащимися трудности, преодоление которых сделает более плодотворной работу на уроке.
Домашнее задание после звонка – это больше, чем «нарушение этикета». Но и от задания незадолго перед звонком или по звонку тоже стоит отказаться, потому что это ведет к тому, что домашнее задание не фиксируется ребятами или фиксируется частично и не всеми, у школьников нет возможности задать вопросы, учитель не может дать необходимых пояснений и вынужден отказаться от мотивации.
Поэтому советуем: (3 слайд)
· Сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока, но ни в коем случае не по звонку или после звонка.
· При сообщении домашнего задания (как и при ведении урока вообще) не изнуряйте учащихся, потому что это вызывает у них чувство неуверенности и вынуждает вас нарушать элементарную педагогическую этику.
Одной из причин перегрузки
учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным
школьникам достается колоссальная нагрузка в школе. Многие дети устают
настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В
некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или
выполняют их частично. Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он
начинает отставать от программы.
Анкета для учащихся (4-6 слайд)
1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
0,5 ч – 1 чел.; 40 мин – 1 чел.; 1 ч – 8 чел.; 1,5 ч – 1 чел.; 2 ч – 2 чел.; 3 ч -1 чел.; 4 ч – 1 чел.; 5 ч – 1 чел.
2. На выполнение домашнего задания по каким предметам приходится тратить больше времени, чем на все остальные?
Английский язык – 9 чел.; Русский язык, окружающий мир – по 4 чел.; математика – 3 чел.; литературное чтение – 1 чел.
3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома?
Да – 5 чел.; Нет- 12 чел.
4. Кто помогает тебе при выполнении домашнего задания?
Родитель – 10 чел.; Сестра – 3 чел.; Никто- 4 чел.
5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?
Всегда – 14 чел.; Иногда – 3 чел.;
6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?
Всегда- 6 чел.; Иногда – 10 чел.; Все равно – 1 чел.
7. Пользуешься ли ты «Решебником» при выполнении домашнего задания?
Иногда – 7 чел.; Никогда – 10 чел.
8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?
Всегда – 9 чел.; Иногда – 7 чел.; Никогда – 1 чел.
9. Пользуешься ли ты Internet при выполнении домашнего задания?
Иногда – 11 чел.; Никогда – 6 чел.
10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?
Иногда 8 чел.; Никогда – 9 чел.
11. По каким причинам ты не выполняешь домашнее задание по тому или иному предмету?
Не получается – 9 чел.; Не хватает времени – 6 чел.;
Легче списать, чем «париться» - 2 чел.
Несмотря на установленные нормативы,
бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов.
Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая
распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая
утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая
сопротивляемость болезням.
Но очень важно не механически натренировать
навыки учащихся, а развить психологические функции, необходимые для
самостоятельной продуктивной учебной деятельности вдали от учителя.
В основе методики задавания на дом лежит
поэтапное обучение самостоятельной деятельности. Необходимо с первого класса
готовить учащихся к выполнению домашнего задания. Большую помощь учащимся
оказывают простейшие алгоритмы выполнения заданий самостоятельно.
Такие алгоритмы следует вводить
постепенно, проговаривая вместе с учащимися. Со временем в алгоритм выполнения
домашнего задания включается работа с памятками, словарями, Интернетом.
Перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания не только имеют негативные
педагогические последствия, но и могут нанести ущерб здоровью младших школьников.
С целью исключения перегрузок учителю
следует проводить контроль объема домашнего задания, который может быть
осуществлен выборочно, по итогам одного из учебных дней. Производится суммарный
подсчет домашних заданий по всем предметам на тот или иной день.
Для получения более объективных данных об
объемах домашних заданий, получаемых учащимися, можно использовать метод
анкетирования.
Успешное решение вопроса дозировки
домашних заданий позволяет оптимизировать режим дня школьника, определить
свободное время для занятий спортом, искусством, технической деятельностью.
Нужны ли домашние задания современному школьнику?
Считаю, что проблема повышения эффективности
обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество
урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой
учащихся. Между тем в периодической печати появляются публикации, в которых
рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, осуществляющих
обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они,
по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти
предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности.
Домашнее задание обязательно нужно!
Процесс обучения - это два основных этапа. На первом этапе происходит
ознакомление с темой (это усвоение основных действующих закономерностей,
рассмотрение иллюстративных примеров, обсуждение). Всё это - с учителем, в
классе. А потом, дома, индивидуальная работа учащегося. Именно дома приходит
(если приходит) глубинное осознание предмета.
Если ограничиться только уроками, то
получится в лучшем случае поверхностное ознакомление.
Считаю, что самостоятельная работа и
есть самая важная составляющая образования. Ведь цель получения знаний именно в
том, чтобы научить учащегося успешно самостоятельно решать задачи. Закрепление
вопросов в любой форме полезно - оно учит школьников самоорганизации. Ребенок,
особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке. Поэтому
без домашних заданий каждое занятие придется начинать практически с чистого
листа, без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал.
Основными видами домашнего
задания являются:
(7 слайд)
Изучение материала по учебнику.
Выполнение различных письменных и практических
работ (упражнений).
Написание сочинений и других творческих работ.
Подготовка различных схем, диаграмм.
Подготовка гербариев по биологии.
Проведение наблюдений за являниями природы, а
также различных опытов по химии, физике и др.
К дидактическим приёмам, повышающим
эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний
учащихся относятся следующие: (8 слайд)
-в процессе учебной работы над новым материалом
обращать внимание учащихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой
для успешного выполнения домашнего задания;
-не сводить домашнее задание исключительно к
репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и
положения, требующие от учащихся размышлений и творческих усилий;
-по возможности дифференцировать домашнее
задание, давать задание дополнительные или повышенной трудности для тех, кто
обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;
-давать рекомендации по рациональному подходу к
выполнению домашней работы;
-приучать учащихся к активному воспроизводству
изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.
Увы, это теория, зачастую расходящаяся с
практикой. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с невыполнением домашних
заданий. И сами расстраиваемся, и детей расстраиваем, и "неуды"
ставим. В общем, портим показатели и себе, и школе. Радикальные меры – записи в
дневнике, звонки родителям, двойки, «приводы» к директору и т.д. – картины не
меняют. Находчивые наши ученики спишут на перемене у «ботаника», добросовестно
причем, и получат хорошую оценку (радуйся, учитель, ты ведь этого хотел!) Или
купят решебник. Или, если дашь на дом индивидуальную работу, обратятся за помощью
к старшим. При всем при этом уровень знаний данного бедолаги никак не
повышается, поскольку при списывании мозг его совершенно отключен…
Конечно же домашние задания нужны, но как
сделать так, чтоб ученики его выполняли самостоятельно?
Рассмотрим «систему принципов работы с домашним заданием».
( 9 слайд)
- во-первых, данное, скажем, в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала;
- во-вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по-своему незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;
- в-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее;
- в-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;
- в-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, то есть превратить знания в инструмент познания;
- в-шестых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.
Рекомендации по дозированию домашнего задания. ( 10 слайд)
Необходимо:
– на объяснение домашнего задания отводить не менее 1–2 минут от урока;
– осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания;
– предупреждать учащихся о возможных затруднениях;
– включать в содержание домашнего задания работу над ошибками;
– осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания;
– проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся;
– давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке;
– при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем;
– систематически проверять домашнюю работу учащихся;
– учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам:
в 1 классе – не более 1 часа во 2 полугодии;
во 2 классе – до 1,5 часов;
в 3–5 классе – до 2 часов;
в 6–7 классе – до 2,5 часов;
в 8 классе – до 3 часов;
в 9–11 классах – не более 4 часов.
Выполнять домашние задания можно без особых
усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо
учитывать особенности каждого ребенка.
Учитель обязан ознакомить родителей с
нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с
примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда
должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных
предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.
Выводы:
При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Имейте в виду, что домашнее задание, направленное на усвоение всеми школьниками основных знаний и умений, зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся.
Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся.
Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха и тем школьникам, которые по большинству предметов успевают на «плохо» и «удовлетворительно». Такое задание дает этим школьникам возможность проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.
Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная система даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы до глубокой увлеченности, и тех, и других научить самостоятельному познанию.
При подготовке домашнего задания выясните, требует ли оно участия всех учащихся. Если нет – уместно дифференцировать задание.
Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося и их применения в интересах всего классного коллектива.
Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.