Доминирующий вид деятельности педагога-психолога, работающего в школе - интернате, является коррекционно-развивающая работа
Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Доминирующим видом деятельности
педагога-психолога, работающего в школе - интернате, является коррекционно-развивающая
работа.
Основными направлениями деятельности психолога школы - интерната являются:
1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета ребёнка; определение путей и форм оказания помощи воспитанникам, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Диагностическая работа состоит из двух этапов:
1. На первом этапе выявляются обучающиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога.
2. На втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.
При поступлении нового обучающегося в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика с использованием психологического анамнеза. После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы.
2. Коррекционно-развивающая
работа педагога-психолога с
воспитанниками школы ориентированна на познавательную, эмоционально- личностную
и социальную сферу жизни и самосознание детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы,
включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной
деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и
подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность
и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного
ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его
возрастом.
3. Психологическое
консультирование и просвещение воспитанников,
педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и
использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических
знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми
участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого,
так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде
семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.
4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение
адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей
и подростков школы, работа с детьми группы-риска.
Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в
школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального
психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном
этапе.
5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся.
Особую трудность испытывают педагоги-психологи при распределении своего рабочего времени в течение недели. Согласно нормативным документам, недельная нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов, из них: 18 часов отводится непосредственно на диагностическую, коррекционно-развивающую и т.д. работу со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями и специалистами учреждения). Остальные 18 часов педагогу-психологу отводятся на методическую работу (посещение семинарских занятий, консультации в научных центрах и т.д.), написание заключений и аналитических отчетов, подготовку к проведению индивидуальной и групповой работе с учащимися и т.д. Опираясь на данную таблицу и режим работы коррекционного учреждения, педагогам-психологам легче будет распределить свое рабочее время (см. Приложение 3).
Доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в школе - интернате, является коррекционно-развивающая работа.
Использованная литература:
1. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. №29/1886-6) //Вестник образования. – №3. – 2002.
2. Психологическая служба школы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: Изд-во «АРКТИ», 2005.
Приложение 1
ЛИСТ ПРИБЫТИЯ № Заполняется родителями (законными представителями) 1. Ф.И.О. ребенка:_________________________________________________________________ 2. Дата рождения:________________________________ Диагноз:_________________________ 3. Прибыл из:_____________________________________________________________________ 4. Родители:
Ф.И.О.____________________________________________________________________________ Возраст________________Образование________________________________________________ Место работы, должность____________________________________________________________ Хронические заболевания___________________________________________________________
Ф.И.О.____________________________________________________________________________ Возраст________________Образование________________________________________________ Место работы, должность____________________________________________________________ Хронические заболевания___________________________________________________________ Домашний адрес Телефон__________________________________________________________________________ 5. Жилищно-бытовые условия:
6. Какая была по счету беременность_______________________Роды______________________ 7. Были ли осложнения во время беременности (нужное подчеркнуть): Нет Не помню Да (указать какие)________________________________________________________________ 8. Как проходили роды______________________________________________________________ 9. Роды (нужное подчеркнуть): В срок Преждевременные (указать срок)________ Запоздалые 10. Раннее развитие (нужное подчеркнуть):
11. Речевое развитие (указать возраст): Слова_______________Предложения________________ 12. Состояли ли на учете у невропатолога?_________________в возрасте___________________ в связи с______________________________________________________________________ 13. Наблюдались ли у других специалистов (каких)?_____________________________________
14. Посещал ли детский сад?(указать номер и название):_________________________________ o Обычный д/с с________лет до ________ лет o Логопедический с_______лет до ________лет o Санаторного типа с _______лет до _______лет 15. Как относился ребенок к детскому саду (нужное подчеркнуть): Положительно Негативно Безразлично 16. Чем болел ребенок, как часто?___________________________________________________ 17.Занимался ли ребенок с логопедом?____________________В возрасте__________________
Дата заполнения «____»___________________200___г.
Подпись родителей______________________________
|
Приложение 2
Первый лист – Титульный:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Ф.И.О._____________________________________
|
Второй лист - Сведения об учащемся:
Дата рождения: Диагноз: Дата поступления в школу: Класс: Прибыл из дет.сада/школы: СЕМЬЯ ОТЕЦ: Ф.И.О.: Хронические заболевания: Место работы, должность:
МАТЬ: Ф.И.О.: Хронические заболевания: Место работы, должность: Другие члены семьи, проживающие совместно с учеником: 1. Ф.И.О.: Дата рождения: 2. Домашний адрес_________________________________________ Телефон Жилищные условия______________________________________ Особенности семьи_______________________________________
АНАМНЕЗ Беременность____________________________________________ _______________________________________________________ Роды___________________________________________________ _______________________________________________________ Раннее развитие: соответствовало возрасту с задержкой Речевое развитие (указать возраст)__________________________ Наблюдались у специалистов______________________________ _______________________________________________________ Перенесенные заболевания________________________________
|
Третий лист - Результаты входной диагностики:
ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (при приеме в школу)
Темп работы и работоспособность__________________________ Особенности речи________________________________________ Характеристика моторика_________________________________ Характеристика внимания_________________________________ Ориентировка в пространстве______________________________ Ориентировка во времени_________________________________ Различение цвета и оттенков_______________________________ Характеристика мышления________________________________ Особенности памяти______________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы__________________ Учебная мотивация_______________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ: ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________
Дата обследования «_____»_________________20__ г.
Педагог-психолог ___________________/Ф.И.О./
|
Четвертый лист - Динамика развития:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
№ |
Классы
Способности |
1
|
2 |
3 |
4 |
…. |
…. |
…. |
9 |
1 |
Внимание |
||||||||
Объем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распределение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переключение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Кратковременная память |
||||||||
Слуховая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зрительная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Моторная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Восприятие |
||||||||
Зрительное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осязательное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Мышление |
||||||||
Наглядно-действенное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наглядно-образное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Речь |
|
|||||||
Устная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Письменная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Пространственные представления |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Временные представления |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Работоспособность |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Темп работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Мелкая моторика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Эмоционально-волевая сфера |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пятый лист - Коррекционная работа:
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ И
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Класс_______
Предмет коррекции |
Психологические методы |
Название методик |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шестой лист – Результаты работы
РЕЗУЛЬТАТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Класс________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата «____»__________________20___г. Педагог-психолог______________/Ф.И.О./
|
Приложение 3
Дни недели |
Время |
Виды работы |
Кол-во часов в день |
Понедельник |
|
Работа с родителями (индивидуальная и групповая форма работы: консультирование, диагностическое обследование) Работа с учащимися начальной школы (консультирование, индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа и т.д.) Оформление документации |
|
Вторник |
|
Работа с учащимися, находящимися на домашнем обучении (консультирование, индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа и т.д.) Индивидуальная работа со специалистами домашнего обучения Работа с родителями детей домашнего обучения (индивидуальная и групповая форма работы: консультирование, диагностическое обследование) Оформление документации |
|
Среда |
|
Работа с литературой, подготовка к проведению индивидуальных и групповых консультаций с учащимися и т.д. Написание аналитического отчета, обобщение результатов работы |
|
Четверг |
|
Работа с обучающимися основной школы (консультирование, индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа и т.д.) Работа с родителями (индивидуальная и групповая форма работы: консультирование, диагностическое обследование) Оформление документации |
|
Пятница |
|
Работа с обучающимися выпускных и пред -выпускных классов (консультирование, индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа и т.д.) Работа со специалистами школы (индивидуальная и групповая форма работы: консультирование, диагностическое обследование) Оформление документации
|
|
|
|
Приложение 4
Распределение времени выполнения отдельных видов работ педагогом-психологом при работе со всеми участниками образовательного процесса
Виды работ педагога-психолога |
Учащиеся |
|||
Начальные классы |
Средние классы |
Старшие классы |
||
I. Первичное индивидуальное обследование |
||||
1 |
Выяснение истории развития (анамнез) |
до 45 минут |
||
2 |
Обследование (возможность проведения обследования за несколько приемов) |
20мин.х 4 |
25мин.х 4 |
до 45минут |
3 |
Консультирование родителей |
до 60 минут |
||
4 |
Анализ результатов и написание психологического заключения |
от 40 до 90 минут |
||
5 |
Психологическое обследование взрослого, включая исследование специфики внутрисемейных отношений |
до 90 минут |
||
II. Повторное индивидуальное обследование |
||||
1 |
Повторное динамическое обследование ребенка (возможность проведения обследования за несколько приемов) |
20 мин. х 3 |
25 мин. х 3 |
до 45 мин |
2 |
Повторное консультирование родителей |
до 45 минут |
||
3 |
Анализ результатов и написание динамического заключения |
до 50 минут |
||
III. Групповое диагностическое обследование |
||||
1 |
Групповое обследование детей |
до 30мин. |
до 35 мин. |
до 45 мин. |
2 |
Групповое обследование родителей |
от 30 до 60 минут |
||
3 |
Анализ результатов и написание заключения на одного ребенка (взрослого) |
от 45 до 80 минут |
||
4 |
Групповой анализ и заключение |
до 5 часов на группу из 10-12 человек |
||
IV. Консультативная работа |
||||
1 |
Индивидуальное консультирование детей |
15-25 мин. |
до 45 мин. |
до 45 мин. |
2 |
Индивидуальное консультирование родителей |
от 40 до 90 минут |
||
3 |
Индивидуальное консультирование специалистов |
до 45 минут |
||
4 |
Групповая консультация родителей (родительское собрание) |
от 40 до 60 минут |
||
5 |
Совместная консультация специалистов |
до 60 минут |
||
6 |
Обсуждение ребенка на консилиуме |
до 45 минут |
||
V. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа |
||||
1 |
Индивидуальная работа с ребенком |
20 мин. |
до 25 мин. |
до 30 мин. |
2 |
Индивидуальная работа с родителями |
до 90 минут |
||
3 |
Индивидуальная работа со специалистами |
до 60 минут |
||
4 |
Оформление документации |
на одно занятие - до 15 мин. на один цикл - до 40 мин. |
||
VI. Групповая коррекционно-развивающая работа |
||||
1 |
Групповые формы работы с детьми |
30- 40 мин. |
до 45 мин. |
45-60 мин. |
2 |
Подготовка к проведению тренинга со взрослыми |
от 90 до 120 мин. на одно занятие |
||
3 |
Групповая работа с родителями, специалистами |
до 120 минут |
||
4 |
Написание аналитического отчета о проведенных занятиях |
на один цикл – до 120 минут |
||
VII. Проведение просветительских семинаров |
||||
1 |
Семинары с родителями |
от 80 до 120 минут |
||
2 |
Методические семинары со специалистами |
до 120 минут |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.