Дополнительная образовательная программа кружка "Эрудит"

  • doc
  • 18.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Образовательная программа ЭРУДИТ.doc

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КРУЖОК «ЭРУДИТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Для обучающихся 6,5-11 лет.

                                      Срок реализации - 4 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Струкова А. И., учитель начальных классов

                      Минеральные Воды Ставропольского края 

 

 

 

 

 

 

 

Год разработки программы: 2016 г.


 

Пояснительная записка

         Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

         Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Актуальность работы кружка - необходимость развития способностей детей с учетом их индивидуальных психологических способностей.

 

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.

 

Задачи программы:

·        выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

·        формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

·        развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

·        создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

·        стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

·        развитие творческого и логического мышления учащихся;

 

Главные принципы реализации программы.

·        Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.

·        Гуманизм в межличностных отношениях.

·        Научность и интегративность.

·        Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

·        Применение принципов развивающего обучения.

·        Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

 

Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка  и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

 

Методы обучения. Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

·        дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

·        уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

·        ослабить скрытые конфликты;

·        выработать общее решение;

·        повысить эффективность работы участников дискуссии;

·        повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

·        удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы:

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

 

Условия реализации программы

Выполнение программы рассчитано на четырехлетний срок обучения в начальной и средней школе.

Первый год обучения - дети 6,5-8 лет, рассчитан на один учебный год.

Второй год обучения - дети 8-9лет, рассчитан на один учебный год.

Третий год обучения - дети 9-10 лет, рассчитан на один учебный год.

Четвертый год обучения - дети 10-11 лет, рассчитан на один учебный год.

Программа рассчитана на 2 - часовые занятия в неделю.

 

Продолжительность

Периодичность

занятий

Кол-во часов

в неделю

Кол – во часов

в год

1 класс – 35 -40 мин

  8 занятий в месяц

       2 часа

        66 часов

2 класс – 40 – 45 мин

  8 занятий в месяц

       2 часа

         68 часов

3 класс – 40 – 45 мин

  8 занятий в месяц  

       2 часа

         68 часов

4 класс – 40 – 45 мин

  8 занятий в месяц 

       2 часа

         68 часов

 

Основные направления и содержание деятельности.

         Программа по развитию познавательных способностей рассчитана на 68 часов. Изучаются одни и те же темы, но учащиеся, становясь старше, получают задания более сложного уровня. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

         Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

         Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

 

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

 

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

         Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в олимпиаде по математике  («Кенгуру», «Интеллект»).

 

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

·        воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами          обработки данной информации;

·        определять учебную задачу;

·        ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою          точку зрения;

·        владеть своим вниманием;

·        сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть          рациональными приемами запоминания;

·        владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

·        использовать основные приемы мыслительной деятельности;

·        самостоятельно мыслить и творчески работать;

·        владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

 

Уровень знаний определяется собеседованием и тестированием.

 

Формы подведения итогов реализации программы: зачеты, конкурсы, внеклассные мероприятия, участие в олимпиадах «Интеллект», «Кенгуру».

 

Методическая работа педагога:

заниматься самообразованием;

повышать профессиональное мастерство;

посещать занятия других педагогов;

участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях,     заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

проводить открытые занятия;

подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.

 

Учебно – тематический план

1 год обучения.

Тема

Кол-во часов

Теорет.часов

Практич.часов

1

 Вводное занятие.

1

1

-

2.

Развиваемся, играя.

15

7

8

3.

Геометрическая составляющая.

10

5

5

4.

Текстовые задачи

 15

5

10

5.

Логические задачи. Математические игры.

15

6

9

6.

Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды.

8

3

5

7.

Итоговое занятие.

2

-

2

 

Итого

66

27

39

 

2 год обучения.

Тема

Кол-во часов

Теорет

часов

Практич

часов

1

 Вводное занятие.

1

-

1

2.

Числа и операции над ними

15

7

8

3.

Геометрические фигуры и величин.

10

4

6

4.

Текстовые задачи

 15

5

10

5.

Логические задачи. Математические игры.

17

-

17

6.

Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды.

7

2

5

7.

Подведение итогов.

3

-

3

 

Итого

68

18

50

 

3 год обучения.

 

Тема

Кол-во часов

Теорет

часов

Практич

часов

1

Вводное занятие.

1.

-

1

2.

Текстовые задачи.

15

5

10

3.

Геометрические фигуры.

11

4

7

4.

Логика. Головоломки.

 16

-

16

5.

Логические задачи.

13

4

9

6.

Математические игры.

10

-

10

7.

Подведение итогов.

2

-

2

 

Итого

68

13

55

 

4 год обучения.

Тема

Кол-во часов

Теорет

часов

Практич

часов

1

 Вводное занятие.

1.

-

1

2

Многозначные числа и операции над ними

15

7

8

3.

Геометрические тела.

12

5

7

4.

Текстовые задачи. Рассуждаем, группируем.

 15

-

15

5.

Логические задачи.

13

3

10

6.

Математические игры.

10

-

10

7.

Подведение итогов.

2

 

2

 

                                 Итого

68

15

53

 

Содержание программы.

1 год обучения.

1.Вводное занятие.(1 ч.)

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.

2.Развиваемся, играя. (15 часов)

Из истории натуральных чисел, конструирование из палочек, логические квадраты, закономерности.

Темы занятий:

·        Цифры и числа. Самое большое число.

·        Из истории чисел. 

·        Спичечный конструктор (счетные палочки). «Развиваемся, играя» (2 ч)

·        Магия чисел.

·        Римские цифры.

·        Монеты России. «Развиваемся, играя»

·        Математика и зеркало.

·        Математические рассказы.

·        Математические фокусы.

·        Задачи с одинаковыми цифрами.

·        Магическое яйцо.

·        Магические квадраты.

·        Японские кроссворды.

·        “Считайте” ногами. Тренировка  слуховой памяти. Развитие  мышления. Графический диктант.

3. Геометрическая составляющая. (10часов)

Основные понятия, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических составляющих. Конструирование аппликаций.

Темы занятий:

·        Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге.

·        Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. Получение прямой путём сгибания бумаги.

·        Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой.

·        Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости.

·        Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.

·        Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. Конструирование модели самолёта из полосок бумаги

·        Угол. Развёрнутый угол. Прямой угол. Непрямой угол. Виды углов: прямой, тупой, острый.

·        Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломанной.

·        Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Составление аппликации «Ракета».

·        Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.

4. Текстовые задачи. Решение задач разными способами.(15часов)

Решение задач разными способами. Решение задач в стихотворной форме, старинных задач, задач повышенной трудности.

Темы занятий:

·        Виды текстовых задач.

·        Решение задач в стихотворной форме.

·        Правильное условие – половина решения.

·        Составления рисунка к задаче.

·        Составление схем  к условию задач. (2 ч)

·        Старинные задачи.

·        Решение старинных задач

·        Схемы и алгоритмы решения задач. (2 ч)

·        Графическое моделирование. (2 ч)

·        Задачи повышенной трудности. (2 ч )

·        Олимпиадные задачи.

5. Логические задачи. Математические игры. (15 часов).

Темы занятий:

·        Множества. Элементы множества. Способы задания множеств.

·        Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество.

·        Отображение множеств.

·        Кодирование.

·        Вложенность (включение) множеств.

·        Пересечение множеств.

·        Объединение множеств.

·        Решение логических задач. (2 ч)

·        Решение тестовых задач.

·        Математические дорожки: а) математические кресты
б) математические квадраты; в) числовое окно; г) цифры в цифрах.

·        Задачи- шутки. Задачи – невелички. Развитие логического мышления.

·        Математические Интернет – олимпиады и викторины.

·        Числовые горизонтали. Тренировка  слуховой памяти.

·        Олимпиада по математике.

6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. (8 ч.)

Основные правила решения ребусов, шарад, кроссвордов.

Темы занятий:

·        Учимся разгадывать ребусы.

·        Учимся разгадывать и составлять ребусы.

·        Учимся зашифровывать слова с помощью рисунков

·        Учимся разгадывать шарады.

·        Учимся отгадывать загадки. Игра в слова «Необыкновенные превращения».

·        Учимся разгадывать кроссворды.

·        Учимся составлять кроссворды.

·        Математические игры.

 7. Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Темы занятий:

·        Внеклассное занятие  «Праздник числа».

·        Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.

2 год обучения.

1. Вводное занятие.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.

2. Числа и операции над ними. (15 часов)

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

Темы занятий:

·        Виды математических игр и заданий.

·        Цифры и числа. Самое большое число.

·        Из истории чисел. Арифметика каменного века.

·        Счет по пальцам. Почему мы считаем до десяти.

·        Системы исчисления. Счет дюжинами, шестидесятками (минуты и секунды), пятерками и  т.д.

·        Ноль и бесконечность.

·        Счетные устройства (от абака до калькулятора).

·        Отрицательные числа.

·        Целые и дробные числа.

·        Все арифметические действия. Какое действие самое важное?

·        Скобки все решают.

·        Задачи с одинаковыми цифрами.

·        Магические квадраты.

·        Японские кроссворды. (2 ч)

3. Геометрические фигуры и величины. (10часов)

Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических фигур.

Темы занятий:

·        Старинные меры измерений.

·        Длина. Придумывание новых мерок.(2 ч)

·        Измерение, исследовательская работа «38 попугаев».(2 ч)

·        Геометрические фигуры. Все виды.

·        Преобразование геометрических фигур на плоскости.

·        Китайская головоломка “Танграм”. (2 ч.)

·        Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

4. Текстовые задачи. Решение задач разными способами.(15часов)

Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности.

Темы занятий:

·        Виды текстовых задач.

·        Правильное условие – половина решения.

·        Х – это неизвестное.

·        Решение задач с помощью уравнений. (3 ч)

·        Старинные задачи.

·        Решение старинных задач.

·        Арифметическое и алгебраическое решение задач.

·        Схемы и алгоритмы решения задач.

·        Графическое моделирование. (2 ч)

·        Задачи повышенной трудности.

·        Решение тестовых задач.

·        Задачи в стихах.

5. Логические задачи. Математические игры (17 часов).

Обобщение изученного в курсе.  Математические игры.

·        А и Б сидели не трубе. Логические задачи.

·        Истина и ложь. Таблицы истинности. Предикаты.

·        Логические операции И, ИЛИ, НЕ. (2 ч)

·        Способы решения логических задач.

·        Решение логических задач. Развиваем память. (2 ч.)

·        Решение логических задач. Развиваем память.

·        Решение логических задач. Развиваем внимательность (2 ч)

·        Решение логических задач. Развиваем воображение. (2 ч)

·        Решение логических задач. Развиваем мышление.

·        Математические Интернет-олимпиады и викторины..

·        Блиц-турнир.

·        Остров арифметики.

·        Математические бои.

·        Олимпиада по математике.

6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. (7 ч)

Основные правила составления ребусов, шарад, кроссвордов.

Темы занятий:

·        Учимся составлять ребусы. Игра в слова: "Похожие слова".

·        Учимся составлять шарады. Игра в слова: "Наоборот".

·        Учимся составлять загадки. Игра "Лабиринт загадок".

·        Учимся составлять кроссворды. "Столбик слов".

·        Учимся составлять ребусы. «На одну букву».

·        Учимся составлять шарады. "Восстанови порядок".

·        Игра "Калейдоскоп". Загадки. Ребусы. Кроссворды.

7. Подведение итогов. (3 ч )

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Темы занятий:

·        Внеклассное занятие «Геометрия вокруг нас».

·        Итоговое занятие. Игра “Сократ”.

·        Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.

                                                     

                                                   3 год обучения.

1. Вводное занятие.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.

Темы занятий:

·        Вводное тестирование.

2. Текстовые задачи. (15 ч).

Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности. Составления задач на основе краеведческого материала.

Темы занятий:

·        Составление и решение простых занимательных задач. Развитие быстроты реакции. (2 ч )

·        Изучаем родной край. Заочное путешествие.(2 ч )

·        Составление задач, основанных на числах краеведения. (4 ч )

·        Задачи повышенной трудности. (2 ч )

·        Задачи с одинаковыми цифрами.

·        Решение задач тестового характера.

·        Японские кроссворды.

·        Олимпиадные задачи.

·        Математические Интернет-олимпиады и викторины.

3. Геометрические фигуры (10часов).

Знакомство с геометрическими фигурами, их построения, свойства, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических фигур.

Темы занятий:

·        Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки без деления

·        Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

·        Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей

·        Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.

·        Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.

·        Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.

·        Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.

·        Вписанный в окружность треугольник.

·        Изготовление модели часов.

·        Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».

 

4. Логика. Головоломки. (15часов)

Темы занятий:

·        Решение головоломок. Совершенствование воображения

·        Составление и решение простых занимательных задач. Развитие быстроты реакции.

·        Задания по поиску закономерностей. Развитие концентрации внимания.

·        Простые лабиринты. Ходы в лабиринтах. Тренировка внимания.

·        Ребусы. Развитие логического мышления.

·        Алгоритм. Составление алгоритмов. Совершенствование воображения.

·        Выполнение действий по алгоритму. Развитие концентрации внимания.

·        Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений. Тренировка внимания.

·        Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

·        Логические концовки. Развитие логического мышления.

·        Головоломки. Тренировка зрительной памяти.

·        Головоломки. Развитие логического мышления.

·        Головоломки. Обучение поиску закономерностей.

·        Магические квадраты. Развитие логического мышления.

·        Магические квадраты. Развитие умения решать нестандартные задачи.

 

5.Логические задачи. (12 часов)

Знакомство с разделами математики, которые широко используются в области компьютерного моделирования.

Темы занятий:

·        Множество. Число элементов множества. Подмножество

·        Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

·        Пересечение и объединение множеств. Слова «НЕ», «И», «ИЛИ».

·        Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ».

·        Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ».

·        Граф. Вершины и ребра графа.

·        Граф с направленными рёбрами.

·        Аналогия.

·        Закономерность.

·        Аналогичная закономерность.

·        Выигрышная стратегия.(2 ч)

 6. Математические игры. (9 ч.)

Темы занятий:

·        Игры с таблицей умножения.

·        Игра  «Кто хочет стать миллионером?»

·        В гостях у Вини Пуха.

·        Математические игры с Колобком.

·        Математический КВН.

·        Математические игры и тренажёры.(2 ч)

·        Игра «Сто к одному».

·        Игра «На лесной поляне».

7. Подведение итогов. (2 ч)

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Темы занятий:

·        Внеклассное занятие «Математика – царица наук».

·        Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.

                                                

                                                  4 год обучения.

1. Вводное занятие.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.

Темы занятий:

Вводное тестирование.

2. Многозначные числа и операции над ними. (15 ч )

Темы занятий:

·        Многозначные числа. Самое большое число.

·        Из истории чисел. Арифметика каменного века.

·        Системы исчисления.

·        Кодирование.(2 ч )

·        Счетные устройства (от счёт до компьютера). ( 3 ч )

·        Все арифметические действия. Какое действие самое важное?

·        Скобки все решают.

·        Задачи с одинаковыми цифрами.

·        Магические квадраты.(2 ч )

·        Японские кроссворды. (2 ч)

3. Геометрические тела. (12часов)

Знакомство с геометрическими телами, их построения, свойства, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических тел.

Темы занятий:

·        Прямоугольный параллелепипед. Элементы  прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины.

·        Развёртка прямоугольного параллелепипеда, изготовление модели прямоугольного параллелепипеда.

·        Изображение прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка.

·        Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба

·        Чертёж куба в трёх проекциях.

·        Изготовление модели куба сплетением трёх полосок.

·        Знакомство с правильной треугольной пирамидой. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух полос.

·        Осевая симметрия.

·        Представления о цилиндре.

·        Практическая работа «Изготовление карандашницы»

·        Знакомство с шаром и сферой.

4. Текстовые задачи. Рассуждаем, группируем. (15часов)

Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности.

Темы занятий:

·        Задачи на нахождение закономерностей.

·        Обучение поиску закономерностей.

·        Задачи на нахождение принципа группировки.

·        Задачи на нахождение нескольких вариантов ответов на один и тот же вопрос. Совершенствование воображения.

·        Задачи с многовариантными решениями. Развитие быстроты реакции.

·        Нахождение рационального способа решения. Развитие концентрации внимания.

·        Задачи на классификацию, выявление закономерностей. Тренировка внимания.

·        Логические цепочки. Формулирование утверждений и логических рассуждений. Тренировка зрительной памяти.

·        Построение логических цепочек. Тренировка  слуховой памяти.

·        Логическое обоснование. Предполагаемые результаты и доказательства их истины. Развитие быстроты реакции.

·        Отыскивание логических ошибок о рассуждениях. Развитие логического мышления.

·        Решение задач, не имеющих однозначного решения. Развитие быстроты реакции.

·        Работа с изографами. Развитие концентрации внимания.

·        Работа с числографами. Тренировка внимания.

·        Решение нестандартных и нетрадиционных задач. Тренировка зрительной памяти.

 

5. Логические задачи. (13 часов)

 

Игры и задания направлены на формирование у детей начальных представлений об алгоритме, действиях над множеством.

 

Темы занятий:

·        Расселяем множества.

·        Слова «НЕ», «И», «ИЛИ».

·        Строим графы.

·        Путешествуем по графу.

·        Разбиваем граф на части.

·        Правило «ЕСЛИ - ТО».

·        Делаем выводы.

·        Алгоритм.

·        Схема алгоритма

·        Ветвление алгоритма.

·        Цикл в алгоритме.

·        Алгоритмы с ветвлением и циклами.

6.  Математические игры. (10 ч. )

Тема занятий:

·        Игры с таблицей умножения.

·        Игра  «Кто хочет стать миллионером?»

·        Математический КВН.

·        Математические игры и тренажёры.

·        Игра «Сто к одному».

·        Игра «Пирамида множеств».

·        Игра «Что такое? Кто такой?»

·        Игра « Какой признак? Чей признак?»

·        Математические Интернет-олимпиады и викторины.

7. Подведение итогов. (2 ч )

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Темы занятий:

·        Внеклассное занятие «Умники и умницы».

·        Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендованной литературы.

1.     Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.

2.     Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы».М.: «Аирис-пресс» - 2009 г.

3.     Голубь В. Т. «Графические диктанты» М. : «ВАКО» -2008 г.

4.     Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.

5.     Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.

6.     Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.

7.     Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.

8.     Савенков А. И. «Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей  7 – 8 лет.» М.:Издательство «Фёдоров»-2010 г.

9.     Савенков А. И. « Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.

10. Савенков А. И. «Развитие познавательных способностей.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.

11. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.

12. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.

13. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей. Практикум» М.: Издательство «У – Фактория» 2006

14. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.

15.  Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2007

16. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 1 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.

17. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.

18. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 3 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.

19. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.


Скачано с www.znanio.ru