Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета № ____ Детского сада № 84 Протокол № ____ От « »_____________2016 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий Детского сада №84 _____________Н.И. Корелина Введено в действие приказом № ____ от « »___________2016 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
музыкального воспитания дошкольников посредством музицирования
на детских музыкальных инструментах в оркестре
«МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ – БОЛЬШИЕ МУЗЫКАНТЫ»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор программы:
Зырянова Лариса Алексеевна, музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория
г. Каменск-Уральский
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
3 |
Пояснительная записка 1.1. Аннотация к Программе 1.2. Цели и задачи реализации Программы. 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы. 1.4. Возрастные особенности воспитанников. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы 1.6. Мониторинг освоения Программы |
3 3 13 15 20 29 30 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
33 |
2.1. Учебный план 2.2. Календарный учебный график 2.3. Перспективное планирование музыкального репертуара |
35 37
39 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
43 |
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 3.2. Методическое обеспечение Программы. |
43 44 |
Список литературы 52
Приложения
1. Подготовительные игры и упражнения.
2. Партитуры музыкальных произведений.
3. Ритмические подвижные игры
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Аннотация программы дополнительного образования детей «Маленькие дети – большие музыканты»
Статус программы |
Авторская программа музыкального воспитания дошкольников в процессе музицирования на детских музыкальных инструментаз в оркестре «Маленькие дети – большие музыканты». Автор Зырянова Л. |
Направленность |
Художественно-эстетическое развитие (музыкально-ритмическое) |
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы |
Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной системе обучения, которая позволяет по мере необходиости варьировать образовательный процесс, дифференцировать и индивидуализировать задачи в соответствии с возрастными и индивидульными возможностями воспитанников. Способствует проявлению самостоятельности и инициативы детей в процессе создания ритмического аккомпанемента. Программа осуществляет интеграцию всех образовательных областей в процессе освоения музыкальных инструментов, может являться способом коррекции отклонений психофизического развития дошкольников, имея здоровьесберегающую направленность. Автор программы 2009 г.одержала победу в конкурсе «Педагогических инноваций» Фонда «Развитие через образование» г. Тольятти Самарской области, получила Сертификат для представления Программы на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций (г. Отрадный, Самарской области, 2014 г.) |
Цель программы |
Формирование общей музыкальности дошкольников путем углубленной работы по развитию чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах в оркестре. |
Задачи Программы |
Образовательные: 1. Познакомить детей с детскими музыкальными инструментами и способами игры на них (металлофон, ксилофон, треугольник, бубен, ложки, барабан, маракасы, блок-флейта, синтезатор, фортепиано). 2. Расширять музыкальный кругозор и познавательный интерес к миру звуков (тембровое восприятие). 3. Расширять знания о средствах музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, ритм, темп, регистр, динамика. 4. Познакомить с нотной грамотой, ноты, их расположение на клавиатуре и нотном стане. Воспитательные: 1. Воспитывать детский творческий коллектив: учить соотносить свою игру со звучанием всей партии инструментов, организованно начинать и заканчивать ритмический аккомпанемент. 2. Воспитывать у детей способность и желание делиться с партнерами музыкальными инструментами. 3. Сформировать детский оркестр, как единый творческий коллектив, работать над ансамблем в оркестре, использовать ускорение и замедление темпа для активизации внимания детей. Развивающие: 1. Развивать тембровый слух, обогащая слушательский багаж детей. 2. Развивать специальные ритмические навыки. 3. Развивать координацию речи и движения (хлопать и говорить в ритме). |
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ |
Разработанный алгоритм работы над оркестровкой музыкальных произведений дает возможность детям с ОВЗ (общее недоразвитие речи ОНР, задержка психического развития ЗПР) добиваться высокого уровня инструментального музицирования на детских музыкальных инструментах наравне с воспитанниками общеразвивающих групп ДОО. |
Контингент учащихся |
Дошкольники от 4 до 7 лет, возможны занятия в разновозрастной группе. При необходимости ее можно использовать и в начальной школе, так как постулаты программы универсальны и применимы для детей всего периода детства. |
Продолжительность реализации программы |
Программа рассчитана на 3 года. По мере необходимости материал может быть сокращен до 2 и 1 года. |
Режим занятий |
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-30 минут в вечернее время (60 академических часов в год) Расписание занятий прилагается |
Форма обучения |
очная |
Форма организации процесса обучения |
Комплексные игровые занятия
|
Ожидаемый результат |
Дети свободно владеют ударными детскими музыкальными инструментами (металлофон, ксилофон, бубен, треугольник, деревянные ложки, клавесы), владеют навыками игры на блок-флейте, фортепиано, синтезаторе. Имеют широкие представления о музыкальных жанрах, формах музыкальных произведений, средствах музыкальной выразительности. Могут анализировать их, сочинять ритмические рисунки и осуществлять подбор музыкальных инструментов для их исполнения. Дошкольники свободно общаются друг с другом и со взрослыми, соблюдают правила построения оркестровых партий, согласованно действуют с музыкальными инструментами. Знают ноты, их расположение на клиатуре и нотном стане, знакомы с гармониями тональностей (C-dur, а-moll). Коррекция нарушений моторики (общая (крупная) моторика, ориентация в пространстве, мелкая моторика рук, координация речи и движения, слуха и голоса, согласование темпа воспроизведения движений). |
Формы подведения итогов реализации программы |
1. Выступления на утренниках, тематических вечерах в ДОО. 2. Участие в творческих конкурсах на городском уровне. 3. Тестирование по итогам 2 и 3 года обучения. |
Дополнительная образовательная программа музыкального воспитания дошкольников посредством музицирования на детских музыкальных инструментах в оркестре «МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ – БОЛЬШИЕ МУЗЫКАНТЫ» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» города Каменска-Уральского.
За основу программы взята авторская «Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в оркестре» Л. Зыряновой, опубликованной в 2008 г. (Зырянова Л.А. Маленькие дети - большие музыканты – Тольятти: тип. «Форум», 2008. – 80 с.) на средства предоставленные фондом ОАО «КуйбышевАзот» по итогам XXII конкурса мини-грантов ГБФ «Фонд Тольятти» 2007 г. Рецензенты: Ректор Тольяттинского института искусств, заслуженный деятель искусств РФ, канд. Искусствоведения, профессор ТИИ Прасолов Е.Н., Доцент кафедры дошкольной педагогики УлГПУ, канд. Педагогических наук Семенова Н.В.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Декларация прав ребенка, принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года (принцип 7);
- Конвенция ООН о правах ребенка (статья 28, 29);
- Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года после всенародного голосования, вступила в силу 25 декабря 1993 года);
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 9);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Указ Президента РФ от 01.09.2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
- Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 года № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»»;
- Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020»;
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р).
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам»;
- Приложение к письму министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Распоряжение Правительства Свердловской области от 3 декабря 2015 года № 1319-РП «Об утверждении регионального комплекса мер по исполнению плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
Сроки обучения определены основной общеобразовательной программой Детского сада № 84.
Целевые ориентиры, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившего в силу в январе 2014 года, требуют от педагогов поиска новых нестандартных форм обучения, разработки инновационных технологий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Музыкальность, музыкальные способности, музыкальная одаренность – эти понятия всегда волновали педагогов-музыкантов во всем мире. Как разглядеть в маленьком человеке будущего Моцарта или Чайковского, Уланову или Цескаридзе, Баскова или Каллос?… Многие сотни, а может, и тысячи взрослых, у которых в свое время не разглядели музыкальный талант, становятся врачами, инженерами, рабочими, предпринимателями. На земле 6 миллиардов человек. Каждый – индивидуальность. Как не одинаковых отпечатков пальцев, так нет и абсолютно одинаковых людей, с их способностями и склонностями. Как «не прозевать», «не зарыть в землю» музыкальную одаренность ребенка? Ведь совсем не факт, что любой талант непременно раскроется, «пробьет себе дорогу», рано или поздно проявит себя.
Насколько важно научить ребенка исполнять музыку, сочинять ее или вполне достаточно развить в ребенке чувство прекрасного, научить слышать и понимать язык музыки, откликаться на нее всем своим существом? Насколько эмоциональная отзывчивость на музыку является необходимым условием формирования музыкальной личности, музыкальности каждого ребёнка?
Музыкальная одаренность встречается довольно редко. Гораздо чаще можно обнаружить проблемы, которые в большинстве своем выражаются в ускоренном или замедленном темпе воспроизведения музыкальных звуков, недостаточной координация слуха и голоса, речи и движения, несформированности мелкой и общей моторики. Как объединить детей с разным уровнем способностей общей музыкальной деятельностью и дать каждому ребенку возможность проявить себя в творчестве?
Уже в раннем возрасте большое значение в музыкальном развитии малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Это не просто копия настоящих музыкальных инструментов для развлечения. Детские музыкальные инструменты развивают слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка. В какой-то мере формируют его музыкальный слух.
Программа дополнительного образования «Маленькие дети – большие музыканты» имеет музыкально-ритмическую направленность и расширяет представления дошкольников о мире музыки, пластики, ритмики и инструментальном музицировании в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС ДО.
Виды детской деятельности, предложенные в Программе осуществляют интеграцию образовательных областей, решая следующие задачи:
1. Социально-коммуникативного развития;
- освоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
- формирование позитивных установок к различным видам творчества;
- формирование основ безопасного поведения в социуме.
2. Познавательного развития:
- развитие познавательной мотивации;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире (ритм, темп, динамика, тембр, мелодия);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, традициях и праздниках нашего народа, народов, населяющих Урал, многообразии стран и народов мира.
3. Речевого развития:
- обогащение активного словаря;
- развитие связной речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи;
- знакомство с детской литературой, книжной культурой в целом.
4. Физического развития:
- приобретение опыта выполнения упражнений по координации и гибкости;
- способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма (равновесие, координация движений, крупная и мелкая моторика рук).
5. Художественно-эстетического развития:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, ситеза искусств (словесного, изобразительного, музыкального);
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- формирование патриотических чувств в процессе приобщения к фольклору родного края, своей страны (устное народное творчество, народные инструменты, танцы, песни, сказки).
Критерием освоения Программы могут стать целевые ориентиры дошкольного образования, социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
Вследствие освоения программы «Маленькие дети – большие музыканты», дошкольники овладевают основными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах музыкально-ритмической деятельности - игре, общении, инструментальном музицировании и др.; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Дети получают установку положительного отношения к миру, другим людям (взрослым и сверстникам) и самому себе, формируют чувство собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. У детей развивается воображение, которое реализуется в разных видах совместной музыкальной деятельности, и прежде всего в игре на детских музыкальных инструментах в оркестре. Каждый ребенок умеет подчиняться правилам игры и социальным нормам поведения в кругу сверстников. В процессе освоения Программы дети достаточно хорошо владеет устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, могут выделять звуки в словах, из чего складываются предпосылки грамотности. Развивается крупная и мелкая моторика, ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Дошкольники способны к волевым усилиям, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Каждый ребёнок способен проявлять любознательность, обладает начальные знания о социальном мире, в котором он живёт, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать программное содержание музыкальному произведению, сочинять альтернативное продолжение сказки или музыкальной записовке; склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений.
Программа «Маленькие дети – большие музыканты» создает условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам музыкального образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, просветительскую работу.
Программа может быть использована как парциальная программа по разделу «Игра на детских музыкальных инструментах», так и как программа дополнительного образования для детей 4 – 10 лет.
1.2. Цель Программы
Формирование общей музыкальности дошкольников путем углубленной работы по развитию чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах в оркестре.
Задачи для детей 4-5 лет (1 год обучения)
1. Познакомить детей с детскими музыкальными инструментами и способами игры на них (металлофон, ксилофон, треугольник, бубен, ложки, барабан, маракасы).
2. Воспитывать детский творческий коллектив: учить соотносить свою игру со звучанием всей партии инструментов, органзованно начинать и заканчивать ритмический аккомпанемент.
3. Развивать тембровый слух, обогащая слушательский багаж детей.
4. Расширять музыкальный кругозор и познавательный интерес к миру звуков (тембровое восприятие).
5. Развивать специальные ритмические навыки: хлопать длинные и короткие звуки, координировать свои действия с музыкой.
6. Развивать координацию речи и движения (хлопать и говорить в ритме).
7. Развивать пространственные представления: низко-высоко, длинный-короткий, громко-тихо.
Задачи для детей 5 – 6 лет
1. Расширять представления детей о музыкальных инструментах (духовой, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов); приобщение детей к изготовлению музыкальных инструментов из подручного материала.
2. Развивать тембровый слух, обогащая слушательский багаж детей.
3. Продолжить воспитывать детский творческий коллектив; координирование своей игры в партии, слушание других партий в оркестре, соотносить свое исполнение по темпу и динамике со всей группой.
4. Расширять музыкальный кругозор и познавательный интерес к миру звуков (тембровое восприятие).
5. Совершенствовать навык ритмического аккомпанемента, чередуя в ритмических рисунках длинные ( I – ДОН, ТА) и короткие ( П – ДИ-ЛИ, ТИ-ТИ) звуки.
6. Развивать координацию речи и движения: хлопать и говорить в ритме, повторять и придумывать ритмические рисунки.
7. Расширять знания о средствах музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, ритм, темп, регистр, динамика.
Задачи для детей 6 – 7 лет (6 – 10 лет)
1. Познакомить с синтезатором, способом звукоизвлечения мелодии, аккомпанемента, изучение звуков и стилей синтезатора.
2. Познакомить с нотной грамотой, ноты, их расположение на клавиатуре и нотном стане.
3. Расширять представления детей о жанрах крупных и мелких форм музыки (балет, опера, симфония, концерт, танцевальные жанры, песенные жанры).
4. Совершенствовать осведомленность о средствах музыкальной выразительности: мелодии, аккомпанементе, ритме, темпе, регистре, динамике.
5. Развивать тембровый слух, обогащая слушательский багаж детей.
6. Развивать музыкальный кругозор и познавательный интерес к миру звуков (тембровое восприятие).
7. Совершенствовать навык ритмического аккомпанемента, использовать такие ритмические обороты как «затакт», «синкопа», «пунктирный ритм».
8. Формировать устойчивую координацию речи и движения, речи и темпа, использовать ритмические «разговоры», ритмические «приветствия», четко разделять слова на ударные и безударные слоги ритмическими элементами (I -ТА и П - ТИ-ТИ).
9. Сформировать детский оркестр, как единый творческий коллектив, работать над ансамблем в оркестре, использовать ускорение и замедление темпа для активизации внимания детей.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа отвечает основным принципам, определенным к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и использует лично-ориентированный подход в соотвествии с индивидуальными возсожностями и способностями воспитанников.
№ |
Название принципа |
Цель/содержание принципа. Реализация принципа |
1. |
Принцип научной обоснованности и практической применимости |
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной педагогики и психологии (культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, достижениям и исследованиям в коррекционной педагогики и психологии), требованиям коррекционных программ для детей с ОНР, ЗПР и УО и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования коррекционного направления. |
2. |
Принцип полноты, необходимости и достаточности |
Решение поставленных целей и задач на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму». Во всех видах детской деятельности в процессе разных форм организации детей педагоги используют достаточный материал, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ. |
3. |
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач |
В процессе реализации поставленных воспитательных, развивающих и обучающих задач формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. При планировании мероприятий педагоги обязательно формулируют три группы задач ориентированные на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. |
4. |
Принцип интеграции образовательных областей |
Реализация задач образовательных областей происходит в процессе их интеграции (взаимопроникновения и взаимодействия) и обеспечивает целостность образовательного процесса. Интеграция образовательных областей осуществляется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и возможна по задачам, по содержанию, по видам деятельности, по средствам. |
5. |
Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса |
Комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса позволяет объединить комплекс различных специфических видов детских деятельностей вокруг одной темы, сделать жизнь детей в детском саду интересной, а образовательный процесс – мотивированным. «Событийный» принцип реализуется посредством «организующих моментов»: «тематические недели», реализация проектов, праздники, традиции и др. |
6. |
Принцип сбалансированности деятельности |
Принцип предполагает сбалансированность совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Объем образовательной деятельности по физическому и художественно-эстетическому направлениям в обязательной части Программы составляет не менее 50% суммарного объема, отведенного на непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. |
7. |
Принцип построения образовательного процесса на адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми
|
Основными формами работы с детьми дошкольного возраста и ведущими видами деятельности для них являются игра и художественно-продуктивная деятельность. Основой взаимодействия взрослого и ребенка при этом является совместная деятельность. Новые знаний, их обобщение происходит в ходе проявления детьми активности. Педагог организует предметную среду, стимулирующую деятельность детей, а также ставит перед детьми проблемные задачи, решение которых и происходит в процессе деятельности детей и взрослого. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. |
8. |
Принцип единства диагностики и коррекции |
Коррекционная работа с детьми основывается на данных психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития каждого ребенка. |
9. |
Принцип развивающего обучения |
Образовательный процесс направлен в первую очередь на целостное развитие личности каждого ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития в процессе сотрудничества и в условиях специально организованной предметной среды и использования развивающих технологий (разноуровневый развивающий материал, создание ситуации успеха для каждого ребенка).
|
10. |
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода |
Учет индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка и особенностей всей группы в целом, конструирование «уровневых» программ с учетом сложности структуры дефекта. |
11. |
Принцип коммуникативной направленности
|
В коррекционно-развивающей работе с детьми особое внимание уделяется развитию речи как основному средству коммуникации и целенаправленному формированию навыков общения со взрослыми и сверстниками. Педагоги создают условия (проблемные ситуации, требующие от детей совместных усилий и сотрудничества, предметную среду), требующие от ребенка проявления речевой активности. Акцент делается на поддержании у детей потребности в общении и усвоении информации в процессе этого общения |
12. |
Принцип учета развивающего характера предметной среды
|
Предполагает создание среды, отвечающей образовательным потребностям детей, а также стимулирующей их активность. Среди основных характеристик при этом выступают: нежесткое центрирование, соответствие материала лексическому планированию и его сменяемость, учет индивидуальной направленности и интересов каждого из детей, гендерных особенностей. |
13. |
Принцип психологической комфортности |
Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
|
14. |
Принцип взаимодействия с семьей |
Предусматривает достижение цели полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Реализуется посредством вовлечения родителей в образовательный и коррекционно-развивающий процесс МБУ, повышение их педагогической компетентности и оказание консультативной помощи. |
Программа опирается на несколько основополагающих принципа построения педагогического процесса:
Доступность и постепенное повышения требований. Под доступностью подразумевается не отсутствие трудностей и элементарность поставленных задач, а возможность успешного преодоления этих трудностей всеми детьми без исключения и осознания ими себя как музыканта путем закрепления самооценки на ступени успеха. Активизация творческого потенциала каждого ребенка, возможность проявления его исследовательских способностей.
Системность и повторяемость материала. Непрерывность и регулярность занятий обеспечивает качественный скачок осознанности ритмической деятельности. Развивая чувство ритма, играя в оркестре на детских музыкальных инструментах, необходимо формирование навыка общения с инструментом и ритмом, автоматизация ритмических оборотов, способность услышать их в музыке и применить в непосредственной деятельности.
Сознательность и активность, способствующие формированию ключевых компетенций, становлению музыкальной личности, ее активной позиции.
1.4. Возрастные особенности воспитанников
Возрастные особенности детей 4-5 лет
4–5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления. Имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. В общую игру вовлекается от 2 до 5 детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15–20 минут, в отдельных случаях может достигать и 40–50 минут.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты
Внимание становится все более устойчивым. В деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Речь становится более связной и последовательной, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.
Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических заданиях. Наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей в игре, в изобразительной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность. Организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными, Дошкольники испытывают острую потребность в движении, В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных. Проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально-художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.
Слушание музыки остается любимым видом музыкальной деятельности детей. Они с удовольствием слушают как вокальную, так и инструментальную музыку, музыкальные произведения народного, классического и современного репертуара. Нравится содержание музыкальных произведений, связанное с жизнью в детском саду, соответствующей их собственному опыту. Иллюстрация играет роль основного материала, без которого маленький слушатель не может представить себе содержание песни.
В этом возрасте ребенок в общем виду улавливает развитие музыкального образа. Он способен замечать изменения средств музыкальной выразительности, на элементарном уровне осознает необходимость этих изменений.
Певческая деятельность. Дети любят петь со сверстниками, взрослыми и самостоятельно. Певческий диапазон ре-ля первой октавы. Голосовой аппарат не сформирован, дыхание слабое и короткое. Продолжительность пения не должна превышать 5 минут.
Музыкально-ритмическая деятельность. Движения становятся более легкими и ритмичными, ребенок может менять их самостоятельно в связи с контрастными изменениями характера музыкального произведения (двух-, трехчастная форма). Танцевальные шаги и движения может начинать с правой ноги (после показа взрослого), выполнять движения, построенные на чередовании или одновременном действии руками и ногами. Но возможности детей в музыкально-ритмической деятельности по-прежнему остаются сравнительно небольшими.
Музыкально-инструментальная деятельность. Дети Могут различать тембровые, звуковысотные, динамические особенности звучания различных музыкальных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других. Осваивает простую ритмическую пульсацию, простой ритмический рисунок, импровизируя на ударных музыкальных инструментах (бубен, ложки, нестандартных инструментах), осваивает металлофон. Однако начало игры на металлофоне вызывает трудности: получив молоточек, ребенок сразу начинает играть, не ожидая вступления. В этом помогут постоянные упражнения.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
В этом возрасте качественные изменения происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции. Дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Однако соблюдение в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. Дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам.
Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Дети могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Улучшается устойчивость памяти.
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений; глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.
В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность.
К важнейшим показателям музыкального развития, интенсивно проявляющимся в старшем дошкольном возрасте, относятся:
• развитая музыкальная память, возросший уровень запоминания, произвольность внимания;
• умение оперировать музыкальными представлениями;
• умение произвольно управлять музыкальной деятельностью;
• качественные отличия детского исполнительства, появляющиеся на основе осознанной цели;
• возросшая творческая активность в ее индивидуальных проявлениях.
В этом возрасте ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное восприятие.
Происходит дальнейшее развитие слуховых ощущений для восприятия, различения, запоминания и воспроизведения музыкальных звуков различной высоты, тембровой окраски, организованных во временном и ладовом отношении.
Мелодический слух шестилетних детей проявляется в точном воспроизведении сложных интонационных оборотов мелодии (восходящая секста, малая и большая секунды, квинтовые интонации), различении и воспроизведении интервалов от секунды до октавы. Певческая интонация становится более точной. Дети этого возраста способны к различению устойчивых и неустойчивых звуков лада, к запоминанию и различению тоники, что свидетельствует о восприятии ладовых тяготений.
Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Дошкольники уверенно владеют культурой самообслуживания. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные правила и нормы. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека – сочувствие.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Большую значимость для детей приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся проявить себя, привлечь внимание других к себе.
К семи годам испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков мене устойчиво.
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности.
- У детей развиты слуховые ощущения, музыкальность как комплекс способностей.
- Мелодический слух детей характеризуется точным запоминанием и воспроизведением сложных в интонационном и ладовом отношении мелодий.
- Дети легко удерживаются в пределах тональности песни, что говорит о сформированности ладового чувства.
- Музыкально-сенсорный опыт позволяет детям различать звуки по высоте в пределах всех интервальных отношений, хорошо ориентироваться в тембрах, различать и воспроизводить сложные ритмические соотношения.
- Эмоционально осознанное отношение к музыке как виду искусства проявляется в умении детей чувствовать смену музыкальных настроений, развитие образов, дифференцировать средства музыкальной выразительности.
- У детей возрастает доля творчества и собственной интерпретации музыкальных произведений.
- Исполнительская деятельность ребенка характеризуется высокими показателями.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Если ребенок не обладает в достаточной степени развитым ладо-высотным слухом и чувством ритма, или хотя бы одним из них, трудно контролировать одновременно и звуковысотную и ритмическую сторону музыки. Данная программа позволяет за счет углубленного развития чувства ритма, освободить умственную активность на контроль ладо-высотной стороны музыки (мелодии). Уже через два месяца систематических занятий (деятельностно-коммуникативный этап), дети свободно повторяют заданный ритм, хорошо владеют отдельными инструментами (в основном ударной группой), и что самое интересное, начинают чище интонировать мелодии песен. Следовательно, развивая чувство ритма, научив детей свободно «общаться» с ним, у каждого из них появляется возможность, не заостряя внимание на ритмической стороне, направлять энергию на анализ и воспроизведение интонационной составляющей музыки.
Задача данной программы - научить понимать и чувствовать музыку, сопереживать, «соделывать» ее. Развить у детей желание и возможность чувствовать ритм в музыке, легко и непринужденно владеть музыкальными инструментами, использовать свои навыки в самостоятельной деятельности, в дальнейшей жизни, чтобы общение с музыкой приносило детям только положительные эмоции, чтобы каждый ребенок мог сказать: «Я могу!». Для этого нужно, во-первых, научить детей слушать и слышать себя и других детей, чувствовать ансамбль друг с другом. Во-вторых, упражнять и развивать их способность к ритмическому анализу музыки. Необходимо найти внутри каждого ребенка чувство ритма, ведь оно там обязательно есть, вселять в детей уверенность, что даже такие маленькие музыканты, как они, могут сделать из музыкального произведения, что-то новое и интересное.
Если развивать у ребенка чувство ритма, умение слышать и думать о музыке, то очень скоро он и запоет, и затанцует, так как «...только на фоне переживаний музыки у ребенка зарождается любовь, интерес, потребность в ней» Н.А. Ветлугина.
1.6. Мониторинг освоения Программы
Отслеживание результатов освоения программы предусмотрено со 2 года обучения. При сокращении сроков обучения, тестирование проводится с воспитанниками, решающими задачи 2 и 3 года обучения.
Для отслеживания результатов ритмического воспитания разработана система тестов, проводя которые, можно определить начальный уровень развития чувства ритма и динамику развития его в процессе обучения:
1. Воспроизвести в хлопках ритмический рисунок типа:
а) один ритмический рисунок (I I П I П П I I);
б) систему ритмических рисунков в умеренном темпе
(I I I I, П I П I, I I П I, П П П I, I П П I).
2. Набрать графическое изображение ритма:
а) по записи;
б) на слух.
3. Исполнение ритмического аккомпанемента (бубен, ложки, металлофон):
а) заданный ритм;
б) творческое музицирование.
4. Движение под музыку:
а) определить жанр в движении (полька, марш, вальс);
б) повторить под музыку разученное движение.
Критерии оценки:
I уровень – II уровень –
III уровень – IV уровень – |
Ребенок не справился с заданием. Ребенок выполнил задание после вербальной инструкции, при повторении задания 2 – 3 раза. Ребенок выполнил задание при повторении. Ребенок выполнил задание с 1 раза. |
За выполнение каждого тестового задания ребенок получает определенное количество баллов, указанных в таблице. Показатель «а» четвертого теста оценивается по 1 баллу за каждый определенный ребенком жанр музыки.
|
Балл за задание |
1 тест |
2 тест |
3тест |
4 тест |
Общее количество баллов |
I уровень |
0 |
0+0 |
0+0 |
0+0 |
(1+1+0)+0 |
0 – 2 |
II уровень |
1 |
1+1 |
1+1 |
1+1 |
(1+1+1)+1 |
3 – 10 |
III уровень |
2 |
2+2 |
2+2 |
2+2 |
(1+1+1)+2 |
11 – 17 |
IV уровень |
3 |
3+3 |
3+3 |
3+3 |
(1+1+1)+3 |
18 – 24 |
I уровень – ребенок не может повторить ритмические рисунки, не координирует голос и движение; не может набрать графическое изображение на слух, не может воспроизвести набранный ритмический рисунок; не слышит темп и пульс музыкального произведения, не может чередовать ритмические рисунки в соответствии с характером и структурой музыкального произведения; определяет в движении марш и польку, либо что-то одно, не может соотнести с характером музыки танцевальное движение.
II уровень – ребенок может воспроизвести ритмические рисунки в системе, после многократных повторений, воспроизвести сложный ритмический рисунок после разучивания, на ассоциации с именами или другими вербальными инструкциями; может набрать и воспроизвести ритмический рисунок в медленном темпе, воспользуюсь вербальной тренировкой; на слух определяет элементы ритма только при отдельном воспроизведении каждого, способен воспроизводить простые ритмические рисунки (из одного ритмического элемента), соотносить музыкальное сопровождение с ритмом после нескольких попыток, способен отличать марш, польку и вальс после словесной инструкции и многократных чередований музыкального сопровождения, способен выполнить танцевальное движение под музыку в сочетании с вербальной командой.
III уровень – ребенок свободно повторяет простые ритмы за взрослым, сложный ритм воспроизводит в умеренном темпе, после нескольких повторений; свободно набирает ритмический рисунок по записи и воспроизводит его в умеренном темпе, на слух воспринимает при акцентированном исполнении ритма; использует несложные композиции ритмических элементов при создании ритмического аккомпанемента музыкального произведения, уверенно исполняет повторенный несколько раз ритмический рисунок в сопровождении музыки; определяет жанры музыки в движении, иногда возможны ошибки, которые исправляются при повторении.
IV уровень – ребенок выполняет все поставленные перед ним задачи свободно, возможны небольшие заминки и ошибки, у детей данной группы врожденное чувство ритма, они пользуются им подсознательно и творчески.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
АЛГОРИТМ
работы по оркестровке музыкальных произведений
Постулаты Программы
- Систематичность проведения занятий с детьми.
- Осуществление работы по принципу «от простого к сложному».
- Активизация вниманием детей, посредством высокого темпа занятия и разнообразия предлагаемых заданий.
- Обеспеченность каждого ребенка музыкальным инструментом.
- Необходимость музицирования ребенка на всех музыкальных инструментах.
- Варьирование заданий и состава оркестра.
- Обязательное использование на каждом занятии игры «Ритмическое эхо».
- Отрабатывание ритмического рисунка в различных видах музыкальной деятельности, индивидуально, подгруппами.
- Освоение оркестровки музыкального произведения от ритмического рисунка к мелодии.
- Использование различных видов записи мелодии (цветовую, численную, классическую).
- Прослушивание разучиваемой фонограммы на протяжении всего занятия (погружение в музыку).
- Использование фонограммы, специально обработанной для детей.
В процессе занятий предусматривается последовательная игра всеми детьми на всех музыкальных инструментах, активизирующая сосредоточенность, внимание, память, осознание ребенком своей роли в данный момент музицирования.
Первые два занятия включают в себя слушание музыки – анализ музыкального произведения, знакомство с композитором или расширение знаний о нем и эпохе, в которой он жил. Во время анализа выразительных свойств музыки определяется характерный ритм, тембровый подбор инструментов.
На третьем занятии осуществляется отработка основной ритмической фигуры выбранными инструментами. Каждая четко исполненная фраза придает детям уверенность в себе, приближая их к сознательному музицированию.
На четвертом и последующих занятиях к основной ритмической фигуре добавляются второстепенные партии (по одной на каждом занятии), которые начинают музыкально одаренные дети. На этом этапе педагогу необходимо обратить внимание на желающих детей и помочь им добиться успеха. Произведение исполняется 2-3 раза, каждый раз новым составом детей (если инструментов недостаточно, необходимо сыграть такое количество раз, чтобы все дети освоили новую партию).
Следующие 3-4 занятия отводятся на сыгрывание ансамбля детей, когда дети соотносят свои действия с действиями других детей.
Заканчивается работа над оркестровкой концертным исполнением музыкального произведения на каком-либо мероприятии.
Использование методики обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в оркестре «Маленькие дети-большие музыканты» способствует развитию чувства ритма ребенка, стимулирует его творческую активность и самостоятельность. В то же время заставляет подчинять свои действия общим правилам игры в оркестре. Дошкольник может выбирать себе музыкальный инструмент и участвовать в совместной деятельности, проявляет способность договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей. Игра в оркестре дает детям возможность чувствовать ритм в музыке, легко и непринужденно владеть музыкальными инструментами, использовать свои навыки в самостоятельной деятельности, получить массу положительных эмоций и с гордостью сказать: «Я могу!»
Универсальность данной методики позволяет легко работать со всеми детьми вне зависимости от их музыкальной одаренности.
2.1. Учебный план
Учебный план является нормативным актом, устанавливающим объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности, что гарантирует ребенку получение комплекса дополнительных образовательных услуг.
Учебный план оказания дополнительных образовательных услуг разработан с учетом требований нормативно-правовых документов:
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».
Организация образовательного процесса регламентируется данным учебным планом и расписанием занятий, утвержденными образовательным учреждением самостоятельно.
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 дополнительное образование осуществляется во вторую половину дня и не проводится за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.
Дополнительные занятия в зависимости от возраста детей проводятся:
1) от 4 лет до 5 лет – 2 раза в неделю продолжительностью не более 20 минут;
2) от 5 лет до 6 лет - 2 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут;
3) от 6 лет до 7 лет - 2 раза в неделю продолжительностью не более 30 минут.
Структура учебного плана включает специальные занятия дополнительного образования, перечень которых формируется на основе анализа запросов родителей (законных представителей) детей.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение учебного года. Учебный год начинается с 15 сентября и заканчивается 1 мая.
В летний период учебные занятия не проводятся.
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели.
Учебный план рассчитан на 30 недель учебных занятий.
Учебный план
|
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
Восприятие музыки. Анализ средств музыкальной выразительности |
- |
2 |
5 |
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма |
5 |
2 |
2 |
Музыкально-дидактические игры на развитие творческой инициативы и самостоятельности |
- |
- |
5 |
Дыхательные игражнения |
5 |
2 |
2 |
Пальчиковая гимнастика |
5 |
2 |
2 |
Танцевально-ритмические упражнения |
5 |
5 |
2 |
Музыкальная грамота |
- |
2 |
10 |
Познавательная деятельность (расширение кругозора о музыкальном мире) |
20 |
5 |
2 |
Инструментальное музицирование |
- |
20 |
10 |
Детский оркестр |
20 |
20 |
20 |
Итого: |
60 часов |
60 часов |
60 часов |
2.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график
дополнительной образовательной програмы музыкального воспитания дошкольников посредством музицирования на детских музыкальных инструментах в оркестре «МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ – БОЛЬШИЕ МУЗЫКАНТЫ»
Этап образовательного процесса |
Первый год обучения средняя группа (4-5 лет) |
Второй год обучения Старшая группа (5-6 лет) |
Третий год обучения Подготовительная к школе группа (6-7 лет) |
Начало учебного года |
15 сентября |
||
Продолжительность учебного года |
30 недель |
||
Продолжительность занятий |
20 минут |
25 минут |
30 минут |
Мониторинг |
15-30 апреля |
||
Окончание учебного года |
1 мая |
||
Каникулы |
30.12. – 09.01. |
||
Летний оздоровительный период |
01 июня – 31 августа |
Режим работы: 2 дня в течение рабочей недели.
Нерабочие дни: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные
законодательством РФ.
Утверждаю:
Заведующий ДОУ №84
____________Корелина Н.И.
«___» ___________20___г.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
музыкально-игровой комплекс
«Маленькие дети – большие музыканты»
|
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
4-5 лет |
|
16.30 – 16.50 |
|
16.30 – 16.50 |
|
5-6 лет |
|
17.00 – 17.25 |
|
17.00 – 17.25 |
|
6-7 лет |
17.00 – 17.30 |
|
17.00 – 17.30 |
|
|
музыкальный руководитель:
ЗЫРЯНОВА Лариса Алексеевна, высшая квалификационная категория
2.3. Перспективный планирование
работы над оркестровкой музыкальных произведений
Работа над оркестровками музыкальных произведений начинается со 2 года обучения, при сокращении сроков обучения, в процессе решения задач 2 и 3 года обучения.
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц |
Музыкальный репертуар |
Сентябрь |
«Парень с гармошкой» Г. Свиридов |
Октябрь |
«Урожайная» А. Филиппенко |
Ноябрь |
«Колыбельная» Г. Свиридов |
Декабрь |
«Маленький вальс» Н. Леви |
Январь |
«Клоуны» Д. Кабалевский |
Февраль |
«Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский («Детский альбом») |
Март |
«Смелый наездник» Р. Шуман |
Апрель |
«Шарманка» Д. Шостакович «Мы на луг ходили» А. Филиппенко |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Месяц |
Музыкальный репертуар |
Сентябрь |
«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков |
Октябрь |
«Детская полька» М. Глинка «Итальянская полька» С. Рахманинов |
Ноябрь |
«Сладкая греза» П. Чайковский («Детский альбом») |
Декабрь |
«Вальс» П. Чайковский («Детский альбом») |
Январь |
«Камаринская» П. Чайковский («Детский альбом») |
Февраль |
«Песня жаворонка» П. Чайковский («Детский альбом») |
Март |
«Немецкая песенка» П. Чайковский («Детский альбом») |
Апрель |
«Неаполитанская песенка» П. Чайковский («Детский альбом») |
Структура занятий включает в себя подготовительные игры-упражнения, музицирование на детских музыкальных инструментах, знакомство с литературой по теме и музыкально-дидактические игры.
1 год обучения:
- Познавательная деятельность (расширение кругозора о музыкальном мире) не менее 30% времени занятия;
- Игра в оркестре не менее 30%;
- Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма не более 10%;
- Дыхательные игражнения не более 10%;
- Пальчиковая гимнастика не более 10%;
- Танцевально-ритмические упражнения не более 10%.
В процессе игровой деятельности дети изучают и осваивают приемы игры на детских музыкальных ударных инструментах, совместно с родителями изготавливают музыкальные инструменты из бросового и подручного материала, слушают музыку и пытаются согласовывать свою деятельность с темпом, тембром и динамикой музыки.
2 год обучения:
- Инструментальное музицирование на блок-флейте не менее 30% времени занятия;
- Игра в оркестре не менее 30%;
- Познавательная деятельность (расширение кругозора о музыкальном мире), анализ средств музыкальной выразительности не менее 15%;
- Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма,
- Музыкальная грамота,
- Пальчиковая гимнастика,
- Дыхательные игражнения не более 15% в совокупности;
- Танцевально-ритмические упражнения не более 10%.
В процессе создания ритмических аккомпанементов дети изучают азы музыкальной грамоты, расширяют свой слушательский багаж, анализируют средства музыкальной выразительности (темп, ритм, мелодия, аккомпанемент), отрабатывают ритмические рисунки в процессе музицирования на детских музыкальных ударных инструментах и в подвижных музыкальных играх.
Знакомятся со строением, способом извлечения звуков на блок-флейте. Изучают расположение нот и пальцев на отверстиях флейты, пытаются согласованно исполнять мелодии на одном или ескольких звуках. К концу года воспитанники могут исполнить мелодию в диапазоне (реI – сольI).
3 год обучения:
- Игра в оркестре не менее 30% времени занятия;
- Инструментальное музицирование на фортепиано, синтезаторе, блок-флейте не менее 15%;
- Музыкальная грамота не менее 15%;
- Музыкально-дидактические игры на развитие творческой инициативы и самостоятельности не менее 10%;
- Познавательная деятельность (расширение кругозора о музыкальном мире), анализ средств музыкальной выразительности не более 15%;
- Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма
- Танцевально-ритмические упражнения
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательные игражнения не более 15% времени в совокупности.
Дети более подробно изучают музыкальную грамоту, основы сольфеджио, анализируют средства музыкальной выразительности, придумывают и подбирают ритмические рисунки в соответствии с характером и формой музыкального произведения.
Осваивают фортепиано и синтезатор, продолжают заниматься на блокфлейте, расширяя диапозон звучания (доI – ляI), определяют индивидуальные приоритеты в музыке, выбирают любимый музыкальный инструмент, предпочитая его другим. Расширяется круг творческих заданий по сочинению мелодий, подбору музыкальных инструментов для оркестровки.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Музыкальный зал Детского сада №84 S=75,4 м2, комната для методических пособий – 8 м2, Театральная студия (помещение с интерактивной доской, синтезатором, акустической системой) – 35 м2.
Материально-техническое обеспечение Программы соответствует ФГОС ДО и отвечает следующим требованиям:
- насыщенность среды,
- трансформируемость пространства,
- полифункциональность материалов,
- вариативность среды,
- доступность среды,
- безопасность предметно-пространственной среды и включает в себя:
№ |
Содержание |
Количество |
Оборудование музыкального зала |
||
1. |
Пианино |
1 шт. |
2. |
Синтезатор «CASIO» |
1 шт. |
3. |
Телевизор «PHILIPS» |
1 шт. |
4. |
Музыкальный центр «Panasonic» |
1 шт. |
5. |
Микрофон проводной |
1 шт. |
6. |
Стулья детские |
38+17 шт. |
7. |
Столы для музыкальных инструментов |
7+3 шт. |
8. |
Звуковой плакат «Веселый оркестр» |
2 шт. |
9. |
Звуковые CD с записями классической, народной и современной музыки |
Электронная база + CD |
|
||
9. |
Ноутбук «ASER» |
1 шт. |
10. |
Акустическая система (совместимая с компьютером) |
1 шт. |
11. |
Интерактивная доска «Smart touch» |
1 шт. |
3.2. Перечень методических пособий
Фонотека |
1. «Вальсы и польки» Штраус (серия «Малыш и классика») для оркестра 2. «Музыка из балетов» Чайковский (серия «Малыш и классика») для оркестра 3. «Детский альбом» Чайковский (серия «Малыш и классика») для оркестра 4. «Музыка для детей» (луг, лес, ручьи, море) МР3 5. «Джаз для детей» 6. Классика для малышей» 7. «Beatles для детей» 8. «Малыш и птички» (классическая музыка на фоне пения птиц) 9. «10 мышек» (пальчиковые игры) 10. «Развивалочки» (подвижные игры для детей) 11. «Гав-гав и мяу!» (развитие звукового восприятия) 12. «Физкультминутки» 13. 4 CD И. Попов «Звездная капель» 14. «Популярные танцы мира» 15. Энциклопедия музыки «Инструменты симфонического оркестра» 16.Цикл радио- передач «Музыкальные инструменты» 17. 6 CD «150 любимых мелодий» (шедевры классической музыки) 18. «Фольклор для малышей»: - «Колыбельные», «Сон приходит на порог» - «Плясовые, хороводные, праздники» - Энциклопедия музыки «Народные инструменты» - «Календарь природы» - «Жестов. Хохлома» русские народные мелодии и песни - «Палех. The Best» русские народные мелодии и песни - Видео «Русский музей» - Видео «Осенины» - «Колокольный звон» 19. «Зимние картинки» стихи для детей о временах года 20. «Лесная фантазия» стихи для детей о растениях и животных |
Библиотека |
- Л.Зырянова «Маленькие дети - большие музыканты» (методика обучения дошкольников на детских музыкальных инструментах в оркестре) Тольятти 2008 - И. Королькова «Крохе - музыканту» ч.1 Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 - И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста» Издание 2, Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 - И. Королькова «Крохе - музыканту» ч.2 Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 - Е.А. Дубровская «Ступеньки музыкального развития» (6-7 лет) М.: «Просвещение» «Росмен» 2006 - Е.А. Дубровская «Ступеньки музыкального развития» (4-6 лет) М.: «Просвещение» «Росмен» 2004 - «100 великих композиторов» М.: «Вече» 2000 - В.В. Алеев, Т.Н. Кичак «Музыка» 1 класс, ч. 1,2 М.: «Дрофа» 2006 - В.В. Алеев, Т.Н. Кичак «Музыка» 2 класс М.: «Дрофа» 2006 - В.В. Алеев, Т.Н. Кичак «Музыка» 3 класс М.: «Дрофа» 2006 -Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.: ил. – (Детский праздник) - Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 144 с.: ил. – (Детский праздник) - Музыкальное воспитание ребенка / Лев Мадорский, Анатолий Зак. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с. – (Завтра в школу!) - Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду (занятия, игры, упражнения) Из-во «Учитель» Волгоград, 2011 - О. Лыков, И. Лыкова «Новые песни и игры для детей» Арт-студия «Оливье» Пермь, 2013 - С. Руднева, Э.Фиш «Ритмика. Музыкальное движение» М. «Просвещение», 1972 - Г. Фридкин «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М. «Музыка», 1994 г. - «Образование: вчера, сегодня, завтра» (материалы IX Международной научно-практической конференции, часть 1) ГБУ ДОД «оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» Оренбург, 2014 - «Ноты» (книжка-наклейка) Изд-во «ОНИКС-СПб», 2002 - С. Волков «Все о музыке» ИП «Омега», Тверь, 1998 - Г.П. Шалаева «Музыка» (первый учебник вашего малыша) М.:АСТ:СЛОВО, 2009.-128с - Т.А. Рокитянская «Воспитание звуком» (музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет) Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 128 с. - Э. Финкельштейн «Музыка от А до Я» СПб, Изд-во «Советский композитор», 1991 - «Музыкальные инструменты» (мини-энциклопедия в картинках) М., Изд-во «Махаон» - Г.А. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности» Хоровое сольфеджио. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература. – СПб.:Издательство «Лань», 1999. – 64с. - А.Н. Зимина «Мы играем, сочиняем!» Музыкальное воспитание детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2002. – 144 с. Э.П. Костина «Музыкально-дидактические игры» (для оформления и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического. Метод. Пособие / Э.П. Костина. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 212 с. - З.Я. Роот «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: пособие для музыкальных руководителей / З.Я. Роот. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с. - Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Издательство «Гном-пресс», «Новая школа», 1998 г. – 64 с. - Замуруева О.В. Развиваем музыкальный и ритмический слух / О.В. Замуруева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 93 с. – (Мир вашего ребенка). - Королькова И. УЧИМСЯ, ИГРАЯ : практический курс раннего музыкально-эстетического развития детей 3-5 лет : учебно-методическое пособие / И. Королькова. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 137, [1]с. : CD-диск. ил. – (Мои первые ноты). |
Интерактивные игры |
1. Развитие чувства ритма: - «По болотным кочкам»; - «Составь ритм» - «Найди сильную долю»; - «Сочини мелодию из двух звуков». 2. Музыкальная грамота: - «Найди ноту»; - «Музыкальная радуга»; - «Музыкальные ребусы». 3. Синтез искусств: - «Поездка на концерт»; - «Перепрыгни в сказку»; - «Русский фольклор». 4. Расширение кругозора: - «Найди нужный портрет»; - «Русские народные духовые музыкальные инструменты»; - «Угадай, на чем играю» - «Четвертый лишний»; - «Продолжи цепочку»; - «Три кита в музыке: расскрась силуэт»; - «Отгадай жанр музыки на слух»; - «Кто быстрее?»; - «Убери в корзину лишнее»; - «Музыкальный хоровод»; - «Отгадай музыкальный инструмент по силуэту»; - «Я хочу услышать музыку»; - «Спой вместе с героем мультфильма»; - «Русские песни». 5. Онлайн сервисы: - LearningApps.org - приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей (создание интерактивных игр on-line). http://learningapps.org/ - Сервис для создания пазлов on-line http://www.jigsawplanet.com/ Развивающие игры для детей "Витамишки"http://www.vitamishki.ru/games - Интерактивные игры для детей "Играемся"http://www.igraemsa.ru |
Музыкальные инструменты |
1. Неозвученные музыкальные инструменты: ü Балалайка 5 шт. ü Музыкальная лесенка 3,7 ступеней ü Гитара 3 шт. 2. Ударные инструменты: ü Бубен 3+3 шт. ü Деревянные ложки 7 пар ü Трещетка круговая 1 шт. ü Трещетка 6 шт. ü Треугольник 5 шт. ü Металлофон 16+2 шт. ü Ксилофон 3 шт. ü Шейкер 10 шт. ü Колокольчики 13+4 шт. ü Колокольцы 2 шт. ü Маракасы 6 шт. ü Клавесы 7 пар ü Кастаньеты 4 шт. ü Колокольчики «Гамма» 8 шт. 3. Струнные инструменты: ü Арфа 1шт. ü Цитра 2 шт. 4. Духовые инструменты: ü Дудочка-свистулька 9 шт. ü Блок-флейта 9 шт. ü Симона 3 шт. ü Аккордеон «Малыш» 1 шт. |
Музыкально-дидактические игры |
1. Кубики «Музыкальные инструменты» 2. Кубики «Виды музыкальной деятельности» 3. Пазлы (6 музыкальных инструментов для детей 3-7 лет) 4. «Четвертый лишний» 5. «Крестики-нолики» 6. «Найди пару» (2 варианта игры) 7. Демонстрационный материал для занятий в группах детского сада и индивидуально: - музыкальные инструменты - симфонический оркестр. 8. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Музыкальные инструменты». 9. «Какой инструмент называется так?» (карточки 2/1) 10. «Выбери по названию» (карточки 3/1) 11. Звуковой плакат «Веселый оркестр» 12. «Парочки» 13. «Поиграем по клавишам» 14. «Кто на чем играет?» игра для выбора инструмента для музицирования. |
Список литературы
1. Л.Зырянова. - «Маленькие дети - большие музыканты» (методика обучения дошкольников на детских музыкальных инструментах в оркестре) Тольятти. - 2008.
2. И. Королькова «Крохе - музыканту» ч.1 Ростов-на-Дону «Феникс». - 2006
3. И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста» - Издание 2, Ростов н/Д : «Феникс», 2007.
4. И. Королькова «Крохе - музыканту». - ч.2 : Ростов н/Д : «Феникс», 2007.
5. Э. Финкельштейн «Музыка от А до Я» С-Пб: Изд-во «Советский композитор». - 1991.
6. «Музыкальные инструменты» (мини-энциклопедия в картинках) М., Изд-во «Махаон»
7. Г.А. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности» Хоровое сольфеджио. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература. – СПб.:Издательство «Лань», 1999. – 64с.
8. А.Н. Зимина «Мы играем, сочиняем!» Музыкальное воспитание детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2002. – 144 с.
9. Э.П. Костина «Музыкально-дидактические игры» (для оформления и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического. Метод. Пособие / Э.П. Костина. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 212 с.
10. З.Я. Роот «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: пособие для музыкальных руководителей / З.Я. Роот. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
11. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Издательство «Гном-пресс», «Новая школа», 1998 г. – 64 с.
12. Замуруева О.В. Развиваем музыкальный и ритмический слух / О.В. Замуруева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 93 с. – (Мир вашего ребенка).
13. Королькова И. УЧИМСЯ, ИГРАЯ : практический курс раннего музыкально-эстетического развития детей 3-5 лет : учебно-методическое пособие / И. Королькова. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 137, [1]с. : CD-диск. ил. – (Мои первые ноты).
14. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.: ил. – (Детский праздник)
15. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 144 с.: ил. – (Детский праздник)
16. Музыкальное воспитание ребенка / Лев Мадорский, Анатолий Зак. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с. – (Завтра в школу!)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.