Домашние задания в начальной школе
Оценка 5

Домашние задания в начальной школе

Оценка 5
Лекции
doc
Междисциплинарный 3
2 кл—4 кл
02.06.2017
Домашние задания в начальной школе
Анализ практики обучения показывает, что домашние задания часто носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению детей.Организация дом. задания в начальной школе.
Организация дом. задания.doc
Домашние задания в начальной школе Анализ   практики   обучения   показывает,   что   домашние   задания   часто   носят случайный,   непродуманный   характер,   плохо   ведется   подготовка   к   их   выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и  организации   домашней  работы   является  перегрузка   учащихся   домашними   заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению детей. Довольно   часто   учителя   не   придают   должного   значения   содержанию   домашней работы,  а  включают  в   нее  те  упражнения  из  учебника,  относящиеся  к  данному  уроку, которые по той или иной причине не вошли в классную работу (например, не укладываются в логику построения урока, требуют значительного времени на свое выполнение и др.), при этом дифференцированные задания практически не используются.   Несмотря на сложность и многоплановость вопросов методики домашних заданий в начальных   классах,   имеется   определенная   возможность   упорядочить   их   содержание, характер и объем, т.к. почти все предметы ведет один учитель. 1. Основные требования к организации домашних заданий. По   своей   сути   выполнение   домашней   работы   является   индивидуальной   формой учебной  работы учащихся, хотя она и протекает по заданию учителя, но без его непосредственного и   постоянного   руководства   и   контроля   в   данный   момент.   Организованность   и ответственное отношение к учебе, внимание и сосредоточенность, способности и развитие, интересы и склонности влияют на результаты, качество и скорость выполнения домашнего задания каждым ребенком.     Основные требования к организации домашней учебной работы: посильность заданий – по степени трудности домашнее задание должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке; разнообразие заданий, предусматривающее задания полутворческого и творческого характера; постепенное и последовательное усложнение заданий; тесная связь классной и домашней учебной работы: a) содержание   и   приемы   выполнения   домашних   заданий   являются   в определенной мере продолжением и закреплением классных; b) подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, способы   выполнения   и   контроля   задания;   установлено,   что   успешность выполнения домашней работы зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций; c) обеспечивается   систематический   контроль   учителя   и   взаимный   контроль учащихся за ходом и результатами домашней учебной работы. Домашняя   работа   эффективна   только   тогда,   когда   все   дети   готовы   к самостоятельному   её   выполнению.   Поэтому   важным   аспектом   деятельности   учителя является подготовка учащихся к выполнению домашней работы. При подготовке учащихся к выполнению домашнего задания их внимание может быть сосредоточено: на анализе его содержания; на анализе способа выполнения; на его оформлении. Выбор способа подготовки зависти от характера самого задания, а также от подготовленности отдельных групп учащихся к его выполнению. Приведем примеры. 1. Учащимся предлагается дома решить задачу: «За первый день продали 800 кг печенья, а за другой день – 900 кг. За первый день продано печенья на 10 ящиков меньше, чем за второй. Сколько ящиков печенья продано за два дня?» После чтения задачи полезно обратить внимание на ту часть условия, где сказано о 10  ящиках   печенья.  Убедившись   в   том,  что   дети   осмыслили   это   данное,  даётся   новое задание: «Ещё раз прочитайте задачу и ответьте на вопрос – почему за первый день продано печенья   на   10   ящиков   меньше,   чем   за   второй?».   Проверив,   что   учащиеся   правильно понимают условие задачи, учитель предлагает решить её дома. 2. Учащимся для решения дома даётся задача «За 8 м шерстяной ткани уплатили столько же,   сколько   за   5   м   шёлковой.   Цена   шерстяной   ткани   130   р.   за   метр.   По   какой   цене покупали шёлковую ткань?» В классе можно записать задачу в таблице: Шерстяная Шёлковая Цена 130 р. ? Количество 8 м 5 м Стоимость Одинаковая Можно составить план решения. Дома дети запишут решение задачи по действиям с пояснением. Если в домашнее задание включён материал, хорошо усвоенный учащимися, то нет необходимости в предварительном его разборе. Подготовку учащихся к выполнению домашней работы нельзя понимать слишком узко, только как инструктирование перед выполнением конкретного домашнего задания. По   существу   каждый   урок   –   своеобразная   подготовка   к   домашней   работе.   Ведь   при выполнении домашнего задания ученик использует, прежде всего, те способы действий, с которыми   он   познакомился   на   уроках,   применяет   те   умения   и   навыки,   которым   он научился в школе. Качественное   выполнение   любого   задания   домашней   работы   невозможно   без достаточного уровня сформированности у учащихся следующих умений:     осмысленно читать и уяснять суть задания; намечать план его выполнения, опираясь на известные образцы рассуждений или алгоритмы решений; оформлять решение в соответствии с принятым образцом или указанием учителя; проверить выполненное упражнение. В начальной школе дети впервые сталкиваются с необходимостью самостоятельно работать  дома.   Значит   особое   внимание   должно   уделяться  обучению   детей   правильной организации труда: умению готовиться к работе; внимательно, достаточно быстро и на уровне   предъявляемых   требований   выполнять   упражнения;   организованно   заканчивать занятие. Именно   поэтому   нормативными   документами   предусматривается   специальный подготовительный период к введению домашних заданий – первое полугодие 1 класса. К сожалению,   большинство   учителей   не   проводят   той   работы,   которая   необходима   в подготовительный   период,   что   в   дальнейшем   отрицательно   сказывается   на   выполнении домашних работ. Одна   из   причин   большой   затраты   времени   на   приготовление   домашних   работ   – несобранность   учащихся,   отсутствие   у   них   умения   самостоятельно   подготовиться   к работе, прочитать задания, начать их выполнение, аккуратно оформить их в тетради. Работу по формированию этих умений необходимо систематически проводить на уроке. Для развития внимания учащихся можно использовать такие приёмы:  выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях;   выполнение заданий на выявление закономерностей, рассмотрение задач с лишними или недостающими данными; разнообразные приёмы самоконтроля и взаимоконтроля. Полезно   включать   в   урок   игры,   способствующие   формированию   внимания, например   «Заметь   все!»   (на   запоминание   деталей   на   предметных   картинках, последовательность чисел и др.), «Кто найдёт больше ошибок?» (на рисунке, в примерах) и т.д.. Часто   ученики   не   справляются   с   домашними   заданиями   из­за   слабого   навыка чтения, из­за поверхностного подхода к прочтению и осмыслению содержания задания. Необходимо   четко   осознавать,   что   без   достаточно   высокого   темпа   чтения   и   его осознанности  не удается  реально  преодолеть   перегрузку многих  школьников  домашней работой. Развитию навыка чтения надо уделять внимание на всех уроках.  Сущность   самостоятельной   работы   и   домашнего   задания   одна   и   та   же   – самостоятельная учебная деятельность без непосредственного руководства учителя. Но в отличие от занятий дома, самостоятельная работа в классе проходит под наблюдением учителя, и это преимущество позволяет сделать систему классных самостоятельных работ как бы школой подготовки к домашним работам. Самостоятельную   работу   на   уроке   нужно   вводить   постепенно,   но   буквально   с первых уроков обучения. Поначалу в её содержание необходимо включать только одно задание (такого типа, который до этого неоднократно рассматривался в ходе общеклассной работы) и при этом каждый этап его выполнения направлять и контролировать. Далее   структура   самостоятельных   работ   усложняется:   в   них   появляются   два   и более заданий, а вмешательство учителя в ход работы значительно сокращается. Особое внимание нужно уделять выработке достаточно высокого темпа работы. С этой целью полезно ограничивать время выполнения как всей самостоятельной работы, так и отдельных её этапов и в ходе выполнения задания постоянно напоминать детям об этом ограничении. Самостоятельные работы в классе и дома должны иметь много общего не только в методике   организации,   но   и   в   содержании.   Прежде   чем   включать   в   домашнюю   работу упражнения по новому материалу, необходимо дать их в самостоятельной работе на уроке. Наблюдения за выполнением такого задания и его проверка позволят увидеть истинную подготовленность как класса в целом, так и отдельных учеников к выполнению домашней работы, а значит, при необходимости подкорректировать содержание домашнего задания или инструктаж к нему.   2. Объем домашних заданий в начальной школе. Часто встречаются такие факты, когда ребенок получает задание чуть ли не по всем предметам,   выполнение   которого   требует   большого   умственного   напряжения   и   много времени.  При организации домашних заданий на один день учителю необходимо учитывать их объем, учитывая время, которое затратит младший школьник на их выполнение. В   соответствии   с   Санитарно­эпидемиологическими   правилами   и   нормативами (СанПиН  2.4.2.1178­02)  домашние  задания   даются  учащимся   с  учетом  возможности  их выполнения в следующих пределах:    в 1 классе (со второго полугодия) – до 1 ч, во 2 классе – до 1,5 ч, в 3 – 4 классах – до 2 ч. 3. Работа с родителями. Вопрос   организации   домашней   работы   необходимо   обсудить   на   первом   же родительском собрании. С родителями необходимо провести инструктаж по организации домашней   работы   и   контролю   за   её   выполнением.   Приведем   пункты   плана,   который поможет родителям организовать такую работу: 1. Приучите ребенка выполнять домашние задания в одно и то же время. 2. Спросите   у   ребенка,   какое   задание   на   дом   он   получил,   как   собирается   его выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание. 3. Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему вспомнить, что было задано (только в крайнем случае можно прибегнуть к чужой помощи, т.е. узнать о задании у одноклассника). Всем своим поведением старайтесь внушить ребенку, что это прежде всего необходимо ему самому. 4. Обратите   внимание,   сколько   времени   ребенок   затрачивает   на   выполнение домашнего задания по одному предмету (по всем предметам). 5. Не   торопитесь   помогать   ребенку.   В   случае   затруднения   будет   правильным сказать:   «Посиди,   подумай,   обратись   к   правилу,   а   если   не   выполнишь,   могу помочь. Но все­таки лучше тебе обратиться завтра к учителю». 6. Ребенок часто обращается к вам с вопросом: как правильно написать то или иное слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос (или на другие вопросы), отсылайте ребенка к учебнику, правилу, памятке, словарю. 7. Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить сам. Главная   задача   просмотра   письменного   задания   со   стороны   родителей   – оценить усилия ребенка, отметить его старательное отношение к работе или высказать порицание. 8. Вы   заметили   ошибку.   Как   быть?   Неверно   записанное   ребенок   одной   чертой аккуратно зачеркивает, а сверху (если это необходимо) пишет правильно. Другие способы исправления ошибок недопустимы. Распоряжение переделать работу заново – очень серьёзная мера наказания. Только при полной согласованности действий учителя и родителей можно, изредка используя эту меру, получить от неё серьезный воспитательный эффект. 9. Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из словаря и т.д.)   не   всегда   удается   проверить   у   каждого   ребенка   в   классе.   Поэтому старайтесь   уделять   больше   внимания   контролю   за   качеством   выполнения устной части задания. Г.Панина, психолог­консультант педагогического университета «Первое сентября» газеты   «Начальная   школа»,   отвечая   на   вопросы   родителей   по   поводу  трудностей, связанных с выполнением домашних заданий учащихся начальных классов, указывает, что причин такой проблемы может быть много. Нередко трудности связаны с незрелостью нервной системы ребенка, недостаточностью отдельных ее функций. А проявляются они особенно ярко именно в неумении ориентироваться в выполнении задания, выделить в нем главное,   существенное.   Часто   ребенок   (особенно   в   1,   2   кл.)   испытывает   трудности   с самоорганизацией и самоконтролем. Он с трудом включается в любую работу, требующую напряжения, с трудом переключается на выполнение следующего задания, делая при этом лишь только часть необходимой работы или совершая при этом большое число ошибок. И это   не   лень   или   нежелание   работать,   а   вполне   объективные   трудности,   которые   он испытывает в такой непростой учебной деятельности. В подобной ситуации правильным шагом будет обращение к специалисту: дефектологу, психологу, неврологу. Но   многое   зависит   и   от   самих   родителей.   Хорошим   подспорьем   в   работе   для ученика может оказаться организующая помощь. Это не подсказка, а доброжелательное родительское указание, на что в своей работе необходимо обратить внимание. Начинать надо   с   помощи   в   организации   своего   рабочего   места.   Иногда   бывает   целесообразным разбить все задание на отдельные «мелкие» части и поэтапно работать с каждой, помогая при этом ребенку переключаться с одного задания на другое. Порой могут возникнуть ситуации,   когда   первокласснику   стоит   напомнить,   какой   учебник   нужно   достать   из портфеля, вместе  с ребенком найти страницу, номер упражнения. Главное – не торопить ребенка! Пусть дома он работает в своем «природном» темпе. Форсирование темпа работы может быстро истощить малыша, увеличить нервозность. Под давлением взрослого ребенок может быстрее писать, но вряд ли он при этом научится быстрее думать. Спокойная и доброжелательная помощь поможет сэкономить силы, поверить в себя и свой успех. И не надо   бояться   того,   что   ребенок   никогда   не   станет   самостоятельным   –   ведь   при «сопровождающей»,   поддерживающей   помощи   мы   не   будем   лишать   его   инициативы, жестко навязывать свой способ действия. ВАЖНО, чтобы растущий человечек поверил в то, что родители будут его любить независимо от всех сложностей и трудностей, что они рады самому его желанию что­то делать хотя бы на самых простых заданиях. Многих учителей беспокоит, что некоторые ученики, не только неуспевающие, но и «хорошисты», тратят слишком много времени на приготовление домашнего задания. Они не   успевают   отдохнуть   и   на   урок   приходят   вялые,   нервозные,   работают   плохо,   часто пассивны. Г. Панина указывает, что ничего хорошего в таком «старании» нет. Некоторые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как будто оценки поставлены им самим. Это происходит потому, что родители относятся к оценке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Родительская тревожность принуждает ребенка сидеть за уроками до тех пор, пока задание не будет выполнено безукоризненно, тексты читаются до тех пор, пока «от зубов не будут отскакивать», письменные работы также   могут   неоднократно   переписываться.   Но   увеличение   объема   работы   может приводить   лишь   к   нарастанию   количества   ошибок.   А   это   уже   вызывает   вторичное родительское раздражение и язвительные замечания в адрес ребенка. Но   бывает   и   по­другому:   начинающий   ученик   предоставлен   сам   себе   при выполнении   домашнего   задания.   Он   долго   не   может   сосредоточиться,   ему   трудно сориентироваться   в   задании,   определить   с   чего   начать,­   он   или   смотрит   в   окно,   или начинает играть с игрушками.  И в первом и во втором случае нерационально используются силы и время ребенка. Он   устает,   а   его   нервная   система   еще   больше   истощается,   он   не   успевает   отдохнуть, погулять, расслабиться. Результат, к сожалению, будет неутешительным: переутомление скажется   на   снижении   качества   учебы,   вызовет   плохие   отметки   и   неудовольствие родителей.    Родителям важно помнить следующее: перед   началом   работы   ребенку   необходимо   полноценно   отдохнуть;   тогда   его работоспособность будет выше, и ему потребуется меньше времени для работы; для эффективной работы необходимы перерывы – работать без отдыха ребенок может   недолго;   во   время   отдыха   телевизор   смотреть   не   стоит   –   глаза   должны отдохнуть; порядок   выполнения   домашнего   задания   по   предметам   определяется индивидуально, но в большинстве случаев начинать лучше с чтения: оно включает ребенка в работу, а зрительные образы слов подготавливают его к письму. После чтения и письма можно перейти к математике, оставив «на закуску» более легкие предметы. Но если ребенок сам решает планировать выполнение своего домашнего задания, то не стоит ему мешать – дайте ему свободу. 4. Индивидуальный и дифференцированный подходы при выполнении домашних заданий. Чаще всего учитель даёт общее задание классу. Для одних оно может быть легким,  для других трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, не находят применения своим способностям, вторые теряют уверенность в своих силах. В результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом, к учебной деятельности в целом. Индивидуальный   и   дифференцированный   подходы   к   детям   при   организации домашней   учебной   деятельности   реализуются   через   задания   разного   объема,   разной трудности   (разноуровневые),   разной   степени   оказания   помощи,   опосредованной инструкциями,   карточками.   При   этом   можно   учитывать   и   особенности,   свойственные детям разных типологических групп, и особенности общего и речевого развития, памяти, интересы и склонности детей, а также продвижение ребёнка в овладении программным материалом. Предлагая ученику задание, отличающееся от заданий другим детям, учителю важно подчеркнуть не недостатки, а найти такие слова, которые не обидят ребёнка, не выделять его отрицательно из коллектива. К примеру, индивидуальные задания можно пояснять так: «Ты интересуешься этим», «Ты любишь такие задачи», «Я уверена, что ты справишься с таким заданием». Тактичность не исключает пояснений причин: пропуск учеником уроков, трудный материал, необходимость повторить, т.к. ранее были сложности. Практика   доказывает,   что   у   учителей,   считающих   индивидуальный   подход   к ребенку органической частью всего учебного процесса, не возникает никаких моральных осложнений в ученических коллективах. В этих случаях отпадает необходимость каких­ либо разъяснений по поводу дифференциации домашних заданий: ученики привыкают к такому   порядку,   он   не   вызывает   никаких   вопросов,   так   же   как   не   возникают   они   на контрольных работах, когда учащиеся выполняют разные варианты. И уже совсем высокий уровень работы учителя показывает самостоятельный выбор учащимися варианта работы по принципу знаю­не знаю, могу­не могу, что характеризует развитие   рефлексифных   умений   учащихся   –   центрального   новообразования   данного возраста, требующего специального развития. Покажем  приёмы организации домашних заданий  в соответствии с различными особенностями учащихся начальных классов. Учитывая психофизиологические особенности детей, условно разделим их на три группы.  При   организации   домашней   учебной   работы   детей   условной  первой   группы (преобладание   процессов   торможения   над   процессом   возбуждения;   медлительные, неповоротливые   дети,   речь   растянута,   темп   работы   медленный)необходимо предусматривать   задания,   направленные   на   развитие   речи   (заучивание   наизусть   и использование при ответах, подбор из книг по чтению, из произведений для внеклассного чтения, выписывание образных выражений, выразительное чтение и т.п.) Чтобы приучить ребенка работать в заданном темпе, полезно включать задания типа «прочитай», «перескажи» в определенное время. Здесь нужна помощь старших. Для того, чтобы   школьники   этой   группы   прочно   освоили   учебный   материал,   им   нужны неоднократные повторения изученного. Возможны задания так называемого опережающего характера:   прочитать   дома   статью,   с   которой   будем   знакомиться   завтра;   по   памятке заранее наблюдать те явления в природе, о которых речь пойдет на следующем уроке. Желательно   также   включение   заданий   с   использованием   плана.   Для   преодоления медлительности, неповоротливости можно предлагать и физические упражнения: прыжки, кувырки, игры с мячом и скакалкой. При   организации   домашней   учебной   работы   детей   условно  второй   группы (преобладание   нервных   процессов   возбуждения   над   торможением;   живые, торопливые,   нетерпеливые   дети   с   громкой,   эмоциональной,   но   бедной   по   словарю речью,   со   слабой   памятью)  оправдывают   себя   небольшие   по   объёму   (чтобы   ребёнок «видел» конец работы), разнообразные по содержанию задания, направленные на развитие памяти и речи и неоднократно воспроизводящие ранее изученное. Этим детям в большем количестве нужны задания, требующие анализа, вычленения частей, признаков предмета, разбора   с   использованием   памяток,   предписаний.   Для   выработки   внимания   полезны упражнения на списывание, письмо по памяти, на заучивание; хорошие результаты дают задания на прослушивание с последующим пересказом учителю, товарищам, родителям. Для выработки усидчивости желательны задания на изготовление каких­либо несложных изделий,   например   дидактического   материала:   кружков,   треугольников,   полосок, окрашенных в разные цвета и разложенных по конвертам. Домашняя   работа   для  третьей  наиболее   многочисленной   группы   учащихся   с  (полное уравновешенными   нервными   процессами   возбуждения   и   торможения разностороннее   восприятие,   вычленение   признаков   и   частей   объекта,   речь   детей нетороплива,   выразительна,   содержательна)  состоит   в   первую   очередь   из   заданий учебника – они ориентированы именно на эту группу детей. Для них полезны задания, развивающие   и   углубляющие   склонности,   и   интересы   ребенка,   задания   творческого характера. В домашнюю учебную работу всех учащихся, независимо от принадлежности их к той   или   иной   психофизиологической   группе,   необходимо   включать   задания, корректирующие   возникшие   недостатки,  пробелы   в   знаниях,   умениях   и   навыках учеников. Это могут быть упражнения на определенное правило, заучивание словарных слов, решение задач и примеров того или иного типа. Во всех случаях в домашние задания полезно   включать   работу   над   ошибками,   допущенными   в   классе   или   при   выполнении предшествовавшей   классной   домашней   работы.   Желательно   при   составлении   заданий корректирующего характера учитывать  причины возникновения ошибок у учащегося: невыученное   правило,   неумение   применить   правило   в   практической   деятельности, неразличение, смешение каких­либо явлений, слабое владение способом действий и т.д. Подобный   подход   оправдывает   себя,   т.к.   позволяет   не   только   исправить   допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок того же типа. В   другом   подходе   учитываются  способы   восприятия   информации  младшими школьниками. Все люди по способам восприятия информации делятся на три группы: аудиалы  – люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух; визуалы  –   люди,   для   сознания   которых   преимущественное   значение   имеет   зрительная информация; кинестетики – люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.д. Чтобы   лучше   представить   себе   эти   типы   людей   в   школе,   дадим   их   краткую характеристику. Визуал        тихий, задумчивый, с трудом завязывает  контакты с детьми друзей почти нет, послушен, учится легко  (успешно) любит конструктор,      Аудиал говорит без умолку, без труда вступает в  контакты с детьми и  взрослыми, любит слушать, когда читают или  рассказывают, с трудом запоминает  написания букв, Кинестетик очень подвижен, главное – заниматься  делом, очень самостоятелен  и талантлив, все надо потрогать, хорошо воспринимает запахи, отлично развит вкус,                очень любит  животных. телевизор,  компьютер, к животным  равнодушен, хотя  может полюбоваться, гулять не любит, очень разборчив в еде и одежде, зрелища производят  сильное впечатление,  но рассказывает о них мало, при переживании  стресса замыкается в  себе. Чтобы выделить эти группы детей в классе, используют беседы с родителями и непослушен, на замечания  взрослых возражает, к еде и одежде  равнодушен, не любит красочных  зрелищ, при переживании  стресса срывается на  крик, не способен  сосредоточиться, склонен к  всевозможным  угадываниям.     детьми, проводят тесты­опросники родителей, ведут наблюдение за детьми. При записи домашнего задания  визуал  спишет с доски,  аудиал  – переспросит  у учителя  или товарища,  кинестетик  – откроет учебник и найдет задание. На перемене визуал  предпочитает спокойствие и тишину, стоит у окна или стены, рисует, занимается игрушками;  аудиал –  проводит перемену в разговорах, для  кинестетика  перемена – эта возможность размяться, подвигаться. Визуал говорит о том, что видит, используя обороты «представьте»,   «посмотрите»   и   др.,   упоминает   цвета,   говорит   достаточно   быстро,   с повышенной   интонацией;  аудиал  рассказывает   занятные   истории,   используя   слова «поймите»,   «послушайте»,   говорит   громко;  кинестетик  на   уроке   говорит   очень   тихо, медленно, с трудом подбирая слова, на перемене любимый ответ: «Я не знаю». Дифференциация  домашних заданий заключается в том, что они предлагаются в различной форме, каждая из которых соответствует ведущему каналу восприятия той или  домашнее   задание   на   закрепление   правила   о иной   группы   детей.   Например, перестановке слагаемых. Аудиалам.  Попроси   маму   прочитать   тебе  равенства.   Запиши   равенства   с   одинаковыми результатами в один столбик. Чем похожи эти равенства? Чем отличаются? Расскажи маме правило о перестановке слагаемых. 5+2=7   6+3=9   3+1=4   8+2=10   4+2=6 2+4=6   2+8=10  2+5=7   1+3=4   3+6=9 Комментарий. Восприятие задания происходит в ведущей модальности этой группы детей   (аудиальной),   т.к.   задается   на   слух.   Запись   равенств   и   их   сравнение предполагает перевод информации из аудиальной в кинестетическую (записывание) и визуальную (сравнение записей). Визуалам.  Выбери   равенства   с   одинаковыми   результатами.   Выпиши   их   парами.   Чем похожи пары, чем отличаются? Запиши правило о перестановке слагаемых. 5+2=7   6+3=9   3+1=4   8+2=10   4+2=6 2+4=6   2+8=10  2+5=7   1+3=4   3+6=9 Комментарий.Детям с ведущей визуальной модальностью предлагается задание в виде записи.   В   процессе   его   выполнения   происходит   перевод   информации   в   аудиальную (объяснение своего выбора) и кинестетическую (произведение записи). Кинестетикам.  Нарисуй 5 кружков, а затем ещё 2. Пересчитай их. Запиши равенство. Нарисуй 2 кружочка, а затем еще 5. Ты нарисовал столько же фигур, сколько и в первом случае? Пересчитай. Запиши равенство. И т.д. Комментарий. Задание для детей с кинестетической направленностью предлагается в их ведущей модальности. Выполнение задания подразумевает перевод кинестетической информации в аудиальную (объяснение) и визуальную (рисунок). Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе   разноуровневых   заданий,   которые   составляются   учителем   с   учётом   знаний   и способностей детей. Карточки   с   дифференцированными   заданиями   можно   предлагать   в   следующих случаях: 1) при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия; 2) при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам; 3) при работе над ошибками в контрольных работах. Предлагая дифференцированные домашние задания, необходимо учитывать: 1) способность   к   учебной   деятельности   (быстро   ли   схватывает   учебный   материал, глубоко ли его осмысливает); 2) умеет ли выразить свою мысль; 3) познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям); 4) организованность в работе (умеет ли доводить начатое дело до конца); 5) отношение родителей к учебе ученика, к советам учителя. Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения  прогрессивными   методами.   Необходимо   обучать   детей   на   наивысшем   уровне   их познавательных возможностей. Необходимо обучать детей методам приобретения знаний, а не   набору   тех   или   иных   фактов   и   применению   их   в   простейших   случаях.   Следование данному принципу позволяет выявлять  более способных учеников и создавать для них условия,   благоприятные   для   их   развития.   Для   детей,   испытывающих   затруднения   в обучении,   дифференцированный   подход   и   овладение   различными   методами   работы   с книгой,   учебными   пособиями   создаёт   условия   для   формирования   базовых   знаний   на доступном для них уровне. Деление учащихся на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти  из одной группы в другую, если он достиг   определенных   успехов   на   своем   уровне.   А   ученик,   который   имеет   пробелы   в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы. В   практике   наиболее   часто   встречается   дифференциация   домашних   заданий   на общую   для   всех   учащихся   часть   и   дифференцированную.   Общая   часть   основная, обязательная для всех детей, вторая часть может включить два или три варианта заданий, отличающихся   друг   от   друга   объемом,   степенью   сложности,   степенью   методической помощи.  Основная часть  по содержанию  –  продолжение  урока,  этапов ознакомления  с новым материалом и первичного закрепления и имеет цель закрепить новое, поупражняться в   его   применении.   Вторая   часть   –   дифференцированная   –   планируется   с   учетом индивидуальных особенностей, интересов ребенка, степени овладения им программными знаниями, умениями, навыками. Покажем эту дифференциацию на конкретных примерах. Общее   задание:   напечатать   слова.   Дифференцированное:   а)   напечатать   4   слова   с буквами а, и; б) списать слова М­ша, М­ша, вставляя буквы а,и; в) списать слова Миша, Маша, подчеркнуть буквы, которые их отличают. Общее задание: составить предложения по картинке.  Дифференцированная часть:  а) составить предложения по дифференцированному тексту; б) ответить на вопросы полными предложениями; в) составить предложения, используя опорные слова. При работе над словарными словами общее задание: выучить словарные слова, уметь их написать.  Дифференцированная   часть:  а)списать   из   учебника   словарные   слова   на определенную тему; б) подписать картинки; в)вспомнить и записать словарные слова по теме. При   выполнении   упражнения   на   правописание   безударной   гласной   общая   часть дополняется   дифференцированной:  а)   подчеркнуть   слова   с   безударной   гласной;   б) вставить   пропущенную   безударную;   в)подобрать   и   записать   слова   на   правило правописания с безударной гласной. Возможна дифференциация по объему: ряду учеников предлагается выполнить не всё упражнение, а лишь часть его. Аналогично дифференцируются домашние задания по чтению: например, задание подготовить   пересказ   всего   рассказа   можно   дополнить:  а)   прочитать   весь   рассказ   и пересказать первую часть его (для детей слабочитающих); б) пересказать весь рассказ, близко к тексту любую часть; в) пересказать рассказ по плану и выучить наизусть одно­два предложения (для детей с плохой памятью и малоразвитой речью); хорошо читающим   детям,   кроме   пересказа,   можно   предложить   прочитать   дома произведение,   которое   будет   изучаться   далее.   На   следующем   уроке   попеременно   с учителем они будут его читать. Домашние задания по математике также можно дифференцировать: 1 уровень. Даны числа:5, 12, 7. Увеличь их на 10. 2 уровень. а) выполни указанные выше действия. б) Запиши число, которое является разностью двух других; суммой двух других. 1 уровень. Вычисли: 72+18  26+28  33­19  (5+15)+(18+15) (31+13)+(29+17) (46+18)­18 2 уровень. Запиши выражения и вычисли их значения. а)  Увеличь число 72 на 18. Б) На сколько 33 больше 19? В) К сумме чисел 5 и 15 прибавь сумму чисел 18 и 15. Г) К сумме чисел 31 и 13 прибавь сумму чисел 29 и 17  и т.д. 1 уровень. Реши задачу: «Машина за 4ч проехала 200 км. С какой скоростью двигалась машина?» 2 уровень. Реши задачу. По данной задаче составь и реши две задачи, обратные данной. Индивидуальный   подход   к   ученикам   при   организации   домашней   работы   создает условия   для   выполнения   заданий,   направленных   на   углубление   полученных   на   уроках знаний,   совершенствование   умений   и   навыков,   а   также   заданий   с   учетом   интересов   и склонностей ребенка, уровня развития его познавательных интересов. При этом наряду с обязательными   заданиями,   адресованными   всему   классу,   отдельным   учащимся,   учитель рекомендует   выполнять   то   или   иное   задание,   но  элемент   добровольности   выбора сохраняется. Учитель может настаивать на том или ином задании лишь в случае, когда имеет   в   виду   вполне   определенные   цели:   закрепить   или   повторить   знание   какого­либо материала у конкретного ученика, восполнять пробел, вырабатывать необходимые умения или навыки. Например, задания по окружающему миру: ­ пронаблюдай за жизнью домашнего животного и составь рассказ о нем по плану: 1)О ком рассказ? 2) Внешний облик животного, кличка. 3)Кто и как ухаживает за ним? 4) Чем его кормят и сколько раз в день? 5)Какие особенности его поведения ты заметил? ­ пронаблюдай, какие птицы прилетели на кормушку. Составь рассказ о них; Ученикам, интересующимся математикой, целесообразно периодически предлагать задания: ­ составь задачу для учащихся младшего класса, сделай к ней рисунки; ­   составь   примеры   на   определенное   правило   (сложение,   вычитание,   умножение, деление); ­ подготовь иллюстративный материал к составлению задач; и т.д. Такие   задания   учителя   предъявляют   на   карточках,   листочках,   возможно объединенных в одну тетрадь. В этом случае тетрадь выдаётся ученику на определенный срок с указанием выполнить отмеченные номера заданий. Задания по выбору могут быть нескольких видов: однотипные и одинаковые по сложности, но с разным содержанием; однотипные и одинаковые по содержанию, но разной степени сложности; однотипные и одинаковые по содержанию, но с разной степенью оказания помощи.    5. Проверка домашнего задания. Если спросить любого школьника, что на уроке самое скучное, часто ответ будет  таков:  «Проверка домашнего задания». А между тем повышение качества знаний, умений и  навыков учащихся, своевременное устранение пробелов в знаниях, предупреждение  отставания детей в учёбе зависят от проверки домашних заданий, от того, как она  организована. Регулярно проверяя домашние работы, используя рациональные интересные  приемы, учитель показывает тем самым свою заинтересованность учебной работой ученика, подчёркивает важность выполнения заданий, проявляет уважение к затраченным усилиям  учащихся. Приведем примеры некоторых способов проверки домашнего задания: 1. Введение игрового момента, организация на материале домашнего задания игры.  Например, в 1 классе дети с увлечением проверяют, как их домашнюю работу  выполнил Незнайка с множеством ошибок и т.д. 2. Работа с сигнальными карточками. Гарантирует участие всех учащихся,  улучшает грамотность их письма, способствует их орфографической зоркости. 3. Выполнение на уроке заданий, подобных домашним упражнениям. 4. Взаимопроверка. 5. Выборочная проверка. Например, в процессе списывания детям нужно вставить  пропущенные буквы. Сначала учитель просит детей прочитать и объяснить  правописание всех слов с безударной гласной А, потом с О. 6. «Защита». Например, дети выполняли упражнение на определение рода имен  существительных. Учитель на уроке делит доску на 3 части с заголовками ж.р., м.р., ср.р. К доске вызываются трое учащихся. Задача класса – диктовать примеры из  домашней работы всем трем ученикам. Каждый из них пишет существительное  определенного рода. Потом проводится «защита»: ученик объясняет, почему  существительное этого рода. Все дети дают оценку работе отвечающих. Класс  исправляет ошибки. 7. Рецензирование домашней работы. Учащиеся отмечают достоинства и недостатки работы: аккуратность, каллиграфию письма, правильность выполнения заданий,  изложения теоретического материала – правила, приводимых примеров к правилу. 8. Игра «Жюри». В состав жюри входят пять учащихся, которые на предыдущем  уроке получили оценку «5». У каждого члена жюри набор листов с цифрами 5,4,3,2.  Вызванный ученик отвечает, все внимательно слушают, задают несколько  дополнительных вопросов отвечающему, а потом выставляют оценку. Кто­нибудь из состава жюри даёт краткий анализ ответа ученика. При проверке домашнего задания по математике можно использовать  следующие приёмы: ­ преобразование задачи, решенной дома, ­ сравнение задачи, решенной дома и рассматриваемой в классе, ­ постановка дополнительных вопросов к домашней задаче, ­ сравнение различных способов выполнения одного и того же задания, ­ самоконтроль (сопоставление чертежа с чертежом, самостоятельно выполненным дома), ­ решение задачи, обратной домашней, ­ выполнение самостоятельной работы, аналогичной домашней и др. Список литературы. 1. Башмакова Л.В. Проверка домашнего задания с помощью игры «Жюри»// Начальная  школа. – 1989. ­ №4. – с. 73. 2. Белозерова В.И. Организация домашней работы при обучении решению задач на  движение// Начальная школа. – 1985.­ №12.­ с.37­40. 3. Борисова И.В. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий в  малокомплектной школе//Начальная школа.­2004.­№7.­с.80­82. 4. Василенко О. Домашние задания по физической культуре//Начальная школа.­1986.­№3.­ с.45­49. 5. Внутришкольный контроль: организация, планирование, анализ/сост. Т.П.Васильева и  др.­Волгоград: Учитель, 2007.­222 с. 6. Елабугина­Полежаева Н.А. Дифференцированный подход при выполнении домашних  заданий по математике//Начальная школа.­1990.­№1.­с.31­33. 7. Карпушина Н.А. Учитывать индивидуальные особенности детей//Начальная школа.­ 2000.­№2.­с.83­86. 8. Консультируемся с психологом//Первое сентября. Начальная школа.­2005.­№11.­с.39­ 40. 9. Купров В.Д. Домашние задания по русскому языку//Начальная школа.­1988.­№12.­с.19­ 24. 10. Суворова Г.Ф. Приемы индивидуализации домашних заданий учащихся//Начальная  школа.­1987.­№6.­с.55­59. 11. Шайхет Л.Я. Ещё раз о домашних заданиях//Начальная школа.­1982.­№6.­с.36­38. 12. Юдачева Т.В. Деятельность учителя по организации домашней работы по математике//  Начальная школа.­1990.­№3.­с.37­40.

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе

Домашние задания в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017