Проект
«Донбасс - мой край родной!!!»
АВТОР: Качур Ольга Анатольевна .
Продолжительность проекта: 120 календарных дней.
Возраст: подготовительная группа (6-7 лет).
За основу взята воспитательно – образовательная программа для детей дошкольного возраста «Донбасс- мой край родной» ( Министерство образования и науки ДНР донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования).
Цели и задачи:
Образовательные:
· Углубить знания детей о Донбассе, родном крае, его традициях, природе, заповедных местах, героях и выдающихся личностях
· подготовить детей к обобщению уже сформированных и новых знаний, учить обобщать эти знания
· учить проявлять уважение к своей Родине, родному краю, уважать традиции своего народа
· прививать чувство гордости за достижения своих земляков
· учить уважать мнение и интересы других людей, толерантное отношение к другим людям, народам , нациям
· формировать эмоционально - познавательную деятельность( активность)
· учить составлять план своей деятельности для достижения качественного конечного результата
Развивающие:
· Развивать осознание себя полноценным гражданином и членом общества
· Развивать понимание того что без уважения и заботы о родном крае не будет его процветания и развития
· Развивать собственное мнение по данной проблеме
· Развивать самостоятельность и инициативность
· Развивать творческие способности
· деятельности
· Развивать коммуникативно - речевую компетентность
Социализирующие:
· Формировать умение ценить возможность быть «самим собой» в коллективе
· Применять собственный опыт в работе над проектом
· Развивать самооценку
· Создавать условия для реализации познавательной и социальной деятельности (активности) детей
Воспитательные:
· Воспитывать потребность быть причастным к совместным заботам и проблемам родного края;
· Воспитывать чувство гордости за свою Родину;
· Воспитывать чувство любви к родной земле.
Характеристики проекта:
· по доминирующей деятельности : информационно – творческий и коммуникативно – речевой
· по продолжительности – долгосрочный;
· по количеству участников – коллективный;
· по характеру контактов - в пределах группы.
База реализации:
ГКДОУ «Детский сад № 194 г. о. Макеевка » ДНР
Участники и соучастники проекта:
Дети, практический психолог, воспитатели, родители, заместитель директора по дошкольному модулю.
Проект включает в себя 3 этапа.
Подготовительный этап:
На данном этапе проводится подготовительная работа: сбор теоретического материала, необходимо повышение уровня самообразования педагогов, формирование понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе. Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия, предусматривает создание предметной развивающей среды в группе. Мышление дошкольника наглядно - образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог
Основной этап включает в себя: работу по ознакомлению детей с темой проекта, формируется необходимый минимум знаний детей по данной теме, расширяются ранее полученные знания вследствие бесед, подгрупповых, групповых занятий, а также в игровой форме, над теоретической (информативной) частью проекта – дополнения знаний, дошкольников (ноябрь - декабрь), закрепление теоретической части практической деятельностью по реализации задач патриотического воспитания предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников (январь). Данный этап длится на протяжении 90 календарных дней, формируется, воспитателями, музыкальным руководителем, при участии психолог
Заключительный этап включает в себя :контрольно - итоговую деятельность путем проведения детского утренника – развлечения на патриотическую тематику.Данный этап длится на протяжении 30 календарных дней, формируется воспитателями , музыкальным руководителем ,при участии психолога
Проектирование деятельности детей разновозрастной группы по теме : «Донбасс – мой край родной!!!»
Список примерных тем для работы на подготовительном и основном этапах проекта
(ноябрь) в конце месяца Д /и « Угадайка – развивайка»
· символика родного края, города
· мой город (мой район)
· города моего края
· транспорт родного города
(декабрь) в конце месяца коллективная работа «Коллаж»
· природа родного края ( флора и фауна)
· почетные люди родного края
· исторические памятники, памятники архитектуры
· традиции и праздники родного края
Список предлагаемых видов деятельности на основной этап проекта
«Коллаж»
Для полноценной работы и получения максимально – ожидаемого результата сначала нудно провести подготовительную работу:
· дети с родителями дома подбирают картинки на заданную тематику( например : Мой город, ретро фото города итд…) соответственно обсудив изображение на фото.
· Собрав все фотографии педагог еще раз обсуждают с детьми изображение на фото , вспоминают ранее увиденные и знакомятся с новыми .
· Напоминание техники безопасности работы с ножницами и клеем .
· Объяснение правил формирования коллажа .
· Непосредственно работа над коллажем.
Цикл занятий:
- Моя семья
Цель:
Показать значение семьи в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать интерес к семье, ее членам.
Побуждать детей называть имя, фамилию; рассказывать о членах семьи, о том, что
они любят делать дома, какие они. Упражнять детей в умении правильно отвечать
на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
Развивающие:
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
Развивать умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку,
любовь ко всем членам семьи.
- «Макеевка - город, в котором я живу»
Цель: Формирование
основ патриотического воспитания, духовно-нравственной культуры детей.
Задачи:
1. Продолжать учить договариваться в совместной
деятельности. Совершенствовать умение работать в паре (команде).
2. Расширять представления о родном городе.
3. Стимулировать инициативу, активность, желание
узнавать новое.
4. Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному
городу.
- Природа вокруг нас ( « Дорогами родной Макеевки».)
Цель: Цель: обогатить знания учащихся об истории Макеевки, исторических памятниках своей местности, промышленности Макеевки, природе родного края. Воспитывать чувство любви к родному краю, желание приумножать традиции, обычаи, беречь свою национальную культуру, историческое прошлое и современное Макеевки, а так же воспитание любви к своему краю, чувство гордости за свой город, чувство патриотизма, любовь к Родине;
Задачи:
Образовательные:
-формировать у учащихся представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;
-формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее; Развивающие:
-расширять кругозор учащихся на основе краеведческого материала,
-развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитательные:
-воспитывать у учащихся чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения ее красотой;
-воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края.
- Красная книга Донбасса
Цели: Познакомить дошкольников с разнообразием животного мира, занесенным в Красную книгу Донбасса.
Задачи: Расширить и углубить их знания о животных, растениях и птицах которые внесены в Красную книгу. Развивать познавательные интересы, корректировать и развивать связную речь; воспитывать любовь к природе, ответственность за свои действия; воспитывать бережное отношение к животным. Раскрыть основные причины сокращения численности животных, растений и птиц. Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди. Воспитывать бережное отношение к животным и природе.
- «Мой край родной – моя Донецкая Народная Республика»
Цель: расширение представлений детей о формировании и истории Донецкой Народной Республики.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить и уточнить представления детей о Родине, истории ее происхождения;
- Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в республике, воспитывать чувство гордости за ее достижения;
- Обобщить и систематизировать знания о символике Донецкой Народной Республики (флаге, гербе и имне);
- Расширять представления о разных профессиях;
- Систематизировать знания о достопримечательностях города Донецка.
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы с помощью дидактических игр;
- Развивать эмоциональное отношение к истории своей Родины, родного города;
- Развитие таких качеств как гражданственность, доброжелательность, любознательность;
- Активизировать и расширять словарный запас по теме.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь, гордость, уважение к Родине;
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах (в музее);
- Воспитывать уважение к людям разных профессий.
- Профессии наших родителей
Программное содержание: Расширять знания детей о профессии шахтёра, к шахте, как месту работы родителей. Формировать представление детей о полезном ископаемом - угле. Пополнить знания детей о том, как и каким способом добывают уголь в нашем регионе. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о родном крае и городе. Развивать у детей умение узнавать полезные ископаемые при помощи тактильных ощущений. Способствовать развитию умения анализировать, устанавливать причинно- следственные связи. Пробудить чувство гордости за наш Шахтерский край.
- «Донбасс – мой край родной»
Цель: воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства за край, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи: закреплять представления воспитанников о своем родном крае, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина - это место, где родился, где он живет. Активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия городов; формировать умения правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша. Формировать уважительное отношение к труду шахтера.
Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, логическое мышление, воображение, память, речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога. Развивать композиционные умения при создании панорамы города ритмично располагать дома рядами.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.
- Памятные места Донбасса
Цель: пополнить знания детей о Донбассе;
Задачи:
Воспитывать чувство принадлежности к своему народу, его духовной культуры, чувство национальной гордости.
Расширять представления о городе, в котором родились; формировать представление о красоте природы родного края.
Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру.
Развивать эстетическое восприятие образную память, мышление, речь, воображение.
Учить детей выразительно читать стихи интонационно и выразительно передавать содержание; формировать чувство любви к художественному слову.
Учить понимать понятие «Родина», родная земля.
Формировать умение обсуждать сюжет и композицию будущего рисунка.
- Наша Родина Россия
Цель: знакомство с картой и символикой России; активизация
словаря по теме, развитие связной речи. Формирование у детей чувства
патриотизма.
Задачи:
Цикл дидактических игр.
«Угадайка – развивайка»
Цели : закрепить ранее проработанные темы ; визуализировать оговоренные объекты; закрепление умения правильно соотносить услышанную информацию и увиденную картинку; развивать связную речь; развивать диалогическую и монологическую речь ; умение отстаивать свое мнение; развивать память, логику , внимание, восприятие.
Цель :
Ход игры :Оборудование : мешочек, листочки с вопросами, фотографии и картинки по темам , накопительные фишки ( наклейки), памятные призы.
«Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона ,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Малая Родина ».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Донецка
Материал: иллюстраций, фотографий города Донецка и Донецкой области
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом , составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
«Найди флаг »
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных флагов
Ход игры :среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Найди герб»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области ,областного центра) , что они обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных гербов
Ход игры :среди 4-6 предложенных гербов найти нужный
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
«Путешествие по городу Донецку»
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры .
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Наш микрорайон».
Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона
Ход работы :По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов.
Ход игры: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут. Рассказывает о них.
Китай-китаец,
Африка-африканец…..
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.
«Узнай по описанию кто это »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира .
Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают.
«У кого какой домик »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .
Ход игры: Медведю – берлога
Белке – дупло
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах
«Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных , птиц нашего края занесенных в
«Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности
Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют .Воспитатель рассказывает о них
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел
Дети называют.
«Птицы нашего города(края)»
Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать .
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
«Подбери узор»
Цель: знакомить детей с народным творчеством, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры -Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла.
«Подбери наряд кукле»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»
Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду.
"Кому что нужно для работы?"
Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных .Развивать речь,
логическое мышление память .Закреплять знания о профессиях людей.
Материал карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры Повару - поварешка.
«Составь семейку»
Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки
подбора однокоренных родственных слов
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисовано на ней одним словом и подобрать родственные однокоренные слова к нему
родина, родной, родители, родственник, родинка
Герой - геройский, героический, героизм...
Защита - защитник, защищать,
«Я имею право...»
Цель. Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры
Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
1. Коллективная работа « Коллаж на патриотически гражданственную тему»
Цели : развивать мелкую моторику, воображение, память мышление, речь;
Учить:выделять из общего потока информации главные мысли и идеи,
Воспитывать :
Подготовка к утреннику – развлечению :
1. Написание сценария
2. Распределение ролей между воспитанниками
3. Разучивание ролей между воспитанниками ( включает в себя контроль правильности проговаривания слов, текста, интонирование, контроль дыхания, эмоциональное сопровождение)
4. Подготовка декораций и костюмов.
Примерный Перечень материально технического сопровождения реализации проекта:
· дидактические и наглядные пособия
· современные средства ТСО( интерактивная доска, компьютеры , проектор и.т.д.)
· методическая, краеведческая, художественная литература о Донецком крае
· репродукции и иллюстрации картин донецких художников
· фотоальбом с фотографиями и открытками с изображением родного города и края в частности, его заповедников , архитектуры, народного промысла, знаменитых людей Донбасса и.т.д.
· художественная литература по теме
· электронные презентации в соответствии с тематическим планированием
· аудиозаписи, видеофильмы
· карты
· символика городов, районов, Донецкого края.
2. Просмотр с детьми фильмов и мультфильмов на патриотическую тематику:
Любовь к Родине важно воспитывать с детства. И мультфильмы, посвященные духовно-патриотическому воспитанию детей, полезны к просмотру. Они учат любви к родине и пробуждают чувство гордости к стране.
· Разговоры о действительно важном: ПАТРИОТИЗМ / мультфильм для детей и взрослых.
· «Три кота»
Между патриотизмом и любовью к семье много общего. Родину часто называют Матерью или Отечеством, а выдающихся граждан страны — ее достойными сынами. Любовь к родным просторам закладывается в семье и начинается с любви к ней и своему дому. В мультсериале «Три кота» не раз поднимается тема бережного отношения к близким, важности семьи. Например, в серии «Папа за маму» глава семейства и его дети, три котенка, осознают, сколько сложных дел каждый день у мамы-кошки, которая занимается хозяйством. Котята приходят к выводу: маме надо помогать. И отец метко замечает, что домашние дела и присмотр за детьми — это то, что «должен делать настоящий папа».
· «Белка и Стрелка: Звездные собаки»
Настоящие патриоты страны — не только те, кто охраняет ее от врагов. Тот, кто любит свою родину, совершает невозможное, чтобы прославить ее. Например, делает все, чтобы именно она первой вышла в космическое пространство. Именно это и сделали героини мультфильма «Белка и Стрелка: Звездные собаки». Мужественные зверьки прошли тяжелые тренировки и жесткий отбор в Центре подготовки космонавтов и отправились в космос на ракете, опередив Америку. А их прототипы, советские беспородные собаки Белка и Стрелка, совершившие свой исторический полет в 1960 году, навсегда вошли в историю.
· Иркутские художники-аниматоры сняли мультфильм «Донбасс — колыбель народов»
· Мульти - Россия (сериал) 0+
· Про Федота стрельца - удалого молодца
· Василиса Микулишна
· Цикл мультфильмов о трех богатырях Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце (три богатыря стоят за честь земли русской, совершая подвиги во имя спасения Руси-матушки);
· «Сказ о Петре и Февронии» (мультфильм переносит нас в XIII век. Злодей захватил власть в Муромском княжестве. Лишь смелый воин Петр выходит на бой со злодеем и одолевает его, но сам находится при смерти. Целительница Феврония готова использовать свой дар, чтоб спасти Петра).
· « С чего начинается Родина» (детская анимация, пластилиновый мультик)
· «Развлечёба» (выпуск «Город и село», «Про Россию»).
Глоссарий проекта :
Гражданственность – нравственная позиция , выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или другая общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств ее права и интересы
Краеведение –всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, ДР. поселений местным населением , для которого та территория считается родным краем.
Патриотизм – нравственный и политический принцип , социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами , во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины , желание сохранить ее характер и культурные особенности и идентификация себя ( особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку и традициям) , с другими членами народа , стремление защищать интересы родины и своего народа.
Выводы:
Реализация данного проекта способствовала приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.