Доминирующий вид деятельности педагога-психолога, работающего в школе - интернате, является коррекционно-развивающая работа

  • doc
  • 26.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документация педагога - психолога.doc

Доминирующий вид деятельности педагога-психолога, работающего в школе - интернате, является коррекционно-развивающая работа

 

 

 

Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в школе - интернате, является коррекционно-развивающая работа.
Основными направлениями деятельности психолога школы - интерната являются:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета ребёнка; определение путей и форм оказания помощи воспитанникам, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Диагностическая работа состоит из двух этапов:

1.     На первом этапе выявляются обучающиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога.

2.     На втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.

При поступлении нового обучающегося  в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика с использованием психологического анамнеза. После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы.

 

2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентированна на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

 

3. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.

 

4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы-риска.
Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

 

5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся.

 

Особую трудность испытывают педагоги-психологи при распределении своего рабочего времени в течение недели. Согласно нормативным документам, недельная нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов, из них:  18 часов отводится непосредственно на диагностическую, коррекционно-развивающую и т.д. работу со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями и специалистами учреждения). Остальные 18 часов педагогу-психологу отводятся на методическую работу (посещение семинарских занятий, консультации в научных центрах и т.д.), написание заключений и аналитических отчетов, подготовку к проведению индивидуальной и групповой работе с учащимися и т.д. Опираясь на данную таблицу и режим работы коррекционного учреждения, педагогам-психологам легче будет распределить свое рабочее время (см. Приложение 3).

 

Доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в школе - интернате, является коррекционно-развивающая работа.

Использованная литература:

1.     Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. №29/1886-6) //Вестник образования. – №3. – 2002.

2.     Психологическая служба школы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

3.     Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: Изд-во «АРКТИ», 2005.

 

 

 

Приложение 1

 

ЛИСТ ПРИБЫТИЯ №

Заполняется родителями (законными представителями)

1.      Ф.И.О. ребенка:_________________________________________________________________

2.      Дата рождения:________________________________ Диагноз:_________________________

3.      Прибыл из:_____________________________________________________________________

4.      Родители:

  • Мать:

Ф.И.О.____________________________________________________________________________

Возраст________________Образование________________________________________________

Место работы, должность____________________________________________________________

Хронические заболевания___________________________________________________________

 

  • Отец:

Ф.И.О.____________________________________________________________________________

Возраст________________Образование________________________________________________

Место работы, должность____________________________________________________________

Хронические заболевания___________________________________________________________

Домашний адрес

Телефон__________________________________________________________________________

5.      Жилищно-бытовые условия:

  • Квартира (количество комнат)__________________________________________________
  • Общежитие (количество комнат)_______________________________________________
  • Частный дом (количество комнат)______________________________________________

6. Какая была по счету беременность_______________________Роды______________________

7. Были ли осложнения во время беременности (нужное подчеркнуть): Нет        Не помню               

    Да (указать какие)________________________________________________________________

8. Как проходили роды______________________________________________________________                     

9. Роды (нужное подчеркнуть): В срок    Преждевременные (указать срок)________ Запоздалые

10. Раннее развитие (нужное подчеркнуть):

  • Соответствовало  возрасту            Раннее             С  задержкой
  • Сидеть начал с_____________ Стоять с_______________ Ходить с_________________

11. Речевое развитие (указать возраст): Слова_______________Предложения________________

12. Состояли ли на учете у невропатолога?_________________в возрасте___________________          

       в связи с______________________________________________________________________

13. Наблюдались ли у других специалистов (каких)?_____________________________________

 

14. Посещал ли детский сад?(указать номер и название):_________________________________

o   Обычный д/с с________лет до ________ лет   

o   Логопедический с_______лет до ________лет

o    Санаторного типа с _______лет до _______лет

15. Как относился ребенок к детскому саду (нужное подчеркнуть):

                  Положительно         Негативно         Безразлично

16. Чем болел ребенок, как часто?___________________________________________________

17.Занимался ли ребенок с логопедом?____________________В возрасте__________________

 

Дата заполнения «____»___________________200___г.

 

Подпись родителей______________________________

 

Приложение 2

Первый лист – Титульный:

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 

Ф.И.О._____________________________________

 

 

Второй лист - Сведения об учащемся:

 

Дата рождения:

Диагноз:

Дата поступления в школу:

Класс:

Прибыл из дет.сада/школы:

СЕМЬЯ

ОТЕЦ:

Ф.И.О.:

Хронические заболевания:

Место работы, должность:

 

МАТЬ:

Ф.И.О.:

Хронические заболевания:

Место работы, должность:

Другие члены семьи, проживающие совместно с учеником:

1.      Ф.И.О.:

Дата рождения:

2.       

Домашний адрес_________________________________________

Телефон

Жилищные условия______________________________________

Особенности семьи_______________________________________

 

АНАМНЕЗ

Беременность____________________________________________

_______________________________________________________

Роды___________________________________________________

              _______________________________________________________

Раннее развитие:   соответствовало возрасту       с задержкой

Речевое развитие (указать возраст)__________________________

Наблюдались у специалистов______________________________

_______________________________________________________

Перенесенные заболевания________________________________

 

Третий лист - Результаты входной диагностики:

 

 

ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

(при приеме в школу)

 

Темп работы и работоспособность__________________________

Особенности речи________________________________________

Характеристика моторика_________________________________

Характеристика внимания_________________________________

Ориентировка в пространстве______________________________

Ориентировка во времени_________________________________

Различение цвета и оттенков_______________________________

Характеристика мышления________________________________

Особенности памяти______________________________________

 

Особенности эмоционально-волевой сферы__________________

Учебная мотивация_______________________________________

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

 

 

 

 

Дата обследования «_____»_________________20__ г.

 

Педагог-психолог   ___________________/Ф.И.О./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертый лист - Динамика развития:

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

 

       Классы

 

Способности

1

 

2

3

4

….

….

….

9

1

Внимание

Объем

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение

 

 

 

 

 

 

 

 

Переключение

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Кратковременная память

Слуховая

 

 

 

 

 

 

 

 

Зрительная

 

 

 

 

 

 

 

 

Моторная

 

 

 

 

 

 

 

 

3                

Восприятие

Зрительное

 

 

 

 

 

 

 

 

Осязательное

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Мышление

Наглядно-действенное

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно-образное

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Речь

 

Устная

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Пространственные представления

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Временные представления

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Работоспособность

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Темп работы

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Мелкая моторика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Эмоционально-волевая сфера

 

 

 

 

 

 

 

 

  •  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятый лист - Коррекционная работа:

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ  И

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Класс_______

 

Предмет коррекции

Психологические методы

Название

 методик

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шестой лист – Результаты работы

 

РЕЗУЛЬТАТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Класс________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                      

                                       Дата «____»__________________20___г.

                                       Педагог-психолог______________/Ф.И.О./

 

 

                 

Приложение 3

Дни недели

Время

Виды работы

Кол-во часов

в день

Понедельник

 

Работа с родителями (индивидуальная  и групповая форма работы: консультирование, диагностическое обследование)

Работа с учащимися начальной школы (консультирование, индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа и т.д.)

Оформление документации

 

Вторник

 

Работа с учащимися, находящимися на домашнем обучении (консультирование, индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа и т.д.)

Индивидуальная работа со специалистами домашнего обучения

Работа с родителями детей домашнего обучения (индивидуальная  и групповая форма работы: консультирование, диагностическое обследование)

Оформление документации

 

Среда

 

Работа с литературой, подготовка к проведению индивидуальных и групповых консультаций с учащимися и т.д.

Написание аналитического отчета, обобщение результатов работы

 

Четверг

 

 

Работа с обучающимися основной школы (консультирование, индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа и т.д.)

Работа с родителями (индивидуальная  и групповая форма работы: консультирование, диагностическое обследование)

Оформление документации

 

Пятница

 

 

Работа с обучающимися выпускных и пред -выпускных классов (консультирование, индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа и т.д.)

Работа со специалистами школы (индивидуальная и групповая форма работы: консультирование, диагностическое обследование)

Оформление документации

 

 

 

 

Приложение 4

Распределение времени выполнения отдельных видов работ                                                                                                педагогом-психологом при работе со всеми участниками                                                                  образовательного процесса

Виды работ педагога-психолога

Учащиеся

Начальные классы

Средние

классы

Старшие классы

I. Первичное индивидуальное обследование

1

Выяснение истории развития (анамнез)

до 45 минут

2

Обследование (возможность проведения обследования за несколько приемов)

20мин.х 4

25мин.х 4

до 45минут

3

Консультирование родителей

до 60 минут

4

Анализ результатов и написание психологического заключения

от 40 до 90 минут

5

Психологическое обследование взрослого, включая исследование специфики внутрисемейных отношений

до 90 минут

II. Повторное индивидуальное обследование

1

Повторное динамическое обследование ребенка (возможность проведения обследования за несколько приемов)

20 мин. х 3

25 мин. х 3

до 45 мин

2

Повторное консультирование родителей

до 45 минут

3

Анализ результатов и написание динамического заключения

до 50 минут

III. Групповое диагностическое обследование

1

Групповое обследование детей

до 30мин.

до 35 мин.

до 45 мин.

2

Групповое обследование родителей

от 30 до 60 минут

3

Анализ результатов и написание заключения на одного ребенка (взрослого)

от 45 до 80 минут

4

Групповой анализ и заключение

до 5 часов на группу из 10-12 человек

IV. Консультативная работа

1

Индивидуальное консультирование детей

15-25 мин.

до 45 мин.

до 45 мин.

2

Индивидуальное консультирование родителей

от 40 до 90 минут

3

Индивидуальное консультирование специалистов

до 45 минут

4

Групповая консультация родителей (родительское собрание)

от 40 до 60 минут

5

Совместная консультация специалистов

до 60 минут

6

Обсуждение ребенка на консилиуме

до 45 минут

V. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

1

Индивидуальная работа с ребенком

20 мин.

до 25 мин.

до 30 мин.

2

Индивидуальная работа с родителями

до 90 минут

3

Индивидуальная работа со специалистами

до 60 минут

4

Оформление документации

на одно занятие - до 15 мин.

на один цикл - до 40 мин.

VI. Групповая коррекционно-развивающая работа

1

Групповые формы работы с детьми

30- 40 мин.

до 45 мин.

45-60 мин.

2

Подготовка к проведению тренинга со взрослыми

от 90 до 120 мин. на одно занятие

3

Групповая работа с родителями, специалистами

до 120 минут

4

Написание аналитического отчета о проведенных занятиях

на один цикл – до 120 минут

VII. Проведение просветительских семинаров

1

Семинары с родителями

от 80 до 120 минут

2

Методические семинары со специалистами

до 120 минут

 


Скачано с www.znanio.ru