Дополнительная образовательная программа "Веселый оркестр"
Оценка 4.9

Дополнительная образовательная программа "Веселый оркестр"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка
5 кл—7 кл
16.02.2022
Дополнительная образовательная программа "Веселый оркестр"
Программа «Веселый оркестр» - программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста.
Доп.программа Веселый оркестр.docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Медвежонок» город Тамбов

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»

 

Срок  реализации:  2 учебных года (2029-2021 , 2021 -2022)

Целевая аудитория: дети дошкольного возраста (от 5 лет до 7 лет)

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Кудрявцева Ирина Александровна

музыкальный  руководитель

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

I. Пояснительная  записка____________________________________3

1.1 Направленность программы_________________________________3

1.2 Необходимость  разработки  и  внедрения  данной  программы____3

1.3Актуальность______________________________________________3

1.4 Новизна   и  отличительные  особенности программы____________4

1.5 Цели  и  задачи  программы__________________________________5

1.6 Методы  и  приёмы, используемые  при  реализации  программы___6

1.7 Ожидаемые результаты программы____________________________7

II. Учебно-тематический  план на год___________________________8

III. Содержание  программы___________________________________9

3.1 Содержание  программы. Первый год обучения_________________10

3.2 Содержание  программы. Второй год обучения_________________14

IV.Литература_______________________________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная  записка

1.1 Направленность  программы

     Программа  «Веселый  оркестр»  - программа  дополнительного  образования  художественно-эстетической  направленности.

     Направлена  на:

-создание  условий  музыкального развития  ребенка, открывающих  возможности  для  его  позитивной  социализации, развитие  мотивации  личности  ребенка  к  познанию, развития  инициативы  и  творческих  способностей  на  основе  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками и  соответствующим  возрасту  видам  деятельности;

- на  создание  развивающей  музыкальной  образовательной  среды,  которая  представляет  собой систему  условий  социализации  и  индивидуализации  детей;

1.2 Необходимость  разработки  и  внедрения  данной  программы.

     Вопрос о  включении  детских  музыкальных  инструментов  в  сферу  музыкального  воспитания  детей  поднимался  в  нашей  стране  ещё  в  30-е  годы  XX  века. О  роли  детских  музыкальных  инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось  в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой  Т. Э. и  др. Одной  из  интересных  форм  творческой  работы  с  инструментами  стала система детского музыкального воспитания  Карла Орфа, которая  нашла  своё применение  в  музыкальной  педагогической  работе  с  дошкольниками  Т.Э.Тютюнниковой.

     Использование игры  на  детских  элементарных  музыкальных  инструментах плодотворно  влияет  на  музыкальное  развитие  детей  дошкольного  возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается  трудной  задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских  музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной  готовности педагогов к работе в данной области.

1.3 Актуальность.

     В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

     Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие

слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через  элементарное  музицирование  на  детских  музыкальных  инструментах  формируются  ритмические  способности, речь  становится  более  совершенной.

      Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.  Обучаясь игре на музыкальных  инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

     Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

     В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально – ритмических  движений, они  чётче воспроизводят ритм.

     Игра на музыкальных инструментах способствует развитию  у детей  эмоциональной  отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют  средствами  общения  со  взрослыми  и  сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер­вичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и лич­ностные задачи, имеют первичные представления об  элементарной  музыкальной  грамоте, овладеют необходимыми умениями, на­выками  для осуществления музыкальной деятельности.

     При создании данной программы был обобщен  опыт  зарубежной  и  отечественной музыкальной педагогики, так  же  учитывались  современные  требования   дошкольного  образования  в  соответствии  с  Федеральными Государственными Образовательными Стандартами,   личный опыт автора.

1.4 Новизна   и  отличительные  особенности  программы

      Новизной  и  отличительной  особенностью  программы  является  использование  принципа  интеграции  видов  детской  деятельности в  процессе  занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение  художественной  литературы.

     А  так  же  программа  предполагает использование информационных  коммуникационных  технологий: интернет  ресурсы,  CD и DVD  диски  с  музыкой, мультимедии, использование  интерактивной  доски  для  развития  детского  музыкального  творчества, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять  широкие  возможности для коммуникации.

     ИКТ  может  быть использовано:

1. В  начале  занятия  для  обозначения  темы  с  помощью  загадок, стихотворений  или  создания  проблемной  ситуации.

2. Как  информационно-обучающее  пособие  в  ходе  объяснения  нового  материала  о  музыкальных  инструментах (история, происхождение, конструктивные  особенности, звучание  инструмента, виды).

3. Для  контроля  за  усвоением  материала  детьми  в  виде  мультимедийной  музыкальной  игры.

     Программа  решает  одну  из  актуальных  задач  современного  времени – воспитание  чувства  патриотизма, уважения  к  российским  традициям  через  знакомство  с  русскими  народными  музыкальными  инструментами  и  игру  на  них.

     Программа  включает  сотрудничество  с  социальными  партнёрами (ДШИ), с  родителями  во  время  праздников, развлечений, открытых  мероприятий и т.п.

     Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с детскими  музыкальными  шумовыми  инструментами   начинается  в группах младшего  возраста. Программа  рассчитана  на  детей  старшей  и  подготовительной  к  школе  группы  детского  сада.

     Срок  реализации  данной  программы  два  года. Содержание  программы  расписано по  разделам, поквартально для  детей  старшей  группы  и  для  детей  подготовительной  к  школе  группы, предлагается  музыкальный  репертуар.

     Занятия  предлагается  проводить  индивидуально,  по  подгруппам  и  группам (всем  оркестром),  два  раза  в  неделю, во  второй  половине  дня продолжительностью  30  минут.

Состав  детского  оркестра  планируется  постоянный.

1.5 Цели  и  задачи  программы.

     Цель обучения детей игре на ДМИ  в кружке - создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь  оказывает благотворное влияние на  развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для  творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.

    Задачи:

    Обучающие:

     1.Расширять кругозор детей  через знакомство с   музыкальной  культурой и музыкальными инструментами (русскими  народными, инструментами  симфонического  оркестра)..

     2.Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных  инструментах.

     3.Знакомить детей с  равномерной  ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой  и  темпом, используя  «звучащие  жесты»  и  игру  на  различных детских музыкальных инструментах.

     4.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

     5.Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

     6.Поддерживать желание играть на  инструментах в группе, в повседневной жизни.

     Воспитательные:

     1.Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную  и  эстетическую  отзывчивость.

     2.Направлять  детей  управлять  своим  поведением  и  планировать свои  действия.

     3.Воспитывать  творческую  инициативу.

     4.Формировать  сознательные  отношения  между  детьми.

     5.Воспитывать  чувство  патриотизма, любовь, уважение  к  народным традициям, через  знакомство  с  русскими  народными  музыкальными  инструментами  и  игру  на  них.

     Развивающие:

     1.Способствовать становлению и развитию таких волевых  качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

     2.Развивать  память  и  умение  сконцентрировать  внимание.

     3. Развивать  мышление, аналитические  способности.

     4. Развивать  мускулатуру  и  мелкую  моторику  пальцев  рук.

     5.Способствовать  координации   двигательных   функций   организма.

     6.Развивать  любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, интерес  к  русским  народным  инструментам, инструментам  симфонического  оркестра.

1.6 Методы  и  приёмы, используемые  при  реализации  программы

     При  реализации  программы  целесообразно  использовать  следующие  методы и приемы – это  демонстрация игры на различных музыкальных  инструментах, показ приемов игры и способов  звукоизвлечения  на  них, словесное  руководство  (рассказ, объяснение, беседа), а  так  же  применять  метод  презентационного  показа.

    Например, рассказ о музыкальных  и  шумовых  звуках  или  знакомство с музыкальным  инструментом, можно сопровождать  мультимедийными  презентациями: «Музыкальные  и  шумовые  звуки», «Ударный  инструмент – барабан», «Царь-колокол», «Звонкий  бубен»  и  другие. Показ  презентаций  должен  длится  5 - 10  минут.

    Полученные  детьми  теоретические  знания  о  музыкальных  инструментах, а  так  же примеры  приёмов  звукоизвлечения  на  этих  инструментах,  дети  закрепляют  с  помощью  музыкально-ритмических  игр  и  упражнений. Например, попросить  детей  найти  музыкальные и шумовые  инструменты  в  музыкальном  зале,  и  сыграть  на  них  ритмический рисунок   своего  имени. Или  попросить  ребят  изобразить  дождь  с  помощью  различных  инструментов.

    Понятия  элементарной  музыкальной  грамоты  закрепляются  работой  в  индивидуальных альбомах. Здесь  дети распределяют  шумовые  и  музыкальные  звуки  на  листе  бумаги, графически  изображают,  сколько  звуков прозвучало, крещендо  и  диминуэндо,  распределяют  звуки  по  высоте, рисуют  ноты  на  нотном  стане. Таким  образом,  дошкольники  получают  азы  элементарной  музыкальной  грамоты.

1.7 Ожидаемые результаты.

     В  результате  знакомства  с  музыкальными  инструментами  и  игры  на  них  в  оркестре (ансамбле)  у  дошкольников  формируется  устойчивый  интерес  к инструментальному   музицированию  как  форме  коллективной  художественной-эстетической  деятельности  и  потребность  в  этой  деятельности.

     При  успешном  освоении  программы  «Веселый  оркестр», используемые  формы  и  методы  работы  будут  способствовать:

     - формированию  чувства   коллективизма,  сплоченности  дошкольников  и  умению следовать  общей  идее – «играть  музыку»;

     - развитию  музыкальных  способностей;

     - развитию  интереса  к  игре  на  музыкальных   инструментах;

     - знакомству  с  миром  музыкальных  инструментов;

      - владению  приемами  игры  на  различных  музыкальных  инструментах, выразительными особенностями   звукоизвлечения  и  звуковедения,  навыками   оркестрового  (ансамблевого)  исполнения;

     - формированию   первичных  представлений  об элементарной музыкальной  грамоте;

     - пониманию  дирижерского  жеста  музыкального  руководителя; 

     - воспитанию  патриотического  чувства,  уважения  к  традициям русской  музыкальной  культуры.  

    - воспитанию  у  детей  веры  в  свои  творческие  способности.

1.8 Формы  подведения  итогов  реализации  программы

-  Открытые  мероприятия  в течение года;

-  Выступления  детского  оркестра  на утренниках и развлечениях;

-  Выступления на отчётных концертах;

-  Участие  в городских конкурсах  и  фестивалях;

-  Совместные  мероприятия  с  социальными  партнёрами;

-  Создание  мини-музея  музыкальных  инструментов;

-  Проведение  педагогической  диагностики  оркестровых  способностей  детей

по разделам  программы   по  художественно-эстетическому  развитию  детей  старшего  дошкольного  возраста  «Веселый  оркестр».

 

II. Учебно - тематический план 

Наименование   разделов

Общее   количество

часов

В  том   числе

теоретические

практические

1.

Знакомство  с  музыкальными  инструментами

 

12  часов

10  часов

2  часа

2.

Моделирование  элементов  музыкального  языка

 

14  часов

7  часов

7  часов

3.

Музыкально-ритмические  игры  и  упражнения

 

16  часов

2  часа

14  часов

4.

Игра  в  оркестре 

(ансамбле)

 

16  часов

1  час

15  часов

5.

 

Музыкально-игровое  творчество

 

14  часов

 

0  часов

 

14  часов

 

 

 

 

72  часа

 

III. Содержание программы

Программа  состоит  из  пяти  основных разделов:

     I. Знакомство  с  музыкальными  инструментами.

(предполагает  наличие  музыкальных  инструментов, интернет  ресурсы)

Познакомить  детей  с  миром  музыкальных  инструментов, их  происхождением.  Рассказать  о  музыкальных  и  немузыкальных  звуках,  классификации  музыкальных  инструментов. Познакомить  с  оркестром  русских  народных  инструментов  и  симфоническим  оркестром.

     II. Моделирование  элементов  музыкального  языка.

(предполагает  наличие  дидактических  пособий, альбомов  для  индивидуальных  работ, интерактивной  доски)

Познакомить  детей  с  элементарной  музыкальной  грамотой:   метроритмом, метрическим  пульсом, темпом, двух  и  трёх  дольным  размером, сильной  долей. Познакомить  с  понятиями:  гамма, тоника, динамика: форте, пиано,   ускорение  и  замедление  темпа  при  игре  на  инструментах, агогика. Графическое  изображение  длительностей,  высоты  нот, их  поступенное  движение  вверх  и  вниз.

     III. Музыкально-ритмические  игры   и  упражнения.

(предполагает  наличие детских  музыкальных  инструментов, шумовых  инструментов)

Закреплять  знания  элементов  музыкального  языка  в  играх  и  упражнениях   посредством  игры  на  музыкальных  инструментах,  исполнять  «звучащие  жесты», использовать  ритмодекламацию.

     IV. Игра  в  оркестре (ансамбле).

(предполагает  наличие  детских  музыкальных  инструментов)

Овладевать  игрой  на  ударных   инструментах:  бубне,  барабане, колокольчике,  деревянных  ложках,  палочках,  маракасах,  треугольнике, кастаньетах,  трещотках,  тарелках.

Играть  и  заканчивать  игру  вместе,  понимать  жест  дирижёра.

V. Музыкально-игровое  творчество.

(предполагает  наличие  детских  музыкальных  инструментов, шумовых  инструментов)

     Побуждать  детей  к  самостоятельной  импровизации на  музыкальных  инструментах. Звукоподражать  голосам  животных  и  птиц. Придумывать  свой  ритмический  рисунок  и  подыгрывать  музыкальному  сопровождению. Играть  с  дирижёром,  сочинять  музыкальное  сопровождение.

    

 

 

Виды  детской  деятельности:

     - игровая  (игровые  ситуации, подвижные  и  дидактические  игры, игровые  ритмические упражнения);

     - продуктивная  (работа  в  альбоме, изготовление  шумовых  инструментов, как  продукт  детского  творчества);

     - коммуникативная  (беседа  о  музыкальных  инструментах, композиторах  и т.п.);

     - познавательно-исследовательская  (экскурсии  в  мини-музей  музыкальных  инструментов  детского  сада, экспериментирование  со  звуком, просмотр  мультимедий);

     - музыкальная (слушание  музыки, исполнение, импровизация, музыкально-дидактические  игры);

     - восприятие  художественной  литературы  (ритмодекламация  стихотворений)

 

3.1 Содержание  программы. Первый год обучения

I  квартал

Наименование

разделов

Программное  содержание

Репертуар

I.  Знакомство  с  музыкальными  инструментами

(использование мини-музея  музыкальных  инструментов, мультимедиа)

Знакомство  детей  с  ударными  инструментами (бубном, барабаном, пандейрой, колокольчиком). Рассказать  о  конструктивных  особенностях  этих  инструментов, их  происхождении.

Показать  приёмы  игры  на  них.

 

 

II. Моделирование  элементов  музыкального  языка

(использование мультимедиа, дидактических  пособий, рабочих  альбомов)

 

Познакомить  с  понятиями: музыкальные  и  немузыкальные  звуки.

Дать  представление  о  высоких  и  низких  звуках, о  динамике  музыки  (тихо-громко).

 

Знакомство  с  нотой  «до».

 

«Кукушка» рус.нар песня

 «Тихие  и  громкие  звоночки» Р.Рустамова

«Марш  деревянных  солдатиков» П.Чайковский

III. Музыкально-ритмические  игры   и  упражнения

(использование детских музыкальных  и  шумовых  инструментов)

 

Развивать  у  детей  представление  о  ритме.

Выполнять  простейший  ритмический  рисунок  четвертями  с  помощью   хлопков, а  так  же  используя  знакомые  ударные  инструменты  (бубен, барабан, колокольчик)

Познакомить  с игрой  на  колокольчиках  различной  высоты, отмечая  сильную  долю  такта.

 

 

«Колокольчики  звенят» В.Моцарта

«Чей  колокольчик» М.Раухвергера

«Птица  и  птенчики» Е.Тиличеевой

«Полька» М.Глинки

«Тихие  и  громкие  звоночки» Р.Раухвергера

«Тише-громче  в  бубен  бей» Е.Тиличеевой

 

IV. Игра  в  оркестре (ансамбле)

(использование детских музыкальных  инструментов)

 

Игра  на  ударных  шумовых  инструментах.

Игра  на  металлофоне  на  одной  пластине.

Побуждать  детей  вместе  начинать  игру  на  ударных  инструментах  после музыкального вступления и  заканчивать  игру  вместе  с  окончанием  звучания  музыки.

Соблюдать  общий  темп, ритм  и  динамику.

 

«Тихие  и  громкие  звоночки» Р.Рустамова

«Полька» М.Глинки

«Андрей-воробей» рус.нар.попевка

 

V.Музыкально-игровое  творчество

(использование детских  музыкальных  и  шумовых  инструментов)

Пропевать  своё  имя, имя  друга. 

Передавать  на любом  музыкальном  инструменте  ритмический  рисунок  своего  имени, имени  друга.

Передавать  хлопками, постукиванием, игрой  на  одном  звуке ритм  слов, имен, фраз.

Выполнять  импровизации  на  пандейре (румбе), бубне, барабане.

«Полька» М.Глинки

 

 

II квартал

Наименование разделов

Программное  содержание

Репертуар

I.  Знакомство  с  музыкальными  инструментами

 

Продолжать  знакомить  детей  с  простейшими  ударными  инструментами: деревянными  ложками, палочками, маракасами.

Познакомить  с  мелодическим  металлофоном. Рассказать  о конструктивных  особенностях  инструмента, показать  приёмы  игры.

Познакомить  детей  с  оркестром  русских народных инструментов:

группа  струнных: домра,  балалайка, балалайка-бас-контрабас, арфа;

клавишные: баян, аккордеон;

ударные: бубен, маракасы, треугольник.

Аудиозаписи  со  звучание  рус.нар. оркестров.

 

 

 

Использование  мультимедийной  аппаратуры.

(Реальные  инструменты)

II. Моделирование  элементов  музыкального  языка

 

Познакомить  с  метроритмом. Понятия: метрический  пульс, сильная  доля, темп.

Побуждать  детей  прохлопывать  метроритм, двигаться  под него.

Изображать  графически  сильную  долю  как  долгую  ноту.

 

Знакомство  с  нотой  «соль», «ми»

 

«Полька» М.Глинки

«Поезд» Н.Метлова

«Маленький  вальс» Д.Кабалевского

«Елочка»  Красева

 

III. Музыкально-ритмические  игры   и  упражнения

 

Упражнять  детей  отмечать  на  ударных  инструментах  (деревянные ложки, маракасы, палочки)  сильную  долю  такта, метрическую  пульсацию.

Пропевать  потешки, ритмодекламировать  стишки.

Воспроизводить  на ударных  инструментах  ритм  простых  потешек  и  стишков.

Пробовать  играть  простейшие  ритмические  рисунки: восьмыми.

Познакомить  с  ускорением  и  замедлением  темпа  при  игре  на  инструментах.

Уметь  играть  через  звук  и  на двух  близлежащих пластинах металлофона.

 

«Смелый  пилот»  Е.Тиличеевой

«Сорока-сорока»

рус.нар.потешка

 

IV. Игра  в  оркестре (ансамбле)

 

Разучиваем произведение. Принцип игры и пения «эхо» (повтор за педагогом)

В  шумовом  оркестре  начинать  и  заканчивать  игру  вместе.

Соблюдать  общий  темп  и  ритм.

 

«Полька» М.Глинки

«Поезд» Н.Метлова

«Петушок» рус.нар.песня

V.Музыкально-игровое  творчество

Исполнять  импровизацию  «Дождик  накрапывает», «Дождик  моросит»,  «Ливень» на  металлофоне.

Звукоподражать  голосам  животных  и  птиц. Импровизации  на  деревянных  палочках, ложках, металлофоне, маракасах.

 

 

 

                                                       III квартал

 

Наименование разделов

Программное  содержание

Репертуар

I.  Знакомство  с  музыкальными  инструментами

 

Познакомить  с  конструктивными особенностями  и  приёмами  игры  на ударных  инструментах: треугольник, кастаньеты, трещотка, тарелки.

Продолжать  знакомить  детей  со  звучанием  оркестра  русских  народных  инструментов.

 

Аудиозаписи  со  звучание  инструментов  русского  народного  оркестра.

II. Моделирование  элементов  музыкального  языка

 

Познакомить  с  долгими  и  короткими  звуками.

Познакомить  с  понятием  «пауза».

Прохлопывать  четверти  и  восьмые. Выкладывать  длительности  на  фланелеграфе (широкие  и  узкие  полоски).

 

 

Познакомить  с  нотами  «до», «ре», «ми», «фа».

«Солнышко-ведрышко» рус.нар. закличка

«Андрей-воробей»

рус.нар. песня

«Как  под  горкой» рус.нар.песня

III. Музыкально-ритмические  игры   и  упражнения

 

Знакомить  с  ритмической  пульсацией  в  3-х, 2-х, 4-х  дольном  размере  через  дидактическую  игру.

 

Пропевать,  прохлопывать  знакомые  стихи  в  3-х, 2-х  дольных  размерах.

 

 

 

 

 

Знакомить  с  игрой  на  металлофоне  поступенной  мелодии  вверх  и  вниз,

Передавать  на  знакомых  музыкальных  инструментах  простой  ритмический  рисунок  мелодии.

 

Дидактическая  игра  «Ритмические  кубики».

«Зайка» Т.Бырченко на  стихи  А.Барто

«Мишка» Т.Бырченко  на  стихи  А.Барто

 

«Лесенка» Е.Тиличеевой

«Василёк», рус.нар. песня

«Лифт»Т.Бырченко

«Во  саду ли, в  огороде» рус.нар. песня

IV. Игра  в  оркестре (ансамбле)

                                           

 

Своевременно  вступать  и  заканчивать  свою  партию, соблюдать  темп и  динамику. Слышать  смену  музыкальных  фраз,  предложений, частей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

«Веснянка» укр.нар.песня

«Как  у  наших  у  ворот» рус.нар. песня

«Часы» Е.Давыдова

«Как  под  горкой» рус.нар.песня

V.Музыкально-игровое  творчество

Развивать  умение  придумывать  свой  ритмический  рисунок  и  подыгрывать  музыкальному  сопровождению.

На  музыкальных  инструментах  пытаться  изобразить  движения  различных  животных  (ходит  медведь, прыгает  зайчик, поёт  птичка  и  т.д.)

Импровизировать  на  кастаньетах, треугольнике, трещотке, тарелках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Содержание  программы. Второй год обучения

I  квартал

Наименование разделов

Программное  содержание

Репертуар

I.  Знакомство  с  музыкальными  инструментами

 

Знакомить  со  звуками  окружающего  мира, о  возникновении  музыкальных  инструментов.

Познакомить  с  оркестром  детских  музыкальных  инструментов  по  группам: ударные, мелодические, духовые, клавишные.

Рассказать  о  конструктивных  особенностях  духовых (флейты, дудочки) и  пневматических инструментов (аккордеон, баян), их  происхождении.

Показать  приёмы  игры  на  них.

Использовать  любые  звуки  окружающего  мира  (фонограмма).

Аудиозапись  звучания  аккордеона, баяна, флейты, дудочки.

II. Моделирование  элементов  музыкального  языка

 

Вспомнить, закрепить  понятия: долгие  и короткие  звуки, темп.

Познакомить  с  понятием:  гамма, тоника, с  длительностями: четверть, восьмая;

динамикой: форте, пиано.

Изображать  графически  долгие  и  короткие  звуки, крещендо  и  диминуэндо.

Речевое,  двигательное  и  графическое  моделирование 

 

III. Музыкально-ритмические  игры   и  упражнения

 

В  произведениях различного  характера  и  темпа  слышать  и  отмечать  метрическую  пульсацию  на  деревянных  палочках, бубне, треугольнике.

Выделять  сильную  долю  такта.

Работать  над ритмами: две  четверти, две  восьмые – четверть.

На металлофоне  играть  поступенное  движение  мелодии  вверх  и  вниз.  Игра  через  звук.

Уметь  отгадать  звучание  музыкального  инструмента  и  повторить  ритмический  рисунок.

 

Марши  А.Филиппенко,

С.Прокофьева,

А.Жилинского,

Польки П.Чайковского,

М.Глинки,

«Итальянская  полька»

С.Рахманинова

«В  садике»

С.Майкапара

IV. Игра  в  оркестре (ансамбле)

                                           

 

Пробуем  играть  в  ансамбле  простые  песенки  и  попевки в  размере  2/4, соблюдая общий  темп, динамику  и  настроение.

Индивидуально  разучиваем  партии.

Играем  произведение  3-х  частной  формы.

«Полька» М.Глинки

«Две  лошадки»  Лещинской,

Полька  «Трик-Трак»  И. Штрауса

V.Музыкально-игровое  творчество

Прохлопать,  простучать, сыграть  на  инструменте  ритмический рисунок  слов, имен, фраз, стихов.

Звукоподражать  голосам животных  и птиц.

Передавать  конструктивные  импровизации  различных  музыкальных инструментов.

 

 

 

 

 

II квартал

 

Наименование разделов

Программное  содержание

Репертуар

I.  Знакомство  с  музыкальными  инструментами

 

Познакомить  детей  с  симфоническим  оркестром: струнной  группой инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас;

ударной группой: барабан, литавры, тарелки, треугольник.

 

Фрагменты  из  балета  «Щелкунчик», «Лебединое  озеро» П.Чайковского

II. Моделирование  элементов  музыкального  языка

 

Продолжать  знакомить  с понятиями:  сильная  доля,  пульс  музыки; размер  2/4, ¾, 4/4, пауза  четвертная, тоника, гамма.

Познакомить  с  понятиями: октава,  целая  нота.

Уметь  изображать  графически с  помощью  широких  полос  длительности: две  четверти, четверть  и  четвертная  пауза. Другие  разновидности  последовательностей 

Речевое,  двигательное  и  графическое  моделирование 

 

III. Музыкально-ритмические  игры   и  упражнения

 

На слух  выделять сильную  долю  с  помощью  звучащих  жестов,   далее   в  игре  на  инструментах.

Учимся тактировать «звучащими жестами»  в  размерах  2/4, ¾, 4/4

 

Двигательное  метрирование.

«Аннушка» чеш.нар.мелодия

«Немецкая  песенка» П.Чайковского

«Полька» П.Чайковского

IV. Игра  в  оркестре (ансамбле)

                                           

 

Игра  в  шумовом  оркестре. Вместе  вступать  и  заканчивать  произведение. Сохранять  общий  темп,  характер  произведения.

Отрабатывать  в игре трёхдольный размер, с акцентом на сильную первую долю.

Играть  оркестровые партии  индивидуально, небольшими  группами,  оркестром.

«Барыня» рус.нар.мелодия  (фонограмма)

«Аннушка» чеш.нар.мелодия

«Венгерский  танец»  Брамса

V.Музыкально-игровое  творчество

Сочинить  ритмический  рисунок, песенку    на  стихи   А.Барто  из  цикла  «Игрушки».

 

 

 

III квартал

 

Наименование разделов

Программное  содержание

Репертуар

I.  Знакомство  с  музыкальными  инструментами

 

Продолжить  знакомство  с  симфоническим  оркестром, духовой  группой: труба, валторна, флейта. 

 

Продолжить  знакомство  с  народными  инструментами: домра, балалайка, гусли, трещотка, баян, аккордеон.

Познакомить  с  полным  составом  русского  народного  оркестра.

Симфоническая  сказка  «Петя  и  волк» С.Прокофьев

«Поляка», «Во  кузнице», рус.нар.песня 

II. Моделирование  элементов  музыкального  языка

 

 Знакомить  с  понятиями  «мажор»  и  «минор».

Определять  на  слух.

С помощью  диаграмм  (весело-грустно)  определять  лад  музыки.

Знакомить  с  понятиями:  вступление  и  заключение, простые  формы  произведения: 2-х, 3-х  частная, куплетная.

Закрепление  пройденного  материала.

Речевое,  двигательное  и  графическое  моделирование 

Произведения  из «Детского  альбома»  П.Чайковского

III. Музыкально-ритмические  игры   и  упражнения

 

Познакомить  с  игрой  «Ритмическое  эхо»

 

 

 

 

 

Играть  на металлофоне  песенки,  состоящие из 2-3  звуков.

Продолжать  совершенствовать «звучащие  жесты».

 

 

Побуждать  детей  к  тактированию  в  2-х, 3- дольном  размере.

 

Ре, до, ре, до – капли  капают  в  ведро.

До,ре,ми, до, ре, ми – в  руки  палочку  возьми.

«Солнышко-вёдрышко» рус.нар. песня

«Весёлая  дудочка» М.Красева

«Санта лючия» ит.нар. песня

«Вальс» П.Чайковского

 

IV. Игра  в  оркестре (ансамбле)

                                           

 

Играть индивидуально, в  ансамбле  простые  песенки  и  попевки.

Играть  всем  оркестром, соблюдая  темп, динамику, характер  произведения.

Повторение  и  закрепление  пройденного.

 

«Бодрость»,

 

песня «Шёл  по  лесу  музыкант», С.Суэтова

 

«Весёлая  дудочка» М.Красева

«Микки  Маус»  М.Шмитца

V.Музыкально-игровое  творчество

Играть  с  дирижером.

Проговаривать  и  простукивать  различные  тексты  в  разных  темпах,  меняя  динамику.

Импровизация  «Гроза».

Игра  «Отзовись, кого  зовут».

Сочини  музыкальное  сопровождение.

 

IV. Использованная  литература

1.Бублей  С.  Детский  оркестр. – Л., «Музыка», 1989.

2.Ветлугина  Н. А.  Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1982.

3.Ветлугина  Н.  Музыка  в детском  саду. – М., 1989.

4.Ветлугина Н.  Оркестр  в  детском  саду. – М., 1976.

5.Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Медвежонок» город

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Медвежонок» город

Содержание I. Пояснительная записка____________________________________ 3 1

Содержание I. Пояснительная записка____________________________________ 3 1

I . Пояснительная записка 1

I . Пояснительная записка 1

Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной

Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной

А так же программа предполагает использование информационных коммуникационных технологий: интернет ресурсы,

А так же программа предполагает использование информационных коммуникационных технологий: интернет ресурсы,

Задачи: Обучающие: 1

Задачи: Обучающие: 1

Например, рассказ о музыкальных и шумовых звуках или знакомство с музыкальным инструментом, можно сопровождать мультимедийными презентациями: «Музыкальные и шумовые звуки», «Ударный инструмент – барабан», «Царь-колокол»,…

Например, рассказ о музыкальных и шумовых звуках или знакомство с музыкальным инструментом, можно сопровождать мультимедийными презентациями: «Музыкальные и шумовые звуки», «Ударный инструмент – барабан», «Царь-колокол»,…

Формы подведения итогов реализации программы -

Формы подведения итогов реализации программы -

III . Содержание программы Программа состоит из пяти основных разделов:

III . Содержание программы Программа состоит из пяти основных разделов:

Виды детской деятельности: - игровая (игровые ситуации, подвижные и дидактические игры, игровые ритмические упражнения); - продуктивная (работа в альбоме, изготовление шумовых инструментов, как продукт детского…

Виды детской деятельности: - игровая (игровые ситуации, подвижные и дидактические игры, игровые ритмические упражнения); - продуктивная (работа в альбоме, изготовление шумовых инструментов, как продукт детского…

М.Глинки «Тихие и громкие звоночки»

М.Глинки «Тихие и громкие звоночки»

Знакомство с нотой «соль», «ми» «Полька»

Знакомство с нотой «соль», «ми» «Полька»

III . Музыкально-ритмические игры и упражнения

III . Музыкально-ритмические игры и упражнения

Содержание программы. Второй год обучения

Содержание программы. Второй год обучения

I I квартал Наименование разделов

I I квартал Наименование разделов

II . Моделирование элементов музыкального языка

II . Моделирование элементов музыкального языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022