СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ |
|
|
1.1. |
Пояснительная записка. |
2 |
1.1.1. |
Направленность программы |
2 |
1.1.2. |
Актуальность программы |
2 |
1.1.3. |
Отличительные особенности программы |
3 |
1.1.4. |
Адресат программы |
3 |
1.1.5. |
Объем и сроки освоения программы |
3 |
1.1.6. |
Формы обучения |
3 |
1.1.7. |
Режим занятий |
4 |
1.2. |
Цель и задачи программы. |
5 |
1.2.1 |
Теоретико-методологическое обоснование программы |
6 |
1.2.2 |
Описание ценностных ориентиров содержания курса |
7 |
1.3. |
Содержание программы. |
7 |
1.3.1. |
Учебный план и его содержание |
7 |
1.4. |
Планируемые результаты. |
8 |
2. Комплекс организационно- педагогических условий. |
10 |
|
2.1. |
Календарный- учебный график. |
10 |
2.2. |
Условия реализации. |
11 |
2.2.1. |
Материально-техническое обеспечение |
12 |
2.2.2. |
Информационное обеспечение |
12 |
2.2.3. |
Кадровое обеспечение |
12 |
2.3. |
Формы аттестации. |
12 |
2.4. |
Методическое обеспечение программы. |
13 |
3. |
Список литературы. |
13 |
4. |
Приложение |
14 |
4.1. |
Диагностический материал. |
14 |
1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Логика» составлена в соответствии с:
• - Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Национальным проектом «Образование»:
• Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3):
• приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• приказом министерства образования Оренбургской области от 23 июля 2020 года № 01-21/979.
Программа является:
- по степени авторства: модифицированной;
- по цели обучения: познавательной;
- по содержанию: однопрофильной;
- по возрастным особенностям: разновозрастной (для обучающихся 8-9 лет);
- по контингенту обучающихся: общей;
- по временным показателям: рассчитана на 1 год;
-по организации образовательного процесса: индивидуально-групповое обучение.
1.1.1. Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логика» направлена на развитие логического мышления, речи, памяти обучающихся, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
Программа составлена с учетом требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и Федерального проекта «Успех каждого ребенка» и отвечает потребностям общества в формировании компетентной, творческой, креативной, трудолюбивой личности.
1.1.2. Актуальность программы
Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.
Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.
Программа «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
1.1.3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью Программы является то, что она адаптирована к условиям дополнительного образования и разработана для детей с разными стартовыми возможностями и для каждого воспитанника выстраивается индивидуальный план работы
Имеется связь с другими программами. Элементы данной программы присутствуют в таких разделах общешкольной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык».
1.1.4. Адресат программы
Программа «Логика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Состав группы постоянный, набор свободный, до 16 человек. При работе по данной программе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Вид программы: модифицированная.
1.1.5 Объем и сроки освоения программы
Срок реализации программы – 1 год. Объем учебных занятий - 30 часов (1 час в неделю).
1.1.6 Форма обучения по программе «Логика».
Основной формой обучение является учебное занятие. Обучение по программе проводятся в форме аудиторных, дистанционных, комбинированных (аудиторных и дистанционных) занятий.
Дистанционная работа осуществляется с помощью применения электронных технологий. При дистанционном обучении в условиях ограниченного интернета и технологических средств допускаются занятия в любой доступной форме с использованием сотовой связи, видеозаписей уроков, Viber, Zoom, Whatsapp.
Комбинированная работа включает в себя сочетание технологий электронного обучения с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию в очном режиме, организуется в условиях мер эпидемиологической безопасности в образовательных учреждениях.
Формы занятий:
· по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая, индтвидуальная;
· по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
· по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
1.1.7. Режим, периодичность и продолжительность занятий.
Программа рассчитана на 1 год. Курс включает 30 занятий: одно занятие в неделю. Продолжительность занятий: 2 класс – 45 минут. При дистанционном обучении занятия с применением электронных технологий проводятся по 1 академическому часу (30 минут).
Динамические паузы, физминутки являются неотъемлемой частью каждого занятия и позволяют снять умственную усталость обучающихся. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Рекомендуемая модель занятия такая:
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).
2. Разминка (3-5 минут).
Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут).
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей.
Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включен зрительный диктант.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
4. Весёлая переменка (3-5 минут).
5. Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут).
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать -(5 минут).
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель - развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи курса:
1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
1.2.1. Теоретико-методологическое обоснование программы:
Базовые теоретические идеи:
1. Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.
2. Идея о феноменологии современного школьного возраста.
3. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного,
интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно
действовать и творить образовательного процесса.
4. Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций
выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений —инициатив,
творчества, интересов, самостоятельной деятельности.
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для младших школьников.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
· формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
· формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
· формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
· создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
· способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
· развитие речи.
Воспитывающий аспект
· воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Принципы построения программы.
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
3) увеличение объёма материала;
4) наращивание темпа выполнения заданий;
5) смена разных видов деятельности.
1.2.2. Описание ценностных ориентиров содержания курса
· Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
· Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
· Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
· Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
· Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
1.3.1. Учебный план
Начало освоения программы |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Всего часов |
Дата окончания |
21.09.2020г |
1час |
30 |
30ч |
17.05.2021г |
1.3.2. Учебно- тематический план
№ п/п |
Разделы и темы |
Количество часов |
1 |
Свойства, признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов. |
1 |
2 |
Сравнение Сходство и различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения. Значение сравнения. Тест «Сравнение». Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры |
6 |
3 |
Элементы логики Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Логические операции «и» и «или». Решение логических задач и задач-шуток. |
4 |
4 |
Развитие аналитических способностей. Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Житейские задачи. Задачи- смекалки. Логические игры. Интеллектуальный марафон «Умники и умницы» |
5 |
5 |
Множества Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность |
4 |
6 |
Классификация. Правила классификации. Рассуждения. Умозаключения. Причинно-следственные цепочки. |
2 |
7 |
Совершенствование воображения. Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы |
2 |
8 |
Тренировка внимания. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. Итоговый тест.
|
3 |
9 |
Тренировка памяти. Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
|
3 |
1.4. Планируемые результаты.
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
· Целостное восприятие окружающего мира.
· Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
· Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
· Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
· Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
· Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
· Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
· Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
· Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
· Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
·
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
· Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
· Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
·
Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
·
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной
форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
· Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
· Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
· Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Результаты освоения курса
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
· учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
· учиться выражать свои мысли, аргументировать;
· овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
· учиться отличать факты от домыслов;
· овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
· формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
· овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
· перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
· находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
· развивать доброжелательность и отзывчивость;
· развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
· применять правила сравнения;
· задавать вопросы;
· находить закономерность в числах, фигурах и словах;
· строить причинно-следственные цепочки;
· упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
· находить ошибки в построении определений;
· делать умозаключения;
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график. 2 класс.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Время проведения |
Форма занятия |
1 |
I. Введение. Свойства, признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов. . |
1 |
21.09 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
2 |
5. Сравнение. Сходство и различие. |
1 |
28.09 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
3 |
7. Существенные признаки. Характерные признаки. |
1 |
05.10 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
4 |
8. Правила сравнения. Упорядочивание признаков. |
1 |
12.10 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
5 |
Значение сравнения. Тест «Сравнение». |
1 |
19.10 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
6 |
Истинные и ложные высказывания. |
1 |
26.10
|
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
7 |
Сравнение предметов по признакам |
1 |
09.11
|
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
8 |
Симметрия. Симметричные фигуры. |
1 |
16.11 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
9 |
Логические операции «и» и «или». |
1 |
23.11 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
10 |
Множество. Элементы множества. |
1 |
30.11 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
11 |
Способы задания множеств. Сравнение множеств. |
1 |
07.12 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
12 |
Отношения между множествами(объединение, пересечение, вложенность) |
1 |
14.12
|
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
13 |
Отношения между множествами(объединение, пересечение, вложенность) |
1 |
21.12 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
14 |
Решение логических задач и задач-шуток. |
1 |
28.12 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
15 |
Задачи- смекалки. Логические задачи, игры. |
1 |
11.01 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
16 |
Составление вопросов и загадок. Житейские задачи |
1 |
18.01 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
17 |
Логические упражнения. |
1 |
25.01
|
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
18 |
Интеллектуальная викторина. |
1 |
01.02 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
19 |
Правила классификации. Рассуждения. Умозаключение. |
1 |
08.02 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
20 |
Причинно – следственные цепочки. Умозаключение |
1 |
15.02 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
21 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
22.02 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
22 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками |
1 |
01.03 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
23 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать |
1 |
15.03 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
24 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. |
1 |
22.03 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
25 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
05.04 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
26 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
1 |
12.04 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
27 |
Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. |
1 |
19.04 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
28 |
Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать и анализировать |
1 |
26.05 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
29 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговый тест. |
1 |
10.05 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
30 |
Интеллектуальный марафон «Умники и умницы» |
1 |
17.05 |
13.15- 14.00 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
2.2 Условия реализации программы
Основным условием для занятий по Программе является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда: подготовка помещения, материально-техническое оснащение, дидактическое и методическое сопровождение.
2.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы «Логика» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
- отдельный класс;
- компьютер;
-учебные пособия;
- дидактический материал.
При дистанционном обучении используется: сеть Интернет, компьютер, ноутбук, онлайн-уроки, Zoom, Viber, Whatsapp.
2.2.2. Информационное обеспечение программы
Зрительный ряд: видео-ролики, схемы, иллюстрации, методические виды продукции (план открытых занятий, бесед, мероприятий, контрольных срезов).
Литературный ряд: специальная литература (учебные пособия и методическая литература).
При дистанционном обучении иметь: сеть Интернет, компьютер, ноутбук, сотовая связь.
2.2.3. Кадровое обеспечение программы
Право на реализацию Программы имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Образовательный процесс осуществляет преподаватель, имеющий высшее или среднее педагогическое образование.
2.3. Формы аттестации и контроля
В качестве способов отслеживания результатов освоения обучающимися основных разделов Программы осуществляется поэтапный мониторинг умений, практических навыков, диагностика развития личностных качеств обучающихся,
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
· тестирование;
· практические работы;
· творческие работы;
· самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
· поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
· 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
· 60-80% - уровень выше среднего;
· 50-60% - средний уровень;
· 30-50% - уровень ниже среднего;
· меньше 30% - низкий уровень.
2.4. Методическое обеспечение программы.
Материально – техническое – аудиторная доска с магнитной поверхностью, компьютер, медиа – проектор.
Информационно- методическое обеспечение:
1) Акимова, М.К. Диагностика умственного развития детей/ М.К. Акимова. – СПб: Питер, 2006. - 840 с.
2) Волкова, Т. Н. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет/ Т.Н. Волкова. – Донецк: БАО, 2006. – 239 с.
3) Гейссельхарт, Р.Р. Память: тренировка памяти и техники концентрации внимания/ Р.Р. Гейссельхарт. – М.: МГУ, 2007. – 125 с.
4) Ильина, М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 6-8 лет/ М.В. Ильина. – М.: АРКТИ, 2001. – 136 с
5) Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/О.Н. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 376 с
6). Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей/Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Гринго, 2001. – 240 с.
7). Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград, 2004г.
8) Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
9) Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на Дону, 2008г
10) Ускова Г.А. Психолого – педагогическая диагностика младших школьников/ Г.А. Ускова. – М.: Академический проект, 2004. – 144
11) Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2019г
2.5. Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011.
2. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [электронный ресурс]:
https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/download/2752/. – Режим доступа: – Документы. – (Дата обращения: 18.08.2020);
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). – Режим доступа:
http://prospekt45.ru/uploads/kfiles/files/metod_po_razrabotke_DOOP.pdf. (Дата обращения: 5.09.2019);
4. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ - - (Дата обращения: 20.05.2020).
5. Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (приложение к письму Роспотребнадзора от 8 мая 2020 г. № 02/8900-2020-24). – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73905612/ (Дата обращения: 5.08.2020);
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [электронный ресурс]: – Режим доступа: https://base.garant.ru/71770012/ – (Дата обращения: 14.05.2020);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [электронный ресурс]: – Режим доступа: https://rg.ru/2018/12/03/minprosvescheniya-prikaz-196-site-dok.html. – Документы. – (Дата обращения: 18.01.2019);
8. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [электронный ресурс]: «Электронная газета». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html. – Документы. – (Дата обращения: 18.05.2018);
9. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)» [электронный ресурс]: – Режим доступа: http://39.rospotrebnadzor.ru/sites/default/files/sp_3.1_2.4.3598-20_.pdf – Документы. – (Дата обращения: 18.05.2020);
10. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]: Кодексы и законы РФ. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ – Законы. – (Дата обращения: 18.05.2020).
11. Федеральный проект «Успех каждого ребенка». – Режим доступа: http://майскийуказ.рф/upload/iblock/bd5/Uspekh-kazhdogo-rebyenka-_obnov.-red_.pdf. (Дата обращения: 19.11.2019);
12. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». - Режим доступа: http://майскийуказ.рф/upload/iblock/b0d/TSifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-_obnov.-red_.pdf(Дата обращения: 19.11.2019
2.6. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности
Помещение для занятий должно соответствовать нормам СанПиНа и требованиям по охране труда.
Общие требования безопасности на занятиях
К занятиям допускаются обучающиеся:
- прошедшие инструктаж по ТБ;
Обучающийся должен:
- бережно относится к оборудованию и использовать его по назначению;
- уважительно относится к членам коллектива, родителям и педагогам;
- в случае пропуска занятия заранее предупредить педагога и сообщить о причине;
- знать и выполнять настоящую инструкцию;
перед началом занятий:
- в случае плохого самочувствия сообщать об этом педагогу;
во время занятий:
- точно и своевременно выполнять задания педагога;
- следовать правилам предупреждения травм на занятиях;
по окончании занятий:
- под руководством педагога организованно покинуть место проведения занятия.
Категорически запрещается:
- сидеть на подоконниках, самостоятельно открывать и закрывать окна;
- кричать и громко разговаривать на занятии.
2.7. Электронные ресурсы
www.mon.gov.ru – Сайт Министерства образования и науки.
4. Приложение.
4.1. Диагностический материал.
2 класс
Тест «Сравнение»
1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
· Деревянный, удобный, письменный … .
· Летний, солнечный, праздничный … .
· Узкий, длинный, кожаный … .
· Черная, рыхлая, влажная … .
· Большие, сине, грустные … .
· Душный, сухой, пыльный … .
2. Подбери близкие по значению слова.
· Друг – товарищ.
· Храбрый - … .
· Скоро - … .
· Разломать - … .
· Думать - … .
· Редко - … .
3. Сравни самолет и автобус.
Какой признак отличия лежит в основе деления:
o Перелетных и зимующих птиц;
o Хвойные и лиственные деревья.
5. Выдели признаки сходства.
o Песок, крупа - … .
o Глина, снег - … .
o Книга, телевизор - … .
o Чайник, утюг - … .
6. Напиши красивое сравнение.
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
o Красногрудые снегири похожи на … .
o Волосы мягкие, как … .
o Голос звучал нежно, как … .
7. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.
Например: друг ( старый) шкаф.
o Настроение ( … ) утро.
o Обида ( … ) таблетка.
o Торт ( … ) загар.
Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н … В … Д … Н … Н
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
2 класс
Тест « Отношения».
1. Определи тип отношений, запиши рядом.
o Телевизор – экран Воробей – утка
o Брюки – одежда Горький – сладкий
o Почтальон – письмо Сегодня – завтра
o Гололед – перелом руки Карман – кнопка
2. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
а) Вид – род
лето - …
столяр - …
поезд - …
б) Целое – часть
растение - …
рыба - …
воздух - …
в) Противоположности
аккуратный - …
прямой - …
бросил - …
г) Рядоположности
люстра - …
Буратино - …
сердце - …
д) Функциональные
уши - …
гитара - …
корова - …
е) Последовательности
седьмой - …
завтра - …
молния - …
ж) Причина – следствие
игра со спичками - …
долго был летом на солнце - …
погибло много птиц - …
3. Составить самостоятельно пару понятий:
o род – вид;
o рядоположности;
o целое – часть;
o причины – следствия.
4. Зачеркни неверные пары.
Род – вид: звери – животные.
Противоположные: жара – засуха.
Причина – следствие: утро – вечер.
Последовательные: последний этаж – чердак.
Функциональные: медведь – берлога.
Целое – часть: озеро – глубина.
Рядоположности: река – рыба.
5. Напиши противоположные понятия:
o свежая газета - …
o свежая рубашка - …
o свежий хлеб - …
6. Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
o Спортивная обувь, кеды, обувь.
o Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
7. Построй сам такую цепочку.
Роза - … - … - … .
Расшифруй слова.
а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А
К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л
З М Л Т Р С Н - …
2 класс
Итоговый тест
1. Впишите слово, которое является понятием данного определения.
o Мера длины, равная 100 см, - … .
o Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .
o Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .
o Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .
o Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .
o Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .
o Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .
o Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
2. Дополни определение.
o Час – это единица времени.
o Гроза – это явление природы.
o Корень – это часть растения.
3. Самостоятельно составь определение.
o Дневник – это … .
o Делитель – это … .
o Береза – это … .
o Справедливость – это … .
4. Вычеркни определения с ошибками.
o Враг – это человек, который желает тебе зла.
o Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
o Чай – это кипяченая вода чайнике.
o Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
o Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
o Корова – животное, которое дает молоко.
o Ствол – это древесный стебель.
5. Объясни своими словами крылатые выражения.
o Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
o Глаза – зеркало души.
2 класс
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
o мальчик, девочка, бабушка - … .
o сметана, кефир, майонез - … .
o Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
o дуб, баобаб, береза, осина - … .
o предательство, доброта, честность - … .
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
г) Аналогия.
o Вверх – вниз
o Говорил - …
o Думать – размышлять
o Ломать - …
o Брюки – штанина
o Рубашка - …
o 1 2 3 – 2 3 4
o 3 4 5 - …
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К
2 класс
Тест «Классификация»
1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
Коза, корова, лось, лошадь - … .
в, з, ш, д - … .
Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
Добрый, жадный, честный, голодный - … .
2. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
Ель ромашка шиповник
Клен ландыш смородина
Береза колокольчик сирень
3. Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
4. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Произведи классификацию самостоятельно. Исправь ошибки в классификации.
§ Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
§ Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
§ Водоемы делятся на океаны и моря.
5.Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
§ Люди делятся на детей и взрослых.
§ Машины делятся на грузовые и легковые.
§ Год делится на зиму, лето, осень, весну.
§ Горы делятся на старые и молодые.
§ Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
§ Час состоит из минут и секунд.
2 класс
Тест «Сравнение»
1.Назови не менее трех признаков (свойств):
а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.
Впиши ответы:
_____________;
_____________;
_____________.
2. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
Впиши ответ: ________________________________________________ .
3. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
Ответ: _________________________________ .
4. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?
Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)_________________ a)_________________
_b)_________________ b)_________________
_c)_________________ c)__________________
_d)_________________ d)__________________ .
5. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
Ответ подчерки и объясни.
6. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
Ответы:
7. __________;
8. __________;
9. __________ .
* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________ .
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.