Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы
Оценка 4.6

Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы

Оценка 4.6
docx
31.01.2021
Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы
Домашние задания по русскому языку.docx

Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы

 

На проблему домашнего задания у педагогов есть как минимум две точки  зрения.

Одни считают, что домашнее задание вообще надо отменить, потому что именно в процессе урока учитель должен достигать целей обучения.

Другая группа педагогов считает, что именно самостоятельная работа дома позволяет школьникам закрепить учебный материал, сформировать умения самостоятельно добывать знания и развить познавательный интерес.

Мне близка вторая точка зрения, потому что домашние задания - один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Именно поэтому необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной нагрузки школьников.

Домашняя работа по русскому языку - самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по разным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков.

Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.

Но это точка зрения педагога, причем любого, а не только моя.

А вот с точки зрения ученика, домашняя работа- это обуза, нелегкий труд, который отрывает от занятий любимым делом. Именно поэтому домашнее задание, с точки зрения учителя- неотъемлемая часть процесса обучения, и эта часть нелюбима школьниками, и их можно понять. Во- первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка, и порой немаленькая. Во- вторых, часто это скучная, неинтересная, рутинная работа, выполняемая недобросовестно. В- третьих, ученики нередко просто не могут правильно выполнить задание, ведь способности у всех разные.

 Можно продолжить перечислять причины нелюбви учеников к домашнему заданию, но уже и этого вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод: эффективность обучения зависит в большой степени и от правильно организованной домашней работы.

При планировании урока этот этап требует особых раздумий и умений педагога.

На мой взгляд, при умелом и правильном подходе к целеполаганию и планированию этого этапа урока система творческих домашних заданий может решить следующие задачи:

Стимулирование познавательного интереса учащихся;

Повышение мотивации к учебному процессу;

Воспитание самостоятельности школьников в учебно-познавательной деятельности и ответственности за выполняемую работу;

Развитие самоконтроля при выполнении задания;

Выявление и развитие творческих способностей детей;

Получение более глубоких и широких знаний по предмету;

Воспитание информационной культуры;

Формирование исследовательских умений (выявление проблемы, сопоставление, формулирование гипотезы…);

Всесторонне развитие личности.

У меня есть уже некоторый опыт использования системы творческого подхода к выполнению учащимися домашнего задания, которым я хочу поделиться.

Русский язык традиционно считается в ученической среде и трудным, и скучным предметом. Я стараюсь разрушить этот стереотип, предлагая моим ученикам творческие домашние задания, соблюдая при этом принцип дифференцированного подхода. Кроме того, активно использую информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Например, при изучении темы «Причастие» своей  задачей считаю не только научить правильно писать суффиксы причастий, определить вид причастия, научить морфологическому разбору, выбору написания н- нн, слитного- раздельного написания НЕ с причастием. Конечная цель- научить свободно употреблять причастия в речи устной и письменной. Поэтому прежде чем дать творческое задание (написание сочинения),  предлагаю собрать «корзинку». С этого момента все становятся участниками проекта, правда, каждый в меру своих способностей, силенок и прилежания. Вот, например, как это может отрабатываться на нескольких уроках:

1.            Предлагаю посмотреть в окно и придумать простое (слабым) и сложное (сильным) учащимся. Самое удачное записываем на доске и определяем главное слово. Затем даю время на доработку своего предложения и определения темы будущего сочинения по гл. слову предложения. Весь класс  задействован в этой работе, но каждый собирает свою «корзинку».

2.            Затем к главному слову подбираем глаголы (туман стелется, сгущается, опускается, ложится и т.д.).

3.            Образовать от глаголов все возможные формы причастия (стелющийся туман, стелившийся туман)

4.            Образовать причастный оборот с этим причастием.

5.            Составить предложение с причастным оборотом (простое и сложное).

6.            И только после такой работы даю домашнее задание: написать сочинение- миниатюру по выбранной теме, использовав предложения с причастными оборотами. Для сильных учеников усложняю задание (сложные предложения, причастный оборот, выделенный запятыми и т.д.) Каждый выбрал себе посильное задание, по итогам выполнения которого получил оценки.

 

Но есть в реализации системы творческих домашних заданий и проблемы. Вот несколько из них.

Проблема 1: творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у школьников уже есть достаточные знания и умения по предмету, творческое мышление, опыт творческой деятельности. Другими словами, неподготовленным к творческой деятельности учащимся бесполезно предлагать творческие домашние задания.

Решение проблемы: начинать работу с учащимися уже с пятого класса. А еще лучше держать тесную преемственную связь с младшим звеном школы и вместе с учителями русского языка в начальных классах выработать стратегию применения творческих домашних заданий и уже с 2-го класса развивать творческое мышление.

Проблема 2: в классе, как правило,  учащиеся с различным уровнем способностей, а именно:

1)     Способные, понимающие новый материал с первого объяснения, имеющие высокую мотивацию к учению, сформированные учебные навыки.

2)     Учащиеся с несформированными учебными навыками, замедленным мыслительно- психическим процессом. У них крайне низкая мотивация к учению.

3)     Учащиеся без особых способностей, но имеющие учебные навыки, удовлетворительно усваивающие учебный материал, желание и интерес к учебе у них непостоянный.

Проблема состоит в том, что все эти учащиеся находятся в одном классе, и всех их нужно научить.

Решение проблемы:  предлагать дифференцированные задания, давая право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.

Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в классе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим, рождает интерес к предмету, повышает мотивацию к учению, способствует оптимизации психологической и физической нагрузки учеников.

Проблема 3: подготовка творческих домашних заданий занимает у ученика много времени .

Решение проблемы: давать на выполнение не меньше недели (а при необходимости и больше), чтобы ученик смог распределить свое время, избежать перегрузки.

Также эффективной будет проектная деятельность, когда каждый учащийся работает над своей частью проекта в течение какого-то времени, а затем все оформляется в конечный продукт деятельности.

Проблема 4: проверка творческого домашнего задания требует и от учителя много времени. Не всегда это можно сделать на уроке. А игнорировать проверку домашнего задания нельзя, иначе у школьников возникнут сомнения: обязательно ли его выполнять, раз оно не проверяется.

Решение проблемы:

1. Предлагать учащимся выполнять домашнее задание с использованием ИКТ. Тогда учитель сможет после уроков проверить задание, которое школьники скинули с флеш- карты на компьютер. Наиболее удачные работы можно будет потом вынести для эмоциональной оценки на суд всего класса.

2.  В начале года составить план- график проведения творческих домашних заданий со списком тем и времени сдачи заданий, разместить его на стенде в кабинете. Данный план может, конечно, корректироваться в течение года.

3. Использовать внеурочную деятельность с презентацией своих работ (выставки, литературный клуб…), принимать участие в конкурсах различных уровней.

В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организация домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.


 

Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы

Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы

В- третьих, ученики нередко просто не могут правильно выполнить задание, ведь способности у всех разные

В- третьих, ученики нередко просто не могут правильно выполнить задание, ведь способности у всех разные

Например, при изучении темы «Причастие» своей задачей считаю не только научить правильно писать суффиксы причастий, определить вид причастия, научить морфологическому разбору, выбору написания н- нн,…

Например, при изучении темы «Причастие» своей задачей считаю не только научить правильно писать суффиксы причастий, определить вид причастия, научить морфологическому разбору, выбору написания н- нн,…

Но есть в реализации системы творческих домашних заданий и проблемы

Но есть в реализации системы творческих домашних заданий и проблемы

Проблема 3 : подготовка творческих домашних заданий занимает у ученика много времени

Проблема 3 : подготовка творческих домашних заданий занимает у ученика много времени

которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.

которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2021