Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог - исследователь»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог - исследователь»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
экология
3 кл—6 кл
22.11.2021
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа    «Эколог - исследователь»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научного направления «Эколог - исследователь» Возраст учащихся:9-11 лет Срок реализации: 9 месяцев
эколог - исследователь.docx

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественно - научного направления

«Эколог - исследователь»

Возраст учащихся:9-11 лет

Срок реализации: 9 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кемерово, 2021

 

Содержание

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»……………..…………3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………….…...3

1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………..…..4

1.3. Содержание программы……………………………………………….……………..5

1.4. Ожидаемые результаты……………………………………………………..………..6

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»…….……………7

2.1. Календарный учебный план……………………………………………….………..7

2.2. Условия реализации программы………………………………………..…….…….8

2.3. Формы аттестации………………………………………………………..….………8

2.4. Оценочные материалы……………………………………………………..….…….8

2.5. Методические материалы…………………………………………………...………8

2.6. Список литературы…………………………………………………………….……...9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

              «В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования. Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идёт о формирование экологической культуры школьников. Особое внимание все образовательные программы данного профиля должны уделить улучшению подготовки учащихся по экологии, защите окружающей среды» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог- исследователь» является программой естественно-научной направленности. Стартовый уровень программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколог - исследователь»  разработана согласно нормативным документам, регламентирующих образовательную деятельность в системе дополнительного образования:

·        Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.        № 273-ФЗ;

·     Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Обутверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·    Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от   9 ноября 2018 г. № 196»;

·    Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

·    Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

·     Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

·     Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);

·     Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р);

·     Устав МБОУ «СОШ № 70» г. Кемерово и локальные акты учреждения.

                     Новизна данного курса состоит в том, что теоретические знания и практические навыки, получаемые учащимися находят свое воплощение в проектных и исследовательских работах. Практическая направленность является одним из ключевых принципов проектирования экологического образования. Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата. Структура курса направлена на выполнение работ  по принципу «от простого – к сложному».

            Актуальность программы заключается в том, чтобы дети и подростки не бездумно смотрели на природу, а видели и понимали природные явления и связь между ними; могли объяснить, почему происходит изменение в разное время года. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические и  экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.           

            Педагогическая целесообразность. В рамках программы  обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где  востребованы  практически любые способности ребёнка, что открывает новые возможности для создания интереса учащегося,   как  к индивидуальной деятельности, так и к коллективной. Программа эффективна для развития у детей экологического сознания и культуры, навыков правильного поведения в природе, введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики и познавательной активности. Обучающийся должен уметь сам увидеть проблемы, выделить предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу. Поставить цель исследования и сформулировать задачи, подобрать методику исследования, материалы и оборудование для проведения работы. Приобретённые, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный подход позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению, развитию компетентностей в практике научного исследования. Развивается творческая деятельность и креативное мышление у учащихся, что способствует формированию активной жизненной позиции.

         Отличительные особенности программы: Отличие данной программы в том, что дети знакомятся и исследуют экологические проблемы своего края . Все образовательные блоки программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но прежде всего формирование практических навыков. Выполнение практических заданий способствует развитию у детей творческих способностей и наблюдательности, умению проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды, активную жизненную позицию как гражданина своей Родины. Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у школьников знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания учащихся через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.        

     Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми от 9 до 11 лет. Воспитанники в этом возрасте имеют необходимый запас биологических и географических знаний, на основе которых построены занятия курса. В данном контексте программа является компенсаторно-развивающей, предусматривает подготовку обучающихся до базового уровня, необходимого для усвоения предметного материала, в том числе научную подготовку по кругу вопросов, связанных с рациональным природопользованием и охраной окружающей среды.

  Сроки реализации программы: срок реализации – 9 месяцев, запланированное количество часов для реализации программы – 34 часа.

   Форма обучения: очная.

   Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 часу.

 

 

1.2. Цели и задачи программы.

   Цель программы: содействие в передаче комплекса знаний, умений и навыков о природе родного  края;  формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования навыков на уровне практического применения.

   Задачи:

1.      Познакомить обучающихся с природой родного села, района, ее экологическим состоянием;

2.      Познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской деятельности в природе;

3.      Выработать умения давать оценку экологического состояния экосистемы;

4.      Сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций;

5.      Научить  новым педагогическим технологиям - проектированию и исследовательской деятельности.

 

 

1.3. Содержание программы

1.Природа нашей местности 14 часов (4 часа теории, 2 часа практики)

Вводный инструктаж по технике безопасности при проведении замятий. Предмет и задачи курса «Эколог-исследователь. Особенности природы ж.р.Кедровка, его богатство и разнообразие, географическое положение , внутренние воды, растительный и животный мир.

Практические занятия:  

1.      Изучение и описание географическое положение ж.р.Кедровка.

 

  2.  Воздушная оболочка нашей местности 2 часа (1 часа теории, 1 часа практики)

Строение воздушной оболочки Земли. Характеристика климата своей местности.

 

Практические занятия:

 

1.      Практическая работа «Характеристика климата своей местности».

 

3.Растительные богатства села 4 часа (2 часа теории, 2 часа практики)

Введение «Растительные богатства ». Изучение видового состава растений в окрестностях.

Практические занятия:

1.      Изучение видового состава растений в окрестностях .

 

4.Агроклиматические ресурсы села 4 часов ( 2 часа теории, 2 часа практики)

Понятие почвы, ее свойств. Плодородие.

Практические занятия:

1.      Исследование механического состава различных типов почв.

 

5.Водные ресурсы села 4 часа (2 часа теории, 2 часа практики)

Общая характеристика водных экосистем. Изучение характеристики экосистем.

Практические занятия:

1.      Изучение характеристики экосистем.

 

6.Антропогенное влияние на природу села 2 часа (2 часа теории).

Виды и особенности антропогенного воздействия.

 

7.Радиационное загрязнение окружающей среды 4 часа(2часа теории, 2 часа практики)

Понятие радиации, её виды. Влияние солнечной радиации на живые организмы.

Практические занятия:

   1. Влияние солнечной радиации на живые организмы.

8. Качество окружающей среды и здоровье человека  4 часа (2 часа теории, 2часа практики)

Общее понимание здоровья. Загрязнение среды и возможные нарушения здоровья человека.

Практические занятия:         

1.      Определение влияния образа жизни на состояние здоровья. 

9. Современные проблемы охраны природы 4 часа (2 часа теории, 2часа практики)

    Природа Земли – источник материальных ресурсов человечества. Современные проблемы охраны природы.

Практические занятия:

1.      Практическая работа: «Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды»

1.4. Ожидаемые результаты

В рамках программы “Эколог- исследователь” в качестве основных планируемых результатов будут у детей сформированы следующие умения и навыки:

   1.Предметные результаты

1.      Обучающиеся  познакомились природой родного села, района, ее экологическим состоянием;

2.      Ознакомились с методиками исследовательской деятельности в природе;

3.      Выработали умения давать оценку экологического состояния экосистемы;

4.      Сформировалась  потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций;

5.      Научились новым педагогическим технологиям - проектированию и исследовательской деятельности

 

      2.Личностные результаты

1.      Сформированы коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Сформировано осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

2.      Развиты потребности в умственных впечатлениях, познавательная активность и любознательность, интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, прогнозировать последствия и др.).

3.      Сформировано ответственное отношения к учению, готовность и способность, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

4.      Освоены правила поведения в природной среде, роль обучающихся в пропаганде природоохранных знаний; сформировано проявление желания и стремления улучшать состояние окружающей среды в своей местности.    

    

 3.Метапредметные результаты

1.      Развита мотивация к практической  деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

2.      Умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3.      Сформированы универсальные учебные действия.

4.      Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарно-учебный график

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

 

1.Природа нашей местности (6 часов)

 

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении занятий. Предмет и задачи курса «Эколог-исследователь».

2

2

 

Индивидуальный опрос, тестирование,

оформление дневников наблюдения и экологической практики, отчет о работе

 

 

2

Особенности природы ж.р.Кедровка, ее богатство и разнообразие, географическое положение, внутренние воды, растительный и животный мир.

4

2

2

2. Воздушная оболочка нашей местности (4 часа)

Индивидуальный опрос, тестирование,

отчет о работе

 

3.

Строение воздушной оболочки Земли. Характеристика климата своей местности.

2

1

1

3.Растительные богатства села (4 часа)

 

4.

Введение «Растительные богатства ». Изучение видового состава растений в окрестностях .

4

2

2

Тестирование,

собеседование, индивидуальный опрос,

отчет о работе

4.Агроклиматические ресурсы села (4 часа)

 

5.

Понятие почвы, ее свойства. Плодородие. Исследование механического состава различных типов почв.

4

2

2

Тестирование,

собеседование, индивидуальный опрос, отчет о работе.

5.Водные ресурсы села (4 часа)

Тестирование,

собеседование, индивидуальный опрос, отчет о работе.

6.

Общая характеристика водных экосистем. Изучение характеристики экосистем.

4

2

2

6.Антропогенное влияние на природу села (2 часа)

 

7.

Виды и особенности антропогенного воздействия.

2

2

 

Опрос, беседа.

 

7.Радиационное загрязнение окружающей среды (4часа)

 

8.

Понятие радиации, её виды. Влияние солнечной радиации на живые организмы.

4

 

2

2

Тестирование,

собеседование, индивидуальный опрос, отчет о работе,

зачет.

8.Качество окружающей среды и здоровье человека (4 часа)

21.

Общее понимание здоровья. Загрязнение среды и возможные нарушения здоровья человека.

4

2

2

Тестирование,

собеседование, индивидуальный опрос, отчет о работе.

9.Современные проблемы охраны природы (4 часа)

24.

Природа Земли – источник материальных ресурсов человечества. Современные проблемы охраны природы.

 

4

2

2

Тестирование,

собеседование, индивидуальный опрос, отчет о работе.

 

 

Всего

34

19

15

 

           

2.2. Условия реализации программы

1.                  Кабинет для занятий кружка. 

2.                  Шкаф для хранения таблиц, дисков, пособий, справочных материалов.

3.                   Сканер, принтер. Компьютеры, с установленным программным обеспечением.

4.                  Оборудование по биологии (микроскоп, различные виды луп, ёмкости для сбора материала, пипетки, скальпели, стекла покровные и предметные, термометр для воды и воздуха, чашки Петри, лабораторные иглы).

5.                  Бумага для принтера, СД – диски, папки для бумаг, канцелярские принадлежности.

6.                  Наглядные пособия (гербарии растений, коллекции семян, макеты растений и животных, чучела птиц).

7.                  Иллюстративный материал (таблицы, фотоматериалы, рисунки).

8.                  Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, клей, тетради).

9.                  Компьютерные презентации по  темам программы.

10.              Информационный материал к темам программы.

11.              Видеофильмы по экологии.

12.              Энциклопедии по экологии.

13.              Раздаточный материал (карточки, таблички с алгоритмами выполнения заданий).

14.              Методические пособия (тесты по темам, задания, опросники)

15.              Правила поведения в природе.

 

2.3. Формы аттестации:

Формы и способы проверки результата – тестирование, зачёты, защита проектов, опрос, открытое занятие. Текущий контроль осуществляется в ходе собеседования перед экскурсиями и практическими работами, в ходе индивидуального опроса в процессе проведения занятий и в виде отчета обучающихся по оформлению дневников наблюдений и проектов.

Итоговый контроль предполагает обязательный отчет  учащихся по выполненным творческим работам исследовательского характера, итоговое тестирование.

 

 

2.4. Оценочные материалы

·                                             задание – викторины;

·                                   кроссворды;

·                                   тематические задания.                                                                                                             

 

 

2.5. Методические материалы

Методы обучения: словесный - беседа, анализ текста, объяснение, рассказ, работа с книгой, наглядный – демонстрация картин, видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу; практический – наблюдение, практические задания, упражнения,  метод  проблемного  обучения  –  поисковые  или  эвристические  методы, методы проектного обучения, исследовательские методы.

Методы воспитания: методы формирования сознания (методы убеждения) объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения). В процессе обучения ребята видят закономерности окружающего мира и идут по естественным законам природы и жизни. Моделируя различные схемы, выполняя творческие задания, дети вникают в естественные законы природы, учатся видеть прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем.

Описание применяемых педагогических технологий: Средствами эффективного усвоения программы курса являются игры, творческие задания, опыты и практические занятия, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков,  экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

 

2.6. Список литературы.

 

1.      Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг/ Под ред. Ашихминой Т.Я. – М.: «Агар», 2000.

2.      Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. Учебное пособие - Краснодар: Издательство «Традиция», 2007 г.

3.      Ерманова М.А. Основы экологии. ООО «Издательский дом Литера», Санкт – Петербург, 2013 г.

4.      Колесников С.И. Экология. Учебно-методическое пособие, Ростов н /Д: Легион, 2016г.

5.      С.А. Литвинская, А.П. Тильба, Р.Г. Филимонова. Редкие и исчезающие растения Кубани. Краснодар: Книжное изд-во, 2000 г.

6.      Методика рекогносцировочного обследования малых водоемов: Методическое пособие/ Богомолов А.С., Засадько Д.Н. – М.: Экосистема, 1998.

7.      Муравьев Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2000.

8.      Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы: Практическое руководство / Под ред.  А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 1999.

9.      Методическое пособие по полевой экологии (для учителей и педагогов дополнительного образования) Экологические исследования школьников в природе. Ассоциация «Экосистема» Московский полевой учебный центр «Экосистема», 2015 г.

10.  Эко Гид: Путеводитель по экосистемам. Компьютерные атласы – определители объектов природы России. Ассоциация «Экосистема» Московский полевой учебный центр «Экосистема», 2010 г.

11.  [Электронный ресурс]. Официальный сайт ttp://www.kremlin.ru/transcripts/messages

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научного направления «Эколог - исследователь»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научного направления «Эколог - исследователь»

Содержание Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»……………

Содержание Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»……………

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1

Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие

Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие

Выработать умения давать оценку экологического состояния экосистемы; 2

Выработать умения давать оценку экологического состояния экосистемы; 2

Определение влияния образа жизни на состояние здоровья

Определение влияния образа жизни на состояние здоровья

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Природа Земли – источник материальных ресурсов человечества

Природа Земли – источник материальных ресурсов человечества

Методы воспитания: методы формирования сознания (методы убеждения) объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример

Методы воспитания: методы формирования сознания (методы убеждения) объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2021