Дон в творчестве А.С.Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей
(элективный курс)
г Новошахтинск
Подмогильная Любовь Павловна
Пояснительная записка
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известных людей. О донской земле и людях. на ней живущих, о бескрайних степях и Доне писали М. Ю. Лермонтов, И.А. Бунин, Л.Н. Толстой, А.А. Блок, М.А. Горький и многие другие писатели и поэты.
Восхищался Доном и А.С. Пушкин, который был знаком с этим краем не понаслышке. Любознательный, он сам посетил многие города и станицы Дона, не раз встречался с казаками и казачками. След от пребывания поэта на Дону нашел отражение в его произведениях. А донские писатели и поэты, в свою очередь, собрали воспоминания современников, архивные документы и обобщили в своих работах.
Настоящая программа элективного курса «Дон в творчестве А. С. Пушкина и А.С.Пушкин в творчестве донских писателей» призвана более глубоко осветить малоизвестную страницу литературы. Она разработана для учащихся 10 класса. Её содержательная линия находится в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта литературного образования и Федеральным стандартом среднего (полного) образования.
Цель курса: реализация регионального компонента через изучение темы «Жизнь, судьба, творчество А.С.Пушкина», являющейся основной в курсе литературного образования.
Задачи:
- познакомить учащихся с периодом пребывания А.С.Пушкина на Дону;
-показать, как отразилось это путешествие в поэтическом и историческом сознании А.С.Пушкина;
-расширить кругозор учащихся через знакомство с произведениями писателей Дона о жизни, судьбе, творчестве А.С.Пушкина, через знакомство с Пушкинианой Дона;
- показать нравственно-эстетическую значимость произведений писателей для развития литературного процесса России;
-углубить и наполнить дополнительным содержанием знания по теории литературы;
- научить анализировать лирические произведения А.С.Пушкина в контексте исторических событий, особенностей быта, обычаев и традиций казаков;
-совершенствовать коммуникативно-речевую деятельность учащихся, создать условия для творческого самовыражения учащихся;
-воспитывать чувство гордости за землю, которой восхищался поэт.
В процессе обучения необходимо осуществлять связи с историей, географией, музыкой, театром. Для реализации поставленных задач целее использовать разнообразные формы обучения: лекции, беседы, углубление доклады, конференции, ролевые игры, уроки-экскурсии, заочные путешествия, инсценирование.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Разделы, темы Федерального стандарта |
Темы программы |
Кол -во час. |
Форма занятий |
Виды деятельности учащихся |
Форма подведения итогов |
1. |
Русская литература 19 века. А.С.Пушкин. |
«Поэт в краю степей необозримых» (1-е путешествие на юг) по книгам В. Гнутова «Поэт в краю степей необозримых » иВ. Моложавенко «Тайна донских курганов». |
1 |
Урок-литературное путешествие |
Информационно-аналитическая деятельность, деятельность творческого характера, углубленное чтение и составление тезисов глав, составление карты маршрута путешествия. |
Составление конспекта урока |
2. 3. |
А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум» |
Пушкин в Ростове-на-Дону (И.А.Балашова «Пушкин и Раевские на Дону». 1«На берегах воинственного Дона» (2-е путешествие на юг). Анализ стихотворений «Был и я среди донцов», «Казак», «Делибаш», «Дон». |
1 1 |
Урок -исследование Комбиниров анный урок |
Аналитическое чтение, самостоя-тельная работа с текстом, выборочное комментирование Чтение отрывков из «Путешествия в Арзрум», анализ и интерпретация эпизодов, анализ стихотворений, работа с маршрутной картой. |
Письменный ответ на вопрос: «Какук роль в поэтическом и историческом сознании А.С.Пушкина сыграло посещение крепости св.Димитрия ш Дону. Письменный анализ стихотворения «Дон». |
4. |
Лирика А.С.Пушкина. |
«Степная Цирцея».Сопоста вительный анализ стихотворения Пушкина А.С. «Калмычка» и Д.Долинского «Донская Цирцея». |
1 |
Практикум. |
Сообщения учащихся, сопоставительный анализ лирических произведений, посвященных одной теме. Определение особенностей |
Заучивание наизусть, выразительное чтение |
|
|
|
|
|
поэтического мастерства авторов. |
|
5. |
Последние годы жизни А.С.Пушкина. |
«Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный смелый дар?» А.С.Пушкин - журналист, критик, сатирик (по книге А.И.Станько «А.С.Пушкин -журналист, его размышления и разборы». |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Активное слушание, чтение текста, составление тезисов по теме «Мастерство Пушкина-сатирика» |
|
6. 7. |
Дуэль. Значение творчества А.С.Пушкина. |
«Мой чёрный человек...» (по книге Н.В.Забабуровой «Мой чёрный человек» и А.В.Хавчина «Семь этюдов о Пушкине» Донщина помнит о тебе. |
2 1 |
Комбиниров анный урок с элементами беседы Литературная гостиная. |
Чтение текстов, определение проблематики. Сообщения учащихся, выступления с докладами. Интер претация отдельных эпизодов. Выступления учащихся с чтением стихов и отрывков из произведений донских писателей, просмотр картин донских художников, посвященных Пушкину. |
Ответ на вопрос: «О каких качествах личности поэта вы хотели бы поразмышлять ?» Презентация творческих работ «И свой лазоревый цветоквплету в венок поэту» |
8. |
Литературное краеведение |
Посещение музеев «Зелёная лампа» (г.Новочеркасск), «Домик станционного смотрителя» (г.Аксай) |
2 |
Экскурсия |
J Подбор материала к творческой работе, обсуждение увиденного, составление |
Сочинение «Донщина помнит о тебе» |
Содержание программы.
Тема№1 .«Поэт в краю степей необозримых... »
Первое путешествие А.С.Пушкина на юг в 1820 году. О впечатлениях, которые оставила Донщина в сознании поэта, ярко рассказано в книге В.Гнутова «Поэт в краю степей необозримых» и В.Моложавенко «Тайна донских курганов) Вместе с Пушкиным во время урока-путешествия учащиеся побывают Екатеринославе, на станции « Аксайская», у Лукоморья, в станице Старочеркасской. Они послушают пролог поэмы «Руслан и Людмила», стихи Л. Тартынского «Вещунья», «На переправе» Е. Рябцева.
Визуальный ряд: карта путешествия, хронологическая таблица, графика видов Старочеркасской , Аксайской, донские пейзажи.
Звуковой ряд: песни донских казаков, фрагмент фильма «Руслан Людмила».
Тема №2.А.С.Пушкин в Ростове-на-Дону.
О пребывании А.С.Пушкина в Ростове очень полно сообщается в книг И.А.Балашова «Пушкин и Раевские в Ростове-на-Дону». Именно в этот произведении показано значение, которое имело путешествие Пушкина по донском краю. Здесь сформировался интерес великого поэта к темам, которые стану основными в его творчестве: военная история России, правление Петра 1 Екатерины II, история казачества, характеры Разина и Пугачёва, тема казачьего вольнолюбия.
Тема№3. «На берегах воинственного Дона».
Через донские степи А.С.Пушкин проезжал ещё раз в 1829 году. Его пут лежал через Новочеркасск, Аксай, ст.Махинскую, Кагальницкую, Мечетинскую Егорлыкскую, через Ставрополье в Арзрум. Во время этого путешествия Пушкин осознал историческую миссию казачества. Образ казака возникает его стиха: «Казак», «Делибаш», «Дон».
Визуальный ряд: гравюры казачьих станиц, элементы украшений казачьи: куреней, одежды, предметы быта.
Звуковой ряд: песни донских казаков.
Практическая работа: анализ стихотворения «Дон», «Делибаш».
Тема №4. «Степная Цирцея».
Одним из ярких впечатлений А.С.Пушкина на Дону была встреча с семьёй калмыков. Пушкин с интересом разглядывал кибитку, утварь калмыков, попробовал их чай. Особенно пленила его девушка-калмычка. Воспоминания об этой встрече легли в основу стихотворения «Калмычка». По мотивам этого произведение донской писатель Даниил Маркович Долинский с оздаёт своё стихотворение - «Донская Цирцея».
Практическая работа: сравнительный анализ этих стихотворений, выявляющий авторский замысел и средства его воплощения.
Тема№5. «Не вы ль сперва так злобно гнали... »(по книге А.И.Станько «А.С.Пушкин - журналист, его размышления и разборы» ).
Имя Греча и Булгарина приобрело скандальную известность в России в 1830-31 годах. Став монополистами в издательском деле и журналистике, эти два «низкопробных писателя» преследовали и травили неугодных им литераторов. Пушкина, например, они обвиняли в плагиате. Учащимся предлагается познакомиться с памфлетами, библиографическими заметками, статьями Пушкина, разоблачающими полицейского сыщика в литературе и журналистике Булгарина.
Знакомясь с книгой Станько, ученики увидят мастерство Пушкина-сатирика, почувствуют разоблачительную силу его публикаций, попробуют определить сущность конфликта и самостоятельно ответить на проблемный вопрос: «Почему Белинский полемические выступления Пушкина назвал «верхом совершенства»? Зачем Пушкину нужна была эта чернильная дуэль?»
Тема№6. «Мой чёрный человек... ». Появление темы «чёрного человека» в творчестве А. С.Пушкина.
Жорж Дантес, Луи Геккерн. Их роль в форсировании интриги вокруг семьи Пушкиных.
«Шалуны из молодёжи...», иезуит Гагарин, Идалия Полетика—враги Пушкина. Взгляд на трагические события донской писательницы Н.В.Забабуровой в книге «Мой чёрный человек...»
«Семь этюдов о Пушкине» А.В.Хавчина - продолжение размышлений на тему «талант и посредственность», «поэт и завистники». Анализ текстов и выявление авторского замысла. Определение сущности конфликта, мотивов и поступков героев, комментирование художественного текста. Тема чести и достоинства человека в творчестве Пушкина.
Визуальный ряд:портреты участников трагических событий, картины художников.
Звуковой ряд: «Реквием» Моцарта.
Тема№ 7. «Донщина помнит о тебе».
Тема памяти о великом писателе в творчестве поэтов Дона. Темы, сюжеты, образы стихотворений о Пушкине Н.К.Доризо, Л.Г.Григорьяна,Э.Ф.Холодного, С.Ю.Гершановой, И.Н.Кудрявцевой.
Пушкинские традиции в лирике донских поэтов: образный язык стихов, выразительные средства. Знакомство с Пушкинианой донской художницы Надежды Шебуняевой.
Презентация творческих работ учащихся «И свой лазоревый цветок вплету в венок поэту».
Тема №8.Экскурсия в музей «Домик станционного смотрителя» (г. Аксай) или музей « Зелёная лампа» (г. Новочеркасск).
Тема №9.Подготовка к итоговой аттестации Защита проектов:
1. Программа игры « Умники и умницы» по теме «Пушкин на Дону».
2. Тема памяти о поэте в творчестве донских писателей (реферат).
3. Защита творческих работ, проектов по теме, которую учащиеся формулируют сами.
Использованная литература:
1. Гнутов В.П. «Поэт в краю степей необозримых». Ростов-на-Дону, 1985г.
2. Моложавенко В.Л. «Тайна донских курганов». Ростов-на Дону, 1964г.
3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 томах. М., 1965 г.;
4. Литература Дона. Хрестоматия для чтения. 10-11 класс. Ростов-на Дону, ЗАО «Книга», 2005 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.