МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»
Адрес: 694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, д. 58.
Тел (факс): 8 (42431) 5-53-36; Email: sadkorablik@mail.ru; http://мой-кораблик.рф/
ОКПО 24570435; ОГРН 1146507000188; ИНН/КПП: 6507014298/650701001
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета МБДОУ № 2 г. Поронайска (Протокол № 4 от 15.04.2022г.)
|
УТВЕРЖДЕНА Приказом МБДОУ № 2 г. Поронайска от 15.04.2022г. №79-П |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«САМОЦВЕТИК»
Направленность программы: художественная
Уровень сложности программы: стартовый
Адресат программы: от 4-5 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик программы:
Чердынцева Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования
г. Поронайск
2022
Содержание
1. Целевой раздел…………………………………………………………………………………3
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………………….…..3
2. Содержательный раздел …………………………………………………………….………7
2.1. Учебный план ………………………………………………………………………………..7
2.2. Содержание учебной программы …………………………………………………………...9
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов…………………………………15
2.4. Календарный учебный график ……………………………………………………..……15
3. Организационный раздел …………………………………………………………….…….15
3.1. Методическое обеспечение программы ………………………………………….……...15
3.2. Материально-технические условия реализации программы …………..……….……....16
3.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов ……………………..16
3.4. Кадровое обеспечение программы …………………………………..…………………..18
4.Приложения ………………………………………………………………………………….19
Приложение 1 ……………………………………………………………………………….….19
Приложение 2 ………………………………………………………………………….……….21
Приложение 3 ……………………………………………………………………………….….23
Приложение 4 …………………………………………………………………………….…….24
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка - выравнивание
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Самоцветик» разработана и реализуется в соответствии с основными нормативными документами:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
· Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
· Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях»;
· Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 № 3.12-1221-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
· Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ ОО
· Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Кораблик» г. Поронайска» Утверждён Постановлением Администрации Поронайского городского округа от 30 апреля 2014 года № 637.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования, способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы ребенка в целом.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Нетрадиционные (не классические) техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для обучающихся, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
На основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Самоцветик» ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Направленность программы: художественная
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский
Уровень сложности программы: стартовый уровень
Новизна программы
Новизна программы обусловлена использованием при её реализации интерактивных и цифровых технологий, нетрадиционных техник рисования, различных художественно-выразительных средств, при проведении занятий.
Отличительные особенности программы
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются необычные кисти, самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Адресат программы:
Программа «Самоцветик» расчитана на обучение детей 4-5 лет. Принимаются все желающие, без специального отбора. Занятия проводятся на базе МБДОУ №2 «Кораблик» г. Поронайска.
Группа формируется из детей средних групп (4-5 лет) численностью до 10 человек. В состав группы входят мальчики и девочки. Состав группы может быть одновозрастной так и разновозрастной.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Внимание становится все более устойчивым. Интенсивно развивается память. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках.
В этом возрасте преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в рисовании, конструировании, игре. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности. Речь становится более связной, последовательной.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дети начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка является изобразительная деятельность. В этом возрасте круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная
Методы обучения:
· словесный;
· наглядный;
· практический;
· информативно - познавательный;
· репродуктивный метод,
· исследовательский.
Современные образовательные технологии:
· здоровьесберегающие;
· технология художественного экспериментирования;
· информационно-коммуникативные технологии;
· личностно-ориентированные;
· интерактивные технологии;
· игровые технологии.
Тип занятий:
· занятия творческого типа;
· занятия информационно-познавательного типа;
· занятия комбинированного типа (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики);
· занятия интегрированного типа (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).
Виды занятий:
· беседа;
· занятие-путешествие;
· занятие-исследование;
· занятие-фантазия;
· практическое занятие;
· выставка;
· занятие-игра.
Формы организации деятельности:
· подгрупповая;
· групповая;
· индивидуальная.
Воспитательная работа
Важная роль в образовательном процессе отводится воспитательной работе с детьми и их родителями.
Воспитательная работа с детьми:
- участие в конкурсах и выставках детского художественного и декоративно-прикладного творчества на уровне ДОУ, муниципальном, региональном и всероссийском;
- беседы;
- экскурсии в городской парк, МБУК «Поронайская ЦБС»,
- тематические занятия;
- развлечения;
- праздники;
- проекты;
- акции.
Через данные мероприятия обучающиеся включаются в мир прекрасного творчества, которое является частью воспитательной работы.
Совместно с родителями педагог осуществляет практически всю деятельность, связанную с воспитанием развития ребёнка.
Целью работы с родителями является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного творческого развития ребёнка.
При работе с родителями используем такие формы работы, как коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные, традиционные и нетрадиционные:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- участие в детско-родительских мероприятиях, творческих конкурсах и выставках;
- акции;
- мастер-классы;
- социальные проекты;
- ярмарки, праздники.
Режим занятий утверждается расписанием, составляемым в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» и Уставом ОО.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 академический час). Продолжительность занятия - 20 минут. Учебная группа численностью до 10 человек.
Объем программы -
Программа расчитана на 36 часов в год по одному занятию в неделю.
Срок реализации программы -
1 год обучения.
Цель реализации программы:
Формирование и развитие художественно-творческих способностей у обучающихся через применение нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
- учить детей рисовать несложные сюжеты по замыслу;
- учить детей создавать выразительные образы нетрадиционными техниками изображения, применять различные художественно-выразительные средства;
- научить детей составлять узоры из простых элементов по мотивам Дымковской, Филимоновской росписей;
- учить детей получать цвета спектра, при смешивании только основных цветов.
Развивающие:
- развивать чувство цвета, ритма, формы и композиции, мелкую моторику;
- развивать мышление, творческое воображение;
- развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
- воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве;
- воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству.
Планируемые результаты
Личностные:
- у детей будет проявляться самостоятельность, инициативность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
- у обучающихся будет проявляться интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
- у обучающихся будет проявляться интерес к отражению своих представлений об окружающем мире;
- дети будут воспринимать художественные образы как эстетические объекты.
Метапредметные:
- у обучающихся будет развита мелкая моторика;
- у детей будет развито чувство цвета, ритма, формы и композиционные умения;
- у детей будет развито мышление, творческое воображение;
- у обучающихся будут сформированы коммуникативные навыки в совместной деятельности со сверстниками.
Предметные:
- дети смогут рисовать несложные сюжеты по замыслу;
- дети смогут применять нетрадиционные техники, используя различные художественно-выразительные средства при создании выразительных образов;
- обучающиеся смогут составлять узоры на основе простых элементов по мотивам Дымковской и Филимоновской росписей;
- дети смогут получать цвета спектра путём смешивания основных цветов.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план – выравнивание слева
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности |
1 |
1 |
- |
Беседа. Инструктаж |
2 |
Вводный контроль «Посмотрим в окошко» |
1 |
- |
1 |
Диагностическое занятие |
3 |
«Картинки для наших шкафчиков» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение Просмотр |
4 |
«Радуга цветов»
|
1 |
- |
1 |
Наблюдение Просмотр работ |
5 |
«Осенний лес» |
1 |
1 |
- |
Наблюдение Просмотр работ |
6 |
«Деревья смотрят в озеро» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
7
|
«Осень золотая» |
1 |
- |
1 |
Выставка творческих работ |
8 |
«Яблоко – спелое, красное, сладкое»
|
1 |
- |
1 |
Обсуждение Наблюдение |
9 |
«Кисть рябинки, гроздь калинки…» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
10 |
«Тучи по небу бежали» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
11 |
«Зайчик серенький стал беленьким» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
12 |
«Красивый коврик для котят» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
13 |
Промежуточный контроль «Здравствуй зимушка – зима!» |
1 |
- |
1 |
Анализ продукта деятельности (Приложение 2) Конкурс-выставка |
14 |
«Перчатки и котятки» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
15 |
«Наша ёлочка» |
1 |
- |
1 |
Наблдение |
16 |
«Снеговики в шапочках» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
17 |
«Морозные узоры» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
18 |
«Рукавичка» - рисование по сказке |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
19 |
«Погуляем по зимнему лесу» беседа, выполнение упражнения |
1
|
1 |
- |
Наблюдение |
20 |
«Погуляем по зимнему лесу» выполнение работы |
1 |
- |
1 |
Выставка
|
21 |
«Как розовые яблоки, на ветках снегири» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
22 |
«Дымковская игрушка» |
1 |
1 |
- |
Наблюдение |
23 |
«Дымковская уточка» роспись плоскостной фигуры |
1 |
- |
1 |
Наблдение |
24 |
«Кони на лугу» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
25 |
«Сосульки на крыше» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
26 |
«Нарядные салфетки» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
27 |
«Филимоновские игрушки-свистульки» |
1 |
1 |
- |
Наблюдение |
28 |
«Филимоновская игрушка» роспись плоскостной фигуры |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
29 |
«Воробьи в лужах» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
30 |
«Звёзды. Кометы. Ракеты» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
31 |
«Трамвайчик катится по рельсам» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
32 |
«Солнышко лучистое» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
33 |
«Храбрый петушок»
|
1 |
- |
1 |
Набллюдение |
34 |
«Вербочка» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
35 |
«Пасхальные узоры» |
1 |
- |
1 |
Наблюдение |
36 |
«Путаница-перепутаница» Итоговый контроль (диагностика) |
1 |
- |
1 |
Выставка творческих работ Анализ процесса деятельности. (Приложение 4) |
|
Всего часов: |
36 |
5 |
31 |
|
2.2. Содержание учебной программы
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория:
Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Безопасное использование материалов при выполнении творческих работ. Знакомство с материалами и инструментами.
Игры («Давай-ка познакомимся», «Назови себя, назови меня», «Интервью» и др.). Рисование на свободную тему.
Тема 2. Посмотрим в окошко. Вводный контроль (диагностическое занятие).
Практика:
Чтение рассказа «Окно». Краткая беседа, рассматривание репродукций, иллюстраций в книжках. Рассказ детей о том, что они видят, когда смотрят в окно, гуляют на улице. Показ педагога образца рисования определённого сюжета, приёмов работы. Уточняет, как правильно строить композицию.
Дети выбирают средства для изображения и выполняют творческую работу. Обсуждение.
Подвижная игра «Ветер». Просмотр работ.
Тема 3. Картинки для наших шкафчиков.
Практика:
Педагог читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Вот какой наш коридор». Показывает детям в течение нескольких секунд варианты картинок (яблоко, бабочка, воздушный шар, машина), сразу же убирает. Спрашивает, что нарисуют дети для своих шкафчиков. Уточняет, что картинки можно оформить рамочкой (нарисовать или наклеить из цветных полосок). Дети выбирают художественные материалы, рисуют по замыслу и обрамляют свои картинки рамками.
Тема 4. Радуга цветов (экспериментирование).
Практика:
Педагог знакомит обучающихся с цветовым спектром. Уточняет знания основных цветов, знания холодных и теплых тонов.
Выполнение работ (рисование радуги) путем наложения основных цветов друг на друга, соблюдая спектральную последовательность. Использование основных цветов для получения всей цветовой гаммы, путем их смешения на палитре. Просмотр работ. Интерактивная игра «Смешивание красок» (онлайн-игра).
Тема 5. Осенний лес.
Теория:
Педагог знакомит обучающихся с пейзажем (жанр в изобразительном искусстве). Просмотр презентации «Пейзаж». Рассматривание репродукций. Уточнение знаний о строении дерева. Дидактическая игра на развитие чувства цвета «Художник по имени природа».
Тема 6. Деревья смотрят в озеро.
Практика:
Педагог показывает поэтапное выполнение техники рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипия, отпечатки). Выполнение творческих работ. Рассматривание и обсуждение работ.
Тема 7. Осень золотая.
Практика:
Уточнить основные части строения дерева. Отметить, что ветки тянутся вверх и что листочки начинают желтеть с верхушки. Показ выполнения нетрадиционной техники рисования тычок жёсткой полусухой кистью (листья). Выполнение работ. Обсуждение и рассматривание рисунков. Оформление выставки.
Тема 8. Яблоко – спелое, красное, сладкое. Рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры).
Практика:
Педагог загадывает загадки про яблоки. Краткая беседа. Педагог показывает последовательность работы. Рисуем яблоко жёлтой краской, далее один бочок яблока делаем более спелым (поверх жёлтой краски раскрашиваем оранжевой). Выделяем красной краской самое спелое место. На оранжевом бочке, рисуем красной краской небольшое пятнышко. Оформление выставки «Спелые яблоки». Дидактическая игра «Фрукты – овощи».
Тема 9. Кисть рябинки, гроздь калинки…
Практика:
Краткая беседа «Рябина». Развивать творческие способности и воображение; навыки работы с гуашью. Педагог показывает способы рисования. Выполнение работ, используя ватные палочки (ягоды), с применением способа примакивания кисти (листья). Рассматривание своих работ. Обсуждение. Малоподвижная игра «Ветер».
Тема 10. Тучи по небу бежали.
Практика:
Педагог знакомит детей с техникой рисования скомканной бумагой. Рассматривание, наблюдение. Выполнение работ с опорой на показ, применяя нетрадиционную технику изображения. Рассматривание и обсуждение работ.
Тема 11. Зайчик серенький стал беленьким.
Практика:
Педагог уточняет знания о строении тела животного, цвета шерсти, выделяя геометрическую основу формы объекта и показать порядок выполнения работы (наносит тычки по форме овала - туловища и круга - головы зайца), в длину (ушки). Во время показа образца рисования, педагог читает стихотворение С. Есенина «В ожидании зимы». Дети выбирают материалы, художественные инструменты для выполнения творческого задания методом тычка, жёсткой полусухой кистью. Рассматривание своих работ и их обсуждение.
Тема 12. Красивый коврик для котят.
Практика:
Педагог показывает детям разные варианты полосатых ковриков. Рассматривание ковриков, для нахождения сходства и отличия (по ширине, цвету, по разному чередованию в узоре). Показ педагога способа выполнения. Стихотворение В. Стоянова «Кошка». Дети самостоятельно подбирают цветовую гамму для рисования кистью и гуашевыми красками прямых линий. Пальчиковая гимнастика «Карандаш». Рассматривание своих работ.
Тема 13. Здравствуй зимушка – зима! Промежуточный контроль.
Практика:
Рассматривание репродукции И. Шишкина «Зима». Краткая беседа. Педагог показывает способ сочетания «рисование восковыми мелками» с нетрадиционной техникой «рисование ватными палочками». Во время занятия звучит тихая спокойная музыка, для создания эмоционального фона. Выполнение творческих работ детьми, используя нетрадиционные материалы в сочетании с техникой рисования восковыми мелками. Просмотр работ. Конкурс-выставка.
Тема 14. Перчатки и котятки.
Практика:
Рассматривание перчаток и рукавичек с различными орнаментами. Уточнение декоративных элементов. Прослушивание песенки «Перчатки». Педагог показывает, как надо обвести свою ладонь, чтобы получилась перчатка. Далее работа в цвете с применением нетрадиционной техникой «пуантилизм» (рисование точками, маленькими пятнами). Орнамент изображается пятнами или точками разными цветами, чередуя ряды (ряд красных пятен, следующий ряд жёлтого цвета и т.д.). Выполнение детьми творческих работ с опорой на показ. Обсуждение. Подвижная игра «Мышеловка». Рассматривание своих работ.
Тема 15. Наша ёлочка.
Практика:
Презентация о традиционном новогоднем празднике. Рассматривание новогодних открыток, иллюстраций. Педагог показывает последовательность и отдельные приёмы работы: ствол и ветки – рисуют кистью, разноцветные шарики – ватными палочками. Выполнение работ.
Подвижные хороводные игры. Оформление выставки.
Тема 16. Снеговики в шапочках.
Практика:
Педагог читает стихотворение А. Блока «Зима», с помощью технологической карты «Нарядные снеговики» вместе с детьми определяет последовательность работы. Уточняет, что снеговиков можно нарисовать из двух кругов и трёх кругов. Педагог помогает советами, косвенными вопросами. Если дети затрудняются в выполнении задания, показывает ещё раз технологическую карту, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приёмы. Проводится экспресс-выставка «Снеговики в шапочках и шарфиках».
Тема 17. Морозные узоры на окне.
Практика:
Рассматривание вологодского кружева. Краткая беседа. Экспериментирование с гуашевыми красками для получения светлых оттенков голубого (смешивание белой гуаши и синей в разных пропорциях). Поэтапный показ способа рисования свечой и акварельными красками. чтение стихотворения Г. Лагздынь «Зимушка-зима». Выполнение работы с опорой на показ. Просмотр творческих работ.
Тема 18. Рукавичка. Рисование по сказке.
Практика:
Педагог предлагает вспомнить детям сказку «Рукавичка». Предлагает нарисовать цветными карандашами красивые иллюстрации к сказке. Показывает несколько красивых рукавичек для обогащения восприятия и «толчка» к появлению своего замысла. Во время выполнения детьми творческого задания педагог помогает советами и косвенными вопросами. Просмотр и обсуждение своих работ.
После занятия оформление альбома детских рисунков «Кто-кто в рукавичке живёт?»
Тема 19. Погуляем по зимнему лесу.
Теория:
Просмотр презентации «Зимний лес». Рассматривание репродукций с изображением зимней природы. Чтение стихотворений А. Пушкина «Волшебница-зима», С Есенина «Белая берёза». Беседа.
Тема 20. Погуляем по зимнему лесу.
Практика:
Экспериментирование с красками (получение голубых оттенков). Уточнение, что можно сочетать при выполнении работ традиционные и нетрадиционные техники рисования. Например: стволы деревьев и ветки рисовать кончиком кисти плавно опуская весь ворс, круглыми поролоновыми инструментами и гуашью украшать вокруг стволов деревьев, чтобы получить эффект заснеженных деревьев. Учить подбирать цветовую гамму в холодных тонах.
Выполнение творческой работы, соблюдая порядок выполнения с опорой на показ педагога. Интерактивная игра «Смешивание цветов». Выставка.
Тема 21. Как розовые яблоки на ветках снегири.
Практика:
Краткая беседа для уточнения и обогащения представления детей о внешнем виде снегирей. Педагог показывает варианты изображения снегирей, сидящих на заснеженных ветках. Предлагает детям расположить листы бумаги горизонтально. Простым карандашом намечаем композицию: внизу листа рисуем длинную ветку, а на ветке один или два снегиря. Уточняет характерные особенности птиц. Показывает последовательность выполнения красками: рисуем белой краской заснеженную ветку, далее красной гуашью закрасим грудку, потом синей гуашью закрашиваем остальные части птицы. Тонкой кистью чёрной краской рисуем клюв и глаз. Стихотворение А. Прокофьева «Выбегай поскорей посмотреть на снегирей!» Далее педагог выставляет технологическую карту «Снегири» и предлагает детям нарисовать красивых снегирей. Рассматривание работ.
Тема 22. Дымковская игрушка.
Теория:
Просмотр презентации «Дымковская игрушка». Познавательная беседа об истории возникновения игрушки, элементах дымковской росписи. Рассматривание предметов расписанных по мотивам Дымковской росписи. Рассматривание простых элементов росписи.
Выполнение упражнения «Элементы дымковской росписи», дидактическая игра «Дымковское лото».
Тема 23. Дымковская уточка.
Практика:
Уточнение знаний элементов росписи. Продолжать учить детей украшать шаблон уточки дымковским узором, с помощью простых элементов (точки ватными палочками, круги, прямые линии), подбирать цветовую гамму. Выполнение творческих работ. Обучающиеся украшают плоскостную фигуру уточки узором по мотивам дымковской росписи. Подвижная игра «Уточка-утёна». Просмотр работ.
Тема 24. Кони на лугу.
Практика:
Уточнение знаний элементов росписи. Для наглядности используем глиняные Дымковские игрушки. Развивать творческое воображение, чувство формы, цвета и композиции, мелкую моторику. Выполнение творческих работ. Роспись плоскостных фигур лошадок по мотивам Дымковской росписи. Подвижная игра «Карусель». Оформление коллективной композиции «Кони на лугу» Наблюдение.
Тема 25. Сосульки на крыше.
Практика:
Стихотворение Г. Лагздынь «Сегодня, как положено, сосулька заморожена». Педагог показывает способ рисования сосулек: сосульки рисуем пастелью, капельки гуашью методом примакивания. Выполнение детьми, творческого задания, опираясь на показ педагога. Просмотр и обсуждение творческих работ.
Тема 26. Нарядные салфетки.
Практика:
Показать сочетания элементов декора по цвету и форме, зависимость орнамента от формы салфетки. Рассматривание различных орнаментов. Самостоятельное выполнение детьми росписи салфетки. Дидактические игры на цветовой модели «Радуга». Просмотр выполненных работ.
Тема 27. Филимоновские игрушки-свистульки.
Теория:
Беседа с применением мультимедийной презентации «Филимоновская игрушка». Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства. Знакомство с элементами росписи.
Дидактическая игра «Декоративное лото».
Тема 28. Филимоновская игрушка.
Практика:
Уточнение знания элементов росписи Филимоновской игрушки. Для наглядности используем игрушки-свистульки, расписанные по мотивам Филимоновской росписи. Показ образца. Самостоятельное выполнение детьми творческих работ (роспись плоскостных фигур). Просмотр работ. Оформление коллективной композиции «Филимоновские игрушки».
Тема 29. Воробьи в лужах.
Практика:
Чтение стихотворения «Весна». Краткая беседа. Педагог выставляет технологическую карту «Птицы», для уточнения знания строения воробья, его характерных особенностей (цвет, форма, размер). Выполнение работ масляной пастелью. Наблюдение. Рассматривание детских рисунков.
Тема 30. Звёзды. Кометы. Ракеты.
Практика:
Краткая беседа на основе ранее просмотренной презентации «Космическая ракета». Педагог показывает последовательность рисования ракеты на основе геометрических фигур, способы закрашивания (в одном направлении не выходя за контур). Выполнение творческих работ детьми. Музыкальная пальчиковая гимнастика. Подвижная игра «Мышеловка».
Тема 31. Трамвайчик катится по рельсам.
Практика:
Рассматривание картинок с изображением трамвая. Уточнение частей данного вида транспорта (вагон – прямоугольник, колёса – круги). Педагог напоминает способ расположения предметов на бумаге. В нижней части рисовать прямые линии параллельно друг другу, над ними прямоугольный вагончик с круглыми колёсами, сочетая разные средства художественной выразительности. Выполнение работ. Масляной пастелью дети рисуют рельсы на тонированной бумаге формата А-4. На основе прямоугольной фигуры изображают контур трамвая, далее вагон закрашивают красками. Просмотр работ.
Тема 32. Солнышко лучистое.
Практика:
Краткая беседа о небесном теле – солнце, о приметах весны. Рассматривание иллюстраций. В работе используем нестандартные поролоновые кисти маленького диаметра, для изображения лучиков. Можно применить отпечатывание ладошками или пальчиками. Чтение отрывка из сказки «У солнышка в гостях».
Самостоятельное выполнение творческих работ. Оформление экспресс - выставки. Просмотр работ.
Тема 33. Храбрый петушок.
Практика:
Педагог предлагает детям вспомнить рассказ К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй», показывает несколько изображений петушка. Краткая беседа для уточнения и обогащения представлений детей о внешнем виде и «характере» петушка. Предлагает нарисовать детям красочного храброго петушка. Педагог показывает отдельные приёмы его изображения. Дети выбирают материалы и рисуют петушка гуашевыми красками и масляными мелками. Просмотр и обсуждение работ.
Тема 34. Вербочка.
Практика:
Краткая беседа о празднике «Вербное воскресенье». Педагог показывает способ рисования веточек вербы: ветки рисуем тонкой кистью коричневой гуашью, пушистые почки рисуем методом примакивания белой гуашью. Далее дети выполняют рисунки. Русская народная игра «Верба-вербочка». Просмотр работ.
Тема 35. Пасхальные узоры.
Практика:
Краткая беседа с просмотром презентации «Пасха». Педагог показывает варианты росписи пасхальных яиц. Уточнение вариантов элементов, из которых будет создан узор. Роспись готовых для росписи округлых предметов. Рассматривание работ и их обсуждение. Русская народная игра «Верба-вербочка». Просмотр и обсуждение работ.
Тема 36. Путаница-перепутаница. Рисование–фантазирование (по замыслу) Итоговый контроль (диагностика).
Практика:
Чтение стихотворения В. Шипуновой «Нескладушки». Краткая беседа о том, в чём особенность шуточного стихотворения (небылицы). Говорит, что шутки можно написать в стихах или в прозе, а можно и нарисовать картину. Педагог предлагает детям нарисовать свои весёлые картинки. Дети по желанию выбирают художественно-выразительные средства и выполняют задание. Педагог помогает определиться с замыслами, поддерживает самые смелые и оригинальные сюжеты. Дидактическая игра «Заколдованный лес». Выставка творческих работ.
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
С целью установления соответствия результатов освоения данной программы, заявленным целям и планируемым результатам проводятся вводная, промежуточная, текущая и итоговая диагностика.
1. Вводный контроль – сентябрь. (Приложение 1).
Цель: определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся. Проводится в форме диагностического занятия.
2. Промежуточный контроль - декабрь/январь (Приложение 2).
Цель: выявление динамики.
3. Текущий контроль (в течение года) в форме наблюдения (Приложение 3).
Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы – май (Приложение 4). Цель: определение уровня сформированности умений и навыков, умений применять знания и результативность освоения программы за учебный год.
Механизм оценки получаемых результатов. Формы подведения итогов реализации программы.
Механизм оценивания образовательных результатов:
-творческие работы обучающихся;
-участие в выставках декоративно-прикладного творчества, выставка детских рисунков, в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Формой подведения итогов реализации программы является творческий отчет, состоящий из выставки работ, созданных руками детей.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Контрольные мероприятия проводятся в форме:
-выполнение практических работ;
-наблюдение за детьми в процессе работы;
-выставка творческих работ.
2.4. Календарный учебный график
Год обучения |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Кол-во учебных недель |
Кол-во дней |
Кол-во часов |
Режим занятий |
2022/2023 |
01.09.2022 |
31.05.2023 |
36 |
36 |
36 |
1 раз в неделю |
3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы
1. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. ФГОС / Т. С. Комарова. — Москва : , 2014. — c. — Текст : непосредственный.
2. Куприна, Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова. — : , 2015. — c. — Текст : непосредственный.
3. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду в средней группе / И. А. Лыкова. — Москва : , 2008. — c. — Текст : непосредственный.
4. Лыкова, И. А. Педагогическая диагностика 1-7 лет / И. А. Лыкова. — : , 2009. — c. — Текст : непосредственный.
5. Лыкова, И. А. Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки» / И. А. Лыкова. — : , 2009. — c. — Текст : непосредственный.
6. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия 1-7 лет. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. А. Лыкова. — Москва : , 2009. — c. — Текст : непосредственный.
7. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — : , 2015. — c. — Текст : непосредственный.
8. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности / Л. Л. Тимофеева. — : , 2014. — c. — Текст : непосредственный.
3.2. Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия:
- просторное, с хорошим освещением групповое помещение;
- столы и стулья с закруглёнными углами;
- большая магнитная доска;
- мольберты;
- интерактивная панель;
- наглядно-демонстрационный материал;
- наглядно-дидактические пособия;
- краски – гуашь, акварель, акрил;
- бумага цветная, бумага для акварели формат А-3 и А-4;
- ножницы, клей, кисти, стаканы для воды, мелки восковые, пастель;
- пластилин, глина;
- матерчатые салфетки, клеёнки;
- карандаши простые и цветные;
- кисти поролоновые, валики, печатки, целлофановые пакеты, пупырчатая плёнка, зубные щётки, губки, ватные палочки и др.;
- стенд для оформления выставок.
3.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов
Законодательные материалы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Москва : , . — c. — Текст : непосредственный.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). — Москва : , . — c. — Текст : непосредственный.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок). — Москва : , . — c. — Текст : непосредственный.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». — Москва : ,. — c. — Текст : непосредственный.
5. Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых. — Москва : , . — c. — Текст : непосредственный.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». — Москва : , 2020. — c. — Текст : непосредственный.
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). — : , 2015. — c. — Текст : непосредственный.
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». — Москва : , 2006. — c. — Текст : непосредственный.
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях». — : , . — c. — Текст : непосредственный.
10. Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 № 3.12-1221-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». — : , 2021. — c. — Текст : непосредственный.
11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ ОО. — : , . — c. — Текст : непосредственный.
12. Устав ОО Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Кораблик» г. Поронайска» утверждён Постановлением Администрации Поронайского городского округа от 30 апреля 2014 года № 637. — Поронайск : , 2014. — c. — Текст : непосредственный.
Основная литература:
13. Баева, Т.И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО Издательство «Детство - Пресс», 2019. - 352 с. – Текст : непосредственный.
14. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. — : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — c. — Текст : непосредственный.
15. Казакова, Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова. — : ТЦ Сфера, 2016. — c. — Текст : непосредственный.
16. Лыкова, И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» / И. А. Лыкова. — : «Карапуз», 2015. — c. — Текст : непосредственный.
17. Лыкова, И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности / И. А. Лыкова. — : «Цветной мир», 2017. — c. — Текст : непосредственный.
18. Фатеева, А. А. «Рисуем без кисточки» / А. А. Фатеева. — Ярославль : Издательство «Академия развития - Академия холдинг», 2016. — c. — Текст : непосредственный.
19. Шаляпина, И. А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» / И. А. Шаляпина. — : ТЦ Сфера, 2017. — c. — Текст : непосредственный.
Дополнительная литература:
20. Борисова, М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения 3-7 лет / М. М. Борисова. — Москва : Издательство Мозаика-Синтез, 2015. — c. — Текст : непосредственный.
21. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса, М. А. Васильева, Т. С. Комарова. — Москва : Издательство Мозаика-Синтез, 2014. — c. — Текст : непосредственный.
22. Грибовская, А. А. Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий / А. А. Грибовская. — Москва : Творческий центр СФЕРА, 2005. — c. — Текст : непосредственный.
23. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. 3- 7 лет. ФГОС / С. Т. Комарова. — Москва : Издательство Мозаика-Синтез, 2014. — c. — Текст : непосредственный.
24. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. — 2-е изд. — : Детство-Пресс, 2017. — c. — Текст : непосредственный.
Электронные ресурсы:
25. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Картотека по рисованию (средняя группа). — Текст : электронный // nsportal.ru : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2022/02/24/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-v-detskom-sadu (дата обращения: 08.05.2022).
26. Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе. – Текст : электронный // melkie.net : [сайт]. – URL: https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/netradicionnoe-risovanie-v-sredney-gruppe.html (дата обращения: 08.05.2022).
27. Хованская, Т. Ю. Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности / Т. Ю. Хованская, Д. И. Афонина, О. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4866/ (дата обращения: 02.06.2022).
3.4. Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Самоцветик» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование, соответствующее художественной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
4. Приложения
Приложение 1
Диагностическое занятие по методике И. А. Лыковой
«Посмотрим в окошко» Рисование сюжетное по замыслу
Задачи.
- учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу;
- выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей;
- познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) – рассматривание вида из окна через видоискатель;
- создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек;
- воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.
Предварительная работа.
Экскурсия по детскому саду с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель – картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату «Прогулки». Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изображающих разные домики с окошками, например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка». Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов:
На-на-на-на-на-на-на!
Смотрит кто-то из окна!
Не-не-не-не-не-не-не!
Кто же там торчит в окне
Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!
Эй, цветок не урони!
Но-но-но-но-но-но-но!
Мы отправились в кино!
Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!
Тучи спрятали луну.
Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!
Как темно-то без луны!
На-на-на-на-на-на-на!
Машет мама из окна!
Материалы, инструменты, оборудование.
Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для оформления коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Видоискатели - деревянные или картонные рамки разной формы и величины.
Содержание занятия.
Педагог читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья» Д. Габе:
- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной. Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним - дорога, за дорогой - поле с зелёной травой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака. И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте. В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой. Через раму картины ничего не видно. Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
Педагог спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится краткая беседа по содержанию рассказа).
Педагог интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице, похожи ли эти «виды» за окном на картины. Затем предлагает нарисовать такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к глазам, глаза при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном своего дома или детского сада. Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребёнка, что он «увидел» и что будет рисовать. Помогает наводящими и уточняющими вопросами. Например - вид из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры. Что видно из окна? Из окна видно дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк. Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки для своих картин. Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои «картины» рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги (по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто из детей уже умеет держать ножницы и резать по прямой. Педагог отмечает также, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений, полученных на одном занятии, в другую тему. В последующем можно будет сравнить типы рамочек, которыми дети обрамляли картинки для шкафчиков и виды из окна. В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов «Посмотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не поясняя разницы между ними. Если кто-то из детей ошибается с выбором, педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они продолжат оформлять свои альбомы, чтобы показать их родителям.
После занятия.
Оформление альбомов «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Беседа по картинкам, составление описательных рассказов. Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу»:
- Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте, ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!» И мы кричали хором: - До-сви-да-ни-я! Было очень весело.
Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все конфеты и стал заглядывать в мою. Елена Александровна пересадила его на переднее сиденье, поближе к себе. А ко мне сел Димка. Димка водил пальцем по стеклу, жужжал и говорил, что это летит вертолёт.
- Дима, если мы в вертолёте, то кругом должно быть голубое небо.
- А ты, Майка, думай, что кругом небо, - сказал Димка.
Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться, если вокруг кусты и деревья? И всё зелёное-презелёное?
Рисование-фантазирование или речевая игра «Что видно за…?» На небольших листах бумаги (1/2 машинописного листа) педагог предлагает нарисовать карандашами, что видят за окном машинист поезда, колобок, Баба-Яга, котёнок...
Приложение 2
Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (методика Т. С. Комаровой)
Анализ продукта деятельности
Содержание изображения |
Передача формы |
Строение предмета |
Передача пропорции предмета в изображении |
Композиция |
Передача движения |
Цвет |
||||||||||||||
н/г |
|
к/г |
н/г |
|
к/г |
н/г |
|
к/г |
н/г |
|
к/г |
н/г |
|
к/г |
н/г |
|
к/г |
н/г |
|
к/г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Содержание изображения (полнота созданного образа).
2. Передача формы:
- форма передана точно;
- имеются незначительные искажения;
- значительные искажения, форма не удалась.
3. Строение предмета
4. Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета переданы точно;
- незначительные искажения;
- переданы неверно.
5. Композиция.
а) расположение изображений на листе:
- по всей поверхности листа;
- на полосе листа;
- не продумано, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- в изображении разных предметов соблюдается пропорциональность;
- незначительные искажения.
6. Передача движения:
- движение передано чётко;
- передано неопределённо, неумело;
- изображение статичное.
7. Цвет.
а) цветовое решение изображения декоративной композиции;
- передан реальный цвет предметов (образец декоративной росписи);
- есть отступления от реальной окраски;
- цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков, в большой степени случайное;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Приложение 3
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т. Г.)
Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?
Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
Какие методы и приемы использует педагог (наглядные, словесные, практические)?
Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?
Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?
Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?
Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?
Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение изображений, предметов, фигур)?
Приложение 4
Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Самоцветик» проводится по методике Т. С. Комаровой
Анализ процесса деятельности
Характер линии |
Регуляция деятельности |
Уровень самостоятельности |
Творчество |
|||||||
характер линии
|
нажим
|
раскрашивание (размах)
|
регуляция силы нажима
|
отношение к оценке взрослого |
оценка ребёнком |
эмоциональное отношение к деятельности |
самостоятельно |
незначительные затруднения |
затрудняется |
Оценка даётся в описательной форме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Характер линии.
а) характер линии:
- слитная;
- прерывистая;
- дрожащая, неуверенная или жёсткая, грубая;
б) нажим:
- средний;
- сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
- слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
- мелкими штрихами, не выходящими за контур;
- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за контур;
- беспорядочными линиями (мазками) не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
- регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
- регуляции удаляются не всегда;
-не регулирует силу нажима и размах.
2. Регуляция деятельности.
а) отношение к оценке взрослого:
- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребёнком, созданного им изображения:
- адекватна;
- неадекватна (завышенная, заниженная);
- отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:
- к предложенному заданию;
- к процессу деятельности;
- к продукту собственной деятельности.
3.Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
-самостоятельность замысла;
-оригинальность изображения;
-стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка по критерию «творчество» носит качественный характер и даётся в описательной форме.
По другим критериям (по 3 показателя) оценка даётся по трехбалльной системе:
высокий уровень – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.