ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖОК «ЭРУДИТ»
Для обучающихся 6,5-11 лет.
Срок реализации - 4 года.
Составитель: Струкова А. И., учитель начальных классов
Минеральные Воды Ставропольского края
Год разработки программы: 2016 г.
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа
разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей
младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность работы кружка - необходимость развития способностей детей с учетом их индивидуальных психологических способностей.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.
Задачи программы:
· выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
· формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
· развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
· создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
· стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
· развитие творческого и логического мышления учащихся;
Главные принципы реализации программы.
· Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
· Гуманизм в межличностных отношениях.
· Научность и интегративность.
· Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
· Применение принципов развивающего обучения.
· Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Методы обучения. Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
· дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
· уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
· ослабить скрытые конфликты;
· выработать общее решение;
· повысить эффективность работы участников дискуссии;
· повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
· удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы:
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного
объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного
объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Условия реализации программы
Выполнение программы рассчитано на четырехлетний срок обучения в начальной и средней школе.
Первый год обучения - дети 6,5-8 лет, рассчитан на один учебный год.
Второй год обучения - дети 8-9лет, рассчитан на один учебный год.
Третий год обучения - дети 9-10 лет, рассчитан на один учебный год.
Четвертый год обучения - дети 10-11 лет, рассчитан на один учебный год.
Программа рассчитана на 2 - часовые занятия в неделю.
Продолжительность |
Периодичность занятий |
Кол-во часов в неделю |
Кол – во часов в год |
1 класс – 35 -40 мин |
8 занятий в месяц |
2 часа |
66 часов |
2 класс – 40 – 45 мин |
8 занятий в месяц |
2 часа |
68 часов |
3 класс – 40 – 45 мин |
8 занятий в месяц |
2 часа |
68 часов |
4 класс – 40 – 45 мин |
8 занятий в месяц |
2 часа |
68 часов |
Основные направления и содержание деятельности.
Программа по развитию познавательных способностей рассчитана на 68 часов. Изучаются одни и те же темы, но учащиеся, становясь старше, получают задания более сложного уровня. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в олимпиаде по математике («Кенгуру», «Интеллект»).
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
· воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
· определять учебную задачу;
· ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
· владеть своим вниманием;
· сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
· владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
· использовать основные приемы мыслительной деятельности;
· самостоятельно мыслить и творчески работать;
· владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Уровень знаний определяется собеседованием и тестированием.
Формы подведения итогов реализации программы: зачеты, конкурсы, внеклассные мероприятия, участие в олимпиадах «Интеллект», «Кенгуру».
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.
Учебно – тематический план
1 год обучения.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Теорет.часов |
Практич.часов |
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
2. |
Развиваемся, играя. |
15 |
7 |
8 |
3. |
Геометрическая составляющая. |
10 |
5 |
5 |
4. |
Текстовые задачи |
15 |
5 |
10 |
5. |
Логические задачи. Математические игры. |
15 |
6 |
9 |
6. |
Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. |
8 |
3 |
5 |
7. |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
|
Итого |
66 |
27 |
39 |
2 год обучения.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Теорет часов |
Практич часов |
1 |
Вводное занятие. |
1 |
- |
1 |
2. |
Числа и операции над ними |
15 |
7 |
8 |
3. |
Геометрические фигуры и величин. |
10 |
4 |
6 |
4. |
Текстовые задачи |
15 |
5 |
10 |
5. |
Логические задачи. Математические игры. |
17 |
- |
17 |
6. |
Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. |
7 |
2 |
5 |
7. |
Подведение итогов. |
3 |
- |
3 |
|
Итого |
68 |
18 |
50 |
3 год обучения.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Теорет часов |
Практич часов |
1 |
Вводное занятие. |
1. |
- |
1 |
2. |
Текстовые задачи. |
15 |
5 |
10 |
3. |
Геометрические фигуры. |
11 |
4 |
7 |
4. |
Логика. Головоломки. |
16 |
- |
16 |
5. |
Логические задачи. |
13 |
4 |
9 |
6. |
Математические игры. |
10 |
- |
10 |
7. |
Подведение итогов. |
2 |
- |
2 |
|
Итого |
68 |
13 |
55 |
4 год обучения.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Теорет часов |
Практич часов |
1 |
Вводное занятие. |
1. |
- |
1 |
2 |
Многозначные числа и операции над ними |
15 |
7 |
8 |
3. |
Геометрические тела. |
12 |
5 |
7 |
4. |
Текстовые задачи. Рассуждаем, группируем. |
15 |
- |
15 |
5. |
Логические задачи. |
13 |
3 |
10 |
6. |
Математические игры. |
10 |
- |
10 |
7. |
Подведение итогов. |
2 |
|
2 |
|
Итого |
68 |
15 |
53 |
Содержание программы.
1 год обучения.
1.Вводное занятие.(1 ч.)
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.
2.Развиваемся, играя. (15 часов)
Из истории натуральных чисел, конструирование из палочек, логические квадраты, закономерности.
Темы занятий:
· Цифры и числа. Самое большое число.
· Из истории чисел.
· Спичечный конструктор (счетные палочки). «Развиваемся, играя» (2 ч)
· Магия чисел.
· Римские цифры.
· Монеты России. «Развиваемся, играя»
· Математика и зеркало.
· Математические рассказы.
· Математические фокусы.
· Задачи с одинаковыми цифрами.
· Магическое яйцо.
· Магические квадраты.
· Японские кроссворды.
· “Считайте” ногами. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
3. Геометрическая составляющая. (10часов)
Основные понятия, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических составляющих. Конструирование аппликаций.
Темы занятий:
· Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге.
· Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. Получение прямой путём сгибания бумаги.
· Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой.
· Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости.
· Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.
· Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. Конструирование модели самолёта из полосок бумаги
· Угол. Развёрнутый угол. Прямой угол. Непрямой угол. Виды углов: прямой, тупой, острый.
· Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломанной.
· Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Составление аппликации «Ракета».
· Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.
4. Текстовые задачи. Решение задач разными способами.(15часов)
Решение задач разными способами. Решение задач в стихотворной форме, старинных задач, задач повышенной трудности.
Темы занятий:
· Виды текстовых задач.
· Решение задач в стихотворной форме.
· Правильное условие – половина решения.
· Составления рисунка к задаче.
· Составление схем к условию задач. (2 ч)
· Старинные задачи.
· Решение старинных задач
· Схемы и алгоритмы решения задач. (2 ч)
· Графическое моделирование. (2 ч)
· Задачи повышенной трудности. (2 ч )
· Олимпиадные задачи.
5. Логические задачи. Математические игры. (15 часов).
Темы занятий:
· Множества. Элементы множества. Способы задания множеств.
· Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество.
· Отображение множеств.
· Кодирование.
· Вложенность (включение) множеств.
· Пересечение множеств.
· Объединение множеств.
· Решение логических задач. (2 ч)
· Решение тестовых задач.
·
Математические дорожки: а)
математические кресты
б) математические квадраты; в) числовое окно; г) цифры в цифрах.
· Задачи- шутки. Задачи – невелички. Развитие логического мышления.
· Математические Интернет – олимпиады и викторины.
· Числовые горизонтали. Тренировка слуховой памяти.
· Олимпиада по математике.
6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. (8 ч.)
Основные правила решения ребусов, шарад, кроссвордов.
Темы занятий:
· Учимся разгадывать ребусы.
· Учимся разгадывать и составлять ребусы.
· Учимся зашифровывать слова с помощью рисунков
· Учимся разгадывать шарады.
· Учимся отгадывать загадки. Игра в слова «Необыкновенные превращения».
· Учимся разгадывать кроссворды.
· Учимся составлять кроссворды.
· Математические игры.
7. Подведение итогов.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Темы занятий:
· Внеклассное занятие «Праздник числа».
· Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.
2 год обучения.
1. Вводное занятие.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.
2. Числа и операции над ними. (15 часов)
Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
Темы занятий:
· Виды математических игр и заданий.
· Цифры и числа. Самое большое число.
· Из истории чисел. Арифметика каменного века.
· Счет по пальцам. Почему мы считаем до десяти.
· Системы исчисления. Счет дюжинами, шестидесятками (минуты и секунды), пятерками и т.д.
· Ноль и бесконечность.
· Счетные устройства (от абака до калькулятора).
· Отрицательные числа.
· Целые и дробные числа.
· Все арифметические действия. Какое действие самое важное?
· Скобки все решают.
· Задачи с одинаковыми цифрами.
· Магические квадраты.
· Японские кроссворды. (2 ч)
3. Геометрические фигуры и величины. (10часов)
Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических фигур.
Темы занятий:
· Старинные меры измерений.
· Длина. Придумывание новых мерок.(2 ч)
· Измерение, исследовательская работа «38 попугаев».(2 ч)
· Геометрические фигуры. Все виды.
· Преобразование геометрических фигур на плоскости.
· Китайская головоломка “Танграм”. (2 ч.)
· Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.
4. Текстовые задачи. Решение задач разными способами.(15часов)
Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности.
Темы занятий:
· Виды текстовых задач.
· Правильное условие – половина решения.
· Х – это неизвестное.
· Решение задач с помощью уравнений. (3 ч)
· Старинные задачи.
· Решение старинных задач.
· Арифметическое и алгебраическое решение задач.
· Схемы и алгоритмы решения задач.
· Графическое моделирование. (2 ч)
· Задачи повышенной трудности.
· Решение тестовых задач.
· Задачи в стихах.
5. Логические задачи. Математические игры (17 часов).
Обобщение изученного в курсе. Математические игры.
· А и Б сидели не трубе. Логические задачи.
· Истина и ложь. Таблицы истинности. Предикаты.
· Логические операции И, ИЛИ, НЕ. (2 ч)
· Способы решения логических задач.
· Решение логических задач. Развиваем память. (2 ч.)
· Решение логических задач. Развиваем память.
· Решение логических задач. Развиваем внимательность (2 ч)
· Решение логических задач. Развиваем воображение. (2 ч)
· Решение логических задач. Развиваем мышление.
· Математические Интернет-олимпиады и викторины..
· Блиц-турнир.
· Остров арифметики.
· Математические бои.
· Олимпиада по математике.
6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. (7 ч)
Основные правила составления ребусов, шарад, кроссвордов.
Темы занятий:
· Учимся составлять ребусы. Игра в слова: "Похожие слова".
· Учимся составлять шарады. Игра в слова: "Наоборот".
· Учимся составлять загадки. Игра "Лабиринт загадок".
· Учимся составлять кроссворды. "Столбик слов".
· Учимся составлять ребусы. «На одну букву».
· Учимся составлять шарады. "Восстанови порядок".
· Игра "Калейдоскоп". Загадки. Ребусы. Кроссворды.
7. Подведение итогов. (3 ч )
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Темы занятий:
· Внеклассное занятие «Геометрия вокруг нас».
· Итоговое занятие. Игра “Сократ”.
· Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.
3 год обучения.
1. Вводное занятие.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.
Темы занятий:
· Вводное тестирование.
2. Текстовые задачи. (15 ч).
Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности. Составления задач на основе краеведческого материала.
Темы занятий:
· Составление и решение простых занимательных задач. Развитие быстроты реакции. (2 ч )
· Изучаем родной край. Заочное путешествие.(2 ч )
· Составление задач, основанных на числах краеведения. (4 ч )
· Задачи повышенной трудности. (2 ч )
· Задачи с одинаковыми цифрами.
· Решение задач тестового характера.
· Японские кроссворды.
· Олимпиадные задачи.
· Математические Интернет-олимпиады и викторины.
3. Геометрические фигуры (10часов).
Знакомство с геометрическими фигурами, их построения, свойства, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических фигур.
Темы занятий:
· Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки без деления
· Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
· Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей
· Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
· Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
· Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
· Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
· Вписанный в окружность треугольник.
· Изготовление модели часов.
· Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
4. Логика. Головоломки. (15часов)
Темы занятий:
· Решение головоломок. Совершенствование воображения
· Составление и решение простых занимательных задач. Развитие быстроты реакции.
· Задания по поиску закономерностей. Развитие концентрации внимания.
· Простые лабиринты. Ходы в лабиринтах. Тренировка внимания.
· Ребусы. Развитие логического мышления.
· Алгоритм. Составление алгоритмов. Совершенствование воображения.
· Выполнение действий по алгоритму. Развитие концентрации внимания.
· Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений. Тренировка внимания.
· Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
· Логические концовки. Развитие логического мышления.
· Головоломки. Тренировка зрительной памяти.
· Головоломки. Развитие логического мышления.
· Головоломки. Обучение поиску закономерностей.
· Магические квадраты. Развитие логического мышления.
· Магические квадраты. Развитие умения решать нестандартные задачи.
5.Логические задачи. (12 часов)
Знакомство с разделами математики, которые широко используются в области компьютерного моделирования.
Темы занятий:
· Множество. Число элементов множества. Подмножество
· Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.
· Пересечение и объединение множеств. Слова «НЕ», «И», «ИЛИ».
· Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ».
· Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ».
· Граф. Вершины и ребра графа.
· Граф с направленными рёбрами.
· Аналогия.
· Закономерность.
· Аналогичная закономерность.
· Выигрышная стратегия.(2 ч)
6. Математические игры. (9 ч.)
Темы занятий:
· Игры с таблицей умножения.
· Игра «Кто хочет стать миллионером?»
· В гостях у Вини Пуха.
· Математические игры с Колобком.
· Математический КВН.
· Математические игры и тренажёры.(2 ч)
· Игра «Сто к одному».
· Игра «На лесной поляне».
7. Подведение итогов. (2 ч)
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Темы занятий:
· Внеклассное занятие «Математика – царица наук».
· Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.
4 год обучения.
1. Вводное занятие.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.
Темы занятий:
Вводное тестирование.
2. Многозначные числа и операции над ними. (15 ч )
Темы занятий:
· Многозначные числа. Самое большое число.
· Из истории чисел. Арифметика каменного века.
· Системы исчисления.
· Кодирование.(2 ч )
· Счетные устройства (от счёт до компьютера). ( 3 ч )
· Все арифметические действия. Какое действие самое важное?
· Скобки все решают.
· Задачи с одинаковыми цифрами.
· Магические квадраты.(2 ч )
· Японские кроссворды. (2 ч)
3. Геометрические тела. (12часов)
Знакомство с геометрическими телами, их построения, свойства, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических тел.
Темы занятий:
· Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины.
· Развёртка прямоугольного параллелепипеда, изготовление модели прямоугольного параллелепипеда.
· Изображение прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка.
· Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба
· Чертёж куба в трёх проекциях.
· Изготовление модели куба сплетением трёх полосок.
· Знакомство с правильной треугольной пирамидой. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух полос.
· Осевая симметрия.
· Представления о цилиндре.
· Практическая работа «Изготовление карандашницы»
· Знакомство с шаром и сферой.
4. Текстовые задачи. Рассуждаем, группируем. (15часов)
Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности.
Темы занятий:
· Задачи на нахождение закономерностей.
· Обучение поиску закономерностей.
· Задачи на нахождение принципа группировки.
· Задачи на нахождение нескольких вариантов ответов на один и тот же вопрос. Совершенствование воображения.
· Задачи с многовариантными решениями. Развитие быстроты реакции.
· Нахождение рационального способа решения. Развитие концентрации внимания.
· Задачи на классификацию, выявление закономерностей. Тренировка внимания.
· Логические цепочки. Формулирование утверждений и логических рассуждений. Тренировка зрительной памяти.
· Построение логических цепочек. Тренировка слуховой памяти.
· Логическое обоснование. Предполагаемые результаты и доказательства их истины. Развитие быстроты реакции.
· Отыскивание логических ошибок о рассуждениях. Развитие логического мышления.
· Решение задач, не имеющих однозначного решения. Развитие быстроты реакции.
· Работа с изографами. Развитие концентрации внимания.
· Работа с числографами. Тренировка внимания.
· Решение нестандартных и нетрадиционных задач. Тренировка зрительной памяти.
5. Логические задачи. (13 часов)
Игры и задания направлены на формирование у детей начальных представлений об алгоритме, действиях над множеством.
Темы занятий:
· Расселяем множества.
· Слова «НЕ», «И», «ИЛИ».
· Строим графы.
· Путешествуем по графу.
· Разбиваем граф на части.
· Правило «ЕСЛИ - ТО».
· Делаем выводы.
· Алгоритм.
· Схема алгоритма
· Ветвление алгоритма.
· Цикл в алгоритме.
· Алгоритмы с ветвлением и циклами.
6. Математические игры. (10 ч. )
Тема занятий:
· Игры с таблицей умножения.
· Игра «Кто хочет стать миллионером?»
· Математический КВН.
· Математические игры и тренажёры.
· Игра «Сто к одному».
· Игра «Пирамида множеств».
· Игра «Что такое? Кто такой?»
· Игра « Какой признак? Чей признак?»
· Математические Интернет-олимпиады и викторины.
7. Подведение итогов. (2 ч )
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Темы занятий:
· Внеклассное занятие «Умники и умницы».
· Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.
Список рекомендованной литературы.
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
2. Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы».М.: «Аирис-пресс» - 2009 г.
3. Голубь В. Т. «Графические диктанты» М. : «ВАКО» -2008 г.
4. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
5. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
6. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
7. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.
8. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7 – 8 лет.» М.:Издательство «Фёдоров»-2010 г.
9. Савенков А. И. « Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
10. Савенков А. И. «Развитие познавательных способностей.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
11. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
12. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
13. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей. Практикум» М.: Издательство «У – Фактория» 2006
14. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
15. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2007
16. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 1 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.
17. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.
18. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 3 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.
19. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.