Дон в творчестве А.С.Пушкина
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Дон в творчестве А.С.Пушкина

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
docx
23.02.2020
Дон в творчестве А.С.Пушкина
Дон в творчестве А.docx

Дон в творчестве А.С.Пушкина и    А.С. Пушкин в творчестве донских писателей

(элективный курс)

 

 

 

г Новошахтинск

Подмогильная Любовь Павловна

 

 

 

Пояснительная записка

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известных людей. О донской земле и людях. на ней живущих, о бескрайних степях и Доне писали М. Ю. Лермонтов,  И.А. Бунин, Л.Н. Толстой, А.А. Блок, М.А. Горький и многие другие писатели и поэты.

Восхищался Доном и А.С. Пушкин, который был знаком с этим краем не понаслышке. Любознательный, он сам посетил многие города и станицы Дона, не раз встречался с казаками и казачками. След от пребывания поэта на Дону нашел отражение в его произведениях. А донские писатели и поэты, в свою очередь, собрали воспоминания современников, архивные документы и обобщили  в своих работах.

Настоящая программа элективного курса «Дон в творчестве А. С. Пушкина и А.С.Пушкин в творчестве донских писателей» призвана более глубоко осветить малоизвестную страницу литературы. Она разработана для учащихся 10 класса. Её содержательная линия находится в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта литературного образования и Федеральным стандартом среднего (полного) образования.

Цель курса: реализация регионального компонента через изучение темы  «Жизнь,   судьба,  творчество  А.С.Пушкина»,  являющейся  основной в курсе литературного образования.

Задачи:

- познакомить учащихся с периодом пребывания А.С.Пушкина на Дону;

-показать, как отразилось это путешествие в поэтическом и историческом сознании А.С.Пушкина;

-расширить кругозор учащихся через знакомство с произведениями писателей Дона о жизни, судьбе, творчестве А.С.Пушкина, через знакомство с Пушкинианой Дона;

- показать нравственно-эстетическую значимость произведений писателей для развития литературного процесса России;

-углубить и наполнить дополнительным содержанием знания по теории литературы;

- научить   анализировать   лирические   произведения   А.С.Пушкина в  контексте исторических событий, особенностей быта, обычаев и традиций казаков;

-совершенствовать  коммуникативно-речевую  деятельность  учащихся, создать условия для творческого самовыражения учащихся;

-воспитывать чувство гордости за землю, которой восхищался поэт.

В процессе обучения необходимо осуществлять связи с историей, географией, музыкой, театром. Для реализации поставленных задач целее использовать разнообразные формы обучения:  лекции, беседы, углубление доклады, конференции, ролевые игры, уроки-экскурсии, заочные путешествия, инсценирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

Разделы, темы Федерального стандарта

Темы программы

Кол -во час.

Форма занятий

Виды деятельности учащихся

Форма подведения итогов

1.

Русская литература 19

века. А.С.Пушкин.

«Поэт в краю степей

необозримых» (1-е путешествие на юг) по книгам В. Гнутова «Поэт

в краю степей

необозримых » иВ. Моложавенко «Тайна донских курганов».

1

Урок-литературное путешествие

Информационно-аналитическая деятельность, деятельность творческого характера, углубленное

чтение и составление тезисов глав, составление карты маршрута путешествия.

Составление конспекта урока

2. 3.

А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум»

Пушкин в Ростове-на-Дону (И.А.Балашова «Пушкин и Раевские на Дону».

1«На берегах воинственного

Дона» (2-е путешествие на

юг). Анализ стихотворений «Был и я среди донцов», «Казак», «Делибаш», «Дон».

1 1

Урок -исследование

Комбиниров анный урок

Аналитическое чтение, самостоя-тельная работа с текстом, выборочное комментирование

Чтение отрывков из «Путешествия в Арзрум», анализ и интерпретация эпизодов, анализ стихотворений, работа с маршрутной картой.

Письменный ответ на вопрос: «Какук

роль в поэтическом и историческом

сознании А.С.Пушкина сыграло посещение крепости св.Димитрия ш Дону.

Письменный

анализ стихотворения «Дон».

4.

Лирика А.С.Пушкина.

«Степная Цирцея».Сопоста

вительный анализ стихотворения Пушкина А.С. «Калмычка» и Д.Долинского

«Донская

Цирцея».

1

Практикум.

Сообщения учащихся,

сопоставитель­ный анализ лирических

произведений,

посвященных одной теме. Определение

особенностей

Заучивание наизусть, выразительное чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

поэтического мастерства авторов.

 

5.

Последние годы жизни А.С.Пушкина.

«Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный смелый дар?» А.С.Пушкин -

журналист, критик, сатирик (по книге А.И.Станько «А.С.Пушкин -журналист, его размышления и разборы».

1

Лекция с элементами беседы.

Активное слушание, чтение текста, составле­ние тезисов по теме «Мастерство Пушкина-сатирика»

 

6. 7.

Дуэль.

Значение творчества А.С.Пушкина.

«Мой чёрный человек...» (по

книге Н.В.Забабуровой «Мой чёрный человек» и А.В.Хавчина «Семь этюдов о Пушкине»

Донщина помнит

о тебе.

2 1

Комбиниров анный урок с

элементами беседы

Литератур­ная гостиная.

Чтение текстов, определение проблематики. Сообщения учащихся, выступления с

докладами. Интер претация отдельных эпизодов. Выступления учащихся с чтением стихов и отрывков из произведений донских писателей, просмотр картин донских художников, посвященных Пушкину.

Ответ на вопрос: «О каких качествах личности поэта вы хотели бы поразмышлять ?»

Презентация творческих

работ «И свой лазоревый

цветоквплету в венок поэту»

8.

Литературное краеведение

Посещение музеев «Зелёная лампа» (г.Новочеркасск), «Домик станционного смотрителя» (г.Аксай)

2

Экскурсия

                J

Подбор материала к творческой

работе, обсуждение увиденного, составление

Сочинение «Донщина помнит о тебе»

 

 

 

 

Содержание программы.

 

Тема№1 .«Поэт в краю степей необозримых... »

 

Первое путешествие А.С.Пушкина на юг в 1820 году. О впечатлениях, которые оставила Донщина в сознании поэта, ярко рассказано в книге В.Гнутова  «Поэт в краю степей необозримых» и В.Моложавенко «Тайна донских курганов) Вместе с Пушкиным во время урока-путешествия учащиеся побывают Екатеринославе, на станции « Аксайская», у Лукоморья, в станице Старочеркасской.  Они послушают пролог поэмы «Руслан и Людмила», стихи Л. Тартынского «Вещунья», «На переправе» Е. Рябцева.

Визуальный ряд: карта путешествия, хронологическая таблица, графика видов  Старочеркасской , Аксайской, донские пейзажи.

Звуковой ряд:     песни донских казаков, фрагмент фильма «Руслан Людмила».

 

Тема №2.А.С.Пушкин в Ростове-на-Дону.

О пребывании А.С.Пушкина в Ростове очень полно сообщается в книг И.А.Балашова «Пушкин и Раевские в Ростове-на-Дону». Именно в этот произведении показано значение, которое имело путешествие Пушкина по донском краю. Здесь сформировался интерес великого поэта к темам, которые стану основными в его творчестве: военная история России, правление Петра 1 Екатерины II, история казачества, характеры Разина и Пугачёва, тема казачьего вольнолюбия.

Тема№3. «На берегах воинственного Дона».

Через донские степи А.С.Пушкин проезжал ещё раз в 1829 году. Его пут лежал через Новочеркасск, Аксай, ст.Махинскую, Кагальницкую, Мечетинскую Егорлыкскую, через Ставрополье в Арзрум. Во время этого путешествия Пушкин осознал историческую миссию казачества. Образ казака возникает его стиха: «Казак», «Делибаш», «Дон».

Визуальный ряд: гравюры казачьих станиц, элементы украшений казачьи: куреней, одежды, предметы быта.

Звуковой ряд: песни донских казаков.

Практическая работа: анализ стихотворения «Дон», «Делибаш».

 

 Тема №4. «Степная Цирцея».

Одним из ярких впечатлений А.С.Пушкина на Дону была встреча с семьёй калмыков. Пушкин с интересом разглядывал кибитку, утварь калмыков, попробовал их чай. Особенно пленила его девушка-калмычка. Воспоминания об этой встрече легли в основу стихотворения «Калмычка». По мотивам этого произведение донской писатель Даниил Маркович Долинский с оздаёт своё стихотворение - «Донская Цирцея».

Практическая работа: сравнительный анализ этих стихотворений, выявляющий авторский замысел и средства его воплощения.

 

Тема№5. «Не вы ль сперва так злобно гнали... »(по книге А.И.Станько «А.С.Пушкин - журналист, его размышления и разборы» ).

Имя Греча и Булгарина приобрело скандальную известность в России в 1830-31 годах. Став монополистами в издательском деле и журналистике, эти два «низкопробных писателя» преследовали и травили неугодных им литераторов. Пушкина, например, они обвиняли в плагиате. Учащимся предлагается познакомиться с памфлетами, библиографическими заметками, статьями Пушкина, разоблачающими полицейского сыщика в литературе и журналистике Булгарина.

Знакомясь с книгой Станько, ученики увидят мастерство Пушкина-сатирика, почувствуют разоблачительную силу его публикаций, попробуют определить сущность конфликта и самостоятельно ответить на проблемный вопрос: «Почему Белинский полемические выступления Пушкина назвал «верхом совершенства»? Зачем Пушкину нужна была эта чернильная дуэль?»

 

Тема№6. «Мой чёрный человек... ». Появление темы «чёрного человека» в творчестве А. С.Пушкина.

Жорж Дантес, Луи Геккерн. Их роль в форсировании интриги вокруг семьи Пушкиных.

«Шалуны из молодёжи...», иезуит Гагарин, Идалия Полетика—враги Пушкина. Взгляд на трагические события донской писательницы Н.В.Забабуровой в книге «Мой чёрный человек...»

«Семь этюдов о Пушкине» А.В.Хавчина - продолжение размышлений на тему «талант и посредственность», «поэт и завистники». Анализ текстов и выявление авторского замысла. Определение сущности конфликта, мотивов и поступков героев, комментирование художественного текста. Тема чести и достоинства человека в творчестве Пушкина.

Визуальный ряд:портреты участников трагических событий, картины художников.

Звуковой ряд: «Реквием» Моцарта.

 

Тема№ 7. «Донщина помнит о тебе».

Тема памяти о великом писателе в творчестве поэтов Дона. Темы, сюжеты, образы стихотворений о Пушкине Н.К.Доризо, Л.Г.Григорьяна,Э.Ф.Холодного, С.Ю.Гершановой, И.Н.Кудрявцевой.

Пушкинские традиции в лирике донских поэтов: образный язык стихов, выразительные средства. Знакомство с Пушкинианой донской художницы Надежды Шебуняевой.

Презентация творческих работ учащихся «И свой лазоревый цветок вплету в венок поэту».

 

Тема №8.Экскурсия в музей «Домик станционного смотрителя» (г. Аксай) или музей « Зелёная лампа» (г. Новочеркасск).

 

Тема №9.Подготовка к итоговой аттестации Защита проектов:

1. Программа игры « Умники и умницы» по теме «Пушкин на Дону».

2. Тема памяти о поэте в творчестве донских писателей (реферат).

3. Защита творческих работ, проектов по теме, которую учащиеся формулируют сами.

 

Использованная литература:

 

1. Гнутов В.П. «Поэт в краю степей необозримых». Ростов-на-Дону, 1985г.

2. Моложавенко В.Л. «Тайна донских курганов». Ростов-на Дону, 1964г.

3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 томах. М., 1965 г.;

4. Литература Дона. Хрестоматия для чтения. 10-11 класс. Ростов-на Дону, ЗАО «Книга», 2005 г.


Дон в творчестве А.С.Пушкина и

Дон в творчестве А.С.Пушкина и

Пояснительная записка Донской край богат своей историей

Пояснительная записка Донской край богат своей историей

Учебно-тематическое планирование №

Учебно-тематическое планирование №

Последние годы жизни А.С.Пушкина

Последние годы жизни А.С.Пушкина

Содержание программы. Тема№1

Содержание программы. Тема№1

Тема№ 7. «Донщина помнит о тебе»

Тема№ 7. «Донщина помнит о тебе»
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей