Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Основы скорочтения и понимания текста"
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Основы скорочтения и понимания текста"

Оценка 4.8
pdf
12.05.2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа " Основы скорочтения и понимания текста"
5 Основы скорочтения и понимания текста+.pdf



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы скорочтения и понимания текста» имеет социальногуманитарную направленность.

Программа является важнейшей составной частью работы по профилактике и устранению нарушений чтения, привитию интереса к литературе.  Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей любого возраста и рода занятий. Очень много информации мы воспринимаем через прочтение книг, журналов, статей и т. д. Поэтому вопрос эффективности чтения является очень важным. Методики скорочтения позволяют повысить не только скорость чтения «про себя», но также ускоряют восприятие смысла прочтенного текста. Улучшится память; поднимается уровень внимания. Уже в начальных классах появляются затруднения в изучение родного языка у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается, прежде всего, в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ребёнок: репродуктивно – фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес. Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Основы скорочтения» предполагает использование игровых технологий как на занятиях, так и при проведении диагностики, аттестации и итогов реализации программы.

Данная программа составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

-         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ; -Концепция развития дополнительного

образования детей от 4 сентября 2014г. №1726- р;

-         Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;

 -Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; - СанПиН 2. 4. 4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 

-         Устав МАУ ДО СДДТ Т. Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся

 

 

        Актуальность программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Основы скорочтения» отражает потребности сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентирована на эффективное решение проблем в будущем. Педагогический опыт, анализ детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги позволяет сделать вывод о том, что данная программа может отвечать требованиям сегодняшнего дня.        Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. 

      Новизна Данная программа является компилятивной, за основу взята методика Экгардта Р.Н. «Хорошо читаем, запоминаем, думаем». Главной задачей программы является обучению детей быстрому чтению, улучшение зрительной и слуховой памяти, развитие логического мышления. Программа предполагает следующую структуру занятия: разминка (дыхательная, артикуляционная, развитие мелкой моторики и т.д.), применение логоритмики (заучивание и проговаривание скороговорок), чтение слогов различной сложности, чтение слов различной сложности, аудирование (чтение текстов разной сложности), упражнение на развитие психических процессов, логоритмика и пантомимика.

Цель программы: создание условий для освоения техникой скорочтения, формирования навыков эффективной обработки информации, а также для развития психических процессов, через обучение новой методики, в том числе у обучающихся с особыми образовательными потребностями. Задачи программы:

1.Создание комфортной обстановке для раскрытия умственных способностей учащихся.

2. Формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности.

3.Развитие психических процессов, а также умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.

4. Воспитание самостоятельности в работе, потребности в собственной творческой проектной деятельности.

 Данная программа приведена в соответствие с современными требованиями, переработаны некоторые прежние подходы и положения программы, учтены рекомендации новых нормативных документов по вопросам обучения, воспитания, развития и адаптации детей к реалиям современной жизни. 

В новой программе делается акцент на особенности работы со школьниками среднего возраста. 

     Данная программа отличается от уже существующих тем, что научный материал подается в игровой форме в сочетании с компьютерными ировыми программами, а также устными творческими заданиями.  Программа рассчитана на обучение детей 11-13 лет, срок реализации 1 год (144 часа) Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. 

Детское объединение по форме организации учебного процесса является группой. 

Программа носит ознакомительно-практический характер, выполняет обучающую и развивающую функции. Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребенка в образовательном процессе. К реализации программы привлечена психологическая служба Дворца, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса       Психологические особенности детей среднего школьного возраста.

Внимание.

Объем внимания у школьника 11-13 лет меньше, чем у взрослого человека, менее развито у него и умение распределять внимание.

Несовершенно у детей и такое важное свойство внимания, как переключение. Вместе с развитием произвольного внимания развивается и непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, т.е. с развитием их личности, когда чувства, интересы.

Мотивы и потребности постоянно определяют направленность его внимания. 

Воображение.

При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом. И его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и в последующие их возрастные периоды жизни. 

Мышление. 

 У детей в возрасте 11-13 лет ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Выводы, обобщения делаются на основе определенных фактов.

Умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании соответсвующих условий, т.е. при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал.

Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие Дети легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения.

Речь. 

Общие задачи в развитии речи учащихся:

А) обеспечить для них хорошую речевую(языковую) среду (восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.)

Б) создавать ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;

В) обеспечить правильное усвоение учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций; Г) развивать не только речь-говорение, но и и аудирование. 

Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и педагога. 

Детям среднего школьного возраста часто трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, введение в занятия элементов игры, что предупреждает переутомление. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству.

В программе заложено использование этой особенности при выполнении творческих заданий.

Огромное значение для развития личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Развивается чувство ответственности, сопричастность общему делу. В программе учитывается это через осуществление групповых заданий.

Занятие по типу может быть комбинированным, новых знаний, теоретическим, практическим, диагностическим, обобщающим, тренировочным и др.

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная, индивидуальногрупповая и др.

Формы проведения занятий: рассказ, беседа, соревнование, викторина, «мозговой штурм», открытое занятие, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, игра-путешествие, презентация, игра сюжетно-ролевая, экскурсия, конкурс.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Повышение   техники      чтения,       качества     усвоения    текста. Совершенствование разговорной речи. Развитие психических процессов (память, мышление, речь и т.д.) Применение знаний и умений на практике. Умение быстро ориентироваться в постоянно меняющемся информационном потоке. Методы:

                  Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, аудирование, поощрение.

                  Наглядные: демонстрация.

                  Практические: упражнения, выполнение графических записей, работа с таблицами.

                  Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос. Средства:

                  Наглядный материал: таблицы, схемы, образцы, презентации.

                  Методическая литература: книги, статьи из журналов.

                  Оборудование и материалы: школьные принадлежности, тексты для чтения, рисунки, корректурные пробы и т.д.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы:

-   текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

-   промежуточный (проводится в форме тестовых работ);

-   итоговый (проводится в форме конкурса)

Программа базируется на учебно-методических материалах по логопедии   и по русскому языку: тесты, творческие задания, компьютерные игровые программы, презентации, кроссворды, лингвистические игры, опорные конспекты.

Задачи обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с педагогом и другими учащимися. 

Формы проведения занятий: урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего учащегося главной фигурой образовательного процесса. 

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

-   работа под руководством учителя;

-   коллективная и групповая работа;

-   самостоятельная работа;  - работа в группах, парах; - индивидуальная работа.

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как качества личности.

 

 

Учебно-тематический план      «Основы скорочтения»

144 часа

 

 

Содержание разделов  и  тем 

 Количество часов

 

Формы

аттеста ции

 

Теор.

Прак .

Всего

 

Раздел 1. Введение

 

 

 

 

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и поведении во Дворце детского творчества.

2

 

2

 

2

Педагогическая диагностика. Чтение контрольного текста.

 

2

2

Тест

3

Дыши правильно. Гигиена зрения. Гимнастика для глаз. Чтение и мозг. 

1

1

2

 

 

Итого по разделу:

3

3

6

тест

 

Раздел 2. Интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения. 

 

 

 

 

4

Содержание интегрального алгоритма чтения

2

2

4

 

5

Зрительный образ интегрального алгоритма чтения.

2

2

4

 

6

 Что значит текст? Работа с текстом, используя организацию внимания. Понимание и запись под диктовку

2

2

4

 

7

Фильтрующая способность мозга.

2

2

4

 

8

Значение и смысл

2

2

4

 

9

Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью

2

2

4

 

10

Развитие речи, фонематического слуха, навыка смыслового чтения. 

2

2

4

 

11

Анализ важных показателей

2

2

4

 

12

Работа с текстами научно-популярных журналов

2

2

4

 

13

Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения

2

2

4

 

14

Содержание дифференциального алгоритма чтения

2

2

4

 

15

Работа с разными текстами

2

2

4

 

16

Работа над собой, используя аутогенную тренировку

2

2

4

 

17

Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью

2

2

4

 

18

Анализ важных показателей Работа с упражнением «Пальцы» 

2

2

4

 

19

Анализ важных показателей Работа с упражнением «Муха»

2

2

4

 

20

Анализ важных показателей Работа с разными текстами

2

2

4

 

21

Анализ важных показателей. Работа с упражнением «Стрелка»

2

2

4

 

 

Всего

36

36

72

тест

 

Раздел 3. Артикуляция и чтение. Движение глаз при чтении. Внимание при чтении. Чтение и память  

 

 

22

Что такое артикуляция?

1

1

2

 

24

Речь внешняя и внутренняя. 

1

1

2

 

 

Как научиться читать молча?

1

1

2

 

25

4 фазы освоения упражнения «Стук-ритм» 

1

1

2

 

26

Зрительное восприятие текста Параметры движения глаз

1

1

2

 

27

Зрительная память

1

1

2

 

28

Что такое периферическое зрение 

1

1

4

 

29

Что вы умеете? 

1

1

2

 

30

Внимание – катализатор чтения. Отработка конспектирования

2

2

4

 

31

Основные виды невнимательности Отработка чтения способами организации внимания

2

2

4

 

32

Как управлять своим вниманием Обучение чтению учебников, отработка конспектирования

2

2

4

 

33

Концентрация внимания. Отработка концентрации.

2

2

4

 

34

Устойчивость внимания. Обучение последовательному знакомству со сложными текстами, статьями

2

2

4

 

35

Распределение внимания.

2

2

4

 

36

Объем внимания

2

2

4

 

37

Что такое память. Работа по отработке механизма памяти, используя специальные упражнения

2

2

4

 

38

Механизмы памяти

2

2

4

 

39

Параметры памяти. 

2

2

4

 

40

Шесть золотых правил быстрого чтения.

2

2

4

 

41

Тест. Заключительное занятие. 

1

1

2

 

 

Итого по разделу 

32

32

64

 

 

Итого по программе 

72

72

144

 

Содержание программы:

Раздел 1.  «Стартовый уровень» программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

1. Организационно-мотивационный этап (6 ч)

Тема 1 Цель и задачи образовательной программы. Инструктаж по технике безопасности.(2 часа)

ТЕОРИЯ Недостатки обычного чтения и способы их преодоления (2 час) Сообщение целей и задач элективного курса, обоснование его значимости.

Знакомство с содержанием программы курса. Актуализация знаний учащихся о стратегиях и тактиках эффективного чтения. Определение «проблемного поля» в знаниях и опыте школьников Тема 2 Начальная диагностика.(2 часа) .

ПРАКТИКА Чтение контрольного текста. Выявление ожиданий и потребностей детей. Выработка взаимных соглашений относительно работы на занятиях по данной программе.

Тема 3  Дыши правильно. Гигиена зрения. Чтение и мозг.(2 часа) ТЕОРИЯ. Недостатки традиционного чтения: регрессии, артикуляция, малое поле зрения, отсутствие смыслового прогнозирования, невнимательность, отсутствие гибкой стратегии чтения. Способы преодоления данных недостатков. Значение информации в учебном процессе и жизни. Роль читателя.XXI век – век информации. Информация как источник знания, тенденции ее развития. Проблемы в работе с информацией. Роль читателя.

Виды читателей – профессиональные и непрофессиональные.

ПРАКТИКА Гимнастика для глаз Работа с текстом, используя организацию внимания. Понимание и запись под диктовку.

Раздел 2 Интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения. (36 часов)

 Тема 4 Содержание интегрального алгоритма чтения.(2часа)

ТЕОРИЯ Теория установки Д. Узнадзе. Понятие интегрального и алгоритма чтения. Профессиональные читатели – литературные критики, филологи, рецензенты, обозреватели, переводчики, информационные аналитики и др.

Непрофессиональные читатели – ученики, студенты, любители чтения книг и др.

ПРАКТИКА Определить избыточность в стихотворных примерах.

Тема 4. Зрительный образ интегрального алгоритма чтения(2часа) ТЕОРИЯ Цели чтения. Виды чтения, их зависимость от цели. Стратегия поведения во время чтения. Интегральное чтение – понятие. 

Поисковое чтение. Цель поискового чтения – поиск нужного слова, факта, даты и т.п. Ситуации, предполагающие поисковое чтение. Чтениепросмотр. Цель просмотрового чтения – беглое предварительное ознакомление с книгой. Ситуации, в которых необходимо просмотровое чтение. Объекты просмотрового чтения – заголовок, оглавление (план), предисловие, заключение, список литературы. Ознакомительное чтение. Цель ознакомительного чтения – общее знакомство с содержанием текста, выявление его темы, идеи, проблематики. Ситуации, в которых необходимо ознакомительное чтение. Что значит познакомиться с текстом? Содержательная структура текста. Основные и второстепенные мысли в абзацах. Несущественная информация в тексте.

Изучающее (аналитическое, углубленное) чтение. Цель изучающего чтения – глубокое и полное понимание информации, содержащейся в тексте, выяснение непонятного, определение позиции автора и своего отношения к содержанию текста и мнению автора. Ситуации, в которых необходимо изучающее чтение.

Выборочное чтение. Цель выборочного чтения – поиск нужного материала.

Ситуации, в которых используется выборочное чтение.

ПРАКТИКА Разметка текста по блокам интегрального алгоритма чтения. Работа с текстом, используя организацию внимания. Понимание и запись под диктовку Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов

Тема 6 Что значит текст? (2часа)

ТЕОРИЯ Виды текстов. Как читали великие люди. Ты в роли читателя. Ситуации, в которых ты выступаешь в роли читателя. Тексты, которые ты читаешь. Цели, которые ты ставишь перед чтением. Самодиагностика компетенции в чтении и рефлексия собственной читательской деятельности (анкетирование).

ПРАКТИКА Разметка текста по блокам интегрального алгоритма чтения. Работа с текстом, используя организацию внимания. Понимание и запись под диктовку.

Тема 7 Фильтрующая способность мозга (2 часа). ТЕОРИЯ Первый этап (до чтения) – ориентировка в тексте и прогнозирование его возможного содержания. Цели первого этапа. Содержание деятельности на первом этапе: 1) смысловой анализ заголовка, эпиграфа, фамилии автора, структуры текста, просмотр иллюстраций, 2) высказывания предположений о содержании текста, 3) определение цели и стратегии чтения. 

Эффективные приемы работы с информацией, вводимые на первом этапе: «древо предсказаний», смысловая обработка заголовка, подбор определений к заголовку, ассоциации, словесное рисование, цепочка ключевых слов, свободное письменное задание. (12 часа)

Второй этапчтение и осмысление текста. Цели второго этапа. Стратегии и приемы активного чтения: чтение с остановками, , таблица вопросов, «дерево мнений (мыслей)» и др. (12 часа)

Третий этап (после чтения) – обобщение и рефлексия. Цели этапа. Эффективные приемы работы на третьем этапе: «шесть шляп мышления», синквейн, кластер, эссе, «толстые и тонкие вопросы» автору текста,

«совместный поиск», составление плана, аннотации и др. (36 часа

ПРАКТИКА Работа с текстом, используя организацию внимания. Понимание и запись под диктовку.Работа с таблицами

Тема 8 Значение и смысл (2часа)

ТЕОРИЯ Чтение и осмысление текста. Смысл.  

ПРАКТИКА Стратегии и приемы активного чтения: чтение с остановками, , таблица вопросов, «дерево мнений (мыслей)» и др. Работа с таблицами средней сложности

ТЕМА 9 Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью (2часа)

ТЕОРИЯ.   Чтение и осмысление текста – понятие. Смысл.  

ПРАКТИКА Стратегии и приемы активного чтения: чтение с остановками, , таблица вопросов, «дерево мнений (мыслей)» и др. Работа с таблицами средней сложности

ТЕМА 10 Развитие речи, фонематического слуха, навыка смыслового чтения.( 2 часа)

ТЕОРИЯ. Эффективные приемы работы с фонематическим слухом, вводимые на первом этапе: «повтори по образцу», смысловая обработка, подбор определений к заголовку, ассоциации, словесное рисование, цепочка ключевых слов, свободное письменное задание.

ПРАКТИКА Визуальные методы организации материала, таблица «Кто? Что?, Когда?, Где?, Почему? Упражнение «Веселый попугайчик» Отработка техники быстрого чтения  

ТЕМА 11 Анализ важных показателей(2 часа)

 ТЕОРИЯ.  Приемы работы с фонематическим слухом, вводимые на первом этапе: «повтори по образцу», смысловая обработка, подбор определений к заголовку, ассоциации, словесное рисование, цепочка ключевых слов, свободное письменное задание.

ПРАКТИКА Визуальные методы организации материала, таблица «Кто? Что?, Когда?, Где?, Почему? Упражнение «Веселый попугайчик» Отработка техники быстрого чтения  

ТЕМА 12 Работа с текстами научно-популярных журналов (2часа) ТЕОРИЯ.   Чтение и осмысление текста – понятие. Смысл.  

ПРАКТИКА Стратегии и приемы активного чтения: чтение с остановками, таблица вопросов, «дерево мнений (мыслей)» и др. Работа с таблицами средней сложности

ТЕМА 13 Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения (2часа)

ТЕОРИЯ.   Чтение и осмысление текста – понятие. Методики самостоятельных занятий. 

ПРАКТИКА Стратегии и приемы активного чтения: чтение с остановками, таблица вопросов, «дерево мнений (мыслей)» и др. Работа с таблицами средней сложности

Тема 14 Содержание дифференциального алгоритма чтения(2 часа) ТЕОРИЯ. Дифференциальный алгоритм чтения – понятие и виды.  Что же такое доминанта? 

ПРАКТИКА Разметка текста по блокам диф. Алгоритма чтения. 

ТЕМА 15 Работа с разными текстами

ТЕОРИЯ Методики самостоятельных занятий. Текст — обычно сложная система. Читая и логически анализируя его, мы как бы проникаем во все более мелкие единицы этой системы и в то же время мысленно объединяем их в группы, группы — в разделы и т. д.

Соотнесение содержания текста с собственными знаниями

Такое соотнесение имеет глубокое психологическое основание, блестяще сформулированное И. М. Сеченовым, который писал, что усваивать — это значит «сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного». Без такого соотнесения понимание текста вовсе невозможно. Чем богаче знания, с которыми мы соотносим читаемое, чем существеннее связи между читаемым материалом и накопленными ранее знаниями, чем более отчетливо осознаются эти связи, тем понимание текста глубже.

Богатство и разнообразие связей помогают читающему более полно и разносторонне осознать специфические особенности материала, глубже вникнуть в его смысл. Здесь для нас важен не продукт соотнесения сам по себе, а процесс соотнесения. Именно в процессе соотнесения мы лучше знакомимся с новым в тексте, глубже вникаем в его суть, яснее и четче воспринимаем его особенности, острее видим ошибки.РАКТИКА Сканирование. Это еще одна разновидность выборочного чтения. Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, фактов и т. п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру страницы, и зрение работает избирательно: читающий имеет установку найти только интересующие его данные. Чтобы овладеть таким способом чтения, необходимо развивать приемы техники чтения, в частности расширять поле зрение, тренировать избирательность внимания и т. д. Человек, обученный этому способу чтения, может усваивать текст в два-три раза быстрее, чем читающий традиционно.

 ТЕМА 16 Работа над собой, используя аутогенную тренировку ТЕОРИЯ. Понятие и основной порядок аутогенной тренировки. 

ПРАКТИКА. Минимальный тренировочный комплекс. 

Тема 17 Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью

ТЕОРИЯ. Дифференциальный алгоритм чтения – понятие и виды.  Что же такое доминанта? 

ПРАКТИКА Разметка текста по блокам диф. Алгоритма чтения. 

Тема 18. Анализ важных показателей Работа с упражнением «Пальцы» ТЕОРИЯ Мысленное составление плана текста – теоретический аспект.  

Несколько операций — звеньев:

-         читая, человек делит текст на части по смыслу (каждая часть — группа тесно связанных мыслей, имеющих общую микротему);

-         выделяет в каждой части смысловой опорный пункт (самое существенное, характерное в ней);

-         выявляет среди частей главные и второстепенные, устанавливая их соподчиненность, их связь, соотношение.

ПРАКТИКА Первое звено составления плана текста — разбивку его на части — называется смысловой группировкой материала.

Смысловой опорный пункт — это тезис, формулировка темы, имя, термин, яркая цифра и т.д., которыми читающий как бы замещает содержание выделенной смысловой группы. Опираясь на такой пункт, читатель обычно легко воспроизводит содержание всей смысловой группы. Благодаря смысловым опорным пунктам читателю нетрудно удержать в голове план всего текста (например, параграфа). Текст как бы свертывается читателем, переводится с помощью смысловых опорных пунктов во внутреннюю речь.

 

  ТЕМА 19 Анализ важных показателей Работа с упражнением «Муха» Выявление соподчиненности, связи смысловых групп. Мы лучше понимаем, когда содержание можно выразить иначе, другими словами. Сами попытки «выразить содержание иначе» являются одним из средств понимания. 

ПРАКТИКА Приемы (цепи рассуждений, переформулирований мысли автора). Работа с упражнением «Муха» Восстановление текста разного типа по схемам.

Для данного вида упражнений используются прозаические и стихотворные тексты. Учитель записывает каждое предложение отдельно. предварительно поменяв их местами. Ниже помещаются схемы этих предложений. Порядок расположения схем должен соответствовать порядку предложений в тексте. Который предстоит восстановить учащимся. Сначала используются схемы с одним поисковым ориентиром.

ТЕМА 20 Анализ важных показателей Работа с разными текстами.

ПРАКТИКА Восстановление текста на основе языковой интуиции. смысла и рифмы стихотворных строк

Записывая стихотворный текст, учитель пропускает слова, имеющие отношение к теме урока. Для усиления поисковой направленности используется несколько строф разных авторов и общая справка. Восстановление текста по смыслу и плану- схеме. Текст, который предлагается восстановить школьникам, представляет собой рассуждение. Его тезисы записываются учителем в виде схем, а доказательства – с помощью предложений. Последовательность частей, являющихся доказательствами, заведомо нарушается. Задача учащихся - соединить по плану – схеме и смыслу тезисы и доказательства.

ТЕМА 21 Анализ важных показателей. Работа с упражнением «Стрелка»

ТЕОРИЯ Антиципация: предвосхищение последующего содержания или плана текста и предваряющие чтение вопросы.

ПРАКТИКА Соотнесение по содержанию разных частей текста. Текст как целое. Фундамент для понимания. специальный анализ. Связи в тексте  Сочетание 2 приемов при анализе текста: соотносить содержание читаемой части текста с содержанием предшествующей его части и с собственными знаниями. Наглядные представления -Образы того, что описывается в тексте, нередко непроизвольно возникают у читателя. Однако если читающий не ставит перед собой задачи закрепить эти образы в памяти, они быстро стираются и углубленному пониманию текста не служат.

 Раздел 3. Артикуляция и чтение. Движение глаз при чтении. Внимание при чтении. Чтение и память.

ТЕМА 23 Что такое артикуляция?

ТЕОРИЯ Структура артикуляции. Проговаривание. 

ПРАКТИКА Упражнение 1. Проверка ритма Упражнение 2. Борьба с артикуляцией

 

ТЕМА 24 Речь внешняя и внутренняя. Как научиться читать молча? ТЕОРИЯ Теоретический аспект: речь внешняя и внутренняя. Как научиться читать молча?

ПРАКТИКА Упражнение 1. Проверка ритма Упражнение 2. Борьба с артикуляцией Восстановление текста разного типа по схемам.

Для данного вида упражнений используются прозаические и стихотворные тексты. Учитель записывает каждое предложение отдельно. предварительно поменяв их местами. Ниже помещаются схемы этих предложений Порядок расположения схем должен соответствовать порядку предложений в тексте. Который предстоит восстановить учащимся. Сначала используются схемы с одним поисковым ориентиром. ТЕМА 25 4 фазы освоения упражнения «Стук-ритм».

ТЕОРИЯ Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками) «Список тем книги», «Черты характера» «Синквейн»

Визуальные методы организации материала, таблица «Кто? Что?, Когда?,

Где?, Почему?», Работа с текстом: оценка информации

ПРАКТИКА Соотнесение по содержанию разных частей текста. Текст как целое. Фундамент для понимания. специальный анализ. Связи в тексте  Сочетание 2 приемов при анализе текста: соотносить содержание читаемой части текста с содержанием предшествующей его части и с собственными знаниями.

ТЕМА 26 Зрительное восприятие текста Параметры движения глаз

ТЕОРИЯ Понятие зрительного восприятия текста Параметры движения глаз

ПРАКТИКА Соотнесение по содержанию разных частей текста. Текст как целое. Фундамент для понимания. специальный анализ. Связи в тексте  Сочетание 2 приемов при анализе текста: соотносить содержание читаемой части текста с содержанием предшествующей его части и с собственными знаниями.

ТЕМА 27 Зрительная память

ТЕОРИЯ Структура зрительной памяти. Развитие зрительной памяти у человека.

ПРАКТИКА Восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме. В упражнении этого вида основным ориентиром для восстановления текста служат слова с изучаемой на уроке орфограммой. Школьники используя подсказки (слова с пропущенными буквами и схемы предложений),формулируют задание к упражнению. Примером может служить работа с упражнением по теме: «Гласные в приставках пре- и при-»

ТЕМА 28 Что такое периферическое зрение  ТЕОРИЯ Понятие периферического зрения. 

ПРАКТИКА Составление текста, который нужно сократить и завершить. Для данного вида упражнения подбирается текст, состоящий из трех- четырех частей. Выполняя задание, учащиеся одну или несколько частей (кроме заключительной) передают в форме сжатого изложения, а концовку дописывают самостоятельно, учитывая смысл всех предыдущих частей и выражая свое отношение к содержанию текста.

ТЕМА 29 Что вы умеете? 

ТЕОРИЯ  Изложение – теоретический аспект. 

ПРАКТИКА Написание изложения по образцу. Упражнение «Метод штурма» Упражнение  60=15

ТЕМА 30 Внимание – катализатор чтения. Отработка конспектирования ТЕОРИЯ 

ПРАКТИКА Восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме. В упражнении этого вида основным ориентиром для восстановления текста служат слова с изучаемой на уроке орфограммой. Школьники используя подсказки (слова с пропущенными буквами и схемы предложений),формулируют задание к упражнению. Примером может служить работа с упражнением по теме: «Гласные в приставках пре- и при-» ТЕМА 31 Основные виды невнимательности Отработка чтения способами организации внимания

ТЕОРИЯ Основные виды невнимательности – понятия.  

ПРАКТИКА Отработка чтения способами организации внимания Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями. Восстановление текста на основе языковой интуиции. смысла и рифмы стихотворных строк Восстановление текста по смыслу и плану- схеме.

ТЕМА 32 Как управлять своим вниманием Обучение чтению учебников, отработка конспектирования

ТЕОРИЯ Как управлять своим вниманием – теоретический аспект.  

ПРАКТИКА Обучение чтению учебников, отработка конспектирования Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями. Восстановление текста на основе языковой интуиции. смысла и рифмы стихотворных строк Восстановление текста по смыслу и плану- схеме Составление текста, который нужно сократить и завершить.

Для данного вида упражнения подбирается текст, состоящий из трех- четырех частей. Выполняя задание, учащиеся одну или несколько частей (кроме заключительной) передают в форме сжатого изложения, а концовку дописывают самостоятельно, учитывая смысл всех предыдущих частей и выражая свое отношение к содержанию текста.

ТЕМА 33 Концентрация внимания. Отработка концентрации.(2 часа) ТЕОРИЯ Структура концентрации внимания. 

ПРАКТИКА Отработка концентрации внимания. Упражнения.  Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями. Восстановление текста на основе языковой интуиции. смысла и рифмы стихотворных строк Восстановление текста по смыслу и плану- схеме

 

ТЕМА 34 Устойчивость внимания. Обучение последовательному знакомству со сложными текстами, статьями

ТЕОРИЯ Структура  устойчивости  внимания. Обучение последовательному знакомству со сложными текстами, статьями.

ПРАКТИКА Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями. Восстановление текста на основе языковой интуиции, смысла и рифмы стихотворных строк Восстановление текста по смыслу и плану- схеме

ТЕМА 35 Распределение внимания. (4 часа)

ТЕОРИЯ Структура распределения внимания. 

ПРАКТИКА Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями. Восстановление текста на основе языковой интуиции. смысла и рифмы стихотворных строк Восстановление текста по смыслу и плану- схеме.

ТЕМА 36 Объем внимания(4 часа)

ТЕОРИЯ Структура объема внимания. Виды. 

ПРАКТИКА Составление тематической зарисовки. Восстановление текста разного типа по схемам. Для данного вида упражнений используются прозаические и стихотворные тексты. Учитель записывает каждое предложение отдельно. предварительно поменяв их местами. Ниже помещаются схемы этих предложений. Порядок расположения схем должен соответствовать порядку предложений в тексте. Который предстоит восстановить учащимся. Сначала используются схемы с одним поисковым ориентиром.

ТЕМА 37 Что такое память. Работа по отработке механизма памяти, используя специальные упражнения. (4 часа) ТЕОРИЯ Структура памяти. 

ПРАКТИКА Работа по отработке механизма памяти, используя специальные упражнения. Восстановление текста по таблице. Учитель записывает на доске предложения, заведомо нарушив их последовательность. Учащиеся восстанавливают текст, ориентируясь на указанные в таблице языковые единицы. Завершение каждой микротемы текста фразеологическим оборотом. Текст составляется учителем из небольших взаимосвязанных частей (микротем), каждая из которых должна заканчиваться подходящим по смыслу фразеологическим оборотом. Учащиеся находят фразеологические обороты с помощью материала для справок, дополняют ими микротемы. 

ТЕМА 38 Механизмы памяти.(4 часа)

ТЕОРИЯ Морфологическая структура памяти. Условный алгоритм памяти.

Многообразие памяти. Виды памяти. 

ПРАКТИКА Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями. Восстановление текста на основе языковой интуиции. смысла и рифмы стихотворных строк Восстановление текста по смыслу и плану- схеме.

 

 

ТЕМА 39 Параметры памяти.(4 часа)

ТЕОРИЯ Тип памяти. 4 типа. Емкость памяти. Оббьем памяти.

Механическое запоминание и осмысленное. 

ПРАКТИКА Восстановление текста на основе языковой интуиции. смысла и рифмы стихотворных строк Восстановление текста по смыслу и плану- схеме. Таблицы Шульте. Упражнения по повторению.

ТЕМА 40 Шесть  золотых правил быстрого чтения.(4 часа) ТЕОРИЯ 1 правило Читать без регрессий. 2 правило по интегральному алгоритму. 3 правило – выделять доминанту. 4 правило – читать без артикуляции. 5 правило- читать вертикальными движением.  6 правило- развивать внимание, память, читать 5 стр в день.

ПРАКТИКА Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями. Восстановление текста на основе языковой интуиции. смысла и рифмы стихотворных строк Восстановление текста по смыслу и плану- схеме.

ТЕМА 42 Тест. Заключительное занятие.(2 часа)

ТЕОРИЯ Подведение итогов курса, рефлексия собственной деятельности.

ПРАКТИКА Тест 

 

После освоения программы каждый учащийся должен знать:

-              все элементы грамоты: навыки чтения и правильного написания букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

-              что предложение состоит из слов; определять количество и последовательность слов в предложении, составлении схемы.

-              морфологические признаки слова - теорию по лингвистике; уметь: 

-узнавать и различать гласные и согласные звуки;

-обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

-              использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

-различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

-производить фонетический разбор слова;

-производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

-записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

-подбирать слова на заданный звук; сравнивать слова со сходными звуками;

-строить звуковые схемы слогов и слов;

-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

-восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

-самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки. 

-              фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

 -использовать в спонтанном общении слова различных лексико- грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий,

прилагательных, местоимений и т. д.);

-              грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно; иметь навык

-              раздельного и правильного написания слов;

-              словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительласкательных и увеличительных форм существительных;

-              пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

-определения структуры слова,

-              владеть навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

 

Основные умения и навыки обучающихся при работе с текстом на этапе чтения и понимания:

ученик научиться:

-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-определять главную тему, общую цель или назначение текста;

-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; -сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

-находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: -определять назначение разных видов текстов;

-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

-различать темы и подтемы специального текста;

-выделять не только главную, но и избыточную информацию;

-прогнозировать последовательность изложения идей текста;

-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

-выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; -формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

-понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

 Ученик получит возможность научиться:

-анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. на этапе преобразования и интерпретации информации:

ученик научится:

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; -интерпретировать текст:

-сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; -обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

-делать выводы из сформулированных посылок;

-выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. -выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). на этапе оценки информации:

ученик научится:

-откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-находить доводы в защиту своей точки зрения;

 -откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

 --на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; -использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Также на наших уроках ученики получат возможность научиться:

- критически относиться к рекламной информации;

-находить способы проверки противоречивой информации;

-определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

 

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Выпускник научится:

                       ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

                       определять главную тему;

                       выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий общему смыслу текста;

                       формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

                       обнаруживать соответствие между частями текста и его общей идеей;

                       находить в тексте требуемую информацию;

                       решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

                       определять назначение разных видов текстов;

                       различать темы и подтемы;

                       выделять не только главную, но и избыточную информацию;

                       сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

                       формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции;

                       понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Выпускник научится:

                       структурировать текст, проводить проверку правописания, использовать в виде таблицы, изображения;

                       преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы;            интерпретировать текст:

                       сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

                       обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;       выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

Выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материал, с информацией текста, анализа подтекста.

 

Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения и основ скорочтения.

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

                       выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

                       формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

                       объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

                       находить в тексте требуемую информацию

                       решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

                       Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

                       сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

                       выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

                       формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

                       понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;       организовывать поиск информации:

                       приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

                       Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Интерактивные подходы (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо (инсерт, таблица «З – Х – У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»

Словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация дискуссий

«Чтение про себя с пометками», «Отношения между вопросом и ответом»

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации -структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

                       -проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

                       -преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому

-выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

«Список тем книги», «Черты характера»

«Синквейн»

Визуальные методы организации материала, таблица «Кто?Что?, Когда?, Где?, Почему?»,

Работа с текстом: оценка информации Откликаться на содержание текста:

       связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

       оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

       откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Интерактивные подходы

Логические цепочки

Инсерт

Тайм – аут

Вопросы после текста

Проверочный лист

Кластеры, логические цепочки, инсерт

 

-         На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

-         В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

       Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

 критически относиться к рекламной информации;

       Находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию.

 

Приложение №1

Методические приемы реализации программы стратегии смыслового чтения и основ скорочтения.

Сканирование. Это еще одна разновидность выборочного чтения. Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, фактов и т. п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру страницы, и зрение работает избирательно: читающий имеет установку найти только интересующие его данные. Чтобы овладеть таким способом чтения, необходимо развивать приемы техники чтения, в частности расширять поле зрение, тренировать избирательность внимания и т. д. Человек, обученный этому способу чтения, может усваивать текст в два-три раза быстрее, чем читающий традиционно. Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению. 

Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого толкования текста, допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели. Психологи считают, что каждый человек имеет свои алгоритмы и программы чтения.

Однако их эффективность у большинства читателей довольно низкая.

Необходимо научиться более организованной работе с текстом.  Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы междометия и часто местоимения. Иногда смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.смысловые ряды  

Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – как бы сжимается, прессуется.

Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста. Мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Выявление доминанты – главная задача чтения.

Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.

Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.

Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного. Перефразирование сообщения – это пересказ основной идеи сообщения другими словами, чтобы проверить, насколько правильно оно понято. Электронная почта - способ быстрой передачи деловой информации, требующий краткого изложения информации ключевыми словами. Методические приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

1.     Составление списка «известной информации»:

2.     Рассказ-предположение по ключевым словам;

3.     Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

4.     Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и

Т.д.

5.     Методы активного чтения:

      маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «7» (по мере чтения их ставят на полях справа);

      ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

      поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

      Заполнение кластеров, таблиц.

6.     Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

7.     Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

8.     Ответы на поставленные вопросы.

9.     Организация устных и письменных кpуглых столов.

10. Организация различных видов дискуссий.

11. Написание творческих работ.

12. Исследования по отдельным вопросам

               Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в специально оснащенном кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами. К программе прилагается большое количество дидактического и наглядного материала, методразработки и др.

    Методическое обеспечение

«Стартовый уровень» программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 

Программа курса разработана с опорой на методические работы О.А. Андреева, Г. Абдуловой и предназначена для работы с группой обучающихся среднего общего образования, испытывающих трудности в прочтении текста. Данные методики применяются при составлении и выполнении грамматических заданий, ребусов, рисунков к правилам, заданий, упражнений. .

 Освоение      программы          способствует       целенаправленному формированию         умственного        развития     обучающихся      через      отработку конкретных приемов умственной деятельности: прежде всего синтеза и анализа, затем абстрагирования, сравнения, обобщения и аналогии.

Для пробуждения творческого мышления используются все средства:

в первую очередь наглядность и практическая направленность.  Логика выступает как средство подтверждения наглядности и практической значимости.  Вместе с тем, логика составляет основу рассуждений и практических действий. В работе педагога модели опорных конспектов помогают передать в схемах и рисунках основной материал. 

Приобщив к творческому процессу учащихся, можно не только найти новый подход к освоению изучаемого материала, но и активизировать мышление учащихся, желание познавать логику языка.

 Содержание воспитания. Учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

-              гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

-              представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

-              трудолюбия, стремления к профессионализму,  экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

-              эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

-              организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации,

проектирования собственной деятельности конкурентоспособности; - физической культуры, навыков здорового образа жизни.

Условия реализации программы

Занятия проходят в кабинете. Для реализации программы в кабинете созданы необходимые условия: имеется компьютер, доска, дидактические материалы. По согласованию с родителями дети обеспечиваются всем необходимым для занятий (тетради, ручки, др.канцелярские принадлежности, рабочие тетради); также родителями оплачивается участие в интернетолимпиадах различного уровня. Участие в олимпиадах по желанию детей и их родителей.  

              Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

1.                             Акишина А. Учим читать быстро и эффективно / Акишина А, Шляхов. - М.: Русский язык, 2019

2.                             Выборнова В.Ю. Учим конспектировать // Русский язык в школе .- 2019. - №2 – С.29.

3.                             Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики // Русский язык в школе, №2, 2018, стр. 3.

4.                             Бирюкова Т.Г. Речь старшеклассников: толкование обобщенных высказываний, круг ассоциаций // Русский язык в школе, № 2, 2018, стр. 17.

5.                             Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 2018.

6.                             Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М: Знание, 2017.

7.                             Ипполитова Н.А. Виды чтения на уроках русского языка. // Русский язык в школе. - 2016. - №2. - С.27.

8.                             Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность, №2, 2017, стр. 7.

9.                             Сидоренков В.А. Формирование общеучебных умений

текстовосприятия на уроке русского языка // Русский язык в школе, №2, 2017, стр. 8.

10.                         Степанова Л.С. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в IX классе общеобразовательной школы // Русский язык в школе, №1, 2018, стр.24.

11.                         Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2018.

 

Литература для обучающихся и родителей: 

1.Милославский И.Г. Как разобрать и собрать текст: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 2013. 

2. Мазанова Е.В.Учусь работать с текстом. Альбом упражнений -М.:изд.Гном и Д,2017.

3.Мазанова Е.В. Альбом упражнений по коррекции текста (в двух частях).М.:изд.Гном и Д,2017.

4.Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. — Изд. 2-е, перераб. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2015. 

5.Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — Изд. 4-е. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2015. 

6.Успенский Л.В. Почему не иначе?: Этимологический словарик школьника. — М.: Дет. лит., 2017. 

7.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. - М.: Просвещение, 2015.  

8.Мережинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика: Материалы для работы по русскому языку на уроке и во внеклассное время. - Киев: Радянська школа, 2019. 

9.На уроке и после уроков: Материалы по занимательной грамматике /Сост. А.Прудникова. - М.: Учпедгиз, 2016.

10.Цыганкин Д.В., Приставкин Н.К. Занимательная грамматика. - Саранск:

Мордовское книжное издательство, 2006.

11.В.Г.Лысаков 1000 загадок.Москва 2014

12.Г.П.Лазаренко «Уроки русского языка. Поиски и находки». Дрофа Москва

2014

13.Данилов И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности школьников.-М.,2020.

 

Образовательные электронные ресурсы:

1.        http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования.

2.        http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

3.        http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

4.        Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

5.        Тесты   по      русскому    языку         (на     ОС    "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

6.        Основные       правила      грамматики         русского    языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

7.        www.logoped.ru  Логопедия. 

8.        Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/

9.        Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Основы скорочтения и понимания текста"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа " Основы скорочтения и понимания текста"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы « Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

Актуальность программы « Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа

Б) создавать ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;

Б) создавать ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;

Практические: упражнения, выполнение графических записей, работа с таблицами

Практические: упражнения, выполнение графических записей, работа с таблицами

Содержание разделов и тем

Содержание разделов и тем

Анализ важных показателей. Работа с упражнением «Стрелка» 2 2 4

Анализ важных показателей. Работа с упражнением «Стрелка» 2 2 4

Тема 1 Цель и задачи образовательной программы

Тема 1 Цель и задачи образовательной программы

Ситуации, в которых необходимо ознакомительное чтение

Ситуации, в которых необходимо ознакомительное чтение

Третий этап (после чтения) – обобщение и рефлексия

Третий этап (после чтения) – обобщение и рефлексия

ТЕМА 13 Тексты на время. Отработка ускорения

ТЕМА 13 Тексты на время. Отработка ускорения

ТЕМА 16 Работа над собой, используя аутогенную тренировку

ТЕМА 16 Работа над собой, используя аутогенную тренировку

Который предстоит восстановить учащимся

Который предстоит восстановить учащимся

Который предстоит восстановить учащимся

Который предстоит восстановить учащимся

ПРАКТИКА Написание изложения по образцу

ПРАКТИКА Написание изложения по образцу

ТЕМА 34 Устойчивость внимания.

ТЕМА 34 Устойчивость внимания.

Восстановление текста по смыслу и плану- схеме

Восстановление текста по смыслу и плану- схеме

Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно; иметь навык - раздельного и правильного написания слов; - словообразования:…

Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно; иметь навык - раздельного и правильного написания слов; - словообразования:…

Ученик получит возможность научиться : -анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Ученик получит возможность научиться : -анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Также на наших уроках ученики получат возможность научиться : - критически относиться к рекламной информации; -находить способы проверки противоречивой информации; -определять достоверную информацию в случае…

Также на наших уроках ученики получат возможность научиться : - критически относиться к рекламной информации; -находить способы проверки противоречивой информации; -определять достоверную информацию в случае…

Выпускник получит возможность научиться: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Выпускник получит возможность научиться: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;…

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;…

Список тем книги», «Черты характера» «Синквейн»

Список тем книги», «Черты характера» «Синквейн»

Чтобы овладеть таким способом чтения, необходимо развивать приемы техники чтения, в частности расширять поле зрение, тренировать избирательность внимания и т

Чтобы овладеть таким способом чтения, необходимо развивать приемы техники чтения, в частности расширять поле зрение, тренировать избирательность внимания и т

Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т

Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т

К программе прилагается большое количество дидактического и наглядного материала, методразработки и др

К программе прилагается большое количество дидактического и наглядного материала, методразработки и др

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Литература для обучающихся и родителей: 1

Литература для обучающихся и родителей: 1

Логопедия. 2. Толковый словарь

Логопедия. 2. Толковый словарь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2022