Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад№ 332 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ГОВОРИЛКИ»
индивидуальной логопедической коррекционной работы
с детьми старшего дошкольного возраста
с фонетическим недоразвитием речи.
(1год)
Разработчик:
учитель-логопед
Рыбакова Ольга Николаевна
УФА – 2020
Структура программы:
• Введение.
• Паспорт программы.
• Пояснительная записка.
• Учебный план:
1. Планирование коррекционной работы над одним звуком.
2. Перспективный план логопедической работы по коррекции
произношения одного звука.
• Ожидаемые результаты программы.
• Методическое обеспечение программы.
• Условия реализации программы.
• Литература.
Введение.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Приемы работы по устранению речевых и психофизических нарушений можно систематизировать по разделам: выработка правильного речевого дыхания; работа над голосом; формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие и коррекция познавательных процессов; игровые приемы, используемые при постановке звуков.
Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, О. В. Правдиной, Л. С. Волковой и др.
В методических рекомендациях известного логопеда Е. А. Пожиленко четко выделены этапы работы по постановке звука: подготовительный, на котором параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия; на этапе постановки звука большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций; на этапе первичной автоматизации используется речевой игровой материал, позволяющий совершенствовать грамматический строй речи ребенка; на этапе продолжения и завершения автоматизации закрепление поставленного звука сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звуко-слогового анализа и синтеза. А совместное и самостоятельное сочинение чистоговорок, небылиц, сказок и рассказов, используемое на завершающем этапе автоматизации способствует развитию творческой активности ребенка.
Таким образом, работа по составленной нами программе с использованием всех методических рекомендаций вышеперечислнных авторов способствует успешному решению задач по исправлению нарушений звукопроизношения. Поддержание положительного эмоционального состояния ребенка, интереса и внимания обеспечивается разнообразием методических приемов.
Паспорт программы:
• Наименование - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРИЛКИ» индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи.
• Разработчик: учитель-логопед Рыбакова Ольга Николаевна.
• Нормативный срок освоения - 1год.
• Направленность - коррекция развития речи.
• Учреждение - МАДОУ д\с № 332.
• Адрес - ул. М. Рыльского 4\1.
• Заказчик - МАДОУ д\с № 332.
• Целевая группа - дети старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи.
• Цель - сформировать у детей полноценную фонетическую систему языка, автоматизировать произносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, ввести поставленные звуки в свободную связную речь.
• Задачи:
1. Подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению звука.
2. Вызвать и поставить отсутствующий звук или скорректировать произношение искаженного звука.
3. Уточнить артикуляционный уклад поставленного звука.
4.Автоматизировать исправленный звук в облегченных фонетических условиях на материале грамматических категорий.
5. Автоматизировать поставленный звук в стихах, рассказах, связной свободной речи.
6. Дифференциация (по необходимости).
• Ожидаемые результаты программы - сформированная полноценная фонетическая система языка, автоматизированные произносительные умения и навыки, свободное использование поставленных звуков в самостоятельной связной речи.
• Основания для разработки программы:
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон №273 - ФЗ "Об образовании в РФ".
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013 г.
- СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Устав Муниципального Автономного Дошкольного Образовательного Учреждения Детский сад № 332.
- "Положение о порядке предоставления дополнительных платных образовательных услуг"
Пояснительная записка.
Четкая, правильная речь необходима ребенку для уверенного общения, успешного обучения, гармоничного развития. Произносительные нормы родного языка малыш усваивает постепенно, примерно к 4,5 годам. Сохранившиеся после 5 лет нарушения звукопроизношения становятся не только косметической проблемой, но и препятствием в усвоении чтения и письма. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить эти трудности.
Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Работа над каждым звуком имеет свои этапы. Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.
Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикулляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.
Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Основная цель программы - сформировать у детей полноценную фонетическую систему языка, автоматизировать произносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, ввести поставленные звуки в свободную связную речь.
Основные задачи индивидуальных занятий (НОД):
1. Подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению звука.
2. Вызвать и поставить отсутствующий звук или скорректировать произношение искаженного звука.
3. Уточнить артикуляционный уклад поставленного звука.
4. Первоначальный этап автоматизации исправленного звука в облегченных фонетических условиях на материале грамматических категорий.
5. Автоматизация поставленного звука в стихах, рассказах, связной свободной речи.
6. Дифференциация (по необходимости).
Возраст детей - 5-7 лет.
Сроки реализации - 1 год.
Основная форма коррекционной работы - индивидуальные занятия (непосредственная образовательная деятельность).
Количество занятий в неделю (НОД) - 1-2.
Продолжительность индивидуального занятия - 20 мин.
Планирование коррекционной работы над одним звуком.
Название этапа коррекционной работы |
Количество занятий (НОД) |
Содержание этапа коррекционной работы |
Подготовительный этап |
6 (от 3 до 6) |
- Артикуляционная гимнастика; - Пальчиковая гимнастика; - Упражнения и игры на речевой выдох; - Отработка силы и длительности выдоха; - Отработка переключаемости органов артикуляционного аппарата; - Совершенствование согласованности движений губ и языка. |
Постановка звука |
6 (от 1-2 до 6-8 и более) |
- Уточнение артикуляционного уклада звука; - Осознание ребенком правильного положения органов артикуляции при правильном произнесении звука; - Формирование зрительного образа звука; - Создание слухового образа звука; - Использование разнообразных способов вызывания и постановки (по М. Хватцеву, по Р. Левиной, по А. Богомоловой, по Э. Сизовой, по О. Правдиной, по Л. Волковой и др.) |
Первичная автоматизация |
6 |
- Автоматизация в слогах, словах, фразах, предложениях, четверостишиях в облегченных фонетических условиях (последовательно: в прямых слогах, в обратных слогах, в слогах, где звук в интервокальной позиции, в слогах со стечением согласных, исключая из речевого материала звуки, искажаемые или пропускаемые ребенком) на материале грамматических категорий. - Использование разнообразных речевых игр, упражнений типа «вопрос-ответ», «загадка-отгадка», игровых заданий и т. п. |
Продолжение и завершение автоматизации |
6 |
- Автоматизация в стихах, рассказах, связной свободной речи; - Работа над осознанием ребенка необходимости всегда и везде говорить правильно, самостоятельно следить за своей речью; - Использование инсценировок, сочинение сказок и рассказов, декламация стихов, публичные выступления и др.
|
Дифференциация (по необходимости) |
6 |
- Различение поставленного звука от похожих звуков с помощью зрительного показа, рисованных схем, звукового показа, осязательного показа; - Речевые игры на дифференциацию. |
Перспективный план логопедической работы
по коррекции произношения одного звука.
Звук |
Этап |
№ занятия (НОД) |
Тема |
Цель |
Краткое содержание занятия (НОД) |
С (илиШ; Р; Л) |
Подготовительный |
1 |
Наш веселый язычок |
Уточнить данные первичной диагностики. Познакомить с органами, участвующими в речи. Начать упражнять артикуляционный аппарат (3 – 4 упр.). Тренировать речевой выдох (силу, направленность, длительность, плавность). Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание. |
Игра «Как живете?». Упр. «Гармошка» («Холодный ветер», «Погреем ручки», «Наслаждаемся запахами», «Футбол», сдуй листок»). Артикуляционная сказка + гимнастика «Сказка о веселом язычке» (упр. «Улыбка», «Обезьянки – кривляки», «Дорожка», «Язычок ищет щелочку в заборе», «Язычок спит на кроватке», «Удивление», «Лопатка», «Рупор», «Замесим тесто», «Испечем оладушки», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Птенчики»). Разминка «Хлоп – топ» № 1 (движения + артикуляция). Игра «Поймай звук». |
|
|
2 |
Приключения лягушки-квакушки |
Совершенствовать подвижность, силу, гибкость мышц языка. Продолжать развивать силу и направленность выдоха. Развивать переключаемость органов артикуляционного аппарата. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Учить координировать дыхание и артикуляцию. Развивать мимику. Учить самомассажу. Развивать память, внимание. |
Игра «Угадай день недели (месяц, время года)». Упр. «Дуем через трубочку» («Подуй на лодочку», «Погасим свечу», «Ветерок кружит листья», «Играем на трубе», «Ветер гудит»). Артикуляционная сказка + гимнастика «Сказка о лягушке – квакушке и ее веселом язычке» (упр. «Улыбка», «Губы качаются на волнах», «Язычок ищет щелочку в заборе», «Язычок спит на кроватке», «Вкусное варенье», «Язычок идет в гости к носику», «Зубки с язычком играют в прятки», «Печем блинчики», «Спрячь нижнюю губу», «Сердитый бульдог», «Вкусный арбуз», «Луковые перышки», «Лопатка»). Упр. «Поем колыбельную» («Разговор собаки и кошки», «Играем с мячом», «Песенки птенчиков», «Огородные пугала пугают»). Игра «Сделай, если услышишь «пожалуйста». Упр. «Перекрестная ориентировка». Упр. «Поймай звук среди звуков, близких по артикуляционным признакам». Самомассаж. Упр. «Грустная – веселая лягушка». |
|
|
3 |
Про лису – рыжую красу |
Продолжать готовить органы артикуляционного аппарата к постановке звуков, уточнять артикуляционные движения, разучивать новые упр. Продолжать развивать силу выдоха. Тренировать продолжительность выдоха. Развивать фонематическое восприятие, мышление. Упражнять в согласовании движений губ и языка, языка и руки, сочетать речь с движениями. |
Игра «Что раньше, что потом?». Упр. «Погаси свечу» («Воет буря», «Самолет гудит», «Лошадки фыркают», «Останови лошадку губами», «Пароход гудит»). Артикуляционная сказка + гимнастика «Про лису – рыжую красу» (упр. «Улыбка», «Хоботок», «Заболели зубки», «Лопата», «Капельки дождя», «Язычок качается на качелях», «Спрячь зубки», «Приклей конфетку», «Толстые щеки», «Заборчик», «Лошадка», «Грибок», «Корзинка», «Дятел», «Бублик – сушка»). Упр. «Услышишь слово с заданным звуком – хлопни в ладоши». Игра «Назови по-другому». Упр. «Поем гласные» («Играем на барабане», «Дятел и птенцы», «Дятлы здороваются»). |
|
|
4 |
Сказка о веселом язычке № 2 |
Совершенствовать подвижность, силу, гибкость мышц языка. Продолжать развивать силу и направленность выдоха. Развивать переключаемость органов артикуляционного аппарата. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Учить координировать дыхание и артикуляцию. Развивать мимику. |
Игра «Право – лево». Упр. «Спусти санки с горки» («Останови лошадку губами», «Пароход гудит», «Фокус», «Жеребенок фыркает», «Едем на машине», «Едем на моторной лодке»). Артикуляционная сказка + гимнастика «Сказка о веселом язычке № 2» (упр. «Улыбка», «Обезьянки – кривляки», «Дорожка», «Язычок ищет щелочку в заборе», «Язычок спит на кроватке», «Удивление», «Лопатка», «Рупор», «Замесим тесто», «Испечем оладушки», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Птенчики», «Дразнилки», «Веселые клоуны», «Качели», «Чашечка», «Грибок», «Дятел»). Упр. «Слово заблудилось». Игра с мячом «Скажи наоборот». Упр. «Разговор поросят» («Едем на электричке», «Поезд идет»). |
|
|
5 |
Заяц – огородник |
Продолжать готовить органы артикуляционного аппарата к постановке звуков, уточнять артикуляционные движения, разучивать новые упр. продолжать развивать силу выдоха. Тренировать продолжительность выдоха. Развивать фонематическое восприятие, мышление. Упражнять в согласовании движений губ и языка, языка и руки, сочетать речь с движениями. |
Игра «Далеко – близко». Упр. «Ветер качает листья» («Фонтан», «Сильный ветер», «Едем на машине», «Едем на моторной лодке»). Артикуляционная сказка + гимнастика «Заяц – огородник» (упр. «Улыбка – трубочка», «Лодочка», «Веселые зайцы», «Едем на лошадке», «Грибок», Чашечка», «Дятел», «Болтушка»). Упр. «Услышишь звук в слове – топни». Игра «Пятый – лишний». Упр. «Разговор овощей».
|
|
|
6 |
Сказка о веселом язычке № 3 |
Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, объяснять артикуляционный уклад звуков. Продолжать развивать силу выдоха. Тренировать продолжительность выдоха. Развивать фонематическое восприятие, мышление. |
Игра «Занимательные вопросы». Упр. «Веселые зайцы» («Самолет гудит», «Лошадки фыркают», «Останови лошадку губами», «Пароход гудит» «Фокус», «Жеребенок фыркает», «Покати карандаш», «Покати машинку»). Артикуляционная сказка + гимнастика «Сказка о веселом язычке № 3» (упр. «Жало», «Лопатка», «Желобок», «Гармошка», «Качели», «Болтушка», «Чашечка», «Лошадка»). Разминка «Хлоп – топ» № 2 (движения + артикуляция). Упр. «Подбери и назови» («Правильно – неправильно»). Игра «Карлики – великаны». Упр. «Электродрель» («Машина буксует», «Разговор зверят»). |
С (илиШ; Р; Л) |
Постановка звука |
1 |
Осень |
Объяснить правильный артикуляционный уклад для звука. Создать слуховой образ звука. Сформировать зрительный образ звука. Сформировать кинестетический образ звука. Постановка звука разными способами ( по подражанию, когда звук отсутствует в речи; по подражанию, когда звук искажается; по показу артикуляции; постановка от базового звука; с механической помощью; постановка в слоге; с использованием промежуточного варианта звука). Постановка звука с помощью разных методик (С – по М. Е. Хватцеву, по Р. Е. Левиной, по Э. Я. Сизовой, Ш – по Р. Е. Левиной, Р – по М. Е. Хватцеву, по Р. Е. Левиной, по А. И. Богомоловой, Л – по М. Е. Хватцеву, по Р. Е. Левиной, по О. В. Правдиной, по А. Д. Филипповой и Н. Д. Шуравиной, по А. И. Богомоловой, по Л. С. Волковой) |
Повторение основных артикуляционных упражнений. Упр. «Свистелочка» («Шумелочка», «Рычалочка», «Гудит пароход»). Рассматриваем схемы артикуляционного уклада, профиля. Имитация движений языка движениями пальцев. Отработка разных способов постановки (С от Т, Ш от Т, Р от Д, постановка при отсутствии Л или замене его на Ы). Разминка «Хлоп – топ» № 3. Самомассаж лицевых мышц и губ. Закрепление слухового образа звука. Правильное изолированное произнесение в играх – звукоподражаниях («Дует холодный ветер», «Шумелочка», «Рычалочка», «Гудит пароход»). |
|
|
2 |
Делу время – потехе час |
Повторение основных артикуляционных упражнений. Упр. «Вьюга» («Шелест листьев», «Мамы-звери учат детенышей рычать», «Гудит самолет»). Рассматриваем схемы артикуляционного уклада, профиля. Имитация движений языка движениями пальцев. Отработка разных способов постановки (С на вдохе, Ш от правильного С, Р от правильного З, постановка Л на фоне А). Разминка «Хлоп – топ» № 4. Самомассаж лицевых мышц и губ. Закрепление слухового образа звука. Правильное изолированное произнесение в играх – звукоподражаниях («Песенка водички», «Шелест листьев», «Мамы-звери учат детенышей рычать», «Гудит самолет»). |
|
|
|
3 |
Сказка про гнома |
Повторение основных артикуляционных упражнений. Упр. «Песенка водички» («Змея шипит», «Гром гремит», «Сирена пожарной машины»). Рассматриваем схемы артикуляционного уклада, профиля. Имитация движений языка движениями пальцев. Отработка разных способов постановки (С от межзубного С, Ш от правильного Р, Р от одноударного Р, Л от межзубного Л). Разминка «Хлоп – топ» № 5. Самомассаж лицевых мышц и губ. Закрепление слухового образа звука. Правильное изолированное произнесение в играх – звукоподражаниях («Воздух выходит из колеса», «Змея шипит», «Гром гремит», «Сирена пожарной машины»). |
|
|
|
4 |
День рождения Винни-Пуха |
Повторение основных артикуляционных упражнений. Упр. «Насос» («Шумелочка», «Тигр рычит», «Пароход подает сигнал»). Рассматриваем схемы артикуляционного уклада, профиля. Имитация движений языка движениями пальцев. Отработка разных способов постановки (С от правильного СЬ, Ш с механической помощью, Р на вдохе, Л от неопределенного «жужжащего» звука). Разминка «Хлоп – топ» № 6. Самомассаж лицевых мышц и губ. Закрепление слухового образа звука. Правильное изолированное произнесение в играх – звукоподражаниях («Насос», «Шумелочка», «Тигр рычит», «Пароход подает сигнал»). |
|
|
|
5 |
Зима |
Повторение основных артикуляционных упражнений. Упр. «Зимний ветер» («Колесо спустило», «Мы драконы», «Полетели на самолете»). Рассматриваем схемы артикуляционного уклада, профиля. Имитация движений языка движениями пальцев. Отработка разных способов постановки (С от правильного Ш, Ш по показу артикуляции, Р с механической помощью, Л от правильного ЛЬ). Разминка «Хлоп – топ» № 7. Самомассаж лицевых мышц и губ. Закрепление слухового образа звука. Правильное изолированное произнесение в играх – звукоподражаниях («Проколотый шарик», «Колесо спустило», «Мы драконы», «Полетели на самолете»). |
|
|
|
6 |
Маша и медведь |
Повторение основных артикуляционных упражнений. Упр. «Песенка водички» («Змея шипит», «Мотор машины», «Песенка бабушки и внучки»). Рассматриваем схемы артикуляционного уклада, профиля. Имитация движений языка движениями пальцев. Отработка разных способов постановки (С с механической помощью, Ш на вдохе, Р от ДР или ТР). Разминка «Хлоп – топ» № 8. Самомассаж лицевых мышц и губ. Закрепление слухового образа звука. Правильное изолированное произнесение в играх – звукоподражаниях («Чайник со свистком», «Пар выходит из кастрюли», «Змея шипит», «Мотор машины», «Песенка бабушки и внучки»). |
|
С (илиШ; Р; Л) |
Первичная автоматизация |
1 |
Сказка про котенка |
Автоматизация в прямых слогах, типа СА (ША, РА, ЛА). |
Повторение 2-3 основных артикуляционных упражнений. Повторение артикуляционного уклада. Правильное изолированное произнесение звука. Упр. «Повтори слоги». Разминка «Ветер ветками играет» (слова + движения). Игровые задания на произнесение слогов: «Падают снежинки», «Лепим снежки», « Катаем снежную бабу». Упр. «Какой слог лишний?», «Какой слог исчез из ряда?», «Какой 1-ый, 2-ой звук в слоге?», «Звуки подружились», «Поймай звук в словах». Ознакомление с буквой С (Ш, Р, Л). |
|
|
2 |
Колобок |
Автоматизация в обратных слогах, типа АС (АШ, АР, АЛ). |
Повторение 2-3 основных артикуляционных упражнений. Повторение артикуляционного уклада. Правильное изолированное произнесение звука. Упр. «Повтори слоги». Разминка «Снег идет, снег идет» (слова + движения). Игровые задания на произнесение слогов: «Пальчики шагают по столу», «Разговор мышки с мышонком». Упр. «Какой слог лишний?», «Какой слог исчез из ряда?», «Какой 1-ый, 2-ой звук в слоге?», «Звуки подружились», «Поймай звук в словах». Ознакомление с буквой С (Ш, Р, Л). |
|
|
3 |
Теремок |
Автоматизация в слогах, где звук в интервокальной позиции, типа АСА (АША, АРА, АЛА). |
Повторение 2-3 основных артикуляционных упражнений. Повторение артикуляционного уклада. Правильное изолированное произнесение звука. Упр. «Повтори слоги». Разминка «Брусничный гном» (слова + движения). Игровые задания на произнесение слогов: «Пилим дерево», «Рубим дрова», «Мастерим домик». Упр. «Какой слог лишний?», «Какой слог исчез из ряда?», «Какой 1-ый, 2-ой звук в слоге?», «Звуки подружились», «Поймай звук в словах». Ознакомление с буквой С (Ш, Р, Л). |
|
|
4 |
Невоспитанный мышонок |
Автоматизация в слогах с сочетанием согласных, типа СПА (ШВА, РГА, ЛМА). |
Повторение 2-3 основных артикуляционных упражнений. Повторение артикуляционного уклада. Правильное изолированное произнесение звука. Упр. «Повтори слоги». Разминка «Эхо!» (слова + движения). Игровые задания на произнесение слогов: «Волчонок знакомится со слоненком», «Песенка». Упр. «Какой слог лишний?», «Какой слог исчез из ряда?», «Какой 1-ый, 2-ой звук в слоге?», «Звуки подружились», «Поймай звук в словах». Ознакомление с буквой С (Ш, Р, Л). |
|
|
5 |
Кто поможет воробью |
Автоматизация в слогах с сочетанием согласных, типа ПСА (ПША, МРА, КЛА). |
Повторение 2-3 основных артикуляционных упражнений. Повторение артикуляционного уклада. Правильное изолированное произнесение звука. Упр. «Повтори слоги». Разминка «Превращения» (слова + движения). Игровые задания на произнесение слогов: «Падают снежинки», «Пальчики шагают по столу», «Разговор мышки с мышонком». Упр. «Какой слог лишний?», «Какой слог исчез из ряда?», «Какой 1-ый, 2-ой звук в слоге?», «Звуки подружились», «Поймай звук в словах». Ознакомление с буквой С (Ш, Р, Л). |
|
|
6 |
Сказка о кляксе |
Автоматизация в слогах с сочетанием согласных, типа АСПА, АПСА (АПША, АШПА, АРПА, АПРА, АЛПА, АПЛА). |
Повторение 2-3 основных артикуляционных упражнений. Повторение артикуляционного уклада. Правильное изолированное произнесение звука. Упр. «Повтори слоги». Разминка «Я вижу, что…» (слова + движения). Игровые задания на произнесение слогов: « Катаем снежную бабу», «Мастерим домик». Упр. «Какой слог лишний?», «Какой слог исчез из ряда?», «Какой 1-ый, 2-ой звук в слоге?», «Звуки подружились», «Поймай звук в словах». Ознакомление с буквой С (Ш, Р, Л). |
С (илиШ; Р; Л) |
Продолжение и завершение автоматизации |
1 |
Колобок на новый лад |
Продолжать закреплять правильное произношение звука, находящегося в слове в любой позиции. Проговаривать словосочетания, фразы, предложения (из 2-ух, 3-ех, 4-5-ти слов, простые нераспространенные, распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные). Проговаривать и заучивать чистоговорки и стихи. Следить за выражением, сменой темпа и ритма. Проговаривать и пересказывать (с опорой на предмет, на картинку, на серию картинок, на личный опыт и воспоминание) рассказы и сказки. Автоматизировать правильное произношение звука в речевых играх с опорой на грамматические категории. Автоматизировать произношение звука в упражнениях на элементы звукового, слогового анализа и синтеза. Закреплять правильное звукопроизношение в самостоятельной или совместной (с мамой, с логопедом) творческой деятельности по сочинению стихов, рассказов и сказок; по инсценировке стихов, рассказов и сказок.
|
Игра «Что общего – чем отличаются». Упр. «Произнеси слова правильно», «Найди слово в слове», «Скажи ласково», «Подбери рифмы». Разминка «Сделай, если услышишь «пожалуйста». Инсценировка сказки «Колобок на новый лад». |
|
|
2 |
Теремок на новый лад |
Игра «Что пропущено (цифры, дни недели, месяцы)». Упр. «Измени звук в слове», «Определи место звука в слове», «Дополни», «Подскажи словечко». Разминка с мячом «Назови по-другому». Инсценировка сказки «Теремок на новый лад». |
|
|
|
3 |
Маша и медведь на новый лад |
Игра «Что сначала, что потом». Упр. «Придумай семь слов на –СА- (ША, РА, ЛА и др.), «Что общего между словами», «Слова – перевертыши», «Объясни слово». Разминка с мячом «Скажи наоборот». Инсценировка сказки «Маша и медведь на новый лад». |
|
|
|
4 |
Репка на новый лад |
Игра «4-ый лишний». Упр. «Лесенка из слов», «Подскажи конец чистоговорки», «Назови, вспомни и повтори», «Повтори предложение. Назови лишнее слово». Разминка «Карлики – великаны». Инсценировка сказки «Репка на новый лад». |
|
|
|
5 |
Курочка ряба на новый лад |
Игра «Один – много». Упр. «Произнеси слова правильно», «Какая, какой, какое, какие?», «Исправь предложение», «Дополни предложение». Разминка «Мы сейчас пойдем налево» (стихи + движения). Инсценировка сказки «Курочка ряба на новый лад». |
|
|
|
6 |
Весна |
Игра «Путаница». Упр. «Найди слова-рифмы», «Подбери пару», «Составь предложение», «Придумываем небылицы», «Ответь на вопросы по картине». Разминка с мячом «Я знаю 5 (профессий, марок машин, имен и др.)». Составление рассказа по картине «Весна». |
|
С (илиШ; Р; Л) |
Дифференциация |
1 |
Игры со звуками С и З; С и СЬ; З и ЗЬ |
Отдифференцировать (по необходимости) звуки С и З друг от друга, звук С от звука СЬ, звук З от звука ЗЬ. |
Игра «Умелые ручки». Упр. «Скажи наоборот», «Назови лишнее слово в ряду слов», «Большой – маленький». Разминка «Зайки белые сидят…» (стихи + движения). Упр. «Назови картинки с З и с ЗЬ», «Составь слово из слогов», «В каком слове есть оба звука?». Проговори и выучи скороговорку («Идет козел с босой козой…») и стихи («Соня спит», «Блестит на солнышке лоза»). |
|
|
2 |
Игры со звуками С и Ш; З и Ж |
Отдифференцировать (по необходимости) звуки С и Ш друг от друга, звук З от звука Ж. |
Игра «4-ый лишний». Упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь Ш, топни, если услышишь С», «Скажи наоборот», «Подари подарки Соне и Мише», «Найди лишнее слово». Разминка с мячом «Замени С на Ш и назови новое слово». Упр. «Что между?», «Что железное, я что золотое», «Исправь ошибки в предложении». Проговори и выучи чистоговорку («Как-то вздумалось ежу…») и стихи. |
|
|
3 |
Игры со звуками Ш и Ж |
Отдифференцировать (по необходимости) звуки Ш и Ж друг от друга. |
Игра «Один – много». Упр. «Узнай по описанию и назови. Определи звук в слове», «Хлопни, если услышишь Ш, топни, если услышишь Ж», «Скажи наоборот», «Разложи картинки с Ш Мише, а с Ж – Жене». Разминка с мячом «Я иду и ты … (идешь)». Проговори и выучи чистоговорку («Ручеек спешит, бежит») и стихи. |
|
|
4 |
Игры со звуками Р и Л |
Отдифференцировать (по необходимости) звуки Р и Л друг от друга. |
Игра «Закончи предложение». Упр. «Повтори ряд слов. Назови первый звук во всех словах», «Услышишь Р – хлопни, а Л – топни», «Скажи наоборот», «Закончи слово нужным слогом». Разминка «Хлоп – топ» № 1. Упр. «Замени в словах Л на Р (и наоборот) и назови новое слово». Проговори и выучи чистоговорку и стихотворение с Р и Л. |
|
|
5 |
Игры со звуками Р и РЬ; Л и ЛЬ |
Отдифференцировать (по необходимости) звуки Р и РЬ друг от друга, звук Л от звука ЛЬ. |
Игра «Скажи наоборот». Упр. «Хлопни на Л, топни на ЛЬ», «Скажи наоборот», отгадай загадки, назови звук в отгадке, определи место звука в слове. Разминка «Тополя» (стихи + движения). Упр. «Найди лишнее слово в ряду», «Подари подарки Роме и Рите». Проговори и выучи чистоговорку («Как на горке, на пригорке») и стихи («Всю ночь до самого утра»). |
|
|
6 |
Игры со звуками РЬ и ЛЬ |
Отдифференцировать (по необходимости) звуки РЬ и ЛЬ друг от друга. |
Игра «Назови противоположности». Упр. «Хлопни на РЬ, топни на ЛЬ», «Скажи наоборот», «Закончи слово нужным слогом», «Назови лишнее слово в ряду слов». Разминка «Брусничный гном» (стихи + движения). Упр. «Назови слова с ЛЬ и РЬ из стихотворения». Проговори и выучи стихотворение «Брусничный гном» с опорой на картинки. |
Ожидаемые результаты программы - сформированная полноценная фонетическая система языка, автоматизированные произносительные умения и навыки, свободное использование поставленных звуков в самостоятельной связной речи.
Методическое обеспечение программы:
• Буденная Т. Логопедическая гимнастика: С-П-г, 2008 г.;
• Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития речи дошкольника (формирование произношения всех звуков русского языка): С-П-г, М., 2002 г.;
• Лопатина Л., Голубева Г., Баряева Л. Программа логопедической работы в ДОУ: М., 2006 г.;
• Овчинникова Т. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду: С-П-г, 2008 г.;
• Погосова Н. Цветовой игротренинг: С-П-г, 2005 г.
• Пожиленко Е. Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л: С-П-г, 2009 г.;
• Полякова М. Самоучитель по логопедии (универсальное руководство): М., 2009 г.
Условия реализации программы:
Оборудование логопедического кабинета (настенное зеркало, детские столы и стулья, кушетка, фланелеграф, передвижная магнитная доска, набор постановочных зондов, одноразовые шпатели, стерильная вата, бумажные салфетки, полотенце, одноразовые перчатки, напальчники, ложки с округлой ручкой, пузырьки для выработки силы и направленности воздушной струи).
Пособия для обследования развития речи (самодельные альбомы и предметные картинки по обследованию звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, грамматических категорий, связной речи).
Пособия для формирования звукопроизношения (альбом "Артикуляционная гимнастика" с комплексами артикуляционной гимнастики на все звуки, альбом "Артикуляция звуков в графическом изображении" (профили всех звуков), пособие "Веселый язычок", самодельный сборник "Артикуляционные сказки", пособия на выработку сильной и направленной воздушной струи (вертушки, вата, фантики, легкие пластмассовые машинки, шарики, карандаши, одноразовые стаканчики, катушки, др. легкие предметы), предметные картинки на все звуки, альбомы по автоматизации поставленных звуков разных авторов, логопедические раскраски, самодельное пособие "Цветные сказки" (по методике Н. М. Погосовой), настольно-печатные игры ("Логопедическое лото", "Найди и назови", "Пять щенков", "Звонки - глухой" и др.), "Фонематические рассказы с картинками" Т. А. Ткаченко на все звуки, картотека текстов-рассказов и стихов на все звуки, предложенная Т. С. Перегудовой и Г. А. Османовой.
Пособия для формирования фонематического восприятия и звукового анализа (сигналы на дифференциацию звуков по твердости-мягкости, по глухости-звонкости, по принадлежности к гласным или согласным, предметные картинки на дифференциацию звуков).
Пособия для работы над словарем и грамматическим строем речи ("Играй-ка" Н. В. Нищевой, "Мир в картинках" (темы: деревья и листья, в горах, герои сказок, Арктика, авиация, водный транспорт), игры "Моя профессия", "Чей дом", "Эволюция обычных вещей", "Цвета и краски", "Подбери предметы", "Геометрические формы", "Что для чего", "Цвет, форма, размер" и др.).
Пособия для развития связной речи (альбомы Т. А. Ткаченко "Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи детей дошкольного возраста", Р. С. Буре "Как поступают друзья", пособие С. Вохринцевой "Дидактический материал для развития речи + игра "Лото" (темы: игрушки, насекомые, одежда, ягоды, лесные ягоды), игры "Размышляй-ка", "Логические цепочки" и др.).
Литература:
• Буденная Т. Логопедическая гимнастика: С-П-г, 2008 г.;
• Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития речи дошкольника (формирование произношения всех звуков русского языка): С-П-г, М., 2002 г.;
• Лопатина Л., Голубева Г., Баряева Л. Программа логопедической работы в ДОУ: М., 2006 г.;
• Овчинникова Т. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду: С-П-г, 2008 г.;
• Погосова Н. Цветовой игротренинг: С-П-г, 2005 г.
• Пожиленко Е. Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л: С-П-г, 2009 г.;
• Полякова М. Самоучитель по логопедии (универсальное руководство): М., 2009 г.
Способы определения результативности - вторичное обследование развития речи.
Форма подведения итогов реализации программы - открытое занятие для родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.