Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Домашнее задание № 1. Звук и буква У
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Научить ребенка узнавать музыкальные инструменты по звуку.
2. Подготовить ребенка к усвоению звукослогового ряда в процессе
ознакомления со сказкой «Репка».
3. Научить ребенка четко произносить звук [У].
4. Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.
5. Сформировать понятия «звук», «буква».
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный
инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).
Взрослый играет на какомлибо знакомом ребенку музыкальном
инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми
глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Репка».
Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним
иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомендуется
в пассивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепить следующие
понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед,
между.
Для этого взрослый задает ребенку вопросы: Кто тянул репку первым?
Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и
Жучкой? и т. д.
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [У].
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица,
удочка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом
первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой
одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»
Взрослый сажает ребенка перед зеркалом, показывает ему и объясняетартикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:
— губки вытянуты вперед трубочкой;
— зубки не смыкаются;
— горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука
ребенка лежит на горлышке).
После показа и объяснения взрослого ребенок правильно произносит
звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без
голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Взрослый рассказывает
ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении
звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха.
Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.
Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну:
УУУУ... (см. цветную вклейку).
З а д а н и е 4. Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
— волк воет: уууууууууу.
— поезд едет: уууууууууу...
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и
ослаблением силы голоса:
— поезд приближается: ууууУУУУУУ...
— поезд удаляется: УУУУууууу...
в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько
выпадает точек на косточке от игры «Домино».
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [У]».
Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда,
когда услышит звук [У]:
у, п, у, к, в, у, у...З а д а н и е 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд
слов и выбрать:
имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена;
лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]:
усики, мак, улитка, уголь.
Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова,
начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в
них звук [У]. Взрослый объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в
начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с
помощью карточки и красного кружка.
ёёё10
З а д а н и е 7. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови
первый звук в словах».
Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить
последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг —
Электрический... (утюг)
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может... (удочка)
З а д а н и е 8. Взрослый загадывает ребенку загадки, а ребенок
отгадывает их, при этом четко называя первый звук в каждом словеотгадке.
Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается. (Утюг)Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка)
Кто на себе свой домик носит? (Улитка)
З а д а н и е 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
названия которых начинаются на звук [У].
З а д а н и е 10. Выучить чистоговорки:
Ууу — губы хоботком тяну.
Ууу — дай трубу.
Ууу — всех детей зову.
З а д а н и е 11. Упражнения для координации речи с движениями.
Взрослый читает стихотворения, голосом выделяя звук [У], и просит
ребенка назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. Затем
ребенок повторяет стихотворения, выполняя соответствующие движения.
У опушки две старушки... Наклоняется, «собирает грибы».
Брали грузди и волнушки.
Филин: — Уух!
Филин: — Уух!
У старушек замер дух.
Приседает.
Е. Благинина
Сидит ворон на дубу
Ребенок имитирует игру на дудочке.
И играет во трубу:
«Дудуду! Дудуду!»
З а д а н и е 12. Знакомство с буквой У.
Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим,
а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После
этого взрослый показывает ребенку букву У. Для лучшего запоминания
графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и выучитьстихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой
азбуке».
У — как у зайчонка ушки.
Эти ушки — на макушке.
О. Гофман
Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа
буква У?» (на рогатку, галочку...);
поиграть с пальчиками:
Зайки белые сидят
И ушами шевелят
Вот так, вот так.
(Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а
остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным
пальчиками);
провести игры с буквой.