Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Естественнонаучная направленность "Экологическая грамотность"
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Естественнонаучная направленность "Экологическая грамотность"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
экология
9 кл—10 кл
02.11.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Естественнонаучная направленность "Экологическая грамотность"
Данная программа составлена на основе программы курса «Экологическая грамотность» Программа реализуется в 9 классе, где дети проявляют интерес к предметам естественнонаучного цикла. Изучение мира природы — одна из сторон деятельности человека. Знания, получаемые в школе по экологии, возможно применять в повседневной жизни. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Экологическая грамотность.docx

 

Управление образования Администрации

Ханкайского муниципального округа Приморского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» с. Камень-Рыболов

Ханкайского муниципального округа Приморского края

 

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ№1

с. Камень-Рыболов

___________/Вдовин А.П./

Приказ № 145 от 31.08.2022

 

 

Экологическая грамотность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Естественнонаучная направленность

 

 

Возраст обучающихся: 15 -16 лет

Срок реализации: 1 год

  

 

 

Мищенко Татьяна Геннадьевна,

Учитель биологии

 

 

 

 

 

 

с. Камень-Рыболов

2022-2023 г

 

 

 

 

 

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы курса  «Экологическая грамотность» Программа реализуется в 9 классе, где дети проявляют интерес к предметам естественнонаучного цикла. Изучение мира природы — одна из сторон деятельности человека. Знания, получаемые в школе по экологии, возможно применять в повседневной жизни.

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Направленность программы: естественнонаучная.

Язык реализации программы: русский.

Уровень освоения программы:  углублённый    

Отличительной особенностью программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума, ведь основной особенностью подвижных игр являются их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме.

Адресат программы: обучающиеся МБОУ СОШ №1 с. Камень- Рыболов 15 - 16 лет.

Организация образовательного процесса   Набор и зачисление в группу осуществляется через портал Персонифицированного дополнительного образования  https://25.pfdo.ru/app  на основании личного заявления обучающегося или родителя (законного представителя) обучающегося,  достигшего возраста 15 лет.

Формируются одновозрастные группы, которые являются основным составом объединения, состав учащихся однородный, постоянный. Занятия проводятся в групповой форме, количество учащихся в группе 7-12 человек.

Общее количество учебных часов – 36, запланированных на 1 год обучения для полного освоения программы «Экологическая грамотность».

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий 40 минут. В группу зачисляются дети, имеющие базовые знания по экологии.

Набор в группы носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей (законных представителей). 

 Реализация программы осуществляется посредством учебной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у  школьников не только совершенствуются познавательные качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.

Занятия проводятся в учебном кабинете, биологической лаборатории,  после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.

Занятия проводятся преимущественно в виде:

·         практических работ,

·         семинаров,

·         экологических  праздников,

·         защита проектов,

·         лабораторных работ.

 

                        1.2. Цель и задачи обучения программы

Цель программы: развитие познавательных интересов и способностей  учащихся МБОУ СОШ №1  с. Камень-Рыболов 15-16 лет  через совершенствование практических умений и навыков по лабораторной технике.

Задачи программы:

Воспитательные:

1. Повысить свой общекультурный уровень;

2. Пробудить у учащихся интерес к  науке, стимулировать дальнейшее изучение экологии

3.Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками в образовательной и других видах деятельности.

4.Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

5.Воспитывать потребность в общении с природой; способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой

 

Развивающие:

1. Развить готовность самостоятельно использовать свой творческий потенциал.

2. Развивать исследовательские умения.

3. Использовать активные формы познания (наблюдения, опыты, дискуссии, проектирование.)

4. Развить у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

5. Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

6. Развить коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

 

Обучающие:

1. Научить находить необходимый материал в различных источниках (книги, справочники, Интернет и др.);

 2. Создавать и представлять доклады в форме презентаций;

3. Научить пользоваться лабораторной  посудой, реактивами и проводить простейшие опыты. Соблюдать правила техники безопасности при проведении  эксперимента, викторины, игры, экологические вечера.

4.Освоить системные естественнонаучные знания, основы культурной личности  в соответствии с его возрастом и способностями;

5. Освоить и применять на практике знания, полученные на кружке

 

1.3 Содержание программы

Учебный план

№п/п

Название раздела, темы

 

Количество часов

Форма аттестации (промежуточной, итоговой)

всего

теория

практика

1

Раздел 1. «Экологическая грамотность»

11

7

4

Практическая работа, теоритические вопросы, исследовательская работа

2

Раздел 2. «Экология и здоровье»

25

11

14

Практическая работа, теоретические вопросы,  мини-проект, исследовательская работа

Итого

36

18

18

 

 

 

 

 

Содержание учебного плана

Раздел 1 «Экологическая грамотность»

 1.Экология человека как междисциплинарная область знания

Теоретические сведения:

Вводный инструктаж по ОТ. Предмет и объект исследования. Природопользовательская деятельность человека в связи с современным экологическим кризисом.

1.2.Практические занятия:

Практическая работа №1 «Создание компьютерных моделей экологических процессов». Защита проектов.

3. Принципы экологического воспитания личности

Теоретические сведения:

Типология экологического сознания. Параметры рационального и нерационального природопользования. Агитационная деятельность как фактор экологического просвещения. Экологические акции.

4.Практические занятия:

Практическая работа №2 «Социальный опрос как одна из форм информирования населения о состоянии окружающей среды».

5.Практическая работа №3 «Разработка проектов озеленения своего села». Защита проектов.

6.  Социальная экология. Человек – биосоциальный вид .

Теоретические сведения:

Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа-общество». Ханкайского района: её экологические проблемы, пути решения проблем. Экологические проблемы с. Камень- Рыболов, возможные пути решения.

7.Практические занятия:

Практическая работа №4 «Создание и защита проектов «Экологические проблемы Ханкайского района».

8. Экология питания 

Теоретические сведения:

Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.

9.Практические занятия:

Практическая работа №5 «Составление суточного пищевого рациона для людей различного возраста и образа жизни».

10. Иммунитет

Теоретические сведения:

Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии как науки (Л.Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.

11.ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

12.Практические занятия:

Практическая работа №6 «Выпуск информационного листка».

13. «Наш долг перед будущим»

Теоретические сведения:

Наследование резус-фактора и групп крови. Методы изучения генетики человека. Генетические болезни человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика. Генетические аспекты онкологии.

14.Практические занятия:

Практическая работа №7 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний».

15.Практическая работа №8 «Создание и защита проекта «Почему дети похожи на родителей?»

16. «Наука будущего» (6 ч.).

Теоретические сведения:

Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом. Искусственная пересадка ядер в яйцеклетку и соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование. Нобелевские премии в области генетики.

17Практические занятия:

Практическая работа №9 «Геном человека».

18. «Поиски путей к долголетию»

Теоретические сведения:

Почему природа не дала бессмертие? Продолжительность жизни разных живых организмов. Некоторые попытки борьбы со старением. Почему мы старимся преждевременно?

19.Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни.

20.Практические занятия:

Проведение семинара «Есть ли ген старения?».

Раздел 2 «Экология и здоровье »

Влияние вредных привычек на здоровье человека

21 Теоретические сведения:

Влияние алкоголя на будущее поколение. Влияние курения на здоровье женского организма. Последствия хронической интоксикации организма (токсикомания и наркомания) на будущее поколение. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов.

22.Практические занятия:

Практическая работа №10 «Создание и защита проекта "Мы - за школу без вредных привычек!" (о профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни).

23. «Свет мой, зеркальце, скажи...» ( 6 часов)

Теоретические сведения:

Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи.

24 Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование.

25. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.

26.Практические занятия:

Практическая работа №11 «Определение типов кожи на разных участках лица».

27.Практическая работа №12 «Изучение сальных и потовых желёз кожи, моющих свойств мыла».

28. «Старые и новые загадки мозга». (8 ч.)

Теоретические сведения:

Двойное чудо сна. Отчего мы погружаемся в сон? Физиология сна.

29. Нормы сна – наполеоновские и медицинские. Что такое летаргический сон?

30.Небывалая комбинация бывалых впечатлений. Полезны или вредны сновидения?

31.Иллюзии. Причины появления иллюзий. Объяснение причин появления иллюзий.

32.Практические занятия:

Практическая работа №13 «Иллюзии».

33.Обобщение (4 ч.)

Обобщающее занятие.

34.Промежуточная аттестация. Итоговый проект.

 

 

 

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- сформированно экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Метапредметные результаты:

 Обучающихся будут

- Развиты умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- Развиты умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать

·         Параметры рационального и нерационального природопользования; экологических проблем Ханкайского района, возможных путей их решения;

·         понимать проблемы иммунопрофилактики, иммуногенетики, генетических аспектов онкологии;

- ценности здорового и безопасного образа жизни.

Обучающийся получит возможность для:

·         углубления знаний о значении питательных веществ, для организма, особенностях обмена веществ в разном возрасте, рациональном питании; ВИЧ-инфекции; о влиянии вредных привычек на здоровье человека; об уходе за кожей; о природе сна.

 

 

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 

                                2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Аппаратные средства:-

- Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации;

- Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку),

- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

- Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).

- учебное оборудование

 -  оборудование для практических работ

- учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий и материалов;

2.Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Тема, раздел

Электронный ресурс

Раздел 1. «Экологическая грамотность»

.http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

2. http://digital.1september.ru – Общероссийский проект «Школа цифрового века».

3. http://school-collection.edu.ru  - Коллекция цифровых образовательных ресурсов.

4. http://www.electroniclibrary21.ru  - Электронная  библиотека

Раздел 2. «Экология и здоровье»

.http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

2. http://digital.1september.ru – Общероссийский проект «Школа цифрового века».

3. http://school-collection.edu.ru  - Коллекция цифровых образовательных ресурсов.

4. http://www.electroniclibrary21.ru  - Электронная  библиотека

 

- нормативно-правовая база:

1.      Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. N 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020г. №533);

3.      Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

4.      Приказ Министерства образования Приморского края от 31.03.2022 г. № 23а-330 «Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

 - список электронных источников для педагога:

http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).

 http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представлены дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей.  "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).

http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).

http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).

httpHYPERLINK"http://www.ecoanalysis.orc.ru/"://HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"ecoanalysisHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"orcHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"ru  (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).

ttp://www.ecolife.org.ua  (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).

http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html(Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").

http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).

http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).  

http://ecoportal.ru/  (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )

 

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Система оценки образовательных и личностных результатов:

· наблюдение (на каждом занятии)

· тестирование (промежуточная и итоговая аттестация)

· выполнение практических работ

Контроль за знаниями и умениями, полученными обучающимися на занятиях, осуществляется в виде:

- проверки знаний на каждом занятии (в форме групповой или индивидуальной беседы);

- контрольного теоретического теста или практических проверочных работ в конце изучения темы;

- в конце всего курса – итоговая практическая работа.

 Для отслеживания результатов обучения применяется система проверочных работ по каждой теме. Проверочная работа может быть организована:

· в виде самостоятельной практической работы, в которой проверяется знания и навыки работы обучающихся по определенной теме программы;

 · в виде теста по теоретическому материалу, если изученная тема носит преимущественно теоретический характер.

 

Формы аттестации

Формы контроля успешности обучающихся и подведения итогов реализации программы:

Результативность работы планируется отслеживать в течение учебного года на занятиях путем педагогического наблюдения (развитие каждого ребенка и группы в целом).

Текущий контроль предполагается проводить на каждом занятии – подведение итогов с перспективой на будущее, диалоги, игры на развитие логики, внимания, памяти.

Промежуточный контроль проводится после изучения каждой темы – обобщающее повторение (проведение тестов на знание теоретического материала и практические задания).

Итоговый контроль предполагает анализ усвоения образовательной программы обучающимися.

Периодичность проверки образовательных результатов и личностных качеств, обучающихся:

 сентябрь – входной контроль (опрос, педагогическое наблюдение, тест «Экологическая грамотность»)

текущий контроль (наблюдение на каждом занятии, само- и взаимооценка)

декабрь – промежуточный контроль (практические задания»)

 апрель-май - итоговая диагностика (защита итоговой работы)

 

2.3 Методические материалы

При реализации программы используются различные методы обучения:

- по источнику знаний:

словесные – рассказ, беседа;

наглядные – показ, работа по образцу;

практические – упражнение, выполнение работы по алгоритму, схеме;

- по характеру познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный – применяется при обучении в сочетании с другими методами, когда все воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – учащиеся принимают участие в коллективном поиске, решают поставленные задачи совместно с педагогом;

продуктивный – придумывание упражнений, творческих заданий.

Методы воспитания

- метод создания воспитывающих ситуаций – перед учащимся встаёт проблема выбора определённого решения;

- ситуация успеха – предоставление каждому ребёнку максимальной возможности испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

Педагогические технологии

- игровые – организация активизирующей деятельности обучающихся;

- технология проблемного обучения – проблемное изложение программного материала;

- педагогика сотрудничества – совместный поиск истины, сотворчество;

- технология индивидуализации обучения – выбор способов, темпов, приёмов обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей;

- здоровьесберегающие технологии – формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в жизни;

- информационно-коммуникационные технологии – формирование положительного отношения к учебной деятельности через просмотр презентаций, выполнение обучающимися упражнений, творческих заданий на компьютере;

- технология индивидуального обучения – выбор способов, темпов, приемов обучения, обусловленный индивидуальными особенностями детей;

Алгоритм учебного занятия

Занятия по данной программе имеют форму комбинированных занятий, которые проводятся согласно расписания, во время их проведения учитывается то, что детям приходится работать за компьютером, поэтому режим занятий строится так, чтобы нагрузка на учащихся не была слишком большой. Работа за компьютером прерывается обсуждениями, беседами, физ. минутками, чтобы занимающиеся могли отдохнуть от компьютера. На каждом занятии даются задания на развитие логического мышления, смекалки, памяти, зрительного и слухового восприятия.

Практические занятия по закреплению умений и навыков работы проходят в форме творческих занятий, занимают около 80 % от всего времени занятия.

Обучение ведется в течение года: 1 занятие в неделю.

 

 

2.4 Календарный учебный график

 

 

Этапы образовательного процесса

 

 

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

34

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

09.09.2021-23.12.2021

2 полугодие

13.01.2022-19.05.2022

Возраст детей, лет

13-16

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

1 раз/нед

Годовая учебная нагрузка, час

34

 

 

 

2.5 Календарный план воспитательной работы

 

№ п.п.

Мероприятие

Срок проведения

1

 «Социальный опрос как одна из форм информирования населения о состоянии окружающей среды».

сентябрь

2

Работа над проектом озеленения с. Камень- Рыболов».

октябрь

3

Создание и защита проектов «Экологические проблемы Ханкайского района».

октябрь

4

ИГРА- Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Профессия - врач-диетолог

ноябрь

5

Беседа- диалог.  Иммунитет. Детские инфекционные заболевания. История становления иммунологии как науки. Короновирус

декабрь

6

Беседа с просмотром видео .Пути решения проблемы иммунопрофилактики. ВИЧ-инфекция.

январь

7

Беседа с просмотром фильма. Наука будущего. Биотехнология. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом.

февраль

8

Беседа с просмотром видео материала. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование.

март

9

Урок- Игра. Свет мой, зеркальце, скажи... Заболевания кожи. Косметические средства и их рациональное использование. Врач-косметолог.

апрель

10

Беседа с просмотром видеоматериала. Старые и новые загадки мозга. Физиология сна.

май

 

Список литературы

1.Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод, пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.

2.Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.: Московский городской психолого-педа­гогический институт, 2000.

3.Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита терри­тории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гри­нин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000

4.Данилов-Данилъян В. И. Экологическая безопасность: об­щие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Да-нильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.

5.Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учи­теля к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятков­ская. — М.: Образование и экология, 2008.

6.Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология,2009.

7.Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлеб-ный. — М.: Педагогика, 1999.

8.Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.

9.Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.

10.Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерак­тивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просве­щение, 2009.

Для учащихся:

1.Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1—3.

2.Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и под­ростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995.

3.Дзятковская Е. Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4—5 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и эколо­гия, 2008.

4.Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о пове­дении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Доль­ник. - М.: 1ЛНКА РКЕ88, 1996.

5.Рянжин С. В: Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996.

6.Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.

7.Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997.

8.Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: спра­вочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Би-бинформ, 2007.

9.Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; веду­щий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология.

10.Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. А. Е. Чижевский. — М.: АСТ, 1997.


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования Администрации

Управление образования Администрации

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Набор в группы носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей (законных представителей)

Набор в группы носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей (законных представителей)

Развить у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы; 5

Развить у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы; 5

Теоретические сведения: Вводный инструктаж по

Теоретические сведения: Вводный инструктаж по

Практические занятия: Практическая работа №6 «Выпуск информационного листка»

Практические занятия: Практическая работа №6 «Выпуск информационного листка»

Свет мой, зеркальце, скажи...» ( 6 часов)

Свет мой, зеркальце, скажи...» ( 6 часов)

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты:

Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), -

Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), -

Письмо Минобрнауки России от 18

Письмо Минобрнауки России от 18

Для отслеживания результатов обучения применяется система проверочных работ по каждой теме

Для отслеживания результатов обучения применяется система проверочных работ по каждой теме

Педагогические технологии - игровые – организация активизирующей деятельности обучающихся; - технология проблемного обучения – проблемное изложение программного материала; - педагогика сотрудничества – совместный поиск истины,…

Педагогические технологии - игровые – организация активизирующей деятельности обучающихся; - технология проблемного обучения – проблемное изложение программного материала; - педагогика сотрудничества – совместный поиск истины,…

Работа над проектом озеленения с

Работа над проектом озеленения с

Ч. 1—3. 2. Асланиди К. Б . Экологическая азбука для детей и под­ ростков /

Ч. 1—3. 2. Асланиди К. Б . Экологическая азбука для детей и под­ ростков /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2023