Дополнительная образовательная коррекционно-развивающая программа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно».

  • docx
  • 04.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа Учимся говорить правильно.docx

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

Центр поддержки семьи и помощи детям  «Аистенок».

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

ТОГБУ  Центр поддержки семьи и помощи детям  «Аистенок»

__________О.М. Климанова

«      »_____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАПРОГРАММА

по преодолению нарушений звукопроизношения

у детей старшего дошкольного возраста

«УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Разработала:

учитель-логопед

Т.В. Лысенко

 

 

 

Мичуринск

Содержание

стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Содержание программы

12

3

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

17

4

Заключение

18

5

Список использованной литературы

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания индивидуальной логопедической помощи дошкольникам 4-7 лет, имеющим  речевые нарушения. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования звуковой культуры речи. Данные программы рассчитаны на индивидуальную работу с детьми, имеющими нарушения произносительной стороны речи, которая осуществляется в форме индивидуальных логопедических занятий.

Задачи индивидуальной коррекционно-развивающей работы определяются с учетом структуры, степени выраженности речевого дефекта ребенка и его личностных особенностей. Коррекционные мероприятия включаются в программу на основе проведѐнной диагностики уровня речевого развития, и соответствуют индивидуальным потребностям каждого ребѐнка. Программа включает в себя мероприятия, направленные на развитие различных компонентов речевой системы: формирование звукопроизношения, нормализация артикуляционной моторики, развитие фонематических процессов, коррекция слоговой структуры слова, совершенствование грамматической стороны речи на базе поставленных звуков.

Овладение правильным произношением речевых звуков является важным звеном в развитии речи ребенка. К 5 годам заканчивается процесс становления звукопроизношения (Л.Г. Парамонова). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в период до 5 лет, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение ранней диагностики и коррекции речевого недоразвития с целью предупреждения затруднений при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972).

В рамках дополнительной образовательной программы «Учимся говорить правильно» при оказании специализированной логопедической помощи детям, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, осуществляется коррекция и профилактика речевых нарушений, что в свою очередь, повышает эффективность успешного воспитания, развития и обучения детей.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе программ и методических рекомендаций дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи, с учётом их возрастных, индивидуальных и речевых особенностей, в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования для использования в практической работе.

 

Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии:

 1. С федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

2. С СанПиН № 2.4.1. 3049 -13 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

3. С Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).

4. С постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 «Правила оказания платных образовательных услуг».

5. С Уставом ТОГБУ  Центр поддержки семьи и помощи детям  «Аистенок».

 

В основу данной программы положены:

·        Н.В. Нищева. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет». Санкт-петербург 2014.

·          Л.С. Лылова «Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. - Воронеж: 2012- 176 с.  

·        Маслова Е.Н. Ускоренная постановка звуков.  Методическое пособие  - Изд.: Корифей, 2009.

 

При составлении рабочей программы также были использованы:

1.     Г. А.Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Методические рекомендации М: Просвещение, 1985. 

2.     Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

3.     Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «ИЗ­ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 128 с.

4.     Коноваленко В.В.  Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,1999.

5.     Т. А. Ткаченко. «Учим говорить правильно» система коррекции ОНР у детей 5 и 6 лет – в 2-х книгах – М: «Гном», 2003

 

Направленность программы

Дополнительная образовательная программа направлена на работу с  детьми  дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи.

Реализация программы обеспечивает овладение  звуковой культурой  речи,  что  обуславливает  формирование  коммуникативных  способностей,  речевого  и  общего психического  развития  ребёнка  дошкольного  возраста  с  речевой  патологией,  как  основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

 

Новизна данной программы представляет собой разработанную коррекционно-развивающую систему логопедической работы, через совокупность использования методов и приёмов, предусмотренных коррекционно-развивающей  программой, и  применение гуманно-личностной технологии, учитывающей реальные возможности каждого ребёнка. В данной программе использованы разнообразные виды упражнений по развитию речи и других высших психических функций; чередование видов деятельности с целью развития анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.д.; создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности; обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребёнку; повышение мотивации к процессу обучения.   

Таким образом, владея современными образовательными технологиями и методиками, осуществляется целостный  коррекционный процесс.

 

Отличительные особенности программы:

  • использование элементов методики ускоренной постановки звуков (Е.Н.Масловой);
  • построение занятий с учетом личностных особенностей ребенка;
  • наличие рекомендаций для родителей для активного закрепления материала, а также вовлечения родителей в учебный процесс;
  • развитие коммуникативных способностей.

 

Актуальность

Данная программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения. Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6- летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи.

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в оказании  помощи детям, нуждающимся в коррекции речевого развития.  Дети с речевыми нарушениями, не имеющие возможности посещать группы компенсирующей направленности, получают квалифицированную помощь учителя-логопеда.

 

Цель программы – коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.

В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

·                    развивать артикуляционную моторику, формировать правильные артикуляционные уклады;

·                    формировать произносительные навыки (в зависимости от этапа работы над звуком);

·                    развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза;

·                    формировать лексико-грамматические категории и связную речь на базе правильно произносимых звуков;

·                    развивать просодическую сторону речи;

·                    развивать  самоконтроль  за речью.

 

  Организационно-педагогические условия

При прохождении Программы, для успешного решения поставленных задач, используются специальные принципы логопедической работы:

1.     Принцип доступности и индивидуальности, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса.

2.     Принцип деятельностного подхода, позволяющий определить тактику коррекционного воздействия с учетом ведущей деятельности возраста – игровой.

3.     Принцип комплексного подхода, осуществляющийся путем реализации коррекционной работы, направленной на весь комплекс симптомов, выявленных у дошкольников.

4.     Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.

5.     Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям.

6.     Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма.

7.     Принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях.

 

Выбор метода обучения определяется:

  • характером речевого нарушения
  • содержанием и задачами коррекционно-логопедического воздействия
  • этапом работы
  • возрастными особенностями ребенка
  • индивидуальными особенностями ребенка

Методы обучения

Специфические 

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. 

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом

артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении.

Дидактические

наглядные;
словесные методы с опорой на наглядность;
словесные методы без опоры на наглядность;
практические методы, которые должны носить игровой характер.

 

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • развитие фонематического восприятия, фонематиче­ских представлений, доступных возрасту форм звуко­вого анализа и синтеза;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков и различных звуко-слоговых сочетаний;
  • вызывание и постановка отсутствующих и ис­каженных звуков;
  • автоматизация (первоначальный этап) исправленных зву­ков в облегченных фонетических условиях;
  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • расширение лексического запаса и грамматических категорий в процессе закрепления по­ставленных ранее звуков;
  • дифференциация звуков (на слух и в произношении).

 

Адресат программы: дошкольники, имеющие нарушения:

1) звукопроизношения;

2) фонематического слуха.

 

Сроки реализации программы

  Временные границы реализации Программы могут варьироваться от 2 месяцев до 1 учебного года.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следу­ющих факторов:

·                    степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

·                    регулярности занятий;

·                    помощи со стороны родителей.

Выпуск дошкольников проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

       

Формы и режим занятий

Данная программа предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных занятий.

Частота проведения индивидуальных занятий 2 раза в неделю. В соответствии с требованиями санитарных правил и норм, продолжительность занятий составляет 30 минут. Количество занятий по определённой теме, последовательность изучения звуков определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей и может меняться по усмотрению учителя-логопеда.

 Набор детей для индивидуальных занятий осуществляется по рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), учителя-логопеда, запросу родителей (законных представителей). Условия оказания коррекционной помощи ребёнку закрепляются соответствующим Договором.

 

Характеристика речевых нарушений

        Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.

Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов:

·        Полное отсутствие в речи того или иного звука. В этих случаях звук просто пропускается, не произносится: ама (рама), уна (луна).

·        Замена одного звука речи другим, как правило, более простым по артикуляции (лама или йама — рама, йуна — луна).

·        Смешение (взаимозамена) звуков — одно и то же слово прини­мает разный звуковой облик (рыба —лыба — йыба).

·        Искаженное произношение звука, т. е. замена звуком, отсутству­ющим в фонетической системе русского языка (например, межзубное произнесение звука [с] или «горловое» [р]).

        В зависимости от того, какие звуки не сформированы или наруше­ны, выделяются нижеперечисленные виды недостатков.

·     Сигматизм — недостатки произношения свистящих ([с], [с'], [з], [з1], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.

·     Ротацизм — недостатки произношения звуков [р] и [р'].

·     Ламбдацизм — недостатки произношения звуков [л] и [л'].

·     Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков [к] и [к']; гаммацизм — звуков [г] и [г']; хитизм — звуков [х] и [х']; йотацизм — звука [j].

        Таким образом, можно говорить о семи видах неправильного про­изношения согласных звуков русского языка. Каждый вид имеет не­сколько разновидностей, например сигматизм может быть: межзуб­ный, боковой, носовой и др. Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправ­ления.

Кроме того, выделяют также дефекты озвончения и оглушения, требующие также определенного коррекционного воздействия:

·        дефекты озвончения — недостатки произношения звонких со­гласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: [б] — [п], [д] — [т], [в] — [ф], [з] — [с], [ж] — [ш], [г] — [к] и т. д. Этот недостаток нередко встречается у де­тей, страдающих снижением периферического слуха;

·        дефекты смягчения — недостатки произношения мягких со­гласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, [д'] — [д], [п'] — [п], [р'] — [р] и т.д. (тота — тетя, Анута — Анюта, пат — пять).

Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или фонематические (Р. Е. Левина), дефекты, при кото­рых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические, дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

 

Ожидаемый результат определяется в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка, сложности речевого дефекта, регулярности занятий, помощи со стороны родителей, а также, при необходимости, сочетания логопедического воздействия с медикаментозным лечением и физиотерапией.

В результате реализации программы ребенок научится:

·       узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узна­вать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произ­несение звука от ненормированного);

·    осуществлять слуховой контроль за собственным произнесени­ем и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

·    принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечи­вающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;

·    безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

У ребенка разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, сформируются лексико-грамматические категории и связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Успешность овладения содержания Программы ребёнком отслеживается методами логопедической диагностики. Обследование состояния звукопроизношения включает:

1)                                   обследование строения и подвижности артикуляционного аппа­рата;

2)                                   обследование звукопроизношения;

3)                                   обследование фонематических процессов.

 

Диагностический инструментарий

логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

с нарушением звукопроизношения

по методике Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В.

 

Компонент

программы

Критерии

оценки

Оценочная шкала

показателей

Оценочный

балл

Артикуляционная моторика

Инструкция: Смотри, как я выполняю и повторяй за мной движения.

·         Растянуть губы в улыбке (зубов не видно) и удержать позу

·         Округлить губы, как при произношении звука «О», удержать позу

·         Вытянуть губы трубочкой, как при произношении звука «У», удержать позу

·         Сделать движение нижней челюсти вправо

·         Сделать движение нижней челюсти влево

·         Сделать движение нижней челюсти вперёд

·          Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счёт от 1 до 5

·         Положить широкий язык на верхнюю губу и  подержать под счёт от 1 до 5

·         Переводить кончик языка поочерёдно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ

·         Высунуть язык «лопатой», «жалом»

·         Закрыть глаза, вытянуть руки вперёд, а кончик языка положить на губу

1,8 – 2 - Высокий уровень

1 - 1,79 - Средний уровень

0 - 0,99 - Низкий уровень

 

 

 

 

2-Правильное выполнение движения

1-Замедленное, напряженное, с ошибками

0-Движение не удается

 

 

 

2-Правильное выполнение движения

1-Движения челюсти недостаточного объёма, наблюдаются содружественные движения, тремор, саливация

0-Движение не удается

2-Правильное выполнение движения

1-Движения языка недостаточного диапазона, неуклюжи, всей массой, медленно, неточно, в мышцах проявляются содружественные движения

0-Движение не удается

Звукопроизношение

 

Инструкция: Повторяй за мной слова (или назови картинку). Санки – оса – ананас

 Зонт – коза

 Цветок – лицо – танец

Шуба – машина – душ

Жук – ножи

Щенок – ящик – плащ

Чайка – ключи – мяч

Рак – горы – топор

Рябина – турист – якорь

Лодка – клубок – стул

Лев – коляска – медаль

Кот – стакан – жук

Дом – звезда

Бусы – собака

Гусь – лягушка

Волк – сова

Сеть – осёл – гусь

Зима – тазик

1,8 – 2 - Высокий уровень

1 - 1,79 - Средний уровень

0 - 0,99 - Низкий уровень

2-Произносит  правильно

1-Искажённое недифференцированное произнесение

0- Не произносит

Фонематический слух

Инструкция: Покажи названный предмет.

Стол – стул

Трава – дрова

Уточка – удочка

Суп – зуб

Косы – козы

Инструкция: Покажи собаку, услышав звук [р] в словах.

дом, рак, вода, рыба, банка, труба

1,8 – 2 - Высокий уровень

1 - 1,79 - Средний уровень

0 - 0,99 - Низкий уровень

2-Показал самостоятельно

1-Показал со стимулирующей помощью

0- Не показал

 

2-Показал самостоятельно без ошибок

1-Допустил 1 ошибку

0- Не показал

Фонематическое восприятие

 

Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

ба-па              па-ба

са-за               за-са

жа-ша            ша-жа

са-ша              ша-са

ла-ра               ра-ла

га-ка-га          ка-га-ка

за-са-за          са-за-са

са-ша-са         ша-са-ша

ца-са-ца          са-ца-са

ча-тя-ча         тя-ча-тя

1,8 – 2 - Высокий уровень

1 - 1,79 - Средний уровень

0 - 0,99 - Низкий уровень

2- Правильно и точно воспроизводит

1- Неточное  воспроизведение одного или всех членов

0- Не воспроизводит

 

Сформированность навыков языкового анализа (с 6 лет)

Инструкция: Определи количество слов в предложении.

День был тёплый.

Инструкция: Определи количество звуков в слове.

Дом

Роза

Сумка

Инструкция: Определи первый звук в слове.

Крыша

Инструкция: Определи последний  звук в слове.

Стакан

1,8 – 2 - Высокий уровень

1 - 1,79 - Средний уровень

0 - 0,99 - Низкий уровень

2-Правильный ответ с первой попытки

1-Правильный ответ со 2-3 попытки

0- Неверный ответ

 

 

 

         Результаты обследования заносят в речевую карту. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    

Основные направления и методическое обеспечение

индивидуальной коррекционно-развивающей работы

 

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

·   Лылова Л. С. и др.

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие логопедов. - Воронеж: ИП Лакоценина Н.А. 2012- 176 с.

·   Косинова Е.М.

Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно­шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: ил.

·       Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. (Картотека по методическому пособию Косиновой Е.М.)

·        Наглядно-дидактические пособия.

2

ОБЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

·       Развитие общих речевых навыков и просодической стороны речи. (Картотека по методическому пособию Елемесовой)

·       Наглядно-дидактические пособия.

3

МОТОРНЫЕ НАВЫКИ

·        Система коррекционной  работы

по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми  с нарушением речи, с опорой на лексические темы.

(Картотека по методическому пособию Нищевой)

·        Настольно-дидактические пособия.

4

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

·       «Формирование слоговой структуры слова». (Картотека по методическому пособию Четверушкиной Н.М.)

·        Наглядно-дидактические пособия.

5

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

·       «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». (Картотека по методическому пособию Ткаченко Т.А.)

·       Наглядно-дидактические пособия.

6

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

·        Александрова Т. В.

Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспита­телей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 48 с.

·        Косинова Е.М.

Грамматическая тетрадь № 1, 2, 3, 4 для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 32 с: цв. илл. (Предшкольная подготовка).

·        Косинова Е.М.

Лексическая тетрадь № 1, 2, 3 для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

·        Косинова Е.М.

Учимся правильно говорить. — М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЭСС», 2008. 

·        Наглядно-дидактические пособия.

         Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно.

Первый этап: диагностический

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития школьников.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • Исследование неречевых психических функций ребёнка;
  • Сбор анамнестических данных;
  • Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.

Второй этап: подготовительный

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
  • отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
  • развитие слухового внимания и слухового контроля;
  • развитие звукового восприятия;
  • консультации врачей, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.

         К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

Третий этап: постановка звука

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:

  • объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
  • создание артикуляционной базы данного звука;
  • добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
  • отработка произношения изолированного звука.

Способы постановки звука:

  • по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
  • с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
  • смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • коррекция дефектов произношения;
  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
  • развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
  • активизация и расширение словарного запаса;
  • обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • коррекция дефектов произношения;
  • активизация и расширение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
  • развитие слухового внимания и слухового контроля;
  • развитие звукового восприятия.

Шестой этап: развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

 

Структура занятий

 

Каждое занятие включает в себя несколько этапов:

1.Артикуляционная (речевая) гимнастика.

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

Подготовительные упражнения для постановки звука:

  • статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка».
  • динамические:
  • для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка».
  • для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»,
  • для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»
  • для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».

2. Дыхательная гимнастика.

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».

3. Пальчиковая гимнастика.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.

Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.

Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.

Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» - поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.

4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

5. Постановка звука.

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука

Постановка звуков в такой последовательности:

1. свистящие С, З, Ц, С`,З`

2. шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

3. соноры Л, Л'

4. соноры Р, Р`

6. Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных.

7. Дифференциация звуков.

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.

С-З, С-С, С-Ц,С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;

Р-Л, Р-Р, Р-Л, Р-Й, Л-Л;

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости - мягкости; по звонкости - глухости; по месту образования; по способу образования.

8. Развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

 

Примерный план  индивидуальной

коррекционно-развивающей  работы

 

1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

w  развивать подвижность артикуляционного аппарата;

w  формировать нормированное звукопроизношение:

- закрепление правильного произношения имеющихся звуков;

- постановка и коррекция звуков:

группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

губно-губные – П, Б, М + мягк.

губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

другие __________________________

- автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, скороговорках, стихах, текстах.

- дифференциация звуков____________________________________________;

w  развивать умения пользоваться интонационными средствами
выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.

2. Формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков.

3. Развитие фонематических процессов (фонематического слуха, восприятия, анализа).

4. Совершенствование грамматической стороны речи на базе поставленных звуков.

5. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:

w  развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;

w  развивать мелкую моторику.

 

Взаимодействие логопеда с родителями.

 

         Учитывая специфику работы по данной программе, работа с родителями проходит в форме индивидуальных бесед и рекомендаций.

 

Основные направления организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями:

·        сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровне развития звуковой стороны речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития;

·        формирование представлений о содержании и формах работы логопеда с ребенком;

·        изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции;

·        содержательное информирование родителей о динамике речевого развития в процессе логопедической коррекции;

·        обучение приемам логопедической коррекции для использования  в семейном воспитании детей с нарушениями речи;

·        разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

        Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется в специально оборудованном кабинете, в котором размещается три центра: речевого развития, сенсорного развития, моторного и конструктивного развития. Методическое обеспечение периодически пополняется, ориентируясь на потребности детей и новинки в коррекционной педагогике.      

Методическое и материально-техническое обеспечение включает

·        Зеркало с лампой дополнительного освещения.

·        Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

·        Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт.

·        Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

·        Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического слуха.

·        Материал для обследования речи (речевые карты логопедического обследования,  альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования).

·        Пособия для развития артикуляционной моторики.

·        Зрительные символы гласных и согласных звуков.

·        Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков.

·        Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

·        Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук (трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки, мозаика, пальчиковый театр, массажные мячи, сухие пальчиковые бассейны и т.д.).

·        Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления (разрезные картинки, пазлы, разборные игрушки: матрешка, пирамидка, муляжи овощей, фруктов, счетные палочки для выкладывания фигур и т.д.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная программа доступна к применению для детей дошкольного возраста. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка,  разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

·        Н.В. Нищева. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет». Санкт-петербург 2014.

·          Л.С. Лылова «Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. - Воронеж: 2012- 176 с

·        Маслова Е.Н. Ускоренная постановка звуков.  Методическое пособие  - Изд.: Корифей, 2009.

·        Г. А.Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Методические рекомендации М: Просвещение, 1985. 

·        Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

·        Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «ИЗ­ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 128 с.

·        Коноваленко В.В.  Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,1999.

·        Т. А. Ткаченко. «Учим говорить правильно» система коррекции ОНР у детей 5 и 6 лет – в 2-х книгах – М: «Гном», 2003.

·        Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. - М.: Просвещение, 2009.

·        О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. - С.П.:Литера,2001.

·        Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина «Говорим правильно», Москва «Росмэн»,2003.

·        Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.:ГНОМ и Д,2000.

·        Н.В. Нищева «Будем говорить правильно» С.П.: Детство-Пресс,2002.

 

 

 

 

 

 

 

.