Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы
На проблему домашнего задания у педагогов есть как минимум две точки зрения.
Одни считают, что домашнее задание вообще надо отменить, потому что именно в процессе урока учитель должен достигать целей обучения.
Другая группа педагогов считает, что именно самостоятельная работа дома позволяет школьникам закрепить учебный материал, сформировать умения самостоятельно добывать знания и развить познавательный интерес.
Мне близка вторая точка зрения, потому что домашние задания - один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Именно поэтому необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной нагрузки школьников.
Домашняя работа по русскому языку - самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по разным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков.
Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.
Но это точка зрения педагога, причем любого, а не только моя.
А вот с точки зрения ученика, домашняя работа- это обуза, нелегкий труд, который отрывает от занятий любимым делом. Именно поэтому домашнее задание, с точки зрения учителя- неотъемлемая часть процесса обучения, и эта часть нелюбима школьниками, и их можно понять. Во- первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка, и порой немаленькая. Во- вторых, часто это скучная, неинтересная, рутинная работа, выполняемая недобросовестно. В- третьих, ученики нередко просто не могут правильно выполнить задание, ведь способности у всех разные.
Можно продолжить перечислять причины нелюбви учеников к домашнему заданию, но уже и этого вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод: эффективность обучения зависит в большой степени и от правильно организованной домашней работы.
При планировании урока этот этап требует особых раздумий и умений педагога.
На мой взгляд, при умелом и правильном подходе к целеполаганию и планированию этого этапа урока система творческих домашних заданий может решить следующие задачи:
Стимулирование познавательного интереса учащихся;
Повышение мотивации к учебному процессу;
Воспитание самостоятельности школьников в учебно-познавательной деятельности и ответственности за выполняемую работу;
Развитие самоконтроля при выполнении задания;
Выявление и развитие творческих способностей детей;
Получение более глубоких и широких знаний по предмету;
Воспитание информационной культуры;
Формирование исследовательских умений (выявление проблемы, сопоставление, формулирование гипотезы…);
Всесторонне развитие личности.
У меня есть уже некоторый опыт использования системы творческого подхода к выполнению учащимися домашнего задания, которым я хочу поделиться.
Русский язык традиционно считается в ученической среде и трудным, и скучным предметом. Я стараюсь разрушить этот стереотип, предлагая моим ученикам творческие домашние задания, соблюдая при этом принцип дифференцированного подхода. Кроме того, активно использую информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Например, при изучении темы «Причастие» своей задачей считаю не только научить правильно писать суффиксы причастий, определить вид причастия, научить морфологическому разбору, выбору написания н- нн, слитного- раздельного написания НЕ с причастием. Конечная цель- научить свободно употреблять причастия в речи устной и письменной. Поэтому прежде чем дать творческое задание (написание сочинения), предлагаю собрать «корзинку». С этого момента все становятся участниками проекта, правда, каждый в меру своих способностей, силенок и прилежания. Вот, например, как это может отрабатываться на нескольких уроках:
1. Предлагаю посмотреть в окно и придумать простое (слабым) и сложное (сильным) учащимся. Самое удачное записываем на доске и определяем главное слово. Затем даю время на доработку своего предложения и определения темы будущего сочинения по гл. слову предложения. Весь класс задействован в этой работе, но каждый собирает свою «корзинку».
2. Затем к главному слову подбираем глаголы (туман стелется, сгущается, опускается, ложится и т.д.).
3. Образовать от глаголов все возможные формы причастия (стелющийся туман, стелившийся туман)
4. Образовать причастный оборот с этим причастием.
5. Составить предложение с причастным оборотом (простое и сложное).
6. И только после такой работы даю домашнее задание: написать сочинение- миниатюру по выбранной теме, использовав предложения с причастными оборотами. Для сильных учеников усложняю задание (сложные предложения, причастный оборот, выделенный запятыми и т.д.) Каждый выбрал себе посильное задание, по итогам выполнения которого получил оценки.
Но есть в реализации системы творческих домашних заданий и проблемы. Вот несколько из них.
Проблема 1: творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у школьников уже есть достаточные знания и умения по предмету, творческое мышление, опыт творческой деятельности. Другими словами, неподготовленным к творческой деятельности учащимся бесполезно предлагать творческие домашние задания.
Решение проблемы: начинать работу с учащимися уже с пятого класса. А еще лучше держать тесную преемственную связь с младшим звеном школы и вместе с учителями русского языка в начальных классах выработать стратегию применения творческих домашних заданий и уже с 2-го класса развивать творческое мышление.
Проблема 2: в классе, как правило, учащиеся с различным уровнем способностей, а именно:
1) Способные, понимающие новый материал с первого объяснения, имеющие высокую мотивацию к учению, сформированные учебные навыки.
2) Учащиеся с несформированными учебными навыками, замедленным мыслительно- психическим процессом. У них крайне низкая мотивация к учению.
3) Учащиеся без особых способностей, но имеющие учебные навыки, удовлетворительно усваивающие учебный материал, желание и интерес к учебе у них непостоянный.
Проблема состоит в том, что все эти учащиеся находятся в одном классе, и всех их нужно научить.
Решение проблемы: предлагать дифференцированные задания, давая право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.
Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в классе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим, рождает интерес к предмету, повышает мотивацию к учению, способствует оптимизации психологической и физической нагрузки учеников.
Проблема 3: подготовка творческих домашних заданий занимает у ученика много времени .
Решение проблемы: давать на выполнение не меньше недели (а при необходимости и больше), чтобы ученик смог распределить свое время, избежать перегрузки.
Также эффективной будет проектная деятельность, когда каждый учащийся работает над своей частью проекта в течение какого-то времени, а затем все оформляется в конечный продукт деятельности.
Проблема 4: проверка творческого домашнего задания требует и от учителя много времени. Не всегда это можно сделать на уроке. А игнорировать проверку домашнего задания нельзя, иначе у школьников возникнут сомнения: обязательно ли его выполнять, раз оно не проверяется.
Решение проблемы:
1. Предлагать учащимся выполнять домашнее задание с использованием ИКТ. Тогда учитель сможет после уроков проверить задание, которое школьники скинули с флеш- карты на компьютер. Наиболее удачные работы можно будет потом вынести для эмоциональной оценки на суд всего класса.
2. В начале года составить план- график проведения творческих домашних заданий со списком тем и времени сдачи заданий, разместить его на стенде в кабинете. Данный план может, конечно, корректироваться в течение года.
3. Использовать внеурочную деятельность с презентацией своих работ (выставки, литературный клуб…), принимать участие в конкурсах различных уровней.
В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организация домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.